Отчет о работе методического объединения учителей математики за 2013-2014 учебный год
материал на тему
В работе отражены результаты работы методического объединения по разным направлениям.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
otchet_2013-2014.docx | 64.82 КБ |
Предварительный просмотр:
Отчёт
о работе методического объединения учителей математики
за 2013 – 2014 учебный год.
В 2013-2014 учебном году в методическом объединении учителей математики работали 2 педагога.
ФИО | Класс | Образование | Специальность |
1.Филиппова Н.А. | 5 7 8 «А» 9 «А» 9 «Б» 10 | Высшее педагогическое | Учитель-дефектолог |
2.Елисеева Т.В. | 6 «А» 8 «Б» | Высшее педагогическое | Учитель-дефектолог |
Методическое объединение учителей математики работало над темой «Педагогика поддержки ребенка с ограниченными возможностями здоровья при организации и проведении уроков математики с целью социальной адаптации и интеграции в общество», которая является завершением 3-летней методической темы. Были определены задачи, требующие разрешения:
1. Социальная адаптация и интеграция учащихся школы VIII вида в общество посредством подбора на темы программы заданий практической направленности.
2. Разработка и адаптация учебного материала для классов с легкой и умеренной степенью умственной отсталости с максимальным использованием практической, коррекционной икомпенсирующей нарушения психических функцийнаправленности.
3. С целью активизации познавательной деятельности учащихся активно использовать ИКТ при проведении уроков математики.
4. Продолжать работу по внедрению здоровьесберегающих мероприятий в учебный процесс.
5. Продолжать работу по профилактике детского травматизма.
6. Способствовать развитию коммуникативной функции речи на уроках математики.
В состав старшей школы входило 10 классов, в том числе 3 класса для детей со сложной структурой дефекта (6б, 6в, 9б классы). Неоднородность состава учащихся, разные возможности усвоения математических знаний в зависимости от тяжести и степени дефекта требуют дифференцированного и индивидуального подхода на уроках математики. С целью выявления учащихся, нуждающихся в особом подходе, в специальных средствах и методах обучения в начале учебного года были определены уровни обучения, в том числе и для вновь принятых учащихся. Также были определены учащиеся, находящиеся на диагностике, с целью уточнения уровня обучения.
На начало 2013-2014 учебного года в старшей школе обучалось 117 учащихся, из них на надомном обучении – 17 учащихся, на конец – 118 учащихся, из них на надомном обучении – 17 человек. В течение учебного года учителями МО, психологами, завучем Храмцовой М.А. проводилась работа по индивидуальному сопровождению и диагностике особенностей усвоения математических знаний, умений и навыков учащимися. Это позволило выявить психофизические особенности некоторых детей, определить их интеллектуальные возможности и уровень обучения.
По I уровню обучаются ученики, успешно овладевающие программным материалом в процессе фронтального обучения. Все задания они выполняют, как правило, самостоятельно. Программный материал усваивают сознательно. Полученные знания могут применить на практике. При выполнении сложных заданий им нужна незначительная активизирующая помощь взрослого.
По II уровню обучаются ученики, также успешно обучающиеся в классе. Они в основном понимают фронтальное объяснение учителя, запоминают изучаемый материал, но затрудняются сделать элементарные выводы и обобщения. Их отличает низкая самостоятельность в выполнении всех видов работ. Поэтому им требуется контролирующая и направляющая помощь учителя.
По III уровню обучаются ученики, которые с трудом усваивают программный материал и нуждаются в помощи учителя. Для учащихся характерно недостаточное понимание вновь изучаемого материала. Они нуждаются в неоднократном дополнительном объяснении. Их отличает отсутствие самостоятельности. Темп усвоения материала у этих учащихся значительно ниже, чем у детей, отнесенных ко второй группе. У школьников данной группы отсутствуют способности к обобщению.
II уровень обучения по заключению ШМПК был выставлен Свиридовой К., Кирьянову Н. – 5 класс, Карапаеву Д., Бабаеву Д., Скрыльниковой О., Коняшкину М. – 6 класс, Иванову С. – 7 класс, Микадзе А. – 8б класс. I уровень обучения был определен находящимся на диагностике Егоровой Т., Трошину А. – 5 класс.
В результате проведённой работы были получены следующие результаты.
Период | I уровень обучения по математике | II уровень обучения по математике | III уровень обучения по математике |
2011-2012 начало | 18,5 % | 63,9 % | 17,6 % |
2011-2012 конец | 17,4 % | 65,3 % | 17,4 % |
2012-2013 начало | 24 % | 59 % | 17 % |
2012-2013 конец | 19 % | 64 % | 17 % |
2013-2014 начало | 15,5 % | 56,5 % | 28 % |
2013-2014 конец | 13 % | 59 % | 28 % |
Из таблицы видна тенденция к снижению на конец учебного года количества учащихся, обучающихся по I уровню и, соответственно, росту числа учащихся, обучающихся по II уровню. Количество учащихся, обучающихся по III уровню, осталось прежним. Определение адекватного уровня обучения способствует тому, что каждому ребёнку предъявляются требования, отвечающие его возможностям, оптимальной для него сложности, что позволяет расширять зону ближайшего развития, создает возможность успешного обучения для детей с разным уровнем развития мыслительной деятельности, сохраняет их здоровье.
