Краткосрочная программа кружка художественной направленности «Чудеса из бумаги»
рабочая программа по теме
Краткосрочная программа кружка художественной направленности «Чудеса из бумаги» рассчитана на 21 день, предусматривает организацию занятости учащихся 11-16 лет.
Цель программы – создание условий для творческого и нравственного развития детей, ориентирование детей в предметно – практической деятельности через освоение ими техники плетения из газет как художественного способа конструирования из бумаги.
Задачи программы:
Обучающие:
-обучить конкретным трудовым навыкам при работе с бумагой в технике плетения из газетных трубочек;
-углубить и расширить знания о видах бумаги, ее свойствах, способах плетения фигур, изделий;
-формировать интерес к различным видам изобразительного и декоративного творчества.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
dlya_sayta_prog._chudesn.master.trubochkt.doc | 107.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Областное государственное бюджетное учреждение
дополнительного образования «Центр «Алые паруса»
Краткосрочная программа кружка
художественной направленности
«Чудеса из бумаги»
Возраст обучающихся: 11-16 лет
Срок реализации: (8ч.)
Автор-составитель:
Смалькова Марина Александровна, воспитатель
2017 г.
ИНФОРМАЦИОННАЯ КАРТА ПРОГРАММЫ
Полное название программы | Краткосрочная программа кружка «Чудеса из бумаги». | |
Цель программы | Создание условий для раскрытия и развития потенциальных творческих способностей и возможностей ребенка средствами декоративно-прикладного искусства через практическое освоение техники плетения из газетных трубочек. | |
Направление деятельности | Художественная | |
Тип образовательной программы | модифицированная | |
Место реализации | Центр “Алые паруса” | |
Сроки реализации | 21 день. | |
Количество обучающихся | 10-15 | |
Возраст учащихся | 11 - 16 лет |
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ:
№ раздела | Название раздела | № страницы |
1. | Титульный лист | 1 |
2. | Информационная карта | 2 |
3. | Содержание программы | 3 |
4. | Пояснительная записка | 4 |
5. | Учебный план | 8 |
6. | Содержание учебного плана | 9 |
7. | Ожидаемые результаты и способы их определения | 10 |
8. | Формы контроля. | 10 |
9. | Диагностика и мониторинг эффективности программы | 11 |
10. | Методические рекомендации | 12 |
11. | Материально-техническое обеспечение образовательного процесса | 13 |
12. | Приложения | 14 |
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Программа «Чудесная мастерская» является дополнительной образовательной программой художественной направленности, по функциональному предназначению - прикладной, по форме организации - групповой, по времени реализации - краткосрочной.
Методологической основой составления рабочей программы является программа по трудовому обучению девочек 5-9 классы, Дрофа, Москва 2007., автор В.А.Соколова, Технология. Русские традиции при изготовлении различных изделий 6-8 классы И.Г.Норенко, издательство «Учитель», изучение мастер-классов в интернет - пространстве.
Актуальность программы обусловлена следующими факторами:
- Целью современного образования, которая заключается в воспитании и развитии личности ребёнка. Важное направление в развитии личности - нравственно-эстетическое воспитание. Оно включает в себя формирование ценностных эстетических ориентиров, эстетической оценки и овладение основами творческой деятельности.
- Особенностью современной ситуации, когда очень остро стоит вопрос занятости детей (они должны находиться под постоянным контролем педагогов). Необходимо помочь ребенку занять с пользой своё свободное время, дать возможность открыть себя наиболее полно. Создать условия для динамики творческого роста
Программа «Чудесная мастерская» предусматривает развитие у детей изобразительных, художественно-конструкторских способностей, нестандартного мышления, творческой индивидуальности. Это вооружает детей способностью не только чувствовать гармонию, но и создавать ее в любой жизненной ситуации, в любой деятельности, в отношениях с людьми, с окружающим миром.
Плетение из газетных трубочек – оригинальное времяпрепровождение, занимательный и захватывающий вид рукоделия, который стал очень популярным в последнее время. Здесь ребёнку даётся возможность реально, самостоятельно открыть для себя волшебный мир листа бумаги, постичь его свойства, структуру. Система работы с бумагой построена по принципу от простого к сложному. Овладение рядом технологий требует терпения и аккуратности, а поделки тщательности в исполнении, ведь мастерство – это всегда упорный труд и воображение.
Ведущая идея данной программы — создание комфортной среды общения, обитания, развитие способностей, творческого потенциала каждого ребенка и его самореализации.
