Доклад "Формирование культуры общения у подростков"
материал (8 класс) на тему
Изучить теоритические основы формирования у подростков культуры общения, практически проверить эффективность методов и средств формирования культуры общения
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
doklad_-_formirovanie_kultury_obshcheniya_u_podrostkov.doc | 116 КБ |
Предварительный просмотр:
Бюджетное учреждение среднего профессионального образования Ханты – Мансийского автономного округа – Югры колледж – интернат «Центр искусств для одаренных детей Севера»
Методическое сообщение
«Формирование культуры общения у подростков в условиях колледжа-интерната искусств»
Автор – составитель:
Левдина М. А.
Ханты – Мансийск 2015 год.
Введение
Единственная настоящая роскошь – это роскошь человеческого общения
Антуан де Сент - Экзюпери
Последние годы характеризуются рядом существенных перемен, затронувших практически все сферы российского общества. Среди них следует выделить сложившуюся тенденцию снижения уровня культуры населения, нравственную деградацию, проявляющуюся среди прочего в пренебрежении ценностями этикета, неумении вести себя в общественных местах, в грубом поведении и невежественности в отношениях людей друг с другом.
Особую тревогу вызывает состояние общей культуры подрастающего поколения. Грубость, развязность, небрежность речи и преобладание в ней жаргона и ненормативной лексики становятся характерными для значительной части школьников в целом и подростков в частности.
Причинами этого являются как возрастные особенности подростков (стремление к независимости и самостоятельности), так и незнание ими правил культуры общения, правил поведения в различных ситуациях, в коллективе, в общественных местах, а также ориентация на лжеценности, сформировавшиеся в эпоху социально-экономического кризиса.
Одна из важнейших задач школы – воспитание культурной, творческой личности, которая сумеет найти своё место в сложной постоянно изменяющейся действительности.
Все знания приобретаемые ребенком в процессе взросления – всего лишь средства, которые ему предстоит использовать в предстоящей деятельности. Но во всех сферах нашей деятельности, одним из основополагающих инструментов, с помощью которой мы ее осуществляем, является общение.
Поэтому воспитание у подростков культуры общения, формирование адекватных этических ориентаций и коммуникативных умений имеет существенное значение для развития личности подростка.
Цель: изучить теоретические основы формирования у подростков культуры общения, практически проверить эффективность методов и средств формирования культуры общения.
Аспекты проблемы культуры общения школьников нашли отражение в трудах классиков педагогической мысли Я. А. Коменского, А. Макаренко, В. Сухомлинского, К. Ушинского. Значителен вклад отечественных ученых в области современной педагогической науки по культуре общения Ф. Арват, С. Абрамовича, Г. Батищева, Т. Ивановой, И. Комаровой и других.
Ученик в процессе учебно-воспитательного процесса обязательно вступает в межличностное общение с учителями, одноклассниками, другими людьми. Вследствие этого взаимодействия происходит психическое воздействие и информационный обмен знаниями, умениями, навыками, нравственными ценностями, мотивами и интересами, опытом общения в целом.
Это ускоряет формирование таких необходимых для успешного общения качеств, как толерантность, вежливость, доброжелательность, тактичность, сдержанность, уважение к окружающим, что существенно определяет направленность личности, нравственные ориентации, которыми она руководствуется в общении, обретение им соответствующих коммуникативных умений и овладение культурой общения.
Сущность и природа культуры общения
Общение – форма связи между людьми, взаимодействие действие, совершаемое сообща, вместе.
Общаясь, люди передают друг другу знания, опыт, обмениваются мнениями и впечатлениями, делятся чувствами, открывают других людей и при этом лучше узнают себя (я тебе - свое Я, а ты мне – свое Я).
Культура – это совокупность достижений всего человечества в производственном, общественном, умственном, эстетическом и физическом отношении.
Сущность культуры общения – обеспечение такой техники коммуникации, которая обеспечит взаимодействие, когда люди не только не будут «мешать друг другу» (Д. С. Лихачев), но и каждый из них сможет сохранить свое личное достоинство и индивидуальность.
Культура общения предполагает:
- Умение разбираться в других людях и верно оценивать их характер, поступки, отношения.
- Правильно и в то же время достаточно эмоционально откликаться на поведение окружающих людей и их состояние.
- Обладать необходимыми навыками общения, уметь пользоваться ими в зависимости от индивидуальных особенностей тех, с кем общаешься.
