Педагогическая рефлексия
презентация к уроку на тему
Презентация даёт некоторое предсталение о функциях и типах педагогической рефлексии.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
refleksiya2.pptx | 691.21 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Рефлексия в личностной сфере человека В личностной сфере человека рефлексия охватывает как коммуникативные процессы, так и процессы самоосмысления, самосознания: -рефлексия является гарантом позитивных межличностных контактов, определяя такие партнерские личностные качества, как проницательность, отзывчивость, терпимость, безоценочное принятие и понимание другого человека и др. (С.В.Кондратьева, В.А.Кривошеев, Б.Ф.Ломов); -рефлексия обеспечивает взаимопонимание и согласованность действий партнеров в условиях совместной деятельности, кооперации (В.А.Лефевр, Г.П.Щедровицкий);
Рефлексия в личностной сфере человека В личностной сфере человека рефлексия охватывает как коммуникативные процессы, так и процессы самоосмысления, самосознания: - рефлексия как способность человека к самоанализу, самоосмыслению и переосмыслению стимулирует процессы самосознания, обогащает "Я-концепцию" человека, является важнейшим фактором личностного самосовершенствования (А.Г.Асмолов, Р.Бернс, В.П.Зинченко); -рефлексия способствует целостности и динамизму внутренней жизни человека, помогает стабилизировать и гармонизировать свой эмоциональный мир, мобилизовать волевой потенциал, гибко управлять им (В.В.Столин, К.Роджерс).
Каковы функции рефлексии? В педагогическом процесс рефлексия выполняет следующие функции: проектировочная (проектирование и моделирование деятельности участников педагогического процесса); организаторская (организация наиболее эффективных способов взаимодействия в совместной деятельности); коммуникативная (как условие продуктивного общения участников педагогического процесса); смыслотворческая (формирование осмысленности деятельности и взаимодействия); мотивационная (определение направленности совместной деятельности участников педагогического процесса на результат); коррекционная (побуждение к изменению во взаимодействии и деятельности).
Что понимают под рефлексивными умениями? Структура деятельности Рефлексивные умения Цель деятельности Оценить требования к идеалу (норме) с аксиологических позиций; оценить поставленную цель на основе диагноза – анализа – прогноза; корректировать цель в соответствии с ценностными требованиями к деятельности Способы деятельности Оценить логические пути деятельности; оценить логические возможности деятельности; проявить готовность к пересмотру своих действий Результат деятельности Оценить эффективность своей деятельности; прогнозировать конечный результат своей деятельности; оценить значимость продукта деятельности, исходя из внутренних и внешних критериев качества; принять ответственность за свою деятельность
Для чего следует использовать в педагогической деятельности технологии организации рефлексивной деятельности? Использование технологий организации рефлексивной деятельности в педагогической деятельности позволяет преподавателю проводить : анализ и оценку деятельности учащихся с разных позиций; своей деятельности с точки зрения учащихся; определять новые направления в организации эффективного взаимодействия на учебных занятиях с целью включения самих учащихся в активную деятельность .
Какие виды (типы) рефлексии рассматриваются в современной педагогике? Отсутствие единого подхода к пониманию и изучению феномена рефлексии предполагает построение различных классификаций. 1. Кооперативная рефлексия имеет прямое отношение к психологии управления, педагогике, проектированию, спорту. Психологические знания данного типа рефлексии обеспечивают, в частности, проектирование коллективной деятельности и кооперацию совместных действий субъектов деятельности . 2. Коммуникативная рефлексия рассматривается в исследованиях социально-психологического и инженерно-психологического плана в связи с проблемами социальной перцепции и эмпатии в общении. Она выступает как важнейшая составляющая развитого общения и межличностного восприятия, которая характеризуется А .А.Бодалевым как специфическое качество познания человека человеком .
Какие виды (типы) рефлексии рассматриваются в современной педагогике? 3. Личностная рефлексия исследует собственные поступки субъекта, образы собственного Я как индивидуальности. С.Ю. Степанов и И . Н. Семенов выделяют несколько этапов осуществления личностной рефлексии: переживание тупика и осмысление задачи, ситуации как не решаемой ; апробирование личностных стереотипов (шаблонов действия) и их дискредитация; переосмысление личностных стереотипов, проблемно-конфликтной ситуации и самого себя в ней заново . Предметом интеллектуальная рефлексии являются знания об объекте и способы действия с ним. Интеллектуальная рефлексия рассматривается преимущественно в педагогической и инженерной психологии в связи с проблемами организации когнитивных процессов переработки информации и разработки средств обучения решению типовых задач.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Педагогические технологии и рефлексия
Педагогическая технология – это совокупность, специальный набор форм, методов, способов, приемов обучения и воспитательных средств, системно используемых в образовательном процессе, на основе пс...
Рефлексия собственной педагогической деятельности учителя
Рефлексия – форма деятельности человека, направленная на осмысление своих собственных действий и их законов....
Применение рефлексии в образовательном процессе. Учебно-познавательная деятельность и психолого-педагогические условия её организации.
Один из принципов развивающего обучения – принцип активности и сознательности. Ребенок может быть активен, если осознает цель учения, его необходимость, если каждое его де...
Педагогическая рефлексия
Процесс и результат фиксирования субъектами (участниками педагогического процесса) состояния своего развития, саморазвития и причин этого....
Выступление "Особенности педагогической рефлексии. Рекомендации"
В материале выступления на методическом объединении учителей гуманитарно - эстетического и математического цикла представлены практические рекомендации педагогам по осуществлению рефлексии педагогичес...
Педагогическая рефлексия как основа деятельности учителя
Выступление на педсовете...
Педагогическая рефлексия как условие эффективности педагогической деятельностиМетодические рекомендации по организации рефлексии на уроках химии.
Методические рекомендации по организции рефлексии на уроках химии....