Выступление на РМО учителей технологии "Направления и формы работы с одарёнными детьми"
материал на тему
Выступление на РМО учителей технологии "Направления и формы работы с одарёнными детьми"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
napravleniya_i_formy_raboty_s_odaryonnymi_detmi.docx | 37.08 КБ |
"Направления и формы работы с одарёнными детьми" Часть 1 | 1.93 МБ |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 9
ГОРОДА ТАТАРСКА НОВОСИБИРСКОЙ ОБЛАСТИ
Выступление по теме:
«Направления и формы работы с
одарёнными детьми».
Выполнила:
учитель технологии
МБОУ СОШ №9
Ильина Наталья Александровна
ТАТАРСК
2013
На сегодняшний день образование рассматривается в перспективе как важнейший фактор и ресурс развития общества и государства, поэтому работа с одаренными детьми является одним из приоритетных направлений педагогической деятельности. (Слайд №1)
Однако прежде чем говорить о работе с одаренными детьми, необходимо определиться, о чем, собственно, мы будем вести речь. Терминология, используемая при характеристике познавательных возможностей детей, включает такие понятия как: способности, талант, одаренность, гениальность. (Слайд №2)
Способности – это индивидуальные особенности личност, обеспечивающие ему успех в деятельности.
Талант – выдающиеся способности личности в определённой деятельности.
Гениальность – наивысшая степень творческих проявлений личности.
Одарённость – понимают как системное, развивающееся в течение жизни качество психики, которое определяет возможность достижения человеком более высоких результатов в одном или нескольких видах деятельности по сравнению с другими людьми.
Одаренный ребенок – это ребенок, который выделяется яркими, очевидными, иногда выдающимися достижениями (или имеет внутренние посылки для таких достижений) в том или ином виде деятельности.
Систематическая и целенаправленная работа с одаренными детьми предусматривает реализацию следующих направлений: (Слайд №3)
- координационное направление. Внедрение системы наставничества над каждым одарённым ребёнком.
- научно- исследовательское направление. Проведение диагностики одаренных детей. Диагностика условий обучения и развития одаренных детей. Создание банка данных одаренных детей.
- научно-методическое направление.Создание банка образовательных программ и методических материалов для работы с одаренными детьми.
- экспериментальное направление. Внедрение в образовательный процесс развивающих форм и методов обучения, направленных на выявление, развитие и поддержку интеллектуального и творческого потенциала детей. Организация работы с родителями одарённых детей с целью повышения их психолого-педагогической компетентности и оказания помощи в воспитании способных и одарённых детей.
Многолетний опыт работы учителем технологии позволяет с уверенностью сказать, что технологическое образование помогает одарённым детям в решении нестандартных проблем, даёт реальную возможность самим добывать знания, учит постоянно совершенствовать практические умения.
Цель моей педагогической деятельности – формирование системы универсальных знаний обучающихся на уроках технологии на основе проектной деятельности.
При организации проектной деятельности создаю отношения партнёрства с учениками. Ученик сам определяет цель деятельности, открывает новые знания, экспериментирует и отвечает за результат своей деятельности, а я, как учитель, являюсь партнёром и оказываю помощь ученику на всех этапах работы над проектом.
Это позволяет определить первые признаки одарённости среди учащихся 5х классов, которые только что перешли в среднее звено.
Профессор А.Н.Колмогоров говорил: « Не существует сколько – нибудь достоверных тестов на одаренность, кроме тех, которые появляются в результате активного участия хотя бы в самой маленькой поисковой исследовательской работе». (Слайд №4)
Цель работы с одарёнными детьми – максимальное раскрытие природного потенциала каждого ученика.
Одарённые дети имеют ряд особенностей: любознательны, настойчивы в поиске ответов, часто задают глубокие вопросы, склонны к размышлениям, отличаются хорошей памятью. Но в тоже время они могут потерять интерес к обучению, потому что программа для них скучна, нравятся сложные задания, а не стандарты. Их нельзя приземлять, они не успокоятся, пока не достигнут высшего уровня. Такие дети критически относятся к собственным суждениям, у них низкая самооценка. Зачастую они ставят для себя нереалистические цели, но стремление к ним есть стремление к совершенству. Они уязвимы, гиперактивны, требуют особого внимания взрослых.
Выявление одарённости должно служить не целям отбора, а средством для наиболее эффективного обучения и развития одарённого ребёнка. Поэтому работу с такими детьми строю по уровням: (Слайд №5)
- создание условий успешности для работы с одарёнными детьми;
- выявление одарённых детей;
- развитие творческих способностей на уроках;
- развитие способностей во внеурочной деятельности (олимпиады, конкурсы, исследовательская, проектная работа).
