Методические рекомендации по подготовке классного часа «УРОК МУЖЕСТВА»
методическая разработка на тему

Сафрыгин Борис Борисович

Сохранение памяти о воинском и трудовом подвиге наших предков необходимо для дальнейшего развития России в XXI веке. Историческая память и чувство гордости за свою историю – основа достоинства нации, ее способности к реализации национальных интересов, ценностей и идеалов.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon metodicheskie_rekomendatsii_k_urokam_muzhestva.doc74.5 КБ

Предварительный просмотр:

Методические рекомендации по подготовке классного часа

«УРОК МУЖЕСТВА»

Сохранение памяти о воинском и трудовом подвиге наших предков необходимо для дальнейшего развития России в XXI веке. Историческая память и чувство гордости за свою историю – основа достоинства нации, ее способности к реализации национальных интересов, ценностей и идеалов.

Чрезвычайно важно, чтобы в широкомасштабную подготовку по подготовке классного часа «Урок мужества» включилась каждая образовательная организация.

Цель и задачи классного часа: «Урок мужества». Основной целью является совершенствование системы патриотического воспитания в образовательных учреждениях Республики Мордовия, способствующей формированию у учащихся, высокого патриотического сознания, верности Отечеству, готовности к выполнению конституционных обязанностей.

Для достижения этой цели необходимо решить следующие задачи:

- воспитание патриотизма и чувства долга перед Родиной;

- подготовка к выполнению основных социальных ролей в обществе - защитника Родины, семьянина, труженика и др.;

- формирование политической, нравственной и правовой культуры личности;

- воспитание в духе мира, уважения прав и свобод человека и гражданина;

- привлечение к участию в патриотическом воспитании общественные организации.

Предлагаемые методические рекомендации и дополнительные учебно-методические материалы призваны помочь педагогам организовать и провести классный час в соответствии с вышеуказанной тематикой и с учетом педагогического мастерства учителя, уровня подготовки учащихся, специфики обучения в начальной, основной и старшей школах. Проведение классного часа: «Урок мужества» рекомендуем начать с исполнения Государственного гимна Российской Федерации.

По вопросам приглашения ветеранов обращаться в «Комитет Ветеранов Войны и Военной Службы», расположенный по адресу 430000, г. Саранск, ул. Коммунистическая, 33, корп. 3, к. 117, Телефон (8342) 24-75-96 Дзюбак Иван Иванович – председатель комиссии по работе с письмами, обращениями по защите прав и достоинства Ветеранов Войны и Военной Службы.

В начальной школе (1–4 классы) у детей доминирует эмоционально- чувственное отношение к миру, друг к другу. Поэтому учителю важно через слово, образ, иллюстрации, развивающие игры, инсценировки создать благоприятные условия для эмоционального восприятия школьниками учебной информации о памятных датах российской истории. Главными формами проведения классного часа могут стать рассказ, беседа, игра- путешествие, очные и виртуальные экскурсии с применением мультимедийных средств. Для детей 7-9 лет интерес вызывают заочные путешествия: «Дорогами войны», «Перелистывая страницы истории», «Там, где была война», «Искусство, опаленное войной». В ходе классного часа рекомендуется использовать развивающие тесты, занимательные вопросы, а также организовывать викторины и конкурсы. Классный час «Урок мужества» преследует образовательные и воспитательные цели. Учитель организует праздничный настрой урока. Поэтому рекомендуется музыкальное и наглядное оформление урока. Песни военных лет придадут эмоциональный характер мероприятию.

Тематика данных мероприятий может быть различна, например: «Героев знать, на них держать равнение», «Детство, опаленное войной», «С чего начинается память о войне», «Далекой войны солдат»; викторина «Знаешь ли ты о юных героях Великой Отечественной войны?».

Актуальным будет и проведение интегрированных уроков, тематических недель, декад, месячников, которые дадут возможность многостороннего обсуждения с учащимися событий и последствий Великой Отечественной войны.

Целесообразно также использовать воспитательные возможности музейной педагогики. В школьных музеях можно организовать тематические выставки, приуроченные к наиболее значимым событиям времен Великой Отечественной войны; оформить экспозиции, созданные из документальных материалов и экспонатов, собранных во время поисковых походов непосредственно на территориях, где проходили военные события; провести встречи с участниками событий, материалы о которых представлены в музеях, предусмотреть подготовку учащихся-экскурсоводов.    

