План работы МО гуманитарного цикла
материал на тему
Предварительный просмотр:
План работы
методического объединения учителей гуманитарного цикла
на 2017-2018 учебный год
Содержание
1.Методическая тема и задачи МО на 2017-2018 учебный год.
2. Методические темы учителей.
3. План заседаний МО.
4. Состав школьного методического объединения
5. План работы учителей на 2017-2018учебный год.
6.План работы учителей по кабинетам.
7. Подготовка к ЕГЭ и ОГЭ .
8.План работы с одарёнными учащимися.
9.План работы со слабоуспевающими учащимися.
10.Протоколы заседаний МО
- Единая методическая тема:
«Повышение эффективности и качества основного и среднего образования в условиях реализации федерального государственного образовательного стандарта».
Задачи МО учителей гуманитарного цикла
на 2017-2018 учебный год
1.Совершенствование методики проведения уроков гуманитарного цикла, повышение качества знаний в условиях реализации федерального государственного образовательного стандарта».
2. Изучить нормативно-правовое обеспечение образовательного процесса в соответствии с требованиями Кодекса об образовании;
- уяснить ориентиры образовательной политики, конкретных программно-методических требований, инструкций.
3. Воспитание у учащихся интереса к предмету.
4. Осуществление дифференцированного подхода к обучению предмета, работа с одаренными детьми
5. Применять современные и коммуникативные технологии на уроках для активизации познавательной и самостоятельной деятельности учащихся, развитие культуры речи.
6. Совершенствование методики подготовки учащихся к сдаче ОГЭ, ЕГЭ.
7. Осуществление контроля за прохождением программного материала, разработкой рабочих программ педагогов.
8.Повышение квалификации педагогов.
9.Организация методической помощи учителям
-внедрение достигнутого передового педагогического опыта в систему работы учителей, стимулирование их на собственные творческие поиски;
- выявление, обобщение и распространение педагогического опыта, рожденного внутри методического объединения, продолжение обмена педагогическими находками.
Реализовывать межпредметные связи, практическую, профориентационную и идеологическую направленность;
НАПРАВЛЕНИЯ РАБОТЫ МО:
1. Ориентация работы МО на национальный проект «Образование». Использование учителями ИКТ, исследовательских, здоровьесберегающих, проектно-дифференцированных методов обучения, применяя активные формы работы, внедряя методики тестирования, анализа и подготовки к ОГЭ И ЕГЭ.
2. На всех уроках гуманитарного цикла обращать особое внимание на чистоту родного языка, бороться со сленгами, повышать грамотность, технику чтения и осмысления, умение работать с учебным материалом и повышать словарный запас учащихся.
3. Совершенствовать преподавание предметов гуманитарного цикла, используя различные методы контроля, межпредметные связи и преемственность в обучении и воспитании при переходе учащихся из I ступени во II ступень для детального изучения личности ребенка и широкого применения результатов этой работы с целью повышения личностной ориентации.
4. Повышать результативность личностно-ориентированного образования в ходе заседаний МО, взаимопосещения уроков, оказывая методическую помощь и передачу опыта работы учителей. Во внеклассной и учебной работе сосредоточить внимание на повышение духовно-нравственного и гражданско-патриотического воспитан
2. Сведения об индивидуальных темах методической работы учителей
№ | ФИО | Должность | Тема |
1 | Цыдендоржиева Э.Ц. | Учитель русского языка и литературы | «Виды и формы контроля за ЗУН учащихся на уроках русского языка и литературы» |
2 | Степанова О.М. | Учитель русского языка и литературы | «Использование компетентностно-ориентированных заданий на уроках русского языка и литературы» |
3 | Цыбикова С.Э. | Учитель бурятского языка и литературы | «Использование компетентностно-ориентированных заданий на уроках бурятского языка и литературы» |
4 | Будаева Е.Б. | Учитель истории, обществознания | Формирование ценностно-смысловой компетенции учащихся на уроках истории и обществознании. |
6 | Бадлуева Е.М. | Учитель английского языка | «Использование компетентностно-ориентированных заданий на уроках английского языка» |
7 | Ринчинова Н.В. | Учитель эвенкийского языка | «Активизация словарного запаса на уроках эвенкийского языка и литературы». |
3.План заседаний МО учителей гуманитарного цикла
на 2017-2018 учебный год.
