Рабочая программа по учебному предмету биология, 9 класс
рабочая программа (9 класс) по теме
Рабочая программа по учебному предмету биология (раздел "Человек") предназначена для обучающихся с лёгкой степенью умственной отсталости.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rab.progr_.9_klass.docx | 52.78 КБ |
Предварительный просмотр:
ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ
ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ГОРОДА МОСКВЫ
«Школа № 854»
отделение для обучающихся
с особыми образовательными потребностями
«Согласовано» Председатель МО _______________ Протокол № _____ «____» _____ 20____ г. | «Принята» На педагогическом совете Протокол №_____ «______» ______ 20___г | «Утверждаю» Директор ГБОУ №854 «___» _____ 20___ г. |
Рабочая программа
по учебному предмету биология (раздел «Человек») для обучающихся с легкой степенью умственной отсталости
9 класс
Разработана на основе «Программы специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида 5-9 классы» под редакцией В.В.Воронковой, «Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида 5-9 классы» под ред. И.М. Бгажноковой.
Составитель:
Карасева М.А
Учитель-дефектолог
Высшая квалификационная категория
Москва, 2016
Пояснительная записка
Рабочая программа по предмету биология (раздел «Человек») составлена на основе учебной программы для 5-9 классов общеобразовательных специальных (коррекционных) учреждений VIII вида под редакцией В.В.Воронковой, Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида: 5-9 классы. Бгажноковой И.М.
Нормативным основанием для составления учебной программы являются следующие документы:
1.Закон Российской Федерации «Об образовании».
2.Закон РФ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации».
3.Федеральный закон «Об образовании лиц с ограниченными возможностями здоровья (специальном образовании)». Принят государственной думой 18 июля 1996 г.
4.Ратифицированные Россией международные документы, гарантирующие права «особого» ребенка:
Декларация прав ребенка от 20 ноября 1959г.;
Декларация о правах инвалидов от 9 ноября 1971г.;
Декларация о правах умственно отсталых лиц от 20 декабря 1971г.;
Конвенция о правах ребенка от 20 ноября 1989г.;
Всемирная декларация об обеспечении выживания, защиты и развития детей от 30 сентября 1990 г..
5.Типовое положение о специальном (коррекционном) образовательном учреждении для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии (Утверждено постановлением правительства Российской Федерации от 12.03. 1997г. №288).
6.Типовое положение о специальном (коррекционном) образовательном учреждении для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии, Постановление Правительства РФ от 10.03. 2000 г. № 212., 23.12.2002 г., № 919.
7.«О специфике деятельности специальных (коррекционных) образовательных учреждений 1-8 видов». Письмо Минобразования России от 4 сентября 1997 года № 48 (с изменениями от 26.12.2000г.).
8.Единая концепция специального Федерального государственного стандарта для детей с ограниченными возможностями здоровья, 2009 г.
9.«Программы специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида 5-9 классов» под редакцией В.В.Воронковой. Москва, издательство «ВЛАДОС», 2011
10. Бгажнокова И.М. Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида: 5-9 классы. М.: Просвещение, 2010.
11.Концепция Специального Федерального государственного образовательного стандарта для детей с ограниченными возможностями здоровья / [Н.Н. Малофеев, О.И. Кукушкина, О.С. Никольская, Е.Л. Гончарова]. – М.: Просвещение, 2013
Программа «Человек» рассчитана на 68 часов в год (2 часа в неделю).
Программа построена по концентрическому принципу, а также с учётом преемственности на весь курс обучения. Учебный курс базируется на принципах доступности, наглядности, индивидуального подхода, практической направленности и принципа коррекции.
Программа учитывает особенности познавательной деятельности умственно отсталых детей. Она содержит материал, помогающий учащимся достичь того уровня общеобразовательных знаний и умений, который необходим им для социальной адаптации. Содержание обучения по предмету «Человек» имеет практическую направленность.
