доклад «ФАКТОРЫ, ВЛИЯЮЩИЕ НА ПРОДУКТИВНОСТЬ УЧЕБНО- ВОСПИТАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА»
статья
доклад заседание районного семинара учителей калмыцкого языка
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
doklad_rmo.docx | 17.14 КБ |
Предварительный просмотр:
МБОУ «Бага-Тугтунская средняя общеобразовательная школа»
РМО УЧИТЕЛЕЙ КАЛМЫЦКОГО ЯЗЫКА
ТЕМА ДОКЛАДА
«ФАКТОРЫ, ВЛИЯЮЩИЕ НА ПРОДУКТИВНОСТЬ УЧЕБНО- ВОСПИТАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА»
Подготовила: учитель калмыцкого языка и литературы
Мутренова Ирина Сергеевна
С. Бага- Тугтун
2017 год
Продуктивная педагогическая технология строится на 2-х китах:
- Знание законов, условий, факторов, обеспечивающих рост продукта;
- Умение учителя правильно их использовать.
Продукт- это комплекс качеств, созданных учителем и личностью. Продукт- это не только результат, но и в тоже время условие процесса труда. Именно эти условия и являются основными вопросами теории и практики технологии. Вершиной педагогического мастерства является понимание причин, определяющих продуктивность учебно-воспитательного процесса. Продуктивных факторов много, из них надо выбрать главные. Некоторые надо учитывать всегда, а некоторые по обстоятельствам. Рассмотрим некоторые из них:
- Общий дидактический фактор может иметь в себе несколько продуктивных факторов. При дальнейшем объединении этих факторов образуются комплексные;
- Генеральные факторы или как их еще называют «особенные».
Выделяя и учитывая данные факторы в своей работе, учитель достигает цель в решении педагогических проблем.
В результате 25-летних исследований выделено 4 генеральных фактора:
- Информация;
- Организационно-педагогическое влияние;
- Обучаемость, воспитуемость обучающихся;
- Время.
Фактор «информация» содержит в себе причины информационного характера. Педагогическая информация очень разнообразна. Ее особенностью является педагогическая обработка. От ее уровня и качества зависит пригодность информации. Здесь нужно выделить объективную информацию и педагогическую обработку. К первой относятся такие факторы, как:
- содержание;
- количество учебного материала;
- качество;
- форма изложения.
Ко второй относятся;
- способ;
- структура;
- доступность.
Фактор «организационно- педагогическое влияние» объединяет большую группу продуктивных причин. Выделим 2 из них: организационно- педагогическое влияние на уроках и влияние внешкольных занятий.
К общим факторам 1 пункта относятся:
- Методы преподавания,
- Организационные формы;
- Работоспособность педагога;
- Работоспособность учеников;
- Контроль и проверка результатов работы;
- Тип и структура учебного занятия;
- Практика.
Ко 2 пункту относятся следующие факторы:
- Распорядок дня;
- Контроль взрослых;
- использование средств массовой информации в учебных целях;
- чтение литературы;
- организация самостоятельного труда;
- отдаленность места проживания;
- участие в кружках, секциях;
- занятия с репетиторами;
- общение со взрослыми с познавательной целью.
Фактор «обучаемость и воспитуемость учеников»- это способность школьников к учению, воспитанию, возможность достижения цели в установленное время. Рассматриваются индивидуальная и групповая обучаемость и воспитуемость. На уроке проявляются следующие факторы:
- уровень общей подготовки учеников;
- способность к овладению определенным учебным материалом;
- общие способности к учебно-воспитательной деятельности;
- общие характеристики внимания;
- особенности мышления при изучении конкретного учебного предмета;
- общие характеристики мышления;
- психологические установки на усвоение нового материала;
- мотивация учения;
- темпы усвоения знаний;
- здоровье учеников;
- возраст учеников;
- жизненные планы;
- дисциплинированность, ответственность;
- ориентация на будущую профессию;
- отношение к карьере;
- стиль жизни.
Обучение и воспитание в процессе самоподготовки характеризуются следующими причинами: самоконтроль, воля и настойчивость, целенаправленность, умение учиться, режим и организация труда, работоспособность, стимулирование, мотивация, состояние здоровья, особенности восприятия материала, скорость и прочность запоминания, уровень и особенность мышления, возрастные и индивидуальные характеристики.
Фактор «время», в нем можно выделить следующее:
- затрата времени на уроке;
- затрата времени на самообучение, саморазвитие, самовоспитание.
К затратам времени на уроках относятся:
- время на освоение и восприятие знаний;
- периодичность контролирования;
- время прошедшее после обучения;
- время сохранения информации;
- время на выполнение тренировочных упражнений;
- повторение изученного;
- подготовка и выдача ответа.
К затратам времени на самообучение относятся:
- выполнение д/з;
- чтение дополнительной литературы;
- посещение факультативов;
- профильное обучение;
- участие в предметных кружках;
- занятия по интересам.
Итак, продуктивность учебно- воспитательного процесса определяется комплексным влиянием четырех генеральных факторов. Длительные эксперименты показали, что факторы имеют различную весомость влияния. В условиях нормального учебно-воспитательного процесса более значимо выделяется «организационно- педагогическое влияние»-32%, далее идут «обучение и воспитание учеников- 28%, «информация»- 24%, «время»- 16 %.
В последнее время происходит интенсивное перемещение факторов. На сегодняшний день речь идет о факторах экологических, геофизических и санитарно- гигиенических. Все больше школ оказывается в зонах техногенных и экологических катастроф.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Благоприятный климат как фактор эффективности учебно-воспитательного процесса
Автор статьи рассказывает о своем опыте работы формирования классного коллектива. В основе работы по созданию коллектива лежат толерантность, взаимопонимание, уважение к личности ребенка. Дети составл...
Доклад по теме "Совершенствование традиционных форм обучения и использование новых методик и технологий, повышающих эффективность учебно-воспитательного процесса"
Доклад может быть использован на заседании МО учителей русского языка и литературы....
Использование ИКТ в учебно-воспитательном процессе - один из факторов реализации компетентносного подхода к обучению и воспитанию
В Федеральном законе «О физической культуре и спорте» от 4 декабря 2007 г. № 329–Ф3 отмечено, что организация физического воспитания и образования в образовательных учреждениях включает в себя ...
Речевая среда - важный фактор учебно-воспитательного процесса.
В этой работе подчеркивается особое место в развитии речи детей организация системы специальных занятий по развитию речи и созданию речевой среды в условиях школы-интерната. Организация этой работы по...
Игровые технологии как объединяющий фактор в учебно-воспитательном процессе в условиях инклюзивного образования
Обобщение опыта по теме "Инклюзивное образование". Работа рассказывает об игровых технологиях, которые можно использовать на уроках литературы в классах с инклюзией....
Индивидуально-дифференцированный подход в организации учебно-воспитательного процесса как фактор повышения качества образования.
В статье описан дефферинцированный подход к обучению, как один из факторов повышения качества образования....
«Методика применения информационно-коммуникационных технологий как фактора интенсификации учебно-воспитательного процесса на уроках и внеурочных занятиях гуманитарного цикла»
В данной статье представлены особенности использования учителями русского языка и литературы информационно-коммуникационных технологий на уроках и внеурочных занятиях. Цель статьи - оказание методичес...