Анализ успеваемости
учащихся 5-10 классов по математике
за 2013-2014 учебный год
Исходя из целей специальной (коррекционной) общеобразовательной школы VIII вида при обучении математике решаются следующие задачи:
- формирование доступных учащимся математических знаний и умений, их практическое применение в повседневной жизни, в основных видах трудовой деятельности;
- максимально общее развитие учащихся с учетом индивидуальных возможностей каждого ученика на различных этапах обучения;
-воспитание у школьников целенаправленной деятельности, трудолюбия, самостоятельности.
Сравнительный анализ знаний, умений и навыков учащихся за 2013-2014 уч. год показал:
Класс | I четверть | II четверть | III четверть | IV четверть | год | |||||
Качество знаний | Уровень обученности | Качество знаний | Уровень обученности | Качество знаний | Уровень обученности | Качество знаний | Уровень обученности | Качество знаний | Уровень обученности | |
5 | 82 | 69 | 82 | 69 | 85 | 68 | 69 | 67 | 85 | 71 |
6-а | 67 | 55 | 75 | 57 | 75 | 63 | 82 | 66 | 75 | 63 |
7 | 75 | 63 | 67 | 61 | 75 | 60 | 75 | 66 | 75 | 63 |
8-а | 89 | 61 | 100 | 72 | 89 | 65 | 78 | 62 | 89 | 69 |
8-б | 90 | 61 | 90 | 61 | 78 | 58 | 89 | 61 | 89 | 61 |
9-а | 82 | 62 | 82 | 59 | 91 | 62 | 82 | 62 | 91 | 62 |
9-б | 89 | 73 | 90 | 76 | 90 | 65 | 80 | 62 | 90 | 65 |
10 | 83 | 65 | 100 | 76 | 100 | 82 | 83 | 65 | 83 | 65 |
Уровень обученности учащихся за 2013-2014 уч. год
Достаточно стабильный уровень обученности в 5-а, 7-а, 9-а классах. В этих классах обучаются учащиеся I и II уровней, с хорошими потенциальными возможностями, способные усваивать программу при небольшом увеличении степени сложности при условии осуществления индивидуального и дифференцированного подхода.
Стабильный уровень обученности в 8-б классе, где находятся учащиеся II уровня, объясняется тщательным подбором, адаптацией тем программного материала и осуществляемым индивидуальным подходом с учетом невысоких потенциальных возможностей учащихся. Но этот уровень имеет невысокие значения, так как учащиеся долго «врабатываются» в учебный процесс, низкий уровень долговременной памяти приводит к трудностям в усвоении программного материала.
В течение года наблюдалось колебание уровня обученности в 6-а, 8а, 9б и 10 классах.
Нестабильный уровень обученности в 6 и 8а классах объясняется тем, что не все учащиеся (Горячев И, Никашин А., Шавензова К. – 6а кл., Климова Е. – 8а кл.) способны быстро и прочно усвоить материал за отведенное на его изучение время. Часто требуется неоднократное повторение и адаптация тем (например, снижение степени сложности отдельных разделов программы). Положительный прогноз в усвоении знаний можно сделать при условии продолжения адаптации программного материала и постоянного психолого-медико-педагогического сопровождения этих учащихся.
В 9б классе обучаются дети со сложной структурой дефекта в развитии. Им предъявляется учебный материал с минимальной степенью сложности и в небольших объемах, используется контролирующая и направляющая помощь учителя. Несмотря на это, в 3 и 4 четвертях идет снижение уровня обученности. Это объясняется индивидуальными психофизическими особенностями учащихся,ослаблением резервных сил организма (как в связи с основным заболеванием, так и с учетом длительности обучения в 3 четверти, весеннего периода, переходного возраста и сопутствующих психических заболеваний, обостряющихся в весенний период).
Невысокий уровень обученности в 10 классе, где обучаются учащиеся I и II уровней, с высокими и средними потенциальными возможностями, объясняется тем, что некоторые из них практически достигли предела в развитии мыслительной деятельности, у некоторых наблюдается значительное снижение мотивации к учению. Даже при предъявлении требований, отвечающих их возможностям, учащиеся этого класса дают незначительное продвижение в усвоении новых знаний.
Данные по качеству знаний
учащихся 5-9 классов по математике
Учителями МО регулярно тестируются учащиеся с определением зоны актуального и зоны ближайшего развития. Изучение ЗУН учащихся ведется на основании положения о промежуточной и итоговой аттестации. Административные и четвертные контрольные работы проводились в соответствии с графиком проведения проверочных работ и планом внутришкольного контроля на 2013-2014 уч. год. Итоги проведенных аттестаций следующие.
