Доклад по теме: «Принципы выбора текста для обучения чтению на иностранном языке».
учебно-методический материал
доклад
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Доклад по теме: «Принципы выбора текста для обучения чтению на иностранном языке». | 20.39 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Лицей города Шатуры»
Шатурского муниципального района Московской области
Доклад по теме:
«Принципы выбора текста для обучения чтению на
иностранном языке».
Подготовила: Еремеева Татьяна Николаевна,
учитель английского языка
г.Шатура,
2018 г.
Текст является основной языковой единицей содержания обучению иностранным языкам. В контексте рассматриваются лексические и грамматические единицы, состоящие из фонетических и графических единиц. Сами тексты служат материалом для коммуникативных заданий при обучении говорению и чтению. Именно на основе текстов происходит формирование умений аудирования и письменного высказывания. Посредством текста сообщается экстралингвистическая информация о быте и жизнедеятельности народа — носителе данного языка.
Работа с текстом начинается с выбора литературного материала. Его правильный выбор во многом определяет дальнейшие результаты работы. При выборе нужно учитывать следующие особенности учащихся:
1) их интересы, определяемые возрастом, культурным уровнем;
2) степень овладения языком.
Литературный материал должен быть интересен учащимся, доступен им для понимания, но при этом не быть примитивным. В качестве такого материала целесообразнее выбирать короткие новеллы, рассказы, или повести, разбитые на отдельные главы. В этом на каждом уроке можно рассматривать все стороны выбранного литературного произведения, провести все виды работ над ним.
Основополагающим требованием к текстам для чтения является их посильность и доступность для обучающихся. Однако посильность текста не означает лёгкость. Чрезмерное облегчение текста снижает его обучающую ценность. Психологи отмечают, что наиболее эффективной является такая тренировка в какой либо деятельности, которая требует высокого напряжения психики индивида, мобилизации его воли и внимания. Известно, что напряжённо психика функционирует тогда, когда выполнение деятельности сопряжено с какими либо трудностями. Кроме того, чтение поддаётся саморегуляции, то есть чтец сам может облегчить условия выполнения деятельности и тем самым обеспечить реализацию стоящей перед ним задачи - извлечения информации. Следует отметить также, что посильность текстов для чтения определяется не только языковым и жизненным опытом учащегося, но и видом чтения, для которого предназначен текст. Так тексты для ознакомительного чтения в целом, как указывают методисты, должны быть значительно легче текстов для изучающего чтения.
Тексты же для домашнего чтения могут быть сложнее текстов для, например, изучающего чтения на уроке. Учащийся в работе над домашним текстом не ограничен во времени, имеет возможность воспользоваться словарём или дополнительной литературой по своему усмотрению.
Другим важным требованиям к текстам является требование обучающей ценности текста. Под обучающей ценностью текста понимается его воспитательная, образовательная и практическая ценность. Практическая ценность определяется эффективностью текста как средства формирования умений и навыков чтения. Требования к языковой форме текстов для чтения варьируются в зависимости от вида чтения. Поэтому, хотя посильность текста для чтения определяется также количеством трудного для понимания языкового материала и неизученных языковых явлений, но реализация этого требования будет иной. Прежде всего, трудности узнавания изученных языковых явлений будут определяться не звуковой, а графической формой. Например, такие трудные явления для аудирования, как омофоны, легко идентифицируются чтецом, благодаря особенностям их графической формы:[tu:]-to, two, too. Наоборот, омографы, которые не затруднят аудирование, могут осложнить понимание текста при чтении: read-[ri:d] и [red]. Учёт этих трудных для узнавания при зрительном восприятии языковых явлений и их градуированное введение в тексты особенно важны на начальном этапе, когда у чтеца отсутствует языковой опыт в иностранном языке, и он не умеет использовать обоснованную языковую догадку. Количество не изученных слов в текстах, используемых на продвинутых этапах, зависит также от вида чтения. В текстах для ознакомительного чтения могут использоваться только такие незнакомые слова, о значении которых можно догадаться, либо такие, понимание которых не существенно для общего смысла текста. Их количество может составлять 8-10% и даже быть доведено до 20-25% по мнению отдельных авторов. Что касается изучающего чтения, то поскольку данный вид чтения не исключает возможности пользоваться словарём, количество незнакомых слов в текстах может быть и большим.
Подбор текстов будет меняться в зависимости от этапа обучения. Так, на начальном этапе рекомендуется предлагать учащимся только занимательные тексты; на среднем и старшем - и те и другие, но на среднем этапе желательно требования занимательных текстов, на старшем (по мнению автора - информативных). Автором настоятельно рекомендуется использовать информативные, познавательные тексты, помня о том, что основное, что определяет текст с точки зрения коммуникативной ценности, это содержащаяся в нём информация.