По данной программе предусматривается изучение элементарных сведений, доступных умственно отсталым школьникам о строении и жизнедеятельности основных органов и в целом всего организма человека. Учащиеся знакомятся с ним и с теми условиями, которые благоприятствуют или вредят нормальной его жизнедеятельности. В связи с изучением организма человека учащимся сообщаются сведения о том, как важно правильно
питаться, соблюдать требования гигиены, как уберечь себя от заразных болезней; какой вред здоровью наносят курение, употребление спиртных напитков и наркотиков, а также токсикомания.
При изучении программного материала обращается внимание учащихся на значение физической культуры и спорта для здоровья, закаливания организма и для нормальной его жизнедеятельности.
Главными задачами всего курса «Человек» являются:
- сообщение элементарных сведений о строении и жизнедеятельности основных органов и всего организма человека;
- воспитание здорового образа жизни, сохранение своего здоровья,
- профилактика заболеваний, травм и др.;
- повышение уровня общего развития учащихся и коррекция недостатков их познавательной деятельности и личностных качеств.
Формирование жизненных компетенций.
Компонент жизненной компетенции рассматривается в структуре образования для детей с ОВЗ как овладение знаниями, умениями и навыками, уже сейчас необходимых ребенку в повседневной жизни. Овладение академическими знаниями, умениями и навыками (в доступной для ребенка форме, структуре и объёме) направлено преимущественно на обеспечение его будущей реализации. Формируемая жизненная компетенция обеспечивает развитие отношений с окружением в настоящем. При этом движущей силой развития жизненной компетенции становится опережающая наличные возможности ребенка интеграция в более сложное социальное окружение ребенка.
Учебно-познавательные компетенции.
1.Организовывать планирование, анализ, рефлексию, самооценку своей учебно-познавательной деятельности.
2.Задавать вопросы к наблюдаемым фактам, отыскивать причины явлений, обозначать свое понимание или непонимание по отношению к изучаемой проблеме.
3. Выступать устно и письменно о результатах своего исследования с использованием компьютерных средств и технологий (текстовые и графические редакторы, презентации).
Информационные компетенции.
1.Владеть навыками работы с различными источниками информации: книгами, учебниками, справочниками, атласами, картами, определителями, энциклопедиями, каталогами, словарями, CD-RОМ, Интернет.
2. Владеть элементарными навыками использования информационных устройств: компьютера, телевизора, магнитофона, телефона, мобильного телефона, принтера, модема.
3.Применять для решения учебных задач информационные и телекоммуникационные технологии: аудио и видеозапись, электронную почту, Интернет.
Коммуникативные компетенции.
1.Уметь представлять свой класс, школу в ситуациях межкультурного общения.
2.Владеть способами взаимодействия с окружающими и удаленными людьми и событиями; выступать с устным сообщением, уметь задать вопрос, корректно вести учебный диалог.
3.Владеть разными видами речевой деятельности (монолог, диалог, чтение, письмо), лингвистической и языковой компетенциями.
4.Владеть способами совместной деятельности в группе, приемами действий в ситуациях общения; умениями искать и находить компромиссы.
Природоведческие и здоровьесберегающие компетенции.
1.Позитивно относиться к своему здоровью.
2.Владеть способами физического самосовершенствования, эмоциональной саморегуляции и самоконтроля.
3.Знать и применять правила личной гигиены.
4.Уметь заботиться о собственном здоровье, личной безопасности.
5.Владеть способами оказания первой медицинской помощи.
Средства обучения: наглядные, ТСО, дополнительные пособия, изготовленные учителем.
Наглядные средства: натуральные объекты (гербарии, образцы культурных и дикорастущих растений, коллекции, модели, муляжи), учебные картины, таблицы, фотографии, звукозаписи, раздаточный материал.
При проведении уроков активно используются информационно-коммуникативные технологии. Учащимся предлагаются для просмотра мультимедийные презентации, учебные документальные и художественные фильмы.
Методы и приемы, используемые в ходе обучения: наблюдения, работа с натуральными наглядными пособиями, опорными демонстрационными карточками, беседа, работа с учебником, с изобразительными наглядными пособиями, таблицами, лабораторные и практические задания: игровые ситуации, дидактические игры, игровые тренинги, физкультурные минутки и релаксация.
