Выступление на МО учителей школ города и района
методическая разработка на тему

Слипченко Ольга Викторовна

Тема выступления: "Развитие познавательной активности учащихся во внеклассной работе с использованием ИКТ".

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vystuplenie.docx28.59 КБ

Предварительный просмотр:

Развитие познавательной

активности учащихся

во внеклассной работе

с использованием ИКТ

Автор: учитель русского языка и литературы

МБОУ СШ № 2 г. Вязьмы Смоленской области

Слипченко Ольга Викторовна

2015 г.

Содержание

  1. Необходимость развития в детях познавательной активности .  .  .  .  .  .  .  .  .  . 2
  2. Средство развития познавательных интересов детей – классный час .  .  .  .  .  . 2
  1.  Формы проведения классных часов .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  . 2
  2.  Способы развития и поддержания познавательных интересов

  учащихся на классном часе  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  . 3

  1.  Воспитательные функции классных часов  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  . 3
  2.  Тематика занятий .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  . 4
  1. Материалы для подготовки классных часов .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  . 4
  2. Использование компьютерных презентаций на классных часах .  .  .  .  .  .  .  .  . 5
  1.  Возможности мультимедийных презентаций .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  . 5
  2.  Развитие познавательных интересов с помощью презентаций  .  .  .  .  .  .  . 6
  3.  Роль презентаций в самостоятельном творческом поиске учащихся .  .  .  . 6
  1. Список использованной литературы .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  . 7

Классическая педагогика прошлого утверждала: «Смертельный грех учителя – быть скучным». Когда ребенок занимается из-под палки, он доставляет учителю массу хлопот и огорчений, когда же дети занимаются с охотой, то дело идет совсем по-другому.

Активизация познавательной деятельности ученика без развития его познавательного интереса не только трудна, но практически и невозможна. Вот почему в процессе обучения необходимо систематически возбуждать, развивать и укреплять познавательный интерес учащихся и как важный мотив учения, и как стойкую черту личности, и как мощное средство воспитывающего обучения, повышения его качества.

Сделать учение интересным — мечта каждого педагога, на это направлены все педагогические средства, которыми располагает  преподаватель. Одним из таких средств является классный час.

Классный час – одна из важнейших форм организации воспитательной работы с учащимися. Он включается в школьное расписание и проводится каждую неделю в определенный день. Классный час – это тоже урок, который помогает учащемуся овладевать знаниями, умениями, способами познания мира. Это учение с увлечением, но не с развлечением, это труд, серьезный, иногда тяжелый умственный труд, требующий большого упорства, настойчивости.

В связи с этим преподавателям нужно всегда помнить высказывание выдающегося русского педагога К. Д. Ушинского: «Учение, основанное только на интересе, не дает возможности окрепнуть самообладанию и воле ученика, так как не все в учении интересно и придет многое, что надобно будет взять силою воли». Учиться с увлечением — это значит выполнять свой долг охотно, творчески, не только делать интересное, а все, что нужно делать, делать с интересом. Развить такой интерес и помогают классные часы.

Формы классных часов разнообразны: лекция, беседа, диспут, викторина, конкурс, игра, конференция, заочное путешествие, праздник, акция и другие, но все они должны быть интересными, развивать творческие способности ученика.

Сделать классный час  интересным — мечта каждого педагога, на это направлены все педагогические средства, которыми располагает  преподаватель. Как же организовать занятие так, чтобы учащимся было интересно, как сделать так, чтобы учение было с увлечением? Обобщая педагогический опыт, можно выделить основные пути, способы и условия возбуждения, поддержания и развития интереса учащихся:

