Выступление на районном конкурсе "Учитель года"
методическая разработка
«Система блиц-обучения как эффективный инструмент осознанных двигательных действий».
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
metodicheskiy_seminar_itchenko_s.d.docx | 25.08 КБ |
itchenko_s.d._mbou_izluchinskaya_onsh.pptx | 1.69 МБ |
Предварительный просмотр:
Добрый день, уважаемые члены жюри и участники конкурса!
Итченко Светлана Дмитриевна, учитель физической культуры Излучинской начальной школы
Тема выступления:
Слайд 1
«Система блиц-обучения как эффективный инструмент осознанных двигательных действий».
Древняя восточная мудрость гласит: « Чтобы воспитать хорошего человека, надо ежедневно в течение 10 лет давать ребенку четыре урока:
здоровья, мудрости, любви и труда»
Слайд 2
В представленной работе раскрыты пути решения актуальной, на наш взгляд, проблемы – потери смысла физической активности, которая обостряется с каждым годом вследствие бурных технократических изменений в мире и ведет к гиподинамии.
Слайд 3
Гиподинамия – нарушение функций организма (опорно-двигательного аппарата, кровообращения, дыхания, пищеварения) при ограничении двигательной активности.
Слайд 4
Занимаясь решением этой проблемы через интеграцию в образовательное пространство школы системы блиц-обучения, направленной на работу с осознанностью движения, на восстановление физической активности обучающихся, укрепление и сохранение индивидуального здоровья. Система блиц-обучения выстроена с учетом требований федеральных государственных образовательных стандартов в области физической культуры, ключевая идея которых – осознание обучающимися значимости физического воспитания для дальнейшей практической деятельности.
Слайд 5
Поэтому цель выступления: представить систему блиц-обучения, позволяющую работать с осознанностью движения и восстанавливать физическую активность обучающихся, способствующую укреплению и сохранению здоровья.
Исходя из основной цели, поставлены следующие задачи:
♦ сформулировать ключевую проблему, приводящую к снижению активности;
♦ проанализировать причины и следствия проблемы;
♦ представить методику системы блиц-обучения;
♦ раскрыть перспективы развития системы и возможности ее распространения.
Слайд 6 – 7
В опыте представлено мое понимание работы со смыслами, основанное на методологии системно-деятельностного подхода, раскрываются причины потери смысла физической активности, приводятся наиболее болезненные следствия этого процесса, перечисляются необходимые условия для создания в образовательном пространстве места, где становится возможным восстановление смысла, значимости реального действия и движения.
Слайд 8
Основой методического опыта является 1 образовательное пространство, 2 труды ученых и 3 авторов учебных пособий.
Слайд 9
Блиц – обучение (с точки зрения практики) – это источник открытия новых способов действия, направленных на осознанное освоение наиболее эффективного способа действия, а также освоение новых двигательных действий по принцу от простого к сложному.
Слайд 10
Ключевое место отводится описанию технологии блиц-обучения, которую на данном этапе составляют три методики: методика освоения нового способа действия; методика корректировки привычного, но малоэффективного способа действия; методика освоения эффективного способа действия.
Слайд 11
Методика освоения нового способа действия применяется, когда человек впервые сталкивается с незнакомым, сложно-координированным двигательным действием, которое необходимо освоить. Разберем ее на примере обучения игры в баскетбол.
Педагогические наблюдения показывают, что в игре основные ошибки – технические (передача и ловля мяча, нарушение правил неправильного ведения мяча). Чтобы преодолеть данные ошибки разработала комплекс подводящих игр «Перехвати мяч», «Борьба за мяч», «Мяч ловцу», «Мяч в кольцо», «Пятнашки с мячом», сохраняющих основы игры в баскетбол и способствующих поэтапному её освоению. Каждая игра характеризуется следующими требованиями:
1. В игре используются только технико-тактические действия и правила баскетбола.
2. От игры к игре расширяются игровые действия, углубляется точное соблюдение правил игры
3. Все игры взаимосвязаны и взаимозависимы.
