«Роль методической службы сельской малокомплектной школы в образовании творческого союза единомышленников»
статья
«Роль методической службы сельской малокомплектной школы в образовании творческого союза единомышленников»
Скачать:
Предварительный просмотр:
«Роль методической службы сельской малокомплектной школы в образовании творческого союза единомышленников»
Заместитель директора по УВР МОУ СОШ п.Мирный Дергачевского района Валентина Александровна Ушакова.
Миссия методической службы школы в условиях перехода на новые образовательные стандарты – это создание условий для смены типа образовательной деятельности, предполагающей переход от «знаниевой» модели образования в школе к «деятельностной» – успешная работа педагогического коллектива в режиме развития. Создание атмосферы заинтересованности в росте педагогического мастерства, приоритета педагогической компетентности, творческих поисков коллектива. Основной целью методической работы нашего образовательного учреждения стало - формирование профессиональной компетентности педагогических работников в условиях реализации ФГОС через создание системы непрерывного профессионального развития.
Исходя из этого, в школе была разработана инновационная программа «Внутришкольная модель научно-методического сопровождения как условие развития учительского потенциала в условиях реализации ФГОС».
Цель программы: создание и апробация внутришкольной модели научно-методического сопровождения педагогов, обеспечивающей развитие педагогического потенциала, их готовность к реализации в своей практике идей деятельностного-компетентностного подхода в рамках реализации новых ФГОС.
Для достижения поставленной цели необходимо решить ряд задач:
1. Разработать и апробировать внутришкольную модель научно-методического сопровождения педагогов.
2. Создать условия, обеспечивающие научно-методическое сопровождение педагогов с учетом педагогического стажа, возраста, квалификации учителя, его отношения к профессиональной деятельности (на основе дифференцированного подхода).
3. Определить систему диагностики, критерии и показатели оценки уровня личностной и профессиональной готовности в соответствии с новыми целями и задачами школьного образования.
4.Осуществить переход от управленческой к менеджерской системе руководства.
Данная модель методической службы МОУ СОШ п.Мирный, являясь стержнем организации всей работы в рамках внедрения ФГОС НОО и ООО, предполагает согласно уровням:
- индивидуальное сопровождение педагога в процессе его личностного роста;
- организацию взаимодействия между педагогами через коллективные виды методической работы;
- управление процессуальными аспектами научно-методической работы.
Программа предусматривает основные направления деятельности:
1.Аналитическая деятельность: - мониторинг профессиональных и информационных потребностей учителей; - создание базы данных о педагогических работниках; - изучение и анализ состояния и результатов методической работы, определение направлений ее совершенствования; - выявление затруднений дидактического и методического характера в образовательном процессе; - сбор и обработка информации о результатах учебно-воспитательной работы; - изучение, обобщение и распространение ППО.
2. Организационно-методическая и консультационная деятельность:
- организация семинаров, совещаний, конкурсов профессионального мастерства, конкурсов с обучающимися и воспитанниками;
- проведение методических дней;
-организация работы метапредметныхобъединений;
- организация работы межшкольной творческой группы учителей начальных классов «В ПОИСКЕ»;
- взаимодействие, координация действий с ИМО, с учреждениями дополнительного образования;
-участие в разработке основных образовательных программ;
- организация консультаций для педагогических работников, родителей по обучению и воспитанию детей и подростков;
- организация курсовой переподготовки;
- аттестация педагогических кадров.
3. Информационная деятельность
- ознакомление педагогических работников с опытом инновационной деятельности по внедрению ФГОС образовательных учреждений и педагогов района;
- информирование педагогических работников образовательных учреждений о новых направлениях в развитии общего, дополнительного образования детей, о содержании образовательных программ, о новых учебниках, учебно-методических комплектах, видеоматериалах, рекомендациях, нормативных, локальных актах;
- формирование банка педагогической информации.
Научно-теоретическое обоснование внутришкольной модели научно-методического сопровождения.
В теории менеджмента термин «развитие» означает весь объем мероприятий, процессов, процедур, которые, во-первых, помогают персоналу овладеть необходимыми компетенциями для эффективного выполнения задач, стоящих перед организацией, во-вторых, способствуют наиболее полному и всестороннему раскрытию потенциала каждого, «развитие» и «обучение сотрудников» рассматриваются как идентичные понятия.
Основываясь на положениях кадрового менеджмента, можно выделить социально-психологические и психолого-педагогические условия эффективного обучения педагогов:
1. Прежде всего, нужна мотивация. Каждый учитель должен ясно понимать цели, и то, каким образом обучение повлияет на его работу, результаты обученности учащихся, а также как это скажется на его будущем личном благосостоянии.
