Формирование положительной мотивации через интеграцию литературы с другими образовательными дисциплинами
учебно-методический материал

Суржко Наталья Николаевна

Формирование положительной мотивации через интеграцию литературы с другими образовательными дисциплинами. Доклад по теме самообразования на заседании кафедры русского языка и литературы

Скачать:


Предварительный просмотр:

Министерство образования РФ

МОУ «Гимназия №11»

Кафедра русского языка и литературы

«Формирование положительной мотивации

через интеграцию литературы

с другими образовательными дисциплинами»

                             Выполнила

     учитель русского языка и литературы

                                                     Суржко Наталья Николаевна

Бийск

В современной школе приоритет приобрело формирование ключевых компетенций, а это возможно при активной позиции учащихся, которая обусловлена высоким уровнем мотивации.

Формирование положительной мотивации – это создание условий для появления внутренних побуждений (мотивов, целей, эмоций) к учению, осознания их учеником и дальнейшего саморазвития им своей мотивационной сферы. Формировать мотивацию – значит не заложить готовые мотивы и цели в голову учащегося, а поставить его в такие условия и ситуации развертывания активности, где бы желательные мотивы и цели складывались и развертывались с учетом и в контексте прошлого опыта, индивидуальности, внутренних устремлений самого ученика и целенаправленной деятельности учителя.

К видам мотивов можно отнести познавательные и социальные мотивы, имеющие разные уровни.

Познавательные мотивы:

  • широкие познавательные (ориентация на овладение новыми знаниями-фактами, явлениями, закономерностями);
  • учебно-познавательные (ориентация на усвоение способов добывания знаний);
  • самообразование (ориентация на приобретение дополнительных знаний).

Социальные мотивы:

  • широкие социальные мотивы (долг и ответственность, понимание социальной значимости учения);
  • узкие социальные мотивы (стремление занять определенную позицию в отношениях с окружающими, получить их одобрение);
  • мотив социального сотрудничества (ориентация на разные способы взаимодей-

ствия с другими людьми).

При изучении условий формирования положительной мотивации актуальна следующая задача: выявить, опираясь на общий подход, какими путями происходит становление индивидуальной мотивации.

Определены и обозначены следующие приемы деятельности учителя в формировании положительной мотивации:

  • создание благоприятной  атмосферы в коллективе;
  • установление отношений сотрудничества учителя и ученика. Учитель – помощник, советчик.Ученик – партнер, имеющий право на принятие решения. Совместное выполнение заданий, ситуации спора и дискуссии учат сопоставлять, сравнивать, оспаривать.
  • включение учеников в оценочную деятельность ведет к овладению приемов самоконтроля, адекватной самооценке;
  • преподнесение материала в необычной форме, его занимательность, эмоцио-нальность речи.

Указанные приемы успешно реализуются в системе путей и средств достижения эффективного освоения курсов  литературы и русского языка.

Проблемой формирования положительной мотивации я занимаюсь несколько лет, и мне хотелось остановиться подробнее на одном из её аспектов.

Одна из основных функциональных характеристик любого школьного курса  (литературы в частности) – целостность, системность знаний. Содержание литературного образования предполагает динамику его развития по ступеням и уровням образования.

При этом особенности отбора содержания зависят от характера собственно материала и от психолого-возрастных особенностей учащихся, потребностей развития личности. Одним из путей активизации учебной деятельности школьников на уроках является интеграция курса литературы  с историей, с предметами эстетического цикла (музыкой, ИЗО), языковыми дисциплинами.

Интеграция - это глубокое проникновение, слияние в одном учебном материале обобщенных знаний в той или иной области.

Сама идея интеграции литературы с другими предметами заложена в государственном стандарте литературного образования.

