В чем же новизна современного урока в условиях введения стандарта второго поколения? Чаще организуются индивидуальные и групповые формы работы на уроке. Постепенно преодолевается авторитарный стиль общения между учителем и учеником. Какие требования предъявляются к современному уроку: • хорошо организованный урок в хорошо оборудованном кабинете должен иметь хорошее начало и хорошее окончание. • учитель должен спланировать свою деятельность и деятельность учащихся, четко сформулировать тему, цель, задачи урока; • урок должен быть проблемным и развивающим: учитель сам нацеливается на сотрудничество с учениками и умеет направлять учеников на сотрудничество с учителем и одноклассниками; • учитель организует проблемные и поисковые ситуации, активизирует деятельность учащихся; • вывод делают сами учащиеся; • минимум репродукции и максимум творчества и сотворчества; • времясбережение и здоровьесбережение; • в центре внимания урока - дети; • учет уровня и возможностей учащихся, в котором учтены такие аспекты, как профиль класса, стремление учащихся, настроение детей; • умение демонстрировать методическое искусство учителя; • планирование обратной связи; • урок должен быть добрым. Необходимо обратить внимание и на принципы педагогической техники: • свобода выбора (в любом обучающем или управляющем действии ученику предоставляется право выбора); • открытости (не только давать знания, но и показывать их границы, сталкивать ученика с проблемами, решения которых лежат за пределами изучаемого курса); • деятельности (освоение учениками знаний, умений, навыков преимущественно в форме деятельности, ученик должен уметь использовать свои знания); • идеальности (высокого КПД) (максимально использовать возможности, знания, интересы самих учащихся); • обратной связи (регулярно контролировать процесс обучения с помощью развитой системы приемов обратной связи). Какие основные моменты следует учитывать учителю при подготовке к современному уроку в соответствии с требованиями ФГОС? Прежде всего необходимо рассмотреть этапы конструирования урока: 1. Определение темы учебного материала. 2. Определение дидактической цели темы. 3. Определение типа урока: урок изучения и первичного закрепления новых знаний; закрепления новых знаний; комплексного применения знаний, умений и навыков; обобщения и систематизации знаний; проверки, оценки и коррекции знаний, умений и навыков учащихся. 4. Продумывание структуры урока. 5. Обеспеченность урока. 6. Отбор содержания учебного материала. 7. Выбор методов обучения. 8. Выбор форм организации педагогической деятельности 9. Оценка знаний, умений и навыков. 10. Рефлексия урока. Основная дидактическая структура урока отображается в плане-конспекте урока и в его технологической карте. Она имеет как статичные элементы, которые не изменяются в зависимости от типов урока, так и динамические, которым свойственна более гибкая структура: 1. Организационный момент: тема; цель; образовательные, развивающие, воспитательные задачи; мотивация их принятия; планируемые результаты: знания, умения, навыки; личностно формирующая направленность урока. 2. Проверка выполнения домашнего задания (в случае, если оно задавалось). 3. Подготовка к активной учебной деятельности каждого ученика на основном этапе урока: постановка учебной задачи, актуализация знаний. 4. Сообщение нового материала. 5. Решение учебной задачи. 6. Усвоение новых знаний. 7. Первичная проверка понимания учащимися нового учебного материала (текущий контроль с тестом). 8. Закрепление изученного материала. 9. Обобщение и систематизация знаний. 10. Контроль и самопроверка знаний (самостоятельная работа, итоговый контроль с тестом). 11. Подведение итогов: диагностика результатов урока, рефлексия достижения цели. 12. Домашнее задание и инструктаж по его выполнению.