В основной школе (5–9 классы) классный час  «Урок мужества», нацелен на решение как познавательных, так и воспитательных задач.

При организации и проведении классного часа целесообразно использовать активные педагогические технологии: проблемные вопросы, познавательные задачи, игровые приемы, театрализованные представления, практико-ориентированные ситуации и т.п. Формы проведения могут быть самые разнообразные: рассказ, беседа, школьная лекция с опережающими заданиями, презентация с активным использованием мультимедийных материалов. Эффективной формой проведения классного часа могут стать виртуальные и очные экскурсии, интеллектуальные игры, компьютерные презентации учащихся и т.д. Выбор указанных форм определяется поставленными целями, возрастом учащихся, техническими возможностями школы и т.д. В процессе классного часа возможно постоянное обращение к репродукциям картин, картам, схемам и другим наглядным материалам, которые необходимо заранее подготовить для данного мероприятия.

Особое место в организации воспитательной и учебной работы с учащимися 5 – 9 классов необходимо отвести проведению акций: «Поздравь ветеранов», конкурсов поэтов и чтецов «Их подвиг будет жить в веках», «Память о героях священна»; конкурсов рисунков и плакатов «Мир глазами детей», «Помнить больно – забыть нельзя», подготовки исследовательских проектов: «История семьи – история России», «Память, которой не будет конца», «Помни имя свое», встречам с ветеранами: «Гордимся славою отцов», «Спасибо деду за Победу».

В основной школе выбор необходимо отдавать комплексу познавательных и практических заданий и исследовательских работ: «Вспомним всех поименно», «Если б не было войны; подготовке и написанию сочинений, рефератов и эссе по истории России, созданию учебных кейсов на военно-патриотическую тематику. Актуальным будет проведение интегрированных уроков, тематических недель, декад истории Победы, которые дают возможность «сквозного» и многостороннего обсуждения с учащимися событий и итогов Великой Отечественной войны. В рамках изучения учебных дисциплин могут проводиться «Уроки Мужества» с участием представителей государственных органов власти и ветеранов, военнослужащих Вооруженных Сил России.

Для учащихся 5 – 9 классов, которые уже знакомы с курсом «История и культура Мордовского края», классный час «Урок мужества»,  может быть проведен в форме беседы, викторины, игры «колесо истории», брейн-ринга и т.д.

Беседа: «Ратные и духовные подвиги в битвах за Родину» – чрезвычайно важный для патриотического  воспитания детей материал. Особую ценность материалу могут придать примеры из истории Мордовии. В нем можно выделить четыре крупных блока:

1. Участие мордовского народа в ополчении Минина и Пожарского.

2. Победа России в Отечественной войне 1812 года.

3. Участие уроженцев Мордовии в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.

4. Трудовой подвиг уроженцев Мордовии во время:

- Великой Отечественной войны 1941-1945 г.г.;

- восстановления народного хозяйства после Великой Отечественной войны 1941-1945 г.г.;

- ликвидации последствий Чернобыльской аварии (26 апреля 1986 г.).

Рассказ сопровождается показом фотографий, портретов, слайдов. Оформление класса, опора на локальную историю, проведение краткой беседы с учениками о тех, кто в их семьях сражался за Родину, работал в тылу, активизируют интерес детей к содержанию данного блока.

В старших классах (10-11 классы), как известно, акцент делается на проблемный, диалоговый характер обучения, значительное внимание уделяется дискуссионным вопросам, что, в свою очередь, диктует необходимость применения активных методик и технологий, поисково-исследовательских подходов в образовательной практике.

Эти особенности необходимо учитывать при организации классного часа для старшеклассников по соответствующей проблематике.

Рекомендуются такие формы его проведения, как дискуссия, диспут, исследование, моделирование исторической ситуации, конференция, круглый стол и др., нацеленные на аналитическую деятельность, самостоятельную и групповую работу, диалог.

Классный час должен быть направлен на реализацию принципа социальной значимости, добровольное, посильное включение учащегося в решение реальных социальных проблем, актуальных для окружения и самого ученика, проявление социальной и нравственной зрелости.