I четверть, сентябрь. 5-10 классы
Цель – диагностика знаний, умений и навыков учащихся по итогам периода повторения.Сравнительный анализ знаний по сравнению с прошлым учебным годом.
Административно-диагностические работы по математике проводились в начале учебного года с целью выявления уровня сохранности знаний после длительного перерыва в обучении, а также активного включения учащихся в учебную деятельность. Сравнительный анализ знаний, умений и навыков учащихся за период май 2013 года – сентябрь 2013 года показал:
Класс | Качество знаний | Уровень обученности | ||
май | сентябрь | май | сентябрь | |
6 | 89 | 72 | 73 | 62 |
7а | 73 | 67 | 60 | 62 |
8а | 64 | 78 | 62 | 74 |
8б | 90 | 80 | 71 | 62 |
9а | 90 | 82 | 68 | 66 |
10 | 83 | 67 | 61 | 59 |
Май 2013года | Сентябрь 2013 года | |||||
Выполнено без ошибок | Выполнено с ошибками | Характер ошибок | Выполнено без ошибок | Выполнено с ошибками | Характер ошибок | |
24,5% | 26% | Умножение и деление целых чисел | 15% | 10% | Сложение и вычитание целых чисел | |
11% | Умножение и деление десятичных дробей | 42% | Умножение и деление целых чисел | |||
19% | Сложение и вычитание именованных чисел | 17% | Сложение и вычитание именованных чисел | |||
19% | Задача (алгоритм и решение) | 12% | Сравнение | |||
15% | Нахождение неизвестного компонента | 23% | Задача (алгоритм и решение) | |||
22% | Нахождение неизвестного компонента |
Период повторения прошел достаточно неровно. Процентные показатели обученности учащихся снизились за счет недостаточно быстрого восстановления после длительного каникулярного периода, невозможностью быстрого вхождения в программный материал и ухудшением психо-физического состояния некоторых учащихся в осенний период. С целью прорабатывания наиболее часто встречающихся ошибок данные темы регулярно включались в уроки на этапах повторения.
Для решения задач, стоящих перед педагогическим коллективом по социальной адаптации умственно отсталых учащихся, в рамках внутришкольного контроля в течение года проводились административные проверки.
II четверть, декабрь. 9-б класс
Цель – комплексная проверка знаний, умений и навыков учащихся.Оценка качества усвоения программного материала детьми классов со сложной структурой дефекта.
Тема тестирования | Выполнение без ошибок | Выполнение с ошибками | Характер ошибок |
Действия с числами в пределах 20 | 33% | 33% | Вычитание целых чисел |
22% | Геометрический материал | ||
22% | Сравнение чисел | ||
11% | Числовой ряд, соседи числа |
III четверть, январь-февраль. 5-9 классы
Цель – состояние знаний, степень сформированности вычислительных навыков, выработка практических умений.
Класс | Тема тестирования | Выполнение без ошибок | Выполнение с ошибками | Характер ошибок |
5 | Умножение и деление чисел на 10, 100. Числа, полученные при измерении. | 10% | 30% | Преобразование именованных чисел: алгоритм сформирован не до конца или не автоматизирован |
40% | Умножение и деление чисел на 10, 100: алгоритм сформирован не до конца или не автоматизирован | |||
40% | Вычислительные навыки |
Класс | Тема тестирования | Выполнение без ошибок | Выполнение с ошибками | Характер ошибок | |
6а | Сложение и вычитание смешанных чисел и дробей | 37% | 37% | Вычисления | |
43% | Сравнение | ||||
25% | Алгоритм записи действий | ||||
Класс | Тема тестирования | Выполнение без ошибок | Выполнение с ошибками | Характер ошибок | |
7а | Умножение и деление именованных чисел на двузначное число | 30% | 20% | Преобразование именованных чисел | |
40% | Вычисления (таблица умножения) | ||||
20% | Алгоритм записи действий (оформление) | ||||
20% | Действия умножения и деления не дифференцируются |
Класс | Тема тестирования | Выполнение без ошибок | Выполнение с ошибками | Характер ошибок |
9а | Проценты. Все действия с числами. | 10% | 30% | Алгоритм выполнения действий сложения или вычитания |
30% | Алгоритм выполнения действий умножения или деления | |||
20% | Нахождение процентов от числа: алгоритм сформирован не до конца или не автоматизирован |
III четверть, март. 5-8 классы
Цель – оценка сформированности вычислительных навыков, выработки практических умений.
