Эссе
статья на тему
Эссе
Формирование интонационной выразительности речи
у детей со стертой формой дизартрии
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
esse.docx | 17.92 КБ |
Предварительный просмотр:
Эссе
Формирование интонационной выразительности речи
у детей со стертой формой дизартрии
Введение
В результате многих лет работы в речевом детском саду с детьми с ОНР я сделала следующие вывод: сегодня отмечается тенденция роста числа детей с стёртой формой дизартрии. И у детей с такой речевой патологией наряду с дефектами звукопроизношения и нарушениями лексики и грамматики страдает интонация, просодическая сторона речи.
Речевое развитие дошкольников в соответствии с ФГОС ДО признается средством для овладения основами общения как частью культурного наследия нации. Для его достижения понадобится творчество, формирование интонационной и звуковой культуры диалога, грамотного фонетического слуха, изучение детской литературы, умение ребенка различать разные жанры. Речевое развитие дошкольников по ФГОС (6-7 лет) формирует предпосылки для дальнейшего обучения чтению и письму.
Важно своевременно формировать речь дошкольников, заботиться о ее чистоте, предупреждать и исправлять проблемы, считающиеся отклонениями от общепринятых правил и норм русского языка.
Основная часть
«Хотя письменное искусство очень разнообразно, грамматически оно совершенно беспомощно, когда речь идёт об интонации». Бернард Шоу
Работая в МБДОУ «Детский сад №2» города Чебоксары в подготовительной к школе группе с ОНР проведено логопедическое обследование детей. В результате обследования из 15 детей с ОНР, 3 уровня речевого развития 10 детей имеют стертую форму дизартрии. Это обследование позволило выявить следующие нарушения интонационной выразительности речи:
- недостаточная модуляция по силе и высоте (голос либо чрезмерно
громкий или чрезмерно тихий);
- нарушение тембра голоса (глухой, хриплый или резкий);
- нарушения мелодической организации высказываний (речь
невыразительная, наблюдается трудности оформления
повествовательных, вопросительных и восклицательных высказываний)
- трудности восприятия и воспроизведения детьми эмоциональных
значений интонаций
- трудности в изменении темпа речи, произнося слова сначала в
медленном, затем в среднем (нормальном) и в быстром темпе.
Выполняя коррекционно-логопедическую работу, решала следующие задачи:
1. Развитие интонационных средств выразительности речи: темпа, ритма, тембра, логического ударения, высоты, силы голоса и мимики у детей;
2. Формирование культуры собственной устной речи у детей.
Эти задачи помогают решить игровые упражнения. Игра способствует поддержанию интереса детей к занятиям, повышает эмоциональный фон и положительную мотивацию.
Были подобраны игровые упражнения с творческими заданиями для последовательного развития элементов интонации:
1. Произносить заданное стихотворение то удивленно, то насмешливо.
2. Предложить детям задавать вопросы, например, от лица 3 медведей, так чтобы слушатели могли догадаться, кто из медведей спрашивает, и как они относятся к тому, о чем спрашивают.
3. Читать пословицы и поговорки, делая в нужных местах паузы (например: "Жизнь дана на добрые дела", "Старый друг лучше новых двух", "Не верь началу, верь концу").
4. Читать скороговорки, меняя темп речи при их произношении (например: "Новых друзей наживать, а старых не терять", "Счастье не в воздухе вьется, а руками достается").
5. При помощи мимики и пантомимики изобразить животное или персонаж сказки. Например, участники игры изображают храброго льва, грустного зайца, хитрую лису, злого голодного волка,. Параллельно с этим проводятся упражнения на выражение основных эмоции (радости, интереса, удивления, печали и гнева), направленные на развитие способностей понимать эмоциональное состояние другого человека и умение адекватно выразить своё внутреннее состояние.
Развитию эмоционально-образного содержания высказываний способствует ознакомление детей со стёртой формой дизартрии с устным народным творчеством. К.И.Чуковский считал, что цель сказки заключается в том, чтобы воспитать в ребёнке человечность- эту дивную способность волноваться чужим несчастьям, радоваться радостям другого, переживать чужую судьбу как свою.