«Представляя собой самостоятельную учебную дисциплину, литература взаимодействует с другими дисциплинами, курсами и образовательными областями: в единстве с языковыми дисциплинами развивает речевую культуру учащихся, во взаимодействии с дисциплинами художественного цикла формирует эстетическое отношение к окружающему миру; как и общественный цикл предметов, обращается к проблемам, непосредственно связанным с общественной сущности человека, формирует историзм мышления, обогащает историческую память учащихся». ( «Литература в школе» №5, 1993)

Таким образом, потребность в возникновении интегрированных уроков в практике объясняется целым рядом причин:

  1. мир, окружающий детей, познается ими в своем многообразии и единстве,

а зачастую предметы школьного цикла, направленные на изучение отдельных явлений этого единства, не дают представления о целом явлении, дробя его на разрозненные фрагменты;

  1. интегрированные уроки развивают потенциал самих учащихся, побуждают к активному познанию окружающей действительности, к осмыслению и нахождению причинно-следственных связей, к развитию логики, мышления, коммуникативных способностей;
  2. форма проведения интегрированных уроков нестандартна, интересна. Использование различных видов работы в течение урока поддерживает внимание учеников на высоком уровне, что позволяет говорить о достаточной эффективности уроков. Интегрированные уроки раскрывают значительные педагогические способности. Такие уроки снимают утомляемость, перенапряжение учащихся за счет переключения на разнообразные виды деятельности, резко повышают познавательный интерес, служат развитию школьников воображения, внимательности, мышления, речи и памяти;
  3. интеграция в современном обществе объясняет необходимость интеграции в образовании. Современному обществу необходимы высококлассные, хорошо подготовленные специалисты. Особенно актуальны интегрированные уроки в условиях профилизации обучения;
  4. за счет усиления межпредметных связей высвобождаются учебные часы, которые можно использовать для углубленного изучения изобразительного искусства, музыки, для развивающей деятельности учащихся, а также дополнительных уроков практической направленности;
  5. интеграция дает возможность для самореализации, самовыражения, творчества учителя, способствует раскрытию способностей.

И еще один немаловажный момент. Это учет психолого-возрастных особенностей учащихся, чему я уделяю большое внимание в своей практике.

Идея интеграции русской литературы и русского языка заложена уже в слиянии этих предметов в рамках одной специальности. Одна из основных моих целей как учителя словесника состоит в организации систематического и целенаправленного наблюдения за использованием в художественной речи выразительно-изобразительных возможностей языковых единиц разных уровней.

Хотелось бы помочь школьнику в том, чтобы он научился чутко воспринимать язык художественного произведения, с удовольствием читал, умел самостоятельно войти в мир литературного  создания.

Коротко расскажу о нескольких типах уроков, к которым я обращаюсь, организуя наблюдения за возможностями русской речи в художественном тексте.

Языковой анализ художественного текста – это занятия, которые посвящены анализу текста с целью выяснения наиболее ярких образных языковых средств, использованных автором. Ученики постепенно овладевают комплексным анализом художественного текста. Структуру такого анализа можно выразить в форме плана следующим образом:

  • выяснение фонетико-интонационных особенностей текста, приемов звуковой его инструментовки;
  • анализ экспрессивных средств словообразования;
  • лексические образные средства;
  • грамматические (морфологические, синтаксические) средства усиления изобразительного текста;  

Завершающим этапом таких занятий должно стать выразительное чтение, с помощью которого ребенок показывает, как он понял замысел автора произведения, языковой колорит, особый ритм и мелодику языка писателя.

В творческой лаборатории – уроки, построенные на наблюдении за тем, как выдающиеся мастера русского слова работают над языком своих произведений. Сопоставительный анализ вариантов рукописи и окончательного текста открывает истинный смысл выражения «муки творчества».

Глазами режиссера – работа над выразительным чтением художественных текстов, в том числе и драматических. На этих уроках наблюдение за языком произведения сочетается с поисками наиболее точной и выразительной интонации, мимики, жестов, позы которые помогут передать авторский замысел и собственное отношение к произведению.

Школа юного лингвиста – уроки на которых дети знакомят с собственными находками, с результатом самостоятельно проведенного анализа, обычно, в форме прослушивания и обсуждений рефератов.

