Технология модульного обучения
материал на тему

Дежкина Людмила Ивановна

Как сделать так, чтобы ребёнок, усваивая материал в большом объёме, долго не забывал его? Такие вопросы работающий учитель задаёт себе постоянно.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon vystuplenie_na_mo.doc61 КБ

Предварительный просмотр:

Выступление

учителя русского языка и литературы МБОУ «СОШ № 2 г. Щигры Курской области» Дежкиной Л. И. на заседании методического объединения учителей русского языка и литературы г. Щигры по теме «Технология модульного обучения»  29.08.2014 года

I. Введение.

Никто не будет спорить с истиной, что роль учителя на уроке была и остаётся ведущей. Но стремление сохранить за собой эту позицию порой приводит учителя к тому, что он превращается в единственное главное действующее лицо на уроке. Хороший учитель много знает, красиво говорит, умеет объяснить и убедить. Но очень часто мы сталкиваемся с тем, что результата после таких пламенных, убедительных, высоконаучных речей нет. Дети знакомы с ситуацией, которую описывал учитель на предыдущем уроке. Но лишь знакомы. Их ответы грамотными, убедительными, опирающимися на цифры и факты, не назовёшь. Почему?

Как сделать так, чтобы ребёнок, усваивая материал в большом объёме, долго не забывал его? Такие вопросы работающий учитель задаёт себе постоянно.

На мой взгляд, ответить на эти вопросы поможет истина, давно известная педагогам: ученик усваивает материал в деятельности.

Психологи утверждают, что быстрому и прочному запоминанию изучаемого материала способствуют определённые факторы, среди которых один из важнейших – это соединение процесса запоминания с активной мыслительной деятельностью человека.

Таким образом, очень важным является для учителя так осуществлять свою ведущую роль на уроке, чтобы каждый ученик при этом много и плодотворно работал.

Не менее важной является и проблема дифференцированного подхода. Ученик никогда не усвоит материал, если, например, слишком велик его объём. И наоборот, слишком простое задание не вызывает у учащихся интереса, а значит, и не остаётся в памяти. Но в классе дети бывают очень разными: разный уровень знаний, умений, разный темп учебно-познавательной деятельности, по-разному у детей развита память и т. д. Дифференцированный подход будет осуществлён, если будут учитываться склонности каждого ученика, индивидуальные возможности, и, конечно, будет присутствовать интерес.

Но те формы урока, которые нам сегодня известны, не всегда решают противоречия между фронтальным способом обучения с одной стороны и индивидуальным способом присвоения знаний, а также индивидуальным темпом учебно-познавательной деятельности ученика с другой. Кроме этого, задачи дифференцированного подхода часто находятся в противоречии с единообразием содержания обучения. Необходимо сказать и о том, что объяснительно-иллюстративный метод, являющийся ведущим в школе, не позволяет осуществить дифференцированный подход в полной мере, насколько это необходимо.

Нужно сказать и ещё об одном аспекте. Все учителя помнят, что необходимо соблюдать триединую задачу: дать детям определённый объём знаний, добиться приобретения ими ряда умений и выработать устойчивые навыки. Поэтому именно задачу расширения и получения знаний, накопления информации мы ставим во главу угла.

Но опыт показывает, что даже тот ученик, который безукоризненно владеет материалом, безупречно отвечает на все вопросы, через какое-то время после завершения школы много забывает, если русский язык как наука не касается его дальнейшего обучения и специальности. А вот умение работать с несколькими источниками одновременно, умение сравнивать, давать оценку, грамотно спорить, аргументировано излагать свою точку зрения, ставит цель, планировать и т. д. – это не стирается из памяти, остаётся устойчивым навыком на долгие годы. Данная мысль не означает того, что не надо стремиться дать детям как можно больший объём знаний.

Пытаясь разрешить все противоречия, о которых я говорила, я обратилась к модульной технологии. Многие идеи в модульной технологии пришли из программирования: идея активности ученика, чёткость и логика действия, самоконтроль, индивидуальный темп учебно-познавательной деятельности, наконец, наличие самой программы, по которой работает ученик.

Авторы концепции модульной технологии утверждают, что модульное обучение возникло как альтернатива традиционному обучению. Мне кажется, что модульная технология должна существовать не вместо, а вместе с традиционной.

II. Модульное обучение.

1) Сущность модульного обучения.

Сущность модульного обучения состоит в том, что ученик полностью самостоятельно (или с некоторой помощью педагога) достигает конкретных целей учебно-познавательной деятельности в процессе работы с модулем.

