Выступление "Особенности педагогической рефлексии. Рекомендации"
материал
В материале выступления на методическом объединении учителей гуманитарно - эстетического и математического цикла представлены практические рекомендации педагогам по осуществлению рефлексии педагогической деятельности и конструктивному взаимодействию с обучающимися.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vystuplenie_na_metodobedinenii_mart_2016g.docx | 21.61 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема: Особенности педагогической рефлексии. Рекомендации
Март 2015г.
Мое небольшое сообщение будет носить информационный характер. Мне бы хотелось, чтобы частичка полученной сегодня информации стала бы для Вас полезной и применяемой в профессиональной деятельности или вообще в жизни.
Мне бы хотелось остановиться на двух важных понятиях для педагога – рефлексия и взаимодействие.
Перед началом нашей работы я попрошу Вас оценить по семибальной шкале степень вашей усталости, активности и интереса к происходящему. Это анонимно, мы вернемся к результатам чуть позже, когда будем говорить о рефлексии.
Каждый из нас понимает, что первоочередная задача педагогов, работающих с детьми с ограниченными возможностями здоровья заключается в том, чтобы в каждом обучающемся с учетом его особенностей и возможностей воспитать и развить его лучшие качества, которые помогут ему в будущем успешно адаптироваться в обществе, взаимодействовать с окружающими.
Каждый из нас имеет большой педагогический опыт, владеет формами и методами работы, которые позволяют формировать у каждого обучающегося полезные социальные умения и навыки. И именно здесь появляется необходимость оценить практическую полезность формируемых знаний, умений и навыков, т.е. сможет ли обучающийся применить их в будущем или они ему совсем не понадобятся. А также то, насколько выбранные формы и методы работы помогут нам сформировать необходимые умения и навыки.
Возможно для достижения положительного результата нет необходимости кардинально менять формы и методы работы, а лишь необходимо дополнить и расширить, оценив их с точки зрения возможности сформировать у обучающихся полезные практические навыки и умения.
Учитывая особенности обучающихся с нарушением интеллекта для успешного формирования и закрепления полученных умений и навыков лучше использовать наглядность и практическую деятельность. Им лучше показать и несколько раз предложить выполнить необходимые для этого действия, чем рассказывать, КАК это сделать и что получится.
Практический пример комплексных коррекционно – развивающих занятий для обучающихся со сложной структурой дефекта. Примеры используемых упражнений для развития конкретных навыков, полезных для взаимодействия с окружающими.
Обсуждение. Обмен опытом работы.
Для наиболее эффективной организации воспитательного процесса, подбора оптимальных средств, методов и форм работы, взаимодействия с учащимися и коллегами важным является рефлексия.
В кратком психологическом словаре понятие рефлексии дается так: рефлексия (от лат.reflexio – отражение) – процесс самопознания человеком внутренних психических актов и состояний. Рефлексия – это не только самопонимание, самопознание. Она включает такие процессы как понимание и оценка другого. Отрефлексировать что –то – это значит «пережить», «пропустить» через свой внутренний мир, «оценить».
Педагогическая рефлексия – это способность педагога анализировать свою воспитательную деятельность и прогнозировать результаты ее влияния на ребенка.
Рефлексирующий педагог – это думающий, анализирующий, исследующий свой опыт педагог. Как сказал Д.Дьюи «вечный ученик своей профессии».
Рефлексивно думать для педагога – значит: сначала попытаться понять, кем является другой человек – ребенок. Затем представить, какими могут быть перспективы его развития и обучения. Важно, что в сознании педагога рефлексивно отображается не только ребенок, но и действия, которые педагог предпринимает по отношению к нему. Панораму рефлексии педагога составляют также условия, на фоне которых происходит его взаимодействие с ребенком, чувства и переживания, сопровождающие этот процесс.
Значение и важность рефлексии бесспорны, но часто в силу личностных особенностей, стереотипов восприятия ситуации, временного дефицита воспринимаем ситуацию стандартно, анализируем также стандартно часто с позиции собственной правоты. Соответственно это может негативно влиять на разрешение различных ситуаций и выбора форм работы.
То, что мы сделали вначале встречи, это тоже рефлексия, личностная рефлексия. Вы обратились к себе и оценили свое состояние и настрой на работу (активность и интерес).
Анализ: Вы можете посмотреть и выявить определенные зависимости (высокая степень усталости и соответственно низкий уровень активности и интереса) и проанализировать свое состояние, определить причины и попытаться что – то изменить (например: снизить нагрузку).
Личностная рефлексия – осмысление собственного сознания и своих действий, самопознание.
Личностная рефлексия не менее важна педагогической т.к. именно она позволяет оценить нам собственное состояние, настроение. А наш настрой и состояние, с которым мы приходим – выражение лица, тон которым мы общаемся и т.д., оказывают влияние на взаимодействие с детьми и восприятие ситуации. Одна и та же или похожая ситуация, поступок обучающегося может «вывести из себя», а при другом состоянии и настрое мы отнесемся к этому более спокойно.
Возможно, отрефлексировав свое состояние заранее (перед встречей с детьми) вы сможете понять причины возникновения переживаний, «проработать» свои чувства и в идеале встретить обучающихся в несколько ином настрое.