Сочиняем сами – школьники пытаются использовать уже изученные языковые художественные приемы в собственных сочинениях разного жанра. Я практикую такой прием: составление собственного речевого высказывания по аналогии с художественным текстом при сохранении структуры описания, использованных писателем языковых средств выразительности.

Подобную работу я провожу не только на уроках, но и во внеурочное время. В рамках ШНО я являюсь руководителем секции русского языка и литературы «Русская словесность», где дети овладевают определенной системой филологических понятий, которые помогают осознать языковые истоки образности и выразительности художественного текста. Основная идея этих занятий – утверждение, что анализ – это путь к синтезу художественного произведения, к восприятию его целостной художественной системы, в которой все элементы взаимосвязаны и зависимы.    

Планомерно заинтересованная работа позволяет учащимся заниматься и исследовательской работой, а с результатами исследования выступить во время проводимого в гимназии ежегодно Дня науки.

Идея переноса коммуникативных умений эффективно реализуется на факультативных занятиях по риторике. Риторика как интегральная область, охватывающая проблематику эффективности речи, как дисциплина описывает процесс, идущий от коммуникативного замысла к поискам аргументации, к собственно сообщению и далее к интеграции формы и содержания.

Курс риторики способствует росту системности знаний, оптимальному сочетанию изучаемого материала, предусматривает расширение и углубление общегуманитарной подготовки учащихся.

Большие перспективы в развитии личности, на мой взгляд, предоставляет интеграция литературы и истории.

Пять проблем интересуют ребенка растущего: «Я – среди людей, Я – среди вещей, Я – во времени и пространстве, Я и социальная группа, Я и мой народ».

        Зачем ему изучать историю? Чтобы понять, почему «Я» сегодня такой, в каком мире живу и что с ним, а значит и со мной может произойти. Литература тогда зачем? Чтобы понять, как быть в сложных житейских ситуациях, обрести духовную опору, учиться любить, понимать других людей. И, если представить гуманитарное школьное образование как передачу исторического опыта, интеграция литературы и истории для этой цели оптимальна.

«Война слишком серьезное дело, чтобы доверять ее генералам». Перефразируя слова Черчилля, скажем, что историю нельзя доверять историкам, а литературу - филологам. А это уже философское обоснование интеграции. История, как ее не трактуй («описание ли событий» или «политика, опрокинутая в прошлое»), с литературой связана словом. Недаром все крупные историки очень неплохие стилисты: Карамзин - видный писатель, у Ключевского – лучшие страницы не уступят по художественной выразительности прозе Тургенева, Гумилев – оригинальный историк с самобытным писательским даром.

Гуманитарий должен ощущать вкус и цвет времени. Увидеть человека в его эпохе, показать историю глазами этого человека – раскрыть многие «тайны» произведения. Но

не историческое исследование (да простят меня коллеги) остается в памяти народа, а художественный текст – роман или драма, которые в любом случае доходят до более широкого круга читателей.

Пугачев. Как быть с Пугачевым? Пугачев был один. Пугачевых стало несколько. У А.С.Пушкина их два: в «Капитанской дочке» и в «Истории Пугачевского бунта». Есть Пугачев исторических монографий, есть Пугачев Шишкова. Народный заступник, злодей, самозванец? Какой же реальнее? Все-таки тот, с заячьим тулупчиком.

Художники зачастую дают свою трактовку  событий, порой не совпадающую с официальной историографией. Одну и ту же эпоху или историческое событие разные писатели, исповедующие разные общественно-политические взгляды, религиозно-философские убеждения, трактуют по-разному.

