Рабочая программа по учебному предмету биология, 9 класс
рабочая программа (9 класс) по теме

Рабочая программа по учебному предмету биология (раздел "Человек") предназначена для обучающихся с лёгкой степенью умственной отсталости.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rab.progr_.9_klass.docx52.78 КБ

Предварительный просмотр:

ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ГОРОДА МОСКВЫ

«Школа № 854»

отделение для обучающихся

с особыми образовательными потребностями

 

«Согласовано»

Председатель МО

_______________  

Протокол № _____

«____» _____ 20____ г.

«Принята»

 На педагогическом совете

Протокол №_____

 «______» ______ 20___г

«Утверждаю»

Директор ГБОУ №854

«___» _____ 20___ г.

                                                                     

Рабочая программа

по учебному предмету биология (раздел «Человек») для обучающихся с легкой степенью умственной отсталости

9 класс

Разработана на основе «Программы специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида 5-9 классы» под редакцией В.В.Воронковой, «Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида 5-9 классы» под ред. И.М. Бгажноковой.

                                                                                                                                                                                                                           

Составитель:

Карасева М.А

Учитель-дефектолог

Высшая квалификационная категория

                                                                                                       

Москва, 2016

Пояснительная записка

     Рабочая программа по предмету биология (раздел «Человек») составлена на основе учебной программы для 5-9 классов общеобразовательных специальных (коррекционных) учреждений VIII вида под редакцией В.В.Воронковой, Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида: 5-9 классы. Бгажноковой И.М.

Нормативным основанием для составления учебной программы являются следующие документы:

1.Закон Российской Федерации «Об образовании».

2.Закон РФ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации».

3.Федеральный закон «Об образовании лиц с ограниченными возможностями здоровья (специальном образовании)». Принят государственной думой 18 июля 1996 г.

4.Ратифицированные Россией международные документы, гарантирующие права «особого» ребенка:

     Декларация прав ребенка от 20 ноября 1959г.;

     Декларация о правах инвалидов от 9 ноября 1971г.;

     Декларация о правах умственно отсталых лиц от 20 декабря 1971г.;

     Конвенция о правах ребенка от 20 ноября 1989г.;

     Всемирная декларация об обеспечении выживания, защиты и развития детей от 30 сентября 1990 г..

5.Типовое положение о специальном (коррекционном) образовательном учреждении для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии (Утверждено постановлением правительства Российской Федерации от 12.03. 1997г. №288).

6.Типовое положение о специальном (коррекционном) образовательном учреждении для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии, Постановление Правительства РФ от 10.03. 2000 г. № 212., 23.12.2002 г., № 919.

7.«О специфике деятельности специальных (коррекционных) образовательных учреждений 1-8 видов». Письмо Минобразования России от 4 сентября 1997 года № 48 (с изменениями от 26.12.2000г.).

8.Единая концепция специального Федерального государственного стандарта для детей с ограниченными возможностями здоровья, 2009 г.

9.«Программы специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида 5-9 классов» под редакцией В.В.Воронковой. Москва, издательство «ВЛАДОС», 2011

10. Бгажнокова И.М. Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида: 5-9 классы. М.: Просвещение, 2010.

11.Концепция Специального Федерального государственного образовательного стандарта для детей с ограниченными возможностями здоровья / [Н.Н. Малофеев, О.И. Кукушкина, О.С. Никольская, Е.Л. Гончарова]. – М.: Просвещение, 2013

    Программа «Человек» рассчитана на 68 часов в год (2 часа в неделю).

Программа построена по концентрическому принципу, а также с учётом преемственности на весь курс обучения. Учебный курс базируется на принципах доступности, наглядности, индивидуального подхода, практической направленности и принципа коррекции.

     Программа учитывает особенности познавательной деятельности умственно отсталых детей. Она содержит материал, помогающий учащимся достичь того уровня общеобразовательных знаний и умений, который необходим им для социальной адаптации. Содержание обучения по предмету «Человек» имеет практическую направленность.