2. Администрация школы разработала ряд мероприятий по созданию «самообучающего» климата, способствующего обучению, а это подразумевает активное участие педагогов в процессе обучения; стремление к познанию нового, к анализу своих достижений и ошибок; поддержку со стороны руководства; желание отвечать на вопросы тестов и анкет. Организация работы с подобным, поощряющим и поддерживающим климатом, называется «самообучающим».
3. Процесс обучения разбит на последовательные этапы с закреплением практических навыков, приобретенных на каждом из них.
4. Отрабатывается обратная связь: похвала, одобрение, поощрение педагогов и т. п.
Для создания внутришкольной модели развития учительского потенциала необходимо знание основ андрагогики. Андрагогика– наука об обучении взрослых. Технология обучения взрослых является составной частью андрагогики. Ее компонентами являются: содержание, источники, средства, формы и методы обучения. Но основное здесь – деятельность обучающегося и обучающего. Ведущая роль принадлежит самому ученику. Взрослый обучающийся – педагог – активный элемент, один из равноправных субъектов процесса обучения. На базе основных положений андрагогики и предлагается строить деятельность по развитию учительскогопотенциала.
Модель методической службы МОУ СОШ п.Мирный.
Организация методической работы в школе по сопровождению введения ФГОС осуществляется в соответствии со следующей моделью:
Педагогический совет определяет основную стратегию развития методической деятельности, а в период между работой педагогического совета методическое сопровождение учителя осуществляет методический совет школы, который координирует деятельность метапредметных групп и творческой группы учителей по реализации проектов, внедрению современных образовательных технологий, работу по анализу рабочих программ, организует деятельность по развитию профессионального мастерства педагогов, пропаганде актуального для наших учителей педагогического опыта. В школе работает методический совет, который одновременно является координационным советом по введению ФГОС, осуществляет стратегическое планирование методической и опытно-экспериментальной деятельности, анализ учебных планов, рабочих программ, результатов инновационной деятельности учителей и школы в целом. В структуре методической работы особое место занимает постоянно действующий семинар «Технология деятельностного метода обучения как основа внедрения ФГОС второго поколения», целью которого является педагогическое просвещение по вопросам внедрения ФГОС НОО и ООО. Вопросы к рассмотрению предлагает методический совет школы исходя из образовательных потребностей и запросов учителей школы.За два последних года на ПДС были изучены и активно внедряются современные инновационные технологии, например, технология деятельностного метода, технология проблемного диалога, технология продуктивного чтения, внедряется технология оценивания, развиваются проектная и исследовательская деятельность, коммуникативная культура обучения Весомый вклад в дело повышения педагогического мастерства учителей вносят метапредметные группы педагогов (таких групп - две), объединенных одной проблемой: внедрение ФГОС ООО.Эти группы учителей, участвуют в реализации проектов, занимаются внедрением в практику ФГОС, современных приемов и методов работы, освоением новых педагогических технологий. Учителя разрабатывают технологические карты уроков на основе системно-деятельностного подхода, соответствующих требованиям ФГОС, участвуют в региональных конкурсах. Такие объединения позволяют педагогам выйти за рамки предметных объединений, создают условия для ознакомления и обмена наработанными технологиями обучения, соответствующими новому стандарту. Создана межшкольная творческая группа учителей начальных классов «В ПОИСКЕ», которая успешно работает в течение трех лет, внедряя ФГОС НОО. «В ПОИСКЕ» - это объединение учителей, созданное для совершенствования педагогического мастерства, творческого общения, методической поддержки и помощи в реализации ФГОС НОО, для профессионального роста педагогов. В предлагаемой модели методической службы предпочтение отдается активным формам, способствующим превращению учителя в субъект своего профессионального роста.
Формы методического сопровождения педагогов в условиях внедрения ФГОС: (методическая служба школы предлагает педагогам разнообразные виды и формы работы, оставляя право выбора за учителем). Организация методической поддержки осуществляется в следующих формах: фронтальные, групповые, индивидуальные. Консультирование, помощь в работе творческих групп, общешкольные семинары, педагогические советы – эти направления носят, в основном, характер передачи информации, но формы здесь могут быть самыми разнообразными. Их можно разделить на активные и пассивные.
Пассивные:
1. Выступление на педсовете (конференции),
- анкетирование (другие формы опроса),
- ознакомление с печатной информацией (книги, учебные пособия) и т.д.
2. Создание организационных и методических (консультирование) условий для участия педагогов школы в различных мероприятиях: курсы, конференции, круглые столы, семинары практикумы и т. д.
3. Оказание методической поддержки для педагогов, ведущихпедагогический эксперимент.
4. Информационная поддержка участия педагогов в различных педагогических мероприятиях (конференции, мастер-классы, конкурсы профессионального мастерства) по представлению, обобщению своего опыта.