Класс | Тема тестирования | Выполнение без ошибок | Выполнение с ошибками | Характер ошибок |
5 | Умножение и деление многозначных чисел на однозначное | 17% | 42% | Алгоритм выполнения действий не сформирован и не автоматизирован |
33% | Вычисления | |||
25% | Алгоритм записи действий (оформление) |
Класс | Тема тестирования | Выполнение без ошибок | Выполнение с ошибками | Характер ошибок |
6а | Умножение и деление на однозначное число | 20% | 10% | Алгоритм выполнения действий не сформирован и не автоматизирован |
40% | Вычисления (таблица умножения) | |||
- | Алгоритм записи действий (оформление) |
Класс | Тема тестирования | Выполнение без ошибок | Выполнение с ошибками | Характер ошибок |
7 | Умножение и деление на двузначное число. | 64% | 36% | Вычисления (таблица умножения) |
Сложение и вычитание обыкновенных и десятичных дробей | 54% | 45% | Вычисления | |
27% | Алгоритм записи действий не автоматизирован |
Класс | Тема тестирования | Выполнение без ошибок | Выполнение с ошибками | Характер ошибок |
8а | Действия с обыкновенными дробями, с именованными числами, выраженными десятичными дробями. Умножение и деление на двузначное число. | 22% | 11% | Алгоритм выполнения действий |
22% | Замена именованных чисел десятичной дробью | |||
44% | Вычисления | |||
- | Алгоритм записи действий (оформление) |
Класс | Тема тестирования | Выполнение без ошибок | Выполнение с ошибками | Характер ошибок |
8б | Действия с обыкновенными дробями, с именованными числами, выраженными десятичными дробями. Умножение и деление на двузначное число. | - | 37,5% | Алгоритм выполнения действий сложения или вычитания |
12,5% | Алгоритм выполнения действий умножения или деления | |||
37,5% | Замена именованных чисел десятичной дробью | |||
50% | Вычисления | |||
37,5% | Алгоритм записи действий (оформление) |
На основании полученных данных и в результате проведенного анализа ошибок можно сделать следующие выводы:
1. Регулярно включать в уроки по темам программного материала задания из тем, требующих особого внимания: «Умножение и деление целых чисел, десятичных дробей и именованных чисел», «Преобразование чисел, полученных при измерении величин, в десятичную дробь», «Нахождение дроби от числа». При изучении темы «Умножение и деление обыкновенных дробей» в 8 классе рассматривать только простые варианты умножения и деления обыкновенныхдробей, исключая умножение и деление смешанных чисел, без преобразования.
2. Неукоснительно осуществлять индивидуальный и дифференцированный подход, особенно к тем учащимся, которые имеют проблемы в усвоении тем программного материала по причине болезни или снижения уровня возможностей.
3. Совместно с психологической службой школы оказывать помощь учащимся, имеющим низкую мотивацию к усвоению знаний, и учащимся, имеющим низкий уровень способностей в усвоении знаний.
4. Совместно с логопедами школы и учителями физической культуры оказывать помощь учащимся, имеющим нарушения моторики и проблемы вразвитии речи (особенно учащимся классов со сложной структурой дефекта).
5. При проведении проверочных работ осуществлять индивидуальный и дифференцированный подход к учащимся с различной степенью интеллектуального недоразвития (разноуровневые контрольные задания, направляющая и контролирующая помощь учителя, справочный материал, опорные таблицы).
Анализ контрольных работ по математике
Учебный период | Целые числа | Обыкновенные дроби | Десятичные дроби | Нахождение неизвестного числа | Задача | Порядок действий | Проценты | Сравнение | Числа, полученные при измерении величин | ||||||||||||||
сложение | вычитание | умножение | деление | сложение | вычитание | умножение | деление | сложение | вычитание | умножение | деление | алгоритм | вычисления | алгоритм | вычисления | сложение | вычитание | умножение | деление | ||||
I | 11 | 12 | 2 | 7 | - | - | - | - | - | 12 | 8 | 2 | 10 | 9 | 3 | 10 | - | - | 7 | - | 3 | - | - |
II | 7 | 9 | 7 | 7 | 2 | 1 | - | - | 3 | 7 | 7 | 4 | 9 | 5 | 8 | 7 | 4 | - | 2 | - | 3 | 1 | 1 |
III | 5 | 9 | 9 | 17 | 1 | - | 1 | - | 3 | 8 | 9 | 10 | 5 | 3 | 2 | 12 | 3 | 3 | 14 | - | 1 | 2 | - |
Годовая | 7 | 7 | 9 | 8 | 1 | 1 | - | - | 1 | 9 | 6 | 3 | 6 | 2 | 2 | 6 | 1 | 1 | 8 | 4 | 4 | 2 | - |
Итого | 30 | 37 | 27 | 39 | 4 | 2 | 1 | - | 7 | 36 | 30 | 19 | 30 | 19 | 15 | 35 | 8 | 4 | 33 | 4 | 11 | 5 | 1 |
за 2013 – 2014 учебный год
Основными ошибками на протяжении всего учебного года были: все арифметические действия с целыми числами, вычитание и умножение десятичных дробей, сравнение целых чисел и дробей, нахождение неизвестных компонентов, решение задач, округление чисел до заданного разряда. Одним из направлений работы учителей в течение учебного года было развитие и совершенствование вычислительных навыков учащихся, умения решать уравнения и задачи. Общее количество ошибок является стабильным, что говорит о регулярно проводимой работе. Большое количество неправильно решенных заданий на вычитание (с переходом через разряд) и деление целых чисел. Объясняется это тем, что действия представляют собой сложный многооперационный алгоритм, который требует внимательности, четкости выполнения инструкций, правильности вычислений. Несколько увеличилось количество ошибок на сравнение различных видов чисел. Это связано с нарушением пространственной ориентировки, что мешает правильно определить нужный знак (тогда как выделить, какое число больше, а какое меньше из заданных учащиеся могут практически безошибочно). Большинство учащихся обучаются по второму и третьему уровню (59% и 28% соответственно), следовательно, могут допускать ошибки при решении уравнений и задач. Для их решения необходимо иметь логическое мышление,которое слабо развито у учащихся, имеющих интеллектуальное нарушение, а также уверенность в своих действиях и самостоятельность, которые не всегда адекватны у учащихся этой группы. Поэтому на уроках математики регулярно ведется работа по развитию умения решать задачи и находить неизвестные компоненты действий.
