доклад «ФАКТОРЫ, ВЛИЯЮЩИЕ НА ПРОДУКТИВНОСТЬ УЧЕБНО- ВОСПИТАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА»
статья

Мутренова Ирина Сергеевна

доклад заседание районного семинара учителей калмыцкого языка

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doklad_rmo.docx17.14 КБ

Предварительный просмотр:

МБОУ «Бага-Тугтунская средняя общеобразовательная школа»

          РМО УЧИТЕЛЕЙ КАЛМЫЦКОГО ЯЗЫКА

                     

                          ТЕМА  ДОКЛАДА  

 

«ФАКТОРЫ, ВЛИЯЮЩИЕ НА                 ПРОДУКТИВНОСТЬ УЧЕБНО- ВОСПИТАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА»

Подготовила: учитель калмыцкого языка и литературы

                                    Мутренова Ирина Сергеевна

                                  С. Бага- Тугтун

                                          2017 год

Продуктивная педагогическая технология строится на 2-х китах:

  1. Знание законов, условий, факторов, обеспечивающих рост продукта;
  2. Умение учителя правильно их использовать.

Продукт- это комплекс качеств, созданных учителем и личностью. Продукт- это не только результат, но и в тоже время условие процесса труда. Именно эти условия и являются основными вопросами теории и практики технологии. Вершиной педагогического мастерства является понимание причин, определяющих продуктивность учебно-воспитательного процесса. Продуктивных факторов много, из них надо выбрать главные. Некоторые надо учитывать всегда, а некоторые по обстоятельствам. Рассмотрим некоторые из них:

  • Общий дидактический фактор может иметь в себе несколько продуктивных факторов. При дальнейшем объединении этих факторов образуются комплексные;
  • Генеральные факторы или как их еще называют «особенные».

Выделяя и учитывая данные факторы в своей работе, учитель достигает цель в решении педагогических проблем.

В результате 25-летних исследований выделено 4 генеральных фактора:

  • Информация;
  • Организационно-педагогическое влияние;
  • Обучаемость, воспитуемость обучающихся;
  • Время.

Фактор «информация» содержит в себе причины информационного характера. Педагогическая информация очень разнообразна. Ее особенностью является педагогическая обработка. От ее уровня и качества зависит пригодность информации. Здесь нужно выделить объективную информацию и педагогическую обработку. К первой относятся такие факторы, как:

- содержание;

- количество учебного материала;

- качество;

- форма изложения.

Ко второй относятся;

- способ;

- структура;

- доступность.

Фактор «организационно- педагогическое влияние» объединяет большую группу продуктивных причин. Выделим 2 из них: организационно- педагогическое влияние на уроках и влияние внешкольных занятий.

К общим факторам 1 пункта относятся:

  • Методы преподавания,
  • Организационные формы;
  • Работоспособность педагога;
  • Работоспособность учеников;
  • Контроль и проверка результатов работы;
  • Тип и структура учебного занятия;
  • Практика.

Ко 2 пункту относятся следующие факторы:

  • Распорядок дня;
  • Контроль взрослых;
  • использование средств массовой информации в учебных целях;
  • чтение литературы;
  • организация самостоятельного труда;
  • отдаленность места проживания;
  • участие в кружках, секциях;
  • занятия с репетиторами;
  • общение со взрослыми с познавательной целью.

Фактор «обучаемость и воспитуемость учеников»- это способность школьников к учению, воспитанию, возможность достижения цели в установленное время. Рассматриваются индивидуальная и групповая обучаемость и воспитуемость. На уроке проявляются следующие  факторы:

  • уровень общей подготовки учеников;
  • способность к овладению определенным учебным материалом;
  • общие способности к учебно-воспитательной деятельности;
  • общие характеристики внимания;
  • особенности мышления при изучении конкретного учебного предмета;
  • общие характеристики мышления;
  • психологические установки на усвоение нового материала;
  • мотивация учения;
  • темпы усвоения знаний;
  • здоровье учеников;
  • возраст учеников;
  • жизненные планы;
  • дисциплинированность, ответственность;
  • ориентация на будущую профессию;
  • отношение к карьере;
  • стиль жизни.

Обучение и воспитание в процессе самоподготовки характеризуются следующими причинами: самоконтроль, воля и настойчивость, целенаправленность, умение учиться, режим и организация труда, работоспособность, стимулирование, мотивация, состояние здоровья, особенности восприятия материала, скорость и прочность запоминания, уровень и особенность мышления, возрастные и индивидуальные характеристики.

Фактор «время», в нем можно выделить следующее:

  • затрата времени на уроке;
  • затрата времени на самообучение, саморазвитие, самовоспитание.

К затратам времени на уроках относятся:

- время на освоение и восприятие знаний;

- периодичность контролирования;

- время прошедшее после обучения;

- время сохранения информации;

- время на выполнение тренировочных упражнений;

- повторение изученного;

- подготовка и выдача ответа.

К затратам времени на самообучение относятся:

- выполнение д/з;

- чтение дополнительной литературы;

- посещение факультативов;

- профильное обучение;

- участие в предметных кружках;

- занятия по интересам.

Итак, продуктивность учебно- воспитательного процесса определяется комплексным влиянием четырех генеральных факторов. Длительные эксперименты показали, что факторы имеют различную весомость влияния. В условиях нормального учебно-воспитательного процесса более значимо выделяется «организационно- педагогическое влияние»-32%, далее идут «обучение и воспитание учеников- 28%, «информация»- 24%, «время»- 16 %.

В последнее время происходит интенсивное перемещение факторов. На сегодняшний день речь идет о факторах экологических, геофизических и санитарно- гигиенических. Все больше школ оказывается в зонах техногенных и экологических катастроф.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Благоприятный климат как фактор эффективности учебно-воспитательного процесса

Автор статьи рассказывает о своем опыте работы формирования классного коллектива. В основе работы по созданию коллектива лежат толерантность, взаимопонимание, уважение к личности ребенка. Дети составл...

Использование ИКТ в учебно-воспитательном процессе - один из факторов реализации компетентносного подхода к обучению и воспитанию

В Федеральном законе «О физической культуре и спорте» от 4 декабря 2007 г. № 329–Ф3 отмечено, что организация фи­зического воспитания и образования в образовательных учреж­дениях включает в себя ...

Речевая среда - важный фактор учебно-воспитательного процесса.

В этой работе подчеркивается особое место в развитии речи детей организация системы специальных занятий по развитию речи и созданию речевой среды в условиях школы-интерната. Организация этой работы по...

Игровые технологии как объединяющий фактор в учебно-воспитательном процессе в условиях инклюзивного образования

Обобщение опыта по теме "Инклюзивное образование". Работа рассказывает об игровых технологиях, которые можно использовать на уроках литературы в классах с инклюзией....

Индивидуально-дифференцированный подход в организации учебно-воспитательного процесса как фактор повышения качества образования.

В статье описан дефферинцированный подход к обучению, как один из факторов повышения качества образования....

«Методика применения информационно-коммуникационных технологий как фактора интенсификации учебно-воспитательного процесса на уроках и внеурочных занятиях гуманитарного цикла»

В данной статье представлены особенности использования учителями русского языка и литературы информационно-коммуникационных технологий на уроках и внеурочных занятиях. Цель статьи - оказание методичес...