    По данной программе предусматривается изучение элементарных сведений, доступных умственно отсталым школьникам о строении и жизнедеятельности основных органов и в целом всего организма человека. Учащиеся знакомятся с ним и с теми условиями, которые благоприятствуют или вредят нормальной его жизнедеятельности. В связи с изучением организма человека учащимся сообщаются сведения о том, как важно правильно

питаться, соблюдать требования гигиены, как уберечь себя от заразных болезней; какой вред здоровью наносят курение, употребление спиртных напитков и наркотиков, а также токсикомания.

     При изучении программного материала обращается внимание учащихся на значение физической культуры и спорта для здоровья, закаливания организма и для нормальной его жизнедеятельности.

Главными задачами всего курса «Человек» являются:

  • сообщение элементарных сведений о строении и жизнедеятельности основных органов и всего организма человека;
  • воспитание здорового образа жизни, сохранение своего здоровья,
  • профилактика заболеваний, травм и др.;
  • повышение уровня общего развития учащихся и коррекция недостатков их познавательной деятельности и личностных качеств.

Формирование жизненных компетенций.    

     Компонент жизненной компетенции рассматривается в структуре образования для детей с ОВЗ как овладение знаниями, умениями и навыками, уже сейчас необходимых ребенку в повседневной жизни. Овладение академическими знаниями, умениями и навыками (в доступной для ребенка форме, структуре и объёме) направлено преимущественно на обеспечение его будущей реализации. Формируемая жизненная компетенция обеспечивает развитие отношений с окружением в настоящем. При этом движущей силой развития жизненной компетенции становится опережающая наличные возможности ребенка интеграция в более сложное социальное окружение ребенка.

Учебно-познавательные компетенции.

1.Организовывать планирование, анализ, рефлексию, самооценку своей учебно-познавательной деятельности.

2.Задавать вопросы к наблюдаемым фактам, отыскивать причины явлений, обозначать свое понимание или непонимание по отношению к изучаемой проблеме.

3. Выступать устно и письменно о результатах своего исследования с использованием компьютерных средств и технологий (текстовые и графические редакторы, презентации).

Информационные компетенции.

1.Владеть навыками работы с различными источниками информации: книгами, учебниками, справочниками, атласами, картами, определителями, энциклопедиями, каталогами, словарями, CD-RОМ, Интернет.

2. Владеть элементарными навыками использования информационных устройств: компьютера, телевизора, магнитофона, телефона, мобильного телефона, принтера, модема.

3.Применять для решения учебных задач информационные и телекоммуникационные технологии: аудио и видеозапись, электронную почту, Интернет.

Коммуникативные компетенции.

1.Уметь представлять свой класс, школу в ситуациях межкультурного общения.

2.Владеть способами взаимодействия с окружающими и удаленными людьми и событиями; выступать с устным сообщением, уметь задать вопрос, корректно вести учебный диалог.

3.Владеть разными видами речевой деятельности (монолог, диалог, чтение, письмо), лингвистической и языковой компетенциями.

4.Владеть способами совместной деятельности в группе, приемами действий в ситуациях общения; умениями искать и находить компромиссы.

Природоведческие и здоровьесберегающие компетенции.

1.Позитивно относиться к своему здоровью.

2.Владеть способами физического самосовершенствования, эмоциональной саморегуляции и самоконтроля.

3.Знать и применять правила личной гигиены.

4.Уметь заботиться о собственном здоровье, личной безопасности.

5.Владеть способами оказания первой медицинской помощи.

     Средства обучения: наглядные, ТСО, дополнительные пособия, изготовленные учителем.
   
Наглядные средства: натуральные объекты (гербарии, образцы культурных и дикорастущих растений, коллекции, модели, муляжи), учебные картины, таблицы, фотографии, звукозаписи, раздаточный материал.
     При проведении уроков активно используются информационно-коммуникативные технологии. Учащимся предлагаются для просмотра мультимедийные презентации, учебные документальные и художественные фильмы.