При сравнении количества ошибок, допущенных в четвертных контрольных работах и годовой контрольной работе, можно заметить, что качество годовой контрольной работы по некоторым темам выше, чем четвертных. Это указывает на то, что годовые контрольные работы выполняются после прохождения всех тем программного материала и многократного закрепления и повторения. У детей появляется время, дающее возможность осмыслить пройденный материал, перевести его из кратковременной в долговременную память и начать активно пользоваться им. Уровень выполнения годовых контрольных работ у большинства учащихся достаточно высокий.
Организация и проведение открытых мероприятий и взаимопосещения уроков
Учителя МО уделяют внимание совершенствованию личности умственно отсталых учащихся, коррекции недостатков их развития иформированию интереса к предмету математики.
Во 2 четверти совместно с МО гуманитарного цикла был проведен «Праздник знаков или Путешествие в Страну Русского Языка и Королевство Математики» для учащихся 5-10 классов. Цель – расширить представления учащихся об истории происхождения знаков, о целях их существования и правилах их постановки. Праздник представлял собой костюмированное представление с участием различных знаков, применяемых в математике и русском языке. Также гостям мероприятия была предложена викторина с вопросами из курсов математики и русского языка, позволяющая определить уровень имеющихся знаний по данной тематике, способствующая закреплению учебных навыков на занимательном материале, развитию эмоционально-волевой сферы учащихся, взаимопонимания и взаимоуважения членов команд.
В течение учебного года учителями МО математики совместно с учителями МО гуманитарного цикла проводились консультации, собеседования по методическим вопросам, было налажено взаимопосещение уроков с целью обмена опытом, совершенствования педагогического мастерства и более глубокого изучения социально значимых для умственно отсталых учащихся тем. Так, Егорова Е.Н. посетила уроки Филипповой Н.А. в 9б классе по темам «Сложение и вычитание мер времени. Задачи «Средства связи – расчет времени перемещения письма или телеграммы»», «Действия с мерами стоимости. Задачи «Средства связи – сравнение стоимости посылки и бандероли»». В свою очередь Филиппова Н.А. посетила уроки Егоровой Е.Н. по соответствующим темам, связанным с написанием письма, телеграммы, составлением описи содержимого посылки или бандероли». Учителя обсудили вопросы, возникающие в процессе работы над программным материалом, и убедились в целесообразности модульного обучения детей-имбецилов. Также было организовано параллельное взаимопосещение уроков между учителями Елисеевой Т.В. и Андреевой Л.В. Уроки по теме «Задачи на движение» содержат много различных названий величин, движущихся объектов, видов движения. На уроках письма и развития речи эти названия были разобраны с точки зрения их лексического значения, словообразования и употребления в речи, что позволило учащимся более осознанно воспринимать условие задач.
Работа с документацией
В начале 2013-2014 учебного года учителя вновь изучили требования к заполнению классных журналов. Также учителя МО были проинструктированы системным администратором школы по вопросам работы с электронным журналом.