Использование художественных текстов в курсе домашнего чтения прочно вошло в практику преподавания иностранных языков в средней школе. Одновременно продолжается поиск наиболее рациональных способов организации отбора художественного материала.
Существует немало специальных пособий, приложений к учебнику, сборников рассказов, сказок для домашнего чтения. Тексты в них адаптированы до уровня средней школы. Но не всегда хрестоматий, сборников, рассказов достаточно для создания у учащихся целостной картины богатства и разнообразия литературного фонда страны изучаемого языка. Возникает необходимость в расширении возможностей выбора литературы для уроков домашнего чтения.
Селиванова Н.А. советует применить системный подход к отбору художественных текстов для домашнего чтения, который позволит создать у учащихся более чёткое и глубокое представление о художественной литературе страны изучаемого языка благодаря знакомству с произведениями, вошедшими в золотой фонд национальной литературы: детской, юношеской и так называемой «взрослой» литературы, любимой подростками.
Как уже говорилось выше, для домашнего чтения целесообразнее выбирать новеллы и рассказы для более полного и всестороннего знакомства с ними. Однако более объёмные произведения, романы, повести также не должны быть обойдены вниманием, причём знакомство со всем произведением необязательно.
Целостный подход может быть обеспечен путём комплексного прочтения отдельных частей произведения, при котором не теряется чувство целого. Эти части можно назвать текстовыми фрагментами. При отборе текстовых фрагментов необходимо учитывать интерес учащихся к сюжетной линии развития поведения литературных героев. Желательно, чтобы каждый текст соответствовал значимому для раскрытия сюжетного конфликта моменту. Таких ключевых моментов, как известно, пять: экспозиция, завязка, перипетия (развитие действия), кульминация, развязка.
К основным критериям отбора эпизодов можно отнести следующие:
* значимость эпизода в развитии общего замысла произведения;
* проблемность, то есть наличие в эпизоде проблемной ситуации, которая служит эффективным стимулом для проникновения в суть конфликта, повышает мотивацию чтения, создаёт определённый психологический настрой, способствующий речевой активности учащихся;
* экстралингвистическая информативность (речь идёт о тематике художественного произведения). В данном случае под тематикой понимается не круг событий, образующих жизненную основу произведений, а те явления действительности, которые составляют сущность происходящего с героями: морально-этические темы добра и зла, дружбы, любви, справедливости;
* страноведческая ценность - в некоторые фрагменты нужно включить по возможности эпизоды, раскрывающие перед учащимися те или иные явления действительности, которые свойственны именно стране изучаемого языка.
Важно подчеркнуть, что тексты домашнего чтения могут быть разных стилей и каждый стиль характеризуется своей особой схемой.
Итак, пригодность текстов или их частей для работы на уроке домашнего чтения и речевой практики с ними может определяться такими критериями:
1) яркой и занимательной фабулой текста или отрывка;
2) эмоциональностью и образностью изложения;
3) актуальностью материала;
4) тематической близостью предмета изложения к жизненному опыту и интересам учащихся;
5) возможностью различных ситуативных трансформаций содержательной стороны текста или отрывка.
Этим критериям отбора удовлетворяют художественные тексты страны изучаемого языка. Сторонники литературно-страноведческого подхода доказывают, почему именно художественная литература наиболее предпочтительна для чтения и дальнейшего обсуждения на уроке.
Выбор художественного текста в качестве основного предмета чтения не случаен.
Ученые-психологи (Л.С. Выготский, В.А. Крутецкий, О.И. Никифорова и др.) считают, что в 13-14 лет у детей появляется повышенный интерес к чтению художественной литературы. Отличительной особенностью художественного текста (по сравнению с нехудожественными), как известно, является его абсолютная антропоцентричность (И.Я. Чернухина, А.И. Домашнев и др.), т.е. художественная литература направлена в первую очередь на познание человека, что соответствует познавательным устремлениям большей части подростков.
Использование научно-популярной и другой нехудожественной литературы для "углубленного" чтения не представляется эффективным. Восприятие такого рода литературы требует наличия определенного уровня фоновых знаний, специального настроя, а иногда и сформированности интереса к теме изложения, в то время как информация, содержащаяся в художественном произведении, не зависит в такой же степени от подготовленности читателя к восприятию текста.
Целесообразность использования художественного материала подтверждается еще и тем, что методически более оправдано читать произведения в продолжениях, а не отдельные тексты. При чтении серии отрывков одного произведения непонимание отдельных моментов текстового фрагмента может компенсироваться на уроке во время обсуждения прочитанного, что облегчает в свою очередь прочтение следующего отрывка.
Следующим аргументом в пользу художественных произведений как основного материала для домашнего чтения является своеобразие их композиционного построения, которое обладает, с одной стороны, силой эмоционального воздействия на читателя, с другой - способствует лучшему пониманию прочитанного.
