Памятка для классного руководителя о проведения родительских собраний
методическая разработка на тему
Алгоритм и различные формы, а так же темы родительских собраний в 5-11 классах
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
metodika_roditelskih_sobraniy.doc | 54 КБ |
Предварительный просмотр:
«Плох тот воспитатель детей,
который не помнит своего детства»
Эбнер-Эшенбах
Классное родительское собрание — это эффективная форма одновременного взаимодействия с коллективом родителей всего класса. Но часто можно наблюдать такую картину, когда на родительском собрании в классе присутствует 5 — 6 родителей с тревожно-отсутствующим взглядом, которые обреченно ждут своей участи, а педагог с удовольствием констатирует негативные факты из жизни детского коллектива. Это приводит к тому, что уже в начальной школе родители испытывают чувство тревожного ожидания перед посещением родительского собрания, а на средней ступени обучения просто перестают ходить на родительские собрания.
Подготовка родительского собрания проводится в несколько этапов.
1 этап. Организация родительского собрания.
Этот этап, несомненно, начинается с определения повестки дня собрания и приглашения на него всех участников. Опыт показывает, что далее разумно провести собеседование классного руководителя с учителями-предметниками. Цель этой встречи — персональное обсуждение учебных достижений и особенностей поведения учащихся на уроках. Полученную информацию можно использовать для анализа и обобщения основных тенденций участия школьников в образовательном процессе, в противном случае любые рассуждения классного руководителя на эту тему будут носить характер частных замечаний. Вместе с тем совершенно ясно, что родителей интересуют и подробные результаты учебной работы их ребенка, именно поэтому нам кажется разумной подготовка сводных листов успеваемости по каждому ребенку отдельно. В тех случаях когда учебная ситуация вызывает тревогу педагогов, классному руководителю стоит особо подчеркнуть тот или иной ряд оценок (маркером, например). При всей трудоемкости этой процедуры она себя оправдывает, так как широко известно, что дневник целостной картины развития ученика в учебном процессе не дает. При подготовке собрания следует продумать и организацию явки родителей. Практика показывает, что эта часть работы гораздо важнее, чем контроль записей в дневнике учащихся. Очень важно создать атмосферу ожидания родительского собрания: заблаговременно пригласить родителей, разослать именные приглашения, подготовить альбомы и видеоматериалы, освещающие внеклассную жизнь детей, заранее оформить благодарственные письма тем родителям, чьи дети принимали участие в конкурсах и олимпиадах. Завершает организационную часть этапа подготовки оформление классного помещения для проведения в нем родительского собрания. Нам не раз приходилось наблюдать, как менялся в лучшую сторону настрой родителей, когда их встречал элегантный приветливый педагог в праздничном, чисто убранном классе.
2 этап. Подготовка сценария и проведение собранияСценарий и проведение собрания — предмет творчества педагога. Классный руководитель хорошо знает родителей своего класса, чутко улавливает их настроение. Тем не менее, любое собрание должно, на наш взгляд, включать в себя 5 обязательных компонентов:
1. Анализ учебных достижений учащихся класса. В этой части родительского собрания классный руководитель знакомит родителей с общими результатами учебной деятельности класса; с самого начала стоит предупредить родителей, что ответы на частные вопросы они получат только в ходе персональной встречи. Знакомя участников родительского собрания с мнением педагогов-предметников, следует помнить о повышенной тревожности родителей и, передавая те или иные суждения, разумно отказаться от субъективных интерпретаций.
2. Ознакомление родителей с состоянием социально-эмоционального климата в классе.Классный руководитель делится наблюдениями о поведении ребят в значимых для них ситуациях (на уроках, на переменах, в столовой, на экскурсиях и т. д.). Темой разговора могут быть и взаимоотношения, и речь, и внешний вид учащихся, и другие вопросы. Очевидно, что родители так же, как и педагоги, должны понимать миссию школы как института социализации, в котором ребенок получает ценнейший опыт взаимодействия с другими людьми, не менее важный, чем сумма научных знаний. Излишне напоминать о необходимости быть предельно деликатным, избегать негативных оценок в адрес конкретного ученика, а тем более родителя. Не стоит превращать эту часть собрания в перечисление «грехов школьников» из кондуита классного руководителя.
