ВОСПИТАТЕЛЬНЫЙ ПОТЕНЦИАЛ УРОКА ФИЗИКИ
статья на тему
Выступление на ММО учителей физики
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vospit_potentsial.docx | 28.76 КБ |
vosspit_potentsial.ppt | 153.5 КБ |
Предварительный просмотр:
ВОСПИТАТЕЛЬНЫЙ ПОТЕНЦИАЛ УРОКА ФИЗИКИ
Григорьева Н.Н. (СОШ №3 г.Ершова)
ОСНОВНЫЕ ПРИОРИТЕТЫ современной школы “успешное жизненное самоопределение” школьников.
Это очень поэтично отражено в стихотворении Роберта Рождественского:
Учитель – профессия дальнего действия, Главная на Земле!
Да, ведь от того, какой ОПЫТ получит ребенок в школе, какую профессиональную ЦЕЛЬ поставит перед собой, какие жизненные ПРИОРИТЕТЫ у него будут сформированы, как он научится ВЗАИМОДЕЙСТВОВАТЬ с окружающими, ОРГАНИЗОВЫВАТЬ свою деятельность и т.п. зависит его БУДУЩЕЕ!
Еще один важный аспект: создание матерально-технических, информационно-методических и др. условий для успешной социализации школьника, “обеспечивающих раскрытие интеллектуального потенциала школьника; успешное жизненное самоопределение школьников и их профессиональные наклонности”
И ВАЖНАЯ проблема воспитания достойного гражданина нашей великой страны, человека культурного, знающего и принимающего ценности своего народа.
Цели и задачи современной школы мы продолжали обсуждать, перейдя к анализу ФГОС. Среди ключевых аспектов, наиболее значимых для нашей школы,
инновационная деятельность
безопасная и здоровьесберегающая среда
изменение роли педагога
открытость и непрерывность системы образования
интерактивность обучения
приоритет профильности в старшей школе
развитие идеи общественного договора
тесное взаимодействие с семьей
- вариативность образования
- сочетание теории и практики, реализация через деятельность
- электронное обучение
Какие сложности перехода на ФГОС отмечают коллеги?
- сложность реализации требований ФГОС при такой наполняемости классов
- недостаточное материально-техническое обеспечение
- отсутствие условий для организации внеурочной деятельности
- система оценивания
- социальное партнерство с родителями
- построение индивидуальных траекторий обучения
- содержание школьных учебников
Да, уважаемые коллеги, проблем много, и они разные. Разные по контексту, разные по сложности в плане решения, есть объективные, есть чисто субъективные, есть процессные (организационные), есть финансовые (а, значит, трудно решаемые).
Можно попробовать решить около двух проблем. Напрямую - повышение методической подготовки педагога для реализации системно-деятельностного подхода и формирования метапредметных результатов. Косвенно - на устранения дефицита компьютерной техники и цифрового оборудования за счет использования ресурса персональных гаджетов школьников.
Надеемся, что частично решатся вопросы учебно-методического обеспечения, обеспечения индивидуализации и открытости образовательного процесса за счет проектирования интерактивных заданий с помощью сервисов Web 2.0.
https://sites.google.com/site/flipclass0sipkro/doska-obavlenij?offset=10
Душа каждого человека – зародыш прекрасного цветка, но расцветёт ли она, зависит от воспитания и образования, полученного человеком в семье и школе.
Что такое воспитание? В своей работе я исхожу из такого определения: “Воспитание – целенаправленная деятельность, осуществляемая в системе образования, ориентированная на создание условий для развития и духовно-ценностной ориентации обучающихся на основе общечеловеческих ценностей, оказания им помощи в жизненном самоопределении, нравственном, гражданском и профессиональном становлении”.
Помня о том, что «сами по себе растут только сорняки» будущее России необходимо воспитывать и задача эта ложится, прежде всего, на плечи учителей. На уроке, кроме обще учебных задач решаются и воспитательные задачи.
Велики воспитательные возможности всех школьных предметов, особенно, конечно, физики. Использование новых технологических схем урока требует от учителя понимания того, эффективна ли применяемая схема с точки зрения реализации задач обучения и воспитания, или ее применение – только дань моде.
Перед учителем физики стоит важная задача формирования личности учащегося на материале учебного курса как в урочной, так и внеурочной деятельности. Нельзя согласиться с мнением о том, что урок совершенно изжил себя. Дидактические и воспитательные возможности урока далеко не исчерпаны.
Содержание современных учебных программ обладает значительным воспитательным потенциалом. Его реализация зависит от целенаправленного отбора содержания учебного материала, представляющего ученикам образцы подлинной нравственности, патриотизма, духовности, гражданственности, гуманизма.
