Доклад на методическое объединение мастеров
материал по теме

Максимова Надежда Сергеевна

"Психологическая безопасност как условие развития современного урока"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doklad_mo.docx28.96 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное специальное учебно - воспитательное учреждение для детей  и подростков с девиантным поведением закрытого типа

«Республиканская специальная общеобразовательная школа»

Доклад на методическое объединение мастеров

Тема:« Психологическая безопасность как условие развития современного урока

Подготовила и провела:

Мастер п/о Максимова Н.С

Казань 2012

Психологическая безопасность как условие развития современного урока

В настоящее время ученые в области педагогики и психологии, учителя-практики говорят и пишут о гуманизации образования, об индивидуальном подходе к ученику в процессе обучения и воспитания, о внимании к каждому ребенку, о создании в школе атмосферы психологического комфорта. Это декларируется в законе РФ "Об образовании”. Наличие или отсутствие психологического комфорта оказывает влияние на состояние психики школьника, его желание учиться, а в итоге – на его успеваемость.  Психологическая безопасность образовательного процесса – это состояние защищенности школьника от угроз его достоинству, душевному благополучию, позитивному мировосприятию и самоотношению.  Очевидно, что психологическая безопасность – важнейшее условие полноценного развития ребенка, сохранения и укрепления его психологического здоровья. Психологическое здоровье, в свою очередь, - основа жизнеспособности ребенка, которому в процессе детства и отрочества приходится решать отнюдь непростые задачи своей жизни: овладевать собственным телом и собственным поведением, научаться жить, работать, учиться и нести ответственность за себя и других, осваивать систему научных знаний и социальных навыков, развивать свои способности и строить образ «Я». Поскольку психологическое здоровье - условие жизненной успешности и гарантия благополучия человека в жизни, очевидно, ни родителям, ни педагогам не стоит экономить силы на его формирование в детстве. Сегодня, в условиях реализации комплексного проекта модернизации образования , забота о психологической безопасности и здоровье школьников становится обязательным целевым ориентиром в работе каждого образовательного учреждения и учителя, показателем достижения ими современного качества образования. Здоровье ребенка, пожалуй, одно из тех немногих требований, которое в равной мере представлено в ожиданиях всех заказчиков образовательных услуг, поэтому его можно трактовать как интегрирующую -часть консолидированного заказа на качественное современное образование со стороны государства, общества, и индивида. Это означает, что современная школа должна всерьез и по-настоящему становится не только местом, где детей учат, но и пространством их полноценного взросления, питательной средой становления успешных, счастливых и здоровых людей. Это возможно только в атмосфере душевного комфорта и благоприятного социально-психологического климата в образовательном учреждении, на уроках, поддерживающего и даже инициирующего процессы развития личности и ее психологических потенциалов. А для этого урок, как образовательное пространство, должен быть территорией безусловной психологической безопасности. Именно поэтому в последние годы обострился интерес к определению этого важного социально-психологического феномена, разворачиваются исследования, позволяющие измерять психологическую безопасность урока, проектируются условия, при которых она обеспечивается.

Вообще говоря, разбирая потенциальные «критические точки», можно выделить несколько групп факторов, составляющих окружение школьника. Это:

— психолого-педагогические факторы (личность учителя, сложность учебной программы, возможности ребенка усвоить эту программу);

— социальные (статус в классе, отношения с другими учениками вне класса и т.д.);

— физические (школьное пространство, включая обстановку, освещенность, режим дня, качество питания и т.д.)

.Обратившись к работам современных психологов и физиологов, мы можем выделить так называемые школьные факторы риска , остающиеся, по мнению исследователей, устойчивыми и трудно преодолимыми в течение многих десятилетий во всех школах мира:

это стрессовая тактика педагогических воздействий,

· несоответствие методик и технологий возрастным и индивидуальным возможностям ребенка,

· нерациональная организация образовательного процесса, в особенности режима движений, отдыха, питания;

· предельное напряжение умственных сил ребенка на уроке и в процессе выполнения домашних заданий;

· изматывающие, издергивающие нервную систему детей умственные, эмоциональные и физические перегрузки;

· педагогический и родительский «психоз» отличных отметок;

· многолетний временной цейтнот на уроке и при выполнении домашних заданий;

· формализм программных знаний;

· нервозность школьной обстановки, в которой царит торопливость, напряжение, поощряются конкурентные отношения между школьниками;

· недоверие к ребенку, к его желанию учиться, к его индивидуальности.

Особенно ярко и выражено влияют данные факторы на психологическое самочувствие детей с интеллектуальной недостаточностью, обостряя и закрепляя проблемы как в познавательной, так и в эмоционально-волевой сферах развития. Поэтому обеспечение психологической безопасности и психологического комфорта на уроке в коррекционной школе VIII вида является одним из важнейших условий развития современного образования и повышения его качества.

