Рабочая программа по литературному чтению
рабочая программа на тему
Программа содержит пояснительную записку, календарно- тематическое планирование
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ktp_chtenie_2_klass.docx | 82.14 КБ |
pz_chtenie_2_klass.docx | 40.35 КБ |
Предварительный просмотр:
Календарно-тематическое планирование уроков литературного чтения во 2 классе.
№п/п | дата | Тема урока | Тип урока | УУД | Формы контроля | Работа в классе | Домашнее задание | ||
Вводный урок к курсу (1 час) | |||||||||
1 | Введение. Знакомство с учебником. Самое великое чудо на свете. Р.С. Сеф «Читателю» | Изучение и первичное закрепление знаний | Повторить правила обращения с книгами; развивать навыки чтения, составления рассказа по картинке. Знать: правила обращения с книгами. | Выразительное чтение | Принести книгу, прочитанную летом, которая больше всего понравилась. | ||||
Самое великое чудо на свете (4 часов) | |||||||||
2(1) | Самое великое чудо на свете. Игра «Крестики-нолики». | Изучение нового материала | Учиться ориентироваться в прочитанных произведениях, уметь объяснять пословицы по изучаемой теме. | Выразительное чтение, ответы на вопросы. | Подобрать пословицы о книге, суметь объяснить их смысл. | ||||
3(2) | Самое великое чудо на свете. Библиотеки. | Изучение нового материала | Повторить правила обращения с книгами в библиотеке; развивать навыки чтения. | Выразительное чтение, ответы на вопросы. | уч.с.3-5; Тетр.4-5 | Сходить в библиотеку. Узнать какие книги там можно найти. Подготовить рассказ о том, как вы искали нужную книгу | |||
4(3) | Самое великое чудо на свете. Книги | Изучение нового материала | Представлять, что такое библиотека, для чего она существует, уметь рассказывать о своей домашней библиотеке. | Рассказывание подготовленных дома выступлений. | с. 6-7; Тетр.6-7 | Сходить в библиотеку. Узнать о старинных книгах. Принести в класс какую-то старую книгу, если такая найдется. | |||
5(4) | Наши проекты. О чем может рассказать школьная библиотека. | Изучение нового материала | Учащиеся должны иметь представление о старинных и современных книгах, уметь сравнивать эти книги. | Подготовить проект. Выставка любимых книг. | с. 8-12 | Читать с.8-12; Выучить стихотворение Р.Сефа. «Читателю» | |||
Устное народное творчество (15 часов) | |||||||||
6(1) | Устное народное творчество | Изучение нового материала | Учащиеся должны уметь прогнозировать содержание раздела, планировать работу на уроке. | Чтение наизусть, выразительное чтение | 13-15 | с. 13-15, Найти несколько пословиц о трудолюбии. | |||
7(2) | Русские народные песни. | Изучение нового материала | Познакомить с русскими народными песнями; обогащать словарный запас. Знать: понятия "устное", "творчество", "народное", малые жанры фольклора. | Чтение пословиц о трудолюбии, подготовленных к этому уроку. | с.16-20 | Читать с.16-20; Выучить любую песенку, нарисовать иллюстрацию; попробовать сочинить колыбельную песню. | |||
8(3) | Потешки и прибаутки. | УИНМ | Познакомить с малыми жанрами фольклора; прививать интерес к устному народному творчеству | Выразительное чтение потешек и прибауток и собственного сочинения. | с.20-23 | Подготовить выразительное чтение считалок и небылиц на с. 23-24 Тетрадь с. 8, зад. №1. | |||
9(4) | Считалки и небылицы. | Изучение нового материала | Уметь: различать малые и большие жанры фольклора, определять основную мысль сказки, делить текст на части, находить в тексте ключевые слова, передавать содержание произведения, отвечать на вопросы по тексту. | Выразительное чтение | с.22-23 . | с.25 отв. на вопросы ; тетрадь с.9, зад.№2,3. Хр. Вн.чтен. с. 9-15. Выразительно читать. | |||
10(5) | Загадки, пословицы и поговорки. | Изучение нового материала | различать малые и большие жанры фольклора, определять основную мысль | Выразительное чтение. | с.24-27; Хр. Вн.чтен. с. 9-15 | Прочитать загадки на с.24-25 учебника и запомнить их. Хр. Вн.чтен. с. 9-15 | |||
11 (6) | Сказки. Ю.П. Мориц «Сказка по лесу идет» | УИНМ | Познакомить с жанром народной сказки; развивать речь, навыки чтения, умение соотносить иллюстрацию с текстом. | Фронтальный опрос | уч.с.28-31. | с.28-31. Выучить стихотворение Ю Мориц (с.30-31) | |||
12 (7) | Русская народная сказка «Петушок и бобовое зернышко». | Урок овладения ЗУН | Развивать навыки чтения, умения определять основную мысль сказки, находить в тексте ключевые слова | Фронтальный опрос | уч. с.32-34 Тетрадь с. 11,№7 | с.32-34 пересказ сказки по рисункам | |||
13 (8) | Русская народная сказка «У страха глаза велики». | УОЗУН | Развивать речь, навыки чтения, умения определять основную мысль сказки, делить текст на части; показать, как создают диафильм. | Фронтальный опрос | с.37-38 Тетрадь с. 11,№8,9 | с.37-38 прочитать сказку. Выполнить зад. На с.38 учебника. | |||
14 (9) | Русская народная сказка «Лиса и тетерев». | УОЗУН | Развивать навыки чтения, умения передавать содержание произведения, отвечать на вопросы по тексту. | Выразительное чтение | с.39-40 | с.39-40 чтение по ролям, | |||
15 (10) | Русская народная сказка «Лиса и журавль». | УОЗУН | Развивать речь, мышление, навыки чтения, умение отвечать на вопросы по тексту. | Фронтальный опрос | с. 41 тетрадь С.12, зад.10,11. | с.42-43 читать, подготовить иллюстрацию к сказке; тетрадь С.12, зад.12. | |||
16 (11) | Русская народная сказка «Каша из топора» | УОЗУН | Познакомить с понятием бытовая сказка; развивать речь, навыки чтения, умение анализировать текст | Выразительное чтение | с.44-47 Тетрадь с.13, зад. 13,14. | с.44-46 чтение по ролям. Тетрадь с.13, зад.15. | |||
17 (12) | Русская народная сказка «Гуси и лебеди». | УОЗУН | Развивать внимание, память, навыки чтения, умения анализировать текст, отвечать на вопросы по тексту. | Пересказ по плану Тестирование | с.48-53 Тетрадь с. 13-14, зад. 16,17. | с.48-53 подготовиться к пересказу, подготовить иллюстрацию | |||
18 (13) | Русская народная сказка «Гуси и лебеди». | УОЗУН | Развивать внимание, память, навыки чтения, умения анализировать текст. | Выразительное чтение | с.16-27 | с.16-27, Подготовить пересказ. | |||
19 (14) | Викторина по сказкам | Обобщение знаний | Развивать творческие способности детей, фантазию, наблюдательность. | Проверочная работа по теме: «Устное народное творчество» с.14-16. | Придумать название команды, девиз, подготовить инсценировку. | ||||
20 (15) | Обобщение по разделу «Устное народное творчество». Разноцветные страницы. КВН «Обожаемые сказки» | Обобщение знаний | В игровой форме обобщить знания учащихся по разделу; учить работать в группе. | с. 56-64 | Поиграть в игры с.17-21. | ||||
Люблю природу русскую. Осень (7 часов) | |||||||||
21 (1) | Люблю природу русскую. Осень. Осенние загадки. | УИНМ | Познакомить с загадками об осени; развивать речь, навыки чтения, память, мышление. | Чтение наизусть | с. 67 | с.67 читать, составить небольшой рассказ на тему «Почему мне нравится осень» | |||
22 (2) | Ф.И. Тютчев. «Есть в осени первоначальной...» | УИНМ | Познакомить со стихотворениями русских поэтов об осени; развивать речь, память, навыки чтения, образное мышление; прививать любовь к природе. | Выразительное чтение | с 68-69 тетрадь с.22, №1,2. | с.68-69 выучить понравившееся стихотворение | |||
23 (3) | К.Д. Бальмонт «Поспевает брусника». А.Н. Плещеев «Осень наступила». | УИНМ | Познакомить со стихотворениями русских поэтов об осени; развивать речь, память, навыки чтения, образное мышление; прививать любовь к природе. | Выразительное чтение стихотворения Ф.Тютчева «Есть в осени первоначальной | с.69-70 | с.69-70, выразительно читать. Хрестоматия с.22-27, подготовить пересказ. | |||
24 (4) | А.А. Фет «Ласточки пропали», А. Толстой «Осень…», С. Есенин «Закружилась листва золотая…»,В. Брюсов «Сухие листья». | УИНМ | Знать: особенности стихотворений, рассказов. Уметь: находить в тексте средства художественной выразительности, определять позицию автора, выразительно читать, выбирать из текста слова и выражения для ответа на вопрос | Вспомнить имена поэтов, произведения которых мы изучали. Рассказать выученное стихотворение. | с.71-74 тетрадь с.23 №3,4 | с.71-74,стр. 71 выучить стихотворение наизусть. | |||
