Химические вещества в жизни человека - 7 класс
рабочая программа (7 класс) на тему

 Николаева Ирэн

Химические вещества в жизни человека - 7 класс

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon himicheskie_veshchestva_v_zhizni_cheloveka.doc104 КБ

Предварительный просмотр:

Министерство общего и профессионального образования Свердловской области

Муниципальный орган  управления образованием Управление образованием

 городского округа Красноуфимск

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Основная школа №7»

Принята                                                                                                       Утверждаю

на педагогическом совете                                                                         Директор МБОУ ОШ 7

МБОУ ОШ 7                                                                                             _________Третьяков Ю.Е.

Протокол № 1 от 30.08.2016                                                     Приказ № 134/1-ОД  от 31.08.2016

                   

РАБОЧАЯ УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА

Вариативный курс: Химические вещества в повседневной жизни человека

Класс (годы) 7 классы, 2016-2017 учебный год

Составитель: Одинцова И.Н.,

учитель химии,

первая квалификационная категория

ГО Красноуфимск

2016

   Рабочая учебная программа составлена в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом общего образования на основании программы элективных курсов для общеобразовательных школ по химии, 8 - 9 классы. Составитель Н. В. Ширшина. – Волгоград: Учитель, 2006.

Программа пролонгирована на 20__-20__ г.

Протокол заседания научно-методического

совета №___от _______________________

УТВЕРЖДАЮ:

Директор МБОУ ОШ №7

____________________Ю.Е.Третьяков  

«_________»__________июня______20__г

Программа пролонгирована на 20__-20__ г.

Протокол заседания научно-методического

совета №___от _______________________

УТВЕРЖДАЮ:

Директор МБОУ ОШ №7

____________________Ю.Е.Третьяков  

«_________»__________июня______20__г

Программа пролонгирована на 20__-20__ г.

Протокол заседания научно-методического

совета №___от _______________________

УТВЕРЖДАЮ:

Директор МБОУ ОШ №7

____________________Ю.Е.Третьяков  

«_________»__________июня______20__г

Программа пролонгирована на 20__-20__ г.

Протокол заседания научно-методического

совета №___от _______________________

УТВЕРЖДАЮ:

Директор МБОУ ОШ №7

____________________Ю.Е.Третьяков  

«_________»__________июня______20__г

Программа пролонгирована на 20__-20__ г.

Протокол заседания научно-методического

совета №___от _______________________

УТВЕРЖДАЮ:

Директор МБОУ ОШ №7

____________________Ю.Е.Третьяков  

«_________»__________июня______20__г

Пояснительная записка.

Рабочая программа вариативного курса по химии составлена в соответствии с нормативными документами:

1. Федерального Закона «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012г.  № 273-ФЗ (с изменениями и дополнениями)

2. Государственного образовательного стандарта основного общего образования (федеральный компонент) приказ Минобразования России от 5.03.2004 г. № 1089 с изменениями и дополнениями

3. Примерной программы основного общего образования по химии (базовый уровень). Программа элективных курсов для общеобразовательных школ по химии, 8 - 9 классы. Составитель Н. В. Ширшина. – Волгоград: Учитель, 2006.

4. Требований к оснащению образовательного процесса в соответствии с содержательным наполнением учебных предметов федерального компонента государственного образовательного стандарта

5. Постановления Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29.12.2010г. № 189 «Об утверждении СанПин 2.4.2.2821-10 санитарно-эпидемиологических требований к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» (зарегистрировано Министерством юстиции Российской Федерации 3 марта 2011г., регистрационный № 19993)

6. Устава образовательного учреждения

7. Программы развития школы

8. Образовательной программы МБОУ ОШ 7, утвержденной  приказом директора МБОУ ОШ 7 от 31.08.2016 №134/1-ОД.

9. Учебного плана МБОУ ОШ7 на 2016-2017 учебный год, утвержденного приказом директора МБОУ ОШ 7 от 31.08.2016 №134/1-ОД.

10.Приказ Министерства образования и науки РФ от  21.04.2016г  №459 «О внесении изменений в федеральный перечень учебников, рекомендованных к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального, общего, основного общего, среднего общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 31 марта 2014 № 253». Габриелян О. С.  Химия. Вводный курс. 7 класс: учебное пособие - М.: Дрофа, 2006.

11. Календарный учебный график МБОУ ОШ 7на 2016-2017 учебный год, утвержденный приказом директора МБОУ ОШ 7 от 31.08.2016 №134/1-ОД.

