Сообщение "Эта вечная проблема-дисциплина" 2018
методическая разработка на тему
Предварительный просмотр:
Сообщение: «Эта вечная проблема –дисциплина»
Дисциплина – вечная и всегда актуальная проблема для школы и для каждого педагога. Чтобы конструктивно решать ее, необходимо знать истинные мотивы нежелательных поступков школьников. Психологи рекомендуют ряд приемов, которые могут помочь учителю в таких непростых ситуациях.
Любой учитель знает, как тяжело порой усмирить расшалившихся на уроке учеников, призвать их к порядку. Чтобы правильно построить конструктивное взаимодействие с нарушителем дисциплины, необходимо распознать истинный мотив проступка ив соответствии с ним выбрать способ, чтобы немедленно вмешаться в ситуацию и прекратить выходку.
ЧЕТЫРЕ ЦЕЛИ ПЛОХОГО ПОВЕДЕНИЯ
Нарушая дисциплину, ученик как правило, осознает, что ведет себя неправильно, но, впрочем, может и не осознавать, что за этим нарушением стоит одна из целей.
ПЕРВАЯ- привлечь внимание. Некоторые школьники «плохо» себя ведут, чтобы получить особое внимание учителя. Они все время хотят быть в центре внимания, нарушая при этом ход урока.
ВТОРАЯ- - обрести власть. Они «плохо» ведут себя, потому что для них важно быть главными, и таким образом пытаются установить свою власть над учителем, над всем классом. Своим поведение они фактически говорят: «А ты мне ничего не сделаешь», высказывая свою смелость и независимость.
ТРЕТЬЯ – месть. Для кого-то главной целью их присутствия в классе становится месть за реальную или вымышленную обиду. Мстить они могут как учителю, так и кому-то из ребят.
ЧЕТВЕРТАЯ- избегание неудачи. Ученик так боится повторить свое поражение, неудачу, что предпочитает вообще ничего не делать. Ему кажется, что он не удовлетворяет требования учителей, родителей или своим собственным, чрезмерно завышенным. Он желает , чтобы все оставили его в покое, и оказывается в изоляции, неприступный и непробиваемыйникакими методическими ухищрениями педагога.
ИЗБЕГАЙТЕ СУБЪЕКТИВНЫХ ОЦЕНОК
Обсуждая плохое поведение, постарайтесь избегать субъективных оценок.
Конечно, учитель переживает все происходящее, и очень трудно порой хладнокровно оценивать поступки учащихся. Но тем не менее любое нарушение порядка должно кратко сформулировано без эмоциональных добавлений и украшений. Описание плохого поведения должно включать, точное указание того, что ученик делает, нарушая порядок: фиксирование обстоятельств, при которых он обычно это делает; определение того, как часто он поступает именно таким образом.
Вот примеры типичных описаний, которые демонстрируют различные эмоциональные окраски: «Вася Иванов просто невыносим. Я не знаю, что с ним делать», «Настя такая инфантильная» и тд. В этих описаниях присутствует в основном личная, а не объективная оценка. Характеризуя своего ученика подобным образом, вы как бы даете ему разрешения вести себя именно так и такого поведения ожидаете от него и впредь. Естественно, дети ведут себя в соответствии с вашими ожиданиями.
Вместо эмоциональных оценок следует давать точное описание действий. Например: «Вася уже пять раз опоздал на урок».
Нарушения поведения, направленные на привлечение внимания, имеют свои причины. Первая причина: еще в раннем детстве ребенок плачет – к нему бегут родители. Он разбил чашку и получил больше внимания, чем за целый день нормального поведения. Иногда для ребенка получить сердитое внимание лучше, чем не получить никакого. Такая стратегия поведения переносится и в школу.
Вторая причина: потребность во внимании – базовая психологическая потребность ребенка, такая же, как еда и питье с точки зрения физиологии. Но если детей учат просить еду, то почему-то ни кто не объясняет им, как они должны себя вести, чтобы заслужить чье-то внимание.
Третья причина: чем больше внимания дома, тем больше вероятность поведения, направленного на его привлечение в школе. Часы у телевизора, формальные вопросы родителей «Какие оценки?», «Что ты ел?» одиночество – все это стимулирует развитие соответствующего поведения.
Основные принципы профилактики такого поведения заключаются в соблюдении некоторых правил, а именно: во-первых, уделяйте больше внимания тем, кто сегодня ведет себя хорошо, во –вторых, научите своих учеников просто и открыто просить внимания у учителей или класса, когда они в нем особенно нуждаются.
