Здоровьесберегающие технологии на занятиях дополнительного образования детей и подростков (методические рекомендации)
методическая разработка по теме

Белкина Ирина Владимировна

В методических рекомендациях   "Здоровьесберегающие  технологиии  на занятиях в дополнительном образовании для детей и подростков"  разработанных для педагогов и учителей школ   дается понятие "здоровье" и раскрываются принципы,средства и методы работы в этом направлении. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл seminar_lektsiya_.docx41.47 КБ

Предварительный просмотр:

                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                          МБОУ ДО «ЦЕНТР ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ»

 ГОРОДА КЫЗЫЛА РЕСПУБЛИКИ ТЫВА

«Здоровьесберегающие технологии

на занятиях в дополнительном образовании детей и подростков

(методические рекомендации)

      Белкина Ирина  Владимировна, методист, педагог

Цель: Оказание методической помощи педагогам  в применении здоровьесберегающих технологий в учебной деятельности.

Задачи:

- Выяснить   значимость  здоровьесберегающих технологий  в улучшении состояния здоровья и качества жизни учащихся в процессе учебной деятельности;

- Способствовать сохранению и укреплению здоровья, создание благоприятной обстановки в объединении;

- Оказать   практическую   помощь в овладении  приемов и методов здоровьесберегающих технологий.

«Забота о здоровье  – это важнейший труд педагога. От жизнедеятельности, бодрости детей зависит их духовная жизнь, мировоззрение, умственное развитие, прочность знаний, вера в свои силы…» В. А. .Сухомлинский

Василий Александрович Сухомлинский создал оригинальную педагогическую систему, основывающуюся на принципах гуманизма на признании личности ребёнка высшей ценностью, на которую должны быть ориентированы процессы воспитания и образования.

Сухомлинский — автор около 30 книг и свыше 500 статей, посвящённых воспитанию и обучению молодёжи. Книга его жизни — «Сердце отдаю детям» (Государственной премии УССР — 1974, посмертно).

  1. Введение

Существует более 300 определений понятия «здоровье».  Согласно определению Всемирной организации здравоохранения, здоровье - это состояние полного физического, психического и социального благополучия, а не только отсутствие болезней или физических дефектов.

Здоровье:

Физическое  состояние человека подразумевает степень его готовности к выполнению различной нагрузки в определенный отрезок времени и зависит от уровня физических качеств (силы, быстроты, гибкости, ловкости), особенностей физического развития, функциональных возможностей отдельных систем организма, соответствия или не соответствия биологического возраста календарному,  наличия или отсутствия заболеваний и травм. 

Психическое здоровье — важная составная часть здоровья человека, в  организме которого все элементы связаны друг с другом и воздействуют друг на друга  и находятся под контролем нервной системы. Психическое состояние сказывается на работе каждой из функциональных систем, а состояние последних, в свою очередь сказывается на психике.

Одним из ведущих показателей функционального состояния психики является умственная работоспособность, которая интегрирует основные характеристики психики — восприятие, внимание, память и др.

Источником психического здоровья для ребёнка является семья.

Социальное здоровье – состояние организма, определяющее способность человека контактировать с социумом. Оно складывается под влиянием родителей, друзей, любимых людей, одноклассников в школе, сокурсников в вузе, коллег по работе, соседей по дому и т.п.
    Различие между психическим и социальным здоровьем условно: психические свойства и качества личности не существуют вне системы общественных отношений. Человек – существо общественное, социум влияет на здоровье личности. Причем это влияние может быть как позитивным, так и негативным. Недостатки воспитания и неблагоприятные влияния окружающей среды могут вызвать деградация личности, в таких случаях изменится ее отношение к себе, к другим людям, к деятельности и общению.

В основе нравственного здоровья лежит позитивное восприятие окружающего мира. Это – позиция достойного гражданина своей страны, обладающего развитым нравственным сознанием, осознающим свои действия и поступки. Такая личность ориентирована на созидание, творчество, на стремление к самосовершенствованию и творению  добра.

Нравственность есть «золотая оправа образования», задача  которого способствовать формированию полноценной человеческой личности, достойного человека – настоящего гражданина своей Родины, то есть формирование нравственного здоровья учащихся.

Болезни человека и общества вытекают в первую очередь из-за дефицита добра и, соответственно, возрастания негатива, который выливается в психическое перенапряжение людей,  способное  переходить  к обществу и окружающим людям. До сегодняшнего дня в русском языке сохранилось понятие «худой человек», то есть человек больной (ему худо), но этот человек больной именно тем, что в нём отсутствует нравственность. Народная мудрость гласит: «Худого человека ничем не уважишь».

