Доклад для педсовета
статья на тему
Самообразование учителя
необходимое условие
профессиональной деятельности педагога.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
doklad_k_pedsovetu.doc | 62 КБ |
Предварительный просмотр:
Самообразование учителя
необходимое условие
профессиональной деятельности педагога.
В условиях модернизации образования, формирования и обустройства новой модели школы, использования современных технологий обучения и воспитания, способствующих повышению качества образовательного процесса требуется корректировка работы по совершенствованию профессиональной компетентности учителя. Большую роль играет работа по самообразованию педагога. В литературе «самообразование» раскрывается как непрерывное продолжение общего и профессионального образования, благодаря которому актуализируются и расширяются знания и восполняется пробелы в интеллектуальном развитии человека. Характеристиками самообразования являются:
- Свободный выбор круга интересующих проблем;
- Самостоятельная работа с источниками информации;
- Самостоятельная организация процесса самообразования.
Общество всегда предъявляло, и будет предъявлять к учителю самые высокие требования. Педагог должен знать не только свой предмет и владеть методикой его преподавания, но и иметь знания в ближайших научных сферах, различных областях общественной жизни, ориентироваться в современной политике, экономике, культуре. Способность к самообразованию определяется психологическими и индивидуальными показателями учителя, но не в меньшей мере эта способность вырабатывается в процессе работы. Однако, как бы ни были высоки способности учителя к самообразованию, не всегда этот процесс реализуется на практике, и очень часто к вопросу самообразования мы относимся скептически. Причины, которые чаще всего называют учителя – это отсутствие времени, нехватка источников информации, отсутствие стимулов, можно услышать фразу «чего я только не делаю, а они не учат». Но это всего лишь отговорки, проявления инертности и лености мышления.
Что же мешает процессу самообразования?
1.
позиция «обучающего»
позиция ученика
и «научающего»
Человеку, который много лет учит постоянно других, иногда очень трудно занять позицию ученика. Изучать новый материал, систематизировать и доказывать!
2. Позиция «Хорошие знания предмета», «Я хорошо знаю свой предмет, учился в институте, защитил диплом. Отлично знаю методику. Ночью разбуди, проведу любой урок» . но эта позиция не учитывает то, что:
- В мире постоянно происходят изменения;
- Происходят научные открытия;
- Меняются политические системы;
- Меняются требования, программы, стандарты.
Функциональный план самообразовательной деятельности.
- Экстенсивная – накопление, приобретение новых профессиональных знаний;
- Компенсаторная – ликвидация «белых пятен» в своём образовании;
- Методическая – преодоление профессиональной узости;
- Сотворческая – содействие творческой работе, дополнение её;
- Функция преодоления сложившихся стереотипов, предупреждение застоя в развитии учителя и в целом образовательного учреждения.
Следовательно, самообразование – необходимое, постоянное слагаемое педагогической деятельности и саморазвития учителя как важного фактора и условия развития его профессиональной компетентности.
Самообразование можно поделить на два вида, оперативное и перспективное.
Оперативное (то чем мы занимаемся очень часто, скорее, по необходимости). Самообразование учителя, как необходимое условие педагогической деятельности: это подготовка к уроку, подготовка к родительскому собранию, классному часу, разработка внеклассных мероприятий.
Перспективное (проблема, тема над которой работает учитель на протяжении определённого количества времени). Самообразование учителя как условие эффективности педагогической деятельности. Это глубокое и всестороннее изучение соответствующей науки, совершенствование педагогического мастерства, исследование, написание методических пособий.
Определим мотивы, побуждающие педагога к самообразованию:
- Ежедневная работа с информацией (готовясь к уроку, мероприятию, везде возникает необходимость новой информации)
- Желание творчества. Учитель – профессия творческая. Творческий человек не может из года в год работать по одному и тому же плану, сценарию. Должно появиться желание большего! Работа должна быть интересной и приносить удовольствие.
- Стремительный рост современной науки, особенно педагогики и психологии. В эпоху автомобилей, чего же пользоваться телегой.
- Изменения, происходящие в обществе. Эти изменения отражаются на учениках, формируют их мировоззрение и соответственно очень часто формируют образ учителя как «несовершенного человека».
- Конкуренция. Не секрет, что многие родители, приводя ребёнка в школу, просятся в класс к конкретному учителю, предметнику, классному руководителю.
- Общественное мнение. Учителю не безразлично, считают ли его «хорошим» или «плохим». «Плохим» учителем быть обидно.
- Материальное стимулирование. Категория учителя, мнение аттестационной комиссии, премии, надбавки, звания, награды. Это всё зависит от квалификации и мастерства учителя. Без постоянного усвоения новых знаний – этого не добиться.
- Интерес. Учиться просто интересно! Говорят врачу: «Исцелись сам!». Как человек, который ежедневно учит, не будет постоянно учиться. Вправе ли он тогда преподавать?!