Важная роль в подготовке к празднованию Дня защитника Отечества отводится школьным библиотекам. Задача библиотек – не только сохранить, но и передать молодому поколению россиян то богатство, которое определяется как «историческое наследие», научить дорожить им. В систему работы школьных библиотек должны быть включены темы защиты Родины, Великой Победы. Одной их основных форм работы школьных библиотек может стать проведение Дней воинской славы России.

Рекомендуемые формы работы:

- совместные планы работы с клубами, обществом ветеранов Великой Отечественной войны, Афганистана, участниками Чеченских войн;

- работа с военкоматами по торжественным проводам в армию;

- работа с органами муниципальной власти, паспортными столами по торжественному вручению паспортов молодым гражданам России;

- проведение заседаний клубов: «Служу Отчизне», «Воинская слава отцов и молодых воинов России»;

- организация книжных и фото-выставок: «Герои Советского Союза и России», «Материалы о Великой Отечественной войне», «Дети-герои» и др.; - создание видеоархива интервью ветеранов Великой Отечественной войны 1941 - 1945 годов;

- фотостенд « Мой дед, бабушка (прадед, прабабушка) – участники ВОВ;

- организация выставки «Воинские символы – традиции и современность» (галерея военной геральдики);

- проведение викторины «Знаешь ли ты чины и звания родов войск»;

- проведение мероприятий, посвященных 120-летию со дня рождения Маршала Советского Союза, четырежды Героя Советского Союза Г.К. Жукова;

- проведение «Дней воинской славы». Организация вечеров – встреч молодежи с представителями армейских служб, ветеранами войн, молодежи. «Парень из нашей школы» о выпускниках школы, служивших в горячих точках;

- военно-патриотическая акция, посвященная 45-летию фильма «Офицеры».

Классный час может состоять из двух самостоятельных модулей, каждый из которых имеет свою задачу.

I модуль – информационный. Он формирует представление о культурном наследии мордовского народа как национальной, культурной и духовной ценности России, достоянии мировой культуры. Примерное содержание модуля может быть сформировано по направлениям:

- «Мордовия. Страницы истории»;

- «За веру и Отечество» - служение Отечеству на примерах ратных и трудовых подвигов жителей Мордовии;

- Участие уроженцев Мордовии в Великой Отечественной войны 1941-1945 гг.;

- «Трудовые и духовные традиции народов Мордовии – потенциал будущих   побед». Модуль может быть представлен в нескольких вариантах.

1. Общая работа с классом. Беседа с классом, способствующая формированию представления о героическом наследии народов Мордовии как национальной культурной и духовной ценности. Желателен показ слайдов, иллюстраций.

2. Класс организован в группы, которые проводят предварительную подготовку по  своей теме: собирают материал, готовят презентацию или наглядное оформление своего выступления.

II модуль направлен на включение в решение реальных проблем в области патриотического, духовного, гражданского воспитания, актуальных для учащихся района, города, села, в котором они живут. Ученики разрабатывают программы и проекты:

- разработка районных, школьных, классных программ по патриотическому воспитанию и дальнейшая их реализация;

- анкетирование юношей на предмет отношения к службе в армии;

 - «Живая память» - встреча с матерями выпускников школы, находящихся на службе;

- разработка проекта по дальнейшему развитию школьного музея.

Проведения  конкурса проектов  сайта школьного виртуального музея: «Помним, храним, дорожим…», на котором размещены воспоминания ветеранов Великой Отечественной войны, которые будут собраны внуками, правнуками.

Группы работают в режиме «мозгового штурма». Каждая группа самостоятельно разрабатывает и обосновывает направления патриотического воспитания, и затем представляет проекты своих наработок.

При проведении классного часа «Урок мужества» необходимо помнить, что данное мероприятие не является разовой, проходной акцией. Классный  час «Урок мужества» встроен в систему по патриотическому, духовно-нравственному, гражданско-правовому воспитанию детей и молодежи России и Мордовии.

Обращаем ваше внимание на:

государственную программу Республики Мордовия «Развитие культуры и туризма» на 2014 – 2018 годы», в том числе на подпрограмму «Патриотическое воспитание граждан, проживающих на территории Республика Мордовия» на 2016 – 2018 годы;

государственную программу Республики Мордовия «Развитие образования в Республике Мордовия» на 2014 – 2025 годы, в том числе на подпрограмму «Духовно-нравственное воспитание детей и молодежи в Республике Мордовия на 2015-2020 годы».

Список использованной литературы.