3. Психолого-педагогическое просвещение. Этот компонент родительского собрания не обязательно выделять в отдельный пункт собрания; он может быть естественным образом включен в структуру других составляющих. Важно помнить, что задача повышения уровня психолого-педагогической компетентности родителей — одна из важнейших задач классного руководителя. Было бы неплохо, если бы классный руководитель предложил родителям и информацию о новинках педагогической литературы, об интересных книгах, выставках, фильмах и т. д.
4. Обсуждение организационных вопросов (экскурсии, классные вечера, приобретение учебных пособий и т д.) состоит из двух составляющих: отчета о проведенной работе и информации о предстоящих делах: заметим, что финансовые проблемы лучше всего заранее обсудить с родительским комитетом.
5. Личные беседы с родителями. На этом этапе объектом внимания номер один должны стать родители детей, имеющих проблемы в обучении и развитии. Сложность состоит в том, что очень часто эти родители, опасаясь критики, избегают собраний, и классный руководитель должен стремиться обеспечить им чувство безопасности, дать понять, что их здесь не судят, а стремятся помочь. Очень эффективна тактика присоединения: «Я вас понимаю!», «Я с вами согласен!».
3 этап. Осмысление итогов родительского собрания.
Подведение итогов собрания начинается на самом собрании: необходимо сделать выводы, сформулировать необходимые решения, дать информацию о подготовке к следующему собранию Важно выяснить и отношение родителей к проведенному собранию, разумно заранее подготовить необходимые опросные листы для оценок и пожеланий родителей; все это впоследствии станет предметом размышлений для классного руководителя. Предметом анализа должны будут стать точно так же персональный состав родителей, оставшихся на личную беседу, вопросы родителей в ходе собрания, явка родителей, причины отсутствия, участие родителей в обсуждении и т. д. Информация об итогах родительского собрания должна быть доведена до администрации школы и коллег-педагогов.
Советы психологов.
— Перед началом собрания лучше «оставить за дверью» плохое настроение.
— Отведите на проведение собрания не более 1-2 часов.
— Самый приятный звук для человека — его имя. Положите перед собой список с именами и отчествами родителей.
— Перед началом родительского собрания объявите вопросы, которые планируете обсудить.
— Не забудьте «золотое правило» педагогического анализа: начинать с позитивного, затем говорить о негативном, завершать разговор предложениями на будущее.
— Предупредите родителей, что не вся информация может стать достоянием детей.
— Поблагодарите всех, кто нашел время придти (особенно отцов).
— Дайте понять родителям, что вы хорошо понимаете, как трудно ребенку учиться.
— В личной беседе оценивайте успехи детей относительно их потенциальных возможностей.
— Доведите до родителей мысль, что «плохой ученик» не означает «плохой человек».
— Родитель должен уйти с собрания с ощущением, что он может помочь своему ребенку.
Не стоит:
— Сравнивать успехи отдельных учащихся и разных классов.
— Давать негативную оценку всему классу.
— Переоценивать значение отдельных предметов.
— Избирать для общения назидательный тон.
— И еще раз — будьте предельно корректны и тактичны!
Как сделать так, чтобы родительское собрание было родителям интересно и полезно, носило познавательный и просвещенческий характер? Этого можно достигнуть, если уже на первой встрече с родителями классный руководитель начнет формировать традиции проведения родительских собраний. Традиции подготовки и проведения родительских собраний могут быть самыми разнообразными. Они должны способствовать формированию культуры быть родителем, развивать интерес к проблемам педагогики и психологии, преодолевать проблемные ситуации в воспитании детей. Хорошей традицией родительских собраний в школе является оформление индивидуальных приглашений папам и мамам для участия в родительском собрании. Приглашения могут быть оформлены по-разному: типографский вариант, руками самих учащихся, с помощью родительского комитета. Главным в традиции приглашений на родительское собрание является то, что родители получают их заранее, а не за час до собрания. В приглашении всегда полностью указываются имя и отчество обоих родителей, день и час проведения собрания, его тема, примерные временные рамки собрания, контактный номер телефона, по которому можно позвонить, если родители по какой-то причине не могут принять участие в собрании, а также программа собрания. Прочитав данный посыл, кто-то может сказать, что подготовка такого приглашения отнимет много времени. Однако, именно такой подход к организации системы в работе с родителями, позволит формировать уважение к профессиональной деятельности педагога, подчеркнет значительность встреч учителя с родителями, будет стимулировать их интерес к школе и культуру родительского взаимодействия друг с другом.