Конкретное содержание и формы самообразования учителя зависят от многих аспектов: стажа, преподаваемого предмета, индивидуальных интересов, подготовленности учащихся, с которыми учитель работает, специфики образовательного учреждения.
Тема самообразования, над которой работает учитель, выбирается педагогом, согласовывается с руководителем методического объединения, фиксируется в планах работы методического объединения.
При анализе работы по самообразованию в школе используется разно уровневый подход. Педагогический коллектив условно можно разделить на три группы, которые отличаются уровнем владения педагогического мастерства.
1 группа – обладают высокими педагогическими способностями. Главные проводники новых технологий, разработчики диагностических материалов (50%)
2 группа – группа совершенствования педагогического мастерства (36%)
3 группа – группа становления педагогического мастерства. Её составляют молодые учителя или вновь начинающие работать педагоги (16%)
Конечно, педагоги, входящие в первую группу – это профессионалы, которые дают открытые уроки, публикуют материалы из опыта работы, участвуют в конкурсах, руководят ШМО и РМО. Естественно, что темы по самообразованию этой группы педагогов должны отличаться от тем педагогов, которые условно входят во вторую и третью группы. Анализ тем педагогов первой группы показывает, что иногда темы очень общие: «Актуализация процесса обучения», «Начальная школа XXI века», «Игровые технологии», «Компетентностный подход в обучении», «Информатизация образовательного пространства».
Учителя высшей категории, победители ПНПО уже должны выходить на иной уровень – уровень исследовательской, экспериментальной работы. Можно создавать временный научно-исследовательский коллектив или временную проблемную группу, в рамках которых определяется общая тема научно-методического поиска и тематика конкретных индивидуальных заданий для каждого участника.
Каждый руководитель ШМО имеет карту профессионального роста учителя, рассчитанный на 5 лет, которую заполняет в начале учебного года. В конце года каждый учитель анализирует, систематизирует свою деятельность, работая над заполнением диагностической карты учебного года.
Тема по самообразованию выбирается для работы в течении 3-5 лет.
1 этап – установочный,
2этап – обучающий,
3 этап – практический,
4 этап – теоретическое осмысление,
5 этап – итоговый контрольный.
Итогом работы по теме может стать творческий отчёт, обобщение опыта, программа, методическая разработка. Не стоит забывать о том, что с 2011 года аттестация обязательна для всех педагогов, поэтому выбирая тему по самообразованию необходимо подумать о том, что предстоит давать открытые уроки, творческий отчёт, показывать свою работу. Не надо делить: тема самообразования одна, а для аттестации – другая. Анализируя работу следует обратить внимание коллектива, что отсутствует:
- Внеурочная деятельность (интерес к предмету),
- Работа с одарёнными детьми,
- Вопросы дифференцированного подхода,
- Методы опроса и оценивания знаний,
- Профильное, предпрофильное обучение.
Если представить деятельность учителя в области самообразования списком глаголов, то получится: читать, изучать, апробировать, наблюдать, писать.
Составляющие процесса самообразования.
Изучать и внедрять новые педагогические технологии, формы и методы обучения | На уровне целостной системы:
На уровне элементов системы, методы:
|
Совершенствовать свои знания в области классической и современной педагогики и психологии |
|
Периодически проводить самоанализ своей профессиональной деятельности |
|
Посещать уроки коллег и участвовать в обмене опытом работы |
|
Систематически интересоваться событиями современной жизни, повышать уровень своей эрудиции, культуры |
|
Участие в профессиональных сетевых сообществах |
|
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Доклад на педсовете "Личность педагога в современной школе", 2010
Доклад на педсовете "Личность педагога в современной школе" - О профессионализме учителя + презентация....
Доклад на педсовете "Внедрение современных педагогических технологий в учебный процесс с целью формирования познавательного интереса обучающихся", 2008
Доклад на педсовете "Внедрение современных педагогических технологий в учебный процесс с целью формирования познавательного интереса обучающихся"...
Доклад на педсовете "Педагогические приемы создания ситуации успеха ученика", 2010
Педагогические приемы создания ситуации успеха ученика ...
Доклад на педсовете "Типология современного урока", 2011
Типология современного урока...
Доклад на педсовете «Пути совершенствования предпрофильной подготовки и профильного обучения в условиях модернизации»
Профильное обучение - средство дифференциации и индивидуализации обучения, позволяющее за счет изменений в структуре, в содержании и организации образовательного процесс...
доклады к педсовету
ПедсоветТема «Компетентный учитель – компетентный ученик»Цель: актуализация развития профессиональной компетентности учителя.Задачи:Познакомиться с понятием «профессиональная компетентность», ви...
Доклад к педсовету от 27 марта 2013 г. Тема доклада: «Формирование продуктивных компетенций через участие учащихся в кружковой деятельности».
Развитие творческих способностей детей является неотъемлемой частью образовательного процесса, который включает в себя не...