     Методы и приемы, используемые в ходе обучения: наблюдения, работа с натуральными   наглядными пособиями, опорными демонстрационными карточками, беседа, работа с учебником, с изобразительными наглядными пособиями, таблицами, лабораторные и практические задания: игровые ситуации, дидактические игры, игровые тренинги, физкультурные минутки и релаксация. 

     Формы организации учебного процесса:

Урок сообщения новых знаний

Комбинированный урок

Повторительно-обобщающий урок

Практический урок

Содержание программы

9 класс

Человек (2ч в неделю)

Введение

     Место человека среди млекопитающих (как единственного разумного существа) в живой природе. Заметные черты сходства и различия в строении тела человека и животных (на основании личных наблюдений и знаний о млекопитающих животных).

Общий обзор организма человека.

     Общее знакомство с организмом человека. Краткие сведения о строении клеток и тканей человека. Органы и системы органов (опорно-двигательная, пищеварительная, кровеносная, выделительная, дыхательная, нервная и органы чувств).

     Демонстрация торса человека.

     Опора тела и движение 

     Значение опорно-двигательной системы.  Состав и строение костей. Скелет человека. Соединения костей (подвижное и неподвижное). Первая помощь при ушибах, растяжении связок, вывихах суставов и переломах костей.

     Основные группы мышц человеческого тела. Работа мышц. Значение физических упражнений для правильного формирования скелета и мышц. Предупреждение искривления позвоночника и развития плоскостопия.

     Демонстрация скелета человека, позвонков. Опыты, демонстрирующие статическую и динамическую нагрузки на мышцы; свойства декальцинированных и прокаленных костей.

Кровь и кровообращение.

     Значение крови и кровообращения. Состав крови (клетки красные, белые), плазма крови.

     Органы кровообращения: сердце и сосуды. Большой и малый круги кровообращения. Сердце, его строение и работа. Движение крови по сосудам. Пульс. Предупреждение сердечно - сосудистых заболеваний. Первая помощь при кровотечениях. Отрицательное влияние никотина и алкоголя на сердце и сосуды.

      Демонстрация влажного препарата и муляжа сердца млекопитающего.

Лабораторные работы

     1.Микроскопическое строение крови.

     2.Подсчет частоты пульса в спокойном состоянии и после ряда физических упражнений (приседания, прыжки, бег).

     Дыхание

     Значение дыхания. Органы дыхания, их строение и функции. Голосовой аппарат. Газообмен в легких и тканях. Болезни, передающиеся через воздух. Гигиена органов дыхания. Отрицательное влияние никотина на органы дыхания. Необходимость чистого воздуха для дыхания.

     Демонстрация опыта, обнаруживающего углекислый газ в выдыхаемом воздухе.

     Пищеварение

Значение пищеварения. Питательные вещества и витамины. Пищевые продукты. Органы пищеварения. Пищеварение в ротовой полости, желудке, кишечнике. Всасывание питательных веществ в кровь. Гигиена питания и предупреждение желудочно-кишечных заболеваний, пищевых отравлений и глистных заражений.

Демонстрация опытов:

     1.Обнаружение крахмала в хлебе и картофеле.

     2.Обнаружение белка и крахмала в пшеничной муке.

     3.Действие слюны на крахмал.

     4.Действие желудочного сока на белки.

      Почки.

     Органы мочевыделительной системы, их значение. Внешнее строение почек и их расположение в организме. Предупреждение почечных заболеваний.

     Кожа.

     Кожа человека и ее значение как органа защиты организма, осязания, выделения (пота) и терморегуляции. Закаливание организма и гигиена кожи и гигиенические требования к одежде. Профилактика и первая помощь при тепловом и солнечных ударах, ожогах и обморожении.

     Нервная система.

