Организация классного самоуправления в 5 классе МБОУ «Барашевская СОШ».
опыты и эксперименты (5 класс) на тему
Предварительный просмотр:
МБОУ «Барашевская средняя общеобразовательная школа»
Теньгушевского муниципального района Республики Мордовия.
Выступление на педагогическом совете
Организация классного самоуправления в 5 классе
МБОУ «Барашевская СОШ».
Классный руководитель: Кузнецова Е.Ю.
2017-2018 учебный год
Самоуправление тесно связано с таким явлением, как лидерство в детской среде. От того, кто оказывает влияние на группу детей, кто выступает в роли организации, зависит успешность решения организаторских задач.
Активизировать деятельность всех сразу невозможно. Грань между «пассивом» и «активом» будет стираться постепенно. Процесс воспитания активности управляем и должен строиться на основе сотрудничества, взаимного уважения и доверия взрослых и детей.
Структура самоуправления строится на трех уровнях:
1) ученик; 2) ученик-класс; 3) ученик-школа.
Первый уровень дает возможность ученику раскрыться как личности, побывав в роли, как лидера, так и подчиненного. Через систему этих ролей у детей формируется разнообразный опыт общественных отношений.
Второй уровень предполагает ученическое самоуправление на уровне классного коллектива. В классном коллективе выбираются органы самоуправления по направлениям.
Третий уровень предполагает школьное самоуправление.
Так как я являюсь классным руководителем 5 класса, мы поговорим о первых двух уровнях самоуправления.
Возникает проблема: как организовать учебную и внеучебную деятельность учащихся, чтобы помочь адаптироваться на новой ступени обучения, обеспечить успешное развитие и саморазвитие, раскрытие возможностей каждого из них? С одной стороны, переход учащихся на новую ступень обучения меняет организацию их учебной деятельности (увеличилось количество учебных предметов, новые учителя – новые требованиями). Процесс обучения потребовал больших усилий, более высокой самоорганизации. С другой стороны, физиологические изменения усиливают стремление к самоутверждению среди сверстников, представителей противоположного пола, мнение которых становится для ребёнка более значимым.
С чего начать работу?
Ученики:
- Наблюдение на уроках и внеурочное время;
- Диагностика (изучение межличностных отношений, личностных приоритетов, выявление лидерских и организаторских способностей, сработанности и совместимости).
Школа:
- Беседа с учителем, выпустившим ребят в 4 классе;
- Программа развития и план работы школы (учёт особенностей школы, сложившихся традиций);
- Сотрудничество с органами школьного самоуправления (Совет лидеров).
Родители:
- Анкетирование родителей (что хотят от школы в плане воспитательной работы, какие мероприятия, экскурсии, выезды, какую помощь могут оказать, интересы и склонности ребёнка).
Подготовительный этап.
Анализ данных позволил лучше узнать учеников, их интересы и склонности. Ребятам было предложено попробовать объединиться в микрогруппы по интересам, так как истинное самоуправление рождается снизу (в классе), а потом уже формируется общешкольное самоуправление.
В классе были определены направления работы, составлен план действий по организации коллектива, учёбы, досуга.
Класс – группа микроколлективов (результат диагностики). Самоуправление в классе начало формироваться в определённую систему благодаря функционированию таких групп.
Главное – помочь ученикам организовать самоуправление и научить их в нём работать.
Цели и задачи самоуправления в классном коллективе.
Цель: формирование у учащихся готовности и способности к управленческой деятельности, создание отношений товарищества.
Задачи:
- приобретение детьми знаний, умений и навыков в планировании и организации деятельности;
- создание условий для равноправного сотрудничества всех учащихся класса;
- воспитание ответственности, организаторских и творческих способностей учащихся, стремления к самореализации;
- создание в классе микроклимата сотрудничества учеников, учителей, родителей.
Принципы самоуправления в классном коллективе:
1. Принцип взаимодоверия;
2. Принцип взаимопомощи;
3. Принцип сотрудничества;
4. Принцип сменяемости актива;
5. Принцип единого планирования.
Структура классного самоуправления.
Ты-участник самоуправления в классе!
Принципы жизнедеятельности классного коллектива:
Познай себя – это интересно!
Сотвори себя – это необходимо!
Утверди себя – это возможно!
Прояви себя – это реально!
Цель классного самоуправления - формирование саморазвивающейся, активной, творческой, самостоятельной личности.
Высший орган самоуправления - классное собрание.
В его работе участвуют все учащиеся класса и классный руководитель, а в случае рассмотрения особо важных вопросов могут привлекаться и родители обучающихся. Классное собрание избирает:
• классный ученический совет, его председателя и заместителя;
• избирает представителей на школьную ученическую конференцию;
• решает вопросы жизни классного коллектива;
• утверждает общественные поручения;
• слушает отчеты об их исполнении;
• решает вопросы поощрения и порицания учащихся класса;
Староста и заместитель старосты класса выбирается путем открытого голосования. Решение считается принятым, если за него проголосовало более половины участников. Староста класса совместно с классным руководителем составляет план работы на четверть (на основе предложений учащихся и общешкольного плана внеклассных мероприятий); формирует коллективы для подготовки и проведения классных мероприятий; контролирует выполнение поручений.
Распределение общественных поручений происходит на первом же в учебном году классном собрании учащихся путем голосования. Поручения можно менять каждую учебную четверть, чтобы каждый учащий мог попробовать себя в различных ролях.
