Проект «Неделя русского языка в школе»
проект на тему

Коврижных Светлана Юрьевна

Актуальность проекта: внеклассная работа по русскому языку  предоставляет огромные возможности для того, чтобы заинтересовать учеников своим предметом, сделать его любимым. 

Цель проекта: систематизировать теоретический и практический опыт проведения предметной недели по русскому языку, представить собственные методические разработки и рекомендации в данной области

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_nedelya_russkogo_yazyka_sayt.docx26.47 КБ

Предварительный просмотр:

Проект «Неделя русского языка в школе»

Актуальность проекта: внеклассная работа по русскому языку  предоставляет огромные возможности для того, чтобы заинтересовать учеников своим предметом, сделать его любимым.  

Цель проекта: систематизировать теоретический и практический опыт проведения предметной недели по русскому языку, представить собственные методические разработки и рекомендации в данной области.

Задачи проекта: определить содержание предметной недели в школе; выявить условия, определяющие  эффективные формы и методы внеклассной работы по русскому языку при проведении предметной недели.

Теоретическая значимость. Программа теоретически обоснована и состоит из взаимосвязанных компонентов: целевого, содержательного, мотивационного, процессуального и результативного.

Практическая значимость. Результаты  проекта могут быть использованы  в практике учителей русского языка и литературы при проведении уроков, элективных курсов, внеклассных мероприятий.

Содержание предметной недели определяется школьной программой по русскому языку с учетом лингвистических интересов и уровня развития речевых умений и навыков обучающихся.

Мероприятия предметной недели направлены на создание условий для творческого саморазвития обучающихся, для развития образовательных, коммуникативных, социально-личностных и общекультурных компетенций школьников. Неделя Русского языка – это  система мероприятий, преследующих цели развития творческих возможностей детей, привития интереса к предмету “русский язык”.

Участники проекта:  методическое объединение учителей русского языка и литературы, обучающиеся 5-11 классов, родители.

Задачи предметной недели:

- выявление одаренных обучающихся, которые обладают творческими способностями, стремятся к углубленному изучению русского языка;

- вовлечение обучающихся в самостоятельную творческую деятельность, повышение их интереса к изучаемым учебным дисциплинам;

-совершенствование профессионального мастерства педагогов через подготовку, организацию и проведение открытых уроков и внеклассных мероприятий.

Механизм реализации проекта

  1. Организатором предметной недели является методическое объединение учителей русского языка и литературы во главе с руководителем.
  2. Предметная неделя проводится в соответствии с графиком, принятым на заседании МО, согласованном на заседании методического совета и утвержденным директором школы.
  3. План подготовки и проведения предметной недели утверждается директором школы не позднее, чем за две недели до начала ее проведения.
  4. Участниками предметной недели являются все учителя, преподающие русский язык, ученики школы, изучающие предмет «русский язык».
  5. В рамках предметной недели проводятся следующие мероприятия:
  1. конкурсы на знание основной тематики недели и предмета  в целом по двум возрастным категориям: 5- 8-е классы и 9–11-е классы.
  2. нетрадиционные формы проведения предметной недели;
  3. выставка, посвящённая основной тематике предметной недели;
  4. внеклассные мероприятия по основной тематике недели.
  1. Проведение предметной недели должно сопровождаться разнообразной наглядной информацией, которая располагается в рекреации русского языка и литературы.
  2. По окончании предметной недели на заседании методического объединения проводится анализ мероприятий, организованных в ходе недели, а также справка о проведении Недели публикуется на сайте школы.

Тематика предметной недели: «О великий, могучий русский язык!»

Девизом недели стали слова из «Оды русскому языку» Евгения Весника:

Друзья, следите за собой,

Когда по-русски говорите.

Ведь это наш язык родной -

Его для внуков сохраните!

Форма проведения: игра “Путешествие …»

Сроки

Мероприятие

Классы

1 день

1.Блиц-опрос «Узнай классика литературы»

«Узнай произведение по иллюстрации»

«Разгадай фразеологизм»

2. Турнир знатоков русского языка. Терминологический диктант.

Во всех классах

6 классы

2 день

1. Квест-игра «Лингвистические раскопки»

2.«Идешь, на меня похожий…». Встреча с представителями библиотеки им. Б. Абидуева

8 классы

11 классы

3 день

1. Игра «Знатоки русского языка»

2.Литературно-музыкальная композиция по творчеству Грибоедова

7 классы

9 классы

4 день

1.«Своя игра»

2. Викторина по басням И.А. Крылова. Инсценирование басен.

10 классы

5 классы, родители

5 день

Спектакль Д.Р. Гонсалеса «Белое на черном» (студенты колледжа искусств им. П. Чайковского)

9-11 классы

Подведем итоги

Круглый стол «Преемственность при переходе из начальной школы в основную школу в условиях внедрения ФГОС по предмету русский язык»

Учителя русского языка

Учителя начальных классов

Учителя-предметники

В 1 день Недели вывешивается план Путешествия по странам знаний. В конце каждого дня Недели стенд будет заполняться творческими отчетами, репортажами, отзывами, рисунками, фотографиями. Лучшие работы, созданные в рамках мероприятий предметной недели, публикуются на школьном сайте.