         Знакомство детей с веществами, химическими явлениями начинается еще в начальных классах. Каждый ребенок знаком с названиями применяемых в быту веществ, некоторыми полезными ископаемыми и даже отдельными химическими элементами. Однако к началу изучения химии в 8-м классе познавательные интересы школьников в значительной мере ослабевают. Последующее изучение химии на уроках для многих учащихся протекает не очень успешно. Это обусловлено сложностью материала. С целью формирования основ химического мировоззрения детям предлагается вариативный курс «Химические вещества в повседневной жизни человека».

           Содержание материала соответствует государственной программе для общеобразовательных учреждений.  Предлагаемый курс своим содержанием может привлечь внимание учащихся, которым интересна химия.

            Содержание программы знакомит учеников с характеристикой веществ, окружающих нас в быту: вода, поваренная соль, вещества, из которых сделаны посуда, спички, карандаши, бумага и т. п.  Эти вещества, несмотря на свою тривиальность, имеют  интересную историю и необычные свойства.  Данный курс не только существенно расширяет кругозор учащихся, но и предоставляет возможность интеграции в национальную и мировую культуру, раскрывает материальные основы окружающего мира, дает химическую картину природы.

         В программу включены прогрессивные научные знания и  ценный опыт практической деятельности человека, что способствует повышению интереса к химии и развитию внутренней мотивации учения. Темы курса дают возможность актуализации экологического просвещения школьников. Лабораторные и практические занятия способствуют формированию специальных умений и навыков работы с веществами и оборудованием.

        Проектные работы, тематика которых приводится в программе, позволяет сформировать у учащихся умение самостоятельно приобретать и применять знания, а также

развивают их творческие способности. Динамику интереса к темам вариативного курса поможет проследить анкетирование на первом и последнем этапе изучения курса.

Цели курса:

- реализовать интерес учащихся к химии,

-создать базу для ориентации в мире современных профессий.

 

Задачи:  

 - сформировать специальные умения и навыки работы с веществами и  оборудованием,  необходимые в практической деятельности;                  

-развивать творческие способности;

- привить учащимся основы экологической грамотности.

        Программа вариативного курса «Химические вещества в повседневной жизни человека» предназначена для учащихся 7 классов и рассчитана на изучение химии с недельной нагрузкой 1 час, всего 16 часов.

Планируемый результат:

Изучив данный курс, школьники должны:

- знать о составе и свойствах химических веществ и предметах, окружающих их в повседневной жизни: поваренной соли, воде, посуде, спичках, бумаге, пластмассах, об экологических проблемах чистоты воды;

- знать области применения в быту кислот, солей, оснований, растворителей.

- уметь проводить эксперимент по очистке воды, соли, выращиванию кристаллов, соблюдая правила техники безопасности.

- использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • безопасного обращения с веществами и материалами;
  • экологически грамотного поведения в окружающей среде;
  • оценки влияния химического загрязнения окружающей среды на организм человека;
  • критической оценки информации о веществах, используемых в быту;

Технологии,  формы и методы работы, которые используются для реализации данной программы.

Использую в своей работе  технологию развивающего личностно-ориентированного образования, здоровьесберегающих и информационных технологий и элементы технологии дифференцированного обучения. Выбор педагогических технологий основан на особенностях психофизического и социально развития ребенка в подростковом возрасте.

На ступени основного общего образования для подростка характерно самоутверждение среди сверстников и взрослых в совместной учебной и внеучебной деятельности на базе тех знаний и умений, которые приобретены в начальной школе. В этот период происходит формирование индивидуальных способов реализации тех норм и требований, которые предъявляет окружающий мир. У подростка возникает осознанное стремление участвовать в общественно необходимой работе, активно проявляется потребность в утверждении собственных представлений, мнений и оценок, регулирование отношений к нему разных людей.

Обучающимся на данной ступени характерно стремление строить общение в различных коллективах с учетом принятых норм взаимоотношений, рефлексией собственного поведения в них, умение оценивать свои личные возможности. Увеличивается потребность в самостоятельном определении своего поведения во всех сферах жизни. Создаются условия для выбора возможного будущего вида профессиональной деятельности, что предполагает сформированность достаточно устойчивых интересов и предпочтений, ориентации в различных сферах труда и общественно полезной деятельности. Возрастает потребность в самоутверждении при интимно-личностном общении со сверстниками, особенно противоположного пола. Содержание учебной деятельности должно включаться в общий социокультурный, общественно-экономический и личностный опыт подростков.

Используя современные педагогические технологии, получаю возможность обучать учащихся в зоне их ближайшего развития.

Формы работы – индивидуальная, групповая, парная, коллективная.

