"... впитать море света"
статья на тему

Сумарокова Татьяна Борисовна

Эссе о духовном и профессиональном развитии учителя русской литературы

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл _vpitat_more_sveta.docx14.36 КБ

Предварительный просмотр:

«…впитать море света»

   Учительский  труд – многогранный и по сути своей героический труд, создающий самую большую ценность для общества – всесторонне развитого человека. Учитель – посредник в непрерывном потоке культуры, впитывая которую, молодое поколение вступает в мир сложных человеческих отношений. Трудно переоценить эту известную роль учителя. Вполне же она может быть исполнена лишь тогда, когда сам учитель как личность оказывается на должной высоте. И жизнь свидетельствует, что не может быть больших заслуг у педагога, не отвечающего своим духовным и нравственным обликом тем качествам, которые он призван реализовать в своих учениках.

  В.А. Сухомлинский говорил, что учитель – это первый светоч интеллектуальной жизни. Эти слова трудно переоценить.

   На мой взгляд, учитель литературы – это тот предметник, который касается души ученика. Недаром Горький назвал литературу «человековедением».

  Каждый решает свою судьбу сам, но учителя могут и должны помогать ученикам размышлять о жизни.

    Каждый человек решает для себя массу вопросов много раз в течение всей своей жизни, но особенно остро задумывается над ними в юности.

  Чем наполнить свою жизнь, чтобы не быть одиноким? В чем счастье? Что такое дружба и что такое любовь? Какие обязательства накладывают эти чувства  на человека и какую дают ему радость? В чем долг каждого человека перед всеми остальными людьми? Учителя литературы непосредственно сталкиваются с каждым из этих вопросов на своих уроках.

   

 Сухомлинский сказал: «Чтобы дать ученикам искорку знаний, учителю надо впитать море света». Мое самообразование, помимо всего прочего, складывается из того, чтобы впитывать «море света».  Откуда? Чтение, чтение и еще раз чтение. Настоящий педагог – книголюб. Атмосфера любви к книге, благоговение перед книгой – в этом заключается сущность школы и педагогического труда.

  У меня есть своего рода настольная книга, которая помогает мне в моем нелегком труде. Это книга Натальи Долининой «Каждый читает по-своему». В этой книге размышления о героях известных литературных произведений (Теркин и Д,Артаньян, Анна Каренина и Чичиков); в ней  о судьбах и характерах известных людей. Во всех этих очерках Долинина в итоге пытается ответить на те жизненные вопросы, которые волнуют всех нас. И , включая материал из этой книги в свои уроки, я пытаюсь размышлять со своими учениками о смысле жизни, и пытаюсь объяснить им, что одна из составляющих жизни - это умении работать над собой.

  Небольшой пример. В 6-м классе есть урок, посвященный посланию Пущину от Пушкина. И в учебнике и в методичке все скромно, точно, сухо, на мой взгляд. И только после того, как я в этой книге прочитала о личности Пущина и включила эту информацию в урок, то совсем по-другому прозвучали строки Пушкина, тогда дети живо представили, что почувствовал Пущин, когда в остроге получил листок бумаги: «Мой первый друг, мой друг бесценный».

  В этой книге Наталья Долинина написала и о своем педагогическом опыте, который также мне помогает, как учителю.

   Есть и еще одна книга, которую я перечитываю много раз, совершенствуя себя и как личность, и как учителя. Это «Золотая роза» Паустовского.

  На уроках по изучению пунктуации мы часто приводим слова этого писателя о том, что знаки препинания как нотные знаки, они держат весь текст. Но в отрыве от контекста эти слова не звучат и проходят мио учеников. А в этой книге есть очерк о том, когда и при каких обстоятельствах были сказаны эти слова. Я обязательно это рассказываю, и урок уже звучит по-другому, и необходимость знания пунктуации воспринимается более ответственно.

Инновационные методы и компьютеризация – это все, конечно, замечательно, и без этого в наше время никуда. Но развитие души человеческой еще никто не отменял. Мое самообразование – это совершенствование себя как человека, чтобы потом я могла совершенствовать своих учеников.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок-путешествие для учащихся 6 класса "море=море - мир чудесный"

Урок-путешествие для учащихся 6 класса "море-море - мир чудесный". Урок обобщения и повторения по теме "Мировой океан". Урок проводится в форме игры....

Приложение к программе "Первые шаги к прекрасному". Блок "Кусочек моря на столе" Занятие №10 (47) "Богатство теплых морей"

Каждый человек стремится найти себя, раскрыть свой талант. Занятия внеурочной деятельностью дают детям такую возможность. Учебный блок  «Кусочек моря на столе» состоит из 10 занятий, в ход...

Приложение к программе "Первые шаги к прекрасному". Блок "Кусочек моря на столе" Занятие №7-9 (44-46) "Кусочек моря на столе"

Каждый человек стремится найти себя, раскрыть свой талант. Занятия внеурочной деятельностью дают детям такую возможность. Учебный блок  «Кусочек моря на столе» состоит из 10 занятий, в ход...

Урок:Жизнь в море и океане. Охрана морей.

Урок: Жизнь море и океане.Охрана морей. Цель: Показать значение морей и оеакнов, познакомить учащихся с обитателями морей, рассмотреть их значение природе и в жизни человека....

"У моря, Японского моря"

Сценарий выступленияе агитбригады на экологическом фестивале «Моря верные друзья – это мы и вы, и я!», посвященный Всемирному Дню моря (24.09.2020).Ссылка на видео: https://youtu.be/...