Проектирование метапредметных УУД
статья (10 класс)
Отчет о работе проблемной группы, работающей по проектированию метапредметных УУД
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proektirovanie_metapredmetnyh_uudvyst._probl._gr.odt | 18.83 КБ |
Предварительный просмотр:
Выступление Лопатиной Г.В.
Наша творческая группа работала в течение года по теме «Проектирование УУД учащихся:
(познавательные УУД, коммуникативные УУД, регулятивные УУД, то есть метапредметные): от действия к мысли
Цель: создание условий для гармонического развития личности и ее самореализации.
Задачи:
- Пересмотреть современные подходы к содержанию и результатам образования.
- Научить ребенка самостоятельно осуществлять деятельность учения.
3.Обучать планированию (учащийся должен уметь четко определить цель, описать основные шаги по достижению поставленной цели).
4.Формировать навыки сбора и обработки материалов (учащийся должен уметь выбрать нужную информацию и правильно ее использовать).
5. Развивать умения анализировать свою деятельность.
4.Изучать имеющуюся по проблеме методическую литературу и передовой опыт педагогов-практиков.
5.Разработать проекты (модели, рекомендации, программы и т.д.), обеспечивающие решение проблемы.
6. Проанализировать эффективность их внедрения.
Николай Александрович .А.Рубакин , русский писатель, книговед писал:«Жизнь на уроке должна стать подлинной.
Сделать ее такой – задача каждого из нас»
«Нужно, чтобы дети, по возможности,учились самостоятельно, а учитель руководил этим самостоятельным процесом и давал для него материал»
В настоящее время все чаще приходится говорить о том, что традиционный подход к обучению не оправдывает себя, что учащиеся способны в основном только к воспроизведению знаний, переданных им учителем, а применить их в практической жизни они не в состоянии. Ученик как бы усваивает знания, заучивает основные правила, но, сталкиваясь с реальными жизненными ситуациями, не может применить эти знания.От признания знаний, умений и навыков произошел переход к пониманию обучения как процесса подготовки учащихся к реальной жизни, готовности к тому, чтобы занять активную позицию , успешно решать жизненные задачи, быть готовым к быстрому переучиванию в ответ на обновление знаний и требования рынка труда.
В чем заключается задача школы? Формирование у каждого ребенка умения учиться- учить себя. Приоритетная цель школьного образования : развитие у ученика способности самостоятельно ставить учебную задачу, проектировать пути их реализации, контролировать и оценивать свои достижения. Учащийся - «архитектор» и «строитель» образовательного процесса.Достижение этой цели становится возможным благодаря формированию системы универсальных учебных действий.
Сегодня образование требует новых подходов, которые заложены в государственных стандартах второго поколения.Сегодня ФГОС выдвигает требования к формированию у школьников универсальных учебных действий, которые должны стать базой для овладения ключевыми компетенциями, составляющими основу обучения.
Сегодня заявлен запрос не просто на человека, а на Личность, которая должна обладать целым набором качеств:
-самостоятельность в принятии решений и выборе;
-умение отвечать за свои решения;
-способность нести ответственность за себя и за близких;
-готовность к действиям в нестандартных ситуациях;
-обладание приемами учения и готовность к постоянной переподготовке;
-обладание набором компетенций, как ключевых, так и по различным областям знаний и т.д.
Понятно, что задача вырастить за годы школьной учебы личность с такими качествами крайне сложна, но не будем забывать, что другого пути, если мы хотим жить в правовом обществе, у нас нет. А новые цели требуют новых подходов к их реализации.
Вот почему перед школой остро встала и в настоящее время остаётся актуальной проблема самостоятельного успешного усвоения учащимися новых знаний, умений и компетенций, включая умение учиться. Большие возможности для этого предоставляет освоение универсальных учебных действий (УУД).
Функции УУД включают:
- обеспечение возможностей учащегося самостоятельно осуществлять деятельность учения, ставить учебные цели, искать и использовать необходимые средства и способы их достижения, контролировать и оценивать процесс и результаты деятельности;
- создание условий для гармоничного развития личности и ее самореализации на основе готовности к непрерывному образованию;
- обеспечение успешного усвоения знаний, умений и навыков и формирование компетентностей в любой предметной области.