Формы организации учебного процесса:
Урок сообщения новых знаний
Комбинированный урок
Повторительно-обобщающий урок
Практический урок
Содержание программы
9 класс
Человек (2ч в неделю)
Введение
Место человека среди млекопитающих (как единственного разумного существа) в живой природе. Заметные черты сходства и различия в строении тела человека и животных (на основании личных наблюдений и знаний о млекопитающих животных).
Общий обзор организма человека.
Общее знакомство с организмом человека. Краткие сведения о строении клеток и тканей человека. Органы и системы органов (опорно-двигательная, пищеварительная, кровеносная, выделительная, дыхательная, нервная и органы чувств).
Демонстрация торса человека.
Опора тела и движение
Значение опорно-двигательной системы. Состав и строение костей. Скелет человека. Соединения костей (подвижное и неподвижное). Первая помощь при ушибах, растяжении связок, вывихах суставов и переломах костей.
Основные группы мышц человеческого тела. Работа мышц. Значение физических упражнений для правильного формирования скелета и мышц. Предупреждение искривления позвоночника и развития плоскостопия.
Демонстрация скелета человека, позвонков. Опыты, демонстрирующие статическую и динамическую нагрузки на мышцы; свойства декальцинированных и прокаленных костей.
Кровь и кровообращение.
Значение крови и кровообращения. Состав крови (клетки красные, белые), плазма крови.
Органы кровообращения: сердце и сосуды. Большой и малый круги кровообращения. Сердце, его строение и работа. Движение крови по сосудам. Пульс. Предупреждение сердечно - сосудистых заболеваний. Первая помощь при кровотечениях. Отрицательное влияние никотина и алкоголя на сердце и сосуды.
Демонстрация влажного препарата и муляжа сердца млекопитающего.
Лабораторные работы
1.Микроскопическое строение крови.
2.Подсчет частоты пульса в спокойном состоянии и после ряда физических упражнений (приседания, прыжки, бег).
Дыхание
Значение дыхания. Органы дыхания, их строение и функции. Голосовой аппарат. Газообмен в легких и тканях. Болезни, передающиеся через воздух. Гигиена органов дыхания. Отрицательное влияние никотина на органы дыхания. Необходимость чистого воздуха для дыхания.
Демонстрация опыта, обнаруживающего углекислый газ в выдыхаемом воздухе.
Пищеварение
Значение пищеварения. Питательные вещества и витамины. Пищевые продукты. Органы пищеварения. Пищеварение в ротовой полости, желудке, кишечнике. Всасывание питательных веществ в кровь. Гигиена питания и предупреждение желудочно-кишечных заболеваний, пищевых отравлений и глистных заражений.
Демонстрация опытов:
1.Обнаружение крахмала в хлебе и картофеле.
2.Обнаружение белка и крахмала в пшеничной муке.
3.Действие слюны на крахмал.
4.Действие желудочного сока на белки.
Почки.
Органы мочевыделительной системы, их значение. Внешнее строение почек и их расположение в организме. Предупреждение почечных заболеваний.
Кожа.
Кожа человека и ее значение как органа защиты организма, осязания, выделения (пота) и терморегуляции. Закаливание организма и гигиена кожи и гигиенические требования к одежде. Профилактика и первая помощь при тепловом и солнечных ударах, ожогах и обморожении.
Нервная система.
Строение и значение нервной системы (спинной и головной мозг). Гигиена умственного труда. Отрицательное влияние на нервную систему алкоголя и никотина. Сон и его значение.
Органы чувств.
Значение органов чувств. Строение, функции, гигиена органа зрения. Строение органа слуха. Предупреждение нарушений слуха. Органы обоняния и вкуса.
Демонстрация влажного препарата «Глаз крупного млекопитающего», моделей глазного яблока и уха.
