Формирование культуры здорового и безопасного образа жизни
методическая разработка
Материал о создании единого здоровьесберегающего пространства, обеспечивающего развитие личности с учетом реализации её физических, интеллектуальных особенностей и возможностей.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
formirovanie_kultury_zdorovogo_i_bezopasnogo_obraza_zhizni.docx | 80.06 КБ |
Предварительный просмотр:
Формирование культуры
здорового и безопасного образа жизни
Подготовила учитель физической культуры
МОУ гимназия №41 Бук Наталья Владимировна
Слайд 1-2
Цель работы школы по здоровьесбережению: создание единого здоровьесберегающего пространства, обеспечивающего развитие личности с учетом реализации её физических, интеллектуальных особенностей и возможностей.
Слайд 3
Задачи:
- создать условия учащимся для освоения знаний и разнообразных видов деятельности c целью развития своих сил и способностей, проявления интересов и склонностей;
- перейти от пассивных форм обучения к деятельностному подходу с вовлечением учащихся в самостоятельную познавательную деятельность;
- формировать физически здоровую толерантную личность, способную свободно адаптироваться в современном быстро меняющемся мире;
- создавать необходимые и достаточные условия личностного развития каждому участнику образовательного процесса.
Слайд 4.
Модель здоровьесберегающей среды школы можно представить так:
Слайд 5.
Организация учебно-воспитательного процесса.
1)Соблюдение гигиенических норм и требований к организации и объему учебной и внеучебной нагрузки учащихся.
2)Использование при составлении расписания шкалы трудности учебных предметов.
3)Применение здоровьесберегающих технологий в учебном процессе (проблемное обучение, дифференцированное обучение, проектное обучение, развивающее обучение, модульное обучение, игровые технологии).
Среди здоровьесберегающих технологий можно особо выделить технологии личностно-ориентированного обучения, учитывающие особенности каждого ученика и направленные на возможно более полное раскрытие его потенциала. Сюда можно отнести технологии проектной деятельности, дифференцированного обучения, обучения в сотрудничестве, разнообразные игровые технологии.
Личностно-ориентированное обучение предполагает использование разнообразных форм и методов организации учебной деятельности.
При этом перед учителем встают новые задачи: создание атмосферы заинтересованности каждого ученика в работе класса; стимулирование учащихся к высказываниям и использованию различных способов выполнения заданий без боязни ошибиться; создание педагогических ситуаций общения на уроке, позволяющих каждому ученику проявлять инициативу, самостоятельность, избирательность в способах работы; создание обстановки для естественного самовыражения ученика.
Для решения этих задач могут применяться следующие компоненты:
- создание положительного эмоционального настроя на работу всех учеников в ходе урока;
- использование проблемных творческих заданий;
- стимулирование учеников к выбору и самостоятельному использованию разных способов выполнения заданий;
- применение заданий, позволяющих ученику самому выбирать тип, вид и форму материала (словесную, графическую, условно-символическую);
- рефлексия. Обсуждение того, что получилось, а что — нет, в чем были ошибки, как они были исправлены.
4)Проведение физкультминуток и динамических пауз.
5) Эмоциональные разрядки на уроке, «минутки покоя».
Слайд 6.
- Организация медицинского сопровождения учебно-воспитательного процесса в рамках сотрудничества с поликлиникой.
- обеспечение строгого соблюдения санитарно – гигиенических норм, способствующих предотвращению неблагоприятного воздействия на организм школьников вредных факторов и условий, сопровождающих их учебную деятельность;
- сокращение заболеваемости школьников через расширение форм оздоровления.
Слайд 7.
Мониторинг здоровья и физического развития школьников происходит через
Тестирование знаний учащихся:
- расчет рейтинга в баллах по предметам образовательного цикла
- построение диаграммы учебных достижений ученика
- анализ и рекомендации
Тестирование показателей здоровья
- занесение фактических измерений в индивидуальную карту показателей здоровья
- расчет и оценка индивидуальных результатов
- анализ и рекомендации
Слайд 8.
Организация интенсивной спортивно–массовой работы на всех ступенях образования (начальной, основной, средней школы), включая участие ребят в спортивных соревнованиях различного уровня (школьного, районного, городского).
Слайд 9.
Психолого-педагогическое сопровождение учебно-воспитательного процесса
1)логопедическая служба
2)социально-правовая служба:
- составление социальных паспортов классов, посещение семей учащихся «группы риска» с целью изучения психологического климата и оказания посильной помощи;
- оформление психолого-педагогических карт на детей «группы риска»;
- совместная работа с поликлиникой по пропаганде ЗОЖ;
- круглые столы по параллелям с приглашением инспектора ПДН;
- выступления на родительских собраниях на тему «Ответственность родителей за воспитание и обучение своих детей»
3)психологическая служба:
- снятие эмоционального напряжения
- создание благоприятного психологического климата на уроке.