Провожу различные виды занятий: лекции, практикумы,  экскурсии, уроки деловой игры.

Провожу различные типы занятий: изучения нового материала; применения знаний и умений; комбинированные занятия; обобщения и систематизации знаний.

В своей педагогической деятельности я использую информационные, репродуктивные, проблемного изложения, частично-поисковые, проектные и исследовательские методы обучения.

Виды и формы контроля.

Используется безотметочная система, но дети готовят сообщения, проекты, презентации.

Содержание курса

1. Введение.                        

Цели и задачи курса. Химия, её  значение. Место химии среди других наук. Школьный химический кабинет. Правила техники безопасности при работе в кабинете. Знакомство с лабораторным оборудованием

2. Вода.                                

 Вода в масштабе планеты. Круговорот воды. Пресная вода и её запасы. Вода в организме человека. Экологические проблемы чистой воды. Получение дистиллированной воды.   Устранение жёсткости воды. 

3. Поваренная соль.          

 Роль поваренной соли в обмене веществ  человека и животных. Солевой баланс в организме человека. Получение поваренной соли и её очистка. Использование хлорида натрия в химической промышленности. Очистка загрязнённой поваренной соли. Выращивание кристаллов.

 4. Спички.                          

 Пирофоры. История изобретения спичек. Спичечное производство в России.

 5. Бумага.                            

 От пергамента и шёлковых книг до наших  дней. Целлюлоза. Связующие: каолин,       карбонат кальция, пигменты. Виды бумаги и их практическое использование.

6. Карандаши, акварельные краски и чернила.          

 Графит. Состав цветных карандашей. Химический состав и виды акварельных красок и чернил. Изготовление чернил. 

7. Стекло.                            

 Из истории стеклоделия. Получение оконного стекла.

Учебно-тематический план

Наименование разделов

Общее количество часов

Всего

Практических занятий

Теоретические занятия

1. Введение

3

1

2

2. Вода

3

1

2

3. Поваренная соль

3

1

2

4. Спички

2

2

5. Бумага

2

2

6. Карандаши, краски, чернила

2

2

7. Стекло

1

3

Итого

16

3

15


Химические вещества в повседневной жизни человека

Тема

Количество часов

Дата

Требования к уровню подготовки учащихся

Виды деятельности.

план

факт

Знать, понимать

уметь, применять

1.

2.

3.

1. Введение

Цели и задачи курса. Химия, её  значение. Место химии среди других наук.

Школьный химический кабинет. Правила техники безопасности при работе в кабинете.

Знакомство с лабораторным оборудованием.

3

Знать правила техники безопасности при работе в кабинете, лабораторное оборудование.

Уметь обращаться с лабораторной посудой и  оборудованием.

Беседа.

Лекция.

Выбор тем проектных работ

Практическая работа.

Знакомство с лабораторным оборудованием.

4.

5.

6.

2. Вода.                                

Вода в масштабе планеты.

Круговорот воды. Пресная вода и её запасы.

Вода в организме человека.

Экологические проблемы чистой воды.

Получение дистиллированной воды.  

Устранение жёсткости воды.

3

Знать особенности водной оболочки Земли, значение воды в жизни человека. Знать экологические проблемы чистой воды в регионе.

Уметь характеризовать роль воды в природе и в жизни человека, проводить очистку воды от примесей, использовать дополнительные источники информации.

Лекция.

Сообщения учащихся.

Сообщения учащихся

Практическая работа. Устранение жёсткости воды.

7.

8.

9.

3. Поваренная соль.          

Роль поваренной соли в обмене веществ человека и животных.

Солевой баланс в организме человека.

Получение поваренной соли и её очистка. Использование хлорида натрия в химической промышленности.

Очистка загрязнённой поваренной соли.

Выращивание кристаллов.

3

Знать получение и использование поваренной соли, её роль в организме.

Уметь готовить сообщения и выступать с ними, очищать соль от примесей и выращивать кристаллы.

Сообщения учащихся.

Тест.

Практическая работа Выращивание кристаллов.

10.

11.

4. Спички.                          

Пирофоры.

История изобретения спичек. Спичечное

производство в России.

2

Знать состав пирофоров, способ изготовления спичек.

Уметь обращаться с пирофорами, соблюдая правила техники безопасности.

Лекция.

Работа с CD.

12.

13.

5. Бумага.                            

От пергамента и шёлковых книг до наших дней. Целлюлоза. Связующие: каолин, карбонат кальция, пигменты.

Виды бумаги и их практическое использование.

2

Знать состав, виды бумаги и их использование.

