Формирование культуры здорового и безопасного образа жизни
методическая разработка

Материал о создании единого здоровьесберегающего пространства, обеспечивающего развитие личности с учетом реализации её физических, интеллектуальных особенностей и  возможностей.

Скачать:


Предварительный просмотр:

 Формирование культуры

здорового и безопасного образа жизни

Подготовила учитель физической культуры

МОУ гимназия №41 Бук Наталья Владимировна

Слайд 1-2

Цель работы школы по здоровьесбережению: создание единого здоровьесберегающего пространства, обеспечивающего развитие личности с учетом реализации её физических, интеллектуальных особенностей и  возможностей.

Слайд 3

Задачи:

  • создать условия  учащимся  для освоения знаний и  разнообразных видов деятельности  c целью развития своих сил и способностей, проявления интересов и склонностей;
  • перейти от пассивных форм обучения к деятельностному подходу с вовлечением учащихся в самостоятельную познавательную деятельность;
  • формировать физически здоровую толерантную личность, способную свободно адаптироваться в современном быстро меняющемся мире;
  • создавать необходимые и достаточные условия личностного развития каждому участнику образовательного процесса.

Слайд 4.

Модель здоровьесберегающей среды школы можно представить так:

Слайд 5.

Организация учебно-воспитательного процесса.

1)Соблюдение гигиенических норм и требований к организации и объему учебной и внеучебной нагрузки учащихся.

2)Использование при составлении расписания  шкалы трудности учебных предметов.

3)Применение здоровьесберегающих технологий в учебном процессе (проблемное обучение, дифференцированное обучение, проектное обучение, развивающее обучение, модульное обучение, игровые технологии).

Среди здоровьесберегающих технологий можно особо выделить технологии личностно-ориентированного обучения, учитывающие особенности каждого ученика и направленные на возможно более полное раскрытие его потенциала. Сюда можно отнести технологии проектной деятельности, дифференцированного обучения, обучения в сотрудничестве, разнообразные игровые технологии.

Личностно-ориентированное обучение предполагает использование разнообразных форм и методов организации учебной деятельности.

При этом перед учителем встают новые задачи: создание атмосферы заинтересованности каждого ученика в работе класса; стимулирование учащихся к высказываниям и использованию различных способов выполнения заданий без боязни ошибиться; создание педагогических ситуаций общения на уроке, позволяющих каждому ученику проявлять инициативу, самостоятельность, избирательность в способах работы; создание обстановки для естественного самовыражения ученика.

Для решения этих задач могут применяться следующие компоненты:

  1. создание положительного эмоционального настроя на работу всех учеников в ходе урока;
  2. использование проблемных творческих заданий;
  3. стимулирование учеников к выбору и самостоятельному использованию разных способов выполнения заданий;
  4. применение заданий, позволяющих ученику самому выбирать тип, вид и форму материала (словесную, графическую, условно-символическую);
  5. рефлексия. Обсуждение того, что получилось, а что — нет, в чем были ошибки, как они были исправлены.

4)Проведение физкультминуток и динамических пауз.

5) Эмоциональные разрядки на уроке, «минутки покоя».

Слайд 6.

-  Организация медицинского сопровождения учебно-воспитательного процесса в рамках сотрудничества с  поликлиникой.

-  обеспечение строгого соблюдения санитарно – гигиенических норм, способствующих предотвращению неблагоприятного воздействия на организм школьников вредных факторов и условий, сопровождающих их учебную деятельность;

- сокращение заболеваемости школьников через расширение форм оздоровления.

Слайд 7.

Мониторинг здоровья и физического развития школьников происходит  через

Тестирование знаний учащихся:

- расчет рейтинга в баллах по предметам образовательного цикла 

- построение диаграммы учебных достижений ученика 

- анализ и рекомендации

 

 Тестирование показателей здоровья

- занесение фактических измерений в индивидуальную карту показателей здоровья 

- расчет и оценка индивидуальных результатов

- анализ и рекомендации 

Слайд 8.

  Организация интенсивной спортивно–массовой  работы на всех ступенях образования (начальной, основной, средней школы), включая участие ребят в спортивных соревнованиях различного уровня (школьного, районного, городского).

Слайд 9.

Психолого-педагогическое сопровождение учебно-воспитательного процесса

1)логопедическая служба  

2)социально-правовая служба:

- составление социальных паспортов классов, посещение семей учащихся «группы риска» с целью изучения психологического климата и оказания посильной помощи;

- оформление психолого-педагогических карт на детей «группы риска»;

- совместная работа с поликлиникой по пропаганде ЗОЖ;

- круглые столы по параллелям  с приглашением инспектора ПДН;

- выступления на родительских собраниях на тему «Ответственность  родителей за воспитание и обучение своих детей»

3)психологическая служба:

- снятие эмоционального напряжения

- создание благоприятного психологического климата на уроке.

