Методические рекомендации "Организация работы с родителями"
методическая разработка на тему

Виноградова Наталья Константиновна

Деятельность родителей и педагогов в интересах ребенка может быть успешной только в том случае, если они станут союзниками, что позволит им лучше узнать ребенка, увидеть его в разных ситуациях и каким образом помочь взрослым в понимании индивидуальных особенностей детей, развитии их способностей, формировании ценностных жизненных ориентиров, преодолении негативных поступков и проявлений в поведении. Педагогам важно установить партнерские отношения с семьей каждого воспитанника, создать атмосферу взаимоподдержки и общности интересов. Именно семья с раннего детства призвана заложить в ребенка нравственные ценности, ориентиры на построение разумного образа жизни.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metodicheskie_rekomendatsii.docx26.12 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«ВАХТАНСКИЙ ДЕТСКО-ЮНОШЕСКИЙ ЦЕНТР»

Методические рекомендации

Организация работы с родителями

Подготовил:

педагог дополнительного образования

Виноградова Н. К.

П. Вахтан

   В России семейная политика признается одним из приоритетных направлений социальной политики.

   Деятельность родителей и педагогов в интересах ребенка может быть успешной только в том случае, если они станут союзниками, что позволит им лучше узнать ребенка, увидеть его в разных ситуациях и каким образом помочь взрослым в понимании индивидуальных особенностей детей, развитии их способностей, формировании ценностных жизненных ориентиров, преодолении негативных поступков и проявлений в поведении. Педагогам важно установить партнерские отношения с семьей каждого воспитанника, создать атмосферу взаимоподдержки и общности интересов. Именно семья с раннего детства призвана заложить в ребенка нравственные ценности, ориентиры на построение разумного образа жизни.

   Вся работа с родителями осуществляется в 4 этапа:

1 этап – ежегодно в начале учебного года проводится обследование родительского контингента и анализируется его состав. Составляется социальный паспорт творческого объединения

2 этап – выявление семей, находящихся в социально опасном положении и детей, имеющих те или иные проблемы психологического плана:

трудности в адаптации,

агрессивность,

страхи,

проблемы общения со сверстниками,

не усвоение программы и другие.

3 этап – анализ полученных данных и составление базы данных для составления плана взаимодействия педагогов с родителями на текущий год.

   Вся работа с семьёй подразделена на ежедневную, еженедельную, ежемесячную, разовую.

   Наиболее распространенными методами работы с родителями являются:

- диагностика,

- консультация, тренинг,

- наблюдения,

- беседа,

- тестирование и анкетирование,

- сочинение как метод изучения семьи,

- метод обобщения независимых характеристик,

- педагогическая гостиная.

   Эта работа включает использование оптимальных форм и методов в дифференцированной групповой и индивидуальной работе с семьей:

   Составление характеристик семей обучающихся (состав родителей, сфера их занятости, образовательный и социальный уровень и др.).

   Организация диагностической работы по изучению семей.

   Организация психолого-педагогического просвещения родителей.

   Создание системы массовых мероприятий с родителями, работа по организации совместной общественно значимой деятельности и досуга родителей и учащихся.

   Выявление и использование в практической деятельности позитивного опыта семейного воспитания.

   Внедрение в семейное воспитание традиций педагогики.

Оказание помощи родителям в формировании нравственного образа жизни семьи, в профилактике и диагностике наркомании, в предупреждении других негативных проявлений у детей и подростков.

Использование различных форм сотрудничества с родителями-отцами, вовлечение их в совместную с детьми творческую, социально значимую деятельность, направленную на повышение их авторитета.

Создание условий для обеспечения прав родителей на участие в управлении образовательным учреждением, организации учебно-воспитательного процесса: помощь в организации деятельности общественных родительских формирований (Совет ДЮЦ, родительский комитет, Совет отцов и др.);

Объединений родителей по семейным проблемам (школа молодых родителей, союз, ассоциация, клубы молодой семьи, одиноких отцов, одиноких матерей, , семейные клубы).

Оказание помощи родителям в развитии у детей социального опыта, коммуникативных навыков и умений, подготовке старшеклассников к семейной жизни (факультативы, спецкурсы, кружки, клубы по программам “Этика и психология семейной жизни”, “Основы семейного воспитания”).