Культура общения предполагает также наличие определенных черт характера, таких как уважение к людям, доброжелательность, искренность, терпимость. Хорошо сказал о терпимости датский поэт Пит Хейн: «Терпеть и верить – все на свете прекрасны – взрослые и дети, коты, собаки и медведи, и сослуживцы, и соседи. Терпимость – наш взаимный шанс, ведь кто-то также терпит нас».
Внутренняя культура, духовное богатство, высокие моральные качества только тогда социально ценны, когда они определяют нормы повседневного поведения людей, характер и формы общения между ними, гармонию внутреннего и внешнего облика.
Очень часто человек начинается для других не с эрудиции, интеллекта, вкусов, деловых и нравственных качеств и всего чем богат его внутренний мир. Это будет потом. А пока внешность, манеры, стиль общения, Срабатывает феномен первого впечатления, которое оказывается настолько сильным, что накладывает отпечаток на всё последующее общение. «Сначала одобряет глаз, потом сердце»
Воспитанность – качество личности, в котором органически слиты культура общения, культура внешности, культура удовлетворения потребностей. Главным в этом является культура общения.
Принципы и нормы культуры общения формировались веками. Народы всех стран тщательно отбирали, хранили, накапливали опыт общения по принципу: разумно - нравственно – красиво. Стержнем, основой истиной культуры общения является гуманное отношение человека к человеку. Поэтому формирование у детей позиции открытости, доверия, доброжелательности – непременное условие воспитания культуры общения.
Нормами общения является вежливость, соблюдение условных и общепринятых способов выражения доброго отношения друг к другу, формы приветствий, благодарности, извинений, правила поведения в общественных местах, общение женщин и мужчин.
Детей необходимо научить поведению в кругу родных, друзей, посторонних людей, в транспорте, в общественных местах, на уроках, внеклассных мероприятиях.
Дети должны быть знакомы с ритуалами поздравлений, вручения подарков, высказывания сочувствия, с правилами ведения деловых разговоров, в т. ч. телефонных.
Непременный атрибут культуры общения – тактичность, умение понять чувства и настроение окружающих людей, поставить себя на их место, представить возможные последствия для них своих поступков. Наверное, тактичность – одно из самых симпатичных человеческих качеств.
Приведем пример: Девочка в автобусе пытается уступить место бойкой женщине лет 45-50, та отказывается, на что девочка в ответ говорит, что всегда уступает место в автобусе пожилым людям. Девочка поступила вежливо, но не тактично.
Основным признаком культуры общения является культура языка. Не следует допускать в речи ребенка слов-паразитов, жаргонных слов, нецензурных выражений. Неприятное впечатление производит подросток, плохо владеющий родным языком. Слова нужно произносить отчетливо, говорить сдержанно, спокойно. Даже очень содержательный, интересный разговор многое теряет, если речь собеседника засорена грубыми, невыразительными, неуместными словами, когда интонации режут слух и, конечно же, сразу меняется к нему отношение, причем не в лучшую сторону. И очень обидно, что далеко не малая часть наших учеников действительно не в состоянии выразить свою мысль связно и без сквернословия, грубости.
Формы и методы воспитания культуры общения у подростков.
Работа по формированию культуры общения требует от воспитателя хорошего знания состояния дел в классе. Факты некультурного поведения, замеченные педагогом, позволяют ему сосредоточить внимание на наиболее актуальных для данного класса вопросах.
Успех воспитания культуры общения у подростков во многом зависит от правильного выбора форм и методов работы с ними. Главными методами остаются: приучение школьников к выполнению правил культурного общения и разъяснение им соответствующих норм морали. В практике приучения детей к выполнению правил (организация жизни подростков, специальные упражнения) происходит постоянно, при необходимости оно сопровождается различными формами разъяснения. Кроме того, воспитатель вооружает учащихся системой этических знаний. Одним из источников накопления этих знаний является собственный опыт подростков.
Когда ребенок становится подростком, у него появляется желание проводить больше времени в обществе сверстников, собираться вместе с друзьями, обсуждать общие проблемы.
И естественно, что именно тогда он задумывается о том, почему у некоторых его ровесников много друзей, а ему общаться достаточно нелегко, нужно ли иметь свою точку зрения, необходимо ли прислушиваться к мнению других.
Именно в общении дети усваивают нравственные нормы, типичные для общества и конкретной социальной среды. Именно здесь формируются и их поведенческие навыки.
