Реализация творческого потенциала учащихся при изучении предмета Технология
учебно-методический материал на тему
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
realizatsiya_tvorcheskogo_potentsiala_uchashchihsya_pri_izuchenii_predmeta_tehnologiya.docx | 34.58 КБ |
Предварительный просмотр:
МБОУ «Оерская СОШ»
Описание педагогического опыта работы:
Реализация творческого потенциала учащихся
при изучении предмета Технология
Учитель технологии: Федотова М.В.
2013
Введение
Новая школа – это школа для всех, в которой будет обеспечиваться успешная социализация всех детей.
Стратегия современного образования заключается в том, чтобы дать “возможность всем без исключения учащимся проявить свои таланты и весь свой творческий потенциал, подразумевающий возможность реализации своих личных планов”.
Эффективность работы школы в настоящее время определяется тем, в какой мере учебно-воспитательный процесс обеспечивает развитие творческих способностей каждого ученика, формирует творческую личность школьника, готовит его к творческой познавательной и общественно-трудовой деятельности.
Задача развития творческих возможностей школьников, воспитания в них новаторского отношения к труду все больше и больше овладевает педагогическим сознанием ученых и учителей. На это ориентирует и программа трудового обучения. Как известно, творчество- это деятельность человека, направленная на создание какого-либо нового, оригинального продукта в сфере науки, искусства, техники, производства и организации. Творческий процесс- это всегда прорыв в неизвестное, но ему предшествует длительное накопление опыта, знаний, умений и навыков, он характеризуется переходом количества всевозможных идей и подходов в новое своеобразное качество.
Одной из педагогических задач сегодня является внедрение в образовательный процесс таких методов и приемов, которые помогут подросткам не только овладеть определенными знаниями, умениями и навыками в той или иной сфере деятельности, но и развивать их творческие способности, где важная роль отводится урокам технологии.
Целью моей педагогической деятельности является – развитие творческих способностей учащихся на уроках технологии. От способности ученика к творчеству зависит успешность приобретения знаний, умений и навыков, а в итоге ребенок вырастает в интересную, неординарную личность. А это уже путь в инициативные, предприимчивые и компетентные специалисты. Тем самым уроки труда с установкой на созидание подготавливают учащихся к самостоятельной трудовой деятельности, способствуют безболезненной адаптации в жизни по окончании школы. Сегодня уже доказано, что люди, подготовленные к творчеству, намного быстрее находят свое место в науке, на производстве, лучше осваивают свою работу, приносят больше пользы. На основе этого я ставлю перед собой такие задачи, как приобщить учащихся к творческой работе, привить интерес к творчеству, поиску, развить навыки созидания, самореализации. Бесталанных детей нет. Важно только вовремя научить их, раскрыть свои способности, поверить в себя.
- Основная часть
- Критерии творческой деятельности учащихся.
Как известно, творчество - это деятельность человека, направленная на создание какого-либо нового, оригинального продукта в сфере науки, искусства, техники, производства и организации. Творческий процесс - это всегда прорыв в неизвестное, но ему предшествует длительное накопление опыта, знаний, умений и навыков, он характеризуется переходом количества всевозможных идей и подходов в новое своеобразное качество.
Способности - это такие психологические особенности человека, от которых зависит успешность приобретения знаний, умений и навыков, но которые сами к наличию этих знаний, умений и навыков не сводятся.
При выборе методов работы преподаватель должен хорошо представлять себе уровень мышления каждого ученика, развитие его творческих способностей и учитывать имеющийся у него опыт предшествующей творческой работы.
Для этого мне удобно использовать шкалу, отражающую пять уровней творческой подготовленности учащихся:
1-й уровень. Учащийся может изготовить изделие по предъявленной документации с внесением частичных изменений в чертеж, схему направленных на совершенствование формы изделия или рациональное расположение деталей и т.д.
2-й уровень. Ученику доступно изготовление изделий с доконструированием и самостоятельным внесением изменений в предъявленную технологическую документацию или отдельную схему.
3-й уровень. Ученик справляется с изготовлением изделий с предварительным оригинальным конструкторским усовершенствованием и самостоятельным внесением изменений в технологическую документацию или схему.
4-й уровень. Ученику посильна самостоятельная технологическая разработка оригинальной конструкторской идеи изделия (предложенной учителем) и его изготовление.
5-й уровень. Ученик способен самостоятельно обосновать и сформулировать оригинальную конструкторскую или рационализаторскую идею изделия, разработать документацию и изготовить изделие.