Модуль – это целевой, функциональный узел, в котором учебное содержание и технология овладения им объединены в систему высокого уровня целостности.

В состав модуля входят:

1. целевой план действий;

2. банк информации (где найти информацию, чтобы осуществить поставленную цель);

3. методическое руководство по достижению дидактических целей (как информацию переработать).

Таким образом, модуль выступает средством модульного обучения. Модуль можно рассматривать, как программу обучения, уровню самостоятельности, темпу учебно-познавательной деятельности учащихся. То есть на класс должен быть разработан не один модуль, а несколько, а именно – столько, сколько (по мнению учителя) разноуровневых групп в классном коллективе. Модули для разных групп будут отличаться друг от друга по сложности поставленных целей, по объёму и сложности банка информации, по способам обработки данной информации. Может быть представлен и другой вариант модуля: модуль для группы из двух (трёх, четырёх) учащихся, причём в группу входят ученики разного уровня. Тогда модуль должен предусматривать работу сильного учащегося с более слабым. Модули должны быть размножены для каждого учащегося или для группы.

2) Отличие модульного обучения от других систем обучения.

В чём же отличие модульного обучения от других систем обучения?

Во-первых, содержание обучения должно быть представлено в законченных самостоятельных комплексах (информационных блоках), усвоение его должно происходить в соответствии с целью обучения. Дидактическая цель формируется для учащегося и содержит в себе указание не только на объём изучаемого содержания, но и на уровень его усвоения. Кроме этого, каждый ученик получает от учителя в письменной форме советы: как рационально действовать, где найти нужный материал и т. д.

Во-вторых, модульное обучение предполагает изменение форм общения учителя с учащимися. Они общаются как посредством модулей, так и непосредственно – с каждым учеником индивидуально. Именно модули позволяют перевести обучение на субъективную основу. Отношения учителя и учащегося становятся более паритетными.

В-третьих, каждый учащийся работает большую часть времени самостоятельно, учится целеполаганию, планированию, организации, контролю и оценке своей деятельности. Таким образом, каждый может определить уровень своих знаний, увидеть пробелы в знаниях и умениях.

Несомненно, что учитель тоже управляет учебно-познавательной деятельностью учащихся через модули и непосредственно, но это более мягкое, а главное, сугубо целенаправленное управление.

В-четвёртых, наличие модулей с печатной основой позволяет учителю индивидуализировать работу с отдельными учениками путём консультирования каждого из них, оказывать дозированную персональную помощь.

Приёмы организации самостоятельной индивидуальной и групповой работы школьников приводятся в систему. Именно систематичность способна обеспечить эффективность решения многих задач.

3) Система действий учителя при  переходе на модульное обучение.

а) Разработка модульных программ.

Прежде чем переходить на модульное обучение, необходимо разработать модульную программу, которая состоит из комплексной дидактической цели (КДЦ) и совокупностей модулей, обеспечивающих достижение этой цели. Чтобы составить такую программу, учителю необходимо:

1. выделить основные научные идеи курса;

2. структурировать учебное содержание вокруг этих идей в определённые блоки.

КДЦ имеет два уровня: первый предполагает усвоение учебного содержания и его использование в практике на начальном этапе изучения, второй требует перспективного подхода к учебному содержанию.

Переводить весь курс русского языка на обучение по модульной технологии я не вижу необходимым и возможным, следовательно, учителю, решившему проводить уроки по данной системе, необходимо выбрать те темы, или, может быть, блоки, которые имеет смысл запрограммировать.

Из КДЦ выделяются интегрирующие дидактические цели (ИДЦ) и соответственно им формируются модули, то есть каждый модуль имеет свою интегрирующую дидактическую цель. Совокупность этих целей обеспечивает КДЦ. Таким образом, ИДЦ – это фактически известная нам цель урока.

Однако в модуль входят крупные блоки содержания учебного предмета. Поэтому каждая ИДЦ делится на частные дидактические цели (ЧДЦ), и на их основе выделяются учебные элементы. Каждой ЧДЦ соответствует один учебный элемент. То есть весь урок делится как бы на отдельные шаги. Для каждого «шага» - УЭ – формируется ЧДЦ. В результате создаётся дерево целей:

 КДЦ

для модульной программы

 ИДЦ

для построения модуля

 ЧДЦ

для построения учебных элементов

б) Принципы построения модульных программ.

Учителю, который решил разработать модульную программу, необходимо опираться на основные принципы построения модульных программ.

Прежде всего, необходимо помнить о принципе целевого назначения.