Таким образом, обучение одной подводящей игре всецело зависит от освоения предыдущей игры.
1 Второй шаг – распознавание обучающимися понятных им элементов движения: положение ног, рук и пр. 2 Ученики предлагают варианты и 3 отрабатывают подводящие упражнения, состоящие из отдельных, известных им элементов (синхронность чередования шагов и движений рук, расположением партнеров, соперников и ориентировка на щит). Целесообразно переключать зрительный контроль с мяча на поле и обратно. Учитель дополняет и усложняет эти упражнения. Продолжительность этапа – 5-10 минут. 4 Следующий этап методики направлен на выделение фаз движения, выстраивание их логики и отработки. Важным шагом этапа является нахождение ключевого элемента фазы движения, т.е. контрольной точки. Контрольная точка – элемент фазы движения, отсутствие или нарушение, которого резко снижает эффективность движения. Так, например, при обучении ловле и передаче мяча, выделяют такие контрольные точки, как:
1. Передача и ловля мяча различными способами на месте, с шагом и с поворотом на втором шаге.
2. То же, но с обманными движениями с мячом
3. То же, но с поворотами на месте
4. То же, но со сменой мест.
5. То же, но с ловлей мяча в движении и остановкой прыжком или в шаге.
- Упражнение. Стоя на одном месте. Ведение мяча вокруг корпуса.
- Упражнение. Также стоя на одном месте. Ведения мяча в баскетболе между и вокруг ногами.
- Упражнение. Стоя на одном месте. Ведем мяч с разным по высоте отскоком. Пару ударов мячом с высотой отскока 55-85 см и быстрый переход на ведение с отскоком 10-20 см.
- Упражнение. На месте. Максимально частое ведение мяча то одной, то другой рукой.
- Упражнение. Ведение двух мячей на месте.
- Упражнение. Выполняется сидя на скамье. Максимально низкое ведение, с отскоком не более 7 см.
- Упражнение Ведение мяча в полуприседе.
- Упражнение. Быстрая ходьба с ведением мяча.
- Упражнение. Ведение, с высоким подниманием бедра.
- Упражнение. Ведение мяча, сидя на полу.
- Упражнение. Ведение мяча в баскетболе на большой скорости влево, вправо, вперед, назад.
Хронометраж этого этапа зависит от количества фаз и сложности самого движения.
5 Третий этап нужен для точно отработанных фаз в самостоятельное целостное движение в мыслительном и деятельностном пространстве. 6 Последний шаг данного этапа – рефлексия выполнения нового действия через контроль и самоконтроль: самостоятельный внутренний контроль (ощущения своего тела), контроль при помощи напарника. Данный этап предполагает наличие рефлексивных возвратов к отработке фазы движения в случае отсутствия или неправильного выполнения контрольных точек. 7 Завершение методики предполагает закрепление целостного двигательного действия, его презентацию и дальнейшее самосовершенствование. Продолжительность реализации всей методики зависит от сложности освоения нового способа действия и количества учащихся в группе (до 25 человек).
- Знакомство с образом действия, с образцом
- Отработка простых действий в качестве подводящих упражнений
- Выделение ключевых (контрольных) точек и вспомогательных элементов в фазе, выстраивания их согласно логике
- Отработка фазы
- Самостоятельное выполнение целостного действия
- Рефлексия выполнения нового действия
- Закрепление и совершенствование нового способа действия
Слайд 12
Методика корректировки привычного, но малоэффективного способа действия используется, когда на привычный способ выполнения движения (бег, прыжки, бросок мяча в цель и т.д.) затрачивается много усилий, которые не приводят к освоению техники. Рассмотрим методику на конкретном примере – подтягивание на перекладине.
