Использование ИКТ в образовательном процессе
статья
Предварительный просмотр:
Использование ИКТ в образовательном процессе
Кагазежева С.С.,
учитель адыгейского языка и литературы
МБОУ СОШ № 3 а.Джерокай
«Чтобы быть хорошим учителем,
надо любить то, что ты преподаёшь,
и любить тех, кому ты это преподаёшь».
(В.Ключевский)
Цель деятельности каждого педагога регламентируется целью деятельности образовательного учреждения, в котором он работает, и которую, в свою очередь, определяет социальный заказ общества. Основной целью МБОУ СОШ №3 а.Джерокай является повышение доступности качественного образования для удовлетворения потребностей учащихся, родителей, общества путем обновления структуры и содержания образования и воспитания. Целью своей индивидуальной педагогической деятельности, считаю создание условий для формирования духовно-развитой, творческой, нравственной, физически здоровой личности, способной на сознательный жизненный выбор, создание условий для активизации познавательно - творческих способностей учащихся.
Для достижения цели ставлю перед собой следующие задачи:
- Совершенствовать формы организации учебно-воспитательной деятельности;
- Использовать в учебно-воспитательном процессе новые педагогические технологии;
- Вовлекать каждого ученика в активный познавательный процесс, причем не пассивного овладения знаниями, а активной познавательной деятельности;
- Создавать условия для интенсивного речевого развития учащихся в процессе изучения родного языка;
- Раскрыть творческий, интеллектуальный, нравственный потенциал каждого ученика, дать возможность проявить себя;
- Прививать навыки самостоятельной работы, эффективной организации своей деятельности, самоконтроля, объективного оценивания полученных результатов.
В своей практике имею опыт работы с детьми разных возрастных категорий и разных уровней подготовленности, в том числе с учащимися классов компенсирующего обучения
Деятельность современного учителя невозможна без использования современных образовательных технологий в процессе обучения предмету и в воспитательной работе. Поэтому особое место в моей педагогической деятельности занимает изучение и внедрение в образовательный процесс передовых технологий обучения. В межаттестационный период были изучены следующие технологии:
- проблемное обучение;
- технология уровневой дифференциации;
- технология развития критического мышления через чтение и письмо;
- групповые технологии;
- игровые технологии;
- тестовые технологии;
- современные компьютерные технологии;
- проектная технология
Информационные технологии начала применять три года назад. Первоначально использовала ИКТ для планирования учебного материала и учебных занятий, подготовка печатных материалов к урокам, учитывая индивидуальные особенности детей.
С 2014 года , в моем учебном кабинете имеются компьютер, проектор и экран. Сначала я практиковала два типа занятий: на одних компьютер использовался в демонстрационном режиме, на других- в индивидуальном . В настоящее время, материально –техническая база школы позволяет организовать работу в любом режиме, поэтому использование мной ИКТ при обучении адыгейского языка значительно расширилось.
Хороший урок невозможно представить без хорошо сформулированной темы, постановки его целей и задач, планирования этапов, а также целей на каждом отдельном этапе урока. Необходимый материал, располагаю в нужной последовательности и помещаю на слайды. Качество изображения на слайдах значительно лучше , чем на классной доске, а учитель, освобождается от постоянной работы у доски, имеет возможность больше внимания уделить ученикам. Презентация Pover Point позволяют оживить урок, внести игровые моменты и в объяснении нового материала , и даже опрос.
Для проведения уроков использую различные самостоятельно выполненные материалы с использованием универсальных инструментальных комплексов для разработки и редактирования рода учебных программ.
На уроках литературы очень часто сталкиваемся с историей адыгского народа. На таких уроках, использую материалы передачи «Тарихъым инэк1убгъохэр». Например, в 8 классе при изучении темы «Фэрзэпэ заом иорэд» на уроке идёт просмотр историко- документального фильма «Фэрзэпэ зау». Применяю различные аудиозаписи. В основном старинные песни(гъыбзэхэр).
Мною подготовлены презентации к урокам адыгейского языка и литературы. Так же интерактивные тесты по предметам для 5 -11 классов на SD дисках.
