Осуществление преемственности при переходе учащихся из начальной школы в основную
учебно-методический материал на тему
Данный материал поднимает вопросы преемственности в рамках ФГОС.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Осуществление преемственности при переходе учащихся из начальной школы в основную | 21.1 КБ |
Презентация | 746 КБ |
Предварительный просмотр:
Учитель Высшей категории
Ихинова Светлана Валериановна
Круглый стол
Проблемы преемственности
Добрый день, уважаемые коллеги!
Сегодня, я так понимаю, первый раз встречаемся, поднимая вопросы преемственности в рамках ФГОС. И говорить мы будем, прежде всего, о детях, а не о себе, так как трудности испытывают, конечно, они. Наша задача: создать более комфортные условия для их адаптации в основной школе. Исходя из опыта, стало понятным, что преемственность касается лишь содержания обучения. На самом деле ученикам переход в пятый класс дается тяжело, потому необходимо выстраивать преемственность не только на уровне содержания, но и на дидактическом, психологическом и методическом уровнях.
Сделаем некоторые предположения:
- Непонимание того, что комплект учебников не может быть случайным, произвольным набором, а должен иметь общую методологическую основу, опираться на единую систему психолого-педагогических принципов, иметь одинаково построенный методический аппарат и единое психологическое пространство. А этим требованиям отвечают лишь учебники, написанные в рамках определенной образовательной системы.
- Непонимание того, что образовательную систему должна выбирать вся школа — от первого до выпускного класса - и работать в ее контексте над созданием единой образовательной среды, что учителя математики и словесники, биологи и историки, физики и географы — все должны действовать, опираясь на общие психолого-педагогические принципы, общие методические приемы и в рамках общего психологического пространства — ведь у них общие ученики.
Решение данных проблем позволит оптимизировать учебный процесс, устранить перегрузку ученика, предотвратить школьные стрессы, а самое главное — сделает учебу в школе единым образовательным процессом.
Причины недостаточной адаптации
Младшие школьники, привыкшие к «своему учителю», к его манере работы, к его требованиям (к концу начальной школы ученики понимают своего учителя едва ли не с полуслова), сталкиваются в средней школе с таким количеством преподавателей, с таким различием их требований и многообразием методов работы, что просто не в силах сразу же к ним приспособиться. Порой камнем преткновения может стать даже темп речи учителя: если в начальной школе учитель говорил быстро, темпераментно, то теперь его выпускникам сложнее воспринимать медленную, спокойную речь. На перестройку младшим школьникам нужно время. Порой этот процесс может занять не один месяц. Учителю-предметнику некогда вникать в психологические проблемы малышей. Ему не хватает для этого времени, а порой, что скрывать, нет и желания.
Для учителей начальной школы на первый план всегда выходит проблема психологической совместимости со своим учеником, ведь это в значительной степени обеспечивает успешность обучения. В средней школе этот процесс более долгий и не всегда удачный, ведь сюда переходят уже сформировавшиеся личности со своими мыслями и мнениями.
Ещё одна проблема: обучение по обновлённым системам и комплектам («Гармония», «Школа 2100», «Начальная школа 21 века», система Д.Б.Эльконина-В.В.Давыдова проводится только в начальной школе, в средней - нет продолжения. Из четвёртых классов в пятый перейдут дети, которые обучались по обновлённым традиционным системам обучения и по системам развивающего обучения. Таким образом, в основную школу уже в массовом порядке придут другие ученики, не те, к которым привыкли учителя - предметники. Эти дети по-другому усваивали содержание, они привыкли к другому построению процесса обучения, к другим отношениям и к другой оценке их труда.
Нескоординированность требований программы выпускников 4 классов и 5, отсутствие преемственности в самом важном - в программах и, как следствие, в учебниках - вот корень проблемы снижения успеваемости учащихся. Хотя наличие комплекта учебников - это важная составляющая преемственности, но не решающая
Для многих детей, обучавшихся первоначально у одного учителя, переход к нескольким учителям с разными требованиями, характерами и разным стилем отношений является зримым внешним показателем их взросления. Определенная часть детей осознает такой переход как шанс начать заново школьную жизнь, наладить не сложившиеся и несостоявшиеся отношения с педагогами.
Возникает больше самостоятельности и ответственности. Из-за неправильного толкования детьми обозначенных понятий часто приходится сталкиваться с нарушениями дисциплины.
Вместе с тем большое количество учителей сами порождают вместо одного стиля – вариативность поведения школьников. Одни учителя предпочитают «живые» уроки, когда дети активно работают, самостоятельно или сообща выдвигают гипотезы, всевозможные предположения, устанавливают причинно-следственные связи, вступают в учебные дискуссии, спорят с товарищами, отстаивая свою точку зрения. На таких уроках педагогу бывает сложно упорядочить высказывания детей, их инсайты (озарения). Однако все мы знаем, что именно в споре рождается истина.