Красивой традицией родительских собраний, которая может существовать в течение всего времени обучения ребенка в школе является ведение родительских дневников. Родительский дневник — это обычная тетрадь, в которой ведутся записи на каждого ученика класса. Родительский дневник заводится на первой встрече классного руководителя с родителями. Его ведет каждая семья. Первая страничка дневника заполняется родителями. Они фиксируют интересы и увлечения ребенка, положительные качества характера, особенности поведения. На этой же странице родители дают свои рекомендации классному руководителю по организации общения с их ребенком. Они это делают с большим удовольствием, если классный руководитель объяснил родителям важность и значительность родительских рекомендаций для работы классного руководителя.
Родительский комитет вместе с классным руководителем готовит традиционные поздравления родителям учащихся к юбилейным датам и вручает их на родительском собрании или отправляет их по почте. Уместно поздравить родителей с теми достижениями, которые произошли в их карьере, в работе. Для родителей это не только приятная неожиданность, но и формирование убеждения в том, что рядом с их ребенком неравнодушный взрослый, который делает их жизнь богаче и добрее.
Хорошей традицией собрания является его рефлексия. В конце родительского собрания родители оценивают его значимость, актуальность, полезность не только для всего класса, но и для себя лично. Рефлексия собрания может проходить в различной форме: это высказывания родителей, выпуск молнии, оформление коллажа, интервью и т. д.
В конце учебного года итоговое родительское собрание может заканчиваться тоже по-разному. Традиционными становятся фотографии на память всем составом родителей, награждение родителей - активистов и помощников классного руководителя и школы, создание классной книги почета, в которую ежегодно торжественно вносятся фамилии родителей, без помощи которых жизнь в классе была бы скучной и неинтересной.
Все вышеперечисленные традиции родительского собрания приживутся только в таком коллективе, где в них заинтересованы взрослые. Заинтересованными они станут тогда, когда увидят заинтересованность самого педагога.
В дневник классного руководителя.
1. Родительское собрание должно просвещать родителей, а не констатировать ошибки и неудачи детей в учебе.
2. Тема собрания должна учитывать возрастные особенности детей.
3. Собрание должно носить как теоретический, так и практический характер: разбор ситуаций, тренинги, дискуссии и т.д.
4. Собрание не должно заниматься обсуждением и осуждением личностей учащихся.
5. Классный руководитель должен не назидать, а общаться с родителями, давать им возможность высказывать свое мнение и точку зрения в ходе родительского собрания, а не после него.
6. Родительское собрание не должно быть длительным по продолжительности. Главным в его содержании является четкость, лаконичность, системность.
7. Каждое родительское собрание должно давать родителям пищу для размышлений и полезную информацию, которую можно использовать во благо ребенку (новые кружки и секции в школе, клубы; детские общественные объединения и организации, службы S0S и т. д.).
8. Строго контролируйте присутствие родителей на родительском собрании, выясняйте причины пропуска родительских собраний.
9. Если вы заранее оповещены о причине отсутствия некоторых родителей на собрании, сразу определите с ними сроки индивидуальной встречи, не дожидаясь следующего собрания.
10. Готовясь к родительскому собранию, составляйте его программу и готовьте перечень вопросов для обсуждения. Это поможет избежать лишних вопросов со стороны родителей и сэкономит время собрания для обсуждения более важных тем.