  1. Быков А. Организационно-педагогические вопросы патриотического воспитания в школе.// Воспитание школьников. - №5, 6. – 2006.
  2. Военно-патриотическое воспитание в школе. Сборник мероприятий к празднованию Дня Победы. - Волгоград, 2005.
  3. Вырщиков А., Кусмарцев М. Патриотизм на службе России.// Воспитание школьников. - №3. – 2006.
  4. Горелик Ф.Б. Воспитывая гражданина. – М., 1986.
  5. Дереклеева Н.И. Справочник завуча. – М., 2006.
  6. Жиренко О.Е., Лапина Е.В., Киселева Т.В. Я – гражданин России! – М. 2006.
  7. Кулдашова Н.В. ,Солодкова М.В., Речкина Л. Ф. "Этот славный День Победы. 1-11 классы. Уроки мужества. Классные часы. Торжественные линейки Издательство: Учитель. 2015 г.
    Кулдашова Н.В. ,Солодкова М.В., Речкина Л. Ф. Этот славный День Победы. Система работы образовательной организации. Памятные акции, классные часы и уроки мужества, торжественные линейки и праздничные митинги, тематические мероприятия. Издательство: Учитель. 2015 г.
  8. Шепелева Т.В. Государственные символы России. Герб, флаг, гимн. Для проведения в начальной школе уроков, посвященных государственной символике России Издательство: Учитель,  2015 г.
  9. Прохорова О., Кузнецова Л. Выявление, обобщение и распространение опыта реализации гражданского становления и патриотического воспитания молодежи.// Воспитание школьников. - №3,4. – 2006.
  10. Шакурова М.В., Зеленина Е.А. Программа « Я – гражданин» // Классный руководитель. №3. – 2007.

Интернет-ресурсы.

  1. Методические материалы по проведению тематических уроков, посвященных юбилейным датам отечественной истории и культуры: Сборник / Сост.: А.В. Карташов, Ю.Г. Чиндяйкин МО РМ, МРИО. - Саранск, 2015.  http://mrio.edurm.ru/nauchno-metodicheskaya-deyatelnost/metodicheskie-rekomendatsii
  2. Воспоминания ветеранов Великой Отечественной войны, проживающих в Мордовии. http://kafioo.edurm.ru/index.php?option=com_content&view=article&id
  3. "Никто не забыт, ничто не забыто "Исследовательские работы учащихся Мордовии http://kafioo.edurm.ru/index.php?option=com_content&view=article&id
  4. Великая ложь о Великой войне. Разоблачение фальсификации истории Великой Отечественной. Автор Сергей Аксененко. http://www.hrono.ru/statii/2010/aks_vov.php
  5. Коллекция цифровых образовательных ресурсов      http://school-collection.edu.ru/
  6. История России - федеральный портал История.РФ   http://histrf.ru/
  7. Фотографии Второй мировой и Великой Отечественной войны (1939-1945) http://waralbum.ru/
  8. Я Помню. Воспоминания ветеранов ВОВ  http://iremember.ru/
  9.  Вторая Мировая каталог исторических  сайтов http://historylinks.ru/catalogue/wwii/


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

презентация для классного часа "Уроки мужества"

презентация для классных руководителей 6-9 классов....

конспект классного часа "Урок мужества" 5 класс

Цели классного часа:воспитательные·         формирование современного цивилизованного человека, гражданина и патриота своей Родины;·...

Разработка классного часа "Урок мужества"

Конспект разработан для учащихся 2-3 классов, имеющих нарушения слуха и обучающихся по общеобразовательной программе. В разработке прослеживаются основные этапы войны, имеются сообщения учеников о сво...

Презентация к классному часу "Урок мужества".

Презентация сопровождает конспект  классного часа "Урок мужества"....

Сценарий тематического классного часа "Урок мужества"

Тематический классный час "Урок мужества, посвященный 71-й годовщине Победы в Великой отечественной войне" проводился в школе для параллели 6 классов накануне празднования 9 Мая. Учащиеся 6 ...

Разработка классного часа "Урок мужества"

Тема: «Вспомним героев Великой Отечественной войны…»Провела: учитель русского языка и литературы Мушта В.И.,   МБОУ Бутурлиновская СОШЦели: развитие патриотических ч...

Презентация к классному часу "Урок мужества"

Презентация к классному часу "Урок мужества" в 5 классе...