"... впитать море света"
статья на тему
Эссе о духовном и профессиональном развитии учителя русской литературы
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
_vpitat_more_sveta.docx | 14.36 КБ |
Предварительный просмотр:
«…впитать море света»
Учительский труд – многогранный и по сути своей героический труд, создающий самую большую ценность для общества – всесторонне развитого человека. Учитель – посредник в непрерывном потоке культуры, впитывая которую, молодое поколение вступает в мир сложных человеческих отношений. Трудно переоценить эту известную роль учителя. Вполне же она может быть исполнена лишь тогда, когда сам учитель как личность оказывается на должной высоте. И жизнь свидетельствует, что не может быть больших заслуг у педагога, не отвечающего своим духовным и нравственным обликом тем качествам, которые он призван реализовать в своих учениках.
В.А. Сухомлинский говорил, что учитель – это первый светоч интеллектуальной жизни. Эти слова трудно переоценить.
На мой взгляд, учитель литературы – это тот предметник, который касается души ученика. Недаром Горький назвал литературу «человековедением».
Каждый решает свою судьбу сам, но учителя могут и должны помогать ученикам размышлять о жизни.
Каждый человек решает для себя массу вопросов много раз в течение всей своей жизни, но особенно остро задумывается над ними в юности.
Чем наполнить свою жизнь, чтобы не быть одиноким? В чем счастье? Что такое дружба и что такое любовь? Какие обязательства накладывают эти чувства на человека и какую дают ему радость? В чем долг каждого человека перед всеми остальными людьми? Учителя литературы непосредственно сталкиваются с каждым из этих вопросов на своих уроках.
Сухомлинский сказал: «Чтобы дать ученикам искорку знаний, учителю надо впитать море света». Мое самообразование, помимо всего прочего, складывается из того, чтобы впитывать «море света». Откуда? Чтение, чтение и еще раз чтение. Настоящий педагог – книголюб. Атмосфера любви к книге, благоговение перед книгой – в этом заключается сущность школы и педагогического труда.
У меня есть своего рода настольная книга, которая помогает мне в моем нелегком труде. Это книга Натальи Долининой «Каждый читает по-своему». В этой книге размышления о героях известных литературных произведений (Теркин и Д,Артаньян, Анна Каренина и Чичиков); в ней о судьбах и характерах известных людей. Во всех этих очерках Долинина в итоге пытается ответить на те жизненные вопросы, которые волнуют всех нас. И , включая материал из этой книги в свои уроки, я пытаюсь размышлять со своими учениками о смысле жизни, и пытаюсь объяснить им, что одна из составляющих жизни - это умении работать над собой.
Небольшой пример. В 6-м классе есть урок, посвященный посланию Пущину от Пушкина. И в учебнике и в методичке все скромно, точно, сухо, на мой взгляд. И только после того, как я в этой книге прочитала о личности Пущина и включила эту информацию в урок, то совсем по-другому прозвучали строки Пушкина, тогда дети живо представили, что почувствовал Пущин, когда в остроге получил листок бумаги: «Мой первый друг, мой друг бесценный».
В этой книге Наталья Долинина написала и о своем педагогическом опыте, который также мне помогает, как учителю.
Есть и еще одна книга, которую я перечитываю много раз, совершенствуя себя и как личность, и как учителя. Это «Золотая роза» Паустовского.
На уроках по изучению пунктуации мы часто приводим слова этого писателя о том, что знаки препинания как нотные знаки, они держат весь текст. Но в отрыве от контекста эти слова не звучат и проходят мио учеников. А в этой книге есть очерк о том, когда и при каких обстоятельствах были сказаны эти слова. Я обязательно это рассказываю, и урок уже звучит по-другому, и необходимость знания пунктуации воспринимается более ответственно.
Инновационные методы и компьютеризация – это все, конечно, замечательно, и без этого в наше время никуда. Но развитие души человеческой еще никто не отменял. Мое самообразование – это совершенствование себя как человека, чтобы потом я могла совершенствовать своих учеников.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Морские границы. Океаны и моря, омывающие берега России. Моря Северного ледовитого океана.
конспект урока географии в 6 классе (VIII...
Урок-путешествие для учащихся 6 класса "море=море - мир чудесный"
Урок-путешествие для учащихся 6 класса "море-море - мир чудесный". Урок обобщения и повторения по теме "Мировой океан". Урок проводится в форме игры....
Приложение к программе "Первые шаги к прекрасному". Блок "Кусочек моря на столе" Занятие №10 (47) "Богатство теплых морей"
Каждый человек стремится найти себя, раскрыть свой талант. Занятия внеурочной деятельностью дают детям такую возможность. Учебный блок «Кусочек моря на столе» состоит из 10 занятий, в ход...
Приложение к программе "Первые шаги к прекрасному". Блок "Кусочек моря на столе" Занятие №7-9 (44-46) "Кусочек моря на столе"
Каждый человек стремится найти себя, раскрыть свой талант. Занятия внеурочной деятельностью дают детям такую возможность. Учебный блок «Кусочек моря на столе» состоит из 10 занятий, в ход...
Методическая разработка. Проверочная работа по теме: "Свет. Источники света. Прямолинейное распространение света".
Проверочная работа на 15-20 минут, 8 класс, раздел "Световые явления"....
Урок:Жизнь в море и океане. Охрана морей.
Урок: Жизнь море и океане.Охрана морей. Цель: Показать значение морей и оеакнов, познакомить учащихся с обитателями морей, рассмотреть их значение природе и в жизни человека....
"У моря, Японского моря"
Сценарий выступленияе агитбригады на экологическом фестивале «Моря верные друзья – это мы и вы, и я!», посвященный Всемирному Дню моря (24.09.2020).Ссылка на видео: https://youtu.be/...