СОВРЕМЕННЫЕ ПОДХОДЫ К ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ С ДЕТЬМИ, ИМЕЮЩИМИ ОСОБЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ПОТРЕБНОСТИ
статья на тему

Грезнева Ольга Васильевна

Национальная   образовательная  инициатива   «Наша новая школа», целью которой является модернизация и развитие системы общего образования страны, предусматривает и модернизацию образования детей с ограниченными возможностями здоровья.                                                                           «Новая школа – это школа для всех. В любой школе будет обеспечиваться успешная социализация детей с ограниченными возможностями здоровья, детей-инвалидов, детей, оставшихся без попечения родителей, находящихся в трудной жизненной ситуации». 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл grezneva_o.v.statya.docx24.7 КБ

Предварительный просмотр:

СОВРЕМЕННЫЕ ПОДХОДЫ К ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

С ДЕТЬМИ, ИМЕЮЩИМИ ОСОБЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ПОТРЕБНОСТИ

    Национальная   образовательная  инициатива   «Наша новая школа», целью которой является модернизация и развитие системы общего образования страны, предусматривает и модернизацию образования детей с ограниченными возможностями здоровья.                                                                           «Новая школа – это школа для всех. В любой школе будет обеспечиваться успешная социализация детей с ограниченными возможностями здоровья, детей-инвалидов, детей, оставшихся без попечения родителей, находящихся в трудной жизненной ситуации». [1].                                                                             В настоящее время происходит дифференциация понятия «ограниченные возможности здоровья», выделяется такой термин,  «как особые образовательные потребности». Особыми можно назвать образовательные потребности одаренных детей, детей с нарушениями в поведении, педагогически запущенных детей,  леворуких  детей, детей с инвалидностью,  нуждающихся  в индивидуальных образовательных маршрутах.    

    Включение детей с особыми образовательными потребностями в образовательный процесс в школах общего типа  – это сравнительно новый подход для российского образования. Такой подход терминологически связан с процессом, который называется инклюзия в образовании, и, соответственно, образование в русле этого подхода – инклюзивное образование.  Впервые принципы инклюзивного образования на международном уровне были зафиксированы в Саламанкской декларации в 1994 году. На конференции в Саламанке (Испания) прозвучала идея «Школы для всех». Один из тезисов декларации: лица, имеющие особые потребности в области образования, должны иметь доступ к обучению в обычных школах, а школы, в свою очередь, должны создать для этого соответствующие условия. Инклюзивное образование ориентировано на то, что все дети, несмотря на свои физические, психические, интеллектуальные и иные особенности, включены в общую систему образования - они обучаются и воспитываются вместе со своими сверстниками по месту жительства в массовой общеобразовательной школе, где учитываются их особые образовательные потребности и оказывается необходимая специальная поддержка.

Таким образом, одной из важнейших проблем современной педагогики является поиск путей поддержки и сопровождения детей с особыми потребностями, позволяющими обеспечить доступность получения ими качественного образования.                                                                             

   Образование детей с различными вариантами особых образовательных потребностей для нашей страны является  инновационным.                                                               Для обеспечения качественного образования детей с особыми образовательными потребностями необходимы следующие направления работы:                                                                                                                              1.Создание в условиях образовательного учреждения среды для проявления  и развития  способностей каждого  ребенка.                                                         2.Организация работы с одаренными  детьми.                                                3.Организация и проведение  олимпиад и конкурсов  школьников.        4.Создание системы дополнительного образования по созданию условий для проявления  и развития  способностей каждого  ребенка.                                           5.Учет  внеучебных достижений обучающихся - портфолио.                                        6.Дистанционное обучение  как возможность освоения программ обучения школьниками независимо от места проживания.                                                   7.Дистанционное обучение детей-инвалидов.

8. Информационно-коммуникационные технологии и Интернет-технологии как фактор повышения доступности качественного.

Особое место среди других детей занимают одаренные дети. Их результаты в обучении становятся достоянием для всей школы, приносят школе успех, повышают ее рейтинг среди других учебных заведений.

Одаренный ребенок - это ребенок, который выделяется яркими, очевидными, иногда выдающимися достижениями (или имеет внутренние предпосылки для таких достижений) в том или ином виде деятельности.  

Основные  характеристики одаренности:                                                                                                        - высокий уровень развития способностей, являющихся системообразующими для того или иного типа одаренности;                                                                         - высокая мотивация  к той или иной деятельности;                                                                   - высокий уровень креативности (способности к творчеству).

Наличие у ребенка даже одного из трех качеств  свидетельствует  о его одаренности!

В своем послании  к Федеральному собранию Дмитрий Медведев отметил: "Необходимо   создать  общенациональную систему поиска и поддержки талантливых детей. Возможность развивать свои способности уже с раннего возраста должны иметь все, вне зависимости от уровня доходов, социального положения родителей и места жительства семей».