Другие педагоги отдают предпочтение более спокойным урокам. Основными их лозунгами становятся: «Отвечаем только с поднятой рукой!», «Никаких споров и совместных решений! Это слишком шумно». К тому же придется удерживать в голове несколько версий, высказанных детьми, и давать им оценку. А точнее, подводить школьников к пониманию несостоятельности их высказываний или в их правильности. Куда проще сказать: «Молодец! Пять» или «Неверно! Три».
Как выстроить модель своего поведения с каждым педагогом, на каждом конкретном уроке? Пока ребенок решает для себя эту новую задачу, он может попасть в число неуспешных школьников и его отметочный статус будет установлен педагогом без соответствия с реальными возможностями.
Не следует забывать, что пятиклассники – народ эмоциональный. И во многом школьную жизнь они воспринимают через призму собственных эмоций. Отношение к предмету определяется личностным отношением к учителю, а не наоборот. Если нравится учитель, то нравится и предмет. Это уже в более старшем возрасте школьники будут способны оценить интеллектуальный багаж педагога, его достижения и знания. А пока для них важны забота и внимание со стороны учителя.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Школьное обучение никогда не начинается с пустого места, а всегда опирается на определённую стадию развития, проделанную ребёнком . Л . С. Выготский
Мы подготовили замеча -тельных детей, а вы… . Да ваши дети ничего не знают и не умеют!… Классн . рук . Литерат . чтение Рус. язык Математика Окружаю- щий мир Литература Рус. язык Математика История. Обществознание Классн. рук. Картина преемственности: начало года, сентябрь месяц Биология. География Физика. Химия
…о преемственности, об адаптации усилий Поговорим?…
Объединение усилий педагогического коллектива школы для повышения эффективности его работы. Выработка линии поведения, единых требований классных руководителей и учителей- предметников. Создание системы общих взглядов на использование правил преемственности в образовательном процессе. Цели:
Взаимодействие педагогов начальной и основной школы во избежание трудностей у пятиклассников в дальнейшей учебной деятельности. Выработка единых педагогических технологий с учетом психологических и возрастных особенностей на средней ступени обучения. Привлечение внимания педагогического коллектива к проблеме сохранения здоровья всех участников образовательного процесса. Задачи:
– это система связей , обеспечивающая взаимодействие основных задач, содержания и методов обучения и воспитания с целью создания единого непрерывного образовательного процесса на смежных этапах развития ребенка. Преемственность в образовании .
разных ступеней образовательной системы является ориентация на ключевой стратегический приоритет непрерывного образования — формирование умения учиться . Основанием преемственности
ФГОС НОО и ООО: преемственность и развитие
разные требования со стороны учителей -предметников; большой поток информации, незнакомые термины, слова; ощущение отсутствия или недостаточности внимания со стороны учителей; изменения режима дня ребёнка в сравнении с начальной школой; увеличение физической и умственной нагрузки; состояние его физического здоровья, связанные с возрастными и гормональными изменениями в организме; ослабление контроля родителей .
Основная школа любящий свой край, Родину, знающий свой язык, уважающий свой народ, его культуру и духовные традиции осознающий и принимающий ценности человеческой жизни, семьи, общества, многонационального российского народа активно познающий мир, осознающий ценность труда, науки и творчества умеющий учиться, осознающий важность образования, способный применять знания на практике социально активный, уважающий закон и правопорядок, , осознающий свои обязанности перед семьей, обществом уважающий других людей; умеющий вести диалог, сотрудничать для достижения общих результатов осознанно выполняющий правила здорового и безопасного для себя и окружающих образа жизни ориентирующийся в мире профессий, понимающий значение профессиональной деятельности для человека. Начальная школа любящий свой народ, свой край и свою Родину уважающий и принимающий ценности семьи и общества любознательный, активно познающий мир владеющий основами умения учиться, способный к организации собственной деятельности готовый самостоятельно действовать и отвечать за свои поступки перед обществом доброжелательный, умеющий слушать и слышать собеседника, обосновывать свою позицию, высказывать свое мнение выполняющий правила здорового и безопасного для себя и окружающих образа жизни . Портрет выпускника
Три варианта реализации – три типа взаимодействия учителя начальной и основной школы: 3) Оба учителя готовят и проводят урок вместе , распределяя между собой эпизоды урока, поддерживая друг друга в течение всего урока. 2) Учителя начальной и основной школы готовят вместе конспект , а проводит урок только учитель основной школы. 1) Готовит и проводит урок только учитель основной школы , а учитель начальной школы дает только информацию о классе, теме, дает отдельные советы. + Сотрудничество учителей осн . и нач. школы устанавливается полностью: вместе готовят урок, вместе проводят, вместе анализируют, т.е отвечают за него (при этом сам этот процесс может идти через острые и трудные споры, но результатом, как правило, довольны оба). + Для учеников (и для учителей) урок проходит в максимально комфортной обстановке, с минимально возможным числом шоковых ситуаций от ощущения новизны и непонятности приемов и стиля общения нового педагога. Вместо тревожности формируется установка: «в 5 классе будет хорошо, привычно, не страшно».