В моей педагогической практике принцип психологической комфортности является ведущим. Он предполагает снятие по возможности всех стрессообразующих факторов учебного процесса, создание в школе и на уроке такой атмосферы, которая расковывает детей, и в которой они чувствуют себя "как дома”.

Регулярный мониторинг психологической комфортности на уроках учащихся своего класса (3,4),позволил мне выделить основные способы выражения психологического неблагополучия(своего рода виды психологической защиты),присущие учащимся с интеллектуальной недостаточностью:

λ барьер учебной установки, при которой ученик включается в познавательную деятельность без эмоционального переживания материала, ориентируясь только на его оперативное запоминание(что крайне затруднено ,в силу особенностей познавательных процессов) и воспроизведение либо ради мотива долженствования, либо ради оценки. Такое формальное усвоение информации, лишенное личностного смысла, глубины, приводит к быстрому забыванию материала.

λ барьер авторитарности, при котором учитель эмоционально сковывает ученика безапелляционной подачей материала. В ситуации "интеллектуальной интервенции” чувства ученика подавлены, он интеллектуально пассивен, по сути, отчужден от активного участия в познавательном процессе.

λ барьер дидактогенного воздействия возникает у учащихся при контактах с учителем, склонным к конфликтному стилю общения, насмешкам, нотациям, замечаниям, не умеющим управлять своим состоянием, скрывать раздражение. У учащихся возникает состояние повышенной школьной тревожности, которое может перейти в так называемые школьные неврозы: стойкий страх перед учителем, учебной ситуацией, школой в целом. Очевидно, что такое эмоциональное угнетение практически блокирует познавательные процессы.

λ барьер эмоциональной невосприимчивости (особенно ярко проявляется у детей с интеллектуальной недостаточностью ,так как они обладают низкой эмоциональной культурой, , примитивным восприятием красок мира, неразвитым воображением. Таким учащимся трудно "схватить" учебный материал во всей сложности его многоцветья и смысловых оттенков, сопереживать учителю.

λ барьер эмоциональной памяти заключается в наслаивании предшествующих эмоциональных состояний на текущий эмоциональный настрой учащихся на уроке. Так, хорошо известно возбужденное состояние детей после урока физкультуры, экскурсии и т.д. Неприятные переживания в семье ученик приносит на урок, эмоциональная перестройка запаздывает, происходит отключение от восприятия материала.

λ барьер перегрузки учащихся хорошо известен каждому учителю. Большое количество уроков, трудных предметов, монотонность интеллектуального труда, дефицит движения и разрядки, в дополнение ко всему плохое питание - все это приводит к переутомлению детей. Плохое психофизическое состояние детей вызывает быстрое психическое истощение детей, что в свою очередь ведет к рассеянности, апатии, равнодушию учащихся на уроке.

Своевременная диагностика эмоционального самочувствия учащихся помогает мне предупредить накопление эмоционального дискомфорта, сняв тем самым эмоциональные барьеры между учителем и учеником.(Приложение)

Используя диагностические данные и мониторинг, в моей педагогической практике я придерживаюсь основных принципов личностно-ориентированного урока,позволяющих обеспечить каждому ребёнку психологический комфорт . Наиболее значимые принципы урока:

υ Использование субъектного опыта ребенка.

Актуализация имеющегося опыта и знания является важным условием, способствующим пониманию и введению нового знания. Понимание в целом тесно связано с личным опытом субъекта и осуществляется на базе прошлого опыта, знаний, правил и других знаний (о своих возможностях, факторах понимания и т.п.). Понимание является основным компонентом процесса учения.

υ Вариативность заданий, предоставление ребенку свободы выбора при их выполнении и решении задач, использование наиболее значимых для него способов проработки учебного материала.

υ Обеспечение на уроке личностно значимого эмоционального контакта учителя и учеников , мотивации достижения успеха через анализ не только результата, но и процесса его достижения.

При реализации этих принципов информационная база урока становится подлинно развивающей.,а ,главное, обеспечивает информационно-психологическую безопасность каждого ребёнка.

Критерии психологически безопасного урока, определяющие качество обучения и эффективность каждого моего урока, таковы:

1. Сообщение в начале урока не только темы, но и порядка организации учебной деятельности (наличие плана).

План помогает четко, ясно и логично излагать содержание материала. Ученик на каждом этапе урока активен, вовлечен в реальные взаимодействия, а также у учащихся снижается уровень тревожности перед предстоящими видами деятельности.

2. Создание положительного эмоционального настроя на работу у всех ребят в ходе урока. Серьезное внимание уделено развитию мотивационной сферы, образовательный процесс обогащен позитивными эмоциями. положительное эмоциональное самочувствие, комфорт, ярко окрашенные эмоции стимулируют положительное отношение к предмету изучения даже у детей со сниженными познавательными потребностями и резко повышают восприимчивость мозга к учебной информации.