Работа с умственно отсталыми учащимися, а особенно классов со сложной структурой дефекта, требует тщательного изучения особенностей их развития и обучения. Поэтому учителя познакомились с портфолио учащихся 5 и 9б классов и вновь прибывших учащихся. Были изучены имеющиеся программы обучения детей с легкой и умеренной умственной отсталостью (Программа по математике (под редакцией В.В.Воронковой); Программы специальных (коррекционных) общеобразовательных школ VIII вида для детей с умеренной умственной отсталостью (специальная (коррекционная) школа VIII вида №77 СЗАО г. Москвы, 2009г.)). Основной задачей обучения математике детей с умственной отсталостью (F70, F71) является социальная адаптация с целью дальнейшей интеграции в общество в той мере и степени, которая доступна каждому индивидуально. С целью реализации задачи социальной адаптации, содержание программы по математике для детей с легкой степенью умственной отсталости согласовывается с содержанием программ по профессионально-трудовому обучению, СБО, географии, содержание программы по математике для детей с умеренной умственной отсталостью с учетом модульного обучения было согласовано с содержанием программ по СБО, письму и развитию речи, трудовому обучению. Была составленырабочие программы по математике для учащихся 5, 6а, 7, 8а, 8б, 9а и 10 классов с легкой степенью умственной отсталости и для учащихся 9бкласса с умеренной умственной отсталостью. На основе программ были разработаны тематическое и календарно-тематическое планирование по математике для учащихся с умственной отсталостью.
В течение учебного года проводились традиционные проверки тетрадей учащихся. Во второй четверти проводилась проверка рабочих тетрадей учащихся 5-10 классов. Цель проверки:
- выполнение учителями норм проверки тетрадей;
- соблюдение единого орфографического режима;
- соответствие требований, предъявляемых к учащимся, уровням их обучения.
Анализ показал, что тетради регулярно проверяются учителями, ошибки, допущенные учащимися, выделяются красными чернилами (зачеркивается неверный знак, сверху записывается правильный). Оценки выставляются объективно, предъявляемые требования соответствуют уровням обучения и возможностям учащихся. Не все ученики аккуратно оформляют работы. Наблюдается большое количество орфографических ошибок (особенно при оформлении задач).
У некоторых работы выполнены не в полном объеме. Не у всех в рабочих тетрадях прослеживаются даты, соблюдается единый орфографический режим. Часть этих учащихся имеют нарушение внимания, грубые нарушения моторики, нарушение пространственной ориентировки, а также снижение мотивации к обучению (что влечет за собой небрежное выполнение работ и отсутствие части заданий).
Основная часть тетрадей имеет хороший внешний вид: опрятные, в обложках, подписаны без ошибок, в едином стиле.
В целом, состояние тетрадей хорошее.
Также во второй четверти была проведена проверка рабочих тетрадей учащихся 9б класса.
Цель проверки: соблюдение учащимися с умеренной умственной отсталостью требований к оформлению и выполнению работ. В результате проверки были получены следующие данные.
Каждый обучающийся имеет две рабочие тетради.
Анализ показал, что тетради регулярно проверяются учителем, ошибки, допущенные учащимися, выделяются красными чернилами (зачеркивается неверный знак, сверху записывается правильный). Оценки выставляются объективно, предъявляемые требования соответствуют уровням обучения и возможностям учащихся. В письменных работах наблюдается большое количество орфографических и логопатических ошибок (меняются местами цифры в числе, нарушена дифференциация знаков «+» и «-», «<» и «>», ошибки при списывании с доски или с учебника). Не все ученики аккуратно оформляют работы. У некоторых учащихся работы выполнены не в полном объеме. Не у всех в рабочих тетрадях соблюдается единый орфографический режим. Это объясняется нарушением внимания, грубыми нарушениями моторики, нарушением пространственной ориентировки (что влечет за собой неаккуратное выполнение работ и отсутствие части заданий).
В целом, состояние тетрадей хорошее.
В третьей четверти проводилась проверка рабочих тетрадей для учащихся 5-9 классов. Цель: выполнение учителями норм проверки домашнего задания;соблюдение учащимися единого орфографического режима при выполнении домашнего задания; соблюдение учащимися требованийпри выполнении домашнего задания.
Анализ показал, что домашние задания задаются учителями регулярно на каждом уроке, кроме уроков, на которых проводятся контрольные работы, и уроков геометрии. Объем домашнего задания не превышает четверти объема классной работы. Домашнее задание дифференцировано в зависимости от уровня возможностей учащегося. Домашние работы регулярно проверяются учителями, ошибки, допущенные учащимися, выделяются красными чернилами (зачеркивается неверный знак, сверху записывается правильный). Оценки выставляются объективно, предъявляемые требования соответствуют уровням обучения и возможностям учащихся. Не все ученики аккуратно оформляют домашние работы. Наблюдаются орфографические ошибки (при записи слов «домашняя», «работа», «примеры»).
У некоторых учащихся работы выполнены не в полном объеме. Не у всех в рабочих тетрадях прослеживаются даты, соблюдается единый орфографический режим (в частности, 4 клеточки между классной и домашней работами, номер задания). Часть этих учащихся имеют нарушение внимания, грубые нарушения моторики, нарушение пространственной ориентировки, а также снижение мотивации к обучению (что влечет за собой небрежное выполнение работ и отсутствие части заданий). Некоторые учащиеся регулярно не выполняют домашние задания.С ними регулярно ведется работа, оказывается помощь, поддержка, контроль и неотступно предъявляются соответствующие дифференцированные требования. При этом, в зависимости от степени возможностей учащегося, помощь принимается по-разному, что отражается в письменных работах.