Охрана здоровья человека в Российской Федерации
Система здравоохранения в Российской Федерации. Мероприятия, осуществляемые в нашей стране по охране труда. Организация отдыха. Медицинская помощь. Социальное обеспечение по старости, болезни и потере трудоспособности.
Основные требования к знаниям и умениям учащихся 9 класса по разделу «Человек»
Учащиеся должны знать:
- названия, строение и расположение основных органов организма человека;
- элементарное представление о функциях основных органов и их систем;
- влияние физических нагрузок на организм;
- вредное влияние курения и алкогольных напитков на организм;
- основные санитарно-гигиенические правила.
Учащиеся должны уметь:
- применять приобретенные знания о строении и функциях человеческого организма в повседневной жизни с целью сохранения и укрепления своего здоровья;
- соблюдать санитарно-гигиенические правила.
Учащиеся 1 уровня должны знать:
- названия, внешнее и внутреннее строение, значение и расположение основных органов человека;
- элементарное представление о функциях основных органов человека;
- вредное влияние курения, алкоголя и наркотиков;
- основные санитарно-гигиенические правила.
Учащиеся 1 уровня должны уметь:
- применять приобретенные знания в повседневной жизни;
- соблюдать санитарно-гигиенические требования.
Учащиеся 2 уровня должны знать:
- названия, значение и расположение основных органов человека;
- вредное влияние курения, алкоголя и наркотиков;
- основные санитарно-гигиенические правила.
Учащиеся 2 уровня должны уметь:
- применять приобретенные знания в повседневной жизни;
- соблюдать санитарно-гигиенические требования.
9 класс I четверть | ||||
№ п/п | Темы уроков | Часы | Учебно-методическое обеспечение | Оценочная работа |
1. | Общий обзор строения организма человека. Введение в предмет биологию. Сходство и различие человека и млекопитающего. | 1ч | Учебные плакаты таблицы. Эпителиальные, соединительные и мышечные ткани. Скелет. Строение костей и типы их соединений. Зубы. Мышцы. Вывихи и переломы костей. «Первая помощь при переломах костей». Модели Скелет человека Череп человека Кости человека Видеофильмы по темам: «Строение клетки», «Виды тканей человека», «Скелет и мышцы человека», «Воспитание правильной осанки человека». Иллюстрации Карточки Файлы с заданиями Учебник Е.Н.Соломина, Т.В.Шевырёва. Биология. Человек. 9 класс. 2010г. Е.Н.Соломина, Т.В.Шевырёва. Биология. Человек. Рабочая тетрадь 2010 г | |
2. | Строение клетки. Химический состав и жизнедеятельность клетки. | 1ч | ||
3. | Виды тканей и их функции. | 1ч | ||
4. | Системы органов. Организм. | 1ч | ||
5. | Опора и движение. Скелет. Соединение костей. | 1ч | ||
6. | Строение и состав костей. | 1ч | ||
7. | Скелет головы. | 1ч | ||
8. | Скелет туловища. | 1ч. | ||
9. | Скелет конечностей. | 1ч | ||
10. | Первая помощь при растяжении связок, вывихах суставов и переломах костей. | 1ч | Практическая работа | |
11. | Строение и значение мышц. | 1ч | ||
12. | Основные группы мышц. | 1ч | ||
13. | Работа мышц. | 1ч | ||
14. | Осанка и здоровье человека. | |||
15. | Обобщающий урок по теме «Опора и движение». | 1ч | Тестовые задания | |
16. | Здоровый образ жизни: «10 интересных фактов о костях и мышцах». | 1ч | ||
17. | Мероприятие «Энергетические напитки». | 1ч | ||
Итого за I четверть – 17ч |
Знания и умения учащихся
Учащиеся должны знать:
- название, элементарные функции и расположение основных органов человека;
- значение скелета человека;
- основные части скелета;
- меры предупреждения искривления позвоночника;
- первую доврачебную помощь при травмах скелета человека;
- основные группы мышц в теле человека;
- влияние физкультуры и спорта на формирование и развитие мышц.