Сначала обучающийся демонстрирует привычный способ выполнения упражнения. Далее просматривает эталонное выполнение. Сопоставляя свой и эталонный способы, он выделяет отсутствующий или неправильно выполняемый элемент – в нашем случае, это может быть отталкивание от шведской стенки или раскачивание. Затем обучающийся подбирает и отрабатывает подводящие упражнения для качественного выполнения найденного ключевого элемента. После этого он вновь совершает целостное двигательное действие и проводит его рефлексивный анализ. В случае ошибочного выполнения обучающийся возвращается либо к выполнению подводящих упражнений, либо на этап поиска другого отсутствующего или неправильно выполняемого элемента. Если движение соответствует схеме эталона, то ученик переходит на этап совершенствования и формирования двигательного навыка.
- Демонстрация привычного способа действия
- Сравнение привычного способа действия с эталоном
- Выделение отсутствующего или неправильно выполняемого элемента действия
- Отработка найденного элемента через подводящие упражнения
- Выполнение двигательного действия в полную силу
- Рефлексивный анализ изменения способа действия
- Совершенствование двигательного действия с последующим формированием навыка
Слайд 13
Методика освоения эффективного способа действия подходит для тех людей, которые уже владеют техникой выполнения двигательного действия и хотят на основании его развить в себе какое-либо физическое качество, например, силу, координацию, выносливость и др. Ключевым отличием методики является работа с индивидуальным запросом человека. Интегрально она состоит из двух больших блоков: проверка обучающегося на наличие техники и работа с критерием эффективности.
Основой первого блока является анализ техники выполнения элемента на предмет наличия всех контрольных точек. Если в технике движения отсутствует хотя бы одна контрольная точка, применяются другие методики. Во втором блоке работа с критерием эффективности (для каждого такой критерий индивидуален) раскладывается на ряд шагов: формулировка запроса (например, при помощи отжиманий развить взрывную силу); творческий поиск вариантов выполнения техники движения (отжимание на время, работа с набивным мячом и др.); апробация вариантов на практике, выбор и отработка максимально эффективного варианта.
Слайд 14
Интегрируя технологию блиц-обучения в образовательный процесс – как в урочную, так и во внеурочную деятельность, – мы получаем уже системный инструмент педагогического влияния. В урочной деятельности технология блиц-обучения реализуется на учебном предмете «Физическая культура» (мной разработана рабочая программа, утвержденная педагогическим советом). В урочной деятельности для решения учебных задач предмета «Физическая культура» и во внеурочной деятельности при проведении подвижных и спортивных игр более продуктивно использовать все методики.
Слайд 15-18
В работе представлены критерии эффективности системы блиц-обучения (координационные показатели, показатели гибкости, скоростно-силовые показатели), сформулированные на основании требований ФГОС. Для оценки достоверности результатов и эффективности методик блиц-обучения использовали методы математической статистики.
В заключении отмечу, что данная система является универсальным средством повышения двигательной активности, обретения осознанного подхода к движению и способствует формированию привычки к систематическому занятию физической культурой и спортом. Использовать эту систему могут учителя, родители, дети в любом образовательном пространстве.
Слайд 19
Вашему вниманию в презентации представлены перспективы работы по данной системы и распространение опыта.
Слайд 20
Спасибо за внимание!
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Почему эта тема важна? Сейчас есть выбор и созданы все условия … не двигаться Изменившиеся условия жизни, мощный научно- технический прогресс привели к снижению нагрузки более, чем в 90 раз. Физическая активность является одним из важнейших факторов, оказывающих положительное влияние на рост и развитие организма на всех этапах, начиная с внутриутробного периода и до самой старости.
Гиподинамия – болезнь развитой цивилизации
Ключевая проблема - потеря смысла физической активности
Цель: представить систему блиц-обучения, позволяющую работать с осознанностью движения и восстанавливать физическую активность обучающихся, способствующую укреплению и сохранению индивидуального здоровья. Задачи: ♦ сформулировать ключевую проблему, приводящую к снижению активности; ♦ проанализировать причины и следствия проблемы; ♦ представить методику системы блиц- обучения; ♦ раскрыть перспективы развития системы и возможности ее распространения.