Для качественного выполнения творческих работ и для развития интереса к предмету «Технология» нужны хорошо оснащённые школьные мастерские. Считаю, что немалую роль в этом играет оформление кабинета. Вместе с моими ученицами оформили и озеленили кабинет технологии для швейного производства, кабинет кулинарии. В нашей школе мы стремимся создать уют не только в кабинетах, но и в школьных холлах. (Слайд №6)
На уроках при обработке ткани учу девочек работать на современных швейных машинах, машине-оверлоке, работать с электронными программными дисками по созданию схем для вышивания, разработке макета сада, компьютерными журналами по созданию моделей, с 3D программой по созданию дизайна комнаты. При работе над творческим проектом осваиваем программы MicrosoftExcel, PowerPoint, Publisher, образовательный модуль мультимедиа системы (ОМС). Это позволяет оптимизировать учебный процесс, значительно облегчает труд учителя. С другой стороны, применение современных машин и компьютерных технологий на уроках является одним из средств, повышающих мотивацию учащихся к обучению и развитию способностей. (Слайд №7)
Кроме того, провожу нетрадиционные виды уроков (ролевые игры, конкурсы, экскурсии, защита творческих проектов). На таких уроках дети учатся общаться, помогать друг другу, учатся адекватно оценивать проделанную работу, принимать похвалы и критику со стороны одноклассников. Это способствует формированию социальных мотивов. Будучи устойчивыми, социальные мотивы формируют и познавательную мотивацию. Вместе с тем положительные эмоции, чувства, ощущения учеников при выполнении мотивированных действий на таких уроках способны расширить учебные мотивы. (Слайд №8,9)
Необходимо отметить, если деятельность находится в зоне оптимальной трудности, т.е. на пределе возможностей ребёнка, то она ведёт за собой развитие его способностей. Поэтому в своей работе применяю групповые формы работы, различного рода творческие задания, различные формы вовлечения учащихся в самостоятельную познавательную деятельность, дискуссии, диалоги.
Систематический контроль знаний и умений – одна из важных составляющих в моей практике. Применяю традиционные способы контроля знаний (тесты, контрольные вопросы и задания), а также кроссворды, ребусы, вопросы, задания-лото, презентации, которые составляют сами учащиеся после изучения нового материала. Такой способ контроля знаний особенно эффективен при групповой работе учащихся.
Педагогическую оценку достигнутых мною результатов осуществляю с помощью диагностики, опираясь на следующие критерии: (Слайд №10)
- развитие творческих способностей учащихся;
- развитие познавательной активности;
- самостоятельность деятельности и самооценка учащихся;
- рост творческих возможностей с последующей самореализацией в деятельной сфере;
- развитая система творческих работ (умение создавать собственные изделия, анализировать, конструировать, моделировать, производить экономические расчёты).
Избранные формы работы раскрывают способности одарённых учащихся, дают им возможность попробовать себя в различных сферах творческой деятельности и создать ситуацию успеха. Мои учащиеся успешно представляют и защищают творческие проекты, рекламируют свои изделия на выставках и конкурсах.
Для оформления интерьера школьной столовой ученицами 7 класса был разработан и выполнен творческий проект «Кулинарные затеи юных поварят». Во время уроков кулинарии девочки фотографировали готовые блюда, а затем, используя различные техники рукоделия, изготовили декоративные фоторамки. (Слайд №11)
Ученицы 6 класса свой коллективный проект назвали «Вышивка крестом в интерьере кухни». И теперь небольшие картины с вышивками украшают столовую. (Слайд №12)
Ученицами 9 классов выполнен коллективный творческий проект «Панно в технике лоскутного шитья» - изготовленные изделия предназначены для оформления школьного холла возле кабинета технологии. (Слайд №13)
В 2011 году учащимися 8 классов разработан коллективный практико-ориентированный проект «Озеленение пришкольного участка», выполнение которого запланировано на трёхлетний период. В весенне-летний период ежегодно создаются учебные бригады из учащихся 6-8 классов. В 2011 году были распланированы и засажены две новые клумбы. В 2012 году разработан участок под огород и засажен овощными культурами. Ребята занимались декоративным оформлением цветников, изготовили деревянные клумбы, декоративный водоём и водоёмы для полива растений, трельяж для вьющихся растений, обустроили уголок «В гостях у сказки» и разбили клумбы в деревенском стиле. В 2012 году наша школа участвовала в муниципальном конкурсе «Лучшее образовательное учреждение по благоустройству и озеленению школьной территории». В реализации этого проекта приняли участие мои ученики. (Слайд №14)
Ученицы 5 класса разработали и выполнили коллективный проект «Цветы в интерьере». На летней трудовой практике мы с ребятами подобрали и вырастили комнатные растения для озеленения школьной рекреации: посадили канны и каллы. В сентябре кашпо с цветами украсили подоконники, а картины, выполненные в технике «Аппликация из пластилина по стеклу», дополнили эту цветочную композицию.