Строение и значение нервной системы (спинной и головной мозг). Гигиена умственного труда. Отрицательное влияние на нервную систему алкоголя и никотина. Сон и его значение.

     Органы чувств.

     Значение органов чувств. Строение, функции, гигиена органа зрения. Строение органа слуха. Предупреждение нарушений слуха. Органы обоняния и вкуса.

     Демонстрация влажного препарата «Глаз крупного млекопитающего», моделей глазного яблока и уха.

     Охрана здоровья человека в Российской Федерации

     Система здравоохранения в Российской Федерации. Мероприятия, осуществляемые в нашей стране по охране труда. Организация отдыха. Медицинская помощь. Социальное обеспечение по старости, болезни и потере трудоспособности.

Основные требования к знаниям и умениям учащихся 9 класса по разделу «Человек»

Учащиеся должны знать:

  • названия, строение и расположение основных органов организма человека;
  • элементарное представление о функциях основных органов и их систем;
  • влияние физических нагрузок на организм;
  • вредное влияние курения и алкогольных напитков на организм;
  • основные санитарно-гигиенические правила.

Учащиеся должны уметь:

  • применять приобретенные знания о строении и функциях человеческого организма в повседневной жизни с целью сохранения и укрепления своего здоровья;
  • соблюдать санитарно-гигиенические правила.

Учащиеся 1 уровня должны знать:

  • названия, внешнее и внутреннее строение, значение и расположение основных органов человека;
  • элементарное представление о функциях основных органов человека;
  • вредное влияние курения, алкоголя и наркотиков;
  • основные санитарно-гигиенические правила.

Учащиеся 1 уровня должны уметь:

  • применять приобретенные знания в повседневной жизни;
  • соблюдать санитарно-гигиенические требования.

Учащиеся 2 уровня должны знать:

  • названия, значение и расположение основных органов человека;
  • вредное влияние курения, алкоголя и наркотиков;
  • основные санитарно-гигиенические правила.

Учащиеся 2 уровня должны уметь:

  • применять приобретенные знания в повседневной жизни;
  • соблюдать санитарно-гигиенические требования.

9 класс

I четверть

№ п/п

Темы уроков

Часы

Учебно-методическое

обеспечение

Оценочная работа

1.

Общий обзор строения организма человека.

Введение в предмет биологию. Сходство и различие человека и млекопитающего.

Учебные плакаты таблицы.

Эпителиальные, соединительные и мышечные ткани.

Скелет.

Строение костей и типы их соединений.

Зубы.

Мышцы.

Вывихи и переломы костей.

«Первая помощь при переломах костей».

Модели

Скелет человека

Череп человека

Кости человека

Видеофильмы

по темам: «Строение клетки»,

«Виды тканей человека»,

«Скелет и мышцы человека»,

«Воспитание правильной осанки человека».

Иллюстрации

Карточки

Файлы с заданиями

Учебник Е.Н.Соломина, Т.В.Шевырёва.

Биология.

Человек. 9 класс.

2010г.

Е.Н.Соломина, Т.В.Шевырёва. Биология. Человек.

Рабочая тетрадь

2010 г

2.

Строение клетки. Химический состав и жизнедеятельность клетки.

3.

Виды тканей и их функции.

4.

Системы органов. Организм.

5.

Опора и движение. Скелет. Соединение костей.

6.

Строение и состав костей.

7.

Скелет головы.

8.

Скелет туловища.

1ч.

9.

Скелет конечностей.

10.

Первая помощь при растяжении связок, вывихах суставов и переломах костей.

Практическая работа

11.

Строение и значение мышц.

12.

Основные группы мышц.

13.

Работа мышц.

14.

Осанка и здоровье человека.

15.

Обобщающий урок по теме «Опора и движение».          

Тестовые задания

16.

Здоровый образ жизни: «10 интересных фактов о костях и мышцах».

17.

Мероприятие «Энергетические напитки».

