Выступление "Особенности педагогической рефлексии. Рекомендации"
материал

Егорова Тамара Николаевна

В материале выступления на методическом объединении учителей гуманитарно - эстетического и математического цикла представлены практические рекомендации педагогам по осуществлению рефлексии педагогической деятельности и конструктивному взаимодействию с обучающимися. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vystuplenie_na_metodobedinenii_mart_2016g.docx21.61 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: Особенности педагогической рефлексии. Рекомендации

Март 2015г.

   Мое небольшое сообщение будет носить информационный характер. Мне бы хотелось, чтобы частичка полученной сегодня информации стала бы для Вас полезной и применяемой в профессиональной деятельности или вообще в жизни.

Мне бы хотелось остановиться на двух важных понятиях для педагога – рефлексия и взаимодействие.

   Перед началом нашей работы я попрошу Вас оценить по семибальной шкале степень вашей усталости, активности и интереса к происходящему.  Это анонимно, мы вернемся к результатам чуть позже, когда будем говорить о рефлексии.

    Каждый из нас понимает, что первоочередная задача педагогов, работающих с детьми с ограниченными возможностями здоровья заключается в том, чтобы в каждом обучающемся с учетом его особенностей и возможностей воспитать и развить его лучшие качества, которые помогут ему в будущем успешно адаптироваться в обществе, взаимодействовать с окружающими.

   Каждый из нас имеет большой педагогический опыт, владеет формами и методами работы, которые позволяют формировать у каждого обучающегося полезные социальные умения и навыки. И именно здесь появляется необходимость оценить практическую полезность формируемых знаний, умений и навыков, т.е. сможет ли обучающийся применить их в будущем или они ему совсем не понадобятся. А также то, насколько выбранные формы и методы работы помогут нам сформировать необходимые умения и навыки.

   Возможно для достижения положительного результата нет необходимости кардинально менять формы и методы работы, а лишь необходимо дополнить и расширить, оценив их с точки зрения возможности сформировать у обучающихся полезные практические навыки и умения.

   Учитывая особенности обучающихся с нарушением интеллекта для успешного формирования и закрепления полученных умений и навыков лучше использовать наглядность и практическую деятельность. Им лучше показать и несколько раз предложить выполнить необходимые для этого действия, чем  рассказывать, КАК это сделать и что получится.

   Практический пример комплексных коррекционно – развивающих занятий для обучающихся со сложной структурой дефекта. Примеры используемых упражнений для развития конкретных навыков, полезных для взаимодействия с окружающими.

Обсуждение. Обмен опытом работы.

  Для наиболее эффективной организации воспитательного процесса, подбора оптимальных средств, методов и форм работы, взаимодействия с учащимися и коллегами важным является рефлексия.

   В кратком психологическом словаре понятие рефлексии дается так: рефлексия (от лат.reflexio – отражение) – процесс самопознания человеком внутренних психических актов и состояний. Рефлексия – это не только самопонимание, самопознание. Она включает такие процессы как понимание и оценка другого. Отрефлексировать что –то – это значит «пережить», «пропустить» через свой внутренний мир, «оценить».

   Педагогическая рефлексия – это способность педагога анализировать свою воспитательную деятельность и прогнозировать результаты ее влияния на ребенка.

   Рефлексирующий педагог – это думающий, анализирующий, исследующий свой опыт педагог. Как сказал Д.Дьюи «вечный ученик своей профессии».

   Рефлексивно думать для педагога – значит: сначала попытаться понять, кем является другой человек – ребенок. Затем представить, какими могут быть перспективы его развития и обучения. Важно, что в сознании педагога рефлексивно отображается не только ребенок, но и действия, которые педагог предпринимает по отношению к нему. Панораму рефлексии педагога составляют также условия, на фоне которых происходит его взаимодействие с ребенком, чувства и переживания, сопровождающие этот процесс.

    Значение и важность рефлексии бесспорны, но часто в силу личностных особенностей, стереотипов восприятия ситуации, временного дефицита воспринимаем ситуацию стандартно, анализируем также стандартно часто с позиции собственной правоты. Соответственно это может негативно влиять на разрешение различных ситуаций и выбора форм работы.

   То, что мы сделали вначале встречи, это тоже рефлексия, личностная рефлексия. Вы обратились к себе и оценили свое состояние и настрой на работу (активность и интерес).

Анализ: Вы можете посмотреть и выявить определенные зависимости (высокая степень усталости и соответственно низкий уровень активности и интереса) и проанализировать свое состояние, определить причины и попытаться что – то изменить (например: снизить нагрузку).

   Личностная рефлексия – осмысление собственного сознания и своих действий, самопознание.

Личностная рефлексия не менее важна педагогической т.к. именно она позволяет оценить нам собственное состояние, настроение. А наш настрой и состояние, с которым мы приходим – выражение лица, тон которым мы общаемся и т.д., оказывают влияние на взаимодействие с детьми и восприятие ситуации.  Одна и та же или похожая ситуация, поступок обучающегося может «вывести из себя», а при другом состоянии и настрое мы отнесемся к этому более спокойно.

Возможно, отрефлексировав свое состояние заранее (перед встречей с детьми) вы сможете понять причины возникновения переживаний, «проработать» свои чувства и в идеале встретить обучающихся в несколько ином настрое.

