Использование информационно – коммуникационных технологий на уроках истории и обществознания
материал
Использование информационно – коммуникационных технологий на уроках истории и обществознания
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ispolzovanie_ikt.docx | 26.14 КБ |
Предварительный просмотр:
Использование информационно – коммуникационных технологий на уроках истории и обществознания
Современное общество вступило в новую историческую фазу развития цивилизации – информационное общество, в которой главными продуктами производства являются информация и знания. Отличительной чертой является создание глобального информационного пространства, обеспечивающего эффективное взаимодействие людей, их доступ к мировым информационным ресурсам и удовлетворение их потребностей в информационных продуктах и услугах. В ФЗ «Об образовании в РФ» от 29 декабря 2012 г. в главе 1. ст. 16 «Реализация образовательных программ с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий» сказано: При реализации образовательных программ независимо от форм получения образования могут применяться электронное обучение1 , дистанционные образовательные технологии2 в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования. При реализации образовательных программ с применением исключительно электронного обучения, дистанционных образовательных технологий в образовательном учреждении должны быть созданы условия для функционирования электронной информационно-образовательной среды, включающей в себя электронные информационные ресурсы, совокупность информационных техно логий, телекоммуникационных технологий, соответствующих технологических средств и обеспечивающей освоение обучающимися образовательных программ в полном объеме независимо от их мест нахождения.
В соответствии с требованиями ФГОС учебно-практические и учебно- познавательные задачи, направлены на формирование и оценку ИКТ- компетентности обучающихся3 , требующие педагогически целесообразного использования ИКТ в целях повышения эффективности процесса формирования всех ключевых навыков (самостоятельного приобретения и переноса знаний, сотрудничества и коммуникации, решения проблем и самоорганизации, ре- флексии и ценностно-смысловых ориентаций), а также собственно навыков использования ИКТ. Компьютерные технологии в образовании являются реальной частью образовательной культуры и внедрять эти технологии в современной школе необходимо, но чего сможет достичь воспитанник в современном информационном обществе, если учитель на уроке не владеет ИКТ – компетентностью ? Для использования ИКТ на уроке требуется высокая квалификация преподавателей, их непрерывная переподготовка и профессиональный рост.
Функции ИКТ-технологий
∙ повышают и стимулируют интерес обучающихся благодаря мультимедийным технологиям, активизируют мыслительную деятельность и эффективность усвоения материала благодаря интерактивности,
∙ позволяют моделировать и визуализировать процессы, сложные для демонстрации в реальности (от моделирования опасных физических явлений до экономических моделей);
∙ позволяют индивидуализировать обучение не только по темпу изучения материала, но и по логике и типу восприятия обучающихся;
∙ позволяют организовывать дистанционное обучение, не только в целях заочного или экстернатного обучения, но и для учеников, пропускающих занятия по болезни;
∙ предоставляют ученикам через информационную деятельность6 возможность самостоятельного исследовательского поиска материалов, опубликованных в Internet для подготовки докладов и рефератов;
∙ предоставляют помощь в поисках ответов на проблемные вопросы, многократно повышают скорость и точность сбора и обработки информации.
Только на основе этих функций можно сформулировать основные тенденции, заложенные в основе компьютерных учебных технологий (КУТ). КУТ позволяют развивать самостоятельность. Это свойство заложено в самом понятии «персональный компьютер». Работа осуществляется только в режиме «один на один». Развивают навыки самооценки. Такую возможность дают как специализированные программы контроля знаний, так и при работе с любым программным обеспечением, работает эффект: «Смог не смог», когда ученик видит результат даже раньше учителя. Развивают активность. В отличие от таких привычных форм как лекция, просмотр видео и кино- фильмов предполагают постоянное участие ученика-пользователя компьютера в происходящем, приобщают и приучают к поисковой творческой деятельности. Развивают воображение и модельное видение. Любая учебная компьютерная программа является моделью в гносеологическом смысле слова. Ученик познает реальность с помощью компьютера через условные понятия и изображения, их нельзя потрогать, они всегда фактически двумерны, несмотря на то, что используется зачастую так называемая 3D графика. Не вдаваясь в проблемы обучения непосредственно информатике, информационной культуре, компьютерной грамотности, без знания которых невозможно представить современного культурного человека, остановимся поподробнее на использовании компьютерных технологий в учебном процессе, в частности на уроках истории и обществознания
В мировой науке накоплен значительный опыт работы с компьютерными технологиями обучения математике, информатике, физики, истории. Освещение проблем, связанных с использованием современных информационных и компьютерных технологий в учебном процессе, начато и развито в фундаментальных роботах ученых: Р. Вильямса Б. Гершунского, В. Глушкова, А. Ершова, К. Маклин, Ю. Машбица, С. Пейперта, Е. Полат. В работах этих ав- торов показано, что внедрение компьютерных технологий в практику обучения есть одной из форм повышения эффективности учебного процесса. В работах отечественных ученых М. Жалдака, Ю. Жука, В. Лапинского, В. Мадзигона, Н. Морзе, Ю. Рамского рассмотрены цели, теоретические и методологические основы, психолого-педагогические проблемы и возможности применения новых информационных технологий в процессе обучения, а также анализируются отдельные программные средства учебного назначения, обсуждаются проблемы становления компьютерно-ориентированных методических систем обучения математике, физики, информатики, истории и других предметов . Технологии компьютеризированного обучения исследовали отечественные ученые А. Ашеров, О. Савельев, О. Молибог и зарубежные - Г. Клейман, Н. Краудер, С. Пейперт, В. Скиннер. Вопросами разработки и применения средств обучения на основе компьютерной техники и создания методической поддержки их использования занимались ученые: Н. Апатова, А. Верлань, М. Головань, А. Гуржий, Ю. Дорошенко, М. Жалдак, Ю. Жук, И. Иваськов, В. Лапинский, В. Мадзигон, Д. Матрос.