При работе с одаренными детьми необходимо знать, что они обладают особым типом обучаемости, он может проявляться, как в более высокой скорости и легкости в обучении, по сравнению с другими детьми, так и в замедленном темпе обучения. Каждый учитель способен разглядеть одаренного ребенка и создать индивидуальную программу работы с ним, которая привела бы к развитию, а не угасанию его природных задатков.

Результатами работы с одаренными детьми является увеличение призовых мест на олимпиадах, конкурса, научно-практических конференциях.

В нашей стране в течение 5 лет выпускается энциклопедия «Одаренные дети – будущее России».

В настоящее время в нашей стране применяется три ведущих варианта обучения одаренных детей:

 – раздельное обучение (специальные образовательные учреждения для одаренных детей),

- совместно-раздельное обучение – специальные группы (классы) для одаренных детей в традиционном  образовательном учреждении,

- совместное обучение – обучение одаренных вместе со сверстниками.

В соответствии с требованиями ФГОС нового поколения особую значимость с одарёнными детьми  приобретает внеурочная деятельность по различным направлениям. Способствуют этому различные модели организации внеурочной деятельности в школе: проектная, исследовательская деятельность, кружковая работа, предметные недели и декады.

Сегодня  расширилась система олимпиад и конкурсов школьников,  различного рода ученических конференций и семинаров, отрабатываются механизмы учета индивидуальных достижений обучающихся (ученические портфолио). Все эти виды и формы работы способствуют поддержке и сопровождению одарённых детей.

    Не секрет, что компьютер, в последнее время занимает одно из главных мест в жизни детей. Именно за ним они проводят большую часть свободного времени. Причем дети с особыми образовательными потребностями очень часто опережают своих сверстников в овладении данным видом деятельности, так как подчас компьютер является единственной возможностью не отличаться от других детей. Использование информационных коммуникативных технологий (ИКТ) позволяет повысить интерес и мотивацию учащихся к занятиям.    В отличие от обычных технических средств обучения ИКТ позволяют не только насытить обучающегося большим количеством готовых, строго отобранных, соответствующим образом организованных знаний, но и развивать интеллектуальные творческие способности учащихся, их умение самостоятельно приобретать новые знания, работать с различными источниками информации. В своей работе использую следующие ИКТ: тестовые программы,  развивающие игры, специализированные программы, презентации,  программу «Отличник», «Программу для проверки техники чтения».
На занятиях по изучению новой лексической темы  использую различные презентации, которые позволяют увидеть предмет в различных ракурсах, услышать звуки, издаваемые животными. Использование презентаций вносит в занятие новизну, повышает заинтересованность ребят, позволяет задействовать сразу несколько каналов для восприятия и переработки информации. Для закрепления знаний или их проверки хорошо подходят разнообразные тесты, благодаря которым ребенок видит, что его оценивает не учитель, а машина незаинтересованная и беспристрастная. К примеру, программа «Отличник» не только выставляет оценки, но и показывает ребятам ошибки, исправляет их, а также показывает правило, знание которого поможет их избежать. 
Существует много специализированных компьютерных программ, предназначенных для коррекции различных речевых нарушений, использование которых требует специального оборудования и программного обеспечения  недоступного обычным пользователям. На этапах постановки и автоматизации звука использую программы, позволяющие видеть на экране монитора силу выдыхаемой воздушной струи, длительность и правильность произношения звука. Программы для проверки скорости чтения позволяют ребенку самостоятельно контролировать собственный результат. 
Использование обычных, развивающих игр позволяет заметно повысить результативность обучения детей. Так, на своих занятиях,  использую игры, направленные на развитие навыка чтения, орфографической зоркости, формирование пространственной ориентировки, развитие памяти и логического мышления. 
Большую помощь в организации работы по поддержке и сопровождении детей с особыми образовательными  потребностями  оказывает
интерактивная доска.  Благодаря размерам интерактивной доски изображения видны всему классу, а это, в свою очередь, – способ сосредоточить и удерживать внимание школьников, у которых процессы возбуждения и торможения не уравновешены. Интерактивная доска не только побуждает детей к активной коллективной работе, но и помогает донести материал до каждого ребенка в классе.                                               Благодаря современным интерактивным технологиям занятия превращаются в захватывающее учебное приключение, где даже мы, педагоги, вместе с детьми с удовольствием отправляемся, то в увлекательное путешествие по вселенной, то окунаемся в бездонные просторы океана. Работа с интерактивной доской становится продолжением игры, сопровождаемой звуковыми и видеоэффектами. Использование различных «волшебных» маркеров развивает не только логику, творческое мышление, моторику и координацию ребенка, но и позволяет ему вернуться назад, посмотреть, где были допущены ошибки, проанализировать свою работу.
Безусловно, ИКТ занимают огромное место в современном мире, и моей целью является:
• развивать и формировать у ребёнка нарушенные функции; 
• рационально организовывать познавательную деятельность школьников в ходе учебно-воспитательного процесса; 
• использовать компьютеры с целью индивидуализации учебного процесса; 
• использовать принципиально новые познавательные средства; 
• охватить обучением одновременно значительное количество учащихся, обеспечив высокое качество подготовки; 
• применять в практической деятельности приобретаемые знания и навыки по мере их освоения; 
• последовательно отслеживать уровень знаний и приобретённых навыков; 
Однако, преследуя эту цель,  строго соблюдаю охранительный педагогический режим, дозировку нагрузки.

