Формирование интересов у обучающихся
методическая разработка на тему
Выступление на педагогическом совете школы
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Выступление на педагогическом совете школы | 566.21 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Интерес ( от латинского иметь значение) – целенаправленное отношение человека к какому – либо объекту его потребностей В основе возникновения интересов лежат потребности. Интересы определяются положением различных слоев населения. Интерес побуждает человека к деятельности.
Стадии проявления познавательных интересов у детей ( по В.А. Онищуку ) 1. Любопытство – элементарная стадия ориентировки, связанная с новизной предмета, который может и не иметь для ребёнка особого значения. На этой стадии дети могут заинтересоваться тем или иным предметом, но у них ещё не заметно стремление к познанию сущности объектов.
Стадии проявления познавательных интересов у детей ( по В.А. Онищуку ) 2. Любознательность – стремление подробнее познакомиться с предметом, выйти за пределы видимого и слышимого, расширить свои познания. На этой стадии появляется стремление узнать новое, возникает интеллектуальное чувство радости познания. Дети спрашивают или стараются самостоятельно найти ответы на возникшие у них вопросы;
Стадии проявления познавательных интересов у детей ( по В.А. Онищуку ) 3. П ознавательный интерес – стадия характеризуется тем, что у детей не только возникают проблемные вопросы и познавательные ситуации, но и появляется стремление самостоятельно их решать. В центре внимания детей на этой стадии не получение готового материала, готовой информации и не сама по себе деятельность по подражанию или образцу, а проблема, познавательная задача, ситуация, которую следует решить. Дети сами ищут причину, стремясь проникнуть в сущность явления.
Структура познавательного интереса Познавательный интерес Интеллектуальный компонент Регулятивный компонент Эмоциональный компонент Творческий компонент
Связан с развитием операций мышления (анализ, синтез, обобщение, сравнение, классификация) и направленностью детских вопросов на существенные свойства и характеристики исследуемых объектов ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫЙ КОМПОНЕНТ
характеризуемый положительным отношением к деятельности, к процессу деятельности и наиболее ярко проявляющийся во время взаимодействия с другим человеком (оказание помощи, проявление заинтересованности, положительных эмоций в ходе совместной деятельности с взрослым и со сверстниками). ЭМОЦИОНАЛЬНЫЙ КОМПОНЕНТ
Связан с преодолением трудностей, планированием деятельности, отношением к результатам деятельности, развитием рефлексивных способностей РЕГУЛЯТИВНЫЙ КОМПОНЕНТ
Выражен в самостоятельном переносе ранее усвоенных способов деятельности в новую ситуацию, комбинировании ранее известных способов деятельности в новые ТВОРЧЕСКИЙ КОМПОНЕНТ
Уровни развития познавательного интереса
Познавательный интерес – активная избирательная направленность личности к окружающему миру, а процесс формирования интереса – изменение основных его компонентов.
Классификация интересов по их носителю : индивидуальные ; групповые ; всего общества . по направленности : экономические ; социальные ; политические ; духовные.
Этапы развития интереса Постановка проблемы Определения источников информации Содержательное общение со взрослыми Систематизация и обобщение полученного опыта Отражение освоенного опыта в процессе разнообразной деятельности
Создание положительного отношения к деятельности организованная деятельность направленная на повышение успешности ребенка понимания смысла деятельности организованная деятельность детей в условиях группы формирование положительных эмоций развитие эмоциональной сферы интерес
Подготовка к формированию интереса Организация поисковой деятельности Переход от внешней к внутренней потребности ребенка в познании Ребёнок начинает ставить перед собой познавательные задачи, ищет объяснение замеченным явлениям Усвоение знаний, умений
Пути развития познавательного интереса Ч ерез содержание знаний по предмету Через отношения учитель-ученик и ученик-ученик Через деятельность учеников на уроке, во внеурочной и внеклассной работе
Роль взрослого в создании условий для развития интереса Эмоциональное заражение создание общего смыслового поля Эмоциональное вовлечение педагог
Роль семьи в развитии познавательного интереса у ребенка Повседневное общение с ребенком круг интересов семьи Поддержка в ребенке стремления узнавать новое
Условия, способствующие становлению познавательных действий Игра Общение Деятельность Развитие мелкой моторики Развитие эмоциональной сферы и саморегуляции детей Коммуникативные навыки
Движение по ступеням: осилил одну ступеньку – иди дальше, выше. Интересно делать то, что требует напряжения, но трудности должны быть посильными . “ Неправомерное облегчение учебного материала, неоправданно медленный темп его изучения, многократные , однообразные повторения не могут способствовать интенсивному развитию ”. ( Л.В. Занков )
Методы и приемы, используемые, для формирования интереса - Психолого-педагогические технологии, используемые в работе
Методический прием – отдельное действие учителя или ученика, входящее в состав метода Методические приемы, активизирующие интерес к содержанию учебного материала: - Демонстрационные - Логические - Графические - Другие приемы (новизны, динамичности, з начимости, создания проблемной ситуации ,
Интересы человека выражают направленность его личности , которая во многом определяет его жизненный путь, характер деятельности и т. д .
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Формирование интереса к учебной и трудовой деятельности у обучающихся
Предлагаемая работа, рассчитанная в основном на мастеров производственного обучения средних профтехучилищ, ставит перед собой цель познакомить и дать ряд практических советов о организации учебно-восп...
«Методические аспекты развития творческих способностей учащихся, формирования интереса к русскому языку и литературе посредством формирования коммуникативных компетенций и ИКТ-компетенций на уроках и во внеурочное время в рамках компетентностно-деятельнос
Я представляю свой опыт работы по теме: «Методические аспекты развития творческих способностей учащихся, формирования интереса к русскому языку и литературе посредством формирования коммуникативных ко...
«Методические аспекты развития творческих способностей учащихся, формирования интереса к русскому языку и литературе посредством формирования коммуникативных компетенций и ИКТ-компетенций на уроках и во внеурочное время в рамках компетентностно-деятельнос
Я представляю свой опыт работы по теме: «Методические аспекты развития творческих способностей учащихся, формирования интереса к русскому языку и литературе посредством формирования коммуникативных ко...
Формирование интереса обучающихся к урокам технологии
В представленном материале рассматривается возможность формирования познавательного интереса учеников к учебному предмету технология....
Формирование интереса обучающихся к урокам музыки
Поиски действенной методики музыкальной работы в школе являются весьма актуальными. Можно разнообразить свои уроки музыкальными играми, викторинами, творческими заданиями и др....
Формирование интереса к урокам математики у обучающихся основной и средней школы.
Статья о формировании интереса к урокам математики у обучающихся основной и средней школы....
«Основные способы формирования интереса к чтению у обучающихся с ОВЗ»
Чтение, несомненно, играет огромную роль в развитии личности. Чтение – это источник различной информации, знаний, средства нравственного и духовного воспитания....