Воспитание патриотизма, прежде всего, связано с воспитанием благодарной памяти к героическому прошлому нашего народа.
Интересно подобранный и ярко эмоционально преподнесенный материал пробуждает у детей благородные чувства, оставляет в сознании глубокий след.
Программный материал курса физики позволяет проводить патриотическое и военно-патриотическое воспитание, начиная с 7 класса. Уже на 4 уроке при изучении темы: «Физика и техника» я знакомлю учащихся с биографиями ученых, которые внесли свой вклад в развитие техники. Полные подлинного драматизма, но вместе с тем и высочайших взлетов мысли и духа биографии Циолковского, Попова, Курчатова и др. имеют огромный потенциал. Люди – легенды, беззаветно преданные Родине, своему делу, люди – личности, в судьбе которых отразилась наша эпоха со всеми ее трудностями и противоречиями оживают в глазах ребят. Вряд ли оставят равнодушными ребят слова А.С.Попова, который, работая в трудных условиях царского режима, без материальной поддержки не принял ни одного из заманчивых предложений зарубежных фирм продать им патент на свое изобретение. Он сказал: « Я – русский человек и мое изобретение может принадлежать только моему народу».
Истинным ученым-патриотом являлся И.В.Курчатов, он буквально до последних дней своей жизни руководил работами в области атомной энергетики. «Быть советским ученым – большое счастье. Я счастлив, что родился в России и посвятил свою жизнь атомной науке Великой страны Советов» – говорил ученый.
Не только биографический материал позволяет воспитывать патриотов своей Родины. При изучения темы: «Плавание тел» в 7 классе решаем задачу:
«Необходимо переправить тяжелую чугунную трубу с одного берега реки на другой. Если трубу поместить в лодку, то лодка погрузиться в воду до краев и нельзя будет сесть гребцу. Найти способ переправить трубу лодкой и без нее».
Рассмотрев, все предложенные учащимися варианты, выбираем наиболее приемлемые, я рассказываю о том, как в великой битве с фашистами за Днепр для переправы на другой берег советские воины под ураганным огнем врага умело использовали подручные средства, бревна, пустые бочки, канистры, набитые камышом или соломой.
А затем знакомлю учащихся с современными средствами переправы через водные преграды, используемые в Российской Армии.
При изучении давления предлагаю учащимся самостоятельно отыскать способ пешего перехода через топкое труднопроходимое болото. Выслушав все предложения, рассказываю о «мокроступах» предложенных солдатами в беседе с маршалом Жуковым при подготовке наступления советских войск в 1944г. при освобождении Белоруссии.
При изучении в 9 классе темы: «Закон сохранения импульса»
Рассматриваем вопрос о создании само грозного реактивного оружия времен войны – гвардейского миномета БМ-13, вскоре любовно названного в народе «катюша», которое покрыло себя неувядаемой славой.
Изучение темы: «Магнитное поле» в 9 классе сопровождаю таким историческим экскурсом. В годы 2-ой мировой войны фашисты в большом количестве использовали магнитные мины для борьбы с нашим Военно-морским Флотом. Перед советскими физиками была поставлена задача – создать способ защиты наших кораблей от этих мин. С этой задачей блестяще справились Александров и Курчатов. В трудных условиях первых месяцев войны, подвергаясь частым налетам вражеской авиации, вели ученые-патриоты свою работу. За все время войны ни один из размагниченных кораблей не подорвался. Отвечая на разработки немцев, наши ученые-физики разработали конструкцию сухопутной магнитной мины для танков, которая с успехом использовалась для уничтожения техники врага.
Любой урок несет огромный воспитательный потенциал и поэтому на учителя возлагается большая ответственность, чтобы не навредить ребенку. Методически правильно построенный урок воспитывает каждым своим моментом.
Задачи с экологическим содержанием у учащихся вызывают большой интерес. Вот несколько фрагментов, которые помогают «оживить» уроки и способствуют экологическому воспитанию.
1.Определить отношение скоростей распада соответственно через 150 и 300 лет и сделать выводы, касающиеся экологической обстановки в данном районе, если период полураспада равен 150 лет.
Получив результат можно сделать вывод: через каждые 150 лет скорость распада увеличивается в 2 раза. Увеличение скорости ведёт к уменьшению массы вещества, уменьшению сроков отрицательного воздействия отходов на окружающую среду и здоровья людей.