Основная часть учащихся старательно, с соблюдением всех требований выполняет домашние задания в полном объеме.
Выступление учителей
на заседаниях методических объединений
В течение учебного года регулярно проводились заседания МО, где решались вопросы по намеченному плану. Учитель Елисеева Т.В. работала по теме: «Внедрение здоровьесберегающих технологий на уроках математики как фактор сохранения и укрепления здоровья учащихся с интеллектуальным недоразвитием».Учителем были изучены факторы, приводящие к наступлению утомления учащихся на уроках.
У школьников систематическое утомление и переутомление относится к патологическому состоянию и ведёт не только к снижению качества усвоения учебного материала, но и к ухудшению здоровья. Поэтому раннее выявление признаков утомления и своевременная их коррекция является важным условием сохранения здоровья школьников.
Однако нельзя забывать, что утомление – это охранительная, защитная реакция от чрезмерного истощения функционального потенциала и в то же время – стимулятор последующего роста работоспособности. Поэтому требования гигиены к организации учебно-познавательной деятельности направлены не на то, чтобы исключить появление у школьников утомления, а на то, чтобы отдалить его наступление, оградить организм от отрицательного воздействия чрезмерного утомления.
Учителя МО проводили уроки с использованием различных вариантов здоровьесберегающих технологий (физкультминутки, дыхательная гимнастика, зрительная гимнастика, чередование видов работ, варьирование степени сложности заданий, проведение в пятницу более простых в усвоении уроков геометрии и т.д.), что зачастую давало положительные результаты и школьники не чувствовали усталости по окончанию урока. Работа будет продолжаться учителями в течение следующего учебного года.
Учитель Филиппова Н.А. работала по теме «Развитие речи умственно отсталых учащихся на уроках математики».
Одной из задач коррекционной школы VIII вида является коррекция и компенсация недостатков психического развития детей, в том числе и речевого развития. Чтобы эта работа приносила положительные результаты, рекомендуется и на логопедических занятиях, и на уроках использовать средства коммуникации в различных ситуациях общения. Неуспешность речевого общения умственно отсталых школьников связана не только с нарушением интеллекта и речи, но и с несформированностью технологий общения со взрослыми и сверстниками. На уроках математики создавались речевые ситуации, которые позволяли организовать непосредственное общение детей. Коррекционное обучение осуществлялось с учетом уровня развития коммуникативных умений и навыков школьников с нарушением интеллекта. У одних детей формировалось умение реагировать на инициативу, побуждающую начать общение с использованием вербальных средств (практиковался прием сопряженно-отраженного воспроизведения ответов). У других формировалось умение внимательно слушать обращенную речь и адекватно отвечать на вопросы. Тем, кто испытывал трудности в выборе языковых средств, оказывалась помощь в виде приема отраженного воспроизведения вопросов и ответов. Особое внимание уделялось формированию умений задавать вопросы. Выделилась группа учащихся, которые достаточно легко вступают в общение, с помощью взрослого определяют порядок решения и способы выполнения заданий. Достаточно активно используют речь в процессе общения. Однако объем их высказываний был ограниченным. Работа по формированию коммуникативных умений и навыков у школьников с нарушением интеллекта будет продолжена.
Повышение квалификации. Методическая работа.
В 2013-2014 учебном году учителя МО продолжали повышать свою квалификацию. Филиппова Н.А. и Елисеева Т.В. были слушателями вебинара «Преподавание математики в специальных коррекционных школах VIII вида по новым УМК», проведенного Алышевой Т.В. – кандидатом педагогических наук, доцентом кафедры дефектологии ГБОУ ВПО МО «Академия социального управления».
Продолжена работа по составлению сборника задач с практическим содержанием. На основе самоанализа уроков и анализа литературы и имеющихся пособий был выявлен недостаток дидактических материалов по некоторым темам программного материала. Были изготовлены наглядные пособия к урокам математики (таблицы чисел от 1 до100, карточки по теме «Меры времени» - 9б класс, карточки по теме «Римская нумерация» - 7 класс, карточки по темам «Линейная диаграмма», «Столбчатая диаграмма» - 8 класс), а также к внеклассному мероприятию по предмету, что нашло отражение в паспортах кабинетов.
Учителя МО продолжали периодически диагностировать уровень знаний учащихся, вели работу по отслеживанию индивидуального прогресса по формированию академического компонента за определенные временные промежутки. Эта работа была отражена в картах индивидуального сопровождения учащихся («Анализы контрольных работ учащихся по математике за 2013-2014 уч. год»). Данная работа позволяет определить зону актуального и ближайшего развития каждого ученика и наметить пути дальнейшего обучения и воспитания.
