Деятельностный подход на уроках математики как продуктивный метод формирования социализации обучающихся с нарушением интеллекта.
методическая разработка
Данная работа содержит конспект выступления на методическом объединении педагогов под названием "Деятельностный подход на уроках математики как продуктивный метод формирования социализации обучающихся с нарушением интеллекта".
Скачать:
Предварительный просмотр:
Деятельностный подход на уроках математики как продуктивный метод формирования социализации обучающихся с нарушением интеллекта.
В условиях современного мира особое значение имеет проблема социализации детей в обществе - выбор профессии, определение идеалов, личностное становление, но особенно это проблема стоит перед детьми с ограниченными возможностями здоровья. Социализация детей с ОВЗ заключается в принятии таких детей в общество. Одним из условий успешной социализации этих детей является подготовка их к самостоятельной жизни, поддержка и оказание им помощи при вступлении во «взрослую жизнь».
В основу ФГОС нового поколения положены деятельностный и дифференцированный подходы. Осуществление этих подходов предполагает, в том числе, и «развитие личности обучающихся с ОВЗ в соответствии с требованиями современного общества, обеспечивающими возможность их успешной социализации и социальной адаптации». Деятельностный подход предусматривает использование таких форм, приемов и методов педагогической работы, в результате которых «рождался бы … Человек, способный выбирать, оценивать, программировать и конструировать те виды деятельности, которые адекватны его природе, удовлетворяют его потребности в саморазвитии, самореализации». Таким образом, основная идея деятельностного подхода заключается в том, что в результате обучения у человека формируются способность и готовность к эффективной и продуктивной деятельности в различных социально-значимых ситуациях.
Деятельностный подход к обучению лиц с нарушением интеллекта предполагает:
- наличие у детей познавательного мотива (желания узнать, открыть, научиться) и конкретной учебной цели (понимания того, что именно нужно выяснить, освоить);
- выполнение учениками определённых действий для приобретения недостающих знаний;
- выявление и освоение обучающимися способа действия, позволяющего осознанно применять приобретённые знания.
Каждый ребёнок от рождения наделён одному ему
свойственным потенциалом развития, и этот потенциал может развиться только в процессе собственной деятельности. Принцип деятельности позволяет включить в работу максимальное количество анализаторов: двигательных, зрительных, слуховых – это значительно активизирует познавательную деятельность обучающихся, а участие детей в открытии новых знаний, в составлении памяток и алгоритмов способствует развитию творческой активности и познавательных интересов, формирует желание учиться.
Основная идея, заложенная в принцип деятельности: новые понятия и отношения между ними не давать в готовом виде, а «открывать» их в процессе самостоятельной деятельности обучающихся . Учитель лишь направляет эту деятельность и подводит итог, давая точную формулировку и знакомя с обозначением. Реализация принципа деятельности даёт возможность систематически повторять, усложнять постепенно, расширять и углублять ранее полученные знания, повышать уровень их осознанности обучающимися.
Задача учителя при введении нового материала заключается в организации исследовательской работы детей (с учетом их интеллектуальных возможностей) так, чтобы дети сами «додумались» до решения проблемы урока и сами объяснили, как надо действовать в новых условиях.
Известно, что одним из путей организации учебной деятельности на уроке является постановка учебной задачи. Поставить учебную задачу - значить помочь обучающимся самим сформулировать либо тему урока, либо сходный с темой вопрос, ответ на который выведет на тему урока.
Три варианта постановки учебной проблемы на уроке:
- Сообщение темы урока в готовом виде, но с применением мотивирующего приема.
- Подводящий к теме диалог. Обучающимся предлагается система посильных вопросов и заданий, которые шаг за шагом приводят детей к осознанию темы урока. Этот вариант не требует создания проблемной ситуации, хорошо выстраивается «от повторения».
- Создание проблемной ситуации. Обучающимся предлагается вопрос или практическое задание на новый материал. У школьников появляется самостоятельность в выборе действий - каждый идет своим путем, возникают разные мнения. Иногда задание невыполнимо вообще. Оно не получается, вызывая у ребенка затруднение.