Время проведения | Повестка дня заседаний методического объединения |
август | 1.Анализ работы МО в 2016-2017 учебном году. 2.Обсуждение и утверждение плана работы на 2017-2018 учебный год. 3.Утверждение рабочих программ по предметам гуманитарного цикла. 4. Подготовке и проведение диагностических контрольных работы в 5-11 классах, план работы с одарёнными и слабыми учащимися, обзор новинок методической литературы
|
октябрь | 1.Анализ прохождения программ в I четверти. 2.Подведение итогов проведения диагностических контрольных работ за I четверть. 3.Обсуждение результатов итоговой аттестации и сдачи ЕГЭ, ОГЭ в 2016-2017 учебном году. 4.Анализ итогов проведения олимпиады по русскому языку и литературе среди школьников 5-11 классов. |
январь | 1.Анализ выполнения практической и теоретической части программ по предметам за I полугодие. 2.Анализ техники чтения в I полугодии. 3.Об итогах проведения диагностических контрольных работ по итогам I полугодия. 4. «Итоги мониторинга по выявлению уровня воспитанности и обученности учащихся 9 классов, их готовности к продолжению образования». 5.Выступление по теме «Формирование у учащихся потребности в новых знаниях». 6.«Использование ИКТ на уроках бурятской литературы». 7.Анализ открытых уроков истории и обществознания с использование ИКТ. |
Март | 1.Проведение пробных ОГЭ по русскому языку в 9-х и ЕГЭ в 11-х классах по русскому языку. 2.Доклад на тему «Подготовка учащихся к ЕГЭ: технология работы с тестовыми и текстовыми заданиями». 3.Круглый стол «Готовимся к экзаменам»: - корректировка тематических планов, подготовка общего плана проведения повторения; - разработка рекомендаций по психологической подготовке выпускников и их родителей к итоговой аттестации и ЕГЭ. -изучение изменений в нормативных документах и других материалах по организации и проведению итоговой аттестации выпускников основной и средней (полной) школы. -содержание и структура ОГЭ, ЕГЭ (в 11 и 9 классах). - обеспечение различного рода обучающими и информационными методическими пособиями. 4.Обсуждение и утверждение плана работы предметной декады гуманитарных наук: -определение целей тематической недели, темы. -выставка творческих работ учащихся; - конкурс чтецов; -планирование открытых уроков и внеклассных мероприятий. |
апрель | 1.Проведение школьной методической недели учителей гуманитарных наук по общешкольному плану: -распространение передового педагогического опыта при подготовке и проведении методической недели. -изучение новинок художественной, специальной и педагогической литературы по теме. 2.Анализ проведения предметной декады. 3.Отчет учителей по теме самообразования. 4.Анализ пробных ОГЭ и ЕГЭ по русскому языку в 9-х, 11-х классах. 5.Выступление на тему «Совершенствование мастерства учителя через посещение курсов повышения профессиональной квалификации» |
Май | 1.Подведение итогов проведения диагностических контрольных работ за год. 2.Анализ проведения техники чтения учащихся 5-8 классах на конец года. 3. Разработка материалов к государственной (итоговой) аттестации учащихся 9,11 классов. 4.Анализ работы учителей МО гуманитарного цикла по реализации методической темы (выявление основных приоритетных направлений, проблем). 5.Самоанализ деятельности членов МО за 2017-2018 учебный год. 6.Обмен опытом «Использование современных образовательных технологий в учебной деятельности». 7.Анализ открытых уроков с применением современных технологий в учебной деятельности». 8.»Формы и методы работы через применение новых образовательных технологий на уроке». 9.Определение основных направлений деятельности МО, целей, задач на следующий учебный год. |
НАПРАВЛЕНИЯ РАБОТЫ
месяц | Виды работы |
Июнь, сентябрь | Анализ работы МО за 2017-2018 учебный год. Корректировка и утверждение плана работы МО на 2017-2018 учебный год. Чтение и обсуждение методических писем, корректировка календарно-тематического планирования. «Применение современных педагогических технологий на уроках русского языка и литературы как средство развития коммуникативных способностей учащихся» (семинар) Подбор материала для вводных контрольных работ по предметам для учащихся 5-11 классов. Подбор материала для проведения школьного пробного экзамена по русскому языку в 11 классе в форме ЕГЭ. Составление графика работы учителей с одарёнными детьми, со слабоуспевающими, по подготовке учащихся к сдаче ЕГЭ и ОГЭ |
Сентябрь октябрь | Проведение вводных контрольных работ в 5-11 классах. Работа с одарёнными, слабоуспевающими детьми. Подготовка учащихся к ОГЭ и ЕГЭ. Подготовка и проведение пробного школьного экзамена по русскому языку в 11 классе. Участие в районных конкурсах. Подбор материалов для проведения школьного тура олимпиад среди учащихся 9-11 классов по русскому языку и литературе. Работы по активизации использования электронных учебников и дидактического материала при подготовке учащихся к разным видам итоговой аттестации. Проведение предметной недели русского языка и литературы |
Ноябрь декабрь | Анализ четвертных контрольных работ по русскому языку. Анализ пробного экзамена по русскому языку в 11 классе. Подведение итогов школьного тура олимпиад по русскому языку и литературе. диагностическая работа в рамках подготовки к сочинению по литературе в 11 классе; Проведение школьного пробного экзамена по русскому языку в 9 классе. Работа по использованию на уроках современных педагогических технологий. Посещение и обсуждение открытых уроков. Участие в районном туре олимпиад по русскому языку и литературе. |
Январь | Проведение заседания круглого стола по теме «Интеллектуальное развитие школьников посредством реализации личностно-ориентированного подхода при обучении русскому языку и литературе». Анализ учебной деятельности за первое полугодие. Подбор и обсуждение материалов проведения школьной предметной недели русского языка и литературы. Посещение и обсуждение открытых уроков. Подбор и обсуждение материалов школьного пробного экзамена по русскому языку в 9 классе. Составление графика проведения открытых уроков с использованием современных педагогических технологий. | |
Февраль - март | Проведение районного пробного экзамена по русскому языку в 11 классе. Проведение районного пробного экзамена по русскому языку в 9 классе. Проведение предметной недели родного языка и литературы. Участие в районных конкурсах. Посещение и обсуждение открытых уроков. | |