Уметь использовать дополнительные источники информации, выступать с сообщениями.

Семинар.

Тест.

Анкетирование. Сообщения учащихся.

14.

15.

6. Карандаши, акварельные

    краски и чернила.          

Графит. Состав цветных карандашей.

Химический состав и виды акварельных красок и чернил. Изготовление чернил.

2

Знать состав и виды грифелей, красок и чернил.

Уметь готовить сообщения и выступать с ними, получать чернила разной окраски.

Лекция.

Сообщения учащихся.

Лабораторная работа. Изготовление чернил

16.

7. Стекло.                            

Из истории стеклоделия. Получение оконного стекла.

1

Знать состав, виды, способы получения и области применения стёкол.

Уметь готовить сообщения.

Лекция


Материально-техническое  и учебно-методическое обеспечение образовательного процесса

Инструменты:

1. Химическая посуда: пробирки, колбы, стаканы, стеклянные трубочки и палочки, пробки, зажимы, лопаточки, планшетки с ячейками

2. Спиртовки,

3. Ареометры

4. Термометры

5. Магниты

6. Химические трафареты

7. Аптечка

ТСО:

1. Ноутбук, проектор, колонки

2. Телевизор, видеомагнитофон, DVD – проигрыватель

3. Компьютер, сканер, принтер

Раздаточные материалы:

1. Химические реактивы и оборудование для проведения эксперимента.

2. Коллекции полезных ископаемых

Наглядные материалы:

1. Таблицы:

  1. Серия учебных таблиц по химии
  2. Строение вещества
  3. Охрана природы
  4. Лабораторное оборудование
  5. Правила техники безопасности в кабинете химии
  6. Периодическая система химических элементов Д. И. Менделеева

2. Электронные издания:

  1. Химия 8 класс – 3 диска
  2. Химия 8-11 кл. Виртуальная лаборатория.
  3. Химия для всех. Самоучитель по решению задач.
  4. Химия в школе. Атом и молекула.
  5. Химия для гуманитариев. Элективный курс.
  6. Химия. Базовый курс
  7.  Органическая химия
  8.  Мониторинг и качество образования
  9.  Химия и электрический ток
  10.  Галогены. Сера
  11.  Азот и фосфор
  12.  Углерод и кремний. Ч.1

      13.Углерод и кремний. Ч.2

      14. Большая электронная энциклопедия Кирилла и Мефодия.

15. Электронная энциклопедия «Кругосвет», 2003.

3. Видеофильмы:

     1. Химия вокруг нас

                      2. Школьный химический эксперимент. Органическая   химия. Части 1, 2, 3.

 3. Школьный химический эксперимент. Общие свойства металлов.

 4. Химия элементов – неметаллов

    5. Ломоносов. Менделеев.

Список литературы

Методическая литература

1. Алексинский В.Н. Занимательные опыты по химии. М.: Просвещение, 1980.

2. Буринская Н.Н.  Учебные экскурсии по химии. М.: Просвещение, 1989.

3. Вивюрский В.Я. Учись приобретать и применять знания по химии. М.: Гуманит. Изд.

    Центр ВЛАДОС, 1999.

4. Девяткин В.В. Химия для любознательных. Ярославль: Академия  развития, 2000.

5. Егоров А.С. и др. Химия внутри нас. Ростов н/Д: Феникс, 2004.

6. Енякова Т.М. Внеклассная работа по химии. – М.: Дрофа, 2004

7. Курганский С.М. Интеллектуальные игры по химии.- М.: 5 за знания, 2006

8. Неделя экологии в школе/ авт.-сост. Г.А.Фадеева - Волгоград: Учитель, 2007

9. Оржековский П.А. Экспериментальные творческие задания и задачи по неорганической

      химии. М.: АРКТИ, 1999.

10. Тыльдсепп А.А. Мы изучаем химию. М.: Просвещение, 1988.

11. Химия. Вводный курс. 7 класс: учебное пособие/ О. С. Габриелян  М.: Дрофа, 2006.

12. Химия: проектная деятельность учащихся/ авт.-сост. Н.В. Ширшина.- Волгоград:  

     Учитель, 2007

13. Шипарева Г.А. Программы элективных курсов. Химия. 8-9 классы. Предпрофильное

     обучение. – М.: Дрофа, 2006

14. Ширшина Н.В. Химия. 9 класс: сборник элективных курсов.- Волгоград: Учитель, 2006

15. Ширшина Н.В. Химия для гуманитариев. 10, 11 классы. – Волгоград: Учитель, 2005

16. Штремплер Г.И. Предпрофильная подготовка по химии - М.: Дрофа, 2007

17. Штремплер Г.И.  Химия на досуге: Загадки, игры, ребусы. М.: Просвещение, 1993.