Наиболее успешным было применение третьего варианта. Так, на уроке математики в 6 классе по теме «Сложение и вычитание смешанных чисел» возможно применение деятельностного подхода через создание проблемной ситуации.
ФОРМУЛИРОВАНИЕ ПРОБЛЕМНОЙ СИТУАЦИИ
Учитель | Ученики |
- Выполните сложение 6⅛ + 2⅜ | Выполняют действие, озвучивают ход решения и результат. 84/8 |
- Найдите разность 2 – 5/8 - Выполнили задание? - Почему? | Оказываются в затруднении - Нет - Не знаем, как делать. |
С первым заданием дети справляются. А второе задание выполнить не могут. Задаю наводящие вопросы: Чем это задание отличается от остальных? Фиксируем где и почему возникло затруднение. Проблемная ситуация определена и начинается поиск решений. На следующем этапе происходит освоение школьниками новых знаний в результате совместных действий. Моя задача - помочь ученикам открыть новые знания. Предлагаю решить практическую задачу: каждому ученику выдается по две «булки хлеба» (хлеб выполнен из пластилина) и условие задачи. «Мама купила две булки хлеба. На обед она порезала одну булку хлеба на 8 кусочков. 5 кусочков хлеба за обедом съели. Сколько хлеба осталось на ужин?». Школьники уверенно делят одну «булку» на восемь частей и убирают пять кусочков. Ответ получается у всех правильный: одна «булка» и 3 кусочка. Прошу записать это действие при помощи дробей. В большинстве случаев ученики записывают так: 2 – 5/8 = 13/8. Прошу расписать действие подробно: 2 – 5/8 = 18/8 -5/8 =13/8. Дети самостоятельно приходят к выводу, что целое число нужно заменить дробью.
Школьники с отклонениями в развитии быстрее и легче запоминают материал с опорой на наглядность. На этапе первичного закрепления использую работу в парах. Организуется помощь сильными учащимися более слабым одноклассникам. Такая работа полезна обоим ученикам: первому важно уметь объяснять понятно, владеть алгоритмами решения тех или иных задач. Второй - получает возможность понять непонятное, подняться в своем уровне развития. Понимание детьми, что они сами достигли результата, что смогли помочь своим одноклассникам, повысило их самооценку. Замечательно, когда дети в процессе обучения открывают что-то новое для себя.
После окончания школы наши выпускники в силу психофизических особенностей часто остаются без средств к существованию. Не все работодатели готовы нанять такого работника. Поэтому передо мной, как учителем математики, стоит задача добиться овладения обучающимися системой доступных математических знаний, умений и навыков, необходимых в повседневной жизни и в будущей профессии, так прочно, чтобы они стали достоянием обучающихся на всю жизнь. Включение в уроки математики некоторых элементов экономических понятий, сочетающих в себе интеграцию и координацию знаний по математике, труду и социально - бытовой ориентировке, способствует более успешному усвоению обучающимися учебного материала, тем самым подготавливая их и социализируя к самостоятельной жизни.
При планировании в своей работе использую задания, направленные на:
1) формирование экономических понятий, раскрытие экономической сути вопросов быта, производства, сельского хозяйства, сферы торговых отношений;
2) успешную адаптацию в быту, включение в производственную деятельность.
Первое, на что нужно обратить внимание, - это знакомство обучающихся с важными понятиями, необходимыми для всей последующей работы: экономика, бюджет, доходы, расходы, налог, абонент, льгота, счётчик, коммунальные услуги и др. Затем в работу обучающихся постепенно включаются задания, в содержании которых идёт речь о производстве, стоимости, об условиях труда и его оплаты, формировании семейного бюджета и рациональном его использовании.
Например,
- Задачи на вычисление оплаты по показаниям счётчика электроэнергии, холодной и горячей воды, газа.
Обучающиеся учатся ориентироваться в тарифах, видах услуг и единицах измерения на каждый вид услуги. Необходимо говорить обучающимся об экономии. При установке счётчиков и бережливом отношении к природным ресурсам мы экономим денежные средства.