Апрель - май | Анализ пробных районных экзаменов по русскому языку в 9 и 11 классах. Проведение семинара «Инновационная деятельность педагога и современный урок в формировании качества знаний учащихся.». Составление и обсуждение экзаменационного материала для итоговой и промежуточной аттестации учащихся 5-11 классов. Предварительное распределение учебной нагрузки на 2015-2016 учебный год. Составление графика экзаменов и консультаций. Мониторинг обученности по предмету за 2015 – 2016 учебный год. Проведение консультаций и промежуточной аттестации. | |
июнь | Проведение консультаций и выпускных экзаменов в 9 и 11 классе. Анализ работы МО за 2015 - 2016 учебный год. Составление и обсуждение плана работы МО на 2016 - 2017 учебный год. Обсуждение и утверждение рабочих программ. |
Работа по самообразованию
1.Работа над темой самообразования, методической темой объединения учителей, проведение открытых уроков. ( в течение года)
2. Календарно - тематическое планирование: современные требования, новые подходы и педагогический опыт, (август)
3. Обобщение опыта работы аттестующихся учителей, (сентябрь - октябрь)
4. Санитарно-гигиенические нормы организации учебного процесса, (сентябрь)
5. Единый орфографический режим ведения тетрадей, оформление журналов, личных дел. (август)
6. Подготовка к теоретическому семинару №1. (октябрь)
7. Подготовка учащихся к олимпиадам по русскому языку и литературе. ( в течение года)
8. Консультации по подготовке учащихся к ОГЭ и ЕГЭ. ( в течение года)
9. Работа с электронными учебниками и дидактическим материалом. ( в течение года)
10. Подготовка к семинару - практикуму №1. (ноябрь - январь)
11. Подготовка и проведение предметной недели русского языка и литературы, (январь - март)
12.Подготовка к теоретическому семинару №2. (март-апрель)
13.Самоанализ работы над темой самообразования, (апрель)
14. Работа с документацией на подтверждение (повышение) разряда аттестующихся учителей, (апрель - май)
15.Нормы оценки знаний, умений и навыков учащихся, (май)
16. Работа с образовательными стандартами по предмету, (май)
17. Работа с документацией кабинетов. ( в течение года)
18. Накопление научно-методической базы. ( в течение год
Проверка планирования
1.Проверка календарно-тематического планирования по русскому языку и литературе на первое полугодие (сентябрь).
2. Проверка тематического планирования элективных курсов и факультативов (сентябрь).
3. Проверка поурочного планирования по русскому языку и литературе (в течение года).
4. Проверка планирования работы с одарёнными детьми (сентябрь).
5. Проверка календарно -тематического планирования по русскому языку и литературе на второе полугодие (январь).
6. Проверка плана дооборудования кабинетов (май).
Методическое обеспечение кабинетов
1.Подготовка кабинетов к новому учебному году (август).
2. Проверка техники безопасности, состояние освещенности,
школьной мебели, оборудования и т.п. (август).
3. Работа по плану дооборудования кабинета (сентябрь - октябрь).
4. Подготовка к отопительному сезону (сентябрь).
5. Смотр учебно-методической базы кабинетов и документации (ноябрь).
6. Систематизация учебно-методических пособий (декабрь).
7. Использование учебно-методической базы кабинетов в урочной
деятельности ( в течение года).
8. Организация выставок творческих работ учащихся, тематических
экспозиций и т.п. (Январь - март)
9. Составление плана дооборудования (переоборудования) кабинетов
на новый учебный год (май).
10.Систематизация учебно-методических пособий (май).
11. Ремонт кабинетов (июнь-июль)
4. СОСТАВ МЕТОДИЧЕСКОГО ОБЪЕДИНЕНИЯ
ФИО учителя | Образование | предмет | категория | учебная нагрузка | Стаж работы | Награды, звания |
1. Бадлуева Е.М. | Высшее, БГУ | Английский язык | первая | 21 час | 19 лет | Почетная грамота МО Н РБ за добросовестный труд в деле воспитания и обучения подрастающего поколения |
2.Будаева Е.Б. | Высшее, БГУ | История, обществознание | первая | 21 час | 22 года | Заслуженный учитель РБ |
3.Ринчинова Н.В. | Высшее, БГУ | Эвенкийский язык и литература | высшая | 28 часов | 18 лет | Почетная грамота МО Н РБ за добросовестный труд в деле воспитания и обучения подрастающего поколения |
4.Степанова О.М. | Высшее, БГУ | Русский язык и литература. Музыка | первая | 25 часов | 24 года | Почетная грамота РУО, Почетная грамота Администрации МО «Курумканский район» |
5.Цыбикова С.Э | Высшее, БГУ | Бурятский язык и литература | высшая | 11 часов | 24 года | Почетная грамота МО Н РБ за добросовестный труд в деле воспитания и обучения подрастающего поколения |
6.Цыдендоржиева Э.Ц. | Высшее, БГУ | Русский язык и литература | первая | 21 час | 18 лет | Почетная грамота МО РБ за добросовестный труд в деле воспитания и обучения подрастающего поколения |
План работы методического объединения учителей гуманитарного цикла
в 2017-2018 учебном году
№п/п | Мероприятия | Дата проведения | Ответственные | ||
1 четверть | |||||
1 | Заседание МО учителей русского языка и литературы. Анализ работы МО за 2016-2017 учебный год. Утверждение плана работы на 2017-2018 год, определение целей и задач. О рабочих программах по русскому языку и литературе. Повышение квалификации педагогов. Изучение новых образовательных стандартов , законопроектов. Утверждение рабочих программ учителей | 31.08.2017 | руководитель МО | ||
2.1 2.2 | Взаимодействие МО учителей гуманитарного цикла и МО учителей начальной школы. Вопросы преемственности Подготовка к участию во Всероссийских конкурсах предметных олимпиад | В течение года 1 неделя октября | руководители МО, зам.директора по УВР | ||
3.1 3.2 | Проведение входящих контрольных работ по русскому языку по тексту администрации. Определение качества знаний. Экзамены и их «подводные рифы» (о подготовке к ЕГЭ и ГИА). | 2-3 неделя сентября в теч.четвертей | руководитель МО, зам.директора по УВР | ||
4 | Подготовка и проведение школьной олимпиады по предметам гуманитарного цикла ( 5-11 классы) | сентябрь-октябрь По плану РМО | руководитель МО, зам.директора по УВР Учителя -филологи | ||
5 | Проведение пробного тестирования в 11 классе( подготовка к ЕГЭ) Проведение пробного тестирования в 9-х классах ( подготовка к ГИА ) | 2 неделя ноября Последняя неделя ноября | руководитель МО, зам.директора по УВР Учителя | ||
