О необходимости формирования коммуникативной компетенции обучающихся.
статья на тему

Белопахова Ирина Ильсуровна

В данной статье рассматривается одна из актуальных проблем-это проблема формирования и развития коммуникативной компетенции личности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kommunikativnye_kompetentsii.docx22.96 КБ

Предварительный просмотр:

Белопахова И.И.,

                                                         учитель истории

МАОУ СОШ №5

города Тюмени

О необходимости формирования коммуникативной компетенции обучающихся.

На нашу жизнь влияют не только реальные факты и события,

 но и те слова, которыми мы их называем.

(Психотерапевтическая истина)

В данной статье авторами рассматривается одна из самых актуальных проблем - проблема формирования и развития  коммуникативной компетенции личности. Даётся определение понятия « компетенция» как…один из  способов формирования человека современного общества, будущего специалиста.

Ключевые слова:

Общение, деятельность, компетенция, коммуникация, межличностные отношения, специалист.

В настоящее время современные стандарты образования требуют формирования компетенций. Заявленные компетенции направлены на формирование специалиста, его умение общаться в коллективе, строить отношения с окружающими.

Язык служит основным инструментом в процессе общения. Владение родным языком, умение общаться, добиваться успеха в процессе коммуникации являются характеристиками личности, которые во многом определяют достижения практически во всех областях.

Специалист, владеющий этим инструментом, является профессионалом в своей деятельности. Нужно постоянно пополнять свой словарный запас, владеть точным значением слов, которые мы используем в своей профессиональной деятельности, отчетливо их произносить.

Неумелое использование языка может вызвать негативное отношение людей, с которыми мы общаемся.

Поэтому в процессе учебной деятельности  следует уделять особое внимание развитию коммуникативной компетенции.

Коммуникативная компетенция – это владение всеми видами речевой деятельности и основами культуры устной  и  письменной речи, умениями и навыками использования языка в различных сферах и ситуациях общения, соответствующих опыту, интересам, психологическим особенностям обучающихся.

Современный мир изменчив, информационное поле перегружено, обучающиеся не обладают достаточными коммуникативными умениями, которые бы помогали им адаптироваться в социальной жизни.

Если у обучающихся нарушена коммуникация, то при передаче информации возникают коммуникативные барьеры. А это влияет и на социальное, и на психическое развитие.

В основном требования коммуникативной направленности предъявляются к урокам русского языка, литературы, истории и на других занятиях тоже  можно  найти  возможности для формирования и развития коммуникативных умений и навыков, использовать методы, которые улучшают и устную и письменную речь: сообщения, диалоги, деловые игры, дискуссии, обсуждение актуальных вопросов, психологические опросы, интервью, выступления при защите своих работ.

Задача преподавателя – найти средства повышения коммуникативной компетенции и помочь в овладении коммуникативных умений.

Для этого можно использовать следующие типы упражнений:

-упражнения, направленные на формирование уважения к участникам группы, мотивирование на совместную работу, доверие, умение распределять цели и задачи в группе;

-упражнения, направленные на сплочение в группе – ответственность, коллективизм, эмоциональная поддержка;

- упражнения, направленные на формирование коммуникативных навыков – преодоление коммуникативных барьеров в процессе общения, умение выстраивать публичное выступление, выражать собственное мнение.

Также на учебных занятиях следует уделять внимание  культуре межличностных отношений: умение говорить, управлять голосом, тембром, умение найти общий язык с окружающими, быть психологически и эмоционально устойчивой личностью.

Проблема формирования и развития коммуникативной культуры учащихся – одна из ключевых проблем анализа результативности работы учителя и школы.

Речь идет о формировании у учащихся следующих общепредметных коммуникативных компетенций:

  1. вдумчивого чтения;
  2. умение задавать вопросы собеседнику;
  3. деловая игра;
  4. групповая работа;
  5. описание события, исторического лица;
  6. проектная деятельность;
  7.  грамотное письмо;
  8. Монологическая речь

Речевая компетентность ученика формируется:

 -через обучение содержанию предмета;

 -через развитие прикладных исследовательских умений;

 -через развитие социально-коммуникативных умений;

 -через личностно-ориентированный аспект учебной коммуникации.

Коммуникативная культура – это один из способов формирования всей культуры человека современного общества, будущего специалиста, независимо от того, какой профессиональной деятельностью будет заниматься обучающийся.

По нашему мнению, именно применение коммуникативной компетенции в процессе обучения  создаёт условия для развития интеллектуальной, творчески одарённой, нравственной, конкурентоспособной, толерантной личности, способной к общению в любом культурном пространстве.

Следовательно, формирование коммуникативной компетенции является важной задачей в процессе обучения. 


Литература:

  1. Антонова, Е.С. Методика преподавания русского языка: коммуникативно-деятельностный подход: учебное пособие./Е.С. Антонова.- М.:Дрофа, 2005.-460с.
  2. Белянкина О. А. Формирование коммуникативных компетенций учащихся на уроках истории и обществознания // Молодой ученый. — 2013. — №4. — С. 525-527.
  3. Белоновская, И.Д. Формирование профессиональной компетентности специалиста/ И.Д. Белоновская. – М.: Институт развития профессионального образования, 2005. – 351 с.
  4. Ефимова, Н.С. Социальная психология: учебное пособие. – М: ИД «Форум» - ИНФРА – М, 2008.- 192 с.
  5. Панфилов, А.П. Психология общения: учебник. – М: издательство: Академия, 2014. - 368 с.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обобщение опыта по теме "Формирование коммуникативной компетенции обучающихся посредством использования мультимедийной презентационной технологии на уроках немецкого языка".

Представлен опыт учителя немецкого языка Николаевой Е.В. по теме“ Формирование коммуникативной компетенции обучающихся посредством использования мультимедийной презентационной технологии на ...

Формирование коммуникативной компетенции обучающихся и педагогов гимназии

Доклад на семинаре заместителей директоров по УВР...

ФОРМИРОВАНИЕ КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ ОБУЧАЮЩИХСЯ ЧЕРЕЗ ТЕХНОЛОГИЮ «ДИАЛОГ КУЛЬТУР» В УСЛОВИЯХ «ШКОЛЫ ГРАЖДАНСКОГО СТАНОВЛЕНИЯ»

Данная работа описывает работу учителей иностранного языка школы по развитию личностных качеств школьников таких как, патриотизм, гражданская идентичность, толерантность, социокультурная грамотность, ...

Школьные СМИ как средство формирования коммуникативных компетенций обучающихся

  Условия для развития не только творческих, но и коммуникативных способностей учащихся можно смоделировать в своеобразной творческой лаборатории, которой, по сути, является любое шк...

Презентация на тему"Формирование коммуникативной компетенции обучающихся на уроках родного языка через инновационные формы и методы с учетом ФГТ и ФГОС"

Показаны некоторые моменты по теме"Формирование коммуникативной компетенции обучающихся на уроках родного языка через инновационные формы и методы с учетом ФГТ и ФГОС"...

Статья "Формирование коммуникативной компетенции обучающихся через использование информационно-коммуникативных технологий"

Учитель способен развивать коммуникативную компетенцию, научить грамотно работать с информацией, используя при этом компьютер как средство обучения....