Примером тому могут послужить послания декабристам: Пушкина «Во глубине сибирских руд…» и Тютчева «14-е декабря 1825года». Два современника, два поэта – два восприятия и осмысления события. И посередине не истина, а проблема. Почему поэты так по-разному написали, а, значит, так по-разному думали? Биографии много значат, мировоззрение определенное также… И встает сложнейший, не имеющий однозначного ответа вопрос на эмоциональном фоне стихотворений. На уроке, посвященном свободолюбивой лирике Пушкина, был дан сопоставительный анализ этих стихотворений. Работу с литературными источниками предварял исторический комментарий о событии в том декабре.В результате дети вышли на творческую работу с элементами рассуждения. Сочинения, к моему удивлению, тоже выражали неоднозначный подход, различные взгляды и оценку и событий на Сенатской площади, и восприятия поэтов.

На уроках внеклассного чтения и внеклассных занятиях мною активно используются пособия «Вокруг тебя мир» по программе МККК. Это дает возможность пропедевтического изучения международного гуманитарного права, что немаловажно в работе с классами предпрофильного и профильного обучения.

А что такое история на уровне судьбы отдельного человека? Это его биография. А литература? Попытки самопознания.

Уроки литературы – благодатная почва для осмысления духовных корней своего народа в связи с общечеловеческим развитием.

Лирика Бальмонта определенно отражает глубинную связь национального с мировым, и прежде всего -  в использовании мифологических и фольклорных образов. Одним из ключевых в ней выступает образ мирового древа, воплощающий универсальную концепцию мира. Мы начали работать над осмыслением этого образа при изучении мифов народов мира на уроках в 5 классе, и углубляем представление о нем, используя возможности рисования, прикладного творчества, истории. Результаты этой работы можно обобщить в схеме, где условное изображение древа представляет основные зоны вселенной: временную, генеалогическую, пространственную, воплощающую ёе стихии и связанные с ними явления. При изучении мифов учащимся предлагается наполнить эту схему славянским содержанием: соотнести общие характеристики мирового древа с национальными славянскими представлениями о мироустройстве. Одновременно пополняется список основных символических образов (вода; цветок и цветение; деревья: рябина, калина, дуб; животные и птицы: конь, сокол, волк, кукушка; туча, гроза, дождь и др.).

Образ мирового древа мы воплотили, работая над заданием в рамках городской олимпиады по развивающему обучению, где учащиеся моего класса заняли I место.

Интеграция предметов дает огромные возможности применять наряду с традиционными уроки, более сложные по структуре и организации. Примером тому – работа «методом проекта» и в технологии «мастерской».

Современная теория «мастерских», основанная на идеях свободного воспитания Руссо, Толстого, психологов гуманизма, востребована во все времена. Целевые ориентации этой технологии позволяют обращаться к ней, формируя положительную мотивацию.

Концептуальные положения мастерских:

  • Предоставляется возможность продвигаться к истине своим путем
  • Процесс познания  Культурные формы предлагаются, но не навязываются
  • Знания не даются, а выстраиваются
  • Творческая деятельность – безоценочная деятельность
  • Мастер для ученика, а не ученик для мастера
  • Сотрудничество, сотворчество, совместный поиск

Метод учебного проекта – одна из личностно ориентированных технологий, способ организации самостоятельной деятельности учащихся, направленных на решение задач учебного проекта, интегрирующий в себе проблемный подход, групповые методы, рефлексивные, презентативные, исследовательские, поисковые и прочие методики. Это замечательное дидактическое средство для обучения проектированию – умению находить решения различных проблем, которые постоянно возникают в жизни человека, занимающего активную жизненную позицию.

Итак, основные принципы метода учебного проекта:

  • Личностно ориентированный
  • Деятельностный
  • Обучающий взаимодействию в группе и групповой деятельности
  • Развивающий умения самовыражения, самопроявления, самопрезентации и рефлексии
  • Формирующий навыки самостоятельности в мыслительной, практической и волевой сферах
  • Воспитывающий целеустремленность, толерантность, индивидуализм и коллективизм, ответственность, инициативность и творческое отношение к делу
  • Здоровьесберегающий

В процессе освоения монографической темы я считаю целесообразным рассмотреть биографию писателя с использованием метода проекта. Например, «Пушкин и его эпоха».