«Сценарий урока нужно составить таким образом, чтобы поставить ребенка на порог открытия, создать ситуацию неустойчивости, которая заставит ребенка сделать первый шаг в направлении открытия, и дать инструментарий для анализа своих шагов»
УУД обеспечивают этапы усвоения учебного содержания и формирование психологических способностей учащегося. В широком смысле слова «универсальные учебные действия» означают саморазвитие и самосовершенствование путём сознательного и активного присвоения нового социального опыта.
Что мы сделали, чтобы реализовать свой план и решить поставленные нами задачи:
1.Изучили имеющуюся по проблеме методическую литературу различного содержания и передовой опыт педагогов-практиков
Асмолов А.Г. Формирование универсальных учебных действий в основной школе: От действия к мысли. ... Гайворонская Н.И. Формирование УУД младших школьников через исследовательскую деятельность/
Н.И. Коломыйцова И.Н. Формирование универсальных учебных действий на уроках и во внеурочное время
Попова Н.Е., Еремина Интеграция (включение детей с ОВЗ в окружающую среду)универсальных учебных действий учащихся в соответствии с требованиями ФГОС
Субботина А.О. Формирование коммуникативных универсальных учебных действий в соответствии с требованиями - формирование опыта самостоятельной деятельности и личной ответственности обучающихся;
- Обсудили выступление членов проблемной группы:
Лопатиной Г.В. по теме «Современный урок в школе с позиций формирования прочных УУД»; Смотрина И.Д.«Внедрение современных инновационных технологий в формировании УУД как условие успешной реализации ФГОС»; Духнова С.Г. по теме «Формирование коммуникативных УУД учащихся с помощью ИКТ в условиях реализации ФГОС»; провели заседание круглого стола на тему «Формирование познавательных и регулятивных УУД у учащихся среднего звена», где учителя Худорожкова Е.В., Волкова Е.Н. поделились своими знаниями и опытом по этому вопросу.;
обсудили вопрос о современных формах работы с учащимися с целью формирования УУД.
3. Разместили методические материалы в печатные издания, в сети Интернет
4.Чтобы определить уровень сформированности познавательных компетенций учащихся нашей школы на основе технологической карты, мы провели анкетирование, в котором приняли участие все учителя нашей школы. О результатах познакомит вас чуть позже Братцева Н.Н.
Об условиях, которые должен создать учитель на уроке для формирования и развития УУД, напомнит вам Смотрина И.Д., а Худорожкова Е.В. познакомит вас со способами (алгоритмами) формирования УУД.
Не все задуманное нам удалось осуществить, немало было вопросов, встречались с трудностями в их решении, поэтому в следующем году мы планируем выпустить рекомендации по внедрению современных инновационных технологий в учебный процесс с целью формирования УУД как условие успешной реализации ФГОС»( для учителей Центра». Кроме того, обязательно нужно продолжить работу в накоплении опыта по теме «Современные формы работы с учащимися с целью формирования УУД»
Проектирование уроков по формированию УУД – дело непростое, но сегодня – это требование времени. А мы должны идти в ногу со временем, чтобы дети были востребованными, так как современное общество запрашивает человека обучаемого, способного самостоятельно учиться и многократно переучиваться в течение всей жизни.
Главное для учителя - помнить, что все учащиеся - звезды, маленькие и большие, близкие и далекие, но одинаково красивые. Каждая звездочка выбирает свою траекторию полета. Каждая звездочка мечтает сиять.
В заключение хочется поделиться с вами методом 6 шляп мышления, который мы пытались использовать в течение этого учебного года.
Огромный вклад в популяризацию творческого мышления внёс британский психолог и писатель Эдвард де Боно. Так предложенный им 30 лет назад метод мышления « 6 шляп» широко используется в совершенно разных сферах, в том числе и в Образовании.