Современный учитель обязан пользоваться новыми технологиями, применять их на своих уроках. Активно пользуюсь не только такими программами как Microsoft Word, Pover Point но и другими. Например : skype даёт возможность «встретиться» с нужными людьми на определённом этапе урока. При подготовке домашнего задания, у ученика часто возникают вопросы , у них есть возможность связаться со мной по skype и получить необходимую информацию.
Уроки с использованием мультмедийных технологий – процесс осознанного усвоения материала. Это не означает. Что теперь уроки провожу с использованием только ИКТ и всё изложение учебного материала перепоручаю компьютеру. Учитель может и должен чередовать разнообразные методические приёмы.
В зависимости от типа урока по –разному использую ИКТ в своей работе. Систематизирую , где и как целесообразно использовать в обучении, учитываю, что современные компьютеры позволяют интегрировать в рамках одной программы тексты, графику, звук, анимацию, высококачественные изображения.: при изложении нового материала- визуализация знаний, закрепление изложенного материала, система контроля и проверки.
На уроках обобщения изученного материала использую интерактивную презентацию. Все ученики одновременно выполняют контрольный тест, который занимает 5 минут. Быстро, объективно, интересно.
На своих уроках часто использую интерактивную доску и мультимедийный проектор. Использование доски позволяет учитывать возрастные и психологические особенности учащихся разных классов, создавать благоприятный психологический климат на уроке, сохранять интерес детей к предмету, поддерживать условия для самовыражения учащихся.
Использую следующие формы работы с интерактивной доской:
- работа с текстом и изображениями;
- создание заметок с помощью электронных чернил;
- коллективный просмотр нужных интернет ресурсов;
- коллективная и индивидуальная работа с тестами.
Следуя новым веяниям социума, в своей работе использую электронные образовательные ресурсы.
Итоги использования компьютерных технологий таковы:
- повышения эффективности обучения (развитие интеллекта школьников и навыков самостоятельной работы по поиску информации);
- расширение индивидуального подхода в обучении (работа самостоятельно с оптимальной для себя скоростью);
- улучшение организации урока (дидактический материал всегда имеется в достаточном количестве);
- повышение качества контроля знаний учеников и разнообразие его формы.
Качественный показатель успеваемости обучающихся старших классов за последние годы значительно вырос. Считаю, что это произошло за счёт систематического применения ИКТ на уроках адыгейского языка и литературы.
Опыт по формированию навыков самостоятельной работы с использованием различных источников может применяться интегрировано при изучении различных учебных предметов, а так же использоваться во внеурочной деятельности.
Таковы, пожалуй, основные составляющие моей деятельности как учителя адыгейского языка и литературы. Несмотря на достигнутые результаты, считаю, что необходимо регулярно пополнять и совершенствовать свои знания, соответствовать времени, в котором живешь, и месту, которому занимаешь. Мастерство учителя не случайная удача, не счастливая находка, а систематический, кропотливый поиск и труд, часто черновой, будничный, наполненный тревожными раздумьями и открытиями.
Литература:
П.В. Сысоев: «Информационные и коммуникационные технологии в лингвистическом образовании»
Издательство : «URSS» 2015г
.П.Д. Рабинович: «Практикум по интерактивным технологиям: методическое пособие» 3-е издание
Издательство: «Бином» 2017 г
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Использование ИКТ в образовательном процессе.
Материал для проведения семинаров, педсоветов....
Презентация "Использование ИКТ в образовательном процессе"
Презентацию можно использовать для проведения педсовета....
«Использование ИКТ в образовательном процессе»
В условиях динамично меняющегося мира, глобальной взаимозависимости и конкуренции, необходимости широкого использования и постоянного развития и усложнения технологий фундаментальное значение имеет ин...
Выступление на тему: "Использование ИКТ в образовательном процессе"
Использование информационных технологий в процессе преподавания математики дает то, что учебник дать не может; компьютер на уроке является средством, позволяющим обучающимся лучше познать самих себя, ...
Использование ИКТ в образовательном процессе
Выступление на педагогическом совете "Использование ИКТ в образовательном процессе" содержит полезные для учителей советы и ссылки на Интернет-ресурсы....
Презентация : " Использование ЭОР в образовательном процессе"
Данная презентация была подготовлена к выступлению на школьном семинаре....
Использование ЭОР в образовательном процессе
Выступление по теме "Использование ЭОР в образовательном процессе"...