На первом этапе определяем типологические признаки проекта:

  1. по доминирующей деятельности  - смешанный тип, так как его реализация требует объединить все виды деятельности: исследовательскую, творческую, поисковую, ролевую, практико-ориентированную.
  2. по предметно-содержательной области – монопроект, ибо предусматривает применение знаний литературоведения, живописи, архитектуры, музыки, театра.
  3. по характеру контактов – внутренний (проект организуется внутри одного класса)
  4. по количеству участников – групповой
  5. по продолжительности выполнения – долгосрочный (12 уроков, 4 недели)

Далее определяем цель проекта: показать Пушкина на фоне времени в бытовом окружении и интерьере; помочь учащимся почувствовать дух эпохи, стать одним из её участников, понять мировоззренческую основу писателя, нравственный стержень его бытия. Девятиклассникам предлагаются опережающие задания, представленные тематическими блоками.

Такая организация учебной работы помогает учащимся выйти на уровень обобщения и представить целостную картину эпохи, по настоящему встретиться с Пушкиным. При подготовке проекта ученики выполняли различные виды деятельности, требующие репродуктивных и продуктивных способностей, развивающих механизмы интегративного мышления.  

Одним из важных этапов осуществления учебного проекта является презентация, где показывается результат практической реализации и воплощения приобретенных знаний и умений.

Презентация проекта открытого  внеклассного мероприятия в 6-ом классе «Бийск – моя родина!» состоит из следующих этапов:

  • представления группы фотокорреспондентов слайд-шоу «Памятные места»;
  • «архитекторы» представляют  справку об истории этих зданий;
  • «краеведы» готовят развернутый  доклад об истории Бийска;
  • «Поэты» составляют подборку стихов местных авторов о городе;
  • «Писатели» работают над очерком «Панорама Бийска».

Исходя из содержания приготовленного материала, совместно с детьми составляется  сценарий мероприятия.

Древние мудрецы не делили познание мира на отрасли изолированных друг от друга наук, и они были правы. Мир – единство, которое нельзя разрывать, а человек – целостность.

Литературно-музыкальные параллели и сопоставления эстетически оправданы.

В одном из индийских трактатов сказано: «Издревле никто и не думал читать что- либо без музыки или интонировать без слов… И нет здесь музыки без слова, строки и буквы; они для музыки то же, что ось для колеса».

Со временем искусство слова и музыка обособились друг от друга, но их связь, существовавшая первоначально, обусловила постоянство устремленности двух искусств друг к другу.

«Лирическую поэзию можно сравнить только с музыкой», - сказал В. Г. Белинский. Музыка делает поэтическое слово более глубоким по смыслу и более легким по восприятию.

Уроки и внеклассные занятия, на которых сопоставляются литературные и музыкальные произведения, оставляют яркие эстетические впечатления. Почти в каждом классе есть музыкально подготовленные ученики. Они интересуются музыкой, ориентируются в искусствоведческой литературе, владеют специальной лексикой. Естественно, именно на таких детей я опираюсь на самих занятиях и их подготовке.

Есть сила благотворная

В созвучье слов живых.

Эти слова принадлежат М. Ю. Лермонтову, который по признанию многих, был одним из самых музыкально одаренных поэтов. «Читая всякую всячину, вышедшую из-под пера Лермонтова, будто слушаешь музыкальные аккорды и в то же время следишь взором за потрясенными струнами, с которых она сорвалась»,- писал В.Г. Белинский. Все это делает естественным обращение русских композитором к лирике Лермонтова. Первым композитором, обратившимся к лирике Лермонтова, был А. Варламов