- Задачи на вычисление оплаты коммунальных услуг.
- Задачи на вычисление различного рода налогов.
- Задачи на вычисление процентных ставок в различных банках.
(Например, «Банк выплачивает 9% (12%) годовых по вкладам. Какая сумма будет на вашем счете через год, если вы положите 5 000р. и не будете снимать деньги со счета?»)
- В активный словарь учащихся вводятся понятия: «коммунальные услуги», «абонентская плата», «техобслуживание», «тарифы», «льготы», «субсидии», «наем жилья», «себестоимость», «договор», «электроэнергия», «кабельное телевидение», «штрафы», «пени».
На своих уроках мы с учениками учились составлять или заполнять платежные квитанции за потребленные электроэнергию, отопление, холодную воду. Учились составлять технологические карты по приготовлению блюд, рассчитывать количество таких блюд, учились рассчитывать количество краски для ремонта комнаты, а для этого выполняли необходимые измерения и вычисляли площадь стен и пола комнаты. На уроках мы часто говорим об особенностях разных профессий, решая при этом практические задачи, которые могут встретиться во взрослой жизни.
Актуально на сегодняшний день научить обучающихся сравнивать и выбирать, как сэкономить, выбирая оплату коммунальных услуг по тарифу или по индивидуальным счётчикам, установленным в квартире. Покупать продукты: на рынке, супермаркетах или магазинах типа «Эконом».
Говоря о деятельностном подходе в образовании, нельзя отрывать это понятие от воспитательного процесса. Внеурочная деятельность, как и деятельность обучающихся в рамках уроков, направлена на достижение результатов освоения основной образовательной программы. Но в первую очередь – это достижение личностных и метапредметных результатов. В совокупности, всё это способствует коррекции недостатков познавательной деятельности личности обучающихся с отклонениями в развитии, а также их более успешной социализации.
Таким образом, деятельностный подход означает, что в центре обучения находится личность, её мотивы, цели, потребности, а условием самореализации личности является деятельность, формирующая опыт и обеспечивающая личностный рост.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
РЕАЛИЗАЦИЯ СИСТЕМНО-ДЕЯТЕЛЬНОСТНОГО ПОДХОДА НА УРОКАХ БИОЛОГИИ ЧЕРЕЗ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МЕТОДА ПРОБЛЕМНОГО ОБУЧЕНИЯ
В статье рассматриваются общие принципы метода проблемного обучения и пути его реализации на уроках биологии....
«Системно – деятельностный подход на уроках английского языка как средство формирования универсальных учебных действий младших подростков»
Как образно замечает Л.С.Выготский, “учитель должен быть рельсами, по которым свободно и самостоятельно движутся вагоны, получая от них только направление собственного движения”. Его главная стратегич...
Применение системно - деятельностного подхода на уроках с целью сохранения и укрепления здоровья обучающихся
Состояние здоровья подрастающего поколения – важный показатель благополучия общества. Трудовые ресурсы страны, ее безопасность, политическая стабильность, экономическое благополучие и морально – нравс...
Применение системно - деятельностного подхода на уроках с целью сохранения и укрепления здоровья обучающихся
Состояние здоровья подрастающего поколения – важный показатель благополучия общества. Трудовые ресурсы страны, ее безопасность, политическая стабильность, экономическое благополучие и морально – нравс...
Технология и реализация деятельностного подхода на уроках математики как метод повышения качества знаний.
самообразование по теме: "Технология и реализация деятельностного подхода на уроках математики"...
Общественный опрос как метод формирования социализации обучающихся.
В данной статье описывается метод проведения общественного опроса, рассматриваются результаты практических исследований....
Реализация системно - деятельностного подхода на уроках английского языка с целью формирования коммуникативной компетенции обучающихся.
Первой содержательной линией учебного предмета «Иностранный язык» являются коммуникативные умения в основных видах речевой деятельности, второй – языковые средства и навыки оперирова...