25 (5) | И. Токмакова «Опустел скворечник», В. Берестов «Хитрые грибы». | КУ | Уметь читать стихотворения, передовая с помощью интонации настроение поэта; объяснить интересные | Выразительное чтение произведений об осени (с.72-75). | с.75-77 | с.72-75 Подготовить выразительное чтение стихотворений. Попробовать сочинить небольшое стихотворение об осени.Тетрадь с. 25 | |||
26 (6) | М. М. Пришвин «Осеннее утро», И.Бунин «Сегодня так светло кругом…» | КУ | Познакомить с рассказом М. М. Пришвина; развивать навыки чтения, умение работать в группе. Различать стихотворный и прозаический текст. | Выразительное чтение | уч. с.78-79, тетрадь с.25-26 | с. 78-79, Повторить произведения изученного раздела. Сделать рисунок на тему «Осень» и подготовить по нему рассказ. | |||
27 (7) | Обобщение по разделу «Люблю природу русскую. Осень». Разноцветные страницы. | Обобще- ние знаний | Уметь читать прозаический текст и текст - стихотворный, передавая с помощью интонации настроение поэта и писателя. | проверочная работа по теме «Осень» Т.с.26-27 | Хрестоматия с.42-43, подготовить пересказ. | ||||
Русские писатели (14 часов) | |||||||||
28 (1) | А.С. Пушкин «У лукоморья дуб зелёный...». | УИНМ | Познакомить со вступлением к поэме А. С. Пушкина «Руслан и Людмила»; развивать образное мышление, умение анализировать произведение. | Выразительное чтение. Пересказ рассказа «История с азбукой» | уч. С. 83-87, | с.86-87 выразительно читать | |||
29 (2) | А.С. Пушкин «Вот север, тучи нагоняя..», «Зима! Крестьянин торжествуя...» | УИНМ | Познакомить со стихотворениями А. С. Пушкина о зиме, понятием олицетворение; учить сопоставлять живопись и поэзию, выражать свои мысли и чувства. | Выразительное чтение | С.88 выучить наизусть | ||||
30 (3) | А.С. Пушкин «Сказка о рыбаке и рыбке». | УИНМ | Развивать умения передавать содержание и определять основную мысль произведения, делить текст на части, характеризовать героев. | Чтение стихотворений наизусть | с.90-100 тетрадь с.28, №1,2,3. | с.90-100 перечитать сказку; найти отрывки к иллюстрациям | |||
31 (4) | А.С. Пушкин «Сказка о рыбаке и рыбке». | УИНМ | Развивать умения передавать содержание и определять основную мысль произведения, делить текст на части, характеризовать героев | Составлять план произведения. | с.90-100, тетрадь с.29-31, № 4,5,6. | с.90-100. перечитать сказку. | |||
32 (5) | А.С. Пушкин «Сказка о рыбаке и рыбке». | УИНМ | Развивать умения передавать содержание и определять основную мысль произведения, делить текст на части, характеризовать героев | Сочинить рассказ с выражением «остаться у разбитого корыта». | с.90-100 тетрадь с.31,№6 | с.90-100, подготовить пересказ по рассказу Железнякова , с.28-40 | |||
33 (6) | Обобщение по теме «Сказки А.Пушкина» | Обобще- ние знаний | закрепить знания учащихся о сказках великого русского поэта; развивать образное мышление, речь, память. | игра в командах | Выучить понравившийся отрывок из сказки. | ||||
34 (7) | И.А Крылов «Лебедь, рак и щука». | УИНМ | Познакомить с жанровыми особенностями басни; формировать навыки выборочного чтения. | Чтение наизусть | с.102-105 тетрадь с. 32 №1 | с.104 выразительно читать (желающие могут выучить) | |||
35 (8) | И.А. Крылов «Стрекоза и муравей». | УИНМ | Развивать навыки чтения по ролям; познакомить со способами обозначения речи персонажей. | Выразительное чтение | с. 106-107 тетрадь с.32-33 хр. С. 137-138 | с.106-107 выучить понравившеюся басню | |||
36 (9) | Л.П. Толстой «Старый дед и внучек». | УИНМ | Познакомить с биографией и творчеством Л. Н. Толстого; учить определять главную мысль произведения; воспитывать уважение к пожилым людям. | Пересказ | с.108-110 | С.108-110 читать, составить рассказ о взаимоотношениях со своими бабушками и дедушками. | |||
37 (10) | Л.Н. Толстой «Филиппок». | УИНМ | Познакомить с рассказом Л. Н. Толстого; обучать составлению плана произведения, словесному рисованию. | Выразительное чтение. Рассказ подготовленный дома. | с. 111-116, тет-радь,с.34,35, тест. | с.111-116 выразительное чтение. | |||
38 (11) | Л.Н. Толстой «Филиппок». | УИНМ | Познакомить с рассказом Л. Н. Толстого; обучать составлению плана произведения, словесному рисованию. характеризовать героев, определять основную мысль произведения. | деление текста на части | с.111-116. | с. 111-116 подготовить пересказ по рассказу Житкова. с.59-75. | |||
39 (12) | Л.Н. Толстой «Котенок», «Правда всего дороже». | КУ | Познакомить с рассказом Л. Н. Толстого; развивать умение выражать свои мысли и чувства. Знать: особенности рассказов, стихотворений о животных. Уметь: оценивать поступки героев, делить текст на части, определять главную мысль произведения | Пересказ краткий по плану. | с.117-119 | с.117-119, выразительное чтение, сделать иллюстрацию к тексту. | |||
40 (13) | Веселые стихи. И. Токмаковой,, Ю. Могути на | УИНМ | Познакомить со стихотворениями о животных; развивать навыки чтения, анализа стихотворного текста. | Выразительное чтение | с.120-124 | с.120-123 выразительно читать, повторить произв. Раздела. | |||
41. (14) | Обобщение по разделу «Русские писатели». Разноцветные страницы. | УОЗУН | Развивать память, внимание, мышление, речь, прививать любовь к чтению. | Проверка знаний, | тест тетрадь с.35-36. | выполнить задание №9 на с. 124. | |||
О братьях наших меньших. (20 часов) | |||||||||
42(1) | О братьях наших меньших. | УИНМ | Уметь прогнозировать содержание раздела, выбирать виды деятельности на уроке, читать вслух с постепенным переходом на чтение про себя. | Проверка задания №9 | с.125-127 тетрадь с.37№1 | с.125-127сочинить небольшое стихотворение о каком-нибудь животном. | |||
43(2) | Б. Захадер «Плачет киска в коридоре» И. Пивоварова «Жила-была собака…» | УИНМ | Уметь прогнозировать содержание текстов, выбирать виды деятельности на уроке, читать вслух с постепенным переходом на чтение про себя. | Чтение своих стихотворений. | с.128-129 | с. 128-129 выразительное чтение стихотворений. | |||
44(3) | В. Берестов «Кошкин щенок» | УИНМ | Уметь прогнозировать содержание текстов, выбирать виды деятельности на уроке, читать вслух с постепенным переходом на чтение про себя. | Выразительное чтение стихотворений. | с.130-131 | с.130-131. Выразительно читать. Придумать рассказ о животном, составив план к своему рассказу. | |||
45(4) | М. Пришвин «Ребята и утята» | УИНМ | Уметь прогнозировать содержание текста по его заглавию, выбирать виды деятельности на у роке. | Выразительное чтение | с.132-135 тетрадь с. 37 № 2 | с. 132-135. Подготовить выразительное чтение | |||
46(5) | М. Пришвин «Ребята и утята» | УИНМ | Уметь прогнозировать содержание текста по его заглавию, выбирать виды деятельности на у роке. | Выразительное чтение | с.132-135 | с. 132-135.подготовить пересказ текста от имени ребят. | |||
47 (6) | Е.И. Чарушин «Страшный рассказ» | УОЗУН | Познакомить с творчеством Е. И. Чарушина; развивать навыки чтения, умение делить текст на части. | Пересказ текста от имени ребят. | 136-138 тетрадь стр.37№3 | с.136-138 подготовить рассказ о еже. Это может быть история из вашей или прочитанный в книге. | |||
48 (7) | Е.И. Чарушин «Страшный рассказ» | УОЗУН | Познакомить с творчеством Е. И. Чарушина; развивать навыки чтения, умение делить текст на части. | Какие рассказы о ежах вы подготовили? | 136-138 | Задание 10 на с.155; придумать сказку или рассказ. | |||
49 (8) | Б.С. Житков «Храбрый утенок» | УОЗУН | Познакомить с творчеством Б. С. Житкова; развивать навыки чтения, умение делить текст на части. | Выразительное чтение. Рассказы детей. | с.139-141 | с.139-141 выполнить задание 4 на стр.141. | |||