Разработка тематического оформления по работе с семьей (уголок для родителей, музей семейных традиций и др.).

Информационно-педагогические материалы, выставки детских работ, которые позволяют родителям ближе познакомиться со спецификой учреждения, знакомят с его воспитывающей и развивающей средой;

Объединение усилий педагога и родителя в совместной деятельности по воспитанию и развитию ребенка; эти взаимоотношения следует рассматривать как искусство диалога взрослых с конкретным ребенком на основе знания психических особенностей его возраста, учитывая интересы, способности и предшествующий опыт ребенка;

Проявление понимания, терпимости и такта в воспитании и обучении ребенка, стремление учитывать его интересы, не игнорируя чувства и эмоции;

Уважительные взаимоотношения семьи и образовательного учреждения.

  Для формирования сотрудничества между взрослыми и детьми в общеобразовательном учреждении важно представлять коллектив как единое целое, как большую семью, которая сплачивается и интересно живет только в том случае, если организована совместная деятельность педагогов, детей, родителей. Педагогам чаще всего приходится мириться с данностью семейного микроклимата обучающегося, помогать ему в решении личных проблем на основе педагогической поддержки, вовлечения ребенка в общую деятельность, оказывать помощь в реализации его творческих интересов.

   Необходимо значительную часть воспитательного процесса организовывать совместно с учащимися и родителями, а возникшие проблемы и задачи решать сообща, чтобы прийти к согласию, не ущемляя интересов друг друга и объединяя усилия для достижения более высоких результатов.

   Содержание и формы работы с родителями.

   В последнее время общество испытывает постоянную растущую потребность в консультативной и направляющей работе с родителями.

Чтобы проникнуться позитивным импульсом в воспитании детей, родители должны сами осознать возможность и необходимость своего внутреннего роста с чего и начинается настоящее воспитание родителей.

   “Воспитание родителей “ - международный термин, под которым понимается помощь родителям в исполнении функции воспитателей собственных детей, родительских функций.

   Содержание работы с родителями состоит в следующем:

   Повышение психолого-педагогических знаний родителей.

   Вовлечение родителей в учебно-воспитательный процесс.

   Участие родителей в управлении образовательным учреждением.

   Формы взаимодействия педагогов и родителей:

   Выделяют индивидуальные и коллективные формы работы с родителями, а также традиционные и нетрадиционные.

   Формы взаимодействия педагогов и родителей — это многообразие организации их совместной деятельности и общения.

Традиционные формы        

Нетрадиционные формы

Коллективные:          

Индивидуальные:

Творческие дела.

Родительское собрание

Семейные традиции.

Общешкольная конференция

История моей семьи.

Родительский лекторий        

Талисман семьи. Гороскоп семьи

Вечер для родителей

Семейная книга рекордов.

Родительские чтения

Географическая карта моей родословной.

Семинар

Долгожитель” семьи (книга, игрушка, другое).

Практикум

День рождения в семье.

Заседание

Праздники семьи.

“Круглый стол”

Семейные увлечения.

“Педагогическая гостиная”

“Четыре способа обрадовать маму”.

“Устный журнал”

Бабушкины пироги легенды, сказы, страшилки, игры)

Тренинг

Мой семейный альбом.

Спортивные соревнования

Известные люди семьи.

Известные люди семьи.

Папа может все, что угодно.

Акция “Книжка”, “Игрушка”

Наш дом театр, музей, оранжерея….

Трудовой десант

Песни (сказки) моей бабушки.

Субботник

Самое ласковое мамино слово.

Творческий концерт

Мое любимое блюдо

Выставка

Я горжусь своим дедом!

Вернисаж

Конкурс на самые интересные мамины нотации и нравоучения.

   Родительское собрание — одна из основных форм работы с родителями.

   На нем обсуждаются проблемы жизни творческого объединения и родительского коллектива. Руководитель творческого объединения направляет деятельность родителей в процессе его подготовки. Собрания не должны сводиться к монологу педагога. Это — взаимный обмен мнениями, идеями, совместный поиск. Тематика собраний может быть разнообразной: “Мы — одна семья”; “О доброте и милосердии”; “Учимся общению”, “Психологический климат в коллективе” и др.