  • интересное содержание изучаемого материала, позволяющее учащимся узнавать новое, по-новому проникать в уже известное, проверять в жизни, учебе, на практике способы его применения;
  • положительная обстановка ведения занятий: дух оптимизма, доброжелательность, бодрое настроение педагога и учащихся;
  • высокий уровень педагогического мастерства преподавателя, его педагогический стиль, такт, педагогическая техника, стремление развивать мысль, а не только «загружать память»;
  • эмоциональность ведения занятий, образность объяснений, общая эмоциональная атмосфера деятельности;
  • использование «эффекта новизны» — сталкивание учащихся с новым, неожиданным, интересным, приведение новых примеров, новых «поворотов» мысли, новых иллюстраций;
  • разнообразие учебного труда учащихся — однообразная информация и однообразие рекомендуемых способов ее применения быстро вызывают скуку, а скука — злейший враг учения;
  • тесная увязка ранее усвоенных знаний и умений учащихся с тем новым, что обсуждается на классном часе;
  • регулирование изучаемого материала по сложности усвоения: не вызывает интереса ни слишком трудный, ни слишком легкий материал – информация должна быть трудной, но посильной;
  • стимулирование вопросов учащихся по изучаемому материалу – чем больше вопросов, тем глубже знания и желание узнать больше и лучше;
  • включение учащихся в интересную для них творческую работу.

По мнению некоторых ученых, классный час выполняет следующие воспитательные функции: просветительную, ориентирующую, направляющую и формирующую.

Просветительная функция заключается в том, что классный час расширяет круг знаний воспитанников. Предметом классного часа может быть информация из разных областей знаний, явления социальной жизни, психологические проблемы детей.

Ориентирующая функция состоит в формировании у школьников определенного отношения к миру на основе моральных и духовных ценностей, в выработке нравственной оценки событий и явлений. Часто классные часы помогают ученикам ориентироваться в общественных ценностях.

Направляющая функция классного часа предусматривает организацию деятельности воспитанников, воздействие на их поведение, чтобы знания перешли в убеждения.

Формирующая функция проявляется в выработке у учеников навыков обдумывания и оценки своих поступков и самих себя, помогает вести диалог, выстраивать аргументацию, отстаивать собственное мнение.

Чаще всего классный час одновременно выполняет все четыре указанные функции: он и просвещает, и ориентирует, и направляет, и формирует навыки учащихся. Эти функции по возможности должны быть отражены при формулировке цели воспитательного мероприятия.

Тематика классных часов разнообразна. Классные часы могут посвящаться:

– морально-этическим проблемам;

– проблемам науки и познания;

– эстетическим проблемам;

– вопросам государства и права;

– вопросам физиологии и гигиены, здорового образа жизни;

– психологическим проблемам;

– проблемам экологии;

–общешкольным проблемам (значимым общественным событиям, праздничным датам).

Но  где же взять время для подготовки интересного для детей классного часа? Где зять материал? В этом помогут книги издательства «ВАКО», серия «Учебный год». Учитывая хроническую занятость классного руководителя, который одновременно является и учителем-предметником,  автор-составитель серии, Давыдова Алла Владимировна,  решила при составлении сценариев классных часов применить принцип «включил – и работай». В современной технике этот принцип предполагает доступность, простоту в использовании, наличие всех компонентов, необходимых для работы. Все сценарии, приведенные в книге (тематические, психологические, нравственные, интеллектуальные), не требуют специальной длительной подготовки, репетиций с учениками.

Все сценарии пособия  содержат интересную для детей соответствующего возраста информацию, предполагают участие всего класса. За выступление на классном часе учитель литературы может поставить ученику оценку по предмету. Тематика и содержание классных мероприятий, предложенных в книгах, дают возможность руководителю строить воспитательную работу с опорой на знания и навыки, полученные на предыдущих мероприятиях или в младших классах. Многие сценарии содержат дополнительные материалы к классному часу, в которых учитель найдет и информацию к размышлению, и тесты, и факты, которые могут заинтересовать детей.

Большинство сценариев позволяют создавать презентации, использование которых делает занятие ещё интереснее, и даёт возможность подготовиться к классному часу буквально за несколько минут. Действительно, включил компьютер и работай! Только предварительная подготовка и самой презентации, и задания, которые предлагаются ребятам, требуют времени. Поэтому не каждый классный час проводится с презентацией.

Темой классного часа может стать всё, что не вошло в урок, что интересно самому учителю и чем он хочет заинтересовать своих учеников. Тогда сценарий и материалы готовит учитель и группа учеников-консультантов.

Применение на классных часах компьютерных презентаций даёт огромные развивающие возможности. Мультимедийная презентация – один из эффективных методов организации обучения на уроках, мощное педагогическое средство, выходящее за рамки традиционной классно-урочной системы. Использование презентации на классном часе позволяет учителю организовать освоение современных информационных технологий, сформировать у учащихся необходимые навыки самостоятельной работы с современными системами, позволяет одновременно использовать различные способы представления информации: таблицы, изображения, анимацию, видеоматериалы, каждый слайд может включать в себя различные формы представления информации.