Предлагаю рассмотреть методические проблемы преемственности Единые требования по ведению тетрадей Все записи в тетрадях следует оформлять каллиграфическим аккуратным почерком. Помимо шариковой ручки школьного образца с синими чернилами, в классной и домашней работах для выполнения других операций в тетрадях учащиеся используют простой карандаш и ручку с зелёными чернилами. После каждой классной (домашней) работы следует отступать две строки (пишем на третьей). В ходе всей работы не пропускаем ни одной строки. Необходимо учитывать, что при оформлении письменных работ по русскому языку на новой странице следует писать с самой верхней строки, дописывать до конца страницы, включая последнюю строку. Педагогический аспект
Объем работ. Домашняя работа не должна по объему превышать классную, а быть меньше. Классная работа = ¾ контрольного диктанта. Если домашняя работа превосходит норму, то она должна быть названа творческой. В тетради должна существовать запись: Творческая домашняя работа. Работа над ошибками. Перед ней надо пропустить 2 строки. Слово, объяснение, пример. Если ошибка допущена в словарных словах, то написать 2-3 однокоренных слова в качестве примера. Работа над ошибками должна вестись систематически.
Подчёркивание букв, слов, членов предложения, выделения частей слова, ударение, надписи над словами, указания взаимосвязи слов в предложении выполняется остро отточенным простым карандашом или ручкой с зелёными чернилами. Все подчёркивания следует проводить по линейке. В некоторых видах работ допускается подчёркивание без линейки, что зависит от хорошо сформированного навыка работы с простым карандашом.
В тетради должны просматриваться следующие виды работ: словарная работа, попутное повторение, проверочная работа, самостоятельная работа, работы обучающего характера ( планы, схемы, таблицы ), 2-4 вида грамматических разборов (можно включать виды частичных разборов), классная работа должна заканчиваться творческим упражнением. В классной работе в тетради отличника и троечника должны быть разные виды работ (индивидуально-дифференцированные ). В обозначении видов работ и в самих работах не должно быть никаких сокращений . Домашняя работа должна следовать строго за классной (классная должна служить образцом для домашней). Между работами - 2 свободных строки. В домашней работе следует писать:
Слово упражнение пишется полностью с 3 класса начиная с третьей четверти. Номера упражнений, выполняемых в тетрадях, указываются при их полном объеме. Если упражнение выполняется не полностью, то не указываются. Допускается краткая и полная форма записи (по центру строки). Образец: Упражнение 234. При выполнении различных видов разбора требуется соблюдение принятых норм сокращений слов, обозначений терминов. Сокращается слово только на согласные: глухой- гл.,звонкий - зв .,согласный- согл .,твердый- тв ., существительное-сущ. прилагательное-прил. глагол-гл. предлог-пр. мужской род- м.р . женский род- ж.р . средний род- ср.р . Прошедшее время- прош . Настоящее время-наст. Будущее время- буд. Единственное число- ед.ч . Множественное число- мн.ч . Название падежей указывается заглавной буквой ( Им.п . Р.п . Д.п . В.п . Т.п. П.п .)
Фонетический разбор слова Сколько в слове слогов, какой по счету ударный? Гласные звуки: ударные, безударные. Какими буквами обозначены? Согласные звуки: парные и непарные, глухие и звонкие, твердые и мягкие. Какими буквами обозначены? Количество звуков и букв в слове. Образец: Морковь — 2 слога, 4 согл ., 2 гл. м — [м] - согл ., сонорн ., парн ., тв . о — [о] - гласн ., безударн . р — [р] - согл ., сонорн ., парн ., тв . к — [к] - согл ., парн ., глух., парн ., тв . о — [о] - гласн ., ударн . в — [ф] - согл ., парн ., глух., парн ., мягк . ь —_______ 7 букв, 6 звуков Единые требования к проведению морфологического, фонетического и синтаксического разборов
Морфологический разбор имени существительного Часть речи. Начальная форма (Им. п., ед. ч.). Постоянные признаки: — собственное или нарицательное; — одушевленное или неодушевленное; — род; — склонение. Непостоянные признаки: — падеж; — число. Роль в предложении.