Рефлексирующему педагогу удается эффективнее не только подбирать соответствующие ЦЕЛИ методы и формы работы, но и конструктивно (эффективно) взаимодействовать с окружающими.
Эффективное (конструктивное) взаимодействие. Каковы критерии этого взаимодействия? Что это – умение влиять на людей, неизменно добиваться своих целей в любом общении, быть постоянно корректным и уступчивым, избегать конфликтов или что – то другое?
Томас Гордон (американский психотерапевт) определил, что эффективным является такое взаимодействие, которое повышает или по крайней мере не снижает самоуважение каждого из партнеров.
Т.е эффективное взаимодействие предусматривает опору на положительно в ребенке. В каждом самом плохом ребенке есть положительное, но если ему постоянно указывать на то, что у него все плохо, он примет ситуацию. Раз все знают, что я плохой зачем тогда стараться стать лучше.
Предлагаю разделиться на группы и выполнить следующее упражнение. Выберите из своих учеников самого хулиганистого, неуправляемого, грубого, непослушного и попытайтесь охарактеризовать его, при этом обязательно НАЙТИ И ВЫДЕЛИТЬ хотя – бы несколько положительных черт, качеств.
Выполнение и анализ упражнения
При конструктивном взаимодействии важно не показывать обучающемуся, что он не прав и плохой. А выражать свое отношение к его конкретному поступку.
Томас Гордон сделал примечательное наблюдение: оказывается большинство используемых взрослыми замечаний – это «Ты – замечание», т.е. они либо содержит в себе местоимения, либо оно предполагается:
Например: «Прекрати это!», звучит как «Ты прекратишь это?»
«Ты можешь сделать это если постараешься».
«Ты – замечание» ничего не говорит о педагоге. Если учитель скажет, что он чувствует, когда ученик ведет себя плохо, замечание меняет форму и превращается из «Ты – замечания» в «Я – замечание».
Например: «Меня расстраивает этот шум».
«Я – замечание» пробуждает ответственность. Оно передает истинное положение вещей, не содержит осуждения, не причиняет обиду, не вызывает защитную реакцию.
Ребенок свободен и его энергия направляется не на то, чтобы обижаться, оправдываться, злиться, а на то, чтобы проявить внимание и заботу и исправить ситуацию. С точки зрения Т. Гордона «Я – замечание» не портит доброжелательных отношений и несет в себе высокую вероятность того, что обучающийся захочет исправить свое поведение.
«Я – замечание» состоит из трех частей и составляется следующим образом:
I часть которого составляет бесстрастное описание неприемлемого поведения ребенка или ситуации, вызывающей напряжение. Оно не содержит обвинения и осуждения, а лишь фиксирует то, что неприемлемо. Обычно оно начинается с «когда», это дает ребенку возможность понять, что имеется ввиду конкретная ситуация.
Например: «Когда меня прерывают…» или «Когда во время объяснения отвлекаются…»
II часть в ней отмечается, как именно на взрослого действует поведение или поступок ребенка, какие чувства вызывает.
Например: «Когда меня обманывают, я очень расстраиваюсь …» и далее в
III части педагогом высказывается пожелание, чего он хотел бы от ученика, каким бы хотел видеть его поведение.
Например: «Когда меня обманывают, я очень расстраиваюсь, мне бы хотелось получить извинения»
Участникам предлагается выбрать ситуацию и сформулировать «Я – высказывание»
Обсуждение
Благоприятно на учебно – воспитательный процесс влияет эффективное взаимодействие осуществляемое не только с обучающимися, но и между всеми участниками образовательного процесса. Психологическая служба, как одна из структур образовательного учреждения всегда готова и рада взаимодействию.
Притча о воспитании
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Выступление на педагогическом совете «Возрастные особенности подростков. Рекомендации педагогам.»
Ученики помнят и любят своих учителей не столько за усвоенный благодаря им учебный материал, сколько за их отношение, умение вдохновить и воодушевить, привить любовь к предмету и к знаниям вообще, за...
Выступление на педагогическом совете "Особенности индивидуального подхода к организации исследовательской деятельности учащихся 5 - 6 классов".
Особенности индивидуального подхода к организации исследовательской деятельности учащихся 5 - 6 классов....
Выступление на педагогическом совете по теме "Особенности подготовки к ЕГЭ по обществознанию"
Материал включает в себя текст выступления на педагогическом совете, посвящённом подготовке учащихся школы к ЕГЭ и презентационное сопровождение к нему....
Выступление на педагогическом совете «Возрастные особенности подростков. Рекомендации педагогам.»
Выступление на педагогическом совете «Возрастные особенности подростков. Рекомендации педагогам.»...
Выступление на педагогическом совете по теме: «Психологические особенности учащихся разных возрастных групп»
Чтобы достигнуть высокой эффективности урока, следует учитывать физиологические и психологические особенности детей, предусматривать такие виды работы, которые снимали бы усталость. Первые...
Педагогическая рефлексия как условие эффективности педагогической деятельностиМетодические рекомендации по организации рефлексии на уроках химии.
Методические рекомендации по организции рефлексии на уроках химии....
Выступление на педагогических чтениях:"Рефлексия как обязательный этап урока в условиях реализации ФГОС в начальной школе".
В структуре урока, соответствующего требованиям ФГОС, рефлексия является обязательным этапом урока....