50 (9) | В.В. Бианки «Музыкант» | УОЗУН | Познакомить с рассказом В. В. Бианки; развивать память, внимание, навыки чтения. | Пересказ | 142-145 | с.142-145 выразительно читать, подготовить пересказ. | |||
51 (10) | В.В. Бианки «Сова». | УОЗУН | Познакомить с рассказом В. В. Бианки; развивать навыки чтения, умение оценивать поступки героев. | Краткий пересказ Тестирование | с. 146-151 тетрадь стр. 38,№4 | с.146-150 составить рассказ по картине с.151. | |||
52 (11) | Обобщение по разделу «О братьях наших меньших». Разноцветные страницы. | УОЗУН | Развивать память, внимание, мышление, речь, прививать любовь к чтению. | Игра-соревнование. | 152-156, зад.№6,8,9,12. | выполнить задание на стр.151 | |||
53 (12) | Из детских журналов. | УИНМ | Уметь прогнозировать содержание раздела, выбирать виды деятельности на уроке, читать вслух с постепенным переходом на чтение про себя. | проверить задание стр.151 | с. 158-159 тетрадь с.40, №1,2. | приготовить интересный материал из своего любимого журнала. | |||
54 (13) | Д. Хармс «Игра» | УИНМ | Рассказать о жизни и творчестве Д. Хармса; познакомить с понятием игра слов; развивать навыки чтения | Выразительное чтение | с. 160-164 тетрадь с.40, №3,4. | с.160 -164 выразительно читать | |||
55 (14) | Д. Хармс «Вы знаете?» | УИНМ | уметь прогнозировать содержание произведения, планировать работу на уроке; придумывать вопросы к содержанию. | читают стихи сначала те ребята, которые приготовили стихи из журналов, затем все остальные. | 165-169 тетрадь с.40, №5 | с.165-169, выразительное чтение. | |||
56 (15) | Д. Хармс, С. Маршак «Веселые чижи». | УИНМ | уметь прогнозировать содержание произведения, планировать работу на уроке; придумывать вопросы к содержанию. | Чтение стихов. | с.170-173 | с.170-174, биография поэта, выучить наизусть любое стихотворение. | |||
57 (16) | Д. Хармс «Что это было?» | УИНМ | уметь прогнозировать содержание произведения, планировать работу на уроке; придумывать вопросы к содержанию. | Чтение стихов | с.174 | с. 174, подготовить выразительное чтение. | |||
58 (17) | Н. Гернет, Д. Хармс «Очень-очень вкусный пирог» | УИНМ | уметь прогнозировать содержание произведения, планировать работу на уроке; придумывать вопросы к содержанию. | Чтение стихов | с.175 | с.175, подготовить выразительное чтение. | |||
59 (18) | Ю.Д.Владимиров «Чудаки» | УИНМ | Познакомить со стихотворениями Ю. Д. Владимирова, развивать навыки чтения | Выразительное чтение | с.176 | с.176 выразительно читать. | |||
60 (19) | А.И. Введенский «Ученый Петя», «Лошадка». | УИНМ | Познакомить со стихотворением А. И. Введенского; развивать навыки чтения, умение выражать своё отношение к прочитанному.
| Выразительное чтение | с.177-183 | с.177-183 выразительное чтение понравившегося стихотворения | |||
61 (20) | Обобщение по разделу «Из детских журналов». Разноцветные страницы. | УОЗУН | Знать: особенности стихотворений. Уметь: подбирать рифмы, выражать своё отношение к прочитанному. | Игра -соревнование | с.184-186 | с.184-186.тетрадь с.42-43, создать свою страничку журнала. | |||
Люблю природу русскую (9 часов) | |||||||||
62 (1) | Люблю природу русскую. «Зима». | УИНМ | Уметь прогнозировать содержание раздела, рассматривать сборники стихов, читать вслух с постепенным переходом на чтение про себя. | Составить небольшой рассказ о зиме. | с.188-189 тетрадь, с.44 №1 | с.188-189,приготовить народные приметы на зимнюю тему. | |||
63 (2) | И.Бунин, К.Бальмонт, Я.Аким. Стихи о первом снеге | УИНМ | Познакомить со стихотворениями о зиме; развивать навыки чтения, анализа стихотворного текста Знать: понятие "метафора", особенности стихотворений. | Чтение наизусть | с.190-193 тетрадь, с.44, 45 №2,3 | с.190-193, выуч. Наизусть, задание 4,5 на стр.193. | |||
64 (3) | Ф.Тютчев, «Чародейкою зимою» | УИНМ | Познакомить с понятием метафора; формировать умение находить в тексте средства художественной выразительности. | Чтение наизусть | с.194 | с.194, выуч. Наизусть, | |||
65 (4) | С. Есенин «Поет зима – аукает…», «Береза» . | ; развивать навыки чтения, анализа стихотворного текста, сопоставление стихотворений и картин. | Чтение наизусть | с. 195-197 Хр. с.135-137 | с. 195-197, выучить наизусть стихотворение «Береза». | ||||
66 (5) | Русская народная сказка «Два мороза». | УИНМ | Развивать навыки чтения, умение выделять главное в прочитанном тексте. Уметь: анализировать стихотворный текст, работать с иллюстрацией, выделять главное в прочитанном тексте. | Чтение по ролям | с.198-202 | с.198-202, пересказ | |||
67 (6) | С. Михалков. «Новогодняя быль» | УИНМ | Познакомить с произведением С. В. Михалкова; развивать речь, навыки чтения, умение работать с иллюстрацией | Выразительное чтение | с.203-207 | с.203-207, читать, отв.на вопросы, пересказ от лица елочки. | |||
68 (7) | А.Л. Барто «Дело было в январе», С. Дрожжин «Улицей гуляет…». | УИНМ | Продолжить знакомить со стихотворениями о зиме; развивать навыки чтения, анализа стихотворного текста, умение работать в группах | Выразительное чтение | с.208-209. Хр.с.101-109 | с.208-209, выраз. читать, сделать иллюстрацию | |||
69 (8) | Обобщение по разделу «Люблю природу русскую». Разноцветные страницы. | УОЗУН | Учащиеся должны знать содержание произведения, понимать особенности были и сказки; сравнивать и характеризо вать героев произведения. | игра-соревнование с.212 №3,4 | презентация | Нарисовать иллюстрацию понравившемуся произведению. | |||
70 (9) | Игра «Поле чудес» | УОЗУН | Обобщить знания учащихся по прочитанным произведениям; развивать внимание, память, логическое мышление. | игра – соревнование проверочная работа «Зима» | презентация стр.45-47 тетрадь | ||||
Писатели – детям (17 часов) | |||||||||
71 (1) | Писатели – детям | УОЗУН | Уметь прогнозировать содержание раздела, воспринимать на слух художественный текст, читать вслух с постепенным переходом на чтение про себя. | с 4-5 | вспомнить и пересказать любое произведение К.Чуковского | ||||
72 (2) | К.И. Чуковский «Путаница» | УИНМ | Познакомить с произведением К. И. Чуковского; повторить малые жанры фольклора, понятие рифма | рассказывание | с. 6-10 | с. 4-11, выразительное чтение | |||
73 (3) | К.И. Чуковский « Радость» | Знать: особенности стихотворений и рассказов. Уметь: анализировать стихотворный текст, определять главную мысль произведения, характеризовать поступки героев. | выразительное чтение | С. 11-12 | с. 11-12, выучить наизусть. | ||||
74 (4) | К.И. Чуковский « Федорино горе» | УСЗУН | Познакомить с произведением К. И. Чуковского; развивать образное и ассоциативное мышление, навыки чтения | рассказывание наизусть | с. 13-23 тетрадь стр.48-49 | с.13-23, выразительное чтение сказки | |||
75(5) | К.И. Чуковский « Федорино горе» | УСЗУН | Познакомить с произведением К. И. Чуковского; развивать образное и ассоциативное мышление, навыки чтения | выразительное чтение сказки | с.13-23 зад. на стр.23 | с.13-23, выучить наизусть отрывок из сказки. | |||
76 (6) | С.Я. Маршак « Кот и лодыри» | УИНМ | Познакомить со стихотворением С. Я. Маршака; развивать память, внимание, умение узнавать произведение по опорным словам | Выразительное чтение наизусть | с.24-29 | с.26-29, читать, отв. на вопросы | |||
77 (7) | С.В.Михалков. «Мой секрет», «Сила воли» | УСЗУН | Познакомить со стихотворением С. В. Михалкова; развивать внимание к слову, ассоциативное мышление, творческие способности. | выразительное чтение | с.30-34 | с.30-34, выразительно читать. | |||
78 (8) | С.В.Михалков.«Мой щенок»
| УСЗУН | Познакомить со стихотворением С. В. Михалкова; развивать внимание к слову, ассоциативное мышление, творческие способности. | Выразительное чтение | с.35-37 | с.32-37, читать, составить рассказ о своем животном | |||
79 (9) | А.Л.Барто «Веревочка», | УИНМ | Познакомить со стихотворениями А. Л. Барто; развивать навыки чтения, умение ориентироваться в группе книг. | Выразительное чтение | с. 38-43 | с.40, выучить наизусть | |||