Методы для утилизации, переработки и для дальнейшего использования радиоактивных отходов– задача будущего. Выкидывая бумагу, помните, что для её разложения необходимо от двух до десяти лет, а полиэтиленовых пакетов – более двухсот лет. Стекло разлагается через тысячу лет. Необходимо помнить об этом, прежде чем бросить в лесу бутылку или полиэтиленовый пакет.
2.Сколько кубометров газа выделяет в городе, загрязняя среду, автомобиль – такси, израсходовав за день 20 кг бензина? Плотность газа при температуре 0°С равна 0,002 кг/м3
3.Из цистерны с негерметичной крышкой за год может испариться 2,5 т нефтепродуктов. Какой объем воздуха отравлен парами бензина при предельно допустимой концентрации 100 мг/м3?
4.Что вы знаете о слонах? Какой энергией обладает бегущий со скоростью км/ч африканский слон, масса которого 4,5 т?
При обучении физике есть возможность ознакомить учащихся с современными методами изучения и охраны природы, обобщить полученные на других уроках знания.
Например:
• Почему заводские трубы делают как можно более высокими?
• Почему нефть растекается по поверхности воды тонкой плёнкой? Как влияет нефтяная плёнка на биосферу водоёма?
• Почему атомные и тепловые электростанции нельзя размещать поблизости?
• Можно ли постоянно носить наручные часы со светящимися стрелками?
• Питьевой воды на Земле во многих местах не хватает. Её приходится получать из морской воды либо выпариванием, либо вымораживанием. Какой способ выгоднее?
• Почему необходима побелка плодовых деревьев?
Формировать у молодежи современные научные взгляды на экологические проблемы, понимание их значимости в условиях стремительно развивающегося в мире научно-технического прогресса, показывать научно обоснованные способы уменьшения вредного воздействия хозяйственной деятельности человека на природу крайне необходимо на уроках физики.
Большую роль в реализации воспитательного потенциала играют задачи, которые решают на уроках учащиеся, задачи интересные по содержанию, богатые идеями, имеющие несколько способов решения. Подбирая специальным образом задачи, можно осуществлять и нравственное, и экономическое, и экологическое воспитание.
Для формирования личностных УУД в образовательном процессе используются следующие образовательные технологии:
-Технология проблемного обучения:
Личностные: способность систематизировать и накапливать знания; способность к саморазвитию и самокоррекции.
-Технология исследовательско - проектной деятельности
Личностные: устойчивая учебно-познавательная мотивация учения;
-Информационно-коммуникационные технологии
Личностные: усиление мотивации учения (повышение активности и инициативности);
- умение осуществлять отбор необходимых для учебной деятельности ЦОР;
- соблюдение правил безопасности при работе с компьютером. ИКТ – это открытое (но контролируемое) пространство информационных источников.
-Здоровье сберегающие технологии
Личностные: формирование установки на здоровый образ жизни и реализация её в реальном поведении и поступках;
- умение преодолевать усталость, повышение работоспособности;
Игровые технологии
Личностные: следование моральным нормам и этическим требованиям;
- формирование эмпатии как осознанного понимания чувств других людей и сопереживания им;
- преодоление различных трудностей.
Почему я выделила эти технологии?
- Во-первых, ученики получают роль – исследователей, под скрытым руководством учителя они открывают для себя новые знания.
- Во-вторых, процесс учения становится не репродуктивным, а поисковым и творческим. При этом ориентировка на мышление обеспечивает развитие поисковой, исследовательской деятельности, а хорошо развитое воображение дает возможность решать любую учебную задачу инициативно и творчески.
- В-третьих, важнейшим методом обучения становится не образец, который обычно открывает процесс получения новых знаний, а выбор, альтернатива, то есть предоставление учащимся возможности путем размышления самим выбрать образец правильного алгоритма учебного действия.
И, наконец, в-четвертых, принципиально важным становится опора на два принципа обучения – на доступность как меру трудности и наглядность как дидактическую поддержку процесса познания.
Поэтому очень важно каждому учителю начальных классов владеть технологиями, которые позволяли бы формировать универсальные учебные действия у обучающихся.
Проанализировав первый год работы по формированию УУД, выделила следующие технологии:
1. Я считаю, что с первой учебной недели надо учить детей планировать и прогнозировать свою работу.
2. Учить детей составлять план действий, перед тем, как начать что-то делать.
3. На каждом уроке нужно привлекать детей к открытию новых знаний. Вместе обсуждать, для чего нужно то или иное знание, как оно пригодится в жизни.
4. Создавать проблемную ситуацию, обнаруживая противоречивость или недостаточность знаний, вместе с детьми определять цель урока.