(Слайд №15)
Для украшения интерьера классов и создания благоприятного микроклимата нельзя обойтись без комнатных растений. Я сама очень люблю цветы и стараюсь привить эту любовь своим девочкам. Вместе мы сажаем черенки и семена, наблюдаем за изменениями в процессе роста. Учу детей любить и беречь всё живое, а этот дар нужно развивать в каждом ребёнке. (Слайд №16)
Учащаяся 9 класса выполнила проект «Моё увлечение» и стала победительницей в школьном конкурсе проектов. (Слайд №17)
Ученицы 5 классов разработали проект «Пир на весь мир». Девочки разделились на группы и по условиям проекта приготовили недорогие, питательные и оригинальные блюда из овощей. Для защиты своих блюд воспитанницы сами подготовили презентации с фото-рецептами.
(Слайд №18,19)
Такая совместная работа предоставляет большие возможности для формирования у ребят готовности к труду, умения работать в коллективе, для воспитания эстетического вкуса, развития творческих способностей, и направлена на привитие интереса к предмету «Технология».
В нашей школе стало уже традицией проводить предметные недели. Весной мы проводим неделю технологи и ИЗО. Вся работа при подготовке и проведению таких недель ведётся детьми, которые проявляют особый интерес к рукоделию и к творческой деятельности. Ребята организуют выставки творческих работ, проводят экскурсии для учащихся, выпускают предметные газеты, разрабатывают и проводят тематические праздники для младших классов. Мы, педагоги, проводим открытые уроки, мастер-классы. Такая совместная работа повышает интерес к творчеству, приносит самоудовлетворение своей деятельностью и желание создавать и осваивать что-то новое. (Слайд №20)
Ежегодно мои обучающиеся - участники муниципального этапа олимпиады по технологии. За последние три года ученицы показали достаточно высокие результаты на уровне района.
В 2013 году Кондратьева Евгения (9 класс), Потыцкая Ольга (10 класс) и Бобырь Анна (11 класс) участвовали в региональном этапе Всероссийской олимпиады школьников по технологии, где Кондратьева Евгения вошла в первую пятёрку участниц. (Слайд №21,22)
Для участия в предметной олимпиаде ученицами были подготовлены проекты: «Нестандартная клумба» (9 класс), «Вышивка крестом» (10 класс), «Фоторамка» (11 класс). Все эти работы были отмечены на районной олимпиаде и представлены на региональном этапе. (Слайд №23,24)
С 2008 года мои ученицы постоянные участницы зональной выставки творческих работ «Сибирь талантами богата». Их работы стали победителями районного этапа и участниками областного этапа конкурса.
(Слайд №25)
Каждый год на базе нашей школе работает кружок «Волшебная нить», который посещают одарённые дети. Здесь девочки совершенствуют свои знания, умения, навыки, полученные на уроке, а также овладевают новыми техниками работы с тканью, пряжей. Для эстетического оформления кабинета технологии организована постоянная выставка работ, выполненных мною и моими ученицами. (Слайд №26)
В рамках предметной недели проводим экскурсии в краеведческий музей с целью знакомства с художественным творчеством мастеров нашего города, района, края. (Слайд №27)
Мои ребята участвовали в районном фестивале «Салют Победы», где коллектив нашей школы стал обладателем Гран-при. Были представлены работы декоративно-прикладного творчества моих воспитанниц объединения «Волшебная нить». (Слайд №28)
Среди моих выпускников есть те, кто поступает в вузы художественной направленности (ребята получают профессию по специальности декоратор, художник – оформитель, парикмахер). (Слайд №29)
У выпускников сформирована внутренняя потребность в непрерывном совершенствовании и реализации своих творческих возможностей. Мои выпускницы окончили учебные специализированные заведения по профилю: мастер-парикмахер, художник-декоратор. Сегодня Сергачёва Е., Рыжкова М. создали собственные салоны, которые пользуются большим спросом у населения города Татарска. Проскурякова Е., Мингазова З., Горшкова Т. сегодня работают в салонах города Новосибирска и Омска.