Итого за I четверть – 17ч

Знания и умения учащихся

Учащиеся должны знать:

  • название, элементарные функции и расположение основных органов человека;
  • значение скелета человека;
  • основные части скелета;
  • меры предупреждения искривления позвоночника;
  • первую доврачебную помощь при травмах скелета человека;
  • основные группы мышц в теле человека;
  • влияние физкультуры и спорта на формирование и развитие мышц.

Учащиеся должны уметь:

  • называть и показывать расположение основных органов человека;
  • называть основные части скелета;
  • называть и показывать основные группы мышц человека;
  • определять правильную осанку;
  • накладывать шины, повязки.

9 класс

II четверть

№ п/п

Темы уроков

Часы

Учебно-методическое

обеспечение

Оценочная работа

18    

Кровь. Кровообращение. Значение крови и ее состав.

Учебные таблицы

Расположение внутренних органов

Сердце

Схема кровообращения

Значение тренировки сердца.

Органы дыхания.

Гортань и органы полости рта при дыхании и глотании.

Изменение воздуха в классе в течение учебного дня.

Пути распространения заразных болезней.

Модели:

модель человека. Внутренние органы

Сердце человека

Видеофильмы

Иммунитет.

Состав крови.

Значение тренировки сердца.

Регуляция дыхания.

Труд и отдых.

Иллюстрации

Карточки

Файлы с заданиями

Рабочая тетрадь

Учебник

Е.Н.Соломина, Т.В.Шевырёва.

Биология.

Человек. 9 класс.

2010г.

19    

Строение и работа сердца.

20    

Кровеносные сосуды. Круги кровообращения.

21    

Движение крови по сосудам.

22

     

Первая помощь при кровотечении.

Практическая работа

23    

Предупреждение заболеваний сердца и сосудов.

24

     

Вредное влияние курения и употребления спиртных напитков на сердце и сосуды.

25      

Обобщающий урок по теме «Кровь».

Тестовые

задания

26

     

Дыхание. Органы дыхания. Строение легких.

27  

 Газообмен в легких и тканях. Дыхательные движения.

28  

Болезни органов дыхания и их предупреждение.

29  

Гигиена дыхания. Охрана воздушной среды.

30  

Обобщающий урок по теме: «Дыхание».

Тестовые задания

31  

Викторина «Что мы знаем о дыхании?».

Итого за II четверть -14 ч        

Знания и умения учащихся

Учащиеся должны знать:

  • название, строение и элементарные функции органов кровообращения;
  • норму кровяного давления;
  • отрицательное влияние никотина и алкоголя на сердце и сосуды;
  • название, строение и элементарные функции органов дыхания;
  • отрицательное влияние никотина на органы дыхания;
  • некоторые болезни органов дыхания;
  • основные правила гигиены дыхания.

Учащиеся должны уметь:

  • измерять с помощью учителя кровяное давление;
  • оказывать первую доврачебную помощь при кровотечении;
  • применять приобретенные знания о строении и функции органов дыхания в повседневной жизни с целью сохранения и укрепления своего здоровья.

9 класс

III четверть

№ п/п

Темы уроков

Часы

Учебно-методическое

обеспечение

Оценочная работа

32

Пищеварение. Значение и состав пищи.

Учебные таблицы

Зубы.

Схема строения органов пищеварения.

Витамины.

Органы выделения.

Кожа.

Модели

Почка человека.

Видеофильмы

Гигиена питания.

Кожа и гигиена одежды.

Иллюстрации

Карточки

Файлы с заданиями.

знанию

Е.Н.Соломина, Т.В.Шевырёва.

Биология.

Человек. 9 класс.

2010г.

33

Органы пищеварения.

34

Строение и значение зубов. Уход и профилактика болезней зубов.

35

Пищеварение в ротовой полости.

36

Пищеварение в желудке.

37

Пищеварение в кишечнике.

38

Гигиена питания. Нормы питания.

39

Витамины.