Необходимо отметить, что сформулированные уровни творческой подготовленности использую не для оценки творческого потенциала учениц, а для учета возможностей творческого продвижения каждой.
Для развития творческих способностей учениц на уроках технологии и во внеклассной работе руководствуюсь несколькими правилами:
1. Перед ученицами с первых шагов обучения должна ставиться задача на «выразительность», все более усложняющаяся по содержанию, касающаяся цвета, формы, материала. Решая такие задачи, девочка делает на доступном ей уровне то же самое, что и настоящий профессионал.
2. Творческое развитие ученицы протекает нормально, если она осваивает технологию искусства не в качестве самоцели, а в связи с решением конкретных задач. Тогда приобретенный навык становится не лишним грузом за плечами, а гибким инструментом в руках, средством воплощения собственных замыслов.
3. Необходимо пробуждать у ученицы личную заинтересованность в творчестве. В этом могут помочь задания, требующие адекватного выражения собственного чувства, отношения, настроения, замысла девочки.
На уроках технологии решаются вопросы эстетико-познавательного воспитания открываются широкие возможности для творческого развития учащихся, формируются эмоционально-нравственное отношение к миру, окружающей жизни, к людям, развивается ассоциативно-образное мышление. Задача таких уроков разбудить и воспитать душу ученика, сформировать в нем творческое начало.
Для проявления интереса к творчеству на практике использую следующие принципы:
1. Принцип гуманизации воспитания. Ученица должна иметь максимальную свободу для проявления творческой инициативы, творческой деятельности. Очень важным было то, чтобы на уроках технологии звучали не холодные, бездушные, хотя и правильные ответы, а содержащие собственные переживания и впечатления, окрашенные детской эмоцией, совершенно искренние выплески души и разума. Именно тогда, процесс восприятия искусства, в общем, и творческой задачи в частности, приобретает желанную форму и помогает ученице раскрыть себя.
2. Принцип толерантности. Сюжет работы учащейся никогда не должен подвергаться критике, а наоборот, воодушевлять девочку, чтобы она продолжала творить. Если ученица затрудняется творить, ей предлагаю создать то, что посильно.
3. Принцип осознанности. Знакомство с различными материалами. Ученица, работая с различными материалами, чувствует, себя творцом и способна в создании конкретных предметов выражать свое отношение к миру. В различных технических средствах она находит удовольствие, обогащая свои познания о мире. Каждая девочка в школьном возрасте изображает, украшает. Умение фантазировать и созидать - это начало пути, точка отсчета, стартовая площадка, с которой ученица уверенно и свободно может отправляться на поиск новых открытий, из ничего создавать и выдумывать новое. Нужно только вооружить её этими знаниями для его открытий.
Признаки и критерии творческой деятельности: продуктивность, нестандартность, оригинальность, способность к генерации новых идей, возможность «выхода за пределы ситуации», сверхнормативная активность. Для выявления и развития способностей зачастую решающую роль играет труд, возможность приобретения высокого мастерства и значительных успехов в творчестве.
Задачи развития творческих способностей учащихся:
Приобщение учащихся к творческой работе;
Прививание интереса к творчеству, поиску новых идей;
Развитие навыков созидания, самореализации.
Для меня важно создать условия уютной и безопасной атмосферы в кабинетах. В классах эстетически продуманное оформление: стенды с таблицами, работами учащихся и учителя, в большом количестве ухоженные цветы. Обеспечены всем необходимым рабочие места (современные швейные машины, манекен, т. д.), в наличии наглядные пособия, раздаточный материал, а так же материл для творчества, которым можно пользоваться в любую минуту. Все это позволяет создать реальные возможности для полноценного детского труда, в класс дети идут с радостью. В нашей школе есть все условия для проведения прекрасных уроков технологии и развития творческих способностей у детей.
1.2. Урок и творчество.
Творческий потенциал учащихся реализуется на уроках технологи. Использую различные формы проведения уроков, в ходе которых раскрываются творческие способности учащихся. Мои ученицы всегда готовят интересные доклады, презентации и сообщения «Все о фруктах», «Иллюзии в одежде», «Имидж современного человека», активно используют Интернет-ресурсы, материалы современных энциклопедических изданий, журналы мод. Привлекаю учениц старших классов, которые выполняют творческие задания, при проведении уроков в младших классах.
В разделе «Конструирование и моделирование» даю такие задания: смоделировать фартук для себя, для мамы, для бабушки. Варианты могут быть разными: с нагрудником и без, из однотонной ткани и ткани с рисунком, с использованием отделки, фартук повседневный и нарядный.