Подростковый возраст – сложный и для самих детей и для их воспитателей. В этот период происходят значительные изменения в физиологии и психике ребенка, в условиях и характере деятельности, в которую включены школьники, претерпевают изменения содержание, организация и методы воспитания работы с подростками.
Все эти изменения, с одной стороны, облегчают воспитание культуры общения, с другой – создают трудности, которых не испытывали в начальной школе. Происходит физиологическая перестройка организма, начинается период полового созревания. С этим связана повышенная возбудимость центральной нервной системы. Вместе с тем тормозные процессы у подростков развиты еще недостаточно. Повышенная возбудимость подростков, их быстрая утомляемость при неблагоприятных условиях приводят к несдержанности, неуравновешенности при общении с взрослыми и одноклассниками, а также к немотивированным поступкам.
В формировании культуры общения и поведения большую роль играет стиль поведения и общения самого педагога, как носителя образцов общения.
Разбирая поведение детей, надо уметь отличать:
- шалость случайную от шалости намеренной;
- проступок, вызванный эмоциональностью, от проступка, вызванного скверной привычкой;
- резкие слова, вырвавшиеся нечаянно, от резких слов, сказанных с намерением обидеть, оскорбить;
- невнимательность, вызванную усталостью или плохим самочувствием, от невнимательности, имеющей своими корнями обыкновенную лень.
Надо знать обстоятельства, следствием которых является тот или иной проступок, и поступать сообразно причине, а не следствию.
Подростковое упрямство, раздражающее взрослых – это защитная реакция на ситуацию. Не тратьте сил, чтобы доказать подростку, что он не прав, этим вы только озлобите его. Выслушайте его версию событий, снимите напряжение, а потом вам будет легче переубедить его или заронить зерно сомнения в его поступке, заставить задуматься над ним.
Направляйте своих воспитанников, но не лишайте их права на сомнение. Сомневаясь, выбирая, они станут больше думать, их решения будут более ответственными.
Вместе с тем избегайте конфронтации. Помните, что озлобившийся настырный юнец легко одержит над вами моральную победу. По крайней мере, в глазах сверстников.
Дозируйте одобрение и критику. Прежде чем ругать, похвалите. Об этой педагогической аксиоме часто забывают. Оригинальная ручка, красивая прическа, красивый свитер, приятный запах туалетной воды – повод для похвалы найдется, было бы желание.
Не идите напролом. Поищите обходные пути.
Подавайте хорошие примеры культуры общения. Не выясняйте отношения с коллегами в присутствии подростков, как сильно бы вы и ни были раздражены.
Старайтесь не повышать голос. Не демонстрируйте подростку собственную несдержанность, истеричность.
Не иронизируйте, если не уверены, что вас правильно поймут. Воздерживайтесь, от колкостей как бы ни хотелось, съязвить.
Основными направлениями в деятельности воспитателя по формированию культуры общения является: индивидуальная работа с учащимися; организация эффективной коллективной деятельности; организация воспитывающей среды и оказание педагогической поддержки; взаимодействие со всеми субъектами воспитательной системы класса и школы (это учителя-предметники, педагоги по специальности, психолог, педагоги дополнительного образования).
В работе по формированию культуры общения важно создание ситуаций, в том числе игровых, в которых подросток получит образцы общения, проиграет варианты общения в разных ситуациях, познакомится с правилами общения и поймет необходимость их использования. В игровых ситуациях, в форме тренинга ребенок не только увидит, но и попробует себя в роли участника общения. Такие ситуации можно использовать при проведении кругов общения, бесед, на классных часах, диспутах, при проведении КТД.
В своей работе по формированию культуры общения у подростков мы используем разнообразные формы и методы организации деятельности. Регулярно проводятся классные часы, беседы, индивидуальная работа. Так в 7 классе были запланированы и проведены занятия по разделу: «Искусство общения». В него входили беседы, тренинги, игры. В 8 классе проводился цикл занятий: «Познавая себя - познаешь других». В 9 классе запланирован цикл занятий: «Культура общения – способ организации жизни».
Составлен тематический план по формированию у подростков культуры общения.
С целью выявления результата воспитательной деятельности проводилась диагностическая работа.
Заключение
Итоги анкетирования по диагностике уровня культуры общения:
62%учащихся имеют высокий уровень культуры общения,
38% учащихся имеют средний уровень культуры общения.