Авторы методики делят модули на три типа:

1. познавательные (используются при изучении основ наук);

2. операционные (для формирования и развития способов деятельности),

3. смешанные.

В школе используются в основном смешанные типы.

Ведущий принцип модульного обучения авторы методики видят в сочетании комплексных, интегрирующих и частных дидактических целей.

Совокупность ЧДЦ обеспечивает достижение ИДЦ конкретного модуля; совокупность ИДЦ всех модулей обеспечивает достижение КДЦ.

Не менее важное значение для управления учением школьников имеет принцип обратной связи, так как никакое управление невозможно без контроля, анализа и коррекции. Причём, в модульном обучении управление, осуществляемое учителем, сочетается с самоуправлением учением со стороны школьников.

в) Структура модуля.

Для реализации принципа обратной связи большое значение имеет структура модуля.

Схема урока по системе должна быть достаточно гибкой, чтобы преподаватель мог учитывать особенности учебного материала и специфику конкретного класса; достаточно простой, чтобы школьники понимали смысл своей деятельности на уроке и, овладев некоторыми минимальными навыками работы, могли осмысленно применять их в различных познавательных ситуациях; достаточно чёткой, чтобы обеспечить известную целостность учебного процесса и преемственность его этапов.

Модуль состоит из выделенных учебных элементов (УЭ). Кроме того, в начале модуля имеется нулевой учебный элемент. В нём записываются цели модуля.

В предпоследнем УЭ дано резюме (или обобщение).

Последний учебный элемент содержит задания для выходного контроля.

Модуль может быть представлен в виде таблицы.

Некоторые методисты рекомендуют сопровождать модуль вкладным листом, в котором изложены методические советы учителю. Это помогает тем, кто использует готовые модули.

г) Общие критерии формирования содержания модуля.

Для учителя важно иметь общие критерии формирования содержания модуля.

Используя модули, можно успешно осуществлять внутрипредметные и межпредметные связи, интегрировать учебное содержание ведущего учебного предмета.

Другой критерий связан с необходимостью осуществлять дифференциацию учебного содержания. Низкий уровень соответствует обязательному минимуму содержания, высший включает сверх того дополнительные сведения.

Важный критерий построения модуля – структурирование деятельности ученика в логике этапов усвоения знаний:

- восприятие

- понимание

- осмысление

- запоминание

- применение

- обобщение

- систематизация

Здесь есть большая возможность осуществлять проблемное обучение.

Модуль должен предоставлять учащимся возможность для повторения основного содержания. Это реализуется через УЭ – резюме. Хорошо, если обобщение сделано не только словесно, но и в форме сравнительных таблиц, графиков, диаграмм, творческих рисунков, сочинений-миниатюр.

д) Правила модульного обучения.

Авторы модульной технологии считают, что для успешного применения модульного обучения необходимо соблюдать некоторые правила:

1. Начиная работать с новым модулем, нужно проводить входной контроль знаний и умений учащихся, чтобы иметь информацию об уровне их готовности к работе. При необходимости можно провести соответствующую коррекцию знаний.

2. Важно не забывать о текущем и промежуточном контроле после изучения каждого учебного элемента (чаще используется мягкий контроль: самоконтроль, взаимоконтроль, сверка с образцом и т. д.). Текущий и промежуточный контроль выявляют проблемы в усвоении знаний с целью немедленного их устранения.

3. После завершения работы с модулем осуществляется выходной контроль. Он должен показать уровень усвоения всего модуля и тоже предполагает соответствующую доработку.

4. Учебное содержание должно быть представлено таким образом, чтобы ученики эффективно его усваивали. Учителю необходимо так беседовать с учащимися, чтобы вызвать их на рассуждение, поиск, догадку. Постоянно подбадривать ученика, ориентировать на успех.

4) Условия перехода на модульное обучение.

Для введения модульного обучения необходимы некоторые условия:

1. Желание учителя работать по данной системе.

2. Готовность учащихся к самостоятельной учебно-познавательной деятельности – сформированность минимума необходимых для этого знаний и общих учебных умений.

3. Материальные возможности школы в размножении модулей (компьютер с принтером, печатная машинка, множительная техника и т. д.), так как модули только тогда сыграют роль, когда каждый ученик (или каждая группа учащихся) будет обеспечена этой программой действий.

Абсолютизация любой формы подачи знаний, любой, даже вполне разумной, системы работы ведёт к результатам весьма далёким от ожидаемых.