Компьютерная презентация развивает у учащихся познавательный интерес, так как:

  • за короткий срок позволяет познакомиться с большим объемом информации;
  • нацеливает учащихся на осмысление общих проблем, которые могут быть переданы через конкретные факты из истории и культуры, что способствует активному включению учащихся в постижение информационного пространства;
  • постигать информацию на основе отобранных материалов (тексты, рисунки, фотографии, видеофрагменты);
  • приводит к развитию мышления, так как каждый слайд несет конкретную информацию и является частью определенной системы;
  • обеспечивает необходимость внимательного восприятия информации с экрана;
  • усиливает стремление к отбору и систематизации материала по теме;
  • повышает интерес не только к работе с компьютером, но и к самостоятельному поиску новых знаний;
  • помогает школьникам понимать не только смысл представленной информации, но и разнообразные связи этой информации с другими фактами.

Презентация способствует воспитанию у школьников собственной точки зрения. Она должна быть и информативной, и обязательно яркой, запоминающейся, она не всегда должна «ставить все точки над i», а чаще быть отправным  пунктом для самостоятельного поиска ответа на возникшие вопросы.

Конечно, не обойтись и без организационных, скучноватых классных часов, но  классный час с презентацией всегда должен оставлять след в памяти и в душе вашего воспитанника.

Пусть слова замечательного педагога Ш. Амонашвили будут для вас руководящим принципом работы с детьми:

«Если хочешь воспитывать в детях смелость ума, интерес к серьёзной интеллектуальной работе, самостоятельность как черту личности, вселить в них радость творчества, создавай такие условия, чтобы искорки их мыслей образовали царство мысли, дай им возможность почувствовать себя в нём властелинами».

Список использованной литературы

  1. http://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/raznoe/2012/06/16/razvitie-poznavatelnogo-interesa-uchashchikhsya-na-urokakh-i-vo
  2. http://festival.1september.ru/articles/579526/
  3. http://e.lanbook.com/books/element.php?pl1_id=4714
  4. http://www.emissia.org/offline/2008/1238.htm
  5. Классные часы: 9 класс / Авт-сост. А.В. Давыдова. – М.: ВАКО, 2012. – 272 с. – (Учебный год).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Выступление на РМО учителей географии Пролетарского района города Тулы.

В своём выступлении я кратко рассказываю об особенностях  использования модульного обучения на уроках географии....

доклад для выступления на МО учителей -логопедов города "Использование приемов мнемотехники для развития связной речи детей"

Данный доклад раскрывает основные приемы мнемотехники и как они помогают в развитии связной речи детей....

Выступление на КМО учителей истории Барун-Хемчикского района: Учитель и социальные сети.

Социальная сеть (от англ. social networking service) — платформа, онлайн сервис или веб-сайт, предназначенные для построения, отражения и организации...

МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ «ДЕТСКАЯ ШКОЛА ИСКУССТВ» МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА «ГОРОД КРАСНОКАМЕНСК И КРАСНОКАМЕНСКИЙ РАЙОН» ЗАБАЙКАЛЬСКОГО КРАЯ ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ПРЕДПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗО

Программа учебного предмета «Классический танец» разработана на основе и с учетом федеральных государственных требований к дополнительной предпрофессиональной общеобразовательной программе в области х...

Урок по природоведению в 5 классе коррекционной школы VIII вида по теме "Дом, в котором мы живем. Наша школа. Наша улица, район, деревня (село, город)".

Урок  по природоведению     в 5 классе коррекционной школы  VIII вида по теме "Дом, в котором мы живем. Наша школа. Наша улица, район, деревня (село, город)"....

Рабочие программы для 5 сп классов для детей с ОВЗ 8 вида. ГБОУ школа № 7 Красносельского района города Санкт-Петербурга составила учитель Казачек И.А.

Рабочие программы по предметам 1. Развитие речи и окружающий мир,2. Математические представления и конструирование.3. Альтернативное чтение.4.Графика и письмо.5.Адаптивная физкультура,6. Музыка и движ...