Анкета «Сквернословие в моей жизни» показала:
На вопрос «Как ты думаешь, почему люди употребляют бранные слова, ругательства?» дети отвечали следующее:
- не могут сдерживать себя, считают, что так легче выпустить «пар», потому что плохо воспитаны и не вежливы, потому что люди привыкают к этим словам, а также, потому что некоторые взрослые говорят бранные слова, а дети повторяют их и другое
На вопрос «Что нужно сделать, чтобы люди не употребляли ругательства?» отвечали следующее:
- показывать пример другим, принять жесткие меры, быть воспитанным и не слушать других, следить за своей речью, читать классическую литературу и в первую очередь отучить от этого взрослых людей, избегать плохих компаний, работать над собой.
На вопрос «Хочешь ли ты, чтобы твои будущие дети употребляли ругательства?» все ответили: нет, это плохо, некультурно, мешает общению, мне будет стыдно за них.
Учащиеся нашего класса умеют анализировать как свои черты характера, так и одноклассников, выделяют те, которые им не нравятся и над чем еще предстоит работать, чтобы быть приятным в общении (грубость, неумение сдерживаться, упрямство, злость, неумение слушать и слышать, невнимательность).
Называют качества характера, по которым можно судить о культуре общения: умение выслушать, уважение к старшим, культура речи, доброжелательность, тактичность, скромность, терпимость, вежливость и другие.
Для того чтобы быть успешным в жизни 57% учащихся ставят умение общаться и ладить с другими людьми на первое место, на втором месте – умение контролировать и анализировать свои поступки, на третьем – сила воли.
Поэтому можно сделать вывод, что мы работаем в правильном направлении.
Детям были предложены рекомендации – правила общения, следуя которым можно укрепить свою коммуникабельность и стать «душой общества».
- Радуйтесь успехам людей, которые вас окружают.
- Серьезно ищите себе друзей.
- Открыто проявляйте интерес к другому человеку.
- Улыбайтесь до того, как начнете говорить.
- Спрашивайте других об их интересах.
- Сами говорите меньше.
- Считайтесь с чужим мнением.
- Помогайте другим преодолевать трудности.
- Проявляйте понимание и терпение.
- Держите себя спокойно и уверенно.
- Внимательно слушайте собеседника.
- Не бойтесь говорить правду и не бойтесь правды, высказанной в ваш адрес.
- Анализируйте свои отношения с людьми, смотрите в них, как в зеркало.
Делая вывод, хочется сказать всем нам: «Будьте спокойны и терпеливы и наши дети преобразятся. Будьте с ними справедливы и благожелательны, добры, внимательны! В нашем сложном мире и в сложном времени всем особенно детям, необходим островок доброты и тишины. Добейтесь, чтобы класс стал таким островком – и ваши воспитанники легко овладеют культурой общения и поведения. И не раз вспомнят вас добрым словом.
Занятие « Общение в моей жизни»
Цель: формирование у подростков навыков адекватного общения со сверстниками и взрослыми, показать значение общения в жизни человека.
- Приветствие.
Ведущий предлагает детям: «Поздоровайтесь с каждым из группы за руку и при этом скажите: «Привет! Как дела?» Говорить нужно только эти слова. Освобождать свою руку от приветствия вы сможете лишь после того, как начнете здороваться со следующим участником».
2 Разминка
Упражнение «Дыхание»
Устройтесь удобно на стуле. Расслабьтесь и закройте глаза. По собственной команде постарайтесь отключить внимание от внешней ситуации и сосредоточьтесь на своем дыхании. При этом не стоит специально управлять дыханием, не нужно нарушать его естественный ритм.
3 Работа по теме занятия
Все наше общество состоит из мужчин и женщин. Взаимодействие начинается с самого рождения: сначала в кругу семьи, затем в детском саду, в школе. Вот тут-то и начинается самое интересное: чем старше вы становитесь, тем лучше понимаете, кто вам нравится, а кто – нет, с кем бы вы хотели дружить, а с кем нет, а к 7-8 классу вы уже точно определяете свои симпатии и антипатии. Возникает множество вопросов, связанных с общением в различных ситуациях. Но верно то, что у всех людей есть возможность и способности общаться с другими людьми. Кто-то может делать это лучше, кто-то хуже.