В данной конкретной деятельности приобретаются и знания и опыт творчества. Часть практических работ, которые требуют большой затраты времени, выполняется учащимися в домашней обстановке. Совместная работа детей с родителями улучшает взаимоотношения в семье и имеет большой воспитательный эффект.
Темам моделирования присущи элементы творчества, новизны, формирования банка идей, приобретения опыта творчества, т.к. процесс изготовления любого изделия начинается с выполнения эскизов, зарисовок, выбора вариантов композиций, разработки конструкции моделей.
На уроках, которые требуют определенных знаний и навыков, вношу элементы, развивающие творческие способности. Например, на уроках по материаловедению применяю задания, например: "Определить вид ткани", "Определить вид переплетения нитей", "Найти направление долевой нити". Вместе с карточками раздаю образцы материала, такие задания хороши при закреплении и проверки знаний. Обязательно провожу практическую работу по материаловедению, например, в 7 классе при работе "Определение вида ткани" ученики не только визуально, но и путем сгорания кусочка ткани должны определить по виду горения и запаху, из какого волокна соткана ткань. Обязательно перед такой работой провожу инструктаж по технике безопасности и демонстрирую приемы работы. В конце уроков по материаловедению ученики с удовольствием составляют коллекцию изученных тканей, но, не просто приклеивая кусочки ткани в тетрадь, а выполняя какой-нибудь рисунок, подставляя, например, где рубашка или шляпа. Таким образом, выходит веселая коллекция из картинок с тканью, отражающая настрой и внутренний мир ребенка.
На уроках по кулинарии стараюсь заинтересовать ребят, например, в теме "Сервировка стола", в 5 классе предлагаю придумать свои способы складывания салфеток. При изучении темы «Приготовление бутербродов» прошу приготовить бутерброды дома, сервировать стол для родителей и получить от них отзыв на свою работу. В 6 классе при изучении тем «Первичная обработка овощей» и «Оформление блюд» провожу практическую работу: разбиваемся на бригады, чистим овощи, смотрю на качество, обращаю внимание на правила безопасной работы, и начинаем творить: дети придумывают, что можно вырезать из овощей, чтобы украсить ими блюдо. Играем в игру "Прием гостей". Выбираем хозяина и его гостей. Предварительно рассматриваем правила приема и как нужно ходить в гости. Группа «гостей» делает умышленные ошибки. А хозяин должен деликатно выбраться из ситуации. Таким образом, дети быстрее и лучше запоминают пройденный материал.
В разделе «Технология ведения дома» в 8 классе рассматриваем виды и стили интерьера. При выполнении разноуровневых заданий: подготовить сообщение об определенном интерьере, нарисовать комнату своей мечты, изготовление макета комнаты и т.п. формируются образное мышление, творческое воображение, развивается эстетический вкус.
Большой интерес у школьниц вызывают беседы о красоте, здоровье, личной гигиене, об особенностях развития девочки и девушкиПостоянно разъясняю и показываю учащимся правильные и безопасные приемы труда, рассказываю о средствах индивидуальной защиты, оказании первой помощи. Объясняю, почему необходимо следить за правильной организацией рабочего места, порядком размещения инструментов и рабочих материалов. В результате этих занятий ученицы выполняют творческие работы по созданию макияжа, прически для себя и подруги праздничного и повседневного.
Использую проектный метод. Творческий проект - это хорошая творческая задача для самовыражения любого учащегося. Этот метод позволяет школьникам в системе овладеть организацией практической деятельности по всей проектно-технологической цепочке – от идеи до её реализации в модели, изделии (продукте труда). Главная особенность этого подхода - активизировать обучение, придав ему исследовательский, творческий характер, и таким образом передать учащемуся инициативу в организации своей познавательной деятельности.
Технологии проектирования (в том числе и собственной деятельности) лежат в основе метода проектов, поэтому учащиеся в первую очередь должны быть ознакомлены с основными стратегиями проектирования.
Важно сформировать у них устойчивый интерес к технологическому творчеству, которое способствует пониманию структуры и состава технологического процесса в обобщенном виде и обеспечивает перенос усвоенных знаний в самые разнообразные ситуации.
Большое значение имеет работа по выбору тематики проектов, она может быть двух вариантов. Я предлагаю темы исходя из творческого потенциала каждой ученицы, и она выбирает наиболее привлекательный вариант, или девушки сами предлагают тему своего проекта, но при обязательном условии согласования целей проектной деятельности со структурой образовательной программы.
