Мотивация учебной деятельности учащихся на уроках английского языка.
статья на тему
Мотивация учебной деятельности учащихся на уроках английского языка. Только творчески работающий учитель, с помощью нетрадиционных подходов к обучению, поиском новых форм и методов сможет повысить мотивацию обучающихся.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
motivatsiya.doc | 38.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Мотивация учебной деятельности учащихся на уроках
английского языка.
Федеральные государственные образовательные стандарты определяют основные задачи модернизации российского образования. Это повышение его доступности, качества и эффективности.
ФГОС разработан с учётом основных направлений модернизации общего образования. Среди прочих направлений, следует назвать:
- Соответствие содержания образования возрастным закономерностям и возможностям на каждой ступени образования.
- Деятельностный характер образования. Направленность содержания образования на формирование общих учебных умений и навыков, обобщённых способов учебной, познавательной, коммуникативной, практической, творческой деятельности, на получение учащимися опыта этой деятельности.
В иностранном языке существенные изменения концепции обучения с ориентацией на речевое развитие и формирование коммуникативной компетентности.
Изучение иностранного языка на ступени основного общего образования направлено на достижение следующих целей:
-Развитие иноязычной коммуникативной компетентности в совокупности её составляющих компетенций: речевой (развитие коммуникативных умений в 4-х видах речевой деятельности: говорение, аудирование, чтение, письме); языковой ( овладение новыми языковыми средствами: фонетическими, орфографическими, лексическими, грамматическими); социокультурной ( приобщение уч-ся к культуре, традициям и реалиям стран/страны изучаемого языка); компенсаторной ( развитие умений выходить из положения в условиях дефицита языковых средств при получении и передаче информации); учебно-познавательной ( дальнейшее развитие общих и специальных учебных умений, ознакомление с доступными уч-ся способами и приёмами самостоятельного изучения языков и культур, в том числе с использованием новых информационных технологий)
-Развитие и воспитание понимания у школьников важности изучения ин. яз. в современном мире.
Цель обучения иностранному языку как средству общения состоит в том, чтобы сформировать у учащихся умение строить высказывание для выражения определённого замысла.
Учебный процесс по иностранному языку ориентирован на реализацию двух основных функций – учебную и коммуникативную. Нужно отметить, однако, что коммуникативная функция реализуется сегодня в учебном процессе несколько однобоко – преимущественно как информационно-коммуникативная. Это может привести к потере интереса уч-ся к изучению иностранного языка. Для того чтобы учебная модель общения достаточно полно отражала цель обучения иностранному языку, необходимо существенно усилить на уроке роль речевого взаимодействия учителя и ученика.
Анализируя факторы, препятствующие общению, психологи и педагоги приходят к выводам и о том, что одна из самых актуальных проблем современной педагогики – это развитие и постоянное поддержание мотивов учебной деятельности, в данном случае мотивации к изучению иностранного языка.
Работая над методической темой «Использование учебно-речевых ситуаций при обучении устной речи на иностранном языке с использованием ИКТ» я пришла к выводу, что синтезировать виды речевой деятельности на уроках возможно лишь, используя речевые ситуации. Так как составляющие речевой ситуации проявляют себя как ситуативные детерминаторы, служат толчком для возникновения речевого действия с заданными характеристиками, обеспечивают не только действие, но и взаимодействие.
Задача использования УРС: перенос речевых действий из условных упражнений в речевую практику. Привнесение задачи речевого действия извне и её игровой, воображаемый характер. УРС, предлагаемые нашими учебниками, зачастую совсем неинтересны учащимся (что является существенным недостатком).
Весь смысл учебно-ситуативной роли состоит в том, что она побуждает учащихся к взаимодействию. Интересные и престижные роли вызывают у учащихся мотивационную готовность к речевым действиям, которые направлены на формирование умения мобилизовать усвоенный речевой материал для общения в конкретных коммуникативных целях.
Роли нужно предлагать такие, которые помогают самоутвердиться, испытывать чувство удовлетворённости, гордости.
Поскольку ролевое общение реализуется в форме игровой деятельности и ею дополнительно стимулируются, мотивы становятся практически «ненасыщаемыми». Таким образом, можно говорить о мотивационно-стимулирующей функции роли.
Таким образом перед учителем, как перед своего рода профессионалом стоит дилемма:
- Дать стандарты образования, предусмотренные ФГОС второго поколения (т.е. обучение 4 видам речевой деятельности)
1. аудирование
2. говорение (диалогическая, монологическая речь)
3. чтение (обучение различных видов стратегий)
4. письмо (овладение определёнными навыками и умениями письменной речи)
С другой стороны развивать и постоянно поддерживать учебную мотивацию уч-ся.
Практически для учителя иностранного языка совместить обучение всем видам речевой деятельности на одном уроке - очень сложно. И каждый учитель стремится отрабатывать аудирование, письмо, чтение, говорение, посвящая этому достаточно большое количество времени на уроке. И только творчески работающий учитель, с помощью нетрадиционных подходов к обучению, поиском новых форм и методов, сможет это совместить.
Все составляющие урока с использованием ИКТ + использование разнообразных форм и методов при обучении разным видам речевых высказываний + благоприятный климат общения учителя и учеников = поддержание мотивации и развитие интереса к дальнейшему изучению английского языка. Что и является целью всей работы учителя иностранного языка.
Источники:
http://standart.edu.ru/catalog.aspx?CatalogId=2628
http://nsportal.ru/shkola/inostrannye-yazyki/angliiskii-yazyk/library/fgos-2-pokoleniya
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Мотивация учебной деятельности учащихся
Создание оптимальных условий функционирования и совершенствования сотрудничества в организации работы с родителями....
ИНФОРМАЦИОННО-КОМПЬЮТЕРНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ КАК СРЕДСТВО МОТИВАЦИИ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ.
Основой успешной учебной деятельности любого учащегося является высокий уровень мотивации к данному виду деятельности. Кроме того, важной частью работы преподавателя, я считаю изучение и использо...
Интегрированные уроки как средство повышения мотивации учебной деятельности учащихся
Интеграции предметов гуманитарного цикла способствует развитию у ребёнка эмоциональной сферы, его чувств, души. Думающий и чувствующий человек – это и есть тот человек, воспитать которого ...
Мотивация учебной деятельности учащихся на уроке и создание условий для ее реализации
Презентация исследований по данной теме представлена на педсовете.Задачи:1.Исследовать особенности мотивации учебной деятельности учащихся начального, среднего и старшего звена школы как фактора...
Статья "Информационные подходы и технологии как фактор повышения мотивации учебной деятельности учащихся"
Овладение коммуникативной и межкультурной компетенцией невозможно без практики общения, и использование ресурсов Интернет на уроке иностранного языка в этом смысле просто незаменимо:...
Доклад по теме: "Способы повышения мотивации учебной деятельности учащихся на уроках английского языка" .
Работа учителя по повышению мотивации учебной деятельности учащихся на уроках английского языка....
«Повышение мотивации учебной деятельности учащихся как важнейшая составляющая эффективного учебно- воспитательного процесса»
МБОУ «Нижнесаянтуйская СОШ»Методический семинар«Повышение мотивации учебной деятельности учащихсякак важнейшая составляющая эффективного учебно-воспитательного процесса»Ц...