Общение – это взаимодействие людей друг с другом. Общаясь, люди передают друг другу знания, опыт, обмениваются мнениями и впечатлениями, делятся чувствами, открывают других людей и при этом лучше узнают себя (я тебе – свое Я, а ты мне – свое Я). Различают вербальные и невербальные средства коммуникации. Вербальное общение – это слова; невербальное общение – выражение лица, поза тела, жесты, походка.
Вопросы для обсуждения:
- Всегда ли ваше общение с другими людьми бывает успешным?
- Нужно ли учиться общению? Для чего это нужно?
-«Самая главная роскошь на земле – это роскошь человеческого общения»
Можете ли вы подтвердить или опровергнуть эту фразу?
- Говорил ли вам кто-нибудь слова «я не хочу с тобой общаться»
- Были ли эти слова справедливы, как вы на них реагировали?
Общение – это, своего рода, понимание другого человека. Нужно создать условие, чтобы собеседник мог высказаться, необходимо выслушать его, попытаться понять его мысли и чувства. Только так может возникнуть ситуация взаимной симпатии. Вы станете интересны своим знакомым, они с удовольствием будут общаться с вами. Согласитесь, что в игре можно воспроизвести самые невероятные ситуации, придумать всевозможные решения.
Упражнение «Пустой стул»
Для проведения необходимо нечетное количество участников. Предварительно все рассчитываются на первый-второй. Все вторые номера сидят на стульях, первые стоят за спинками стульев, оставшийся без пары участник стоит за спинкой свободного стула. Его задача – пригласить кого-нибудь из сидящих на свой стул. При этом он может пользоваться только невербальными средствами, говорить ничего не надо. Сидящие на стульях очень хотят попасть на свободный стул. Задача тех, кто стоит за спинками стульев, - удержать своих подопечных. Для этого надо взять его за плечи в тот момент, когда он собрался пересесть. Ведущий следит за тем, чтобы руки не держались все время над «подопечными». Через некоторое время участники меняются местами. При этом один из стоящих участников остается стоять за стулом.
Анализ игры:
Каким образом приглашали кого-либо на свой стул?
Как понимали, что вас пригласили на стул?
Что больше понравилось: стоять за стулом или сидеть на стуле?
Тест – игра «С тобой приятно общаться»
Известно, что ссоры между людьми чаще всего возникают из-за отсутствия культуры общения. В ссорах люди чаще обвиняют других.
Умеем ли мы общаться, лучше всего знают те, с кем мы общаемся. На улице, в школе вам приходится постоянно общаться со сверстниками. Давайте проверим, какие вы в общении, при помощи теста «С тобой приятно общаться» Постарайтесь отвечать откровенно и сразу.
Детям раздаются небольшие листки для записи (количество листков у каждого равно количеству человек в группе), на которых дети пишут соответствующие значения для каждого ученика.
Расшифровка баллов написана на доске:
+2 – с тобой очень приятно общаться;
+1 – ты не самый общительный человек;
0 – не знаю, я мало с тобой общаюсь;
-1 – с тобой иногда неприятно общаться;
-2 – с тобой очень тяжело общаться.
Каждый листок складывается и на обороте пишется имя того, кому записка предназначена. Все записки собираются в коробку, и ведущий раздает их адресатам, предупреждая, что подсчет баллов нужно будет сделать дома.
Упражнение «Ива на ветру»
Разделитесь на группы по 7-8 человек. Группа становится тесным кружком, плечом к плечу, в центре круга – один человек. Остальные в позах волейболистов, принимающих низкий мяч: одна нога выдвинута немного вперед, чтобы удерживать равновесие, руки полусогнуты на уровне груди, ладонями вперед. Вообразите теплую летнюю ночь. Поют сверчки, легкий ветер раскачивает чуткие ветки ивы. Теперь мы с вами легкими движениями рук вперед будем изображать ласковые прикосновения ветра, слегка раскачивающего иву. «Ива» стоит в середине круга: ноги вместе, руки скрещены на груди, глаза закрыты. Сохраняя ноги в том же положении, а тело прямым, но совершенно расслабленным, «ива» отдает себя на волю ветру, раскачиваясь из стороны в сторону, вперед и назад. Стоящие в кругу поддерживают ее мягкими толчками ладоней. Каждый из детей по очереди становится «ивой», раскачивающейся то ласковых прикосновений одних «ветерков» и заботливо поддерживаемой другими.