80 (10) | А.Л. Барто «В школу», «Мы не заметили жука» | УИНМ | Познакомить со стихотворениями А. Л. Барто; развивать навыки чтения, умение ориентироваться в группе книг | Рассказывание | с. 44-46 Хр.с.115-120 | с. 44-46, выразительное чтение. | |||
81 (11) | А.Л. Барто «Вовка-добрая душа» | УСЗУН | Познакомить со стихотворением А. Л. Барто; развивать навыки чтения по ролям, анализа стихотворного текста. | Выразительное чтение | с. 46-47 | с.46 выучить наизусть | |||
82 (12) | Н.Н. Носов «Затейники» | УИНМ | Познакомить с биографией и творчеством Н. Н. Носова; развивать навыки чтения и пересказа | Пересказ | с. 48-53 | с.50-53, пересказ, придумать свой рассказ. О своих проделках. | |||
83 (13) | Н.Н. Носов «Живая шляпа» | УИНМ | Познакомить с рассказом Н. Н. Носова; развивать навыки чтения по ролям, умение воспринимать информацию на слух | Чтение по ролям | с.54-59 | с.54-58, краткий пересказ | |||
84 (14) | Н.Н. Носов «Живая шляпа | УИНМ | Познакомить с рассказом Н. Н. Носова; развивать навыки чтения по ролям, умение воспринимать информацию на слух | Чтение по ролям | с.54-59 | с.54-58, краткий пересказ | |||
85 (15) | Н.Н. Носов «На горке» | КУ | Познакомить с рассказом Н. Н. Носова; развивать навыки чтения и пересказа, умение определять главную мысль произведения. | пересказ | с.60-64 | с.60-63, составить пересказ по картинкам. | |||
86 (16) | Н.Н. Носов «На горке» | УИНМ | Знать: особенности стихотворений, рассказов. Уметь: определять главную мысль произведения, составлять план текста, делить текст на части и озаглавливать их, анализировать прочитанное. | Пересказ по плану | с.60-64 | с.60-63, читать, ответить на вопросы | |||
87 (17) | Обобщение по разделу «Писатели детям». Разноцветные страницы. | УОЗУН | Обобщить знания учащихся по прочитанным произведениям; развивать внимание, память, логическое мышление. | с. 66-70 Игра-соревнование | презентация, тест в тетради с.50-51 | выучить наизусть и произносить без ошибки 2 скороговорки. | |||
Я и мои друзья (10 часов) | |||||||||
88 (1) | Я и мои друзья | УИНМ | Уметь прогнозировать содержание раздела, воспринимать на слух художественный текст, читать вслух с постепенным переходом на чтение про себя. | чтение скороговорок. | с.72-73 тетрадь, с. 52, №1,2 | с.72-73 тетрадь, с. 52, №3, составить рассказ о друге. | |||
89 (2) | В.Д. Берестов «За игрой», «Гляжу с высоты», Э.Э. Мошковская «Я ушел в свою обиду» В.Лунин «Я и Вовка» | УИНМ | Познакомить со стихотворениями о дружбе; развивать речь, навыки чтения | Выразительное чтение | с.74-78 | с.74-78, выуч. одно стихотворение | |||
90 (3) | Н. Булгаков « Анна, не грусти!» | УИНМ | Познакомить с рассказом Н. Булгакова; развивать навыки чтения и пересказа, умения определять главную мысль произведения, составлять план текста | Фронтальный опрос | с.79-84 тетрадь с.53 №5,6 | с.79-84, читать, задание 3 | |||
91 (4) | Ю.Ермолаев «Два пирожных» | УИНМ | Познакомить с рассказом Ю. И. Ермолаева; развивать навыки чтения и пересказа, умения определять главную мысль произведения, составлять план текста | 1.Пересказ текста, 2. Работа с пословицами. | с.85-86 тетрадь с. 54 №7 | с.85-86, читать | |||
92 (5) | В.Осеева «Волшебное слово» | УИНМ | Уметь прогнозировать содержание произведения, планировать работу на уроке; придумывать вопросы к содержанию. | С.87-92, читать. | с.87-92 тетрадь с. 54 №8 | с.87-92, выразительное чтение. | |||
93 (6) | В.Осеева «Волшебное слово» | УИНМ | Уметь прогнозировать содержание произведения, планировать работу на уроке; придумывать вопросы к содержанию. | С.87-92, читать, нарисовать иллюстрацию | с.87-92 | с.87-92, составить рассказ «Моя семья». | |||
94 (7) | В.Осеева «Хорошее» | УИНМ | Познакомить с рассказом В. А. Осеевой; развивать умения прогнозировать содержание произведения, делить текст на части и озаглавливать их. | с. 93-95, Чтение по ролям | с. 93-95, тетрадь с.56№3 | с. 93-95,нарисовать иллюстрацию, составить рассказ по ней. | |||
95 (8) | В.Осеева «Почему?» | УСЗУН | Познакомить с рассказом В. А. Осеевой; развивать умения анализировать и делать выводы, делить текст на части и озаглавливать их, составлять вопросы к тексту. | с. 96-103 пересказ | с. 96-103 | с. 96-99, составить рассказ на тему «Нет милее дружка, чем родная матушка», задание 2 на с. 103. | |||
96 (9) | В.Осеева «Почему?» | УСЗУН | Познакомить с рассказом В. А. Осеевой; развивать умения анализировать и делать выводы, делить текст на части и озаглавливать их, составлять вопросы к тексту. | с. 96-103 Хр.с.126-130 | с. 96-103 тетрадь с.56№2 | 100-103 пересказ | |||
97 (10) | Обобщение по разделу «Я и мои друзья». Разноцветные страницы. | УИНМ | Обобщить знания учащихся по прочитанным произведениям; развивать внимание, память, логическое мышление. | с. 104-106 Игра- соревнование. | проверочная работа, тетрадь, с. 55№1 | Написать сочинение о себе и своих друзьях. | |||
Люблю природу русскую. Весна. (14 часов) | |||||||||
98 (1) | Люблю природу русскую. Весна. Весенние загадки. | УИНМ | Уметь прогнозировать содержание раздела, воспринимать на слух художественный текст, читать вслух с постепенным переходом на чтение про себя. | с.108-109 зачитать сочинение. | с.108-109 тетрадь с.57 №1 | с.108-109 | |||
99 (2) | Ф.И. Тютчев «Зима недаром злится», «Весенние воды» | УИНМ | Познакомить со стихотворениями Ф. И. Тютчева о весне; развивать память, навыки чтения и анализа стихотворного текста Знать: особенности стихотворений. Уметь: уметь анализировать стихотворный текст. | с. 110-112 выразительное чтение. | с. 110-112 тетрадь с.57 №1 | с. 110-111 Выучить наизусть любое стихотворение. | |||
100 (3) | А.Плещеев Стихи о весне. | УИНМ | Познакомить со стихотворениями А. Н. Плещеева о весне; развивать память, навыки чтения и анализа стихотворного текста | с.112-113 Выразительное чтение | с.112-113 | с.112-113, выучить любое стихотворение. | |||
101 (4) | А. Блок «На лугу» | УИНМ | Уметь прогнозировать содержание произведения; воспринимать на слух художественный текст, читать вслух с постепенным переходом на чтение про себя. | с. 114 чтение наизусть | с. 114 | с. 114, выразительное чтение стихотворения. | |||
102 (5) | С. Маршак «Снег теперь уже не тот…» | УИНМ | Уметь читать стихотворения, передавая с помощью интонации настроение поэта; различать стихотворный и прозаический текст. | с.115 Выразительное чтение | с.115 | с.115 выразительное чтение стихотворения, иллюстрация. | |||
103 (6) | И. Бунин «Матери» | УИНМ | Уметь прогнозировать содержания стихотворения; читать стихотворение с выражением; находить в стихотворении те слова, которые помогают, представить героев. | с. 116 Выразительное чтение. | с.116 | с.116 выучить стихотворение о маме или бабушке. | |||
104 (7) | А. Плещеев «В бурю» | УИНМ | Уметь прогнозировать содержания стихотворения; читать стихотворение с выражением; находить в стихотворении те слова, которые помогают, представить героев. | с.117 Читать стихотворение наизусть | с.117-118 | с.117-118 выразительное чтение стихотворения. | |||
105 (8) | Е. Благинина «Посидим в тишине». | УСЗУН | Уметь прогнозировать содержания стихотворения; читать стихотворение с выражением; находить в стихотворении те слова, которые помогают, представить героев. | с.119 -120 выразительное чтение. | с.119-120 | с.119 составить рассказ о маме. | |||
106 (9) | Э. Мошковская «Я маму мою обидел…» | УСЗУН | Познакомить со стихотворениями о матерях; развивать навыки чтения и анализа стихотворного текста. | с.120-121 чтение наизусть | с.120-121 | с.120-121 выразительное чтение стихотворения | |||
107 (10) | Обобщение по разделу «Люблю природу русскую. Весна». Разноцветные страницы. | УОЗУН | Обобщить знания учащихся по прочитанным произведениям; развивать внимание, память, логическое мышление. | Игра - соревнование. | с.122-124 проверочная работа, тетрадь, с. 58-59 | ||||
И в шутку и всерьез (14 часов) | |||||||||
108 (1) | И в шутку и всерьез | УИНМ | Уметь прогнозировать содержание раздела, воспринимать на слух художественный текст, читать вслух с постепенным переходом на чтение про себя. | с.126-127 читать. | с.126-127 | с.126-127 подготовить веселую историю из жизни детей. | |||