   Рефлексирующему педагогу удается эффективнее не только подбирать соответствующие ЦЕЛИ методы и формы работы, но и конструктивно (эффективно) взаимодействовать с окружающими.

   Эффективное (конструктивное) взаимодействие. Каковы критерии этого взаимодействия? Что это – умение влиять на людей, неизменно добиваться своих целей в любом общении, быть постоянно корректным и уступчивым, избегать конфликтов или что – то другое?

Томас Гордон (американский психотерапевт) определил, что эффективным является такое взаимодействие, которое повышает или по крайней мере не снижает самоуважение каждого из партнеров.

Т.е  эффективное взаимодействие предусматривает опору на положительно в ребенке. В каждом самом плохом ребенке есть положительное, но если ему постоянно указывать на то, что у него все плохо, он примет ситуацию. Раз все знают, что я плохой зачем тогда стараться стать лучше.

Предлагаю разделиться на группы и выполнить следующее упражнение. Выберите из своих учеников самого хулиганистого, неуправляемого, грубого, непослушного и попытайтесь охарактеризовать его, при этом обязательно НАЙТИ   И   ВЫДЕЛИТЬ хотя – бы несколько положительных черт, качеств.

Выполнение и анализ упражнения

   При конструктивном взаимодействии важно не показывать обучающемуся, что он не прав и плохой. А выражать свое отношение к его конкретному поступку.

   Томас Гордон сделал примечательное наблюдение: оказывается большинство используемых взрослыми замечаний – это «Ты – замечание», т.е. они либо содержит в себе местоимения, либо оно предполагается:

Например: «Прекрати это!», звучит как «Ты прекратишь это?»

«Ты можешь сделать это если постараешься».

«Ты – замечание» ничего не говорит о педагоге. Если учитель скажет, что он чувствует, когда ученик ведет себя плохо, замечание меняет форму и превращается из «Ты – замечания» в «Я – замечание».

Например: «Меня расстраивает этот шум».

«Я – замечание» пробуждает ответственность. Оно передает истинное положение вещей, не содержит осуждения, не причиняет обиду, не вызывает защитную реакцию.

 Ребенок свободен и его энергия направляется не на то, чтобы обижаться, оправдываться, злиться, а  на то, чтобы проявить внимание и заботу и исправить ситуацию. С точки зрения Т. Гордона «Я – замечание» не портит доброжелательных отношений и несет  в себе высокую вероятность того, что обучающийся захочет исправить свое поведение.

«Я – замечание» состоит из трех частей и составляется следующим образом:

I часть которого составляет бесстрастное описание неприемлемого поведения ребенка или ситуации, вызывающей напряжение. Оно не содержит обвинения и осуждения, а лишь фиксирует то, что неприемлемо. Обычно оно начинается с «когда», это дает  ребенку возможность понять, что имеется ввиду конкретная ситуация.

Например: «Когда меня прерывают…» или «Когда во время объяснения отвлекаются…»

II часть в ней отмечается, как именно на взрослого действует поведение или поступок ребенка, какие чувства вызывает.

Например: «Когда меня обманывают, я очень расстраиваюсь …»  и далее в

III части педагогом высказывается пожелание, чего он хотел бы от ученика, каким бы хотел видеть его поведение.

Например: «Когда меня обманывают, я очень расстраиваюсь, мне бы хотелось получить извинения» 

Участникам предлагается выбрать ситуацию и сформулировать «Я – высказывание»

Обсуждение

   Благоприятно на учебно – воспитательный процесс влияет эффективное взаимодействие осуществляемое не только с обучающимися, но и между всеми участниками образовательного процесса. Психологическая служба, как одна из структур образовательного учреждения всегда готова и рада взаимодействию.

Притча о воспитании


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Выступление на педагогическом совете «Возрастные особенности подростков. Рекомендации педагогам.»

Ученики помнят и любят своих учителей не столько за усвоенный благодаря им учебный материал, сколько за их отношение, умение вдохновить и воодушевить, привить любовь к предмету и к знаниям вообще, за...

Выступление на педагогическом совете "Особенности индивидуального подхода к организации исследовательской деятельности учащихся 5 - 6 классов".

Особенности индивидуального подхода к организации исследовательской деятельности учащихся 5 - 6 классов....

Выступление на педагогическом совете по теме "Особенности подготовки к ЕГЭ по обществознанию"

Материал включает в себя текст выступления на педагогическом совете, посвящённом подготовке учащихся школы к ЕГЭ и презентационное сопровождение к нему....

Выступление на педагогическом совете «Возрастные особенности подростков. Рекомендации педагогам.»

Выступление на педагогическом совете  «Возрастные особенности подростков. Рекомендации педагогам.»...

Выступление на педагогическом совете по теме: «Психологические особенности учащихся разных возрастных групп»

Чтобы достигнуть высокой эффективности урока, следует учитывать физиологические и психологические особенности детей, предусматривать такие виды работы, которые снимали бы  усталость. Первые...

Выступление на педагогических чтениях:"Рефлексия как обязательный этап урока в условиях реализации ФГОС в начальной школе".

В структуре урока, соответствующего требованиям ФГОС, рефлексия является обязательным этапом урока....