Учащиеся должны уметь:
- называть и показывать расположение основных органов человека;
- называть основные части скелета;
- называть и показывать основные группы мышц человека;
- определять правильную осанку;
- накладывать шины, повязки.
9 класс II четверть | ||||
№ п/п | Темы уроков | Часы | Учебно-методическое обеспечение | Оценочная работа |
18 | Кровь. Кровообращение. Значение крови и ее состав. | 1ч | Учебные таблицы Расположение внутренних органов Сердце Схема кровообращения Значение тренировки сердца. Органы дыхания. Гортань и органы полости рта при дыхании и глотании. Изменение воздуха в классе в течение учебного дня. Пути распространения заразных болезней. Модели: модель человека. Внутренние органы Сердце человека Видеофильмы Иммунитет. Состав крови. Значение тренировки сердца. Регуляция дыхания. Труд и отдых. Иллюстрации Карточки Файлы с заданиями Рабочая тетрадь Учебник Е.Н.Соломина, Т.В.Шевырёва. Биология. Человек. 9 класс. 2010г. | |
19 | Строение и работа сердца. | 1ч | ||
20 | Кровеносные сосуды. Круги кровообращения. | 1ч | ||
21 | Движение крови по сосудам. | 1ч | ||
22
| Первая помощь при кровотечении. | 1ч | Практическая работа | |
23 | Предупреждение заболеваний сердца и сосудов. | 1ч | ||
24
| Вредное влияние курения и употребления спиртных напитков на сердце и сосуды. | 1ч | ||
25 | Обобщающий урок по теме «Кровь». | 1ч | Тестовые задания | |
26
| Дыхание. Органы дыхания. Строение легких. | 1ч | ||
27 | Газообмен в легких и тканях. Дыхательные движения. | 1ч | ||
28 | Болезни органов дыхания и их предупреждение. | 1ч | ||
29 | Гигиена дыхания. Охрана воздушной среды. | 1ч | ||
30 | Обобщающий урок по теме: «Дыхание». | 1ч | Тестовые задания | |
31 | Викторина «Что мы знаем о дыхании?». | 1ч | ||
Итого за II четверть -14 ч |
Знания и умения учащихся
Учащиеся должны знать:
- название, строение и элементарные функции органов кровообращения;
- норму кровяного давления;
- отрицательное влияние никотина и алкоголя на сердце и сосуды;
- название, строение и элементарные функции органов дыхания;
- отрицательное влияние никотина на органы дыхания;
- некоторые болезни органов дыхания;
- основные правила гигиены дыхания.
Учащиеся должны уметь:
- измерять с помощью учителя кровяное давление;
- оказывать первую доврачебную помощь при кровотечении;
- применять приобретенные знания о строении и функции органов дыхания в повседневной жизни с целью сохранения и укрепления своего здоровья.
9 класс III четверть | ||||
№ п/п | Темы уроков | Часы | Учебно-методическое обеспечение | Оценочная работа |
32 | Пищеварение. Значение и состав пищи. | 1ч | Учебные таблицы Зубы. Схема строения органов пищеварения. Витамины. Органы выделения. Кожа. Модели Почка человека. Видеофильмы Гигиена питания. Кожа и гигиена одежды. Иллюстрации Карточки Файлы с заданиями. знанию Е.Н.Соломина, Т.В.Шевырёва. Биология. Человек. 9 класс. 2010г. | |
33 | Органы пищеварения. | 1ч | ||
34 | Строение и значение зубов. Уход и профилактика болезней зубов. | 1ч | ||
35 | Пищеварение в ротовой полости. | 1ч | ||
36 | Пищеварение в желудке. | 1ч | ||
37 | Пищеварение в кишечнике. | 1ч | ||
38 | Гигиена питания. Нормы питания. | 1ч | ||
39 | Витамины. | 1ч | ||
40 | Предупреждение желудочно-кишечных и глистных заболеваний. | 1ч | ||
41 | Предупреждение пищевых отравлений. | 1ч | ||
42 | Вредное влияние курения и употребления спиртных напитков на органы пищеварения. | 1ч | ||
43 | Обобщающий урок: «Пищеварительная система». | 1ч | Тестовые задания | |
44 | Здоровый образ жизни: «Правильное питание». | 1ч | ||
45 | Выделение. Строение и значение почек. | 1ч | ||
46 | Предупреждение почечных заболеваний. | 1ч | ||
47 | Кожа. Строение и значение кожи. | 1ч | ||
48 | Роль кожи в терморегуляции организма. | 1ч | ||