Одной из основных черт художественного произведения считается фабульность. Читатель ждет разрешения конфликта. Волнение, связанное с интригой, заставляет его сосредоточить внимание на мотивировке поступков героев. Все компоненты сюжета художественного произведения способствуют правильной направленности понимания дальнейшего изложения, а, следовательно, стимулируют и языковую догадку.
Художественные и нехудожественные тексты, как известно, различаются между собой и внутриязыковыми признаками, а именно, особенностями отбора и употребления языковых средств. Нехудожественные тексты представляют систему языка ограниченно. В таких текстах преобладает отвлеченная и терминированная лексика, слова, тяготеющие к однозначности. Представляется, что чтение такого роды литературы в рамках домашнего чтения в плане увеличения словарного запаса будет не столь эффективным в сопоставлении с чтением художественных текстов, отличающихся большим лексическим и грамматическим своеобразием. К тому же в чисто рецептивном плане чтение художественных произведений в продолжениях обеспечивает достаточно частую повторяемость лексических единиц в новых контекстах и комбинациях и знакомых грамматических конструкций с новым лексическим наполнением. Повторяемость лексики в художественных текстах создает условия для ее активного употребления в послетекстовых упражнениях .
Лексика художественных текстов, в отличие от нехудожественных, тесно соприкасается с общеупотребительным словарем разговорного языка. Поэтому возможность достижения неразрывной связи обучения чтению и говорению на базе художественных текстов в рамках углубленной программы по домашнему чтению очевидна.
Использование художественных текстов неотделимо от страноведческого аспекта преподавания иностранных языков.
Наряду с решением основных речевых и лингвистических задач домашнее чтение, построенное на произведениях художественной литературы, может способствовать осуществлению важной образовательной цели - введению учащихся в мир культуры страны изучаемого языка.
Ведущим принципом отбора художественных произведений при таком подходе является их общеизвестность в среде носителей языка, облигаторность (по терминологии Е.М. Верещагина и Г.М. Костомарова). Это должны быть такие произведения, которые принадлежат, к массовым фоновым знаниям представителей данной культурно-языковой общности.
Особое место в ряду реалий, имеющих общекультурную значимость (применительно к художественному произведению), занимают имена литературных персонажей. Каждый образ несет в себе определенное количество информации, в том числе и национально-культурной, т.е. страноведческой.
При этом необходимо помнить о принципе языковой доступности, который достигается широким использованием разработанной методики адаптации текстов в учебных целях.
Условия обучения не позволяют в полной мере реализовать этот принцип отбора (так же, как и социально-исторический) системно в курсе углубленного преподавания иностранных языков в средней школе. Но при чтении художественных произведений важно сориентировать учащихся в месте и времени развертывания событий, чтобы у них сложилось представление о культурно-национальной специфике отдельных районов страны, а также о той исторической эпохе, на фоне которой развиваются события.
Таким образом, рассмотрение вышеназванных принципов выбора текста для обучения чтению дает основание утверждать, что в курсе обучения иностранным языкам в средней школе домашнее чтение и чтение на уроке целесообразно проводить на произведениях художественной литературы страны изучаемого языка.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Обучение чтению на иностранном языке в начальной школе
Введение Цели обучения иностранному языку, поставленные для младших школьников Психологические особенности младших школьников и формирование навыков и умений в чтении на основе их Педагог...
Статья Использование коммуникативно-ориентированного подхода в обучении чтению на иностранном языке
Данная статья посвящена использованию коммуникативно - ориенторованного подхода в обучении одному из самых сложных видов речевой деятельности на иностранном языке. В статье дается характеристика чтени...
Обучение чтению на иностранном языке в начальной школе и проблемы овладения техникой чтения на английском языке в начальной школе.
Обучение чтению на иностранном языке на начальном этапе способствует более раннему приобщению младших школьников к новому для них языковому миру, формирует у детей готовность к общению на иностранном ...
тексты для обучения чтению на английском языке на начальном этапе
Тексты для обучения чтению на английском языке учащихся начальной школы...
Статья "Различные методики обучения чтению на иностранном языке".
Вступление на МО учителей иностранного языка по проблеме методики обучения чтению в средней школе....
Обучение чтению на иностранном языке. Виды чтения.
Техника овладения навыком чтения на иностранном языке....
Расширение возможностей для развития умений чтения: рекомендации по успешному овладению в соответствии с требованиями ФГОС. Предметные и метапредметные аспекты обучения чтению на иностранном языке.
Расширение возможностей для развития умения оценивать полученную в процессе чтения текста/книги информации, а также выражать свое мнение по прочитанному (предметные результаты овладения чтением) реали...