Слайд 10.

В системе дополнительного образования школы много кружков, способствующих поддержанию и сохранению здоровья учащихся, это:

- Ритмика

-Вокальная студия

-Хоровая студия

-Танцевальный  ансамбль

- Армейский рукопашный бой

- Баскетбол

-Футбол и т.д

Слайд 11.

Большая работа ведется с родителями учащихся

-пропедевтическая: собеседование, анкетирование;

-просветительская: наглядная агитация (стенды, памятки, папки  с практическим материалом).

-встречи со специалистами во время обследования детей

-интегративная: совместное обсуждение проблем (родительские собрания); совместные мероприятия (дни здоровья, субботники, праздники, поездки в летние лагеря, помощь в организации окружающей среды, посадка, прополка и полив газонов, цветников).

Слайд 12.

Проблемное поле школы, связанное со здоровьесберегающими образовательными технологиями

  1. Учебные перегрузки учащихся, приводящие их к состоянию переутомления.

Многие специалисты — педагоги, физиологи, медики, психологи — считают учебные перегрузки главной причиной неблагополучия состояния здоровья учащихся. Об этом свидетельствуют данные многочисленных исследований, свидетельствующих о том, что в тех образовательных учреждениях, где учебная нагрузка выше (в гимназиях, лицеях, школах с углубленных изучением нескольких предметов), несмотря на лучшие условия обучения и семейное благополучие, состояние здоровья школьников оказывается хуже, чем в обычных школах.

Продолжительность рабочего дня современного пятиклассника, с учетом выполнения домашних заданий и посещения кружков, секций, приближается к 12 часам, а старшеклассника — подчас составляет 14-16 часов. При этом у выпускников резко повышается ответственность за результаты, качество обучения: они готовятся поступать в вузы и колледжи, получать профессию.

2. «Школьные стрессы».Эта проблема тесно связано с предыдущей. По сути состояния переутомления также являются дистрессом, но традиционно, ввиду своей значимости и специфичности для системы образования, выделяются в отдельную группу. К «школьным стрессам» можно отнести патогенные психофизиологические, эмоциональные состояния учащихся, обусловленные неблагополучным психологическим климатом в классах, конфликтами между учащимися, между учащимися и педагогами, дидактогенное воздействие учителей, а также неправильно организованную систему проверки и оценки знаний учащихся (опросы на уроках, контрольные работы, тестирования, экзамены).

3.  Распространение среди учащихся вредных привычек, зависимостей.Без комментариев.

4.Неправильная организация физической активности учащихся, профилактики гиподинамии; Поддержание и укрепление физического здоровья учащихся напрямую связано с их двигательной активностью. Учебные перегрузки школьников, заставляющие их часами просиживать над тетрадями и книгами, процесс интенсификации обучения, увлечение компьютерными играми, Интернетом и видеофильмами, недостаток возможностей для занятий физкультурой и спортом — вот главные причины малоподвижного (а значит, нездорового) образа жизни, распространения, особенно среди городских школьников, гиподинамии. Это приводит к задержке роста и развития, снижению адаптационных возможностей организма школьников, общему ухудшению состояния здоровья.

5. Питание школьников во время их пребывания в образовательном учреждении. С невозможностью школьников получать полноценное, в том числе горячее, питание в своих школах, особенно при пребывании и группах продленного дня, специалисты во многом связывают неблагополучие здоровья учащихся. Поэтому решение данной проблемы с полным основанием можно рассматривать как здоровьесберегающую технологию, дополняющую образовательные технологии сохранения и укрепления здоровья учащихся.

6. Предупреждение патологических нарушений, непосредственно связанных с образовательным процессом («школьных болезней»);С образовательным процессом вообще и недостатками работы наших школ в частности во многом связаны такие нарушения здоровья школьников, как сколиоз и близорукость. И хотя уже в первый класс попадают до четверти детей с соответствующими отклонениями, 10 лет, проведенных в школе, в большинстве случаев усугубляют эту патологию и способствуют ее возникновению еще примерно у такого же количества школьников.

7.Низкий уровень культуры здоровья учащихся, недостаток знаний по вопросам здоровья. Решение этой проблемы также тесно связано со здоровьесберегающими образовательными технологиями. Школьник, не умеющий заботиться о своем здоровье, ничего не предпринимающий для укрепления здоровья, а только позволяющий заботиться о себе другим людям (учителям, родителям, государству), не будет здоровым, несмотря на все усилия школы и семьи. Только личная ответственность за свое здоровье в сочетании с необходимой компетенцией в приемах и технологиях сохранения и укрепления здоровья, а также знание своих индивидуальных особенностей позволяют достигать целей, которые ставит здоровьесберегающая педагогика.

