Система оценки достижений планируемых результатов освоения основной образовательной программы
учебно-методический материал на тему
Цель: Повышение компетентности педагогов в освоении приёмов оценивания и формирования УУД.
Форма проведения: семинар-практикум с использованием групповой формы организации деятельности.
В соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта разработана система оценки, ориентированная на выявление и оценку образовательных достижений учащихся с целью итоговой оценки подготовки на ступени основного образования.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
seminar._sistema_otsenki._sayt.docx | 29.15 КБ |
Предварительный просмотр:
Система оценки достижений планируемых результатов освоения основной образовательной программы
Цель: Повышение компетентности педагогов в освоении приёмов оценивания и формирования УУД.
Форма проведения: семинар-практикум с использованием групповой формы организации деятельности.
В соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта разработана система оценки, ориентированная на выявление и оценку образовательных достижений учащихся с целью итоговой оценки подготовки на ступени основного образования.
Особенностями системы оценки являются:
- комплексный подход к оценке результатов образования (оценка предметных, метапредметных и личностных результатов общего образования);
- оценка успешности освоения содержания отдельных учебных предметов на основе системно-деятельностного подхода, проявляющегося в способности к выполнению учебно-практических и учебно-познавательных задач;
- оценка динамики образовательных достижений обучающихся;
- сочетание внешней и внутренней оценки как механизма обеспечения качества образования;
- уровневый подход к разработке планируемых результатов, инструментария и представлению их;
- использование накопительной системы оценивания (портфолио), характеризующей динамику индивидуальных образовательных достижений;
- использование наряду со стандартизированными письменными или устными работами таких форм и методов оценки, как проекты, практические работы, творческие работы, самоанализ, самооценка, наблюдения и др.
Оценка личностных результатов
Объектом оценки личностных результатов являются сформированные у учащихся универсальные учебные действия, включаемые в три основных блока:
- самоопределение — сформированность внутренней позиции обучающегося — принятие и освоение новой социальной роли обучающегося; становление основ российской гражданской идентичности личности как чувства гордости за свою Родину, народ, историю и осознание своей этнической принадлежности; развитие самоуважения и способности адекватно оценивать себя и свои достижения, видеть сильные и слабые стороны своей личности;
- смыслоообразование — поиск и установление личностного смысла (т. е. «значения для себя») учения обучающимися на основе устойчивой системы учебно-познавательных и социальных мотивов; понимания границ того, «что я знаю», и того, «что я не знаю», «незнания» и стремления к преодолению этого разрыва;
- нравственно-этическая ориентация — знание основных моральных норм и ориентация на их выполнение на основе понимания их социальной необходимости; способность к моральной децентрации — учёту позиций, мотивов и интересов участников моральной дилеммы при её разрешении; развитие этических чувств — стыда, вины, совести как регуляторов морального поведения.
Оценка личностных результатов осуществляется, во-первых, в ходе внешних мониторинговых исследований специалистами, не работающими в школе и обладающими необходимой компетенцией в сфере психолого-педагогической диагностики развития личности.
Вторым методом оценки личностных результатов учащихся используемым в образовательной программе является оценка личностного прогресса ученика с помощью портфолио, способствующего формированию у учащихся культуры мышления, логики, умений анализировать, обобщать, систематизировать, классифицировать.
Личностные результаты выпускников в полном соответствии с требованиями Стандарта не подлежат итоговой оценке, т.к. оценка личностных результатов учащихся отражает эффективность воспитательной и образовательной деятельности школы.
Оценка метапредметных результатов
Оценка метапредметных результатов предполагает оценку универсальных учебных действий учащихся (регулятивных, коммуникативных, познавательных), т. е. таких умственных действий обучающихся, которые направлены на анализ своей познавательной деятельности и управление ею. К ним относятся:
- способность обучающегося принимать и сохранять учебную цель и задачи; самостоятельно преобразовывать практическую задачу в познавательную; умение планировать собственную деятельность в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации и искать средства её осуществления; умение контролировать и оценивать свои действия, вносить коррективы в их выполнение на основе оценки и учёта характера ошибок, проявлять инициативу и самостоятельность в обучении;
- умение осуществлять информационный поиск, сбор и выделение существенной информации из различных информационных источников;
- умение использовать знаково-символические средства для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебно-познавательных и практических задач;
- способность к осуществлению логических операций сравнения, анализа, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установлению аналогий, отнесению к известным понятиям;
- умение сотрудничать с педагогом и сверстниками при решении учебных проблем, принимать на себя ответственность за результаты своих действий.
Достижение метапредметных результатов обеспечивается за счёт основных компонентов образовательного процесса — учебных предметов, представленных в обязательной части учебного плана.
Основное содержание оценки метапредметных результатов строится вокруг умения учиться. Оценка метапредметных результатов проводится в ходе различных процедур таких, как решение задач творческого и поискового характера, учебное проектирование, итоговые проверочные работы, комплексные работы на межпредметной основе, мониторинг сформированности основных учебных умений.
Оценка предметных результатов
Достижение предметных результатов обеспечивается за счет основных учебных предметов. Поэтому объектом оценки предметных результатов является способность учащихся решать учебно-познавательные и учебно-практические задачи.
Оценка достижения предметных результатов ведётся как в ходе текущего и промежуточного оценивания, так и в ходе выполнения итоговых проверочных работ. Результаты накопленной оценки, полученной в ходе текущего и промежуточного оценивания, фиксируются в форме портфеля достижений и учитываются при определении итоговой оценки. Предметом итоговой оценки освоения обучающимися основной образовательной программы является достижение предметных и метапредметных результатов, необходимых для продолжения образования.
Основным инструментом итоговой оценки являются итоговые комплексные работы – система заданий различного уровня сложности.