Обогащать речь учащихся, усложняя ее к 4 классу. Постоянно работать над техникой чтения учащихся, расширять их лексический запас, в том числе за счет специальных терминов. Работать над скоростью письма и каллиграфией. Применять на уроках упражнения, задания для развития произвольного внимания, механической и оперативной памяти. Разработать рекомендации для тренировки памяти и внимания детей. Повысить требовательность к формированию у детей прочных вычислительных навыков, знания таблицы умножения, компонентов всех арифметических действий и правил их нахождения. Приучать детей выполнять работу только в отведенное для этого время. Добиваться развернутых полных ответов, четкой грамотной речи учащихся. Практиковать письменный опрос правил, предлагать для запоминания не только стихотворные, но и прозаические тексты. Приучать учащихся работать с энциклопедиями, справочниками, словарями, научно-популярной и дополнительной литературой. При выставлении итоговых четвертных оценок делать упор прежде всего на письменные работы. Рекомендации учителям начальных классов по организации преемственности в обучении
Разбор предложения Какое предложение по цели высказывания? Какое предложение по интонации? Распространенное оно или нераспространенное? О ком или о чем говорится в предложении? Подчеркни подлежащее. Что говорится о подлежащем? Подчеркни сказуемое. Разбираем группу подлежащего. Ставим вопрос от подлежащего к словам, связанным с ним по смыслу. Разбираем группу сказуемого. Ставим вопрос от сказуемого к словам, которые его поясняют. Ставим вопрос от главного члена к второстепенному, его поясняющему. Образец: После тёплых дождей в лесу пошли грибы. ( повествоват ., невосклиц ., распростр .) Что? Грибы — это подлежащее. Грибы (что сделали?) пошли. — Это сказуемое. От подлежащего вопрос задать нельзя. Задаем вопрос от сказуемого. Пошли (г д е ?) в лесу — это вт. член., обстоятельство места. Пошли (когда?) после дождей — это вт. член., обстоятельство времени. После дождей (каких?) тёплых — это вт. член., определение.
Учитывайте трудности адаптационного периода, возрастные особенности пятиклассников в выборе терминологии, подборе методических приёмов. Не перегружайте учеников излишними по объёму домашними заданиями, дозируйте их с учётом уровня подготовки ученика, гигиенических требований возраста. Следите за темпом урока – высокий темп мешает многим детям усваивать материал . Налаживайте эмоциональный контакт с классом. Предъявляйте единые требования к учащимся (соблюдайте единый орфографический режим, критерии оценок). Развивайте общеучебные умения и навыки, учите ребят правильно учиться. Рекомендации учителям-предметникам
Учителям -4 классов знать программу по предметам 5 класса, учителям-предметникам знать основные требования к знаниям и умениям учащихся начальных классов. Учителям 4 классов в I полугодии посещать уроки учителей-предметников в 5 классе с целью изучения организации учебной деятельности. Учителям, принимающим 5 классы, посещать во II полугодии уроки учителей 4 классов с целью знакомства с коллективом учащихся и приемами, методами работы учителей с детьми этого возраста; практиковать проведение пробных уроков в этих классах. При тематическом планировании учителям 4 классов включать элементы опережающего обучения. Учителям начальной школы знать программу средней школы, а учителям среднего звена программу начальной школы. Учителям, выпустившим 4 классы, постоянно поддерживать контакт с классными руководителями и учителями-предметниками с целью оказания помощи в изучении психологических, индивидуальных особенностей учащихся и микроклимата в семьях. Проводить последнее родительское собрание в 4 классе совместно с будущим классным руководителем. Единые требования к осуществлению преемственности в обучении учащихся младшего и среднего звеньев
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация ПРОБЛЕМЫ ПРЕЕМСТВЕННОСТИПРИ ПЕРЕХОДЕ УЧАЩИХСЯ ИЗ НАЧАЛЬНОЙШКОЛЫ В СРЕДНЕЕ ЗВЕНО.
Наглядный материал по данной проблеме...
Преемственность при переходе учащихся из начальной школы в среднее звено
для учителей, которые начинают работу в 5 классе...
статья "Преемственность при переходе учащихся из начальной школы в среднее звено."
Трудности, которые используют дети при переходе из начальной школы в среднее звено....
Преемственность при переходе учащихся из начальной школы в среднее звено
Переход из младшей школы в среднюю – переломный момент в жизни ребенка, так как осуществляется переход к новому образу жизни, к новым условиям деятельности, к новому положению в обществе, к новым взаи...
Семинар Осуществление преемственности при переходе учащихся из начальной школы в основную (по ФГОС)
В презентации представлены основные аспекты проблемы преемственности пятиклассников, трудности адаптационного периода на второй ступени образования, особенности учебного процесса в 5-х клас...
Презентация Круглый стол «Осуществление преемственности при переходе учащихся из начальной школы в основную»
Круглый стол «Осуществление преемственности при переходе учащихся из начальной школы в основную»...
Презентация Круглый стол «Осуществление преемственности при переходе учащихся из начальной школы в основную»
Круглый стол «Осуществление преемственности при переходе учащихся из начальной школы в основную»...