Анализ урока русского языка
учебно-методический материал на тему

Саввина Наталья Михайловна

Анализ урока русского языка в соответствии с требованиями ФГОС

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Анализ урока русского языка27.94 КБ

Предварительный просмотр:

АНАЛИЗ УРОКА

Предмет: русский язык

Тема: «Диалог»

Класс: 5в

Учитель: Билоус О. Ю., учитель русского языка и литературы МОУ «Сланцевская СОШ №6»

Цели урока:

  • Предметно-дидактическая: расширение понятийной базы составления и ведения диалога; формирование  умения  правильно ставить знаки   препинания при диалоге. 
  • Деятельностная: создание условий для формирования у обучающихся способности к открытию новых знаний через выполнение практических заданий, поиска решений проблемных вопросов. 

Ожидаемые результаты: 

  • Личностные:   
  • Обучающиеся готовы  к саморазвитию  и самообразованию; 
  • Ответственно относятся  к выполнению учебных задач; 
  • Демонстрируют коммуникативную компетентность,   уважительное отношение к мнению другого человека. 
  • Метапредметные:   
  • Ставят учебную задачу под руководством учителя и работают в соответствии с ней; 
  • Выдвигают простейшие гипотезы; 
  • Выделяют главное, существенные признаки понятий; осуществляют сравнение,  высказывают суждения, аргументируют их; 
  • Работают с информацией и преобразуют её; 
  • Находят причинно-следственные связи; 
  • Оценивают свою работу и работу своих одноклассников. 
  • Предметные: 
  • Знают отличительные признаки диалога, умеют находить диалог в тексте; 
  • Умеют правильно расставлять знаки препинания при диалоге; 

составлять диалог на заданную тему, вести диалог, интонационно правильно читать диалоги. 

  • Тип урока:  
  • По ведущей дидактической цели:  урок изучения нового материала; 
  • По способу организации деятельности: индивидуально-групповой; 
  • По ведущему методу обучения: проблемно-поисковый. 
  • Методы: 
  • Основной: проблемно-поисковый (решение проблемных задач); 
  • Дополнительные:  
  • словесные (беседа, диалог);  
  • наглядные (работа с рисунками, схемами);  
  • практические (составление схем, поиск информации);  
  • дедуктивные (анализ, применение знаний, обобщение). 

 

  • Средства обучения: 
  • Дополнительный текстовый материал; 
  • Презентация «Диалог »; 
  • Оценочный лист  (лист расследования) 
  • Оборудование: мультимедийный проектор, экран, компьютер 

   Данный урок отличается высоким уровнем обучаемости, что выразилось в основательной отработке всеми обучающимися класса программного материала. Урок выполнил свою дидактическую  задачу: обучающиеся расширили свои представления о диалоге. С первых минут урока дети включились в игру и активную работу, ставя и решая проблемы, записывая разные вариации диалога,  применяя правила, оценивая свою деятельность в ходе урока и работу других обучающихся.  Хорошо продумана система заданий по предупреждению ошибок при оформлении диалогов. В ходе решения поисковых задач учитель использовал разнообразные приемы подачи дополнительной информации, что, безусловно, активизировало познавательную деятельность обучающихся и способствовало введению новой информации по различным каналам через комплексную систему работы различных анализаторов. Такой подход позволил реализовать учет индивидуальных особенностей каждого ребенка и тем самым способствовал максимальному их включению в активное учебное поведение. Высокой оценки заслуживает деятельность учителя в отборе методов и приемов работы на уроке. Четкость инструкций, умение сочетать фронтальную и индивидуальную работу, своевременная оценка и самооценка обучающихся, аргументированное использование наглядности - все это дало возможность учителю придать уроку интенсивный характер обучения, создать мотивационную атмосферу.

   Отличное владение ИКТ учителем позволяло вызывать  интерес  к  изучению  данной  темы и  рационально  использовать всё  рабочее время.  В  результате  чего за урок обучающиеся отработали достаточно большой объем информации. Современна и интересна структура урока – ведение расследования в Детективном агентстве, причём каждый этап урока заканчивался конкретным подведением итогов и оцениванием деятельности.     Разнообразие форм работы (исследование текста, описание комикса датского художника Х.Бидструпа «Телефонный разговор»,  составление устных диалогов и др.) сделало урок содержательным и динамичным. Ценным, бесспорно, является тот факт, что учитель продемонстрировал высокий уровень профессионализма в овладении образовательными технологиями и методиками и эффективное применение их в практической профессиональной деятельности.