49 | Оказание первой помощи при тепловом, солнечных ударах, ожогах и обморожении. | 1ч | Практическая работа | |
50 | Гигиена кожи. Гигиенические требования к одежде и обуви. | 1ч | ||
51 | Обобщающий урок: «Выделение». | 1ч | Тестовые задания | |
52 | Экологическое мероприятие «Искусство жить». | 1ч | ||
53 | Защита индивидуальной творческой работы. | 1ч | ||
Итого за III четверть - 22 часов |
Знания и умения учащихся
Учащиеся должны знать:
- название, элементарные функции и расположение основных органов пищеварения;
- названия некоторых витаминов;
- нормы питания; правила гигиены питания;
- некоторые заболевания пищеварительной системы и их профилактику;
- влияние вредных привычек на пищеварительную систему;
- название, элементарные функции расположение основных органов выделения;
- профилактику цистита;
- меры первой помощи при ожогах и обморожении;
- приемы защиты от солнечного и теплового ударов;
- основные правила закаливания;
- основные требования к гигиене кожи, обуви и одежде.
Учащиеся должны уметь:
- соблюдать санитарно-гигиенические требования при приготовлении и приеме пищи;
- оказывать первую помощь при нарушениях пищеварения и пищевых отравлений;
- соблюдать культуру поведения во время еды;
- оказывать первую помощь при тепловом, солнечных ударах, ожогах и обморожении;
- соблюдать основные правила закаливания;
- правильно ухаживать за кожей, ногтями и волосами;
- выполнять основные гигиенические требования к одежде и обуви.
9 класс IV четверть | ||||
№ п/п | Темы уроков | Часы | Учебно-методическое обеспечение | Оценочная работа |
54 | Нервная система. Головной и спиной мозг. | 1ч | Учебные таблицы Зрительный анализатор. Слуховой анализатор. Обонятельный и вкусовой анализаторы. Схема строения нервной системы Нервные клетки и схема рефлекторной дуги. Образование и внешнее торможение условного рефлекса. Головной мозг. Спинной мозг. Спинной мозг и схема коленного рефлекса. Модели Ухо человека Слуховые косточки Глаз человека Видеофильмы Гипноз. Строение глаза. Орган слуха человека Строение и свойства нервной ткани. Труд и отдых. Физиологические свойства мышечной и нервной ткани. Иллюстрации Карточки Файлы с заданиями. Рабочая тетрадь Учебник Е.Н.Соломина, Т.В.Шевырёва. Биология. Человек. 9 класс. 2010г. | |
55 | Нервы. | 1ч | ||
56 | Значение нервной системы. | 1ч | ||
57 | Режим дня, гигиена труда. | 1ч | ||
58 | Сон и его значение. | 1ч | ||
59 | Влияние курения и употребления спиртных напитков и курения на нервную систему. | 1ч | ||
60 | Обобщающий урок по теме «Нервная система». | 1ч | Тестовые задания | |
61 | Органы чувств. Орган зрения. | 1ч | ||
62 | Гигиена зрения. | 1ч | ||
63 | Орган слуха. | 1ч | ||
64 | Гигиена слуха. | 1ч | ||
65 | Орган обоняния. | 1ч | ||
66 | Орган вкуса. | 1ч | ||
67 | Обобщающий урок по теме «Органы чувств». | 1ч | Тестовые задания | |
68 | Здоровый образ жизни: «Вопросы личной гигиены». | 1ч | ||
Итого: за IV четверть – 15 ч |
| |||
Итого: за год – 68 ч |
Знания и умения учащихся
Учащиеся должны знать:
- название, элементарные функции и расположение органов зрения, слуха, обоняния и вкуса;
- гигиену органов зрения, слуха;
- состояние своего зрения и слуха;
- название, элементарные функции и расположение органов нервной системы в организме человека;
- отрицательное влияние алкоголя, никотина, наркотических веществ на нервную систему;
Учащиеся должны уметь:
- оказывать первую помощь при повреждении глаз;
- соблюдать гигиенические требования для сохранения нормальной работы органа зрения;
- соблюдать гигиенические правила по уходу за ушами;
- соблюдать гигиену умственного и физического труда;
- соблюдать режим дня и гигиену сна;
- применять приобретенные знания о функциях нервной системы человека в повседневной жизни с целью укрепления и сохранения своего здоровья.