Игроки должны быть предупреждены о правилах безопасности: по крайней мере, 4 человека должны поддерживать «Иву», а остальные – постоянно помнить, что легкий ветерок не должен превращаться в ураган, то есть мягкие толчки не должны переходить в сильные. Педагог в паузах, когда дети меняются ролями, подчеркивает, что «ива» показывает другим детям, насколько она им доверяет, а «ветерки» должны оправдать ее доверие.
Проанализируйте свое общение с людьми. Я предлагаю вам правила общения, которые помогут вам стать «душой общества»:
1. Радуйтесь успехам людей, которые вас окружают.
2. Серьезно ищите себе друзей.
3. Открыто проявляйте интерес к другому человеку.
4. Улыбайтесь до того, как начнете говорить.
5. Спрашивайте других об их интересах.
- Сами говорите меньше.
- Считайтесь с чужим мнением.
- Помогайте другим преодолевать трудности.
- Проявляйте понимание и терпение.
- Держите себя спокойно и уверенно.
- Внимательно слушайте собеседника.
- Не бойтесь говорить правду и не бойтесь правды, высказанной в ваш адрес.
- Анализируйте свои отношения с людьми, смотрите в них, как в зеркало.
Рефлексия. Что понравилось? Что бы вы хотели изменить? Давайте оценим наше занятие: на счет «три» покажите нужное количество пальцев.
Занятие: «Комплимент – дело серьезное»
Цель: помочь учащимся лучше усвоить суть комплимента, содействовать совершенствованию коммуникативных умений подростков.
Приветствие. Все здороваются, называя друг друга по имени.
Работа по теме занятия.
Беседа «Что такое комплимент?»
Согласны ли вы со следующими утверждениями?
- Культурного человека отличает умение приятно и свободно общаться с окружающими. Он может внимательно выслушать то, что говорит собеседник, даже поможет ему высказать свое мнение.
- Такой человек сумеет расположить к беседе даже замкнутого или расстроенного человека.
- Почти у каждого человека есть возможность стать обаятельным и доброжелательным собеседником.
Помогает ли продуктивному и доброжелательному общению такое понятие, как «комплимент»?
Комплимент – любезные, приятные слова, лестный отзыв.
Увы, в сознании некоторых людей сложилось представление, что комплимент – это только лесть, способ добиться расположения или внимания другого человека ради каких-либо целей. Это не так. Лесть – это лицемерное, угодливое восхваление.
Итак, живешь ли ты в дружбе и согласии с людьми? Давайте поговорим об этом.
Упражнение «Шаг на встречу»
Ведущий приглашает двух участников (желательно друзей) выйти, и стать лицом друг к другу с разных сторон класса.
Нужно сделать шаг навстречу другу и сказать ему что-либо приятное. Очередной шаг делает второй участник и т. д.
Обычно задание вызывает смущение. Дети не сразу вспоминают приятные слова. Первые шаги навстречу, как правило, делаются довольно большими, чтобы побыстрее сблизиться. Ведущий отмечает, что даже другу мы часто стесняемся сказать хорошие слова. Возможно, что некоторые конфликты с родителями, друзьями происходят из-за того, что мы редко говорим приятное.
Зачем и как делаются комплименты
С помощью комплимента можно исправить настроение, изменить его в позитивную сторону:
- «Ты так замечательно выглядишь!»
- «Ты вчера сделал интереснейший доклад, все просто заслушались!»
Если ваше настроение оставляет желать лучшего, то, естественно, такие слова помогут приободриться и задуматься: а так ли уж все плохо? И, возможно, предотвратят необдуманный поступок.
Вспомните, когда вы в последний раз говорили друг другу добрые слова? Начинать делать друг другу комплименты никогда не поздно. Они помогут избавиться от ссор и напряжения, поддержат того, кому трудно.
Но умение делать комплименты – целое искусство! Можно сказать: «Ты супер!», «Ты замечательный!» Но у этого варианта есть недостатки – не всегда понятно, за что вы хвалите человека. К тому же может возникнуть ощущение, что это своего рода отговорка, сказанная из соображений вежливости, соблюдения правил приличия.
Можно похвалить не самого человека, а то, что дорого: «Вчера видела твои фотографии на выставке. Все вокруг так и ахали. Говорят, очень профессиональные. Цвет, композиция – безупречны!»
Но для этого нужно знать вкусы и интересы человека, чем он гордиться, что считает достойным.
Иногда можно сделать комплимент, сравнив человека с дорогими для тебя известными и популярными людьми. Например: «Ты такой же мужественный, как…», «Ты двигаешься так же легко, как…» Единственное, что необходимо учитывать, знает ли собеседник, с кем его сравнивают.