Психолого-педагогические и дидактические аспекты компьютеризации учебного процесса раскрыты в исследованиях психологов и педагогов П. Галь- перина, Б. Гершунского, М. Игнатенко, Ю. Машбица, В. Монахова, П. Подка- систого, И. Подласого, Н. Талызиной, О. Тихомирова и др. Особенности применения компьютерных технологий в учебном процессе отображены в диссертационных исследованиях В. Безуглого, Н. Голивер, С. Каялоной, К. Ковалевой, В. Краснопольского, А. Сильвейстра.
Целесообразность и пути внедрения компьютерных технологий в учебный процесс в основной школе исследовали отечественные и зарубежные ученые, а именно: О. Данилова, Ю. Дорошенко, Г. Клейман, О. Козленко, О. Легкий, Н. Матяш, Е. Неведомская, В. Пакулова, Н. Семенюк, Л. Семко, М. Сидорович, В. Смирнов, В. Соломин, Э. Шухова и др. Г. Клейман в работе рассматривает возможности использования компьютеров в области образования. Автор отмечает, что компьютеры разрешают совершенствовать современные методы преподавания многих дисциплин и при водит разнообразные способы использования компьютера на уроке. Проблемы информатизации учебного процесса, связанные с формированием учебно-методического комплекса и подготовкой учителей к работе в условиях открытого информационного общества исследуют ученые В. Смирнов и В. Соломин. Ю. Дорошенко, Н. Семенюк, Л. Семко анализируют возможности компьютерной поддержки лабораторных и практических работ, а также приводят методические рекомендации по использованию компьютерных программ.
Современный процесс обучения истории характеризуется все более широким применением в нем компьютерных технологий. Под компьютерными технологиями обучения понимают совокупность методов, форм и средств обучения, которые базируются на использовании современных компьютерных средств и направленных на эффективное достижение поставленных целей обучения в данной предметной области. Объединяя в себе много традиционных информационных технологий, компьютерные технологии разрешают существенным образом оптимизировать процесс обучения истории и обществознания. Он может стать более интересным, эмоционально насыщенным, динамическим и наглядным; компьютерная технология также способна индивидуализировать и дифференцировать учебный процесс; реализовать его творческий характер, организовать гибкое управление учебной деятельностью, интенсифицировать и активизировать обучение. Кроме этого, компьютерные технологии дают возможность на качественно новом уровне изучать разные курсы истории и обществознания. Они предоставляют информацию в удобной для учеников форме - в виде графиков, таблиц, диаграмм, экранных картинок, а также для статической оценки исторических и обществоведческих фактов и проведения сравнения разных объектов по какому-то параметру. Выполняя функцию информативного сопровождения предмета, компьютер способен существенным образом облегчить процесс овладения учениками, как репродуктивными умениями, так и общелогическими (систематизацией, классификацией, анализом и синтезом), а также рефлексивными (умением обрабатывать статистические данные, осуществлять сбор, упорядочение и анализ информации). Компьютер открывает широкие возможности и для построения моделей исторических процессов. История как наука характерна тем, что в ней преобладают методы прямого наблюдения, регистрации и классификации фактов. Тем не менее, та статическая и фрагментарная информация, которая получается в результате использования таких методов, не разрешает в полной мере восстановить, реконструировать определенный фрагмент исторического процесса. А это в свою очередь не дает возможность отделить случайное от закономерного, субъективное от объективного в ходе развития того исторического явления, которое изучается. Имитационная компьютерная модель (которая, например, имитирует общественно-экономический процесс или военные действия) разрешает: реконструировать, уточнять числовой материал исследуемого фрагмента исторического процесса; провести динамический анализ исторической информации, которая относится к исследуемому периоду; имитировать развитие исторического процесса по годам, подсчитать коэффициенты (доходы, расходы, запасы), которые характеризуют экономическое положение каждого слоя населения, на протяжении исследуемого фрагмента исторического процесса; глубже понять смысл и значение некоторых политических событий; спрогнозировать события экономического и политического характера.