6 | Организация работы с одарёнными и слабоуспевающими учащимися | В теч. года | Зам.директора по УВР Учителя | ||
7 | Участие в научно-практических конференциях | В теч. года | Все учителя МО | ||
8 | Подготовка и проведение недели русского языка и литературы. | ноябрь | Учителя русского языка и литературы | ||
2 четверть | |||||
1 | Заседание МО учителей гуманитарного цикла. Итоги 1 четверти. Анализ внеклассной работы по предметам. Пути повышения качества знаний. Участие в олимпиадах муниципального уровня. Анализ пробного тестирования в 11 классе. Анализ диагностической работы в 9-х классах. Организация помощи слабоуспевающим учащимся. О работе с одаренными детьми. Подготовка к ученическим и учительским конференциям. Об организации проектной деятельности учащихся. Изучение новых образовательных стандартов , законопроектов. | ноябрь | руководитель МО, зам.директора по УВР | ||
2 | Участие во Всероссийской игре «Русский медвежонок (2-11 классы) | ноябрь-декабрь | руководитель МО учителя МО | ||
3.1 3.2 | Участие во 2 этапе муниципальной олимпиады по предметам Подготовка и проведение недели английского языка | Ноябрь Ноябрь | руководитель МО, зам.директора по УВР Учителя | ||
4.1 4.2 | Тестирования в формате ОГЭ в 5-8 классах по предметам Взаимопосещение уроков учителями — предметниками с целью обмена опытом, педагогическим материалом. | Декабрь в течение года | Учителя русского языка и литературы | ||
5 | Сжатое изложение (пробные работы в формате ОГЭ) | В течение года | Учителя МО | ||
6 | Участие в конкурсных сочинениях | По плану РМО | Руководитель МО Учителя русского языка и литературы | ||
7 | Проведение пробного тестирования в 9 и 11 классе | декабрь | Учителя | ||
8 | Подготовка и проведение мероприятий к юбилейным датам в области литературы. | В течение года | Руководитель МО Учителя русского языка и литературы | ||
9 | Корректировка рабочих программ по предметам | До 30 .12.2017 | Руководитель МО Зам.директора по УВР | ||
10 | Проведение контрольных работ за 1 полугодие | До 25 декабря | |||
12 | «Лингвистическая карусель» (5-6 классы) | Декабрь | Все учителя МО | ||
3 четверть | |||||
1 | Заседание МО. Обеспечение индивидуальных образовательных траекторий обучающихся за счет уровневой дифференциации учебного материала. Мониторинг качества знаний за 1 полугодие. | январь 2017 | руководитель МО | ||
2 | Подготовка к НПК «Шаг в будущее» | январь | учителя | ||
3 | Участие в НПК «Шаг в будущее» | февраль | учителя | ||
4 | Участие в районных семинарах | По плану РМО | Руководитель МО. Зам.директора по УВР | ||
5 | Пробное тестирование 9, 11классы | Январь-февраль | Учителя | ||
6 | Конкурсные сочинения, внеклассные уроки, посвящённые дню Защитника Отечества | Февраль | руководитель МО | ||
7 | Пробное тестирование 9, 11классы | Март | учителя | ||
4 четверть | |||||
1 | Заседание МО. Анализ работы за 3 четверть. Работа со слабоуспевающими учащимися. Анализ проведения районного семинара. О ходе подготовки к итоговой аттестации в 9,11 классах, подготовка необходимой документации . | 3 апреля | руководитель МО | ||
2 | Участие в конкурсе сочинений ко Дню Победы | 4 неделя апреля | учителя | ||
3 | Обеспечение участия обучающихся в пробном ЕГЭ | По плану РУО | Зам.директора по УВР ,учителя | ||
4 | Обеспечение участия обучающихся в пробном ОГЭ по русскому и бурятскому языкам | По плану комитета по образованию | Зам.директора по УВР .Учителя | ||
5 | Участие в проектной неделе. Доклады педагогов на учительской конференции | апрель | Учителя | ||
6 | Заседание МО. Итоги пробного ЕГЭ. Анализ работы МО и задачи на новый учебный год. | май | Зам.директора по УВР. Руководитель ШМО. | ||
7.1
| Подготовка и проведение итоговой аттестации | Май-июнь | Зам.директора по УВР. Руководитель МО. Учителя МО |
План работы по кабинетам на 2017-20168 учебный год
кабинеты | Ответственный за кабинет | 1 четверть | 2 четверть | 3 четверть | 4 четверть |
каб.№8 | 1.Обновление методической литературы 2. Изготовление дидактического материала. 3. Изготовление стендов | 1. Замена стендов 2.Изготовление дидактического материала 3.Приобретение новой методической литературы 4.Замена ламп по заявкам. | 1.Оформление выставки рисунков детей 2.Изготовление дидактического материала (тесты) | 1. Изготовление тестов для пробного тестирования 2.Сохранность кабинета после кап.ремонта, подготовка к ремонту. | |
каб.№6 | 1.Обновление методической литературы 2. Изготовление дидактического материала. 3. Изготовление стендов . | 1.Обновление стендов по орфографии 2.Подбор мультимедий- ного материала 3. приобретение новой методической литературы | 1. Изготовление дидактических материалов по литературе 2. Текущий ремонт оборудования | 1. Изготовление тестов для пробного тестирования 2.Подготовка к ремонту | |
каб.№16 | 1.Обновление методической литературы 2. Изготовление дидактического материала. 3. Изготовление стендов | 1.Обновление стендов по орфографии 2.Подбор мультимедий- ного материала 3. приобретение новой методической литературы | 1. изготовление дидактических материалов по литературе 2. Текущий ремонт оборудования | 1. Изготовление тестов для пробного тестирования 2.Подготовка к ремонту |
Подготовка к ЕГЭ и ОГЭ
№ | Содержание работы | Месяц | Ответственные |
1 | Участие в пробных экзаменах ЕГЭ и ГИА в новой форме, выполнение независимой контрольной работы по русскому языку в 9, 11 классах | районные-март-апрель, октябрь-декабрь, школьные- в течение года ежемесячно | учителя-предметники |
2 | Проведение работы с родителями: индивидуальные собеседования, родительские собрания с проведением консультаций и рекомендаций для родителей по итоговой аттестации. | в течение года | Учителя-предметники |
3 | Проведение индивидуальных консультаций по пробелам в знаниях учащихся. | в течение года | Учителя-предметники |
4 | Работа с бланками ЕГЭ и ОГЭ. | в течение года | Учителя-предметники |
5 | Работа по общешкольному плану-графику подготовки учащихся к ГИА в 9 классе в новой форме и ЕГЭ в 11 классе | в течение года | Учителя-предметники |
Контроль ЗУН учащихся
- Входная диагностика по итогам повторения за прошедший учебный год.