Игра «Король комплимента»
Все участники рассаживаются по кругу. В центре стоит стул – трон. У каждого в руках вырезанные из картона сердечки. У некоторых сердечек в центре нарисована стрела, пронзающая их. Любой из участников по желанию садится на трон. Остальные по очереди говорят ему комплименты. После этого, сидевший на троне подходит к каждому и вручает по сердечку. Пронзенное сердечко вручается тому, чей комплимент произвел наибольшее впечатление. Игра продолжается до тех пор, пока на троне не побывают все участники. Затем определяется тот, кто набрал наибольшее количество пронзенных сердечек. Именно он становится королем или королевой комплимента.
Анализ: Легко ли было находить нужную формулировку для комплимента? Легко ли было произносить вслух комплименты? Какие чувства вы испытывали, когда произносили комплименты и когда слышали в свой адрес? Что было приятнее – слушать или произносить их?
Не забывайте замечать и оценивать то хорошее, что есть в ваших друзьях, близких, знакомых. Несколько приятных слов, произнесенных с доброй улыбкой, зачастую способны превратить вашего противника в вашего сторонника.
Обсуждение. Шесть правил «Как понравиться людям»
Знаменитый американский психолог Дейл Карнеги в книге «Как завоевать друзей и оказывать влияние на людей» приводит шесть правил, соблюдение которых позволяет понравиться людям:
Правило 1. Искренне интересуйтесь другими людьми.
Правило 2. Помните, что имя человека – это самый сладостный и самый важный для него звук на любом языке.
Правило 3. Улыбайтесь.
Правило 4. Будьте хорошим слушателем. Поощряйте других говорить о самих себе.
Правило 5. Говорите о том, что интересует вашего собеседника.
Правило 6. Внушайте вашему собеседнику сознание его значимости и делайте это искренне.
Во время обсуждения участники высказывают свое отношение к правилам.
Список литературы
- Белкин А. С. Основы возрастной педагогики: Учеб. Пособие для студ. Высш. Пед. Учеб.зав. – М. : Издат. Центр «Академия», 2000.
- Григорьева Т. Г. Основы конструктивного общения. Практикум. – Новосибирск: Изд-во Новосиб. Ун-та; М.: Совершенство, 1997.
- Ещеркина О. А. Личностное становление подростка. 8-9 классы – Волгоград: Учитель, 2008.
- Казаринова Н. В. Межличностное общение. – СПб. : Изд-во Михайлова, 2000.
- Картушина Е. П. Романенко Т. В.- Волгоград: Учитель, 2009.
- Мудрик А. В. Общение школьников – М.: Знание, 1987.
- Павлова М. А. Моделирование воспитательной системы 5 – 9 классах: планирование, диагностика, досуг.- Волгоград: Учитель, 2009.
- Шемшурина А. В. Основы этической культуры: Книга для учителя: Учеб. метод. пособие. – М.: Владос, 2001.
- Щуркова Н. Е. Этика школьной жизни. – М.: Пед. Общество России, 2000.
10. Щуркова Н. Е. Символика поведения. – М.: Пед. Общество России,
2001.
Диагностика культуры общения
Предлагается 10 высказываний.
Необходимо отметить для себя, насколько вы с ними согласны (насколько они про вас), и проставить баллы:
- если вы согласны полностью с высказыванием – 4 балла;
- если вы больше согласны, чем не согласны – 3 балла;
- если вы немного согласны – 2 балла;
- если вы совсем не согласны – 1 балл.
Высказывания:
- Я часто бываю добрым со сверстниками и взрослыми.
- Мне важно помочь однокласснику, когда он попал в беду.
- Я считаю, что можно быть несдержанным с некоторыми взрослыми.
- Наверное, нет ничего страшного в том, чтобы нагрубить неприятному мне человеку.
- Я считаю, что вежливость помогает мне хорошо себя чувствовать среди людей.
- Я думаю, что можно позволить себе выругаться на несправедливое замечание в мой адрес.
- Если кого-то в классе дразнят, то я его тоже дразню.
- Мне приятно делать людям радость.
- Мне кажется, что нужно уметь прощать людям их отрицательные поступки.
- Я думаю, что важно понимать других людей, даже если они не правы.
