Рабочая программа - индивидуальный нормативный документ учителя
рабочая программа
Планирование уроков в условиях введения ФГОС
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_progr.-normat.dokument_uchitelya.docx | 26.74 КБ |
Предварительный просмотр:
МБОУ Богородская ООШ
Доклад на заседании ШМО
«Рабочая программа -индивидуальный нормативный документ учителя»
Выполнила:
Балашкина Татьяна Сергеевна
учитель биологии
Рабочая учебная программа - учебная программа, разработанная на основе примерной (типовой) учебной программы применительно к конкретному образовательному учреждению с учетом национально-регионального компонента стандарта. Педагог в Рабочей Программе определяет наиболее оптимальные и эффективные для определенного класса содержание, формы, методы и приемы организации образовательного процесса с целью получения результата, соответствующего требованиям стандарта. Особенностью федеральных государственных образовательных стандартов общего образования является установление требований к результатам освоения основной образовательной программы общего образования; к структуре основной образовательной программы, в том числе к соотношению частей основной образовательной программы и их объему, а также к соотношению обязательной части основной образовательной программы и части, формируемой участниками образовательного процесса; к условиям, реализации основной образовательной программы, в том числе к кадровым, материально-техническим и иным условиям. В новом законе "Об образовании в РФ" дано определение: Образовательная программа - комплекс основных характеристик образования (объем, содержание, планируемые результаты), организационно-педагогических условий и в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным Законом, форм аттестаций, который представлен в виде учебного плана, календарного учебного графика, рабочих программ учебных предметов, курсов, иных компонентов, а также оценочных и методических материалов". В следствие этого, в конкретной школе следует различать два вида программ по предметам: 1) программы отдельных предметов, курсов в составе образовательной программы, рассчитанные на весь период изучения данного предмета определенного уровня; 2) разрабатываемые на их основе рабочие программы учителя для конкретного класса на учебный год.
Анализ концептуальных основ создания рабочей программы представляю на основе рабочих программ по биологии, так как автор данной самостоятельной работы является учителем биологии. Программы по учебному предмету биологии, включенные в содержательный раздел основной образовательной программы, выполняют три основные функции: 1) Нормативная функция определяет обязательность реализации содержания программы в полном объеме; 2) Информационно-методическая функция позволяет участникам образовательного процесса получить представление о содержании, планируемых результатах, общей стратегии обучений, воспитания и развития учащихся школы средствами конкретного учебного предмета ( в данном случае биологии), о вкладе биологии в формирование личностных, метапредметных и предметных результатов; 3) Организационно-планирующая функция позволяет рассмотреть возможное направление развертывания и конкретизации содержания образования по отдельному учебному предмету (биологии) с учетом его специфики, миссии и особенностей ОУ, логики учебного процесса.
В соответствии с ФГОС структура программы по биологии включает в себя следующие разделы: 1) пояснительную записку, в которой конкретизируются общие цели основного общего образования с учетом специфики учебного предмета; 2) общую характеристику учебного предмета; 3)описание места учебного предмета в учебном плане; 4)личностные, метапредметные и предметные результаты освоения предмета биологии; 5) содержание предмета биологии; 6) тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности; 7) описание учебно-методического и материально-технического обеспечения образовательного процесса; 8) планируемые результаты изучения биологии.
Рабочие программы по биологии составлены в полном соответствии: с Федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования, требованиями к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования, фундаментальным ядром содержания основного общего образования, примерной программой основного общего образования по биологии, федерального перечня учебников, базисного учебного плана, авторской учебной программы основного общего образования «Биология. 5-9 класс» автор Н.И. Сонин - М: Дрофа 2014 г., программы формирования универсальных учебных действий (УУД), составляющих основу для саморазвития и непрерывного образования, выработки коммуникативных качеств, целостности общекультурного, личностного и познавательного развития обучающихся.
Программа конкретизирует и расширяет содержание отдельных тем образовательного стандарта в соответствии с образовательной программой школы, дает распределение учебных часов по разделам курса и последовательности их изучения с учетом внутрипредметных и межпредметных связей, логики учебного процесса школы и активизации познавательного процесса. Программа содержит набор демонстрационных, лабораторных работ, необходимых для формирования у обучающихся для учебного предмета биология знаний и умений, а также ключевых компетентностей в сфере самостоятельной познавательной деятельности и бытовой сфере.