   Особую заботу у педагогов вызывает взаимодействие с отцами детей: как привлечь отцов к воспитательной деятельности в творческом объединении, повысить их роль в воспитании ребенка. С этой целью руководитель творческого объединения организует специальные встречи с отцами детей, проводит конференции-размышления, собрание “Роль отца в воспитании детей” и др.

   Многие образовательные учреждения с учетом современных требований существенно разнообразили саму форму проведения родительского собрания. Оно может проходить в форме “круглого стола”, тематической дискуссии самих родителей с приглашением специалистов, в которых заинтересована семья, консультации со специалистами и др.

   Родительский лекторий, “Университет педагогических знаний” и др. способствуют повышению педагогической культуры родителей, их психолого-педагогической компетентности в семейном воспитании, выработке единых подходов семьи и образовательного учреждения к воспитанию детей. В определении тематики мероприятий участвуют родители.

   Тематические конференции по обмену опытом воспитания детей (на всех уровнях). Такая форма вызывает заслуженный интерес, привлекает внимание родительской и педагогической общественности, деятелей науки и культуры, представителей общественных организаций.

   Презентации опыта семейного воспитания в средствах массовой информации.

Вечера вопросов и ответов проводятся с привлечением психологов, юристов, врачей и других специалистов; на них приглашаются родители с учетом возрастных особенностей детей (например, родители первоклассников, папы мальчиков-подростков, мамы учениц 8—9 классов).

Диспут, дискуссия — обмен мнениями по проблемам воспитания — одна из интересных для родителей форм повышения педагогической культуры. Она позволяет включить их в обсуждение важнейших проблем, способствует формированию умения всесторонне анализировать факты и явления, опираясь на накопленный опыт, стимулирует активное педагогическое мышление. Результаты дискуссий воспринимаются с большим доверием.

Встречи родительской общественности с администрацией школы, учителями целесообразно проводить ежегодно. Педагоги знакомят родителей с требованиями к организации работы по предмету, выслушивают пожелания родителей. В процессе совместного обсуждения возможно составление программ действий, перспективных планов совместной работы.

Индивидуальная работа, групповые формы взаимодействия педагогов и родителей. Особенно важной формой является деятельность родительского комитета. Родительский актив — это опора педагогов, и при умелом взаимодействии они успешно решают общие задачи. Родительский комитет стремится привлечь родителей и детей к организации общих дел, решению проблем жизни коллектива.

Родительский клуб проводится в форме встреч и требует от организаторов специальной подготовки. Цель клуба — вовлечь родителей в обсуждение вопросов воспитания. Главное условие успеха таких встреч, дискуссий — добровольность и взаимная заинтересованность.

  Формы познавательной деятельности: общественные форумы знаний, творческие отчеты,дни открытых уроков, праздники знаний и творчества, турниры знатоков, совместные олимпиады, выпуск предметных газет, заседания, отчеты научных обществ учащихся и т. д. Родители могут помочь в оформлении, подготовке поощрительных призов, оценке результатов, непосредственно участвовать в мероприятиях, создавая собственные или смешанные команды. Это могут быть конкурсы: “Семья-эрудит”, “Семейное увлечение”; читательские конференции “Круг семейного чтения” и др.

   Формы трудовой деятельности: оформление кабинетов, благоустройство и озеленение двора, посадка аллей, создание библиотеки творческого объединения; ярмарка-распродажа семейных поделок, выставки “поделок и др.

   Формы досуга: совместные праздники, подготовка концертов, спектаклей, просмотр и обсуждение фильмов, спектаклей, соревнования, конкурсы, КВНы, туристические походы и слеты, экскурсионные поездки. В домашних клубах выходного дня родители организуют деятельность детских групп, сформированных с учетом интересов и симпатий. Широкое распространение получают семейные праздники и фестивали: День матери, День отца, День бабушек и дедушек, День моего ребенка, День взаимного благодарения; игровые семейные конкурсы: Спортивная семья, Музыкальная семья, конкурс семейных альбомов, конкурс хозяек, конкурс “Мужчины на поверке” (соревнования между отцами и сыновьями) и др. Совместная деятельность в творческих объединениях различной направленности, музеях и т. п.