Одной из эффективнейших форм обучения детей с ограниченными возможностями здоровья является система дистанционного обучения. Применение компьютерной техники позволяет оптимизировать педагогический процесс, индивидуализировать обучение детей с нарушениями развития и значительно повысить эффективность любой деятельности.

«Дистанционное обучение – это целенаправленный процесс интерактивного взаимодействия преподавателей и учащихся в информационно-образовательном пространстве с помощью ИКТ, при котором процессы преподавания и учения разделены в пространстве и во времени». [3].

Дистанционное образование дает детям с особыми образовательными потребностями возможность получить качественное образование; реализовать себя и свои потребности; предоставляет равные возможности для получения образования независимо от места проживания, состояния здоровья, социального положения; позволяет учащемуся выбрать удобное время и темп обучения, а также выстроить собственный образовательный маршрут; обеспечивает широкий доступ к образовательным ресурсам; создает условия и предоставляет средства, необходимые для самообучения; способствует обеспечению культурного развития, социализации детей, дает возможность каждому ребенку с ограниченными возможностями найти оптимальный для себя способ успешной адаптации в жизни. Работа с сайтом  предоставляет учителю возможность не только разместить необходимую теоретическую и практическую информацию, но и создать яркие, хорошо читаемые, красиво оформленные документы. Всё это облегчает восприятие и понимание изучаемого материала. У обучающихся развиваются умения, формирующие языковую компетенцию:  извлекать информацию из различных источников, строить схемы, используя теоретический материал, свободно пользоваться справочной литературой, лингвистическими словарями, проводить различные виды анализа языковых единиц.  Динстанционное образование   позволяет индивидуализировать и дифференцировать процесс обучения;  осуществлять оперативный  контроль с диагностикой ошибок и с обратной связью; визуализировать учебную информацию; развивать наглядно-образный, теоретический вид мышления; повышать мотивацию учащихся к изучению предмета, формировать культуру познавательной деятельности.

Таким образом, использование дистанционных технологий в обучении позволяет детям с ограниченными возможностями получить современное, качественное образование, даёт возможность успешно подготовиться к сдаче итоговой аттестации и Единому государственному экзамену по предмету, получить документ об окончании среднего учебного заведения государственного образца, определиться с выбором будущей профессии. Дистанционное обучение позволяет ребятам расширить круг своего общения, находить друзей и единомышленников, способствует раскрытию творческого и интеллектуального потенциала учащихся. Все эти преимущества открывают перед дистанционным образованием огромные перспективы и позволяют нам утверждать, что за дистанционным образованием будущее.

Получение детьми с особыми образовательными потребностями образования является одним из основных и неотъемлемых условий их успешной социализации, обеспечения их полноценного участия в жизни общества, эффективной самореализации в различных видах профессиональной и социальной деятельности.

Таким образом, проблема педагогической деятельности с различными категориями детей, имеющих особые образовательные потребности, является актуальной, носит инновационный характер.

Литература

1.        Национальная образовательная инициатива "Наша новая школа" http://mon.gov.ru/dok/akt/6591/

2.        Ибрагимов И.М. Информационные технологии и средства дистанционного обучения / Под ред. А.Н. Ковшова. М.: Издательский центр «Академия», 2005. – 336 с

3.        Иванова Е.О., Осмоловская И.М. Теория обучения в информационном обществе. – М.:  Просвещение, 2011. – 190 с.

4.        Трайнев В. А., Гуркин В.Ф., Трайнев О.В. Дистанционное обучение  и его развитие. – М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К°», 2007. – 294 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Инновационные формы и технологии коррекционной и реабилитационной работы с детьми, имеющими особые образовательные потребности.

Здоровье – важнейший фактор работоспособности и гармоничного развития человеческого,  а особенно детского организма.   Проблема сохранения и развития здоровья в...

Инновационные формы и технологии коррекционной и реабилитационной работы с детьми, имеющими особые образовательные потребности.

Здоровье – важнейший фактор работоспособности и гармоничного развития человеческого,  а особенно детского организма.   Проблема сохранения и развития здоровья в...

Технология работы с детьми, имеющими особые образовательные потребности.

К категории детей с особыми образовательными потребностями относятся: неслышащие (глухие), слабослышащие, незрячие, слабовидящие, дети с нарушениями речи, с нарушениями опорно-двигательного аппарата, ...

Хореографическое творчество как интересный педагогический опыт коррекционной деятельности с детьми с особыми образовательными потребностями

В материале представлен педагогический опыт коррекционной деятельности с детьми с особыми образовательными потребностями...

«Работа с детьми, имеющими особые образовательные потребности как фактор повышения качества образования».

laquo;Работа с детьми, имеющими особые образовательные потребности как фактор повышения качества образования»....