Эмоции являются весьма заметным стимулятором таких важных, познавательных по своей природе, психических процессов, как память и внимание. Положительно окрашенные эмоции увеличивают силу ассоциаций; ярче, лучше запоминаются образы, которые воспринимались эмоционально. Это же относится и к вниманию: источник эмоциональных переживаний овладевает вниманием человека иногда настолько, что полностью поглощает его.

3.Создание условий для проявления познавательной активности учащихся и достижения успеха каждым учеником.

4.Повышение степени самостоятельности в учебной деятельности, реализация стратегии сотрудничества, сочетание фронтальной работы с классом с групповыми формами деятельности.

5.Создание атмосферы заинтересованности каждого ученика в работе класса.

6.Применение на уроке специально разработанного дидактического материала, использование разноуровневых заданий, позволяющих ученику самому выбирать вид и форму материала (словесную, графическую, условно-символическую).Во время индивидуальной работы мною учитывается скорость выполнения операций учащимися. Так, в рассматриваемом н классе у 25% учащихся высокий темп выполнения операций, у 47% - средний темп, у 28% - низкий. С использованием дифференцированных заданий, где объем, и трудность увеличивается от уровня к уровню, каждый учащийся работал со своей скоростью. Более того, опыт показывает, что при дифференцированном подходе у ребят с низким и средним темпом возникала устойчивая мотивация к более быстрому и качественному выполнению заданий.

7.Обсуждение в конце урока не только того, что нового узнали, но и того, что понравилось (не понравилось) и почему, что бы хотелось выполнить еще раз, что сделать по-другому.

8.Оценка определяется по ряду параметров, по конечному результату, пути его достижения, самостоятельности, оригинальности.

Сегодня цель школьного образования состоит не в создании идеальных условий для ребенка, предполагающих свободную от любых конфликтов окружающую среду, а в обеспечении разносторонней подготовленности подрастающего поколения к вступлению во взрослую жизнь. Наряду с освоением академической программы школьник должен овладеть навыками самоконтроля и самооценки, разрешения конфликтов и сотрудничества. От социальной компетентности ребёнка во многом зависит его физическое и психическое здоровье, успешность его самореализации как личности.

Нам всем сегодня стоит напомнить себе, что психологическая безопасность – одно из требований безопасности образовательного процесса, одно из условий качества образования, столь же важное, как антитеррористическая, пожарная, санитарно-эпидемиологическая безопасность. Но, сравнивая усилия педагогов по обеспечению всех чрезвычайно важных компонентов безопасности участников образовательного процесса, справедливости ради, стоит сказать (перефразировав известную фразу): «Ничто не стоит учителю так дешево и не ценится так дорого, как психологическая безопасность детей».

Список литературы

1. Алябьев С.В. Психологический мониторинг. Школьный психолог//Приложение к газете ”Первое сентября”.2007.№35.С.18-19.

2. Путяко Л.М. Когнитивные аспекты общения учителя с учащимися различной успешности в обучении. Мир психологии//Журнал.2008.№3.С.115.

3.Суртаева Н.Н. Контакт с учеником. Сельская школа//Журнал.2003.№3.

4. Шмелев А.Г. Особенности установления психологического контакта с учащимися. Педагогика// Журнал.2008.№2.С.36-39.

5. Кузнецова Л.В. Ситуация успеха на уроке // Начальная школа. – 2003. - №4.- с. 90-93.

6. Куревина О.А., Петерсон Л.Г. Концепция образования: современный взгляд. – Москва, 1999.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Доклад на методическом объединении классных руководителей на тему: «Ценностные установки духовно-нравственного развития и воспитания»

Ценности личности формируются в семье, неформальных сообществах, трудовых, армейских и других коллективах, в сфере массовой информации, искусства, отдыха и т. д. Но наиболее системно, последовательно ...

Доклад на методическом объединении воспитателей "Условия оптимизации развития познавательной активности детей с нарушением слуха"

Проблема активизации познавательной деятельности детей с нарушением слуха на всех этапах развития образования является одной из актуальных, так как активность является необходимым условием умственного...

Доклад на методическом объединении

Активизация познавательной деятельности учащихся на уроках русского языка...

Доклад на методическое объединение "Родник" - "Профессионально-нраственные качества личности педагога".

В докладе "Профессионально-нравственные качества личности педагога" рассматривается каким должен быть современный педагог, какими качествами должен обладать....

Доклад на методическом объединении школы.

Тема доклада: "Профилактика правильной осанки"....

Развитие творческих способностей и формирование познавательного интереса учащихся. Доклад на методическом объединении.

Развитию познавательных интересов, любви к изучаемому пред­мету и к самому процессу умственного труда способствует такая органи­зация обучения, при которой ученик вовлекается в процесс самостоятель­но...