40

Предупреждение желудочно-кишечных и глистных заболеваний.

41

Предупреждение пищевых отравлений.

42

Вредное влияние курения и употребления спиртных напитков на органы пищеварения.

43

Обобщающий урок: «Пищеварительная система».

Тестовые

задания

44

Здоровый образ жизни: «Правильное питание».          

45

Выделение. Строение и значение почек.

46

Предупреждение почечных заболеваний.

47

Кожа. Строение и значение кожи.

48

Роль кожи в терморегуляции организма.

49

Оказание первой помощи при тепловом, солнечных ударах, ожогах и обморожении.

Практическая работа

50

Гигиена кожи. Гигиенические требования к одежде и обуви.

51

Обобщающий урок: «Выделение».          

Тестовые задания

52

Экологическое мероприятие «Искусство жить».

53

Защита индивидуальной творческой работы.

Итого за III четверть -  22 часов

Знания и умения учащихся

Учащиеся должны знать:

  • название, элементарные функции и расположение основных органов пищеварения;
  • названия некоторых витаминов;
  • нормы питания; правила гигиены питания;
  • некоторые заболевания пищеварительной системы и их профилактику;
  • влияние вредных привычек на пищеварительную систему;
  • название, элементарные функции расположение основных органов выделения;
  • профилактику цистита;
  • меры первой помощи при ожогах и обморожении;
  • приемы защиты от солнечного и теплового ударов;
  • основные правила закаливания;
  • основные требования к гигиене кожи, обуви и одежде.

Учащиеся должны уметь:

  • соблюдать санитарно-гигиенические требования при приготовлении и приеме пищи;
  • оказывать первую помощь при нарушениях пищеварения и пищевых отравлений;
  • соблюдать культуру поведения во время еды;
  • оказывать первую помощь при тепловом, солнечных ударах, ожогах и обморожении;
  • соблюдать основные правила закаливания;
  • правильно ухаживать за кожей, ногтями и волосами;
  • выполнять основные гигиенические требования к одежде и обуви.

9 класс

IV четверть

№ п/п

Темы уроков

Часы

Учебно-методическое

обеспечение

Оценочная работа

54  

Нервная система. Головной и спиной мозг.

Учебные таблицы

Зрительный анализатор.

Слуховой анализатор.

Обонятельный и вкусовой анализаторы.

Схема строения нервной системы

Нервные клетки и схема рефлекторной дуги.

Образование и внешнее торможение условного рефлекса.

Головной мозг.

Спинной мозг.

Спинной мозг и схема коленного рефлекса.

Модели

Ухо человека

Слуховые косточки

Глаз человека

Видеофильмы

Гипноз.

Строение глаза.

Орган слуха человека

Строение и свойства нервной ткани.

Труд и отдых.

Физиологические свойства мышечной и нервной ткани.

Иллюстрации

Карточки

Файлы с заданиями.

Рабочая тетрадь

Учебник

Е.Н.Соломина, Т.В.Шевырёва.

Биология.

Человек.

9 класс.

2010г.

55

Нервы.

56

Значение нервной системы.

57

Режим дня, гигиена труда.

58

Сон и его значение.

59

Влияние курения и употребления спиртных напитков и курения на нервную систему.

60

Обобщающий урок по теме «Нервная система».

Тестовые задания

61

Органы чувств. Орган зрения.

62

Гигиена зрения.

63

Орган слуха.

64

Гигиена   слуха.

65

Орган обоняния.

66

Орган вкуса.

67

Обобщающий урок по теме «Органы чувств».

Тестовые задания

68

Здоровый образ жизни: «Вопросы личной гигиены».