5. Учить учащихся ставить цели и искать пути их достижения, а также решения возникающих проблем. Перед началом решения составлять совместный план действий.
6. Вместе решать возникающие учебные проблемы, давать возможность самостоятельно выбирать задания из предложенных.
7. Организовывать формы деятельности, в рамках которой дети могли бы усвоить нужные знания и ценностный ряд.
8. Обучать детей приемам работы в группах, дети вместе с учителем, должны обсуждать, как можно прийти к единому решению в работе в группах, анализировать учебные конфликты и находить совместно пути их решения.
9. Для развития умения оценивать свою работу дети вместе с учителем должны разрабатывать алгоритм оценивания задания.
10. Не сравнивать детей между собой, а показывать достижения ребенка по сравнению с его вчерашними результатами.
11. На уроке уделять большое внимание самопроверке детей, обучая их, как можно найти и исправить ошибку. За ошибки не наказывать, объясняя, что все учатся на ошибках.
12. Учить детей тем навыкам, которые им пригодятся в работе с информацией - пересказу, составлению плана, знакомить с разными источниками, используемыми для поиска информации.
13. Важно научить детей делать нравственный выбор в рамках работы с ценностным материалом и его анализом, используя проектные формы работы на уроке и внеурочной деятельности.
14. Учитель должен помочь ребенку найти самого себя, простраивая индивидуальный маршрут, оказывая поддержку, создавая ситуацию успеха.
15. Учитель должен научить детей разным способам выражения своих мыслей, искусству спора, отстаивания собственного мнения, уважения мнения других.
16. Со своими учениками нужно общаться с позиции сотрудничества; показывать, как распределять роли и обязанности, работая в коллективе. При этом активно включать каждого в учебный процесс, а также поощрять учебное сотрудничество между учениками. В их совместной деятельности у обучающихся формируются общечеловеческие ценности.
17. Учитель ненавязчиво транслирует детям позитивные ценности, позволяя им прожить их и на собственном примере убедиться в их важности и значимости
Формировать УУД у обучающихся нужно постоянно, выстраивая этот процесс от урока к уроку, используя новые формы организации учебного процесса (урок как коллективное действие; урок – мастерская; урок – консультация; урок – презентация; урок решения проектных задач и т.д.).
С учётом новой образовательной цели существенно меняется функция и форма организации урока. Организация деятельности учеников на уроке происходит через: постановку цели деятельности; планирование своих действий по реализации поставленной цели; саму деятельность, рефлексию полученных результатов.
Для формирования личностных универсальных учебных действий можно предложить следующие виды заданий: участие в проектах; подведение итогов урока; творческие задания; самооценка события, происшествия; дневники достижений.
Достижению результата способствует планомерная работа педагога. В классе должна постоянно поддерживаться психологически комфортная атмосфера, где ребёнок не боится высказать свою точку зрения, встречать доброжелательную поддержку со стороны учителя и сверстников, приобретать опыт переживания ситуации успеха и возможность преодоления первых трудностей.
Существует пять основных принципов педагогической техники. Каждый из них реализуется с помощью конкретных приемов, которые в свою очередь помогают развитию личностных УУД.
1. Принцип свободы выбора .
Никто из нас не любит навязанных действий, отсутствие выбора. И особенно не любят этого дети. Но этого можно избежать в рамках современной системы обучения : например; Шаталов задает ученикам много задач, и они сами выбирают для решения любые из них.
2. Принцип открытости.
« Я знаю, что я ничего не знаю» - говорил мудрый грек.
« Я хорошо знаю химию, литературу, историю » - говорит благополучный выпускник школы. Печально. Печально то, что этот ученик не знает главного: он не знает, чего он не знает. Задача учителя; не только давать знания – но еще и показать их границы.
3. Принцип деятельности.
Бернард Шоу утверждал: « Единственный путь, ведущий к знанию, - это деятельность. Чтобы знание становилось инструментом, а не залежами ненужного старья, ученик должен с ним работать. » Учитель привлекает детей к поиску новых знаний. Они вместе обсуждают для чего необходимо то или иное знание, как оно пригодится в жизни.
4. Принцип обратной связи.
Учитель на уроке отслеживает следующие параметры: настроение
учеников, степень их заинтересованности, уровень понимания…
5. Принцип идеальности. ( Высокого КПД )
Максимально использовать возможности, знания, интересы самих учащихся с целью повышения результативности и уменьшения затрат в процессе образования. Согласуем темперамент, ритм и сложность обучения с возможностями учеников и тогда они почувствуют свою успешность и сами захотят ее подкрепить.