В отличие от традиционного урока, современный урок – это, прежде всего урок, направленный на формирование и развитие универсальных учебных действий (УУД). Выделяют несколько наиболее важных аспектов такого урока. Первый аспект - Мотивационно – целеполагающий. Цель современного урока должна быть конкретной и измеряемой. Цель можно отождествить с результатом урока. Результатом урока является не успеваемость, не объем изученного материала, а приобретаемые УУД учащихся ( такие как способность к действию, способность применять знания, реализовывать собственные проекты, способность социального действия, т.е.). Вместе с этим, следует отметить, что такой подход на уроке не отрицает значения знаний, он акцентирует внимание на способности использовать полученные знания. К новым образовательным целям урока относятся цели, которые учащиеся формулируют самостоятельно и осознают их значимость лично для себя. Второй аспект современного урока - Деятельностный аспект Новым смыслом урока является решение проблем самими школьниками в процессе урока через самостоятельную познавательную деятельность. Проблемный характер урока с уверенностью можно рассматривать как уход от репродуктивного подхода на занятии. Чем больше самостоятельной деятельности на уроке, тем лучше, т.к. учащиеся приобретают умения решения проблем, информационную компетентность при работе с текстом. Современный урок отличается использованием деятельностных методов и приемов обучения таких, как учебная дискуссия, диалог, видеообсуждение, деловые и ролевые игры, открытые вопросы, мозговой штурм и т.д. Развитию УУД на уроке способствует применение современных педагогических технологий: технология критического мышления, проектная деятельность, исследовательская работа, дискуссионная технология, коллективная и индивидуальная мыслительную деятельность. Важно, чтобы учитель не искажал технологию, используя из нее только отдельные приемы. Новый подход к образованию соответствует современному представлению об уроке. Именно такой урок называется современным, где учитель вместе с учащимися на равных ведет работу по поиску и отбору научного содержания знания, подлежащего усвоению; только тогда знание становится личностно значимым, а ученик воспринимается учителем как творец своего знания. А значит, именно такие уроки позволяют сегодня реализовывать новые образовательные стандарты. Развивающее обучение также лежит в основе современного урока, так как урок развивающий – направлен на создание условий, в которых ребенок чувствует себя самим собой, полноценным участником различных форм общественной жизни. Учитель на таком уроке является организатором учебной деятельности. Наша главная задача (задача современного учителя) на уроке – формировать и развивать УУД, то есть умения учиться всю жизнь. Для того, чтобы сформировать у учащихся любое УУД необходимо: • Сформировать первичный опыт выполнения этого действия и мотивацию; • Сформировать понимание алгоритма выполнения УУД, основываясь на имеющийся опыт; • Сформировать умение выполнять УУД посредством включения его в практику, организовать самоконтроль его выполнения. Поэтому учитель, начинающий реализовывать Стандарт в средней школе, должен внести изменения в свою деятельность, в построение урока и его проведение. Учитель, проектируя занятие, составляет Технологическую Карту. Технологическая карта урока - это новый вид методической продукции, обеспечивающей эффективное и качественное преподавание учебных курсов в школе и возможность достижения планируемых результатов освоения основных образовательных программ в соответствии с ФГОС. Обучение с использованием технологической карты позволяет организовать эффективный учебный процесс, обеспечить реализацию предметных, метапредметных и личностных умений (универсальных учебных действий в соответствии с требованиями ФГОС, существенно сократить время на подготовку учителя к уроку. Сущность проектной педагогической деятельности с применением технологической карты заключается в использовании инновационной технологии работы с информацией, описании заданий для ученика по освоению темы, оформлении предполагаемых образовательных результатов. Технологическую карту отличают: интерактивность, структурированность, алгоритмичность, технологичность и обобщенность информации. Структура технологической карты включает: • название темы с указанием часов, отведенных на ее изучение; • цель освоения учебного содержания; • планируемые результаты (личностные, предметные, метапредметные, информационно-интеллектуальную компетентность и УУД); • метапредметные связи и организацию пространства (формы работы и ресурсы); • основные понятия темы; • технологию изучения указанной темы (на каждом этапе работы определяется цель и прогнозируемый результат, даются практические задания на отработку материала и диагностические задания на проверку его понимания и усвоения); • контрольное задание на проверку достижения планируемых результатов.
Технологическая карта позволяет увидеть учебный материал целостно и системно, проектировать образовательный процесс по освоению темы с учетом цели освоения курса, гибко использовать эффективные приемы и формы работы с обучающимися на уроке, согласовывать действия учителя и учащихся, организовывать самостоятельную деятельность школьников в процессе обучения, осуществлять интегративный контроль результатов учебной деятельности.
