Развитие способностей к техническому творчеству на уроках геометрии.
статья (7 класс) на тему

Алиханова Людмила Ренгольтовна

Развитие способностей к техническому творчеству составляет важную составляющую общего развития человека и формируется на основе общешкольного образования (изучения предметов естественнонаучного цикла), а так же через систему дополнительного образования детей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon razvitie_tehnicheskogo_tvorchestva_na_urokah_geometrii.doc430.5 КБ

Предварительный просмотр:

Развитие способностей к техническому творчеству на уроках геометрии.

Алиханова Л.Р.

учитель математики

МКОУ «Пискловская ООШ»

«Развитие технического творчества детей — одно из важнейших направлений деятельности системы образования региона. Хочу отметить, что с 2012 года в результате конкурсного отбора Челябинская область приобрела статус федеральной стажировочной площадки по развитию техносферы», — отмечала заместитель министра образования и науки Челябинской области Ирина Скалунова. В соответствии с сетевым планом-графиком данной площадки в начале сентября 2014 года состоялся Всероссийский технический форум. В рамках форума прошли интерактивная выставка, на которой были представлены все уровни образования (от дошкольного до высшего), курсы повышения квалификации для педагогов, соревнования для обучающихся «Шаг в будущее», соревнования роботов и картингистов. Конференция «Инженерные кадры России: от школы до производства», где на одной из секций состоялось обсуждение реализации образовательного проекта «ТЕМП» (Технологии + Естествознание + Математика = Педагогика). Проект направлен на развитие объединений и организаций общего и дополнительного образования детей технической направленности (модернизация учебной базы, оснащения, оборудования; развитие современных направлений технического творчества).

Развитие способностей к техническому творчеству составляет важную составляющую общего развития человека и формируется на основе общешкольного образования (изучения предметов естественнонаучного цикла), а так же через систему дополнительного образования детей.

Губернатор Челябинской области Борис Дубровский поддержал проект «ТЕМП»  (Технологии + Естествознание + Математика = Педагогика)предложенный минобром Челябинской областиориентированный на создание доступных условий на всех уровнях образования для подготовки кадров, необходимых экономике региона

Одним из составляющих проекта «Темп» является математика. Проанализируем влияние геометрии на формирование и развитие способностей к техническому творчеству.

Интерес к  геометрии проявляется у учеников еще в начальной школе. Программы по предметам предоставляют сведения о составе и целях различных действий в рамках геометрии. Эти действия, такие как построение, определение свойств, построение, работа с геометрическими объектами на листе внутри границ, помогают детям развивать технические  способности. Измерение, поиск взаимосвязи, анализ, сравнение геометрических фигур и т. д. развивает аналитические способности. Даже если задача будет заключаться только в сопоставлении, она будет включать различные действия. В младших классах используется более стандартные, а в старших классах - специализированные технологии, в соответствии с классическим подходом.

  Задача 1. Построить треугольник Рёло из вершин равностороннего треугольника.

Описание: D:\Рабочий стол\img06.jpg

         Основные элементы применения геометрии заключаются в том, что ученики осваивают моделирование, сравнивают изображения, находят различия, определяют особенности и возможности комбинирования элементов. Важен и компонент артистичности, он позволяет взглянуть на геометрию с эстетической точки зрения. Этот компонент дает возможность построить связь между геометрией, физикой и различными предметными областями в образовании и дополнительном образовании для учеников, обладающих способностями к творчеству. «Зачем я должен заниматься геометрией?» — такой вопрос был задан ученикам. Некоторые ответы:

1.         Можно планировать место жительства, используя различные геометрические элементы. Разработка схем и документации - это важный этап для выполнения архитектурных работ.

 2.         Решение проблем, геометрических  задач напрямую помогает повышению навыков.

3.         Разделение целого на части, дроби и отношения напрямую слишком связаны с геометрическими аналогами.

4.         Геометрия играет большую роль в развитии большинства людей многих специальностей.

5.         Геометрия — это развлечение. Если о ней говорится правильно и в правильное время, она вообще может повысить интерес ко всем предметам.

         В связи с постоянными изменениями, а также с полученными нами в рамках обучения геометрии результатами, можно выделить следующие основные цели:

1.         Способность установления связей между различными темами, а также с другими предметами.