Для проведения Недели и информационного освещения проведения Недели оформляются информационные стенды: “Великие лингвисты”, “Словари – наши верные друзья”, высказывания учащихся о языке и др.

Награждение победителей:

  • победителям в отдельных конкурсах – дипломы;
  • активным участникам мероприятий – свидетельство для портфолио;
  • учителям – благодарственные письма администрации.

План реализации проекта предметной недели.

 Мероприятия, которые можно предложить участникам проекта, обучающимся 5-11 классов.

- Создание коллажа «Похвальное слово русскому языку»

- КВНы;

-  Беседы о русском языке, об ученых- лингвистах;

- Конкурс сочинений «Хвала грамотному человеку»;

- Конкурс высказываний «Что значит для меня русский язык?»

- Конкурсы тетрадей, лингвистических газет;

- Терминологические диктанты ( по разным предметам);

- Конкурс презентаций на тему «Речевой этикет»

- Блиц-опрос

- Квест-игра.

- День вежливости.

Для реализации проекта необходимо:

  1. Обеспечение организационных условий (создание творческой группы по реализации проекта).
  2. Обеспечение информационных условий (сбор, обработка, анализ информации, нужной для реализации проекта, его трансляция в ОУ, инструктирование творческой группы по реализации проекта).
  3. Обеспечение кадровых условий (подбор и расстановка учителей-предметников, призванных обеспечить внедрение проекта).
  4. Обеспечение мотивационных условий (действия, призванные сформировать заинтересованность в решении задач, изменении существующих позиций учителей-предметников, внесение позиций в положение о стимулировании учителей, занимающихся реализацией проекта).
  5.         Проект рассчитан на обучающихся 5–11-х классов общеобразовательной школы. Отбор участников проекта осуществляется на основе следующих принципов:
  • принцип добровольности. Школьники участвуют в предметной Неделе не ради отметок, а добровольно, из желания познать непознанное, расширить свой кругозор. Добровольность вступления обязывает обучающихся к дисциплинированности и активности. Каждый обучающийся может попробовать свои силы в различных видах деятельности: выдвигать идеи, реализовывать их, фантазировать, рисовать, участвовать в театральных постановках, загадывать (придумывать) и разгадывать свои и уже существующие задачи и загадки, готовить сообщения и выступать с докладами на уроках.
  • принцип массовости. Желательно привлекать к внеклассной работе как можно больше обучающихся. Для этого необходимо широко пропагандировать среди школьников возможность их участия в предметной неделе и разъяснять пользу последней в практическом овладении русским языком.                                                                                                                                

Возможности проекта:

Обучающиеся:

  • продемонстрируют свои творческие достижения по предмету всей школе;
  • откроют для себя секреты лингвистики, выполняя конкурсные задания;
  • блеснут собственными знаниями в компании единомышленников и ценителей русского языка

.

Учителя:

  • создадут условия для формирования коммуникативных и предметных компетентностей своих учеников;
  • познакомятся с креативными подходами к преподаванию своего предмета;
  • помогут участникам проявить себя в предмете, больше заинтересоваться им.

Администрация:

  • проведет мониторинг уровня профессионализма учителя;
  • получит материалы об опыте учителя для представления на аттестацию, награждение, конкурсы.

Партнеры проекта:

Учителя-предметники: в ходе проведения Недели могут организовать взаимосвязь с другими методическими объединениями.

Родительская общественность: родители могут быть как активными участниками внеклассных мероприятий (непосредственно участвовать в конкурсах, играх, быть в составе жюри и т.п., являться членами оргкомитета), так и пассивными (читать информационные стенды, знакомиться с итогами каждого дня, представленными на карте путешествия, с материалами, размещенными на сайте школы).

Перспективы проекта:

В перспективе развитие проекта даст возможность реализовывать творческий потенциал школьников и педагогов. Это повлечет изменение содержания мероприятий (путешествие по разделам русского языка или тематическая неделя, посвященная какому-то значимому событию); формы их проведения ( викторины, конкурсы, олимпиады, конференции и т.п.).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Неделя русского языка в школе. Проект

Проект рассчитан на обучающихся 5 – 11 классов и состоит из нескольких этапов, в процессе которых обучающиеся собирают, анализируют, систематизируют материал и создают готовый продукт в виде ребусов,...

Неделя русского языка в школе

План проведения Недели русского языка, образцы грамот и дипломов...

Неделя русского языка в школе

Данная разработка представляет собой внеклассные мероприятия, проводимые в ходе недели русского языка и литературы в школе....

Материал для "Недели русского языка в школе".

Практикум по орфоэпии и культуре речи....

Педагогический проект «Неделя русского языка и литературы, посвященная годовщине со дня рождения М.Ю.Лермонтова»

Внеклассная работа по русскому языку и литературе является важнейшей составной частью профессиональной деятельности учителя и предоставляет огромные возможности для того, чтобы заинтересовать уч...

Проект недели иностранного языка в школе «Традиции и обычаи англоговорящих стран»

Расширение  кругозора  учащихся  о традициях и обычаях англоговорящих стран...