Итого: за IV четверть – 15 ч

         

Итого: за год –  68 ч

Знания и умения учащихся

Учащиеся должны знать:

  • название, элементарные функции и расположение органов зрения, слуха, обоняния и вкуса;
  • гигиену органов зрения, слуха;
  • состояние своего зрения и слуха;
  • название, элементарные функции и расположение органов нервной системы в организме человека;
  • отрицательное влияние алкоголя, никотина, наркотических веществ на нервную систему;

Учащиеся должны уметь:

  • оказывать первую помощь при повреждении глаз;
  • соблюдать гигиенические требования для сохранения нормальной работы органа зрения;
  • соблюдать гигиенические правила по уходу за ушами;
  • соблюдать гигиену умственного и физического труда;
  • соблюдать режим дня и гигиену сна;
  • применять приобретенные знания о функциях нервной системы человека в повседневной жизни с целью укрепления и сохранения своего здоровья.

Учебно – методическая литература образовательного процесса

1.Е.Н.Соломина, Т.В.Шевырёва, Биология \Человек\, 9 класс. -М., «Просвещение», 2010 г..

2.Агафонова И.Б., Биология . Человек. 9 класс. Рабочая тетрадь к учебнику «Биология. Человек. 9 класс» для специальных (коррекционных) школ VIII вида / И.Б.Агафонова, И.В.Романов. -М.:Дрофа, 2010 г.

3.Лифанова Т.М. Дидактические игры и занимательный материал для уроков естествознания.М.1993 г.

4.Худенко Е.Д. Естествознание во вспомогательной школе \Коррекционно-развивающая направленность обучения и воспитания умственно отсталых школьников.-М:МГПИ,1987г.

5. Худенко Е.Д. Использование словесных методов на уроках естествознания \Дефектология.- 1989. - №1.

6. Худенко Е.Д. Формирование биологических понятий на уроках естествознания \Коррекционно-развивающая направленность обучения и воспитания умственно отсталых школьников .-М.: МГПИ,1983 г.

7. Веселова Т.М. Формирование экологической культуры младших школьников на основе краеведческого материала \\ Начальная школа, 2003г. №2.

8.Т.В.Маркова. Оценка сформированности естествоведческой компетентности учащихся младших классов специальной (коррекционной) школы VIII вида. 2014.

                             


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по учебному предмету "Биология" для 5-9 классов по ФГОС (базовый уровень)

Рабочая программа по биологии 5 – 9 класс в МБОУ «Красногвардейская школа№2» по линии УМК «Биология-Сферы» (5-9 клас­сы) для общеобразовательных учреждений выбрана и составлена на основе Федерального ...

Рабочая программа по учебному предмету «Биология» для 6 класса (базовый уровень) 2018

Рабочая программа по учебному предмету «Биология» для 8 класса (базовый уровень) по учебнику "Биология" 8 класс А.Г. Драгомилов Р.Д. Маш...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по учебному предмету биология для 9 класса

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ«ПЕТРОВСКАЯ ОСНОВНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА»АЛЕКСАНДРОВСКИЙ РАЙОН, ОРЕНБУРГСКАЯ ОБЛАСТЬ.     Ра  ...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по учебному предмету биология для 7 класса

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение«Петровская основная общеобразовательная школа»    РАБОЧАЯ ПРОГРАММАпо учебному предметубиология для 7 классана 20...

Рабочая программа по учебному предмету « Биология» профильный уровень для 10, 11 класса

Рабочая программа предназначена для изучения курса «Общая биология» в профильных 10-11 классах средней общеобразовательной школы и составлена на основе Федерального компонента государствен...

Рабочая программа по учебному предмету «Биология» 5-9 классы (ФГОС ООО)

Рабочая программа по биологии для 5-9 класса составлена в соответствии с требованиями к результатам освоения ОП ООО МБОУ СОШ № 2. Рабочая программа разработана на основе ОП ООО по биологии с учетом ав...

Адаптированная рабочая программа по учебному предмету "Биология" для 6 класса

Адаптированная рабочая программа по учебному предмету "Биология" для 6 класса. Рабочая программа рассчитана на 68 часов в год из расчета 2 учебных часа в неделю (34 учебные недели)...