Технологическая карта позволит учителю: • реализовать планируемые результаты ФГОС; • определить УУД, которые формируются в процессе изучения конкретной темы, всего учебного курса; • системно формировать у учащихся УУД; • осмыслить и спроектировать последовательность работы по освоению темы от цели до конечного результата; • определить уровень раскрытия понятий на данном этапе и соотнести его с дальнейшим обучением (вписать конкретный урок в систему уроков); • проектировать свою деятельность на четверть, полугодие, год посредством перехода от поурочного планирования к проектированию темы; • освободить время для творчества (использование готовых разработок по темам - освобождает учителя от непродуктивной рутинной работы);
• определить возможности реализации межпредметных знаний (установить связи и зависимости между предметами и результатами обучения); • на практике реализовать метапредметные связи и обеспечить согласованные действия всех участников педагогического процесса; • выполнять диагностику достижения планируемых результатов учащимися на каждом этапе освоения темы; • решить организационно-методические проблемы (замещение уроков, выполнение учебного плана и т. д.); • соотнести результат с целью обучения после создания продукта -набора технологических карт; • обеспечить повышение качества образования. Технологическая карта позволит администрации школы контролировать выполнение программы и достижение планируемых результатов, а также осуществлять необходимую методическую помощь. Использование технологической карты обеспечивает условия для повышения качества обучения, т. к.: • учебный процесс по освоению темы (раздела) проектируется от цели до результата; • используются эффективные методы работы с информацией; • организуется поэтапная самостоятельная учебная, интеллектуально-познавательная и рефлексивная деятельность школьников; • обеспечиваются условия для применения знаний и умений в практической деятельности. Технологическая карта урока русского языка Предмет, класс : русский язык , 6 класс Ф.И.О. педагога : ... Тема урока: обобщающий урок по теме «Глагол»
Цель деятельности учителя | повторить, обобщить сведения по теме «Глагол», подготовиться к контрольной работе по данной теме | Цель урока | знание грамматических признаков глагола, его синтаксической роли в предложении и правописания | Задачи | Предметные: повторить и обобщить теоретические сведения о грамматических признаках глаголов, об их синтаксической роли и правописании; Метапредметные: развивать умение грамматического, синтаксического и орфографического анализа слов; развивать учебно- организационные умения и навыки (организовать себя на выполнение поставленной задачи, осуществлять самоконтроль, взаимоконтроль и самоанализ учебной деятельности) ; Личностные: формировать интерес к предмету через использование различных форм обучения и создания ситуации успеха. | Тип урока | Урок повторения и обобщения изученного | Методы и формы обучения | Наблюдение над языком, работа в парах, фронтальная | Оборудование | Компьютер, мультимедийный проектор, учебник. | Наглядно- демонстративный материал | Карточки- задания | Основные понятия | Морфологические признаки глагола, спряжение глагола, синтаксис, глагольные словосочетания |
Структура современных уроков, должна быть динамичной, с использованием набора разнообразных операций, объединенных в целесообразную деятельность. Очень важно, чтобы учитель поддерживал инициативу ученика в нужном направлении, и обеспечивал приоритет его деятельности по отношению к своей собственной. Именно такой урок называется современным, где учитель вместе с учащимися на равных ведет работу по поиску и отбору научного содержания знания, подлежащего усвоению; только тогда знание становится личностно значимым, а ученик воспринимается учителем как творец своего знания. А значит, именно такие уроки позволяют сегодня реализовывать новые образовательные стандарты. Развивающее обучение также лежит в основе современного урока, так как урок развивающий – направлен на создание условий, в которых ребенок чувствует себя самим собой, полноценным участником различных форм общественной жизни. Учитель на таком уроке является организатором учебной деятельности Учитель, его отношение к учебному процессу, его творчество и профессионализм, его желание раскрыть способности каждого ребенка – вот это всё и есть главный ресурс, без которого новые требования ФГОС к организации учебно-воспитательного процесса в школе не могут существовать. Много зависит от желания и характера учителя и от уровня его профессиональной подготовки. Если человек сам по себе открыт для нового и не боится перемен, начать делать первые уверенные шаги в новых условиях он сможет в более сжатые сроки. Учителя смогут реализовать новый стандарт без проблем, в основном за счет своего умения быстро перестраиваться. Современный урок должен содержать что-то, что вызовет удивление, то, что ребята будут помнить. Можно применять такие приёмы, как - интересный факт, неожиданное открытие, обращение к жизненному опыту самих учащихся. Таким образом, • Современный урок направлен на формирование и развитие УУД, • на достижение личностных результатов; • Урок строится в рамках системно-деятельностного подхода; • Развивает у учащихся способности самостоятельно ставить учебную задачу; • Проектировать пути их реализации; • Контролировать и оценивать свои достижения. Учитель, его отношение к УП, его творчество и профессионализм, его желание и умение раскрыть способности каждого ребёнка – это всё и есть главный ресурс, без которого новые требования ФГОС не будут реализованы! Учащиеся достигнут высоких результатов только тогда, когда увидят, что определённые умения необходимы ему и на других предметах и в жизни! Задача современного учителя на уроке – формировать и развивать УУД, то есть умения учиться всю жизнь. Для того, чтобы сформировать у учащихся любое УУД необходимо: - Сформировать первичный опыт выполнения этого действия и мотивацию;
- Сформировать понимание алгоритма выполнения УУД, основываясь на имеющийся опыт;
- Сформировать умение выполнять УУД посредством включения его в практику, организовать самоконтроль его выполнения.
Поэтому учитель, начинающий реализовывать Стандарт в средней школе, должен внести изменения в свою деятельность, в построение урока и его проведение. |