III. Заключение.

Итак, накопленные обобщения теории и практики дифференциации, оптимизации, проблемности обучения – всё это интегрировано в основах модульного обучения, в принципах и правилах его построения, отборе методов и форм осуществления процесса обучения.

Введение модулей в учебный процесс нужно осуществлять постепенно. По мнению авторов методики, как на начальном, так и на завершающем этапе можно использовать традиционную систему с элементами модульного обучения. В старших классах успешно сочетаются лекционно-семинарская система с модульной. В модульное обучение вписывается вся система методов, приёмов и форм организации учебно-познавательной деятельности учащихся. Словом, модули можно использовать в любой системе обучения и тем самым усиливать её качество и эффективность.

В результате наблюдений можно сделать вывод о значении модульного обучения.

Для учащихся главное то, что каждый работает самостоятельно, при этом есть возможность получить консультацию у учителя, использовать помощь товарища, можно всё время себя контролировать. Учащиеся также значительно глубже осознают учебное содержание.

При модульном обучении каждый ученик включается в активную и эффективную учебно-познавательную деятельность, работая с дифференцированной по содержанию и объёму помощи программой. Идёт индивидуализация контроля, коррекции, консультирования, степени самостоятельности. Важно, что ученик имеет возможность в большей степени самоорганизовываться, и это способствует мотивации учения. Данная система обучения гарантирует каждому ученику освоение стандарта образования и продвижение на более высокий уровень обучения. Большие возможности у системы и для развития таких качеств личности ученика, как самостоятельность и коллективизм.

Принципиально меняется роль учителя в учебном процессе. Задача учителя – мотивировать процесс обучения, осуществлять управление учебно-познавательной деятельностью учащихся через модуль и непосредственно их консультировать. В результате изменения его деятельности на уроках меняется характер и содержание подготовки к ним: теперь учитель готовится не к тому, как лучше провести объяснение материала, а к тому, как лучше управлять деятельностью школьников. Поскольку управление осуществляется в основном через модули, то его задача состоит в грамотном выделении ИДЦ модуля и структурировании учебного содержания. Сообразно этим целям, это обязательно приводит учителя к анализу своего опыта, знаний, умений, поиску более совершенных технологий. Продумывание целей деятельности учащихся, определение программы их действий, предвидение возможных затруднений, чёткое определение форм и методов учения требуют от учителя хорошего знания своих учеников. Таким образом, модульная технология способствует профессиональному росту учителя.

Авторы технологии говорят о том, что учителя необходимо предостеречь от возможных ошибок при использовании модулей.

Во-первых, работу с модулями сначала лучше попробовать на малой группе. Это позволит оценить объём, структуру, уровень трудности содержания, логику в организации деятельности учащегося, систему контроля и самоконтроля и на этой основе внести коррективы.

Во-вторых, в модуль не целесообразно включать большой объём содержательной деятельности, так как у школьников ещё не сформировалось чувство времени.

В-третьих, учителю необходимо позаботиться о том, чтобы создать необходимый темп работы учащихся.

В-четвёртых, очень важно определить, какой материал будет вынесен на обучение по модульной технологии.

Модульная технология свидетельствует, что при продуманной системе дифференцированных вопросов и заданий действительно можно приобщить к самостоятельной работе большую часть школьников, а также добиться неплохой мотивации учебной работы, активизировать познавательную деятельность.      


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технология модульного обучения (презентация)

кратко можно познакомиться с основными идеями технологии модульного обучения, понять ее принцип применения....

Технология модульного обучения на уроках математики (презентация)

В краткой форме можно познакомиться с технологией модульного обучения, ее применением, ее достоинствми и недостатками....

Презентация.Технология модульного обучения.

Модуль- это функциональный целевой узел, в который обединены учебное содержание и технология овладения им....

выступление на районном семинаре "Технология модульного обучения"

В данном выступлении рассматривается преимущество использования модульного обучения в классах с углубленным изучением математики. Так же дается примерная разработка модуля по теме: "Квадратные уравнен...

ТЕХНОЛОГИЯ МОДУЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ В БИОЛОГИИ

Данная публикация представляет собой обобщение опыта работы педагога в виде доклада, содержащего как теоретическую часть, так и практическую - результаты внедрения МО в работу педагога, разработку про...

«Строение мышц» 8 кл Урок личностно-ориентированный с применением технологий модульного обучения , (ТКМЧП) игровой технологии, технологии ИКТ.

Форма: Нестандартный урокОборудование:  таблицы : «Строение мышц» презентация, проектор , контрольные листы;Технологии: Урок личностно-ориентированный с применением технологий модульн...