Слайд 10.
В системе дополнительного образования школы много кружков, способствующих поддержанию и сохранению здоровья учащихся, это:
- Ритмика
-Вокальная студия
-Хоровая студия
-Танцевальный ансамбль
- Армейский рукопашный бой
- Баскетбол
-Футбол и т.д
Слайд 11.
Большая работа ведется с родителями учащихся
-пропедевтическая: собеседование, анкетирование;
-просветительская: наглядная агитация (стенды, памятки, папки с практическим материалом).
-встречи со специалистами во время обследования детей
-интегративная: совместное обсуждение проблем (родительские собрания); совместные мероприятия (дни здоровья, субботники, праздники, поездки в летние лагеря, помощь в организации окружающей среды, посадка, прополка и полив газонов, цветников).
Слайд 12.
Проблемное поле школы, связанное со здоровьесберегающими образовательными технологиями
- Учебные перегрузки учащихся, приводящие их к состоянию переутомления.
Многие специалисты — педагоги, физиологи, медики, психологи — считают учебные перегрузки главной причиной неблагополучия состояния здоровья учащихся. Об этом свидетельствуют данные многочисленных исследований, свидетельствующих о том, что в тех образовательных учреждениях, где учебная нагрузка выше (в гимназиях, лицеях, школах с углубленных изучением нескольких предметов), несмотря на лучшие условия обучения и семейное благополучие, состояние здоровья школьников оказывается хуже, чем в обычных школах.
Продолжительность рабочего дня современного пятиклассника, с учетом выполнения домашних заданий и посещения кружков, секций, приближается к 12 часам, а старшеклассника — подчас составляет 14-16 часов. При этом у выпускников резко повышается ответственность за результаты, качество обучения: они готовятся поступать в вузы и колледжи, получать профессию.
2. «Школьные стрессы».Эта проблема тесно связано с предыдущей. По сути состояния переутомления также являются дистрессом, но традиционно, ввиду своей значимости и специфичности для системы образования, выделяются в отдельную группу. К «школьным стрессам» можно отнести патогенные психофизиологические, эмоциональные состояния учащихся, обусловленные неблагополучным психологическим климатом в классах, конфликтами между учащимися, между учащимися и педагогами, дидактогенное воздействие учителей, а также неправильно организованную систему проверки и оценки знаний учащихся (опросы на уроках, контрольные работы, тестирования, экзамены).
3. Распространение среди учащихся вредных привычек, зависимостей.Без комментариев.
4.Неправильная организация физической активности учащихся, профилактики гиподинамии; Поддержание и укрепление физического здоровья учащихся напрямую связано с их двигательной активностью. Учебные перегрузки школьников, заставляющие их часами просиживать над тетрадями и книгами, процесс интенсификации обучения, увлечение компьютерными играми, Интернетом и видеофильмами, недостаток возможностей для занятий физкультурой и спортом — вот главные причины малоподвижного (а значит, нездорового) образа жизни, распространения, особенно среди городских школьников, гиподинамии. Это приводит к задержке роста и развития, снижению адаптационных возможностей организма школьников, общему ухудшению состояния здоровья.
5. Питание школьников во время их пребывания в образовательном учреждении. С невозможностью школьников получать полноценное, в том числе горячее, питание в своих школах, особенно при пребывании и группах продленного дня, специалисты во многом связывают неблагополучие здоровья учащихся. Поэтому решение данной проблемы с полным основанием можно рассматривать как здоровьесберегающую технологию, дополняющую образовательные технологии сохранения и укрепления здоровья учащихся.
6. Предупреждение патологических нарушений, непосредственно связанных с образовательным процессом («школьных болезней»);С образовательным процессом вообще и недостатками работы наших школ в частности во многом связаны такие нарушения здоровья школьников, как сколиоз и близорукость. И хотя уже в первый класс попадают до четверти детей с соответствующими отклонениями, 10 лет, проведенных в школе, в большинстве случаев усугубляют эту патологию и способствуют ее возникновению еще примерно у такого же количества школьников.
7.Низкий уровень культуры здоровья учащихся, недостаток знаний по вопросам здоровья. Решение этой проблемы также тесно связано со здоровьесберегающими образовательными технологиями. Школьник, не умеющий заботиться о своем здоровье, ничего не предпринимающий для укрепления здоровья, а только позволяющий заботиться о себе другим людям (учителям, родителям, государству), не будет здоровым, несмотря на все усилия школы и семьи. Только личная ответственность за свое здоровье в сочетании с необходимой компетенцией в приемах и технологиях сохранения и укрепления здоровья, а также знание своих индивидуальных особенностей позволяют достигать целей, которые ставит здоровьесберегающая педагогика.