Причины и следствия потери смысла физической активности Причины Следствия Личный пример родителей, который «убивает» в детях мотивацию к самостоятельным занятиям спортом Родители ограничивают детей из-за страха перегрузок, возможных травм Стереотип в физкультуре: повторение, копирование физических упражнений без осмысления самого действия Выраженный разрыв между знанием о необходимости физической активности и наличием физической активности в жизни Ложное представление о том, что лекарства и новые технологии могут заменить оздоровительный эффект от занятий физкультурой Избыточное и порой неоправданное использование лекарственных средств Изменившиеся условия жизни, процветание технологий, уводящих в виртуальность Снижение эффективности умственной деятельности и ограничение возможностей общего развития человека
Когда возвращаются смыслы? Тогда, когда есть …
Основа методического опыта
Блиц – обучение (в практике) – это источник открытия новых способов действия, направленных на осознанное освоение наиболее эффективного способа действия, а также освоение новых двигательных действий по принципу от простого к сложному.
Блиц - обучение
Методика освоения нового способа действия
Методика корректировки привычного способа действия
Методика освоения наиболее эффективного способа действия Переход на другую методику Продолжение методики
Блиц-обучение в системе физического воспитания
Блиц-обучение и ФГОС Личностные результаты Предметные результаты Метапредметные результаты Принятие и реализация ценностного и безопасного образа жизни, потребности в физическом совершенствовании, занятия спортивно-оздоровительной деятельностью. Умение использовать разнообразные формы и виды физкультурной деятельности для организации ЗОЖ, активного отдыха и досуга. Умение самостоятельно определять цели, планировать пути достижения и осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения Навыки сотрудничества со сверстниками, со взрослыми в любых видах деятельности. Владение техническими приемами и двигательными действиями, активное применение их в игровой и соревновательной деятельности. Умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата. Развитие эстетического сознания. Владение основными способами самоконтроля. Владение основами самооценки, навыками рефлексии
Эффективность и результативность
Эффективность и результативность
Эффективность и результативность
Перспективы и распространение опыта
Спасибо за внимание!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Выступление на районном методической объединении учителей ФК по теме: "Лечебное плавание как эффективное средство коррекции нарушения осанки и сколиоза" 08 ноября 2012 года
Сколиоз - прогрессивное заболевание, которое характеризуется дугообразным искривлением позвоночника во фронтальной плоскости......
Выступление на районном смотре-конкурсе "Учитель года-2013"
Здоровьесберегающие технологии на уроках музыки...
Мои выступления. Выступление на конкурсе "Учитель года 2015". Выступления в школе
24 декабря 2014 г. выступала с докладом "Обобщение опыта работы".В 2012 г я выступала на пед.совете и учредительном совете с докладом на тему: Эффективное применение на у...
Выступление на районном семинаре методического объединения учителей биологии Московского района города Нижнего Новгорода по теме "Роль школьных экологических экспедиций в развитии проектно-исследовательских компетенций учащихся".
В рамках проекта «Наша школьная страна», ДОО «Зелёная планета» и экологического кружка «Эколог» в июне 2014 года была организована летняя экологическая экспедиция на базе учебно-исследовательского пол...
Презентация к выступлению на районном конкурсе "Учитель года 2014"
Районный конкурс «Учитель года» проводится с целью выявления творчески работающих, талантливых педагогов, реализующих на практике идеи деятельностного подхода в обучении учащихся; формирования п...
Выступление на Районном семинаре «Роль дополнительного образования в творческом развитии учащихся». Тема выступления «Аэродизайн для младших школьников в сфере дополнительного образования».
Аэродизайн – это создание фигур и композиций из воздушных шаров, а также дизайн интерьеров и экстерьеров воздушными шарами.Воздушный шар живёт ярко и легко и … недолго. Как цветы, в своей одухотворённ...
Выступление на районном конкурсе "Учитель года - 2019"
Эссе "Через тернии к звездам"...