Контроль знаний, умений и навыков учащихся является важнейшим этапом учебного процесса и выполняет обучающую, проверочную, воспитательную и корректирующую функции. В структуре программы проверочные средства находятся в логической связи с содержанием учебного материала. Реализация механизма оценки уровня обученности предполагает систематизацию и обобщение знаний, закрепление умений и навыков; проверку уровня усвоения знаний и овладения умениями и навыками, заданными как планируемые результаты обучения.
Выводы. 1.Рабочие учебные программы по предметам разрабатываются образовательным учреждением на основании Закона «Об образовании». 2.Программа по учебному предмету в составе образовательной программы является для ОУ документом, который детально раскрывает обязательные для данной школы компоненты содержания обучения и параметры достижения планируемых результатов по конкретному предмету учебного плана.
3.Рабочая программа учителя ‒ это документ, определяющий содержание, объем, порядок изучения учебной дисциплины, в соответствии с которым учитель непосредственно осуществляет учебный процесс в конкретном классе по учебному предмету, элективным и факультативным курсам, предметным кружкам, внеурочной деятельности.
4.Система уроков ориентирована на формирование личности, мотивированной к самообразованию, обладающей достаточными навыками, психологическими установками к самостоятельному поиску, отбору, анализу и использованию информации.
5.Реализация программы создает условия для личностно-ориентированного подхода, как одного из факторов в повышении качеств обучения обучающихся, как основной идеи образовательной программы ОУ. Основное содержание программы (биологии) направлено на сохранение и углубление мировоззренческого и воспитывающего потенциала обучающихся, развитию (биологической) культуры школьников, осознание ими функционального значения предмета для человека.
6.Содержание курсов выстроено с учетом психолого-педагогических принципов, возрастных особенностей обучающихся.
7.Комплект учебников, учебных пособий, рабочих тетрадей и другие составляющие учебно-методическое обеспечение способны обеспечить достижение целей и задач, поставленных в рабочей учебной программе.
Список литературы
1.Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования .- М.: Просвещение, 2010.
2.Фундаментальное ядро содержания общего образования /Под ред. В.В. Козлова, А.М. Кондакова.- М.: Просвещение, 2011.
3.Якиманская И. С. Технология личностно-ориентированного образования. – М.: Сентябрь, 2000. – 176с.
Дополнительный
1.Закон об образовании в РФ М., 2014 г.
2. Закон Московской области "Об образовании" М.,2014 г.
3.Концепция Федеральных государственных образовательных стандартов общего образования /Под ред. А.М. Кондакова, А.А. Кузнецова.- М.: Просвещение, 2008
4.Полат Е. С., Бухаркина М. Ю, «Современные педагогические и информационные технологии в системе образования». Изд.центр «Академия», 2007, 368 с.
Интернет-ресурсы
1.http: //standart.edu.ru – ФГОС общего образования и разработанные к ним документы
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
рабочая программа по истории (документ)
Программа учебной дисциплины «История» предназначена для изучения истории в учреждении начального профессионального образования профессиональном училище № 80 МО, реализующем образова...
Нормативные документы учителя математики
инструкции учителя математики...
Рабочая программа индивидуального обучения на дому адаптированная и составленная на основе программы обучения детей с умеренной и тяжелой умственной отсталостью, под редакцией Л.Б. Баряевой, Н.Н. Яковлевой 2011г.
Данная программа индивидуального обучения на дому составлена на основе «Программы образования учащихся с умеренной и тяжелой умственной отсталостью» под редакцией Л.Б. Баряевой, 2011г.Обучение н...
Нормативные документы учителя в условиях реализации ФГОС
Содержание, структура и технология разработки рабочих программ по иностранному языку.Технологическая карта урока иностранного языка...
Программа индивидуального профессионального развития учителя географии
Программа индивидуального профессионального развития учителя географии...
Нормативные документы учителя физической культуры
Для работы...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА Индивидуальное занятие по программе «Повышенный уровень изучения предмета» «Музыкальный инструмент» гитара
Программа учебного предмета «Повышенный уровень изучения предмета» «Музыкальный инструмент» гитара" разработана на основе «Рекомендаций по организации об...