В древности человека, запятнавшего себя, изгоняли из общества. Это было самым страшным наказанием для провинившегося человека – стать изгоем; такой человек отделялся от общества, от всех общественных взаимоотношений. 

 Духовное здоровье – это способность человека управлять своими мыслями и чувствами. В наши дни подавляющее число людей не только не управляют своим духом, но и, наоборот, управляемы страстьми. Страсти вертят человеком, как хотят, постоянно ввергая его в новые и новые напасти. При этом человек считает себя совершенно здоровым духовно.

     Духовное здоровье  есть только у маленьких детей, но уже к начальной школе оно оказывается поврежденным и нуждается в помощи.

      Результаты Всероссийской диспансеризации детей вызывают  у медиков особую тревогу в связи с ухудшением здоровья детей и подростков, многие из которых имеют хронические заболевания, а недостаток двигательной активности провоцирует у них болезни сердечнососудистой и костно-мышечной системы.

Факторы риска:

1.  Стрессовая педагогическая тактика;

2.  Интенсивность учебного процесса;

3.  Несоответствие методик и технологий обучения;

4.   Несоблюдение физиологических и гигиенических   требований;

5.  Функциональная неграмотность педагога;

6.  Массовая безграмотность родителей;

7.  Провалы в системе физического воспитания;

8. Отсутствие системы работы по формированию  

      здорового образа жизни.

В результате получаем:

  • низкий уровень познавательной деятельности;
  • низкий уровень мотивации учебной деятельности;
  • неустойчивость эмоциональной сферы;
  • высокий уровень тревожности;
  • несформированность навыков общения.

     

2. Здоровьесберегающие технологии в образовательных учреждениях и учреждениях дополнительного образования

       Технология – системный метод создания, применения и определения всего процесса преподавания  и усвоения знаний с учетом технических и человеческих ресурсов и их взаимодействия, ставящей своей задачей оптимизацию форм образования.

      Цель  здоровьесберегающих образовательных технологий –

  •  обеспечить каждому обучающемуся возможность сохранения здоровья за период обучения;
  • сформировать у него необходимые знания, умения и навыки по здоровому образу жизни;
  • научить использовать полученные знания в повседневной жизни.

Принципы  здоровьесберегающей педагогики

       Общеметодические принципы – это основные положения, определяющие содержание, организационные формы и методы учебного процесса в соответствии с целью здоровьесберегающих образовательных технологий.

Рассмотрим некоторые из них.

  • Принцип сознательности и активности нацеливает на формирование у обучающихся глубокого понимания, устойчивого интереса, осмысленного отношения к познавательной деятельности.

 - В дополнительном образовании прием обучающихся производится на основе свободного выбора деятельности;

- личная заинтересованность и выбор педагога (яркая личность, доверие, симпатии) в противоположность школе.

  • Принцип активности предполагает у обучающихся высокую степень самостоятельности, инициативы и творчества (ведь он пришел по своей воле)
  • Принцип наглядности обязывает строить процесс обучения с максимальным использованием форм  привлечения органов чувств человека к процессу познания. Предназначен для связи чувственного восприятия с мышлением. (Образ:   «Я танцор, спортсмен, чтец», вид изделия).
  • Принцип систематичности и последовательности проявляется во взаимосвязи знаний, умений, навыков (приучить к дисциплине и постоянному посещению занятий, стимулировать  потребность в обучении, получении дополнительных знаний, творчеству).
  •   Принцип «Не навреди!» (токсичные материалы, работа с острыми предметами, чрезмерное  напряжение зрения, мышц и т. д.)
  • Принцип доступности,  индивидуальности и учета возрастных особенностей  осуществляется на основе общих закономерностей обучения и воспитания. Опираясь на индивидуальные способности, педагог всесторонне развивает ребёнка, планирует и прогнозирует его развитие.

Это важно для тех   объединений, которые требуют усиленной физической подготовки (хореография, спортивные секции, и т. д.).

  • Принцип связи теории с практикой  призывает настойчиво применять свои знания по формированию,  сохранению и укреплению здоровья на практике, используя окружающую действительность не только как источник знаний, но и как место их практического применения.

(приучить  к использованию знаний в повседневной жизни).

Средства   здоровьесберегающих  технологий:

  • Средства двигательной направленности

-  движение;

- эмоциональные разрядки и минутки «покоя»;

- физические упражнения, физкультминутки и подвижные перемены;

- гимнастика (оздоровительная, пальчиковая, дыхательная, для профилактики простудных заболеваний, для бодрости);

- лечебная физкультура; подвижные игры, массаж, самомассаж, психогимнастика, тренинги др.