Суть его в том, чтобы уйти в обсуждениях от принятой нами модели спора, вместо этой модели Де Боно предлагает совсем другой подход. Он назвал этот метод методом параллельного мышления или «методом 6 шляп мышления». Этот метод позволяет рассмотреть ситуацию с разных сторон и учесть все аспекты, важные для принятия решения.
БЕЛАЯ ШЛЯПА – символ информации. Вы сосредоточенны только на фактах.
Какой мы обладаем информацией? Какая нам нужна информация?
КРАСНАЯ ШЛЯПА – символизирует чувства, эмоции и интуицию. В красной шляпе вы можете свободно выражать свои эмоции, ничего не объясняя и не оправдываясь.
ЖЕЛТАЯ ШЛЯПА – эта шляпа оптимистов, о ней мы всегда забываем, в нашем мышлении, к сожалению, часто перекат в сторону негативизма.
Почему это стоит делать? Каковы преимущества? Почему это можно делать? Почему это сработает?
ЧЁРНАЯ ШЛЯПА – эта шляпа критиков. Это основа спора и образ мышления западной цивилизации. Это очень полезная шляпа. Она оберегает нас от опрометчивых решений. Правда ли это? Сработает ли это? В чем недостатки? Что здесь неправильно?
ЗЕЛЁНАЯ ШЛЯПА- это приглашение к творческому мышлению. В этой шляпе,
отбросив критику , мы ищем только альтернативные варианты. В этой шляпе мы видим только положительные стороны. Каковы альтернативы? Каковы некоторые из возможных решений и действий? Анализ.
СИНЯЯ ШЛЯПА - время подводить итоги. Представитель этой шляпы , выслушав мнения всех подгрупп, констатируют факты, подводят общую черту. Чего мы достигли? Что нужно делать дальше? Выводы, подведение итогов, планы на будущее и надежда на самое хорошее и светлое, чего желает наша проблемная группа всем членам коллектива.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Сценарий урока «Способы первичной обработки текста» курса "Основы проектирования" в 10 классе
Сценарий урока «Способы первичной обработки текста» разработан в рамках курса «Основы проектирования» в 10 классе, является первым уроком темы «Источники информации и способы работы с ними», направ...
Творческое проектирование. Экологическое и экономическое проектирование.
Презентация является сопровождает пояснение учителя, позволяет наглядно ознакомить с некоторыми разделами творческого проекта....
Занятие по дисциплине Основы проектирования БД на тему "Проектирование базы данных: построение инфологической модели предметной области"
Тема занятия: Проектирование базы данных: построение инфологической модели предметной области. Специальность: 230401 Информационные системы (по отраслям).Тип занятия: применение знаний и уме...
Педагогическое проектирование образовательных ресурсов. Проектирование учебника китайского языка
В настоящее время идет процесс понимания важности изучения иностранного языка и потребности пользоваться им как средством общения, познания, самореализации и социальной адаптации. Иностранный язык...
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА УРОКА на тему: «Основные художественные принципы и композиционные средства, учитываемые при проектировании комплектов «индивидуальный гардероб» по дисциплине «Художественное проектирование одежды» для специальности 262019 «Конс
Настоящая методическая разработка может быть предложена преподавателям профелирующего учебного заведения СПО. Представляет собой учебно-методический комплект урока, где использован ...
Рабочая программа по предмету "Основы художественного проектирования" Профессия "Вышивальщица". План организации внеурочной работы. Разработка урока на тему "Городецкая роспись" Предмет "Проектирование художественной вышивки"
Разработка урока на тему "Городецкая роспись".Предмет "Проектирование художественной вышивки"Рабочая программа по предмету "Основы художественного пректирования". Професс...
Обобщение опыта. Метод проектов в дистанционном обучении и на уро-ках ИЗО. Методические разработки по проектированию для учителей и обучаю-щихся. Использование возможностей приложения ZOOM в дистанционном обу-чении и в проектировании.
В данной статье представляю опыт применения технологии «метод проектной деятельности» на уроках изобразительного искусства. Активно использовать проектный метод обучения начала уже в 2005 ...