8. Необходимость сотрудничества с родителями учащихся по вопросам сохранения и укрепления здоровья их детей.Взаимодействие семьи и школы — традиционная проблема педагогики. Очевидно, что если обучить ребенка школа может и без помощи его родителей, то эффективно осуществить процесс воспитания без поддержки (а иногда и при противодействии) со стороны семьи крайне трудно. Это же касается и вопросов здоровья, при учете двух особенностей. Первая: здоровый образ жизни, которому учат школьника, может или находить каждодневную реализацию дома — и тогда закрепляться, наполняться практическим содержанием, или игнорироваться дома, оставаясь для школьника такой же отвлеченной, балластной информацией, как и большая часть того, чему его учат в школе. Вторая: здоровье своего ребенка — важнейший фактор для любого родителя (в отличие от познаний этого ребенка по какому-то предмету), и поэтому организация сотрудничества школы и родителей на этой основе гораздо более вероятна и продуктивна.

9. Некомпетентность педагогов в вопросах здоровья и здоровьесберегающих технологий.Можно смело утверждать, что учитель, разбирающийся в вопросах здоровья и осознающий значимость этой проблемы, какой бы предмет он ни преподавал, всегда найдет возможность связать свои профессиональные задачи с тематикой здоровья. Кроме того, у самих школьников нередко возникают вопросы о путях и методах сохранения и укрепления здоровья. Если учителя не могут удовлетворить любопытство учеников, те обращаются к случайным источникам и часто получают недостоверную информацию.

Слайд 13.

Принципы здоровьесберегающей педагогики

1. Ненанесения вреда

2. Приоритета действенной заботы о здоровье учащихся и педагогов

3. Триединого представления о здоровье (физического, психического, духовно-нравственного)

4. Непрерывности и преемственности

5. Субъект-субъектного взаимоотношения с учащимися

6. Соответствия содержания и организации обучения возрастным особенностям учащихся

7. Комплексный, междисциплинарный подход

8. Медико-психологической компетентности учителя

9. Грамотного сочетания обучающих, воспитывающих и развивающих педагогических воздействий

10. Приоритет позитивных воздействий (подкреплений) над негативными (запретами, порицаниями)

11. Приоритет активных методов обучения

12. Сочетания охранительной и тренирующей стратегий

13. Формирования ответственности учащихся за свое здоровье

14. Отсроченного результата.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа формирования культуры здорового и безопасного образа жизни «Крепкое здоровье – это здорово!»

. Разработка плана мероприятий по созданию условий для сохранения и укрепления здоровья учащихся и учителей средствами внедрения здоровьесберегающих технологий в учебно-воспитательный процесс....

"За здоровьем - к природе" программа формирования культуры здорового и безопасного образа жизни обучающихся МОУ ДОД "Станция юных натуралистов города Балашова Саратовской области"

Здоровьесберегающая программа "За здоровбем - к природе" муниципального образовательного учреждения дополнительного образования детей "Станция юных натуралистов"...

Формирование культуры здорового и безопасного образа жизни средствами образовательной области «Основы безопасности жизнедеятельности. Комплексный подход к формированию у обучающихся современного уровня культуры безопасности.

Формирование культуры здорового и безопасного образа жизни средствами образовательной области "Основы безопасности жизнедеятельности". Комплексный подход к формированию у обучающихся совреме...

Программа формирования культуры здорового и безопасного образа жизни в МБОУ Ширыштыкская СОШ «Образование и здоровье»

Актуальность данной программы обусловлена приоритетным направлениям государственной политики в области образования на сохранение здоровья школьников. Проблема сохранения и укрепления здоровья школьник...

Выступление на ГМО учителей физической культуры "Особенности формирования культуры здорового и безопасного образа жизни в соответствии с требованиями нового образовательного стандарта

В докладе раскрываются особенности формирования здорового и безопасного образа жизни в соответствии с ФГОС, нововведения новых стандартов в решении проблемы сохранения здоровья, формирования здорового...

Формирование культуры здорового и безопасного образа жизни, укрепление здоровья учащихся на занятиях по футболу.

Игра в футбол заключают в себе большие возможности для формирования жизненно важных двигательных навыков и развития физических способностей детей. Исследователи игровой деятельности подчеркивают...

Выступление на ГМО учителей физической культуры "Особенности формирования культуры здорового и безопасного образа жизни в соответствии с требованиями нового образовательного стандарта

В докладе раскрываются особенности формирования здорового и безопасного образа жизни в соотвествии с ФГОС, нововведения новых стандартов в решении проблемы сохранения здоровья, формирования здорового ...