  • Оздоровительные силы природы

Проведение занятий на свежем воздухе способствует:

-  активизации биологических процессов,

-  повышает общую работоспособность организма,

-  замедляет утомление и т.д.

К средствам  оздоровления  также можно отнести:

- солнечные и воздушные ванны;  водные процедуры,

- фитотерапию;  ароматерапию  

- ингаляцию;  витаминотерапию.

  • Гигиенические факторы

- выполнение санитарно-гигиенических требований, регламентированных СанПиНами;

- личная и общественная гигиена (чистота тела, чистота места занятий). Проветривание и влажная уборка помещений;

- соблюдение общего режима дня, режима двигательной активности, режима питания и сна, привитие детям элементарных навыков: мытье рук, использование носового платка при чихании и кашле и т.д.;

- обучение элементарным приемам и навыкам оказания первой медицинской помощи;

- ограничение  предельного уровня учебной нагрузки во избежание переутомления.

Методы  здоровьесберегающих  технологий

 Под методами здоровьясберегающих технологий обучения понимаются способы применения средств, позволяющих решать задачи педагогики оздоровления.

Применяются две группы методов: специфические (характерные только для   процесса педагогики оздоровления) и общепедагогические (применяемые во  всех случаях обучения и воспитания).

Мы с вами будем рассматривать только общепедагогические методы, которые можем применить  в своей учебно-воспитательной работе.

 В структуре метода  можно выделить прием как основную часть  в реализации метода.

 Приемы классифицируются следующим образом:

-  защитно-профилактические: личная гигиена (чистая одежда и тело, носовой платок, чистые руки и т.д.),  гигиена обучения (проветривание кабинета, влажная уборка между сменами, чистый рабочий материал и др.);

- компенсаторно - нейтрализирующие (физкультминутки, оздоровительная, пальчиковая, дыхательная и другие  гимнастики).

Что необходимо учитывать при организации и проведении занятия:

  •  обстановку и гигиенические условия в кабинете;
  •   частоту чередования различных видов учебной деятельности;
  •  наличие и выбор методов обучения;
  •  место и длительность применения ТСО;
  •  позы обучающихся;
  •  физкульминутки;
  •  наличие мотивации к учебе;
  •  психологический климат;
  •  наличие эмоциональной разрядки.

Приложение.

Влияние комнатных растений  для оздоровления детей в учебных кабинетах.

  Комнатные растения в кабинете не только создают уют, воспитывают в детях трепетное отношение  к природе, но и приносят пользу, оздоравливая атмосферу учебных помещений.  Они очищают воздух  от токсических веществ, которые выделяют пластиковые покрытия, синтетические смолы, повышают влажность воздуха, убивают бактерии и снижают электромагнитное излучение.  Для озеленения  учебных помещений  рекомендуется использовать неприхотливые тропические растения:

  • Хлорофитум – неприхотливое, высокодекоративное комнатное растение, являющееся одним из лучших очистителей воздуха. Это растение обладает значительным бактерицидным эффектом.
  • Сансевиерия – кроме очистительных функций  (удаляет бензол и др.), обладает также способностью  повышать адаптогенные свойства организма, помогая ему противостоять вирусным заболеваниям.
  • Аспарагус – ажурное неприхотливое растение, подходит для озеленения светлых классных комнат. Очищает воздух от вредных примесей.
  • Бегония – представлена как декоративнолиственными видами, так и красивоцветущими растениями, привлекательными на протяжении целого года. Согласно учению фен-шуй, присутствие в комнате бегонии помогает закалить характер и добиться успеха.
  •  Сциндапсус  очищает воздух от  фольмальдегида, окиси углерода и бензола. Кроме того, эта быстрорастущая лиана прекрасно декорирует стены блестящими глянцевыми листьями.
  • Драцена толерантна к недостатку света, поэтому может использоваться для озеленения классных комнат, даже располагаясь в глубине помещения. Поглощает и обезвреживает вредные вещества из воздуха: бензол, формальдегид, угарный газ.
  • Пеларгония славится бактерицидными свойствами, благодаря содержащимися в её листьях эфирным маслам, её аромат оказывает благоприятное воздействие на нервную систему.