Открывая школьникам музыкальный строй стихотворения «Парус», отмечаю, что оно было воспринято композитором как «лирический голос» поколения. Существуют разные записи романса Варламова. В имеющейся фонохрестоматии даны два сочинения на эти замечательные стихи. В исполнении Беляева ярко выражен порыв, активное начало. В хоре Шебалина мы видим многоплановую картину. Можно предложить учащимся сравнить эти две резко контрастные трактовки лермонтовского стихотворения. В обсуждении затрагиваются такие вопросы: какие представления о жизни пробуждает стихотворение Лермонтова? как средствами музыки композитор помогает создать одухотворенный образ паруса? как исполнитель раскрывает авторский замысел? В стихотворении есть описательные моменты. Как они переданы в романсе? Этот вопрос заставляет обратить внимание на характер  музыкального сопровождения, его выразительность. Аккомпанемент, исполненный в динамичном темпе, энергичном ритме, усиливает изобразительный и слуховой ряд стихотворения. Музыка выделяет ещё один, не менее важный образ – образ моря. Море – не фон. Не будь в стихотворении прекрасного, изменчивого, беспредельного моря, нельзя было бы почувствовать одиночества паруса, поверить в его мятежность.

В результате такой работы дети самостоятельно приходят к выводу, что сами по себе стихотворения без музыки и музыка без слов, конечно, могут существовать, но в единстве они сильнее.

Подобную работу можно проводить с лирическими произведениями, желательно в сопоставлении и сравнении разных музыкальных или литературных вариантов.

Возможностью интеграции музыки и литературы является проведение концертов в форме литературно-музыкальных композиций. При этом концерт явится одновременно и условием для непосредственного общения учащихся с истинными шедеврами мирового искусства и реализацией главной задачи – формирование путем активизации слушательских впечатлений мировоззрения школьников. Кроме того, литературно-музыкальная композиция – возможность для учащихся испытать себя в разных видах художественной практики (творчества и восприятия).

Моё второе образование (я закончила Бийское музыкальное училище) предоставляет мне большие возможности для использования музыки на уроках литературы и развития речи. Приемы, используемые мной, входят в общую систему формирования коммуникативных умений. Идеи переноса коммуникативных умений является очень плодотворной и позволяет научить школьников применять уже имеющиеся у них уже умения в новой ситуации речевого творчества.

На мой взгляд, наиболее эффективны следующие приемы:

  • «Музыкальные загадки» - используются небольшие выразительные пьесы

(« Деревянные лошадки», «Марш деревянных солдатиков», «Клоуны» и др.). Дается задание описать действия, услышанные в музыке.

  • Сочинения-описания на музыкальные темы (по музыкальным впечатлениям). Например, «Рассвет на Москва-реке» М. Мусоргского. Подготовку к сочинению можно построить таким образом:
  1. чтение и анализ литературных отрывков – описание утра;
  2. запись лексических и синтаксических единиц, уместных в написании;
  3. наблюдение утра как природного явления;
  4. написание сочинения, слушая музыку;
  • Сочинения-рассуждения на различные темы. Например, о взаимодействии музыки и литературы: «Что было бы с музыкой, если бы не было литературы» или «Что

было бы с литературой, если бы не было музыки».

В целом, подобная работа представляет собой одно из направлений, связанных с формированием всесторонне развитой личности.

Интеграция гуманитарных предметов и ИЗО является одним из путей активиза-

ции учебной деятельности. При этом оправдывают себя приемы и методы, речь о которых пойдет ниже.

Рисунки писателей, музейные фонды как зримые комментарии не только ведут к углубленному постижению художественных произведений, но и обогащают возможности литературы в историко-литературном освещении.

Так о великих вещах помогают составить понятие

Малые вещи, пути намечая для их постижения…

(Лукреций)

Одной из трудностей восприятия и усвоения содержания поэмы «Руслан и Людмила» является для пятиклассников обилие устаревшей лексики. В связи с этим оправдана и эффективна работа с иллюстрацией или  мультимедийная экскурсия по картине В.М.Васнецова «Три богатыря». Так пополняется представления детей и о творчестве художника, и об исторических реалиях, и обогащается лексика. Во время беседы выделяются слова, относящиеся к воинскому снаряжению и конской упряжи, они демонстрируются на картине (меч, копье, стрела, кольчуга, сбруя, стремена и др.).