109 (2) | Б.Заходер «Что красивей всего», «Товарищам детям», | УИНМ | Уметь прогнозировать содержание произведения, планировать работу на уроке; придумывать вопросы к содержанию. | с. 128-131, рассказывание. | с.128 - 131 | с.128-131, выразительное чтение. | |||
110 (3) | Б.Заходер «Песенки Винни-Пуха» | УОЗУН | Познакомить со стихотворениями Б. В. Заходера; развивать навыки чтения, умение отвечать на вопросы по тексту | с. 132 – 134; выразительное чтение | с. 132 – 134; | с. 132 – 134; выразительное чтение ворчалки. | |||
111 (4) | Б.Заходер «Песенки Винни-Пуха» | УИНМ | Знать: особенности рассказов. Уметь: отвечать на вопросы по тексту, оценивать поступки героев, составлять вопросы к тексту. | с.135-136 Выразительное чтение. | с.135-136, тетрадь с. 60 №1,2,3 | с.135-136 выучить песенку Винни-пуха наизусть. | |||
112 (5) | Э. Успенский «Чебурашка». Стихотворения | КУ | Вспомнить произведение Э. Н. Успенского «Крокодил Гена и его друзья»; развивать память, навыки чтения | с.137-142; чтение наизусть | с.137-142, тест | с. 137-140 перечитать сказку о Чебурашке. | |||
113 (6) | Э. Успенский «Чебурашка», «Если был бы я девчонкой» | УИНМ | Вспомнить произведение Э. Н. Успенского «Крокодил Гена и его друзья»; развивать память, навыки чтения | с.140-143 | с.140-143 | с.140-143 выразительное чтение стихотворения | |||
114 (7) | Э. Успенский, Стихи. | УИНМ | Читать вслух с постепенным увеличением темпа чтения и переходом к чтению про себя. Восстанавливать последовательность событий по вопросам. | с.144-147 выразительное чтение. | с.140-147 | с.140-147 выучить наизусть любое стихотворение. | |||
115 (8) | В.Д. Берестов «Знакомый», «Путешественники», «Кисточка» | УИНМ | Познакомить со стихотворениями В. Д. Берестова; повторить понятие олицетворение; развивать навыки чтения, умение составлять вопросы к тексту | с.148-150. чтение наизусть | с.146-150. | с.148-150. выполнить задание на с. 150, красиво оформи его. | |||
116 (9) | И.П. Токмакова «Плим», «В чудной стране | УСЗУН | Познакомить со стихотворениями И. П. Токмаковой; развивать навыки чтения, умения задавать вопросы, заучивать стихотв. | с.151-152, выразительное чтение | с.151-152, | с.151-152, выучить наизусть любое стихотворение. | |||
117 (10) | Г.Остер «Будем знакомы» | УИНМ | Познакомить со сказкой Г. Б. Остера; развивать навыки чтения по ролям, умение подтверждать свои мысли цитатами из текста | с. 153-158 Чтение по ролям | с. 153-158 Хр.с 111-112 | с. 153-158, подготовить выразительное чтение | |||
118 (11) | Г.Остер «Будем знакомы» | УИНМ | Познакомить со сказкой Г. Б. Остера; развивать навыки чтения по ролям, умение подтверждать свои мысли цитатами из текста | с. 153-158 выразительное чтение | с. 153-158 тетрадь, с. 63-64 | с. 153-158, выразительное чтение. | |||
119 (12) | В.Драгунский «Тайное становится явным». | УИНМ | Познакомить с рассказом В. Ю. Драгунского; развивать навыки чтения, умение оценивать поступки героев. | с.159- 165 Выборочное чтение | с.159- 165 | с.159- 165 перечитать рассказ | |||
120 (13) | В.Драгунский «Тайное становится явным». | УИНМ | Знать: особенности произведений народного творчества, сказок. Уметь: отвечать на вопросы, делить текст на части, при чтении и передавать интонацией своё отношение к герою | с.159- 165 пересказ | с.159- 165 тест тетрадь, с. 65-66 | с.159- 165, прочитать другие рассказы В.Драгунского | |||
121 (14) | Обобщение по разделу «И в шутку и всерьез». Разноцветные страницы. | УОЗУН | Обобщить знания учащихся по прочитанным произведениям; развивать внимание, память, логическое мышление. | с. 166-168;игра-соревнование. | презента ция тетрадь, с. 66-67 | ||||
Литература зарубежных стран (15 часов) | |||||||||
122 (1) | Литература зарубежных стран. Американская народная песенка. | УИНМ | Уметь прогнозировать содержание раздела, воспринимать на слух художественный текст, читать вслух с постепенным переходом на чтение про себя. | с.170-172 выразительное чтение | с.170-172 | с.170-172 принести по одной книге по теме раздела. | |||
123 (2) | Английские народные песенки. | УИНМ | уметь прогнозировать содержание произведения; сравнивать песенки разных народов с русскими народными песенками. | с.174-176, выступление учеников. | с.174-176, | с.174-176 подготовить выразительное чтение. | |||
124 (3) | Песенки «Сюзон и мотылек», «Знают мамы, знают дети». | УИНМ | уметь прогнозировать содержание произведения; сравнивать песенки разных народов с русскими народными песенками. | с. 177-179, сравнение песенок. | с. 177-179 тетрадь с.68, №1,2 | с. 177-179, выучить наизусть любую песенку. | |||
125 (4) | Ш. Перро «Кот в сапогах» | УИНМ | Познакомить со сказкой Ш. Перро; развивать навыки чтения, умение переводить зрительную информацию в словесную, находить отрывки по вопросам | с.180-191. рассказывание наизусть | с.180-191. | с.180-191.подготовить выразительное чтение сказки. | |||
126 (5) | Ш. Перро «Кот в сапогах» | УИНМ | Познакомить со сказкой Ш. Перро; развивать навыки чтения, умение переводить зрительную информацию в словесную, находить отрывки по вопросам | с.180-191. выразительное чтение | с.180-191. тест | с.180-191. подготовить пересказ. | |||
127 (6) | Ш. Перро «Красная шапочка» | УИНМ | Познакомить со сказкой Ш. перо; развивать навыки чтения по ролям, умение при чтении передавать интонацией своё отношение к герою | с.192-196 выразительное чтение | с.192-196 | с.192-196, выразительное чтение. | |||
128 (7) | Г.X. Андерсен «Принцесса на горошине» | УИНМ | Познакомить со сказкой Г. Х. Андерсена; развивать творческие способности, навыки чтения | с.197-199,чтение в лицах | с.197-199, тетрадь, с.68-70 | с.197-199, подготовить пересказ. | |||
129 (8) | Э Хогарт «Мафин и паук» | УИНМ | Познакомить со сказкой Э. Хогарт; развивать навыки чтения, умения отвечать на вопросы, делить текст на части | с.200-208 фронтальный опрос, выборочное чтение | с.200-208 | с.200-208, познакомиться с содержанием. | |||
130 (9) | Э Хогарт «Мафин и паук» | УИНМ | Познакомить со сказкой Э. Хогарт; развивать навыки чтения, умения отвечать на вопросы, делить текст на части | с.200-208 ответы на вопросы. | с.200-208 | с.200-208, повторить все по разделу. | |||
131 (10) | Обобщение по разделу «Литература зарубежных стран». | УОЗУН | Обобщить знания учащихся по прочитанным произведениям; развивать внимание, память, логическое мышление. | игра-соревнование. | презентация тетрадь, с. 70-71 | ||||
132 (11) | Разноцветные страницы. Игра-викторина по сказкам | с. 210-213 | с. 210-213 | ||||||
133 (12) | КВН «Цветик – семицветик» | игра | |||||||
134 (13) | Повторение. | Обобщить знания учащихся по прочитанным произведениям; развивать внимание, память, логическое мышление. | |||||||
135 (14) | Повторение. | Обобщить знания учащихся по прочитанным произведениям; развивать внимание, память, логическое мышление. | |||||||
136 (15) | Повторение. | Обобщить знания учащихся по прочитанным произведениям; развивать внимание, память, логическое мышление. Летние задания. |
Предварительный просмотр:
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Программа по литературному чтению для 2 класса разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, планируемых результатов начального общего образования и ориентирована на работу по учебно-методическому комплекту «Школа России»:
- Л.Ф. Климанова, В.Г. Горецкий. Литературное чтение Рабочие программы 1-4 - М.: Просвещение, 2014
- Л.Ф. Климанова, Литературное чтение: учебник для 2 класса: в 2 частях - М.: Просвещение, 2014
Литературное чтение — один из основных предметов в обучении младших школьников. Он формирует общеучебный навык чтения и умение работать с текстом, пробуждает интерес к чтению художественной литературы и способствует общему развитию ребёнка, его духовно-нравственному и эстетическому воспитанию.