- Русский и родной языки 5-11 классы
- Техника чтения на начало года
- Английский язык 3-11 классы (раз в четверть)
- Литература 5-7 классы (раз в четверть)
- Лексические диктанты по русскому и родному языкам с 5 по 11 класс (раз в четверть)
- Тематический контроль раздела программы
- Орфография (5 класс)
- Орфография и морфология (6 класс)
- Морфология (7 класс)
- Синтаксис. Простое осложнённое предложение. (8 класс)
- Синтаксис сложного предложения ( 9 класс)
- Пробный ЕГЭ (11 класс)
План работы с одаренными детьми
в 2017-2018 учебном году
Цель: объединение усилий педагогов, родителей, с целью создания благоприятных условий для реализации творческого потенциала детей.
Задачи:
1. Создание оптимальных условий для выявления поддержки и развития одаренных детей.
2. Реализация принципа личностно-ориентированного подхода в обучении и воспитании учащихся с повышенным уровнем обучаемости.
3. Пропаганда интеллектуальных ценностей и авторитета знаний.
4. Создание системы взаимодействия школа – ВУЗ.
5. Создание новых форм и эффективных методик развития творческих способностей и опыта научного творчества.
Содержание и формы работы:
Выявление одаренных и талантливых детей
➢ Выявление одаренных и талантливых детей;
➢ Создание системы взаимодействия с внешкольными, научно-исследовательскими и культурно-просветительными учреждениями, родителями учащихся для выявления и воспитания одаренных детей.
➢ Создание банка данных «Одаренные дети».
➢ Диагностика потенциальных возможностей детей с использованием психологической службы;
➢ Анализ особых успехов и достижений ученика;
Содержание работы | Сроки | Ответственные | Выход | |
1. | Составление списка детей с повышенными учебными способностями с указанием предмета или направления | Сентябрь, 2017г. | Кл. рук. 5-11классов | Список |
2. | Диагностика учебных способностей учащихся развития каждого мотивированного ребенка | Сентябрь 2017г. Май 2018г. | Классные руководители | Анализ |
3. | Проведение школьных предметных олимпиад 5-11 классы | Сентябрь-Октябрь 2015г. | зам. дир. поУВР, учителя – предметники, кл. рук. 5-11 классов | Приказы, справки, отчеты, совещания при директоре, заседания МО |
4. | Участие во Всероссийской заочной олимпиаде по предметам гуманитарного цикла | Сентябрь-декабрь 2017г. | Учителя-словесники | Заявка, справка |
5. | Планирование индивидуальной работы с детьми с повышенными учебными способностями на уроке | Постоянно | Учителя – предметники, рук. МО | Посещение и анализ уроков |
6. | Организация кружковой работы по интересам, дополнительных образовательных услуг | Сентябрь- май | зам. директора по УВР зам. директора по ВР | Приказы, справки, договоры |
7. | Привлечение одаренных, мотивированных учащихся к осуществлению помощи слабоуспевающим в классе | Постоянно | Учителя – предметники, Кл. рук. | Наблюдение, собеседование, анализ |
8. | Участие в муниципальных, краевых, всероссийских предметных олимпиадах 5-11 классы | Ноябрь-декабрь 2017г. Март-апрель 2018г. | учителя – предметники, кл. рук. | Приказы, справки, заявки, отчет, списки, совещание при директоре |
9. | Участие в районных и республиканских конкурсах по предметам | 2017г-2018 уч.год | Учителя-предметники | Приказ, заявки |
10. | Участие во Всероссийском игре-конкурсе по русскому языку «Русский медвежонок» | 2017г. | Руководитель МО | Приказ, справка, заявка |
11. | Участие научно-практической конференции «Шаг в будущее» | Февраль-март, 2016г. | Руководитель МО | Приказ, справка, заявка |
12. | Контроль за соблюдением здоровье сберегающих технологий в работе с детьми | Постоянно | Педколлектив школы | Посещение уроков, кружков, факультативов |
13. | Проведение педагогических консультаций с родителями по вопросам: круг интересов учащихся, трудности в учёбе, индивидуальных способностей. | В течение года | Руководитель МО, учителя-предметники | Приказ, заявка |
14. | Консультации с учителями – предметниками по вопросам успеваемости, | В течение учебного года года | Зам.дир. по УВР, учителя-предметники |
Помощь одаренным учащимся в самореализации их творческой направленности
Создание для ученика ситуации успеха и уверенности, через индивидуальное обучение и воспитание;
организация научно-исследовательской деятельности;
организация и участие в интеллектуальных играх, творческих конкурсах, предметных олимпиадах, научно-практических конференциях;
разработка и реализация межпредметных научно-исследовательских проектов;
изготовление компьютерных презентаций, видеороликов, исследований.
