Методические разработки для педагогов и родителей по предупреждению и преодолению школьной тревожности и школьных страхов у младших школьников
методическая разработка по теме

Лявданская Виктория Юрьевна

Проблема школьной тревожности и школьных страхов у младших школьников, к сожалению, является распространённой в образовательных учреждениях.

Актуальными являются пути по предупреждению и преодолению этой проблемы. В статье даны рекомендации для педагогов и родителей, которые, надеюсь, будут полезны в работе с детьми в целях повышения эффективности образовательного процесса в целом.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Психолого-педагогические рекомендации учителям начальных классов и родителям по предупреждению и преодолению школьной тревожности и школьных страхов у младших школьников

Тревожность родителей зачастую передается детям, а тревожность учителя - ученикам. Поэтому, перед тем как оказывать помощь ребенку, взрослые должны позаботиться о себе. Нами были разработаны психолого – педагогические рекомендации учителям начальных классов и родителям по предупреждению и преодолению школьной тревожности и школьных страхов у младших школьников.

Психолого – педагогические рекомендации учителям начальных классов по преодолению и предупреждению школьной тревожности и школьных страхов у младших школьников:

  • Научитесь доверять ученикам. Недоверие порождает тревогу, неуверенность в своих силах, внутренние конфликты и страхи.
  • Избегайте противоречий в своих действиях, словах, поступках.
  • Будьте честны с учениками. Ведь честность, доверие и безусловное принятие ребенка – это основа его эмоционального благополучия. Он должен знать, что он нужный, хороший и любимый.
  • Постарайтесь, как можно чаще, создавать для ребенка ситуации успеха. Хвалите его чаще, будьте щедрыми на проявления любви и ласки, повышайте самооценку ребенка.
  • Научитесь видеть в поведении ребенка проявления тревожности и страха, чтобы не наказать его за то, в чем ему нужно помочь, не требовать того, что он не может выполнить. Тревожность может проявляться в форме агрессии, чаще всего, это может быть следствием завышенных или непоследовательных требований.
  • Помните, что слабым местом тревожных детей часто является повышенная утомляемость. Нужно делать перерывы на уроках и дать ребенку возможность отдохнуть.
  • Сохраняйте близкий эмоциональный контакт с ребенком для оказания своевременной помощи и поддержки. Если ребенок недостаточно откровенен с вами, он не поделится своими переживаниями, а будет накапливать негативные эмоции внутри.
  • Не отвечайте агрессией на агрессию детей. Нельзя при апатии ребенка пытаться расшевелить его насмешками, укорами, ложными обещаниями.
  • Помните, что тревожный ребенок сам находит какой-то способ борьбы с тревогой, например, фантазии. Их нужно уважать и использовать, чтобы помочь ребенку.
  • Оказывайте поддержку и проявляйте искреннюю заботу о ребенке, чаще давайте понять ребенку, что его действия правильные. В младшем школьном возрасте ребенок очень нуждается в одобрении взрослого.
  • Называйте ребенка по имени и хвалите его в присутствии других детей. Главное, чтобы ребенок знал, за что его хвалят. Похвала должна быть конструктивной, как и критика. Также здесь следует учесть, то что некоторые дети испытывают страх выделиться среди других.
  • Давайте ребенку престижные поручения. После их выполнения ребенка нужно похвалить или тактично указать на ошибки.
  • Не сравнивайте результаты работ ребенка с другим детьми. Если делать сравнение, то только с предыдущими результатами (вчера, неделю или месяц назад);
  • Не торопите ребенка, не подгоняйте их с ответом, дайте время подумать, повторять вопрос несколько раз тоже не стоит (в противном случае ребенок ответит нескоро, т.к. новое повторение вопроса он будет воспринимать как новый стимул). В работе с тревожным ребенком лучше вообще избегать решения ограниченных по времени задач.
  • Избегайте излишне эмоциональных реакций по поводу неудач ребенка и сравнения учеников друг с другом. Из-за этого у тревожного ребенка могут возникнуть новые страхи, повыситься тревожность, снизиться уровень школьной мотивации, возникнуть мотив избегания неудачи, сформироваться заниженная самооценка, неврозы и ухудшиться взаимоотношений отношение к учителю.

Педагог-психолог                                                                 Лявданская В.Ю.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка учителя географии ГБОУ СОШ №1234 Курбатовой Е.Е. "Развивающее обучение в школьном географическом образовании".

Методическая система предлагается к использованию учитлям географии в средних общеобразовательных школах....

Использование игровых приемов в работе логопеда по предупреждению школьной дезадаптации у старших дошкольников и младших школьников с ОВЗ

Организация обучения через игру является стимулятором интеллектуального, речевого и эмоционально-волевого развития ребенка. Старшие дошкольники и младшие школьники с ограниченными возможностями здоров...

Методическая разработка на тему :"Дыхательная гимнастика А.Н. Стрельниковой как основной вид оздоровления одаренных детей в младшем школьном возрасте".

Дыхательная гимнастика была  изобретена Александрой Николаевной Стрельниковой для восстановления  голоса артистов , но потом оказалось, что она хорошо помогает при заболевания...

Методическая разработка "Роль педагога в профилактике речевых нарушений у детей младшего дошкольного возраста по средствам игротренинга"

В данной методической разработке вы найдете полный перечень игр и их содержание, которые помогут вам в профилактике речевых нарушений у детей дошкольного возраста. Надеюсь моя разработка будет вам пол...

Консультация "Тревожный ребенок. Школьная тревожность"

Консультация  "Тревожный ребенок. Школьная тревожность"...

Методические рекомендации в помощь педагогам и родителям детей с задержкой психического развития для профилактики школьной дезадаптации.

Методические рекомендации в помощь педагогам и родителям детей с задержкой психического развития для профилактики школьной дезадаптации....