Наибольшей популярностью пользуются такие темы, содержанием которых является декоративно-прикладное творчество. Часто эти работы становятся призерами районных и республиканских конкурсов: «Мыльные фантазии» - Сертификат (Цыренова Нарана), «Картины вышитые лентами» - сертификат (Цыбикова Баярма), «Обрядовые куклы в годовом цикле народных праздников» 1 место НПК (Тугаринова Юля), «Поэзия на яйце» - 1 место НПК (Шадрина Таня).
Творческий проект - это хорошая творческая задача для самовыражения любого учащегося. Метод проектов рассматриваю не как итоговую самостоятельную работу учащихся, а как способ, позволяющий приобрести навыки проектирования и изготовления изделий, удовлетворяющих индивидуальные потребности личности, а в перспективе и общества, другими словами: “Я сделаю свой мир полезным, красивым и удобным для себя и других”.
Средний качественный показатель обученности стабильный, 100%
Со стремления к творческой активности, постепенно увеличился объём работы на уроке, как следствие повышения внимания и хорошей работоспособности детей.
Девочки ждут новых интересных заданий, сами проявляют инициативу в их поиске. Улучшается и общий психологический климат на уроках: ученицы не боятся ошибок, помогают друг другу, с удовольствием участвуют в различных мероприятиях, проводимых как в школе, так и на районном уровне.
В районной олимпиаде по технологии в 2010 году Осколкова Ксения, ученица 10 класса заняла I место.
Уроки технологии – это уроки жизни. Этот школьный предмет дает девочкам необходимые знания и умения, которые необходимы каждый день в обыденной жизни, все разделы и темы идеально подходят для творческого проектирования. На некоторых уроках использую музыку, способствующую поднятию настроения, помогающую внутренне расслабиться, улыбнуться. А в приятной обстановке и работа лучше ладится.
Раздел «Художественная обработка материала» дает возможность соединить трудовую подготовку с эстетическим воспитанием, ведь мы хотим воспитать людей с высокой культурой труда. Творческая деятельность учащихся принимает разнообразные формы при изготовлении различных изделий. Причем эти изделия могут выполняться как индивидуально, так и коллективно.
- Развитие творческих способностей в процессе внеклассной работы.
- Кружок «Рукоделие» - как средство активизации творческой деятельности.
Урок даже самый удачный имеет один недостаток: он спрессован во времени и не допускает отвлечений, даже когда ученицы остро интересуются каким-либо вопросом. Другое дело – внеклассное занятие, в котором учитель не связан жесткими временными и программными рамками. Эта деятельность является продолжением работы на уроках и развитию способностей школьника, формированию его личности. В обязанности учителя технологии могут быть включены: руководство кружками технического творчества, клубом по интересам, факультативом и т.п.
Мне ближе всего кружковая деятельность. Я пришла к выводу, что детям мало того, что они изучают на уроках, у них огромный творческий потенциал! Ребенок по своей природе талантлив. Разовьются ли его природные задатки дальше – зависит от учителя. И моя задача очень ответственна и благодарна: обнаружить затаенный родничок детского таланта, поддержать интерес, разбудить мысль, развить индивидуальность каждой девочки, научить её самостоятельному творчеству в кружке рукоделия.
Вызывая интерес учащихся к предмету, кружок способствует развитию кругозора, творческих способностей, привитию навыков самостоятельной работы и тем самым повышает качество подготовки к уроку технологии. Здесь каждая школьница имеет возможность выбрать себе дело по душе, выявить, ставить и разрешать интересующие проблемы. Способности у всех детей разные, зачастую они не лежат на поверхности.
Содержание программы включало различные темы. Большой популярностью пользовалась тема "Народная мастерская
- Конкурсы и выставки
Постигая различные виды декоративно - прикладного искусства, создавая одежду для себя, учащиеся школы приобщаются к производительному труду и сами создают материальные и культурные ценности.
Результатом реализации развития творческого потенциала при изучении технологии являются выставки детских работ, как на базе школы, так и районные. Использование поделок-сувениров в качестве подарков для родителей, ветеранов, учителей и т.д.; оформление зала для проведения праздничных вечеров. Принимать участие в изготовлении поделок может любой ученик нашей школы, проявивший интерес к прикладному искусству. Занятость, застенчивость, страх перед сценой не позволяют некоторым детям активно проявлять себя. Индивидуальные занятия с ними помогают выявить творческий потенциал, способности. Приобретённые умения и навыки, помогут им самореализоваться в жизни.