Контроль над развитием познавательной деятельности одаренных школьников тематический контроль знаний в рамках учебной деятельности;контроль за обязательным участием одаренных и талантливых детей в конкурсах разного уровня;
Поощрение одаренных детей Публикация в СМИ, на сайте школы;
Награждение.
Принципы педагогической деятельности в работе с одаренными детьми:
принцип максимального разнообразия предоставленных возможностей для развития личности
принцип индивидуализации и дифференциации обучения;
принцип свободы выбора учащимся дополнительных образовательных услуг, помощи, наставничества.
План работы со слабоуспевающими и неуспевающими учащимися
на 2017- 2018 учебный год.
Мероприятия | Срок |
1. Проведение контрольного среза знаний учащихся класса по основным разделам учебного материала предыдущих лет обучения. Цель: а) Определение фактического уровня знаний детей. б) Выявление в знаниях учеников пробелов, которые требуют быстрой ликвидации. | Сентябрь |
2. Установление причин отставания слабоуспевающих учащихся через беседы со школьными специалистами: классным руководителем, психологом, врачом, встречи с отдельными родителями и, обязательно, в ходе беседы с самим ребенком. | Сентябрь |
3. Составление индивидуального плана работы по ликвидации пробелов в знаниях отстающего ученика на текущую четверть. | Сентябрь, обновлять по мере необходимости. |
4. Используя дифференцированный подход при организации самостоятельной работы на уроке, включать посильные индивидуальные задания слабоуспевающему ученику, фиксировать это в плане урока, чтобы не забыть. | В течение учебного года. |
5. Вести обязательный тематический учет знаний слабоуспевающих учащихся класса. Лучше бы вести тематический учет знаний по предмету детей всего класса. Это здорово помогает в работе. | В течение учебного года. |
6. Отражать индивидуальную работу со слабым учеником в рабочих или специальных тетрадях по предмету. | В течение учебного года. |
Мероприятия | Срок | Примечание |
1. Взять на учет и составить список слабоуспевающих и неуспевающих учащихся по итогам предыдущего года обучения | Сентябрь | Данные по неуспевающим учащимся взять из сводной ведомости успеваемости за прошлый год. Форма списка может быть любой, см образец ниже. |
2. Провести собеседование с классными руководителями по поводу согласования и уточнения списка слабоуспевающих и неуспевающих учащихся. Выяснить причины их отставания. | Сентябрь | Информацию предоставляют классные руководители. |
3. Провести собеседование с учителями- предметниками по согласованию и уточнению плана работы со слабоуспевающими и неуспевающими учащимися. | Сентябрь | Предложить учителям представленный выше план работы.В план учителю включить обязательно: *контрольный срез знаний детей. *индивидуальную работу по ликвидации пробелов. *ведение тематического учета знаний слабых детей. *ведение работ с отражением индивидуальных заданий. |
4. Собеседования с учителями по итогам четверти с просмотром ведения тематического учета знаний и тетрадей с результатами индивидуальной работы с ребенком. | По итогам четверти. | Тематический учет знаний покажет, что западает у ученика, над чем должен индивидуально работать учитель. Если индивидуальная работа велась в рабочих тетрадях, то взять для сравнения тетрадь успевающего ученика и интересующего нас слабого. Будет ясно, велась ли индивидуальная работа и на каком уровне. |
5. Индивидуальные беседы с учителями о состоянии дел у слабоуспевающих учащихся по результатам проведенных контрольных работ. Это выборочно. | Согласно графику контрольных работ. | Учителя-предметники представляют зам. дир. УВР для контроля графики контроля знаний и практических навыков учащихся (контрольных работ, срезов, творческих, тестов и др. видов работ в зависимости от предмета). |
6. Индивидуальные беседы со слабоуспевающими учениками о состоянии их учебных дел. | Выборочно, по ситуации. | Удачны беседы с учеником, с целью поддержать его, показать, что все заинтересованы в его успехе. |
Рекомендации: Необходимо создать характеристику неуспевающего учащегося, выяснить причины, наметить пути создания успешности для этих учащихся, работать в контакте учащийся, ,учитель, родители.
Признаки отставания - начало неуспеваемости учащихся
- Ученик не может сказать, в чем трудность задачи, наметить план ее решения, решить задачу самостоятельно, указать, что получено нового в результате ее решения. Ученик не может ответить на вопросы по тексту, сказать, что нового он из него узнал. Эти признаки могут быть обнаружены при решении задач, чтении текстов и слушании объяснения учителя.
- Ученик не задает вопросов по существу изучаемого, не делает попыток найти и не читает дополнительных к учебнику источников. Эти признаки проявляются при решении задач, восприятии текстов, в те моменты, когда учитель рекомендует литературу для чтения.
- Ученик не активен и отвлекается в те моменты урока, когда идет поиск, требуется напряжение мысли, преодоление трудностей. Эти признаки могут быть замечены при решении задач, при восприятии объяснения учителя, в ситуации выбора по желанию задания для самостоятельной работы.