Успешность изучения курса литературного чтения обеспечивает результативность по другим предметам начальной школы.
Курс литературного чтения направлен на достижение следующих целей:
— овладение осознанным, правильным, беглым и выразительным чтением как базовым навыком в системе образования младших школьников; совершенствование всех видов речевой деятельности, обеспечивающих умение работать с разными видами текстов; развитие интереса к чтению и книге; формирование читательского кругозора и приобретение опыта в выборе книг и самостоятельной читательской деятельности;
— развитие художественно-творческих и познавательных способностей, эмоциональной отзывчивости при чтении художественных произведений; формирование эстетического отношения к слову и умения понимать художественное произведение;
— обогащение нравственного опыта младших школьников средствами художественной литературы; формирование нравственных представлений о добре, дружбе, правде и ответственности; воспитание интереса и уважения к отечественной культуре и культуре народов многонациональной России и других стран.
Литературное чтение как учебный предмет в начальной школе имеет большое значение в решении задач не только обучения, но и воспитания.
Знакомство учащихся с доступными их возрасту художественными произведениями, духовно-нравственное и эстетическое содержание которых активно влияет на чувства, сознание и волю читателя, способствует формированию личных качеств, соответствующих национальным и общечеловеческим ценностям. Ориентация учащихся на моральные нормы развивает у них умение соотносить свои поступки с этическими принципами поведения культурного человека, формирует навыки доброжелательного сотрудничества.
Важнейшим аспектом литературного чтения является формирование навыка чтения и других видов речевой деятельности учащихся. Они овладевают осознанным и выразительным чтением, чтением текстов про себя, учатся ориентироваться в книге, использовать её для расширения своих знаний об окружающем мире.
В процессе освоения курса у младших школьников повышается уровень коммуникативной культуры: формируются умения составлять диалоги, высказывать собственное мнение, строить монолог в соответствии с речевой задачей, работать с различными видами текстов, самостоятельно пользоваться справочным аппаратом учебника, находить информацию в словарях, справочниках и энциклопедиях.
На уроках литературного чтения формируется читательская компетентность, помогающая младшему школьнику осознать себя грамотным читателем, способным к использованию читательской деятельности для своего самообразования. Грамотный читатель обладает потребностью в постоянном чтении книг, владеет техникой чтения и приёмами работы с текстом, пониманием прочитанного и прослушанного произведения, знанием книг, умением их самостоятельно выбрать и оценить.
Курс литературного чтения пробуждает интерес учащихся к чтению художественных произведений. Внимание начинающего читателя обращается на словесно-образную природу художественного произведения, на отношение автора к героям и окружающему миру, на нравственные проблемы, волнующие писателя. Младшие школьники учатся чувствовать красоту поэтического слова, ценить образность словесного искусства.
Изучение предмета «Литературное чтение» решает множество важнейших задач начального обучения и готовит младшего школьника к успешному обучению в средней школе.
Место курса «Литературное чтение» в учебном плане
Во 2 классе на изучение литературного чтения отводится 136 ч - 4 ч в неделю.
Планируемые результаты изучения курса
Предметные
Учащиеся научатся:
Виды речевой и читательской деятельности
- осознавать цель чтения в соответствии с содержанием шмуцтитула и собственным интересом к чтению; пользоваться в читательской практике приёмами вдумчивого чтения под руководством учителя (комментированное чтение, чтение в диалоге автор – читатель); выборочного чтения в соответствии с задачами чтения и под руководством учителя
- читать целыми словами со скоростью чтения, позволяющей понимать художественный текст; при чтении отражать настроение автора читаемого текста;
- ориентироваться в информационном аппарате учебной книги, её элементах, опираться на них при выборе книги; находить сходные элементы в книге художественной;
- просматривать и выбирать книги для самостоятельного чтения и поиска нужной информации (справочная литература) по совету взрослых; фиксировать свои читательские успехи в «Рабочей тетради по литературному чтению»;
- осмыслять нравственное содержание пословиц, поговорок, мудрых изречений русского народа, соотносить их нравственный смысл с изучаемыми произведениями и реалиями жизни;
- распределять загадки на тематические группы, составлять собственные загадки на основе предложенного в учебнике алгоритма;
- соотносить заголовок текста с его содержанием, осознавать взаимосвязь содержание текста с его заголовком (почему так называется); определять характер литературных героев, приводить примеры их поступков в соответствии с качествами героя прочитанного или прослушанного текста.
Учащиеся получат возможность научиться:
- осознавать смысл традиций и праздников русского народа, сохранять традиции семьи и школы, осмысленно готовится к национальным праздникам; составлять высказывания о самых ярких и впечатляющих событиях, происходящих в дни семейных праздников, делиться впечатлениями о праздниках с друзьями и товарищами по классу;
- употреблять пословицы и поговорки в учебных диалогах и высказываниях на заданную тему.
- читать вслух бегло, осознанно, без искажений, выразительно, передавая своё отношение к прочитанному, выделяя при чтении важные по смыслу слова, соблюдая паузы между предложениями и частями текста;
- понимать и осознавать, почему поэт воспевает родную природу, какие чувства при этом испытывает, как это характеризует самого поэта;
- рассуждать о категориях «добро» и «зло», «красиво» и «безобразно», употреблять данные понятия и их смысловые оттенки в своих оценочных высказываниях; предлагать свои варианты разрешения конфликтных ситуаций и нравственных дилемм
- пользоваться элементарными приёмами анализа текста по вопросам учителя (учебника).
- осуществлять переход с уровня событий восприятия произведения к пониманию главной мысли; соотносить главную мысль произведения с пословицей или поговоркой; понимать, позицию какого героя произведения поддерживает автор, находить этому доказательства в тексте.
- задавать вопросы по прочитанному произведению, находить на них ответы в тексте; находить эпизод из прочитанного произведения для ответа на вопрос или подтверждения собственного мнения;
- делить текст на части; озаглавливать части, подробно пересказывать, опираясь на составленный под руководством учителя план;
- находить книги для самостоятельного чтения в различных библиотеках (школьной, домашней, городской, виртуальной и др.); при выборе книг и поиске информации опираться на информационный аппарат книги, её элементы; получать удовольствие от самостоятельного чтения произведений различных жанров; делиться своими впечатлениями о прочитанных книгах, участвовать в диалогах и дискуссиях о прочитанных книгах;
- пользоваться тематическим каталогом в школьной библиотеке.