Особенностью данной работы является обновление технологий изготовления поделок. Стараюсь постоянно самообразовываться, ищу в Интернете и осваиваю новые виды рукоделия: торцевание, ассамбляж, TUNNEL BOOK, и приобщаю к этому детей. Сколько интересного находят и придумывают они сами. Любимым занятием стало изготовление картин техникой моделирования из разного, бросового материала. Необычно, но увлекательно. Широко используем бросовый материал, например - пустые бутылки интересной формы, баночки из-под йогурта, битое стекло, пластиковые банки из-под сока для изготовления различных поделок.
Сейчас модно украшать интерьер дома вещами, сделанными своими руками. Например, на полку в кухню можно поставить декоративные бутылки, которые мы делаем: в одни насыпаем цветную соль, другие - оплетаем веревками, третьи - декорируем кожей. Любят ученики работать с бумагой - ведь это доступное и увлекательное занятие для учащихся. Оно способствует развитию пространственного мышления, глазомера, точности движений рук, мелкой моторике. Все это положительно сказывается на общем развитии ученика. Ребята проявляют умения, фантазию, творчество и выставляют свои изделия на суд общества.
Таким образом, широко используя различные приемы активизации творческой деятельности и применяя их в учебном процессе, я добиваюсь положительных результатов в обучении и воспитании школьников. Развитие творческих способностей учащихся является результатом применения элементов творчества в организации учебно-познавательного процесса через творческие работы, проекты, проблемные, игровые ситуации и т.п. Данный опыт позволяет создать качественные критерии результативности: положительный эмоциональный комфорт на уроках, высокий познавательный интерес, большинство учащихся способны перенести ранее усвоенные знания и умения в новую ситуацию, положительное отношение к предмету, учителю.
Технологическое творчество стало доступно практически всем учащимся. Но особенности личностного развития отдельных учеников иногда могут требовать использования со стороны учителя различных видов помощи, активизирующих потребность, в том числе творчества и мотивацию к технологической творческой проектной деятельности. Для этого я стараюсь показать практическую значимость для школьника данного вида творчества, связав его с современным состоянием рынка труда, и необходимость неоднократной переквалификации как основы адаптации к новым экономическим условиям.
Мои ученики, успешно окончив школу, хорошо адаптируются в новых коллективах.
Сегодня с уверенностью могу сказать: для того чтобы стать хорошим учителем, одного желания и старания мало. Надо терпеливо и последовательно овладевать педагогическим мастерством, изучать психические особенности школьников, предвидеть возможные затруднения при усвоении учебного материала, учитывать особенности детей и т.д.
Занятия по технологии позволяют проводить систематическую работу по формированию у школьников, нравственных качеств личности, воспитывать трудолюбие, и развивать творческие способности учащихся.
Постоянное внимание и систематическая работа по развитию творческих способностей на уроках технологии обеспечивает обогащение детской души, делает её духовно выразительнее, что, в свою очередь, способствует рождению настоящей личности.
Директор школы: ________________Бадмаев Ю.Р.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Развитие творческого потенциала учащихся при изучении математики.
Способы развития творческих способностей учащихся. Описание опыта работы по развитию творческих способностей. Работы учащихся 5-6 классов....
Статья о реализации творческого потенциала учащихся на уроках английского языка.
Основным направлением модернизации общеобразовательной школы на современном этапе предусматривается, прежде всего, повышение качества усвоения общеобразовательных знаний, практической и творческ...
Доклад "Развитие и реализация творческого потенциала учащихся"
Чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребенок....
Доклад "Развитие и реализация творческого потенциала учащихся с ограниченными возможностями здоровья"
Чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребенок...
Реализация творческого потенциала учащихся через проекты и исследовательские работы
Была предоставлена отчетная работа по проектам как во внеурочное, так и урочное время....
ДИПЛОМНАЯ РАБОТА на тему: «Развитие творческого потенциала в процессе изучения предмета Технология в условиях ФГОС.»
Введение Глава I. Развитие творческого потенциала учащихся, как социально- 4 педагогический аспект в процессе изучения предмета «Технология». 1.1. Педагогическая наука о сущности творческого пот...
Домашние задания по литературе как средство реализации творческого потенциала учащихся в рамках реализации требований ФГОС
В данной презентации предлагается система сквозных заданий по литературе для развития творческого потенциала учащихся. Задания предлагаются к использованию на уроках литературы (по учебнику В.Я.Корови...