Учебно – методическая литература образовательного процесса
1.Е.Н.Соломина, Т.В.Шевырёва, Биология \Человек\, 9 класс. -М., «Просвещение», 2010 г..
2.Агафонова И.Б., Биология . Человек. 9 класс. Рабочая тетрадь к учебнику «Биология. Человек. 9 класс» для специальных (коррекционных) школ VIII вида / И.Б.Агафонова, И.В.Романов. -М.:Дрофа, 2010 г.
3.Лифанова Т.М. Дидактические игры и занимательный материал для уроков естествознания.М.1993 г.
4.Худенко Е.Д. Естествознание во вспомогательной школе \Коррекционно-развивающая направленность обучения и воспитания умственно отсталых школьников.-М:МГПИ,1987г.
5. Худенко Е.Д. Использование словесных методов на уроках естествознания \Дефектология.- 1989. - №1.
6. Худенко Е.Д. Формирование биологических понятий на уроках естествознания \Коррекционно-развивающая направленность обучения и воспитания умственно отсталых школьников .-М.: МГПИ,1983 г.
7. Веселова Т.М. Формирование экологической культуры младших школьников на основе краеведческого материала \\ Начальная школа, 2003г. №2.
8.Т.В.Маркова. Оценка сформированности естествоведческой компетентности учащихся младших классов специальной (коррекционной) школы VIII вида. 2014.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по учебному предмету "Биология" для 5-9 классов по ФГОС (базовый уровень)
Рабочая программа по биологии 5 – 9 класс в МБОУ «Красногвардейская школа№2» по линии УМК «Биология-Сферы» (5-9 классы) для общеобразовательных учреждений выбрана и составлена на основе Федерального ...
Рабочая программа по учебному предмету «Биология» для 6 класса (базовый уровень) 2018
Рабочая программа по учебному предмету «Биология» для 8 класса (базовый уровень) по учебнику "Биология" 8 класс А.Г. Драгомилов Р.Д. Маш...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по учебному предмету биология для 9 класса
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ«ПЕТРОВСКАЯ ОСНОВНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА»АЛЕКСАНДРОВСКИЙ РАЙОН, ОРЕНБУРГСКАЯ ОБЛАСТЬ. Ра ...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по учебному предмету биология для 7 класса
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение«Петровская основная общеобразовательная школа» РАБОЧАЯ ПРОГРАММАпо учебному предметубиология для 7 классана 20...
Рабочая программа по учебному предмету « Биология» профильный уровень для 10, 11 класса
Рабочая программа предназначена для изучения курса «Общая биология» в профильных 10-11 классах средней общеобразовательной школы и составлена на основе Федерального компонента государствен...
Рабочая программа по учебному предмету «Биология» 5-9 классы (ФГОС ООО)
Рабочая программа по биологии для 5-9 класса составлена в соответствии с требованиями к результатам освоения ОП ООО МБОУ СОШ № 2. Рабочая программа разработана на основе ОП ООО по биологии с учетом ав...
Адаптированная рабочая программа по учебному предмету "Биология" для 6 класса
Адаптированная рабочая программа по учебному предмету "Биология" для 6 класса. Рабочая программа рассчитана на 68 часов в год из расчета 2 учебных часа в неделю (34 учебные недели)...