Работа с одаренными детьми
статья на тему
Предварительный просмотр:
Работа с одаренными детьми
Учитель русского языка и
литературы МБОУ СОШ № 2
пос. Взморье Нанарова О. А.
Понятие «Одаренность»
Необходимо отметить, что в настоящее время не существует четкого определения одаренности.
В психологии это качество личности, которое выражается в исключительной успешности освоения и выполнения одного или нескольких видов деятельности, сочетающиеся с интересом к ним.
Творческий потенциал – основа для развития одаренности. Он заложен в ребенке с рождения и развивается по мере его взросления; его величина варьирует у разных детей в зависимости от их индивидуальных особенностей.
В учебном процессе одаренные дети имеют ряд особенностей: любознательны, настойчивы в поиске ответов, склонны к размышлениям, отличаются хорошей памятью, характеризуются внутренней мотивацией.
Организация учебного процесса для способных детей
Первоначальная задача учителя состоит в том, чтобы своевременно выявить одаренность. Такие дети отличаются на уроках своей творческой активностью, постановкой нестандартных вопросов.
Методика выявления одаренных детей:
I этап - в рамках урочных занятий. Задача учителя: проявить интерес к своему предмету.
II этап – внеурочные формы работы. Задача учителя: дать возможность ученику раскрыть свои таланты.
III этап – заключительный. Работа с узким кругом учащихся, которые проявили заинтересованность в предмете. Формами работы этого этапа является, проектная и исследовательская деятельность, участие в конкурсах, фестивалях и олимпиадах разного уровня.
Урочная деятельность
1) проектная деятельность
2) нетрадиционные уроки с применением ИКТ -технологий , творческой мастерской, критического мышления и др.
3) самостоятельная работа ( с учебником, справочным материалом, выполнение заданий на опережение и заданий расширенного уровня)
4) работа в группе
Внеурочная деятельность
1) предметные недели
2) научно-практические конференции
3) олимпиады по предмету
4) участие в конкурсах исследовательских работ
5) участие в дистанционных конкурсах через сети Интернет и др.
Поскольку одарённость ребят проявляется в творчестве, стараюсь привлекать их к соавторству в подготовке и проведении дискуссий, ролевых игр, творческих проектов. Чаще всего развитию творчества способствуют уроки, опирающиеся на фантазию: урок творчества, "урок выставка" или уроки, иммитирующие какие-либо занятия или виды работ: экскурсия, заочная экскурсия, гостиная, путешествие в прошлое, урок-экспедиция.; уроки с игровой состязательной основой: урок-деловая игра, урок-диспут, игра-обобщение, урок "Что? Где? Когда?".
Разнообразие заданий тоже развивает творчество у одаренных детей:
- подготовка дополнительной информации по изучаемой теме;
- знакомство с теоретическим материалом, представленным в энциклопедиях, справочниках, интернете;
- установление причинно-следственных связей между изучаемыми явлениями;
- создание таблиц, схем;
- создание лингвистических заданий, словарных диктантов;
- выстраивание алгоритма выполнения задания
- формулирование выводов;
- подготовка тематических выступлений, докладов;
- создание тестов на определенную тему;
- творческие задания (написание сочинения в стихах и т.д), использование пословиц, поговорок, фразеологизмов;
- участие в проектной деятельности: «Как произошли имена учеников нашего класса», «Тайны алфавита», и т.д.
Технология работы с одаренными детьми
Основой работы с одаренными детьми является технология личностно-ориентированное обучения, направленная на развитие мышления, памяти, внимания, воображения, познавательной сферы, речевых способностей, а также на развитие личностных качеств: ответственности, самостоятельности, нравственности.
Формы организации учебной работы: групповые, коллективные. Методы обучения - проблемные. Позиция ученика: активность, наличие мотива к самосовершенствованию, наличие интереса к деятельности. Функция учителя - организатор сотрудничества, консультанта, управляющего.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Выступление на заседании педагоггического совета по теме :"Одаренность. работа с одаренными детьми в свете инициативы "Наша новая школа"
Текст доклада на заседании педагогического совета по теме "Одаренность. Работа с одаренными детьми в свете идей инициативы "Наша новая школа"...
Методическая разработка с одаренными детьми в ДШИ «Особенности работы с одаренными детьми в условиях дополнительного образования»
Система работы с одарёнными детьми посвящён комплексному исследованию условий для внедрения в образовательный процесс учреждения развивающих форм и методов обучения, направленных на ...
Работа с одаренными детьми. Формы и методы работы с одарёнными детьми в школе.
Выступление на методическом объединении...
Организация работы с одаренными детьми. Индивидуализация работы с одаренными детьми.
Практика развития творческого потенциала одаренных учащихся предполагает разработку и реализацию специальных образовательных программ, учебного плана и учебных ...
Система работы с одаренными детьми. Рекомендации педагогам по работе с одаренными детьми.
Рекомендации педагогам по работе с одаренными детьми....
Работа с одаренными детьми в МАОУ СОШ № 1 г. Лабытнанги в сфере научно-исследовательской и проектной деятельности: из практики работы в области создания личностно-ориентированной образовательной среды для одаренных детей
АннотацияВ статье описывается система работы образовательной организации с одаренными детьми в области научно-исследовательской и проектной деятельности включающую в себя тьюто...