Учащиеся научатся:
Творческая деятельность
- читать текст, соблюдая при чтении орфоэпические и интонационные нормы чтения; отражая настроение автора;
- пересказывать текст подробно на основе коллективно составленного плана или опорных слов под руководством учителя;
- составлять собственные высказывания на основе чтения или слушания произведений, высказывая собственное отношение к прочитанному.
Учащиеся получат возможность научиться:
- сочинять свои произведения малых жанров устного народного творчества в соответствии с жанровыми особенностями и индивидуальной задумкой.
- пересказывать содержание произведения выборочно и сжато.
Учащиеся научатся:
Литературоведческая пропедевтика
- различать потешки, небылицы, песенки, считалки, народные сказки, осознавать их культурную ценность для русского народа;
- находить отличия между научно-познавательным и художественным текстом; приводить факты из текста, указывающие на его принадлежность к научно-познавательному или художественному; составлять таблицу различий.
- использовать знания о рифме, особенностях жанров (стихотворения, сказки, загадки, небылицы, песенки, потешки), особенностях юмористического произведения в своей литературно-творческой деятельности.
Учащиеся получат возможность научиться:
- понимать особенности стихотворения: расположение строк, рифму, ритм.
- определять героев басни, характеризовать их, понимать мораль и разъяснять её своими словами.
- находить в произведении средства художественной выразительности (сравнение, олицетворение).
Метапредметные
Регулятивные УУД
- Сопоставлять цели, заявленные на шмуцтитуле с изучением материала урока в процессе его изучения; формулировать вместе с учителем учебную задачу урока в соответствии с целями темы; принимать учебную задачу урока. Читать в соответствии с целью чтения (выразительно, целыми словами, без искажений и пр.).
- Коллективно составлять план урока, продумывать возможные этапы изучения темы. Коллективно составлять план для пересказа литературного произведения. Контролировать выполнение действий в соответствии с планом. Оценивать результаты своих действий по шкале и критериям, предложенным учителем. Оценивать результаты работы сверстников по совместно выработанным критериям.
- Выделять из темы урока известные знания и умения, определять круг неизвестного по изучаемой теме в мини-группе или паре. Фиксировать по ходу урока и в конце его удовлетворённость/неудовлетворённость своей работой на уроке (с помощью шкал, лесенок, разноцветных фишек и пр.), аргументировать своё позитивное отношение к своим успехам, проявлять стремление к улучшению результата в ходе выполнения учебных задач.
- Анализировать причины успеха/неуспеха с помощью лесенок и оценочных шкал, формулировать их в устной форме по собственному желанию. Осознавать смысл и назначение позитивных установок на успешную работу, пользоваться ими в случае неудачи на уроке, проговаривая во внутренней речи.
Познавательные УУД
- Пользоваться в практической деятельности условными знаками и символами, используемыми в учебнике для передачи информации.
- Пользоваться приёмами анализа и синтеза при изучении небольших литературных и научно-познавательных текстов с опорой на вопросы учителя. Понимать переносное значение образного слова, фразы или предложения, толковать их с помощью приёмов устного словесного рисования. Сравнивать и сопоставлять произведения между собой, называя общее и различное в них (лирические и прозаические произведения, басню и стихотворение, народную и литературную сказку). Сравнивать литературное произведение или эпизод из него с фрагментом музыкального произведения, репродукцией картины художника, с пословицей и поговоркой соответствующего смысла. Анализировать мотив поведения героя с помощью вопросов учителя или учебника («Рабочей тетради»). Строить рассуждение (или доказательство своей точки зрения) по теме урока из 5-6 предложений.
- Осознавать сущность и значение русских народных и литературных сказок, басен И.А. Крылова как часть русской национальной культуры.
- Осознавать смысл межпредметных понятий: текст поэтический и прозаический, содержание текста, тема текста и основная мысль, автор, авторская позиция, литературный и научно-познавательный текст, басня, художественные ремёсла и народные промыслы.
- Проявлять индивидуальные творческие способности при составлении докучных сказок, составлении рифмовок, небольших стихотворений, в процессе чтения по ролям и инсценировании, при выполнении проектных заданий. Перебирать варианты решения нравственной проблемы, поставленной автором в произведении.
- Понимать читаемое, интерпретировать смысл, читаемого, фиксировать прочитанную информацию в виде таблиц или схем (при сравнении текстов, при осмыслении структуры текста и пр.).
Коммуникативные УУД
- Строить рассуждение и доказательство своей точки зрения из 5-6 предложений, проявлять активность и стремление высказываться, задавать вопросы. Строить диалог в паре или группе, задавать вопросы на уточнение. Строить связное высказывание из 5-6 предложений по предложенной теме.
- Оформлять 1-2 слайда к проекту, письменно фиксируя основные положения устного высказывания.
- Прислушиваться к партнёру по общению (деятельности), фиксировать его основные мысли и идеи, аргументы, запоминать их, приводить свои. Не конфликтовать, осознавать конструктивность диалога, использовать вежливые слова.
- Аргументировать свою точку зрения в процессе размышлений над поступками литературных героев, оценивать поступок героя, учитывая его мотив, используя речевые оценочные средства (вежливо/невежливо, достойно/недостойно, искренне/лживо, нравственно/ безнравственно и др.).
- Принимать и сохранять цель деятельности коллектива или малой группы (пары), участвовать в выработке путей её достижения, участвовать в распределении функций и ролей в совместной деятельности.
- Вырабатывать совместно критерии оценивания выполнения того или иного задания (упражнения). Оценивать достижения сверстников по выработанным критериям. Оценивать по предложенным учителем критериям поступки литературных героев, проводить аналогии со своим поведением в различных ситуациях.
- Выражать готовность идти на компромиссы, предлагать варианты и способы погашения конфликтов. Употреблять вежливые формы обращения к участникам диалога. Находить примеры использования вежливых слов и выражений в текстах изучаемых произведений, описываемых конфликтную ситуацию.
- Находить нужную информацию через беседу со взрослыми, через учебные книги, словари, справочники, энциклопедии для детей, через сеть Интернет. Готовить небольшую презентацию (5-6 слайдов) с помощью взрослых (родителей, воспитателя ГПД и пр.) по теме проекта, озвучивать её с опорой на слайды.
Личностные
- Осознавать через чтение художественных произведений основные ценности взаимоотношений в семье (любовь и уважение, сочувствие, взаимопомощь, взаимовыручка).
- Испытывать чувство гордости при чтении произведений писателей-классиков, поэтов и разнообразных жанров УНТ, озвучивать свои чувства в высказываниях при работе с художественными произведениями.
- Осознавать свою принадлежность к определённому этносу, высказывать уважительное отношение к другим народам в ходе рассуждений и бесед при изучении произведений других народов.
- Проявлять позитивные чувства по отношению к произведениям родных писателей и поэтов, подбирать схожие по тематике и нравственной проблематике произведения других народов, проявлять чувство уважения к авторам других народностей.
- Иметь представление о существовании других народов и культур, называть наиболее известные, близкие собственному опыту и представлениям (мордовскую, татарскую, коми, и др.).
- Допускать существование других точек зрения, выслушивать собеседника, не перебивать, высказывать свою точку зрения спокойно, приводя веские аргументы и факты. Задумываться о причине возникновения конфликтной ситуации.
- Проявлять интерес к чтению литературных произведений на уроках и дома, в свободное время посещать библиотеку, готовить материал к урокам, обращаясь к разнообразным источникам информации.
- Проявлять интерес к изучению творчества авторов, называть любимых авторов, обосновывать свой выбор.
- Включаться в литературно-творческую деятельность на уроке и дома по собственному желанию, осознавать её необходимость для развития собственных способностей.
- Знать о правилах школьной жизни, осознанно применять их на уроках литературного чтения, обосновывать их существование и пользу для ученика. Приводить примеры «высокого» ученичества из прочитанных произведений.
- Пользоваться предлагаемыми учителем формами самооценки и взаимооценки.
- Знать, в чём проявляется ответственность и безответственность поведения.
- Понимать, что значит быть самостоятельным и несамостоятельным при выполнении каких-либо заданий на уроках и дома.
- Приводить примеры ответственного/безответственного, самостоятельного/несамостоятельного поведения героя литературного произведения.
- Делать выводы о степени своей ответственности и самостоятельности.
- Замечать красоту поэтического слова, указывать на образные слова и выражения, которые использованы автором для создания художественного образа.