Следующий этап работы над поэмой можно провести так: нарисовать человека и указать названия частей лица и тела, которые встречаются в тексте. Параллельно ведется словарь устаревшей лексики, обозначающей жилище, предметы домашнего убранства.

В сопоставлении картины Васнецова «После побоища Игоря Святославича с половцами» целесообразно обратить внимание не только на сюжетные аналогии, но на созвучие пластических средств полотна поэтической атмосфере «Слова…». Здесь опять идет речь о символических образах русской поэзии: склонившиеся полевые цветы, хищные птицы. В картине нет тлена и крови, но образ «червленых» щитов создает торжественно-печальный колорит, который усиливается образом «кровавого» солнца, спрятавшегося за тучами.

Эти и подобные задания заставляют чаще обращаться к тексту, привлекают внимание к емкому выразительному слову и к языку в целом.

Иллюстрации художественных полотен постоянно используются на моих уроках литературы:

  • демонстрации портретов писателей, при возможности, в различных интерпретациях;
  • иллюстрации к отрывкам литературных произведений;
  • портреты литературных героев.

Картины используются и при подготовке к сочинениям разных жанров, в частности, к сочинениям-описаниям.

Описание внешности – важное коммуникативное умение. Вместе с тем известно, что описательный тип речи наиболее труден для учащихся. Поэтому считаю целесообразным работать над привитием навыков описания внешности с описания портрета, выполненного живописцем. В процессе обучения формируются следующие умения:

  • наблюдать,
  • выделять главное,
  • использовать «портретную» лексику
  • отличать описательный тип от других типов речи
  • производить лингвостилистический анализ готового текста
  • строить по образцу текст-описание внешности человека
  • составлять сравнительные характеристики различных полотен и текстов.

Подобная работа ведет к приобретению навыка составления характеристики (сравнительной) литературных героев на основе прочитанного художественного произведения.

Учащиеся младших классов сами охотно иллюстрируют прочитанные произведения,

что дает, как мне кажется, более глубокое осмысление текста.

В той системе координат, которую задает школа, предметы, не дающие сколько-нибудь существенной информации научного типа, несут, откровенно говоря, печать второсортности. Опросы и рейтинги показывают, какие предметы дети считают «не главными», а то и вовсе не нужными и открыто игнорируют их.

С чем, в сущности, связаны воспитательные возможности искусства? С тем, что оно в силу специфики своего содержания, формирует внутренний мир человека. Если же, прикасаясь на моих уроках к тому или иному явлению культуры, ученик делает открытие в самом себе, если он переживает это как пробуждение новых умственных сил и возможностей, как самопознание и саморазвитие, и соответствующая область культуры становится «его миром», то такие уроки получают мощную, надежную мотивационную основу.

        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование положительной мотивации школьников на уроках русского языка и литературы через использование методов и приемов педагогических т

В данной статье представлена информация, при помощи каких методов можно сформировать  у учащихся интерес к предмету....

Формирование положительной мотивации через развитие познавательной активности во внеурочной деятельности по географии в соответствии с ФГОС ООО

Статья поможет формированию положительной мотивации обучающихся  деятельностными методами и новейшими технологическими приемами во внеурочной деятельности в соответствии с ФГОС ООО,...

Формирование положительной мотивации через элементы занимательности на уроках литературы

В данной статье даны игры, викторины, всякого рода игровые задания, которые привлекательны для школьников любой возрастной ступени. Старшеклассникам они интересны ничуть не меньше, чем учащимся средне...

« Формирование положительной мотивации к изучению немецкого языка через использование современных образовательных технологий»

Главная цель – научить школьника учиться. А научиться нужно многому, и прежде всего умению трудиться, трудиться осмысленно, результативно и творчески, создавая организационно-педагогические усло...