Принципы, лежащие в основе программы:
- доступность (простота, соответствие возрастным и индивидуальным особенностям);
- наглядность (иллюстративность, наличие дидактических материалов);
- демократичности и гуманизма (взаимодействие педагога и ученика в социуме, реализация собственных творческих потребностей);
- научности (обоснованность, наличие методологической базы и теоретической основы);
- «от простого к сложному» (научившись элементарным навыкам работы, ребенок применяет свои знания в выполнении сложных творческих работ).
ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ
Цель программы – создание условий для творческого и нравственного развития детей, ориентирование детей в предметно – практической деятельности, через освоение ими техники плетения из газет как художественного способа конструирования из бумаги.
Задачи программы:
Обучающие:
-обучить конкретным трудовым навыкам при работе с бумагой в технике плетения из газетных трубочек;
-углубить и расширить знания о видах бумаги, ее свойствах, способах плетения фигур, изделий;
-формировать интерес к различным видам изобразительного и декоративного творчества.
Воспитательные:
-прививать интерес к мировой культуре, к истокам творчества различных народов;
-воспитывать нравственные качества детей;
-формировать чувство самоконтроля и взаимопомощи.
Развивающие:
-развивать образное мышление, творческие способности;
-формировать эстетический и художественный вкус;
-содействовать формированию всесторонне развитой личности.
Методы и формы обучения.
Обучение проводится в двух направлениях:
- усвоение теоретических знаний;
- формирование практических навыков.
Для повышения интереса занимающихся к занятиям и более успешного решения образовательных, воспитательных задач применяются разнообразные формы и методы проведения кружка.
Методы, в основе которых лежит способ организации занятий :
- словесный (устное изложение, беседа, рассказ и т. д.);
- наглядный (показ мультимедийных материалов, иллюстраций, показ
поделки-образца);
- практический (выполнение работ по инструкционным картам, схемам);
Методы, в основе которых лежит уровень деятельности детей:
- объяснительно-иллюстративный – дети воспринимают и усваивают готовую информацию;
- репродуктивный – учащиеся воспроизводят полученные знания и освоенные способы деятельности;
Методы, в основе которых лежит форма организации
деятельности учащихся на занятиях:
- фронтальный – одновременная работа со всеми учащимися;
- групповой – организация работы в группах.
Сроки реализации программы.
Данная программа реализуется в период отдыха обучающихся в Центре «Алые паруса» на территории Крестовогородищенского сельского поселения и рассчитана на 21 день.
Режим занятий. Данная программа состоит из 8 часов (2 занятия в неделю). Продолжительность каждого занятия 45 минут.
Возраст обучающихся.
Программа предусматривает организацию занятости учащихся 11-16 лет. Целевая аудитория программы включает в себя основную категорию детей: группы сменного состава, сформированные по прибытию детей в Центр «Алые паруса». В состав могут входить дети разных возрастов, физического развития и подготовки.
Форма организации детского коллектива: коллективная, групповая
Занятия по данной программе состоят из теоретической и практической частей, причем большее количество времени занимает практическая часть. Форму занятий можно определить как творческую деятельность детей.
Учебно-тематический план
№ п/п | Название раздела, тема | Количество часов | Формы аттестации/контроля | ||
Всего | Теория | Практика | |||
I | Введение. | 1 | 1 | ||
1. | 1. Знакомство. 2. Правила техники безопасности. 3.Презентация «Плетение из бумажной лозы» | 1 | 1 | анкетирование | |
П | Работа с бумагой. | 7 | 2 | 5 | |
1. Подготовка бумажной лозы. | 1 | 1 | рефлексия | ||
2. Виды плетения из газет: «Верёвочка», «Ситцевое плетение», плетение по спирали. | 1 | 0,5 | 0,5 | рефлексия | |
3. «Карандашница» | 1,5 | 0,5 | 1 | рефлексия | |
4. «Елочка» | 1,5 | 0,5 | 1 | рефлексия | |
5. «Шкатулка» | 1,5 | 0,5 | 1 | рефлексия | |
Ш | Подведение итогов | 0,5 | 0,5 | Анкетирование, мини-выставка | |
ИТОГО | 8 | 3 | 5 |
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПЛАНА
Раздел 1. Введение.