В учебном процессе оценка предметных результатов проводится с помощью диагностических работ (промежуточных и итоговых), направленных на определение уровня освоения темы учащимися. Проводится мониторинг результатов выполнения по русскому языку входной и итоговой работы.
Системная оценка личностных, метапредметных и предметных результатов реализуется в рамках накопительной системы – рабочего Портфолио.
Портфолио представляет собой комплект печатных материалов формата А4, в который входят: листы-разделители с названиями разделов (Портрет, Рабочие материалы, Коллектор, Достижения); тексты заданий и инструкций; шаблоны для выполнения заданий; основные типы задач для оценки сформированности универсальных учебных действий.
Рабочий Портфолио как инновационный продукт носит системный характер. В образовательном процессе он используется как: процессуальный способ фиксирования достижений учащихся; копилка полезной информации; наглядные доказательства образовательной деятельности ученика; повод для «встречи» школьника, учителя и родителя.
Формы контроля и учета достижений обучающихся
Обязательные формы и методы контроля | Иные формы учета достижений | ||
текущая аттестация | итоговая (четверть, год) аттестация | урочная деятельность | внеурочная деятельность |
- устный опрос - письменная - самостоятельная работа - диктанты -контрольное списывание - тестовые задания -графическая работа - изложение - доклад -творческая работа -посещение уроков по программам наблюдения | - диагностическая контрольная работа - диктанты - изложение -контроль техники чтения | - анализ динамики текущей успеваемости | -участие в выставках, конкурсах, соревнованиях - активность в проектах и программах внеурочной деятельности - творческий отчет |
- портфолио -анализ психолого-педагогических исследований |
Критериями оценивания являются:
- соответствие достигнутых предметных, метапредметных и личностных результатов обучающихся требованиям к результатам освоения образовательной программы основного образования ФГОС;
- динамика результатов предметной обученности, формирования УУД.
Используемая в школе система оценки ориентирована на стимулирование обучающегося стремиться к объективному контролю, а не сокрытию своего незнания и неумения, на формирование потребности в адекватнойи конструктивной самооценке.
2ч. Из опыта работы
3. Практическая часть.
Предлагаем вам проанализировать ситуации и найти в них разные виды УУД. В качестве предмета анализа выступит мультфильм «Котенок с улицы Лизюкова».
Цель: найти разные виды УУД в мультфильме «Котенок с улицы Лизюкова»
Перед началом просмотра мультфильма коллектив разбивается на 4 группы.
- 1 группа отбирает личностные УУД,
- 2 группа анализирует коммуникативными УУД,
- 3 группа выписывает познавательные УУД,
- 4 группа формулирует регулятивные УУД
После просмотра мультфильма один представитель от группы презентует результаты работы, поясняя каждое УУД (это могут быть и те, которые не сформировались): где, в какой части мультфильма можно об этом говорить.
УУД в контексте мультфильма «Котенок с улицы Лизюкова»
Личностные | Познавательные | Коммуникативные | Регулятивные |
Уважение личности и её достоинства, доброжелательное отношение к окружающим, нетерпимость к любым видам насилия и готовность противостоять им | Самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера | С достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации (не сформировано) | Контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона |
Эмоционально положительное принятие своей этнической идентичности | Интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие со сверстниками и взрослыми | ||
Умение строить жизненные планы с учётом конкретных социально-исторических, политических и экономических условий | |||
Умение вести диалог на основе равноправных отношений и взаимного уважения, конструктивно разрешать конфликты | |||
Знание правил поведения в чрезвычайных ситуациях | |||
Гражданский патриотизм, любовь к Родине, чувство гордости за свою страну | |||
Выполнение моральных норм в отношении взрослых людей и своих сверстников в школе, дома | |||
Ориентация в особенностях социальных отношений и взаимодействий |
Блок Цветовое настроение «Лакмусовая бумажка»
Цель:определить, какое настроение у слушателей в конце семинара.
Инструкция. Каждый участник семинара получает несколько полосок разных цветов и таблицу с характеристикой цвета. В течение 1 минуты он должен определить, с каким настроением он уходит с семинара.
4.Рефлексия: Анкета «Обратная связь»:
1.Что Вы приобрели на данном семинаре- практикуме?
2.Какой этап семинара Вам был полезен, интересен?
3. Что было для Вас трудным, неполезным?
4. На сколько Вы были включены в работу данного семинара- практикума-
0 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
5.Что Вы собираетесь изменить в своей дальнейшей деятельности?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация на тему " "Система оценки достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы основного общего образования"
Данная презентация подготовлена для выступления на педагогическом совете. Система оценки достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы основн...
Система оценки достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы основного общего образования
Система оценки достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы основного общего образования...
Тестирование как система оценки достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы основного общего образования по информатике и ИКТ
В условиях современной школы, когда большое внимание уделяется диагностике и мониторингу знаний и умений, контролю достижения уровня обязательных результатов обучения, когда государственная итоговая а...
Описание проекта" Модель системы оценки достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы основного общего образования на основе формирующего оценивания"
Описание проекта . Актуальность проекта определена новыми требованиями к оценке учебных и внеучебных индивидуальных результатов обучающихся....
Система оценки достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования в «Школе 2100» (технология оценивания образовательных достижений (учебных успехов)
Система оценкидостижения планируемых результатовосвоения основной образовательной программыначального общего образованияв «Школе 2100»(технология оценивания образовательных достижений (уче...
Система оценки достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования в «Школе 2100» (технология оценивания образовательных достижений (учебных успехов)
Система оценкидостижения планируемых результатовосвоения основной образовательной программыначального общего образованияв «Школе 2100»(технология оценивания образовательных достижений (уче...