- Ученик не реагирует эмоционально (мимикой и жестами) на успехи и неудачи, не может дать оценки своей работе, не контролирует себя.
- Ученик не может объяснить цель выполняемого им упражнения, сказать, на какое правило оно дано, не выполняет предписаний правила, пропускает действия, путает их порядок, не может проверить полученный результат и ход работы. Эти признаки проявляются при выполнении упражнений, а также при выполнении действий в составе более сложной деятельности.
6. Ученик не может воспроизвести определения понятий, формул, доказательств, не может, излагая систему понятий, отойти от готового текста; не понимает текста, построенного на изученной системе понятий. Эти признаки проявляются при постановке учащимся соответствующих вопросов.
В данном случае указаны не те признаки, по которым делаются выводы об ученике, а те, которые сигнализируют о том, на какого ученика и на какие его действия надо обратить внимание в ходе обучения, с тем, чтобы предупредить развивающуюся неуспеваемость.
Основные способы обнаружения отставаний учащихся
- наблюдения за реакциями учащихся на трудности в работе, на успехи и неудачи;
- вопросы учителя и его требования сформулировать то или иное положение;
- обучающие самостоятельные работы в классе. При проведении самостоятельных работ учитель получает материал для суждения как о результатах деятельности, так и о ходе ее протекания. Он наблюдает за работой учащихся, выслушивает и отвечает на их вопросы, иногда помогает.
Основные признаки неуспеваемости учащихся
- Наличие пробелов в фактических знаниях и специальных для данного предмета умениях, которые не позволяют охарактеризовать существенные элементы изучаемых понятий, законов, теорий, а также осуществить необходимые практические действия.
- Наличие пробелов в навыках учебно-познавательной деятельности, снижающих темп работы настолько, что ученик не может за отведенное время овладеть необходимым объемом знаний, умений и навыков.
- Недостаточный уровень развития и воспитанности личностных качеств, не позволяющий ученику проявлять самостоятельность, настойчивость, организованность и другие качества, необходимые для успешного учения.
Оптимальная система мер по оказанию помощи неуспевающему школьнику
- Помощь в планировании учебной деятельности (планирование повторения и выполнения минимума упражнений для ликвидации пробелов, алгоритмизация учебной деятельности по анализу и устранению типичных ошибок и пр.).
- Дополнительное инструктирование в ходе учебной деятельности.
- Стимулирование учебной деятельности (поощрение, создание ситуаций успеха, побуждение к активному труду и др.).
- Контроль за учебной деятельностью (более частый опрос ученика, проверка всех домашних заданий, активизация самоконтроля в учебной деятельности и др.).
- Различные формы взаимопомощи.
- Дополнительные занятия с учеником учителя.
Меры предупреждения неуспеваемости ученика
- Всестороннее повышение эффективности каждого урока.
- Формирование познавательного интереса к учению и положительных мотивов.
- Индивидуальный подход к учащемуся.
- Специальная система домашних заданий.
- Усиление работы с родителями.
- Привлечение ученического актива к борьбе по повышению ответственности ученика за учение.
Памятка для работающих с неуспевающими учениками
- Фамилия, имя, отчество ученика.
- Класс.
- По каким предметам не успевает.
- Поведение ученика.
- Причины, которые привели к плохой успеваемости.
- Какие средства (дидактические, воспитательные, учебные, внеклассные, дополнительные занятия)
используют в работе с учеником.
- Кто привлечен к работе по преодолению неуспеваемости ученика.
- Сколько времени уже длится эта работа.
- Какие изменения наблюдаются, есть ли результаты работы.
Оказание помощи неуспевающему ученику на уроке
Этапы урока | Виды помощи в учении |
В процессе контроля за подготовленностью учащихся |
|
При изложении нового материала |
|
При организации самостоятельной работы |
|
В ходе самостоятельной работы на уроке |
|
Система работы по формированию положительного отношения к учению у неуспевающих школьников
Формируемые отношения | Этапы работы | |||
1 | 2 | 3 | 4 | |
Отношение к содержанию учебного материала | Наиболее легкий занимательный материал независимо от его важности, значимости | Занимательный материал, касающийся сущности изучаемого | Существенный, важный, но непривлекательный материал | |
Отношение к процессу учения (усвоение знаний) | Действует учитель – ученик только воспринимает | Ведущим остается учитель, ученик участвует в отдельных звеньях процесса | Ведущим становится ученик, учитель участвует в отдельных звеньях процесса | Ученик действует самостоятельно |
Отношение к себе, к своим силам | Поощрение успехов в учебе, работе, не требующей усилий | Поощрение успеха в работе, требующей некоторых усилий | Поощрение успеха в работе, требующей значительных усилий | |
Отношение к учителю (коллективу) | Подчеркнутая объективность, нейтралитет | Доброжелательность, внимание, личное расположение, помощь, сочувствие | Использование осуждения наряду с доброжелательностью, помощью и др. |
Профилактика неуспеваемости
Этапы урока | Акценты в обучении |
В процессе контроля за подготовленностью учащихся | Специально контролировать усвоение вопросов, обычно вызывающих у учащихся наибольшие затруднения. Тщательно анализировать и систематизировать ошибки, допускаемые учениками в устных ответах, письменных работах, выявить типичные для класса и концентрировать внимание на их устранении. Контролировать усвоение материала учениками, пропустившими предыдущие уроки. По окончании усвоения темы или раздела, обобщать итоги усвоения основных понятий, законов, правил, умений и навыков школьниками, выявлять причины отставания. |