Целостную картину результатов обучающихся даёт система портфолио. (Слайд №30)
Результаты творческого роста Кондратьевой Евгении 9 класс
Учебный год | Достижения ученицы по предмету | Другие достижения | ||
Средний балл по предмету | Олимпиады | Конференции, конкурсы | ||
2008-2009 5 класс | 5,0 | школьный тур - призёр | Школьный конкурс творческих проектов-призёр, районный тур конкурса декоративно-прикладного творчества «Сибирь талантами богата»- призёр | школьная олимпиада по декоративно-прикладному искусству-призёр |
2009-2010 6 класс | 5,0 | школьный тур-призёр | Школьный конкурс творческих проектов-призёр, районный тур конкурса декоративно-прикладного творчества «Сибирь талантами богата»- призёр | Участник школьной команды в городском конкурсе агитбригад |
2010-2011 7 класс | 5,0 | школьный тур-победитель, районный тур-участник | Школьный конкурс творческих проектов-победитель, выполнение мультимедийного проекта «Рациональное питание-основа здоровья и красоты», школьная игры-соревнование «Искусство кройки и шитья»-победитель. | олимпиады по русскому языку. литературе-участница |
2011-2012 8 класс | 5,0 | школьный тур-победитель | Школьный конкурс творческих проектов-победитель, участница школьной деловой игры «Бизнес-план», выполнение мультимедийного проекта «Загрязнение окружающей среды», районный тур конкурса декоративно-прикладного творчества «Сибирь талантами богата»- призёр | олимпиады по русскому языку-призёр, участие в сценарии школьной новогодней ёлки, Дня первоклассника, Дня пятиклассника |
2012-2013 9 класс | 5,0 | школьный тур-победитель, районный тур-победитель, областной тур-вошла в первую пятёрку | Школьный конкурс творческих проектов-победитель, выпуск газеты к декаде технологии, участие в выставке творческих работ и проведение экскурсий для начальных классов (декада технологии), выполнение мультимедийного проекта «Вязание крючком» разработка сценария и проведение конкурса «Маленькие хозяюшки» | Победитель и призёр школьных, городских и районных вокальных конкурсов, призёр районной олимпиады по русскому языку ведущий школьного праздника осени, нового года |
Анализ данных представленных в карте творческого роста показывает, й уровень творческой активности, увлечение различными видами деятельности, проявление оригинальности в решении учебных задач.
Развитие творческой деятельности необходимо для любого человека.
Заниматься развитием интеллектуальных и творческих способностей необходимо. И, прежде всего потому, что полное раскрытие способностей ученика важно не только для него самого, но и для общества в целом. Быстрое развитие новых технологий повлекло за собой резкое возрастание потребности общества в людях, обладающими нестандартным мышлением, вносящих новое содержание в производственную и социальную жизнь, умеющих ставить и решать новые задачи. Творческие и интеллектуальные способности – залог прогресса в любой сфере человеческой жизни.
Бесталанных детей нет. Важно только научить их раскрыть свои способности, поверить в себя. Это задача каждого учителя. (Слайд №31)
Спасибо за внимание. (Слайд №32)
Предварительный просмотр:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация "Формы работы с одарёнными детьми". Из опыта работы.
Материал представлен в форме презентации. Можно познакомиться с формами работы во внеурочное время....
Проектно-исследовательская работа по физике как одна из форм работы с одарёнными детьми
В статье описан опыт применения технологии учебных проектов в преподавании физики в сельской школе. Приведены аргументы в пользу данной педагогической технологии. Обоснован выбор тематики проект...
Организация исследовательской деятельности учащихся, как одна из форм работы с одарёнными детьми.
Не существует сколько-нибудь достоверных тестовна одарённость, кроме тех, которые проявляются врезультате активного участия хотя бы в самоймаленькой исследовательской работеА.Н.Колмогоров...
Методы и формы работы с одарёнными детьми, изучающими английский язык.
В данной статье рассказывается о формах и методах работы с одарёнными учениками как на уроке, так и во внеурочной деятельности по любому изучаемому предмету в школе.Прежде всего, методы и формы работы...
Активные формы работы с одарёнными детьми на уроках русского языка и литературы
Активные формы работы с одарёнными детьми на уроках русского языка и литературы...
Методы и формы работы с одарёнными детьми учителя иностранных языков
Одной из основных задач современной школы является выявление одаренных детей и организация системной работы с ними. Сейчас наша школа работает по федеральному государственному образователь...
Выступление на РМО учителей технологии "Направления и формы работы с одарёнными детьми" часть 2
Выступление на РМО учителей технологии "Направления и формы работы с одарёнными детьми"...