Тема 1. Знакомство. Правила техники безопасности. Презентация «Плетение из бумажной лозы»
Теория. Знакомство с детьми. Ознакомление обучающихся с содержанием предстоящей работы. Организационные вопросы. Инструктаж по технике безопасности при работе с инструментами и материалами. Знакомство с историческими сведениями о зарождении и развитии художественного плетения из лозы, бересты, соломки. Аналогия плетения из лозы с плетением из газетных трубочек, просмотр готовых работ в технике плетения из газетных трубочек.
Раздел 2. Работа с бумагой.
Тема 1. Подготовка бумажной лозы.
Теория: Заготовка трубочек. Размеры и параметры заготовки. Стыковка трубочек
Практика: освоение навыка изготовления газетных трубочек.
Тема 2. Виды плетения из газет: «Верёвочка», «Ситцевое плетение», плетение по спирали.
Теория: Простое (ситцевое) плетение; веревочка в 2 трубки, спиральное плетение. Стыковка трубочек при простом плетении. Простейшие загибки. Показ дидактического материала и образцов. Отработка видов плетения.
Практика: освоение навыков плетения из газетных трубочек: «веревочкой», «ситцевым» плетением, плетением по спирали.
Тема 3. «Карандашница».
Теория: Плетение с картонным дном, вид плетения изделия – «ситцевое». Практика: Освоение навыков плетения из газетных трубочек «ситцевым плетением»
Тема 5. «Елочка»
Теория: Плетение по спирали.
Практика: Освоение навыков плетения из газетных трубочек по спирали.
Тема 64. «Шкатулка»
Теория: Плетение круглого дна. Формирование края изделия.
Вид плетения изделия – «веревочка».
Практика: Освоение навыков плетения из газетных трубочек «веревочкой»
Раздел Ш. Подведение итогов.
Практика. Организация мини-выставки работ обучающихся.
Ожидаемые результаты и способы их определения.
Для оценки эффективности реализации данной программы можно ориентироваться на следующие показатели: удовлетворенность обучающихся, посещающих кружок; сформированность деятельности (правильность выполняемых действий; соблюдение правил техники безопасности), степень помощи, которую оказывает педагог обучающимся при выполнении заданий: чем меньше помощь педагога, тем выше самостоятельность обучающихся и, следовательно, выше развивающий эффект занятий. Контроль и оценка результатов учащихся предусматривает выявление индивидуальной динамики качества усвоения программы ребёнком и не допускает сравнения его с другими детьми.
Ожидаемые результаты: усвоение основных правил работы с бумагой, технологии подготовки бумажной «лозы», усвоение основных видов плетения, самостоятельное изготовление поделок из газетных трубочек.
Формы контроля.
Подведение итогов работы является необходимым моментом в работе творческого коллектива. Так как дополнительное образование не имеет четких критериев определения результатов практической деятельности обучающихся, то наиболее подходящей формой оценки является совместный просмотр выполненных изделий, их коллективное обсуждение, выявление лучших работ, организация выставок. Такая форма работы позволяет детям критически оценивать не только чужие работы, но и свои. Проводимый в конце смены итоговый тест дает возможность педагогу оценить теоретические знания обучающихся.
Диагностика и мониторинг эффективности программы.
- опрос и анкетирование учащихся и родителей с целью выявления уровня удовлетворенности организацией занятости детей и подростков в период посещения Центра «Алые паруса»
- педагогическая рефлексия
- коллективная рефлексия участников программы.
Методические рекомендации по проведению занятия.
Каждое занятие по темам программы, как правило, включает теоретическую часть и практическое выполнение задания. Теоретические сведения – это повтор пройденного материала, объяснение нового, информация познавательного характера о видах декоративно-прикладного искусства, народных промыслах, старинных традициях в женском рукоделии. Теория сопровождается показом наглядного материала, преподносится в форме рассказа-информации или беседы, сопровождаемой вопросами к детям. Использование наглядных пособий на занятиях повышает у детей интерес к изучаемому материалу, способствует развитию внимания, воображения, наблюдательности, мышления. На занятии используются все известные виды наглядности: показ иллюстраций, рисунков, журналов и книг, фотографий, образцов изделий, демонстрация трудовых операций, различных приемов работы, которые дают достаточную возможность детям закрепить их в практической деятельности.
В процессе работы с различными инструментами и приспособлениями педагог постоянно напоминает детям о правилах пользования инструментами и соблюдении правил гигиены, санитарии и техники безопасности.
Рекомендации по организации рабочего места.