Меры экстренного воздействия.
Как можно быстро навести порядок в классе, если такое поведение мешает.
Бурно реагируя на выходки учеников , целью которых является привлечение внимания, мы как бы даем им положительное подкрепление, закрепляя тем самым плохое поведение. Они начинают себя ощущать часть учебного процесса. Они начинают себя ощущать частью учебного процесса, чувствовать принадлежность к группе, что доставляет им немалое удовольствие. Когда такой ученик получает много замечаний, гневные проповеди и угрозы педагога, он воспринимает это как вид особого внимания к себе. Зачем же поддерживать такое поведение , которое нарушает ведение урока и отвлекает других учеников. Поэтому лучше не доставлять ему такого удовольствия и игнорировать его поведение. Через несколько попыток ученик прекратит вести себя подобным образом.
Установите зрительный контакт. «Пристально посмотрите на него», пошлите «секретный сигнал», используя какие-то жесты, смысл которых известен детям, например приложите палец к губам.
Делайте письменные замечания. Можно приготовить заранее стопку одинаковых записок с таким содержанием: «Пожалуйста, перестань делать то, что ты сейчас делаешь.
Формулируйте «Я-высказывания». Бывают ситуации, когда нервы не выдерживают, и хочется крикнуть ученику, который заводит класс: «Прекрати немедленно!» Психологи советуют в этих случаях применять «Я- высказывание». Это словестное утверждение даёт в специальной форме информацию о нарушении поведения и том, какое оно производит на вас впечатление. Вот пример: «Лена, когда ты разговариваешь во время моего объяснения, я чувствую сильное раздражение, потому что теряю мысль. Пожалуйста, перестань!». «Я – высказывание» говорит ученикам о том, что мы чувствуем. Если при этом вы будете искренни в словах и интонациях, то можете подействовать на многих.
Поступайте неожиданно!
Часто мы можем прекратить плохое поведение учеников, действуя неожиданно. Вот некоторые конкретные приемы данной стратегии.
Выключите свет. Это старый испытанный способ, который учителя используют давно. Когда кто то или весь класс становится неуправляемым , просто поверните выключатель , подождите тишины несколько минут.
Начните говорить тихим голосом. Учительские крики не уменьшают уже существующий беспорядок, и когда мы начинаем говорить тише , ученики , начинают наоборот, прислушиваться и обращают на нас внимание , а это отвлекает от нарушения поведения. Когда мы говорим спокойно, дети тоже начинают говорить спокойно.
Говорите со стеной или любым предметом. Этот прием хорошо работает в средних классах. Когда один или несколько учеников плохо себя ведут, повернитесь к стене и начните монолог: « Уважаемая стена, ты не поверишь, что происходит у меня в классе.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
классный час, посвящённый Дню Матери: «Мы будем вечно прославлять Ту женщину, чьё имя - Мать»
Мы будем вечно прославлять Ту женщину, чьё имя – Мать!...
Урок литературы, посвященный году Испании в России на тему "Дон Кихот - вечная книга, вечный герой"
Учащиеся приготовили сообщения о Мигеле де Сервантесе, об истории создания романа, выразительно читали отрывки, пересказывали эпизоды, рассказывающие о приключениях Дон Кихота. Подводя итоги урока, де...
«ПЕРЕКЛИЧКА ВЕКОВ: ВЕЧНЫЕ ТЕМЫ И ВЕЧНЫЕ ОБРАЗЫ».
Речь идет о том, чтобы как можно раньше начать разговор о театре с нашими учениками и вести его на протяжении всех школьных лет, следуя определенной системе, прибегая к таким формам и видам ра...
Презентация к уроку "Вечное и вечное в искусстве" по повести Н.В. Гоголя "Портрет"
Презентация содержит опорные материалы и дополнительный иллюстративный материал к уроку по теме "Вечное и вечное в искусстве" по повести Н.В. Гоголя "Портрет"....
Литературная гостиная « Вечно молод и вечно живой», посвященная 200-летию со дня рождения М.Ю.Лермонтова
Внеклассное мероприятие предназначено для учащихся 5-11 классов. Цель: заинтересовать детей личностью Лермонтова М.Ю., увлечь поэтическим творчеством, в котором и верность Родине, и прославление челов...
Музыкально-литературная композия "Вечный огонь - вечная слава"
Стихи, сценки, исторические факты времен Великой Отечественной войны, рассказы детей о своих предках - участниках сражений....