Одним из наиболее эффективных методов усовершенствования общеобразовательного процесса в контексте преподавания истории и обществознания в школе есть использования учебных мультимедиа продуктов, а также доступ к информации благодаря использованию глобальных компьютерных сетей, и в первую очередь сети Іnternet. В сочетании с традиционными и разнообразными инновационными метода- ми обучения глобальные компьютерные сети и телекоммуникации оказывают содействие реализации принципа развивающего обучения, поскольку применение их в общеобразовательном процессе направлено на: широкое общение и сближение участников телекоммуникационных проектов, контакты с другими культурами, использование исследовательских методов, индивидуальных, парных, групповых, самостоятельных видов деятельности, развитие гуманитарного образования.
Место компьютера в учебном процессе в целом определяется типом компьютерной программы. Значительная часть из них предназначена для закрепления знаний. Такие программы целесообразно использовать после усвоения определенного теоретического материала в рамках традиционной системы обучения. Другие программы, сориентированные преимущественно на усвоение новых понятий в режиме, близком к программированному обучению. Такие про- граммы, как правило, содержат фиксированный набор обучающих влияний и не предусматривают развернутого диалога с учениками. Поэтому дидактические возможности в них относительно ограничены.
Значительно большими возможностями владеют учебные программы, которые реализуют проблемное обучение. Они разрешают не только осуществлять рефлексивное управление учебной деятельностью, но и делают ее оперативно контролируемой. В них могут учитываться такие параметры, как последовательность понятий, которые изучаются, а также время прохождения учебного материала по разделам, методы изложения и сложность задач и вопросов, типы подсказок и объяснений и т.п. Отдельно следует отделить программы, обучение по которым строится в виде игры. За мерой влияния на ученика дидактические компьютерные игры можно разделить на следующие виды: учебные, закрепляющие, контролирующие и развивающие. В зависимости от того, к какому виду относится игра, можно определить, на каком из этапов урока - этапе актуализации опорных знаний и способов действий, этапе формирования новых понятий и способов действий, этапе применения знаний и формировании умений - ее эффективнее применять.
На этапе актуализации опорных знаний и способов действий решения игровых задач в процессе применения компьютерных игр помогает ученикам воссоздать полученные прежде знания и способы действий. На этапе формирования понятий и способов действий предоставленная компьютером возможность глубокой концентрации на игровом материале оказывает содействие формированию новых понятий. На этапе применения знаний и формирования умений компьютерная игра разрешает ученику применять и развивать полученные знания, умение и навыки. Процесс использования компьютерных игр на всех этапах урока имеет полифункциональный характер: во время решения игровой учебной проблемы формируются не только знания, но и развиваются разнообразные интеллектуальные качества, мотивация и воля, стимулируется инициатива и творческое мышление, т.е. происходит развитие личности.
Реализуя основные принципы дидактики, компьютерные технологии привносят в обучение и некоторые новые закономерности. Во-первых, все элементы учебного процесса должны быть ориентированы на индивидуальные информационные возможности и особенности ученика, т.е. они должны владеть адаптивностью к индивидуальным особенностям ученика по форме, объему и темпу предоставления информации. Способы применения компьютерных технологий в обучении должны определяться вековыми, физиологическими и умственными возможностями школьников. Во-вторых, обучение должно быть мультимедийным, т.е. комплексным по содержанию информации и по форме организации. Объединение в учебных компьютерных программах визуальной и звуковой форм предоставления учеб- ной информации в значительной мере повышает ее наглядность и выразительность и тем самым разрешает превратить изучение истории в интересный и содержательный процесс.
Сознавая высокий дидактический потенциал компьютерных технологий обучения, специалисты убеждены в том, что компьютеры не должны быть преградой во взаимоотношениях учителя и учеников. Организационно любая, в том числе и компьютерная технология обучения обязательно должна содержать и традиционные формы взаимодействия учителя и школьника. Таким образом, использование компьютера в учебном процессе значительно повышает его эффективность; его можно использовать не только на уроках, а и внеурочное время.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Использование информационно-коммуникационных технологий на уроках истории и обществознания
Использование информационных технологий на уроках истории и обществознания Л.Н.Белякова - учитель истории и обществознания МОУ Кадетская школа-интернат Мензелинского района РТ Наш современный...
Использование информационно-коммуникационных технологий на уроках истории
Самое ценное - методические сайты в помощь учителю истории....
«Использование информационно — коммуникационных технологий на уроках истории и обществознания»
Цель работы — описание собственного опыта по решению задачи самостоятельного приобретения знаний учащимися посредством использования информационно — коммуникационных технологий на уроках ...
Использование информационно-коммуникационных технологий на уроках истории и обществознания.
Данный материал - программа педагогического эксперимента по внедрению информационно-коммуникационных технологий в практику преподавания истории и обществознания...
Использование информационно-коммуникационных технологий на уроках истории в условиях вечерней школы
Презентация. Обобщение опыта работы учителя истории по методической теме "Испоьзование информационно-коммуникационных технологий на уроках истории в условиях вечерней школы"...
Тема самообразования : «Использование информационно-коммуникационных технологий на уроках истории»
План по самообразованию....
Использование информационно-коммуникационных технологий на уроках истории и обществознания.
Предлагаемая статья будет интересна преподавателям истории и обществознания, использующим ИКТ на своих уроках....