Поведённая работа позволяет сделать выводы о том, что игровые упражнения помогли детям усвоить разнообразие интонационных средств выразительности речи. Дети научились изменять высоту и силу голоса, выделять ударный слог в слове, главное слово во фразе, передавать эмоциональную окраску голоса, как в драматизациях сказок и стихов, так и в собственной речи. Они легче вступают в диалог, отвечают на вопросы и сами задают их, научились слушать собеседника, завершать разговор.
Игровые упражнения на развитие интонационной выразительности речи способствуют устранению недостатков темпо-ритмической и мелодико-интонационной организации речевого высказывания, и формируют навыки речевой коммуникации у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи.
Заключение
Развитие интонационной выразительности речи помогает детям дошкольного возраста с общим недоразвитием речи не только правильно и красиво говорить, но и развивает интегративное качество «эмоционально-отзывчивый». Дошкольники учатся внимательно, доброжелательно относится друг к другу и взрослым; овладевать в речи словами, обозначающими моральные качества людей, оценивать их поступки; участвовать в подвижных играх с выраженным эмоциональным характером; использовать диалог как средство отражения выразительной интонационной окраски речи. Развитие всех этих качеств, способствует в дальнейшем формированию интереса к учебной деятельности.
Можно сказать, что последовательная работа по формированию интонационной выразительности речи помогает изменить не только негативное отношение ребёнка к своему дефекту, но и сделать его более уверенным, инициативным и эмоциональным. Речь детей становится более выразительной, развивается воображение, образное мышление, что, безусловно, помогает в школе.
Литература
1. Лопатина Л.В. Логопедическая работа с детьми дошкольного возраста с минимальными дизартрическими расстройствами: Учебное пособие DOC.
2. Голубева Г. Г. «Коррекция нарушения фонетической стороны речи у дошкольников», 2000. Издательство РГПУ им. А. И. Герцена: Союз, 2000.–64
3. Лазаренко О.И. Л17 Диагностика и коррекция выразительности речи де-тей. — М.: ТЦ Сфера, 2009. — 64 с. (Библиотека журнала «Логопед).
4. Лалаева Р.И., Серебрякова Н.В. Коррекция общего недоразвития речи у дошкольников СПб.: СОЮЗ, 1999. — 160 с.
5. Шевцова Е.Е. Технологии формирования интонационной стороны речи М.: АСТ - 2009. - 2
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ЭССЕ «Учить детей – что может быть прекрасней?». ЭССЕ «Учить детей – что может быть прекрасней?». Эссе "Учить детей, что может быть прекрасней?"
Эссе "Учить детей, что может быть прекрасней?"...
Структура эссе. Алгоритм написания эссе.
Структура эссе . Алгоритм написания эссе....
Критерии оценивания эссе. Примеры эссе и их анализ .
Критерии оценивания эссе . Примеры эссе и их анализ....
Эссе. Темы эссе
В помощь сдающим ЕГЭ по английскому языку...
Формирование навыков написания эссе с элементами рассуждения (эссе с выражением собственного мнения)
Статья описывает правила и принципы написания эссе по английскому языку с элементами рассуждения (эссе с выражением собственного мнения), а также типичные ошибки при написании эссе такого типа....
Учебно-методическая разработка "Эссе-мнение: как написать эссе за 50 минут"
УМР учитывает принцип визуализации при подаче материала. Может быть использован как раздаточный материал на вводном уроке по написанию эссе-мнения. (Разработка выполнена для получения зачета на курсах...
Учимся писать эссе: Эссе моих учеников на различные темы на немецком языке
Написание эссе - одно из сложнейших заданий ЕГЭ по ИЯ. Научить писать эссе - нелёгкая задача для любого учителя. Начинать писать эссе стоит уже с 7 класса. Данная публикация содержит оригинальные и не...