Ядовитые комнатные растения

Как утверждают специалисты, не всегда от комнатных цветов можно ждать только пользы. Некоторые из них выделяют в воздух соединения, которые могут негативно отразиться на самочувствии человека. А случайно съеденный животным или ребенком листочек – вызвать сильнейшее отравление.  Вот основные наиболее популярные в цветоводстве ядовитые комнатные цветы:

-  олеандр. Его великолепные цветы, собранные в гроздья, издают приятный, но довольно сильный аромат, который может вызвать головные боли, головокружение. Разрастается он очень сильно, поэтому и цветение обычно обильное. Но главную опасность таят ланцетовидные листья. Случайно попавший в еду лист может привести к гибели даже взрослого человека.

-  диффенбахия – экзотический цветок с красивыми глянцевыми листьями. Сок этого растения, попавший на кожу, может вызвать раздражение, воспаление, возникновение язв. А при попадании в рот отек языка, гортани и временный паралич голосовых связок обеспечен.

-  монстера, в народе именуемая «филодендроном дырявым». Ее красивые огромные – до полуметра в диаметре — причудливо изрезанные листья содержат токсины, опасные для человека и животных. При попадании в рот они вызывают сильное жжение языка, обильное слюнотечение, воспаление. Будучи съеденными – рвоту, расстройство пищеварения и воспаление кишок.

-  пахиподиум Ламера, иногда называемый «мадагаскарской пальмой». На верхушке толстого ствола в разные стороны растут листья, которые очень ядовиты и могут вызвать отравление и у детей, и у домашних животных.

- молочайные – ятрофа, фикус,  кротон, акалифа — опасны при контакте с кожей и слизистыми.

Цветы из семейства пасленовых – бровалия, декоративный перец, паслен, брунфельсия – содержат в плодах и листьях яды, негативно сказывающиеся на всех системах организма – от нервной до пищеварительной

Что же делать, если сок все-таки попал на незащищенную кожу, слизистые или в желудок?

  • При контакте сока с кожей, следует промыть пораженный участок мыльной водой.
  • Глаза в этом случае следует промывать в течение 10 минут текущей водой.
  • Если ядовитый цветок или часть его попала внутрь, следует промыть желудок и выпить сорбенты или активированный уголь в соответствующей дозировке.

Следует помнить, что пить молоко при отравлении комнатными цветами категорически нельзя, так как токсины, попавшие в организм, могут быть жирорастворимыми. В этом случае молоко лишь усугубит ситуацию.

                             Литература и интернет ресурсы

1. Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации" от 29.12.2012 N 273-ФЗ

2. Абрамова И.В. Бочкарёва Т.И. Здоровьесберегающие технологии в начальной школе. - С.: СИПКРО, 2004

3. Гладышева О.В. Системная модель здоровьесберегающей школы /О. Гладышева //Директор школы.-2009

4. Ковалько В.И. Здоровьесберегающие технологии в начальной школе. 1-4 классы. М.:

"ВАКО", 2004

5. Смирнов Н.К. Здоровьесберегающие образовательные технологии в работе учителя и школы. – М.: АРКТИ, 2003.

6. Советова Е.В. Оздоровительная технология в школе / Е.В.Советова. – Ростов н/Д: Феникс, 2006.

7.  valeologija.ru/knigi/valeologiya...

valeologija.ru/knigi/posobie-po-...


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Особенности коррекционно–развивающей работы с "трудными" подростками (методические рекомендации)

В данном материале даны рекомендации, которые помогут организовать корекционно-развивающую работу с подростками, имеющими девиантное поведение....

Примерный перечень диагностического инструментария для работы психолога с «трудными» подростками (методические рекомендации)

В рекомендациях помещён примерный перечень диагностических методик необходимых педагогу-психологу для проведения диагностики подростков с девиантным поведением...

Выступление на методическом объединении «Современные педагогические технологии в дополнительном образовании детей».

«Современные педагогические технологии в дополнительном образовании детей»....

Применение здоровьесберегающих технологий в дополнительном образовании детей.

Статья о применении здоровьесберегающих технологий во внеурочной деятельности....

Применение здоровьесберегающих технологий во время спортивных занятий с подростками

Каждый учащийся должен знать, что основными критериями здорового образа жизни являются: гигиеническая обоснованность поведения человека, физиологически оптимальный режим труда, достаточная двигательна...

Применение здоровьесберегающих технологий в дополнительном образовании детей.

По определению специалистов Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ), здоровье — это состояние полного физического, духовного и социального благополучия, а не только отсутствие болезни и физи...

Методические рекомендации для педагогов "Дистанционные образовательные технологии в дополнительном образовании детей"

Материал содержит информацию об основных принципах дистанционной формы обучения, о ее достоинствах и недостатках, а также рекомендации педагогам дополнительного образования по организации дистанционно...