КЛАССНЫЙ РУКОВОДИТЕЛЬ НА РОДИТЕЛЬСКОМ СОБРАНИИ
классный час по психологии по теме
Предварительный просмотр:
КЛАССНЫЙ РУКОВОДИТЕЛЬ НА РОДИТЕЛЬСКОМ СОБРАНИИ
Классный руководитель — профессия и новая и старая одновременно. Можно было бы романтично охарактеризовать ее как специальность, возрождающуюся из пепла. Но будем объективны. Правильнее сказать, что те, кто заинтересован в ее возрождении, из последних сил тащат сами себя из болота за косицу... И думается, вытащат. Особенно если им помогут соседи по болоту — школьные психологи.
Для решения новых задач, которые ставит перед классными руководителями быстро меняющаяся школа и окружающая социальная действительность, эти педагоги буквально как в воздухе нуждаются в новых технологиях и методах работы. Почти все эти технологии и подходы — психолого-педагогические (а какими еще они могут быть!).
Конечно, многое педагогам придется нарабатывать самим, но если поскрести по нашим родным психологическим сусекам, кое-чем оснастить работу коллег мы можем уже сегодня. Например, помочь им занять правильную ролевую позицию в отношениях с родителями на собрании. Позицию, которая поддержала бы профессиональный статус самих педагогов, позволяла решить поставленные задачи, а также активизировать личностные ресурсы присутствующих на собрании родителей.
ПОЧЕМУ ВОЗНИКАЕТ СОПРОТИВЛЕНИЕ?
Какие роли реализует классный руководитель во время родительского собрания? Естественно, что ответ на этот вопрос зависит от целей собрания. С уверенностью можно говорить, что практически всегда перед собранием стоит информационная задача, а следовательно, педагог выступает в роли информатора.
Казалось бы, роль для педагога привычная. Но это только на первый взгляд. Учить и информировать — задачи совершенно разные, и предполагают они применение разных методов. Достаточно часто педагог, сам того не замечая, совершает подмену: вместо того чтобы передавать информацию взрослым людям в той форме, в которой им было бы удобно ее воспринять, он начинает воздействовать с помощью информации. То есть учить родителей. А это мало кому из взрослых людей нравится.
В результате информация не только не принимается и не осмысливается, но еще и порождает, независимо от своего содержания, сопротивление слушателей.
В психологической литературе, посвященной работе тренера — ведущего тренинговой группы, накоплен богатый и очень полезный материал, касающийся реализации ролей информатора и коммуникатора.
ПЕДАГОГ В РОЛИ ФАСИЛИТАТОРА
То же самое можно сказать еще об одной роли педагога — ведущего родительское собрание. Это роль фасилитатора.
В самом примитивном толковании, фасилитатор — это человек, облегчающий общение двух и более людей, контролирующий ход встречи для того, чтобы участники смогли сконцентрироваться на обсуждении содержания и решении задач дискуссии. Педагог-фасилитатор на родительском собрании организует общение родителей и способствует тому, чтобы дискуссия была продуктивной и вела к решению поставленных вопросов. В качестве фасилитатора педагог не вносит в групповой процесс собственного содержания, а лишь обеспечивает развитие того содержания, которое задают сами участники.
Еще недавно для педагога подобная роль, да еще в отношении родителей, была экзотической. Сейчас потребность в ней возникает все чаще, так как родители претендуют (и не без оснований) на то, чтобы активно влиять на образовательную среду той школы, в которой учатся, живут, развиваются их дети.
Психолог может помочь педагогам освоить роли информатора и фасилитатора. Идеальный вариант — провести небольшой тренинг данных ролевых позиций для классных руководителей. Но если это невозможно, будет полезным передать в распоряжение классного руководителя ряд рекомендаций по ведению родительского собрания
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Классный руководитель на родительских собраниях.
Данная статья поможет родителям понять роль классного руководителя на родительских собраниях....
![](/sites/default/files/pictures/2013/12/20/picture-368202-1387518424.jpg)
Методическая копилка классного руководителя "Первое родительское собрание"
Методическая копилка классного руководителя содержит памятку по проведению первого организационного родительского собрания, образцы приглашений на родительское собрание, анкеты "Знакомство...
![](/sites/default/files/pictures/2016/01/29/picture-740876-1454065189.jpg)
Работа классного руководителя. Сценарий родительского собрания "У каждого ребенка должна быть семья".Сценарий классного часа и тетрализованного представления "Сказка ложь, да в ней намёк..." (5 класс).
Родительское собрание "У каждого ребёнка должна быть семья" о гармонизации детско-родительских отношений.Сценарий классного часа "Сказка ложь, да в ней намек..." о развитии общечеловеческих ценн...
![](/sites/default/files/pictures/2016/01/03/picture-731467-1451845796.jpg)
Доклад-выступление классного руководителя на родительском общешкольном собрании «В чём наши ошибки».
Доклад-выступление классного руководителя на родительском общешкольном собрании «В чём наши ошибки». Данное выступление раскрывает проблемы семейного воспитания....
![](/sites/default/files/pictures/2019/11/27/picture-406404-1574883691.jpg)
Психологические аспекты подготовки классного руководителя к родительскому собранию
Советы психолога по проведению родительского собрания:...