- Доказывать необходимость использования тех или иных языковых средств для выразительности, яркости, точности и лаконичности описания.
- Выписывать лучшие поэтические обороты в «Словарик настроений» или «Словарик образов» (по темам: небо, звёзды, ветер, тучи, река, горы и пр.).
- Использовать понравившиеся сравнения, эпитеты и метафоры в своих художественных высказываниях, УСР.
- Фиксировать свои чувства и эмоции, связанные с чтением поэтических текстов и текстов-описаний в «радуге чувств», объяснять, почему разные чувства обозначены различной цветовой гаммой.
- Отслеживать эстетические и нравственные чувства героев прозы, в том числе сказки, делать выводы о том, что идеалы, к которым стремятся герои литературных произведений – это идеалы автора, его ценности, к которым он стремится приобщить читателя.
- Различать морально-нравственные нормы, соотносить их с поступками литературных героев, доказывать соответствие.
- Предлагать варианты решения морально-нравственных дилемм.
- Строить морально-этическое суждение из 5-6 предложений на основе моральных понятий и норм о поступке того или иного персонажа произведения.
- Проявлять доброжелательность по отношению к другим при работе в группе, уметь слушать других, высказывать собственное мнение без агрессии и раздражения, помня, что более сильным орудием является подтверждение своего мнения аргументами и фактами.
- Знать приёмы сохранения зрения и осанки при чтении книги и работы с компьютером.
- Пользоваться основными приёмами сбережения зрения и осанки, делать гимнастику для глаз и туловища, следя за своим состоянием усталости.
- Предлагать свои способы сохранения зрения и осанки.
- Пользоваться изученными приёмами сохранения здоровья в домашних условиях.
К концу обучения во 2 классе учащиеся должны уметь:
- делить текст на части, озаглавливать части;
- выбирать наиболее точную формулировку главной мысли из ряда данных;
- подробно и выборочно пересказывать текст;
- составлять устный рассказ о герое прочитанного произведения по плану;
- размышлять о характере и поступках героя;
- относить произведение к одному из жанров: сказка, пословица, загадка, песенка, скороговорка; различать народную и литературную ( авторскую) сказку;
- находить в сказке зачин, концовку, троекратный повтор и другие сказочные приметы;
- относить сказочных героев к одной из групп ( положительные, отрицательные, герои-помощники, нейтральные персонажи);
- соотносить автора, название и героев прочитанных произведений.
Ориентировочные показатели по темпу чтения:
2 класс – 30- 40 слов в минуту в конце первого полугодия, 40-50 слов в минуту в конце второго полугодия.
СОДЕРЖАНИЕ КУРСА
2 КЛАСС (136)
Вводный урок (1 ч)
Знакомство с учебником, системой условных обозначений, содержанием учебника, словарём.
Самое великое чудо на свете (4 ч)
Книги, прочитанные летом. Любимые книги. Герои любимых книг. Творчество читателя. Талант читателя.
Устное народное творчество (15 часов)
Произведения устного народного творчества: пословицы, поговорки, народные песни, потешки, прибаутки, считалки, небылицы, загадки, сказки. Русские народные сказки «Петушок и бобовое зёрнышко», « У страха глаза велики», «Лиса и тетерев», «Лиса и журавль», «Каша из топора», «Гуси-лебеди».
Люблю природу русскую. Осень (8ч)
Лирические стихотворения Ф.Тютчева, К.Бальмонта, А.Плещеева, А.Фета, А.Толстого, С.Есенина.
Русские писатели (14ч)
А.С.Пушкин. Лирические стихотворения, «Сказка о рыбаке и рыбке». И.А.Крылов. Басни. Л.Н.Толстой. Басни. Рассказы.
О братьях наших меньших (12 ч)
Весёлые стихи о животных А.Шибаева, Б.Заходера, И.Пивоваровой, В.Берестова. Научно-популярный текст Н.Сладкова. Рассказы о животных М.Пришвина, Е.Чарушина, Б.Житкова, В.Бианки.
Из детских журналов (9 ч)
Произведения из детских журналов. Д.Хармс, Ю.Владимиров, А.Введенский.
Люблю природу русскую. Зима ( 9 ч)
Лирические стихотворения И.Бунина, К.Бальмонта, Я.Акима, Ф.Тютчева, С.Есенина, С.Дрожжина.
Русская народная сказка «Два Мороза». С.Михалков «Новогодняя быль», весёлые стихи о зиме А.Барто, А.Прокофьева.
Писатели детям (17 ч)
К.И.Чуковский. Сказки. «Путаница», «Радость», «Федорино горе». С.Маршак «Кот и лодыри». Стихотворения С.В.Михалкова, А.Л.Барто. Юмористические рассказы Н.Н.Носова.
Я и мои друзья (10 ч)
Стихи о дружбе и друзьях В.Берестова, Э.Мошковской, В.Лунина. Рассказы Н.Булгакова, Ю.Ермолаева, В.Осеевой.
Люблю природу русскую. Весна (9 ч)
Весенние загадки. Лирические стихотворения Ф.Тютчева, А.Плещеева, А.Блока, И.Бунина, С.Маршака, Е.Благининой, Э.Мошковской.
И в шутку и всерьёз (14 ч)
Весёлые стихи Б.Заходера, Э.Успенского, И.Токмаковой.Герой авторских стихотворений. Ритм стихотворения.
Литература зарубежных стран ( 14 ч)
Американские, английские, французские, немецкие народные песенки в переводе С.Маршака, В.Викторова, Л.Яхнина.
Ш.Перро «Кот в сапогах», «Красная Шапочка».
Г.С.Андерсен.»Принцесса на горошине».Эни Хогарт. «Мафин и паук».
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН 2 КЛАСС
№ | Тема | Всего часов |
1 | Введение | 1 |
2 | Самое великое чудо на свете | 4 |
3 | Устное народное творчество | 5 |
4 | Сказки | 10 |
5 | Люблю природу русскую. Осень | 8 |
6 | Русские писатели | 14 |
7 | О братьях наших меньших | 13 |
8 | Из детских журналов | 9 |
9 | Люблю природу русскую. Зима | 9 |
10 | Писатели – детям | 17 |
11 | Я и мои друзья | 10 |
12 | Люблю природу русскую. Весна | 10 |
13 | И в шутку и всерьез | 14 |
14 | Литература зарубежных стран | 15 |
ИТОГО | 136 |
ИНФОРМАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
№ | Автор | Название | Год издан. | Издательство |
1 | Е.С. Савинов | Серия «Стандарты второго поколения» Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения Начальная школа | 2010 | М.: Просвещение |
2 | Л.Ф. Климанова В.Г. Горецкий | Литературное чтение Рабочие программы 1-4 | 2011 | М.: Просвещение |
3 | Кутявина С.В. | Поурочные разработки по литературному чтению 2 класс. К учебнику Л.Ф. Климановой | 2012 | М.: Просвещение |
4 | С.В. Савинова В.А. Савинов | Литературное чтение 1-2 классы: поурочные планы по программе «Школа России» (компакт-диск) | 2011 | Волгоград Издательство «Учитель» |
Учебная литература для учащихся
1. Л.Ф. Климанова. Литературное чтение Учебник.2 класс. В 2 ч. – М.: Просвещение,2014
2. Л.Ф. Климанова. Литературное чтение Рабочая тетрадь. 2 класс. В 2 ч. – М.: Просвещение,2014
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по литературному чтению для 1 клас
Рабочая программа курса «Литературное чтение» разработана на основе авторской программы, Л.Ф.Климановой, В.Г.Горецкого, М.В.Головановой, Москва «Просвещение», 2007. Авторская программа соо...
Рабочая программа по литературному чтению для 2 класса
Рабочая программа по литературному чтению для 2 класса. образовательная система "Школа 2100"...
Рабочая программа по литературному чтению для 4 класса.
Рабочая программа для 4 класса школы 7 вида с включением часов по курсу Санкт - Петербург....
Рабочая программа по литературному чтению для 4 класса.
Рабочая программа для 4 класса школы 7 вида с включением часов по курсу Санкт - Петербург....
Рабочая программа по литературному чтению (2 класс)
Рабочая программа по литературному чтению (2 класс)...
Рабочая программа по литературному чтению для 3 класса
Программа разработана на основе авторской программы по литературному чтению Л.А.Ефросининой и снабжена учебно-методическим комплектом «Начальная школа XXI века»Литературн...
рабочая программа по литературному чтению 10 класс.(Русская группа)
Рабочая программа по литературному чтению.(10 класс .По Хайдаровой Р.З.)...