Вывод: Итак, вы видите, что требования нового стандарта не являются чем-то абсолютно новым для практикующих учителей.
Учитель, его отношение к учебному процессу, его творчество и профессионализм, его желание раскрыть способности каждого ребенка – вот это всё и есть главный ресурс, без которого невозможно воплощение новых стандартов школьного образования и формирования УУД.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
« Учитель – профессия дальнего действия, Главная на Земле! » ( Роберт Рождественский.)
В становлении личности каждого члена современного общества школа играет ведущую роль. Программа развития воспитания в системе образования России выделяет воспитание, как важнейшую стратегическую задачу.
На каждого среднего Российского школьника приходится 10900 уроков (за вычетом 15% пропусков по болезни) 3800 уроков в начальной школе 9000 уроков в основной и средней полной школе
Учение – значительная часть жизни ребенка Урок – главное средство формирования характера, ментальности, привычек поведения каждого гражданина РФ
Воспитательный потенциал урока в себя включает: Организационно-эстетическую среду Содержание Стиль образовательного общения Культуру управления образовательной деятельностью Дидактическую структуру Методические приемы
Формирует у учеников жизненную стратегию избегания неудач и соответствующие данному стилю черты характера: упрямство, робость, нерешительность, зависть, лень, неуважение к себе и другим. Авторитарно - командный Стиль образовательного общения
Попустительский стиль общения Формирует страх и зависимость перед неформальным лидером, который воспринимается как защитник от «школьных несправедливостей»
Демократически –требовательный и поддерживающе-сотруднический стиль Формирует жизненную стратегию достижения успеха и сопутствующие этой стратегии черты характера: Инициативу Независимость Смелость Ответственность Уважение к себе и другим
Отвечает за формирование внутренней организации жизни ученика Ученики приучаются к: послушанию аккуратности исполнительности Прямая командная культура управления Структурно-плановая культура управления У учащегося вырабатывается : адекватная самооценка уверенность в себе Культура управления образовательной деятельностью
Структурно-плановая совместная и проективно-рефлексивная совместная культура управления Ученик приобретает способность проектировать свой жизненный путь (умение ставить цель и определять пути ее достижения)
В зависимости от однообразия или вариативности дидактической структуры и методических приемов у школьника формируется ментальность : Репродуктивная Эвристическая(проблемно-поисковая) Креативная ( проектно-продуктивная) Дидактическая структура
Универсальные воспитательные задачи урока Формирование: Сознательной учебной дисциплины Организованности Ответственности Аккуратности Настойчивости в учебе Культуры общения Логически грамотной речи Навыков работы с книгой, с тетрадью Эстетики учебного труда
Для хорошей школы совершенно недостаточно высоких достижений ЗУНов…Хорошая школа должна не только натаскивать на поступление в ВУЗ, но и «сеять разумное, доброе, вечное», и, кстати не только сеять, но и отвечать за полученный урожай…
Учитель! Будь осторожен! Не ошибись! Не вреди! Будь надеждой для школьника! Дари себя детям! Знай, к чему стремишься! Постоянно ищи в ребенке богатство его души! Будь терпелив в ожидании чуда и будь готов для встречи с ним в ребенке!
Успехов!!!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Воспитательный потенциал урока математики"
В данном материале рассматривается возможность урока математики в решении воспитательных задач...
Работа по теме "Реализация воспитательного потенциала урока английского языка"
Работа отражает вопросы, касающиеся воспитателного потенциала урока английского языка и использования современных педагогических технологий на уроках и во внеурочное время....
Воспитательный потенциал урока иностранного языка.
Воспитательный потенцал, как специфическая возможность урока иностранного языка и его роль в личностном развитии личности учащегося....
Воспитательный потенциал урока иностранного языка.
Воспитательный потенциал, как специфическая черта урока иностранного языка и его роль в развитии личностного роста учащегося....
Воспитательный потенциал уроков химии в формировании патриотической, нравственной и духовной составляющей личности ученика
В статье излагается теоретическое обобщение материала и личного опыта в воспитательных аспектах уроков химии....
Воспитательный потенциал уроков русского языка
Уроки русского языка (как и любого другого предмета) призваны решать задачи обучения, определённые государственной программой, и задачи воспитания личности подрастающего поколения в неразрывном единст...
«Формирование функциональной грамотности на уроках музыки. Воспитательный потенциал урока музыки»
Выступление на методическом объединении учителей музыки с темой "Функциональная грамотность на уроках музыки. Воспи тательный потенциал урока музыки. Учитель пытается ответить на вопросыЧто...