Оценка урока

Баллы  от 0 до 2, где 0 — полное отсутствие критерия, 1 — частичное присутствие критерия, 2 — критерий представлен в полном виде.

 

 

Этапы анализа

Количество баллов

1

Основные цели.

Наличие образовательной, воспитательной, развивающей целей. Достигнуты ли поставленные учителем цели? Достигнуты ли практические цели, поставленные учениками? 

 2 балла

2

Организация урока.

Как организован урок? Тип, структура, этапы, логика, временные затраты, соответствие структуры, применяемых методов поставленной цели и содержанию урока. 

 2 балла

3

Мотивация.

Какие способы мотивации применяет педагог?

 2 балла

4

Насколько урок соответствует требованиям ФГОС?

  • Ориентированность на стандарты нового поколения.
  • Развитие УУД (универсальных учебных действий).
  • Применение современной технологии: ИКТ, исследовательской, проектной и др. 

2 балла 

5

Содержание урока.

  • Правильность освещения учебного материала с научной точки зрения, соответствие возрасту учащихся.
  • Соответствие урока, его содержания требованиям образовательной программы.
  • Развитие самостоятельности и познавательной активности с помощью создания ситуаций для применения собственного жизненного опыта школьников (взаимосвязь теории и практики).
  • Связь нового и ранее изученного учебного материала, наличие межпредметных связей.

 2 балла

6

Методика проведения урока.

  • Актуализация имеющихся знаний, способов учебной деятельности. Формирование проблемной ситуации, наличие проблемных вопросов.
  • Какие методы применял педагог? Каково соотношение репродуктивной и исследовательской, поисковой деятельности? Сравните примерное количество репродуктивных (чтение, повторение, пересказ, ответы на вопросы по содержанию текста) и исследовательских заданий (доказать утверждение, найти причины, привести аргументы, сравнить информацию, найти ошибки и др.)
  • Преобладает ли деятельность учащихся в сравнении с деятельностью педагога? Насколько объемна самостоятельная работа учащихся? Каков ее характер?
  • Какие методы получения новых знаний применяет педагог (опыты, сравнения, наблюдения, чтение, поиск информации и др.)?
  • Использование диалога в качестве формы общения.
  • Использование нестандартных ситуаций для применения учащимися полученных знаний.
  • Наличие обратной связи между учеником и учителем.
  • Грамотное сочетание разных форм работы: групповой, фронтальной, индивидуальной, парной.
  • Учет принципа дифференцированного обучения: наличие заданий разного уровня сложности.
  • Целесообразность применения средств обучения в соответствии с тематикой и содержанием урока.
  • Использование демонстрационных, наглядных материалов с целью мотивации, иллюстрации информационных выкладок, решения поставленных задач. Соответствует ли количество наглядного материала на уроке целям, содержанию занятия?
  • Действия, направленные на  развитие умений самооценки и самоконтроля учащихся.

 2 балла

7

Психологические моменты в организации урока

  • Принимает ли учитель во внимание уровень знаний каждого отдельного учащегося и его способности к обучению?
  • Направлена ли учебная деятельность на развитие памяти, речи, мышления, восприятия, воображения, внимания?
  • Есть ли чередование заданий разной степени сложности? Насколько разнообразны виды учебной деятельности?
  • Есть ли паузы для эмоциональной разгрузки учащихся?
  • Насколько оптимален объем домашнего задания? Дифференцировано ли оно по уровню сложности? Есть ли у учеников право выбора домашнего задания? Понятен ли инструктаж по его выполнению?

 2 балла

Вывод: в целом урок заслуживает отличной  оценки.

Руководитель  методического объединения учителей русского языка и литературы МОУ «Сланцевская СОШ №6»:                      Саввина Н. М.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Анализ урока русского языка

ПРимерная схема анализа урока...

Построение и анализ урока русского языка на основе компетентностно- деятельностного подхода

В статье рассматриваются вопросы построения и анализа  урока русского языка на основе компетентностно- деятельностного  подхода...

Анализ урока русского языка по теме "Дополнение"

Анализ урока общеметодической направленности по русскому языку в соответствиями с требованиями ФГОС....

Схема анализа урока русского языка

Для аттестующегося учителя русского языка и литературы схема анализа урока русского языка...

Анализ урока русского языка в 5 «Г» классе

Оценка деятельности учителя по конечному результату урока по теме :  "Ообщающие слова при однородных членах"....

Рефлексивный анализ урока русского языка в соответствии с требованиями аттестации педагогического работника на высшую квалификационную категорию.

Рефлексивный анализ урока русского языка в соответствии с требованиями аттестации педагогического работника  на высшую квалификационную категорию....