Рабочее место каждый ребенок организует для себя сам. Постепенно дети привыкают к тому, что на рабочем месте должны находиться только те материалы и приспособления, которые необходимы для данной работы. Каждый предмет имеет свое место, чтобы было удобно работать двумя руками. Наглядные пособия располагают так, чтобы они не мешали работе, не были испорчены. Педагог приучают детей к чистоте и аккуратности. Если у некоторых учащихся отсутствуют необходимые материалы или инструменты, то педагог выдает их из дополнительных запасов.
Рекомендации по организации и проведении учебного занятия
Учебное занятие может включать в себя следующие структурные элементы:
- Инструктаж: вводный – проводится перед началом практической работы; текущий – проводится во время практической работы; заключительный;
- Практическая работа (80% кружкового времени );
3. Динамические паузы у детей среднего и старшего школьного возраста;
- Подведение итогов, анализ и оценка работ. Подведение итогов предусматривает рефлексию, коллективный анализ изделий в целом и оценку поделки каждого ребенка;
- Приведение в порядок рабочего места.
Рекомендации по тестированию.
Проводимый в конце смены итоговый тест дает возможность педагогу оценить теоретические знания обучающихся.
Итоговый тест:
- Умеет организовать рабочее место.
- Умеет пользоваться приспособлениями и инструментами.
- Умеет самостоятельно определить количество необходимого материала.
4. Умеет скручивать трубочки.
5. Применяет разные виды плетения из газетных трубочек.
6. Освоил плетение круглого дна, плетение с картонным дном.
Методическое обеспечение:
- дидактический и раздаточный материал;
- пособия по декоративно-прикладному искусству;
- комплект методической и теоретической литературы;
- наглядные пособия;
- видео-пособия.
Материально-техническое обеспечение образовательного процесса.
• учебный кабинет с ученическими столами;
• оборудования учебного кабинета (классная доска, столы и стулья для учащихся и педагога, шкафы и стеллажи для хранения дидактических пособий и учебных материалов);
• оборудования и инвентарь, необходимого для проведения занятий (газеты, ножницы, спицы для вязания, линейка, клей ПВА)
• технические средства обучения (компьютер, интерактивная доска или мультимедийная );
ЛИТЕРАТУРА
1. Гриб А. Плетение из соломки и других материалов. – СПб., 2006.
2. Кузьмина М. А. Азбука плетения. – М., 2011.
3. Торманова А.С. Плетение из бумажных трубочек: самый полный и понятный самоучитель, Эксмо, 2015.
- 4.Тищенко Е. Плетение из бумажных трубочек: самый полный и понятный самоучитель, 2016
5.Зайцева А. Плетение из газетных трубочек. Мастер-классы для начинающих.
6. Материалы Интернета:
http://www.liveinternet.ru
http://entrainment.listbb.ru
http://mastera-rukodeliya.ru
http://perusum
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Краткосрочная программа дополнительного образования естественнонаучной направленности для учащихся среднего звена «Экспериментальная биология»
Основная цель курса – формирование мотивации к выбору класса естественно-научного профиля и повышение уровня изучения дисциплины.Задачи:· Фо...
Краткосрочная программа дополнительного образования естественнонаучной направленности для учащихся среднего звена «Экспериментальная биология»
Основная цель курса – формирование мотивации к выбору класса естественно-научного профиля и повышение уровня изучения дисциплины.Задачи:· Фо...
Рабочая программа по курсу внеурочной деятельности "Чудеса из бумаги"
Данная программа построена на основе анализа общеобразовательных программ в области «технология» и « искусство», наряду с общими идеями: развитие общей способно...
Краткосрочная программа кружка художественной направленности "Чудеса из полосок" (для детей 9-14 лет)
Программа "Чудеса из полосок" разработана на краткосрочный курс 8 часов. предназначена для детей 9-14 лет. занятия по данной программе помогают детям овладеть техникой квиллинг, развивают ме...
Дополнительная общеобразовательная программа художественной направленности студии «Волшебная бумага»
Дополнительная общеобразовательная программа художественной направленности студии "Волшебная бумага" для детей от 7до 12 лет. Срок реализации 2 года....
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа "Чудеса из бумаги"
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Чудеса из бумаги» имеет художественную направленность и ориентирована на формирование и развитие творческих ...
Дополнительная общеобразовательная программа по художественно-эстетическому развитию «Чудеса из бумаги»
Муниципальное казенное дошкольное образовательноеучреждение детский сад № 5 г. Бирюсинска РАССМОТРЕНО На заседании педагогического советаПротокол от 17.05.2024 г.№ 3РАССМОТРЕНО На...