При изложении нового материала | Обязательно проверять в ходе урока степень понимания учащимися основных элементов излагаемого материала. Стимулировать вопросы со стороны учащихся при затруднениях в усвоении учебного материала. Применять средства поддержания интереса к усвоению знаний. Обеспечивать разнообразие методов обучения, позволяющих всем учащимся активно усваивать материал. |
В ходе самостоятельной работы учащихся на уроке | Подбирать для самостоятельной работы задания по наиболее существенным, сложным и трудным разделам учебного материала, стремясь меньшим числом упражнений, но поданных в определенной системе, достичь большего эффекта. Включать в содержание самостоятельной работы упражнения по устранению ошибок, допущенных при ответах и в письменных работах. Инструктировать о порядке выполнения работы. Стимулировать постановку вопросов к учителю при затруднениях в самостоятельной работе. Умело оказывать помощь ученикам в работе, всемерно развивать их самостоятельность. Учить умениям планировать работу, выполнять ее в должном темпе и осуществлять контроль. |
При организации самостоятельной работы вне класса | Обеспечить в ходе домашней работы повторение пройденного, концентрируя внимание на наиболее существенных элементах программы, вызывающих обычно наибольшие затруднения. Систематически давать домашние задания по работе над типичными ошибками. Четко инструктировать учащихся о порядке выполнения домашних работ, проверять степень понимания этих инструкций слабоуспевающими школьниками. Согласовать объем домашних заданий с другими учителями класса, исключая перегрузку, особенно слабоуспевающих учеников. |
1. При опросе слабоуспевающим школьникам даётся примерный план ответа, разрешается пользоваться планом, составленным дома, больше времени готовиться к ответу у доски, делать предварительные записи, пользоваться наглядными пособиями.
2. Ученикам задаются наводящие вопросы, помогающие последовательно излагать материал.
3. При опросе создаются специальные ситуации успеха.
4. Периодически проверяется усвоение материала по темам уроков, на которых ученик отсутствовал.
5. В ходе опроса и при анализе его результатов обеспечивается атмосфера благожелательности.
В процессе изучения нового материала внимание слабоуспевающих концентрируется на наиболее важных и сложных разделах изучаемой темы, учитель должен чаще обращаться к ним с вопросами на понимание, привлекать их в качестве помощников, стимулировать вопросы учеников при затруднении в освоении нового материала.
В ходе самостоятельной работы слабоуспевающим даются упражнения, направленные на устранение ошибок, допускаемых ими при ответах или в письменных работах: отмечаются положительные моменты в их работе для стимулирования новых усилий, отмечаются типичные затруднения в работе и указываются способы их устранения, оказывается помощь с одновременным развитием самостоятельности.
При организации домашней работы для слабоуспевающих школьников подбираются задания по осознанию и исправлению ошибок: проводится подробный инструктаж о порядке выполнения домашнего задания, при необходимости предлагаются карточки консультации, даются задания по повторению материала, который потребуется для изучения нового. Объём домашних заданий рассчитывается так, чтобы не допустить перегрузки школьников.
Протокол №1 от 31 .08.2017
заседания МО учителей гуманитарного цикла
Присутствовали:
Слушали отчет руководителя МО о проделанной работе в 2016-2017 учебном году и о задачах деятельности МО на новый учебный год.
Решили: работу МО за 2016-2017 учебный год признать удовлетворительной
2. Слушали руководителя МО о принятии плана работы МО на 2017-2018 учебный год. Определение содержания работы МО гуманитарного цикла в 2017 – 2018 учебном году: актуальные проблемы и направления деятельности.
Решили: план работы МО принять с последующими корректировками.
3.Слушали руководителя МО о разработке рабочих программ по предметам и их координации согласно требованиям стандартов , рассмотрели материалы для проведения школьного пробного экзамена в 9,11 классах.
Решили: утвердить рабочие программы и направить их на дальнейшее утверждение педагогическим советом, использовать Кимы ЕГЭ, ОГЭ для пробных экзаменов в школе.
4.Слушали руководителя МО о подготовке и проведении диагностических контрольных работ по русскому языку в 5-11 классах, план работы с одарёнными и слабыми учащимися, обзор новинок методической литературы.
Решили: провести диагностические контрольные работы в первой половине сентября, назначили ответственных за проведение работ, вести целенаправленную работу с одарёнными и слабыми учащимися.
- Слушали зам. дир. по УВР «Знакомство с нормативными документами Министерства образования и науки РФ и РБ в контексте ФГОС»
31.08.2017 год
Руководитель МО:___/___________/
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План работы ШМО гуманитарного цикла на 2009-2010 учебный год.
План работы ШМО гуманитарного цикла на 2009-2010 учебный год....
План работы ШМО гуманитарного цикла на 2011-2012 учебный год
План работы ШМО гуманитарного цикла на 2011-2012 учебный год...
План работы ШМО гуманитарного цикла НКСШИ на 2012-2013 уч. год
План работы ШМО...
план работы мо гуманитарного цикла
план работы мо гуманитарного цикла...
План работы МО гуманитарного цикла.
Представлен план работы на 2013-14 у.г....
ПЛАН РАБОТЫ УЧИТЕЛЕЙ ГУМАНИТАРНОГО ЦИКЛА
Значимый учитель сегодня – это одновременно профессионал и личность. Для того чтобы стать значимым, сегодня необходимо практическое овладение теми видами педагогической культуры, к которым учитель гот...
План работы ШМО гуманитарного цикла на 2013-20114 год
Данный материал содержит планирование работы ШМО на весь учебный год по теме "Реализация системно-деятельностного подхода в обучении"...