Учителями проводилась адаптация программы В.В.Воронковой по математике для детей II и III уровня обучения с учетом особенностей учащихся. Было составлено и согласовано с учебными программами по письму и развитию речи, профессионально-трудовому обучению, социально-бытовой ориентировке, обществознанию разноуровневое календарное планирование по математике для 9б класса со сложной структурой дефекта с учетом необходимости социальной адаптации и интеграции в общество, а также с учетом предъявляемых дифференцированных требований к ЗУН учащихся, позволяющее оптимизировать объем учебного материала и степень его сложности, снизить уровень программных требований.
Учителями МО корректировались тексты проверочных и контрольных работ для учащихся разных уровней обучения с учетом требований программы,были разработаны тексты проверочных работ для 9б класса со сложной структурой дефекта.
Преемственность в работе МО
На совместных заседаниях учителей МО математиков и психологов рассматривались вопросы адаптации учащихся 5 класса к обучению в среднем звене,вопросы индивидуального и дифференцированного подхода к учащимся средних и старших классов, сделанные на основе диагностических обследований. Рекомендации психологов учитывались в работе учителей как на уроках сообщения новых знаний, так и на уроках закрепления и контроля знаний учащихся.
Работа по профилактике травматизма
Не менее важным направлением работы является профилактика дорожно-транспортного травматизма. Учителя МО, являясь классными руководителями 8-х классов, регулярно проводили мероприятия по профилактике дорожного травматизма:
- классные часы на соответствующие темы;
- дидактические игры и викторины на темы, связанные с правилами дорожного движения;
- тематические занятия совместно с зам. директора по безопасности, представителями МЧС, пожарных частей города;
- тематические прогулки с применением знаний по ПДД.
Рассматривались и вопросы детского школьного и бытового травматизма: в начале и конце каждой четверти, после праздников или долгого отсутствия учащихся в школе по причине болезни проводился инструктаж по правилам безопасного поведения учащихся в школе (в классах, в столовой, на переменах), в общественных местах, в транспорте, около водоемов, по правилам противопожарной безопасности дома и на улице, по правилам поведения в экстремальныхситуациях. Рассматривались вопросы профилактики противоправного поведения, проведения свободного времени, предупреждения употребления психоактивных, наркотических веществ и табака. Проводились учебные тренировки по эвакуации в случае возникновения ЧС.
Проведенный анализ работы МО показал, что в целом план работы на 2013-2014 учебный год выполнен, тема года реализована, но целесообразно продолжение работы в данном направлении. Современные тенденции в преобразовании системы школьного обучения ставят новые задачи, указывают в качестве приоритетного личностно-ориентированное, развивающее и практически значимое обучение, способствующее становлению социального опыта и личности учащегося с учетом его индивидуальных особенностей. Поэтому ведущим направлением работы на новый учебный год станет создание условий для полноценной социальной адаптации и интеграции в общество учащихся с нарушением интеллекта.
Работа должна вестись с учетом разноуровневого обучения, здоровьесберегающих технологий и с постепенным внедрением ИКТ технологий. Исходя из вышеизложенного, МО ставит перед собой следующие задачи:
1. Социальная адаптация и интеграция учащихся школы VIII вида в общество посредством подбора на темы программы заданий практической направленности.
2. Используемый учебный материал для детей с легкой и умеренной степенью умственной отсталости должен носить максимально коррекционный и компенсирующий нарушения психических функций характер.
3. С целью активизации познавательной деятельности учащихся активно использовать ИКТ при проведении уроков математики.
4. Продолжать работу по внедрению здоровьесберегающих мероприятий в учебный процесс.
5. Продолжать работу по профилактике детского травматизма.
6. Проводить работу по развитию коммуникативной функции речи на уроках математики.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План работы методического объединения учителей математики и информатики школы на 2013-2014 учебный год
План работы методического объединения учителей математики и информатики на 2013-2014 учебный год содержит пункты: аттестация учителей, участие учителей и детей в конкурсах разного уровня, подготовка в...
План работы методического объединения учителей математики и информатики на 2013-2014 уч.год
План работы методического объединения учителей математики, информатики на 2013-2014 учебный год. Задачи МО на 2013-2014 учебный год· Продолжи...
План работы районного методического объединения учителей географии на 2013/2014 учебный год
Тема: «Создание условий для повышения профессиональной компетентности учителя географии в условиях реализации федерального государственного образовательного стандарта основного общего образовани...
Обобщение опыта работы методического объединения учителей математики за 2012-2013 учебный год
Обобщение опыта работы методического объединения учителей математики за 2012-2013 учебный год...
Анализ работы методического объединения учителей биологии за 2013 — 2014 учебный год
Методическая работа в 2013-2014 учебном году была направлена на выполнение поставленных задач и их реализацию через образовательную программу и учебно-воспитательный процесс. Методическое объединение ...
План работы методического объединения учителей математики на 2013-2014 учебный год
Материал включает основные направления методической работы учителей математики специальной (коррекционной) школы VIII вида....
Анализ работы методического объединения учителей математики за 2016-2017 учебный год
Анализ работы методического объединения учителей математики за 2016 - 2017 учебный год...