   Эффективность воспитательной системы образовательного учреждения характеризуется, наряду с другими факторами, взаимодействием с семьей, утверждением родителей как субъектов целостного образовательного процесса совместно с педагогами и детьми.

Диагностика эффективности деятельности руководителя детского объединения в работе с родителями.

Баллы:

1. Удовлетворены ли вы работой сотрудничества с родителями

2. Применяете ли вы новые, нетрадиционные формы работы с родителями? (укажите какие

3. Какое направление в сотрудничестве с родителями наиболее эффективно?

- учебно-познавательное

- спортивно-оздоровительное

- военно-патриотическое

- природоохранное

- трудовое

- досуговое

4. Каков образовательный потенциал родителей в классе?

5. Какова атмосфера микроклимата, взаимоотношений в семьях учащихся?

Ваши предложения:

Высокий уровень – 5 баллов

Выше среднего – 4 балла

Средний уровень – 3 балла

Ниже среднего – 2 балла

Низкий уровень - 1 балл

Литература:

Лизинский В.М. “Практическое воспитание в школе”, М, Центр “Педагогический поиск”, 2002.

Фролов П.Т. “Школа молодого директора”, М, “Просвещение”, 1988.

Ерофеева НЮ. “Методика подготовки и проведения педагогических советов”, Ижевск, 1995.

Гуткина ЛД. Планирование и организация воспитательной работы в школе. М. Центр “Педагогический поиск”, 2002.

Журнал “Классный руководитель” (1997–2003 гг.)

Кузнецова ЛВ. Воспитательная работа в школе. М. “Школьная пресса”, 2002.

Семенов ГС. Организация воспитательной работы в школе. М. “Школьная пресса”, 2002.

Кульневич СВ. Воспитательная работа в школе. Ростов-на-Дону: ТЦ “Учитель”, 2001.

Шилина ЗМ. Классный руководитель: искусство воспитания. М. 1997.

Созонов ВП. Организация воспитательной работы в классе. М. “Педагогический поиск”, 2000.

Сергеева ВП. Классный руководитель в современной школе. М 2001.

Дружинин ИА. Заботы и радости классного руководителя. М. “Просвещение”,1982.

Щуркова НЕ. Классное руководство: рабочие диагностики. М. 2001.

Болдырев НИ. Классный руководитель. М. “Просвещение”, 1978.

Макаренко АС. О воспитании. М. 1988.

Питюков ВЮ. Основы педагогической технологии. М. 1997.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка.Работа с родителями в школе VIII вида.

Цель: Просветительская: научить родителей видеть и понимать изменения, происходящие с детьми. Консультативная: совместный психолого-педагогический поиск методов эффективного влияния на ребен...

Методическое пособие "Работа с родителями "

В настоящее время всё больше внимания уделяется совместной деятельности педагогов и родителей в образовании и воспитании подрастающего поколения. Взаимодействие семьи и дополнительного образования отл...

Методическая разработка «Работа с родителями в системе ДОД»

Дополнительное образование детей играет немаловажную роль в общей системе образования. Это то звено, которое должно обеспечивать целостное развитие личности ребенка, его социализацию, влиять на станов...

«Работа с родителями. Роль семьи в воспитании подрастающего поколения» (методические рекомендации из опыта работы школы «РЭР»)

laquo;Работа с родителями. Роль семьи в воспитании подрастающего поколения» (методические рекомендации из опыта работы школы «РЭР»)...

Методические пособие "Мастерская родительской любви" (сборник методических материалов по работе с родителями)

в данном методическом пособии представлены сценарии заседаний психологического семейного клуба "радуга", организованного и успешно работающего при Панаевской школе-интернате...

Методическая разработка совместных досуговых мероприятий для учащихся и их родителей по программе «Соленое тесто» «Использование театрализации и игр в организации работы с родителями и совместной досуговой деятельности взрослых и детей»

Данная методическая разработка представляет вниманию педагогов опыт использования тематических кукольных представлений и игр в рамках проведения досуговых мероприятий и праздников для учащихся и их ро...

Методическая разработка «Работа с родителями: как организовать и с чего начать?»

Методическая разработка «Работа с родителями: как организовать и с чего начать?» предназначена начинающим педагогам дополнительного образования....