Итак, каждый сектор имеет свои функции и соответствующие им поручения. Делим класс на следующие сектора:
Староста Курилкина Кристина и заместитель старосты Калабкин Петр класса являются главными помощниками классного руководителя в организации работы класс и отвечают за посещаемость в классе, ведут активность участия класса в мероприятиях.
1.Сектор «Образование» Мозеров Алексей - контролируют самоподготовку учащихся, выполнение домашнего задания и ведение школьного дневника. Принимает участие в подготовке тематических вечеров, предметных недель, конкурсов, викторин.
2. Сектор «Экологии и чистоты» Бахлов Роман - отвечает за подготовку одноклассников к проведению санитарных дней (чистота, проветривание, за выпуск листовок о здоровом образе жизни), разрабатывает мероприятия по уборке и озеленению территории школьного двора, контролирует озеленение класса, организовывает сборы макулатуры, контролирует наличие второй обуви.
3. Сектор «Креатив» Назарова Валерия - контролирует выпуск учащимися класса газет и плакатов к знаменательным датам и праздникам, выпуск предметных газет, а так же организует поздравление именинникам в дни рождения. 4.Сектор «Культуры и досуга» Пазизина Ольга - способствует культурному и содержательному проведению досуга, организует культурно-массовые мероприятия в классе отвечает за организацию интеллектуальных игр, выставок, конкурсов вечеров, составление развлекательной программы.
5.Сектор «Информационный» -Чиркова Анна отражает итоги жизнедеятельности учащихся, осуществляет помощь в своевременном ведении информации до учащихся через социальную сеть Вконтакте. 6.Сектор «Физкультуры и спорта» Кирюткин Владислав - формирует команду для участия в школьных соревнованиях, проведении «Дня Здоровья», организует спортивные мероприятия в классе, следит за наличием спортивной формы у учащихся на уроках физкультуры. 7.Сектор «Труда и заботы». Макеева Валерия Обеспечивает участие класса в проводимых школой акциях милосердия и экологических акциях. Принимает активное участие в организации трудового воспитания, проведении трудовых десантов, субботников, следит и организует дежурство в классе. 8. Сектор «Питания». Ларькова Дарья отвечает за посещение одноклассниками школьной столовой.
Высший орган классного коллектива, собирается 1 в неделю, на классном часе.
Цель: обеспечить каждому ученику право участия в обсуждении и принятии решения по вопросам деятельности коллектива.
Первое полугодие пятого класса собрания ведет его председатель - классный руководитель, приобщая более активных учеников. Он подготавливает вопросы для обсуждения и выносит их на Совет отряда. В перспективе – вести собрание будет староста.
Сложность заключалась в том, что принятое на собрании решение должно быть кратким, конкретным и понятным каждому участнику собрания.
Решение: использование приёма «мозгового штурма», когда участники собрания разбиваются на группы, поручая одному из членов этой группы высказывать коллективное мнение о путях решения проблемы. После высказывания этих мнений создаются условия для оценки выдвинутых точек зрения, дискуссии, что приводит к максимальной включённости участников собрания в выработке решения.
Таким образом, у учеников развивается самостоятельность в принятии решения, навыки общения друг с другом, умение прислушиваться к мнению товарищей.
В работе используются и другие методы:
· Беседы.
· Дискуссия, обсуждение.
· Работа в парах.
· Ролевые игры.
· Работа в малых группах.
· Практические задания.
Заключение.
Становление классного самоуправления – очень непростой и длительный процесс, требующий системной работы, творческого подхода, душевных сил.
Конечно, не всё удаётся с первого раза, но результаты уже есть: ребята стали более дружными, ответственными, инициативными, небезразличными к жизни школы и класса.
В перспективе учащиеся должны научиться самостоятельному планированию внеклассной работы, оформительским навыкам, умению организовать свой досуг и привлекать ребят к этой деятельности.
Самоуправление может развиваться практически во всех видах деятельности учащихся. Оно развивается быстрее там, где более ярко выражена сфера их интересов.
Задача классного руководителя - помочь ребятам, поддержать их инициативу, видеть и маленький, и большой успех каждого ученика в порученном ему деле и умело поощрять его.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Организация классного самоуправления как условие самореализации личности
Из опыта работы по организации самоуправления в классе....
Организация ученического самоуправления в классе
Текст к слайдам...
Организация классного самоуправления
Жизнедеятельность классного коллектива осуществляется через организацию классного самоуправления, которое обеспечивает развитие самостоятельности, организаторских способностей обучающихся, форми...
ДОКЛАД Тема: Работа по организации ученического самоуправления в классе.
ДОКЛАДТема: Работа по организации ученического самоуправления в классе....
ОРГАНИЗАЦИЯ УЧЕНИЧЕСКОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ В КЛАССЕ
Формирование человека, умеющего строить достойную жизнь в достойном обществе, требует сегодня воспитания и развития таких качеств, как:творческая инициатива;умение ставить цели и достигать их;самостоя...
Организация классного самоуправления
Ученическое самоуправление в классном коллективе как способ воспитательного процессаЕршенко О.И. ГБОУ СОШ№14 г.Севастополя Класс - первичный коллектив школы, её основной структурный ...
Воспитание общественной активности учащихся и организация классного самоуправления
Воспитание общественной активности учащихся и организация классного самоуправления...