2.         Умение рассуждать логически.

3.         Решение задач нетрадиционными способами.

4.         Умение посмотреть на задачу с нетрадиционной стороны.

5.         Освоение геометрического аппарата.

 6.         Расширение кругозора.

7.         Представление о личностях знаменитых ученых.

 8.         Повышение внимания, усидчивости и ответственности.

9.         Умение связывать геометрию с другими предметами: физикой, технологией,  рисованием и занятием дополнительным образованием в объединении «Авиамодельный».          

Считаю, что для достижения данных целей необходимо решение  задач на построение в геометрии. В последние годы ведутся дискуссии о преподавании геометрии, это связано с повышением внимания учителей математики к этому вопросу. Если ученики начнут размышлять по примеру учителя и не побоятся поделиться своими мыслями с классом, они могут создать новую информацию, что приведет к полезной дискуссии внутри класса. В этот момент решается важная проблема ученика. Становится заметно, что такой способ преподавания  производительнее, в отличие от других, не дискуссионных, уроков. Именно так начинается дорога к глубокому размышлению. Развиваются следующие способности: размышление, построение связей, обобщение, доказывание и, самое главное, решение задач. Поэтому атмосфера, созданная учителем в классе, способствует развитию способностей к техническому творчеству учеников. Таким образом, ученики будут демонстрировать уверенность и активность. Такие исследования проводились еще в начале века.

Пример 1.Задачи на построение. Треугольник Рёло.

Вопрос рассмотрения и исследования характерных точек и линий треугольников возник, как из научного любопытства, так и из практических целей. Если в древние времена наиболее широко применялся на практике прямоугольный треугольник Пифагора, то в наше время наибольший интерес вызывают необычные свойства треугольника Рело.

Цель работы - изучить основные свойства треугольника Рело, историю изобретения, рассмотреть области применения и изучить его свойства, доказать, что из всех фигур постоянной ширины треугольник Рело имеет наименьшую площадь.

Для этого поставлены следующие задачи.

  • Познакомиться с историей изобретения;
  • Рассмотреть и изучить свойства треугольника Рело;
  • Доказать, что из всех фигур постоянной ширины треугольник Рело имеет наименьшую площадь;
  • Выявить и рассмотреть открытые проблемы и задачи, связанные с треугольником Рело;
  • Выяснить области применения треугольника Рело.

Актуальность:  в  современном  мире,  при  быстро  развивающихся  технологиях  нельзя  обойти  стороной  фигуру  постоянной  ширины  —  треугольник  Рёло,  позволяющий  сократить  затраты  при  производстве,  к  примеру,  при  конструировании  деталей. 

Объектом  исследования  является  треугольник  Рёло.

Цель  исследования:  привести  достаточное  количество  примеров  применения  свойств  треугольника  Рёло.

Для  решения  поставленной  цели  были  выделены  следующие  задачи  исследования

·изучить  главные  свойства  треугольника  Рёло; 

·отсмотреть  видео  материал  про  треугольник  Рёло;

·на  основе  изученных  материалов  предложить  области  использования  треугольника  Рёло. 

Проведенное рассмотрение вопроса на уроке геометрии в 7 классе: «Задачи на построение. Треугольник Рело» развитие способностей к техническому творчеству при изучении геометрии  выявили следующие условия:

-          не запоминать формулы, а уметь строить связи между ними;

-          понимать различные варианты решения задачи не по привычке, а в соответствии с данными;

-          уметь продвигаться от частного к общему;

-          использовать опыт для  моделирования;

 -          понимать корректность чертежей в задачах на построение;

-          не запоминать готовую информацию, передаваемую учителем, а знать источник информации.

Задача 2: Построить треугольник Рёло с помощью циркуля пересечением трёх окружностей

Центр первой

https://sibac.info/sites/default/files/files/2013_05_07_SchoolNatur/2_Artyushkin.files/image001.jpg

Центр второй

Центр третьей

В настоящее время для работы с новыми технологиями для развития способностей к техническому творчеству объединяются вышеназванные условия. Урок проходит не пассивным образом, а активным, с обязательной обратной связью с учителем.

 Практическая работа:

  1. Построение треугольника Рёло из вершин равностороннего треугольника.