Обработка результатов
Номера 3, 4, 6, 7 обрабатываются следующим образом: ответ в 4 балла – 1, в 3 балла – 2, в 2 балла – 3, в 1 балл – 4. В остальных ответах количество единиц устанавливается в соответствии с баллом. Например, 4 балла – это 4 единицы, 3 балла – 3 единицы и т. д.
Интерпретация результатов.
От 34 до 40 единиц – высокий уровень культуры общения.
От 24 до 33 единиц – средний уровень культуры общения.
От 1 до 23 единиц – культура общения находится на уровне ниже среднего.
От 10 до 15 единиц – низкий уровень культуры общения.
Поставь по степени значимости качества, которые необходимы для того, чтобы быть успешным в жизни:
- физическая сила и выносливость
- умственные способности
- сила воли
- умение общаться и ладить с людьми
- целеустремленность
- умение беречь время
- умение контролировать и анализировать свои поступки
Поставь по степени значимости качества, которые необходимы для того, чтобы быть успешным в жизни:
- физическая сила и выносливость
- умственные способности
- сила воли
- умение общаться и ладить с людьми
- целеустремленность
- умение беречь время
- умение контролировать и анализировать свои поступки
Поставь по степени значимости качества, которые необходимы для того, чтобы быть успешным в жизни:
- физическая сила и выносливость
- умственные способности
- сила воли
- умение общаться и ладить с людьми
- целеустремленность
- умение беречь время
- умение контролировать и анализировать свои поступки
ПРИЛОЖЕНИЕ
Анкета "Сквернословие в моей жизни"
Класс_______ «___»
Пол м / ж
1. Как ты думаешь, почему люди в своей речи употребляют бранные слова, ругательства? ________________________________________________________________________________________
2. Если ты используешь в своей речи бранные слова (мат, ругательства), то объясни почему? ________________________________________________________________________________________
3. Как часто ты произносишь эти слова? _____________________________________________________
4. В каких ситуациях это происходит? _______________________________________________________
5. Как ты думаешь, плохо это или нет? ______________________________________________________
6. Что ты чувствуешь, когда произносишь такие слова? _______________________________________
7. Как ты думаешь, что чувствуют или думают другие люди, когда слышат, как ты произносишь бранные слова? __________________________________________________________________________
8. Что ты чувствуешь, когда при тебе кто-то ругается матом? ___________________________________
9. От кого ты чаще всего слышишь подобные слова? _________________________________________
10. Как ты думаешь, что нужно сделать, чтобы люди (дети) не употребляли бранных слов? ________________________________________________________________________________________
11. Что нужно сделать, чтобы ты не употреблял эти слова? ____________________________________
12. Хочешь ли ты, чтобы твои будущие дети в своей речи использовали бранные слова? Почему? ________________________________________________________________________________________ Спасибо за откровенность!
Опрос детей:
Что такое культура общения?
Нужно ли специально учиться культуре общения? Почему?
Нужна ли культура общения в современном обществе?
Над какими качествами характера тебе нужно работать, чтобы с тобой было приятно общаться?
Соблюдаются ли правила культуры общения в нашем классе?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа "Воспитание культуры общения подростков"
Программа является продолжением программы, начатой в 2004 г, посвященной воспитанию общения у младших школьников....
«Культура общения подростка. Путь к согласию, или как разрешить конфликт»
Родительское собрание в 9 классе....
Методическое сообщение «Формирование культуры общения у подростков в условиях колледжа-интерната искусств»
Изучение теоретических основ формирования у подростков культуры общения, практическая проверка эффективности методов и средств формирования культуры общения...
Сообщение из опыта работы «Культура общения подростков"
Мир подростка насыщен идеальными настроениями, выводящими его за пределы обыденной жизни, реальных взаимоотношений с другими людьми. Конкретное содержание его представлений весьма изменчив...
Культура общения подростков.
Материал публичного выступления учащегося на уроке русского языка содержит целеполагание к учебной деятельности, определение и решение учебной задачи. Исследование интернет-ресурсов позвол...
статья "Воспитание у подростков культуры общения"
Материалы о работе учителя на уроках литературы по привитию учащимся культуры общения в социуме, о методах и приемах вооружения учащихся правилами вести диалог в разных речевых ситуациях....
Возможности литературы в воспитании у подростков культуры общения.
Тревогу вызывает эгоистичность детей, замкнутость, неумение общаться с окружающими, находить друзей, самим быть верными товарищами, эмоциональная глухота, равнодушие даже к самым близким. С годами эти...