8. Необходимость сотрудничества с родителями учащихся по вопросам сохранения и укрепления здоровья их детей.Взаимодействие семьи и школы — традиционная проблема педагогики. Очевидно, что если обучить ребенка школа может и без помощи его родителей, то эффективно осуществить процесс воспитания без поддержки (а иногда и при противодействии) со стороны семьи крайне трудно. Это же касается и вопросов здоровья, при учете двух особенностей. Первая: здоровый образ жизни, которому учат школьника, может или находить каждодневную реализацию дома — и тогда закрепляться, наполняться практическим содержанием, или игнорироваться дома, оставаясь для школьника такой же отвлеченной, балластной информацией, как и большая часть того, чему его учат в школе. Вторая: здоровье своего ребенка — важнейший фактор для любого родителя (в отличие от познаний этого ребенка по какому-то предмету), и поэтому организация сотрудничества школы и родителей на этой основе гораздо более вероятна и продуктивна.
9. Некомпетентность педагогов в вопросах здоровья и здоровьесберегающих технологий.Можно смело утверждать, что учитель, разбирающийся в вопросах здоровья и осознающий значимость этой проблемы, какой бы предмет он ни преподавал, всегда найдет возможность связать свои профессиональные задачи с тематикой здоровья. Кроме того, у самих школьников нередко возникают вопросы о путях и методах сохранения и укрепления здоровья. Если учителя не могут удовлетворить любопытство учеников, те обращаются к случайным источникам и часто получают недостоверную информацию.
Слайд 13.
Принципы здоровьесберегающей педагогики
1. Ненанесения вреда
2. Приоритета действенной заботы о здоровье учащихся и педагогов
3. Триединого представления о здоровье (физического, психического, духовно-нравственного)
4. Непрерывности и преемственности
5. Субъект-субъектного взаимоотношения с учащимися
6. Соответствия содержания и организации обучения возрастным особенностям учащихся
7. Комплексный, междисциплинарный подход
8. Медико-психологической компетентности учителя
9. Грамотного сочетания обучающих, воспитывающих и развивающих педагогических воздействий
10. Приоритет позитивных воздействий (подкреплений) над негативными (запретами, порицаниями)
11. Приоритет активных методов обучения
12. Сочетания охранительной и тренирующей стратегий
13. Формирования ответственности учащихся за свое здоровье
14. Отсроченного результата.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа формирования культуры здорового и безопасного образа жизни «Крепкое здоровье – это здорово!»
. Разработка плана мероприятий по созданию условий для сохранения и укрепления здоровья учащихся и учителей средствами внедрения здоровьесберегающих технологий в учебно-воспитательный процесс....
"За здоровьем - к природе" программа формирования культуры здорового и безопасного образа жизни обучающихся МОУ ДОД "Станция юных натуралистов города Балашова Саратовской области"
Здоровьесберегающая программа "За здоровбем - к природе" муниципального образовательного учреждения дополнительного образования детей "Станция юных натуралистов"...
Формирование культуры здорового и безопасного образа жизни средствами образовательной области «Основы безопасности жизнедеятельности. Комплексный подход к формированию у обучающихся современного уровня культуры безопасности.
Формирование культуры здорового и безопасного образа жизни средствами образовательной области "Основы безопасности жизнедеятельности". Комплексный подход к формированию у обучающихся совреме...
Программа формирования культуры здорового и безопасного образа жизни в МБОУ Ширыштыкская СОШ «Образование и здоровье»
Актуальность данной программы обусловлена приоритетным направлениям государственной политики в области образования на сохранение здоровья школьников. Проблема сохранения и укрепления здоровья школьник...
Выступление на ГМО учителей физической культуры "Особенности формирования культуры здорового и безопасного образа жизни в соответствии с требованиями нового образовательного стандарта
В докладе раскрываются особенности формирования здорового и безопасного образа жизни в соответствии с ФГОС, нововведения новых стандартов в решении проблемы сохранения здоровья, формирования здорового...
Формирование культуры здорового и безопасного образа жизни, укрепление здоровья учащихся на занятиях по футболу.
Игра в футбол заключают в себе большие возможности для формирования жизненно важных двигательных навыков и развития физических способностей детей. Исследователи игровой деятельности подчеркивают...
Выступление на ГМО учителей физической культуры "Особенности формирования культуры здорового и безопасного образа жизни в соответствии с требованиями нового образовательного стандарта
В докладе раскрываются особенности формирования здорового и безопасного образа жизни в соотвествии с ФГОС, нововведения новых стандартов в решении проблемы сохранения здоровья, формирования здорового ...