18. Штремплер Г.И. Химия на досуге. Домашняя химическая лаборатория. М.: Просвещение,

     1996.

19.Юдин А.М. Химия в нашем доме. М.: Химия, 1990.

20. Я познаю мир: Детская энциклопедия: Химия. М.: АСТ-ЛТД, 1997.

21. Я познаю мир: Детская энциклопедия: Экология. М.: АСТ-ЛТД, 1998.

Литература для учащихся

  1. Алексинский В.Н. Занимательные опыты по химии. М.: Просвещение, 1980.
  2. Арабаджи В.И. Загадки простой воды. М.: Знание, 1973.
  3. Вивюрский В.Я. Учись приобретать и применять знания по химии. М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 1999.
  4. Девяткин В.В.  Химия для любознательных. Ярославль: Академия развития, 2000.
  5. Егоров А.С. Химия внутри нас. Ростов н/Д: Феникс, 2004.
  6. Енякова Т.М. Внеклассная работа по химии. – М.: Дрофа, 2004
  7. Курганский С.М. Интеллектуальные игры по химии.- М.: 5 за знания, 2006
  8. Курячая М.А. Химия созидающая, химия разрушающая. М.: Знание, 1990.
  9.  Курячая М.А. Химия в картинках. М.: Детская литература, 1992.
  10.   Мир химии. Занимательные рассказы о химии. Сост. Смирнов Ю.И. СПб: ИКФ МиМ Экспресс, 1995.
  11.  Михеев А.В. Охрана природы. М.: Просвещение, 1990.
  12.  Неделя экологии в школе/ авт.-сост. Г. А. Фадеева. - Волгоград: Учитель, 2007
  13.  Никулин Ф. Чудеса подлинные и мнимые. М.: Молодая гвардия, 1978.
  14.  Сомин Л.Е. Увлекательная химия. М.: Просвещение, 1978.
  15.  Тыльдсепп А.А. Мы изучаем химию. М.: Просвещение, 1988.
  16.  Химия: проектная деятельность учащихся/ авт.-сост. Н. В. Ширшина. - Волгоград: Учитель, 2007
  17.  Штремплер Г.И. Предпрофильная подготовка по химии. М.: Дрофа, 2007.
  18.  Штремплер Г.И.  Химия на досуге: Загадки, игры, ребусы. М.: Просвещение, 1993.
  19. Штремплер Г.И. Химия на досуге. Домашняя химическая лаборатория. М.: Просвещение, 1996.
  20.  Юдин А.М. Химия в нашем доме. М.: Химия, 1990.
  21.  Я познаю мир: Детская энциклопедия: Химия. М.: АСТ-ЛТД, 1997.
  22. Я познаю мир: Детская энциклопедия: Экология. М.: АСТ-ЛТД, 1998.

        

Приложение

Темы проектных работ и сообщений учащихся

1. Чудесный мир бумаги.

2. История бумажных денег.

3. Много ли соли в солонках страны?

4. «Соляные бунты» в России.

5. Физиологический раствор в медицинской практике.

6. Имеет ли вода память?

7. Влажность воздуха и самочувствие человека.

8. Какая бывает вода?

9. Способы производства и отделки стекла.

10. Гончарный круг в истории человечества.

11. Анализ проб воды в различных районах города.

12. Очистные сооружения городского водоканала.

13. История спички.

14. Экологические проблемы  р. Уфа.

15. Бумага – материальный носитель различных видов искусства.

16. Фарфоровые и фаянсовые изделия в моём доме (слайд - презентация)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа элективного курса «Химические вещества в повседневной жизни человека».

Элективный  курс дает возможность пополнить знания о свойствах веществ окружающих человека....

Презентация к уроку ОБЖ в 9 классе на тему "Воздействие химических веществ на организм человека"

Презентация предназначена для использования на уроках ОБЖ в классах с обучающимися с особыми образовательными потребностями...

Программа элективного курса "Химические вещества в повседневной жизни человека"

Содержание программы знакомит учеников с характеристикой веществ, окружающих нас в быту: вода, поваренная соль, вещества, из которых сделаны посуда, спички, карандаши, бумага и т.п. Эти вещества, несм...

Химические реакции в жизни человека

Урок химии в 8 классе по теме « Химические реакции в жизни человека.»Цель урока:показать значение химических реакций в жизни человека...

Минеральные вещества в жизни человека

Что значат минеральные вещества в жизни человека...