Текущими вопросами родительского собрания могут быть:
- внешний вид учащихся, обучение ребенка в семье соблюдению санитарно — гигиенических норм;
- вопросы питания учащихся;
- вопросы оказания материальной помощи учащимся класса;
- вопросы организации копилки класса;
- вопросы функционирования кружков и секций на платной основе;
- вопросы посещения учащимися занятий и секций на платной и бесплатной основе;
- вопросы отношения родителей к пропускам уроков учащимися по уважительной причине и без них;
- ведение учащимися тетрадей и дневников;
- состояние школьных учебников;
- вопросы отношения родителей к участию детей во внеклассных мероприятиях.
11. Помните, положительный итог каждого собрания является благоприятной основой будущего собрания!
Темы консультаций для родителей в школе могут быть такими:
• Детская агрессивность и ее причины.
• Самостоятельность ребенка во время выполнения домашних заданий. Как ее развивать?
• Как развить у ребенка интерес к чтению?
• Разногласия в семье и их влияние на учебные успехи ребенка.
• Ваш ребенок в коллективе детей.
• Детский эгоизм. Как его преодолеть?
• Друзья в жизни ребенка.
• Причины и последствия детской застенчивости.
• Роль семейных отношений в формировании культуры общения ребенка с другими детьми.
• Социальная адаптация ребенка и ее результаты.
• Причины детского одиночества.
• Методы воспитания ребенка в семье и их влияние на результаты учебной деятельности ученика.
• Алкоголизм родителей и детские страхи.
Результаты беседы не должны становиться гласными, если кто-то из участников беседы этого не хочет. В беседе классный руководитель должен больше слушать и слышать, а не давать рекомендации воспитания или назидать.
- Тематика родительских собраний.
5 класс
- Трудности адаптации ребенка к обучению в 5-ом классе.
- Роль общения в жизни школьника.
- Культурные ценности семьи и их значение для ребенка.
- Итоги прошедшего года – «Вот и стали мы на год взрослей».
6 класс
- Роль книги в развитии интеллектуальных и личностных качеств человека.
- Физическое развитие школьника и пути его совершенствования.
- Результативность школьного урока. От чего она зависит?
- Итоги прошедшего учебного года.
7 класс
- Половые различия и половое созревание. Проблемы и решения.
- Роль семьи в развитии работоспособности ученика.
- Воля и пути ее формирования у учащихся.
- Итоги прошедшего учебного года.
8 класс
- Роль семьи в развитии моральных качеств подростка.
- Способности и роль семьи в их развитии.
- Психологические и возрастные особенности подростка.
- Итоги прошедшего учебного года.
9 класс
- Помощь семьи в правильной профессиональной ориентации ребенка.
- Анализ учебной работы учащихся 9 классов.
- Трудный ребенок. Какой он?
- Анализ подготовки учащихся класса к экзаменам.
10 класс
- Особенности организации учебного труда школьника в 10 классе и роль родителей в этом процессе.
- Режим дня школьника, его роль.
- Ответственность, самооценка и самоконтроль. Как их в себе развить?
- Итоги прошедшего учебного года.
11 класс
- Особенности физического воспитания в 11 классе.
- Результативность учебы учащихся 11 классов за первое полугодие.
- Значение выбора в жизни человека.
- Итоги прошедшего учебного года.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Классный руководитель на родительских собраниях.
Данная статья поможет родителям понять роль классного руководителя на родительских собраниях....
Методическая копилка классного руководителя "Первое родительское собрание"
Методическая копилка классного руководителя содержит памятку по проведению первого организационного родительского собрания, образцы приглашений на родительское собрание, анкеты "Знакомство...
Работа классного руководителя. Сценарий родительского собрания "У каждого ребенка должна быть семья".Сценарий классного часа и тетрализованного представления "Сказка ложь, да в ней намёк..." (5 класс).
Родительское собрание "У каждого ребёнка должна быть семья" о гармонизации детско-родительских отношений.Сценарий классного часа "Сказка ложь, да в ней намек..." о развитии общечеловеческих ценн...
Психологические аспекты подготовки классного руководителя к родительскому собранию
Советы психолога по проведению родительского собрания:...
Классный руководитель на родительском собрании
Классный руководитель на родительском собрании...