Активные:
Апробируется новая форма методического сопровождения «Есть идея!» - это взаимодействие учителей из цикла «Школы передового педагогического опыта» с целью презентации инновационного профессионального опыта. Эта форма работы предполагает 40-45-минутное (1 раз в две недели) изучение и отработку одного-двух приемов, соответствующих концепции внедрения ФГОС. Изучаются и апробируются на заседаниях «Есть идея!» приемы из конструктора педагогической техники, формирующие УУД. Отработаны и внедряются учителями следующие методы и приемы:фишбоун, ромашка Блума, «толстые» и «тонкие вопросы», метод ключевых слов, тетрадь открытий, да-нетка, повторение с расширением, метод вживания и т.д.В связи с тем, что учителями начальных классов уже накоплен определённый опыт использования системно-деятельностного подхода в образовательном процессе (четвертый год в эксперименте), мы стараемся использовать его и в основной школе. Для этого практикуем совместную подготовку (учителем начальной и средней школы) открытых мероприятий по обмену опытом работы: круглые столы, мастер-классы, семинары и др. Такая форма работы оказывается очень результативной, так как в методическом плане происходит педагогическое взаимодействие учителей начальной и средней школы.
Одним из важнейших направлений деятельности МОУ является сетевое взаимодействие по обмену передовым педагогическим опытом.Учителя участвуют в работе Открытого класса: по вопросам введения ФГОС. Представлены материалы педагогов на сайте «Про школу», размещены материалы на страницах других сетевых образовательных сообществ.
Для успешного мониторинга внедрения ФГОС в течение всего времени проводится контрольно-аналитическая экспертиза, по следующим направлениям:
- состояние и результативность методической работы;
- эффективность и действенность управления научно-методической работой;
- уровень профессиональной компетентности учителя;
- состояние и эффективность инновационной работы;
- раскрытие творческого потенциала учителей.
Контрольно-аналитическая экспертиза осуществляется на диагностической основе. Хорошим инструментом для анализа является диагностическая карта учителя, она фиксирует все достижения и успехи конкретного педагога.
Предложения по распространению опыта работы школы:
Можем поделиться опытом по темам:
- Разработка ООП НОО и ООО.
- Комплексная оценка результатов образовательной деятельности обучающихся в рамках внедрения ФГОС НОО и ООО.
- Организация внеурочной деятельности в условиях малокомплектной сельской школы.
- Система оценки достижения предметных результатов.
- Система оценки достижения метапредметных результатов.
- Организация работы по каждому из разделов ООП НОО.
Организация деятельности методической службы школы способствует реализации компетентностного подхода в работе с педагогами, создает условия для профессионального роста учителей в условиях внедрения ФГОС. На заключительном этапе учителя анализируют полученный результат, отрабатывают собранную информацию, выступают с творческими отчетами и методическими рекомендациями перед коллективом.
Ещё говоря о роли методической службы в условиях внедрения ФГОС, хочется отметить незапрограммированные результаты: основной эффект в объединении педагогов не только в профессиональном единстве, непроизвольно образовался творческий союз единомышленников.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Роль методической службы в инновационной деятельности школы
Выступление на научно-практической конференции работников образования Мытищинского муниципального района....
Особенности преподавания физической культуры в сельской малокомплектной школе
Особенности преподавания физической культуры в сельской малокомплектной школе- Проблема преподавания- Средства решения проблемы- Опыт осуществляемой деятельности...
Методическая система "Интеграция урочной и внеурочной деятельности как средство формирования ключевых компетенций обучающихся в сельской малокомплектной школе"
В методической системе содержится обоснование её разработки, цели и задачи, основные теоретические и методические идеи, инструментарий, образовательные эффекты....
МОДЕРНИЗАЦИЯ МЕТОДИЧЕСКОЙ СЛУЖБЫ СЕЛЬСКОЙ ШКОЛЫ В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОC
ПРЕЗЕНТАЦИЯ К ИТОГОВОЙ РАБОТЕ СЛУШАТЕЛЯ курсов повышения квалификации по Именному образовательному чеку по программе «Основные направления региональной образовательной политики в контексте м...
Роль дистанционных олимпиад в развитии математических способностей учащихся в условиях сельской малокомплектной школы
В последние годы в нашей стране проводится много различных математических олимпиад. Кроме традиционных олимпиад проводятся дистанционные, устные, заочные, нестандартные и другие виды олимпиад.Ди...
«Роль методической службы сельской малокомплектной школы в образовании творческого союза единомышленников»
laquo;Роль методической службы сельской малокомплектной школы в образовании творческого союза единомышленников»...
Методические приемы преподавания физической культуры в сельской малокомплектной школе
Учитель физической культуры малокомплектной школы при планировании каждого конкретного урока должен учитывать целый ряд факторов, а именно:1) Проведение занятия одновременно с детьми разного возраста,...