Описание: D:\Рабочий стол\img06.jpg

2. Построение треугольника Рёло с помощью циркуля пересечением трёх окружностей

https://sibac.info/sites/default/files/files/2013_05_07_SchoolNatur/2_Artyushkin.files/image001.jpg

Изучение  геометрии  для развития способностей к техническому творчеству должно обеспечивать триединство образовательного процесса:

  • получения базовых знаний в соответствие с федеральными государственными образовательными стандартами,
  • получения дополнительных знаний,
  • развития навыков творческой деятельности с практическим опытом работы.

Практическое применение геометрических фигур наглядно представлено в выполнении фигур высшего пилотажа учащимися объединения «Авиамодельный» МБУ ДО «Еткульский районный Дом детского творчества» на базе школы (руководитель Алиханов Н.К.)

http://cs10352.vkontakte.ru/u40025687/128211329/x_05f9b059.jpghttp://cs10352.vkontakte.ru/u40025687/128211329/x_7d393856.jpg

http://cs10352.vkontakte.ru/u40025687/128211329/x_189d06ec.jpghttp://cs10352.vkontakte.ru/u40025687/128211329/x_32190f89.jpg

Развитие способностей к техническому творчеству при изучении геометрии были рассмотрены:

- в рамках районного методического семинара для учителей математики и информатики Еткульского района на базе МКОУ «Пискловская ООШ». В программу семинара вошли:

  1. открытый урок: «Задачи на построение. Треугольник Рело» (Геометрия  7 кл.).
  2. занятие «Комплекс фигур высшего пилотажа для кордовых моделей» («Авиамодельный» рук.Алиханов Н.К.)
  3. Демонстрация комплекса фигур высшего пилотажа  кордовой авиационной моделью (Шаров Александр, 9 кл., Ефремов Александр, 4кл.)

- в рамках недели математики в МБОУ «Коелгинская СОШ»

  1. Видео беседа «Задачи на построение. Треугольник Рело» (7-9 кл.).
  2. Видео занятие «Комплекс фигур высшего пилотажа для кордовых моделей» («Авиамодельный» рук.Алиханов Н.К.)
  3. Демонстрация комплекса фигур высшего пилотажа  кордовой авиационной моделью ( Шаров Александр, 9 кл., Ефремов Александр, 4кл.)

На сегодняшний день важными приоритетами государственной политики в сфере образования становится поддержка и развитие способностей к детскому техническому творчеству, привлечение молодежи в научно-техническую сферу профессиональной деятельности и повышение престижа научно-технических профессий.

Перед образовательными организациями нашего региона, педагогами школ района  стоит задача модернизации и расширения деятельности в образовании и дополнительном образовании по развитию способностей к техническому творчеству детей и молодежи.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Доклад "Развитие технического творчества и рационализаторских способностей учащихся на уроках математики "

"Развитие технического творчества рационализаторских способностей учащихся на уроках математики" (из опыта рвботы)...

Развитие и совершенствование технического мышления на уроках Технологии

В этой работе я развиваю  проблемную  тему стоящую не только передо мной, но я уверенперед многими учителями Технологии. Творческое техническое мышление развиваетсяпри работе с тех. документ...

Детское техническое творчество. Развитие творческих способностей у детей

Детское техническое творчество - важная составляющая общеобразовательного процессо в современном образовании.Как сделать техническое творчество интересным....

Развитие способностей к техническому творчеству на уроках геометрии.

Развитие технического творчества детей — одно из важнейших направлений деятельности системы образования региона. С 2012 года в результате конкурсного отбора Челябинская область приобрела статус ...

Докладна тему: «Развитие познавательного интереса и творчества на уроках технологии».

Докладна тему: «Развитие познавательного интереса и творчества на уроках технологии»....

Развитие конструктивных способностей и технического творчества посредством организованных занятий по Lego-конструированию.

Актуальность применения инновационных педагогических технологий по развитию познавательно-исследовательской и конструктивной деятельности, технического творчества обучающихся посредством использования...

Развитие устных вычислительных навыков учащихся на уроках геометрии

  Устный счет на уроках геометрии способствует развитию и формированию прочных вычислительных навыков и умении, он также развивает логическое и абстрактное мышления, личностные качества ре...