РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКОЙ АКТИВНОСТИ, ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ НА ЗАНЯТИЯХ
статья на тему
В статье описаны приоритетные принципы организации педагогического взаимодействия, наиболее продуктивные формы и методы обучения, образовательные технологии, способствующие развитию творческих способностей.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКОЙ АКТИВНОСТИ, ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ НА ЗАНЯТИЯХ | 17.74 КБ |
Предварительный просмотр:
РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКОЙ АКТИВНОСТИ, ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ НА ЗАНЯТИЯХ
В последние десятилетия в отечественной и зарубежной психолого-педагогической литературе широко обсуждается проблема смены образовательной парадигмы. Вместо существовавшей парадигмы образования, направленной на знания, предлагается личностно-ориентированная, нацеленная на формирование активной личности, способной самостоятельно делать выбор, ставить и реализовывать цели, осознанно оценивать свою деятельность. Развитию этих качеств во многом способствует творческий стиль педагогической деятельности (в дальнейшем ТСПД).
Проблема ТСПД является одной из наиболее «молодых» и малоизученных в педагогике. Но вместе с тем все возрастающая потребность в творческой личности учителя заставляет ученых все пристальнее всматриваться в данную проблему, всесторонне ее исследовать.
В основе системы такого педагогического взаимодействия лежат следующие принципы организации педагогического взаимодействия:
- Принцип гуманистической направленности.
Ведущий принцип, выражающий необходимость сочетания целей общества и личности. Реализация этого принципа требует подчинения всей образовательно-воспитательной работы задачам формирования всесторонне-развитой личности.
- Компетентностный принцип, предполагающий, что образовательный процесс должен быть нацелен не только на овладение узко-предметными знаниями, но и метапредметными, межкультурными и межотраслевыми знаниями, умениями и способностями, необходимыми для адаптации и продуктивной деятельности в различных профессиональных сообществах.
- Принцип диалога и сотрудничества участников образовательного процесса в достижении целей их культурного саморазвития.
Этот принцип предполагает изменение роли педагога в организации образовательного процесса. Учитель принимает на себя роль координатора, организатора самостоятельной работы класса, уменьшается число непосредственных воздействий преподавателя на учащихся, преобладающим становится диалогическое взаимодействие, активно используются методы педагогической поддержки, создание ситуации успеха, положительного эмоционального настроя на работу. Педагог и учащиеся являются полноправными субъектами образовательного процесса.
- Принцип преемственности, последовательности и систематичности.
Этот принцип направлен на закрепление ранее усвоенных знаний, умений, навыков, личностных качеств, на их последовательное развитие и совершенствование.
При преемственности каждый урок является логическим продолжением ранее проводимой работы. Преемственность предполагает построение определенной системы и последовательности в обучении и воспитании. Систематичность и последовательность позволяют за меньшее время добиться больших результатов.
- Принцип научности.
В соответствии с этим принципом педагогическое взаимодействие направлено на развитие познавательной активности учащихся, на формирование умений и навыков научного поиска, на ознакомление их со способами научной организации учебного труда.
- Принцип доступности.
Реализация этого принципа предполагает, что обучение должно строиться на основе учета реальных возможностей учащихся, предупреждения интеллектуальных, физических, эмоциональных перегрузок, отрицательно сказывающихся на здоровье, снижении мотивации на обучение.
Методы, приемы, педагогические технологии, на которых базируется система педагогического взаимодействия, способствующая развитию творческих способностей
- Методы активного обучения, в которых «школа памяти» уступает место «школе мышления», исследовательскому подходу к усвоению теории, где обучение превращается в учебно-познавательный процесс, перемещающий акцент с информирования ученика на самоовладение знаниями, умениями в процессе учения.
Методы словесной передачи информации:
♣беседа (этическая, эвристическая, сократическая);
♣индивидуальное собеседование;
♣лекция (обзорная, проблемная, лекция-исследование, лекция – «чистая страница», лекция-презентация);
♣диспут;
♣рассказ.
Методы организации практической деятельности:
♣читательский комментарий;
♣составление синхронистических таблиц, библиографических и терминологических справок;
♣включение учащихся в аргументацию выдвинутой гипотезы;
♣комментарий к ответам одноклассников;
♣задание на «мгновенную» догадку, на соображение;
♣задание на доказательство (или опровержение) тезиса;
♣подбор цитат для ответа на поставленный вопрос;
♣задание на приведение собственных примеров, подтверждающих правило, свойство или раскрывающих вопрос;
♣интригующее описание преподавателем изучаемого объекта с последующей постановкой вопроса;
♣рецензирование ответов на практических занятиях;
♣задание на составление контрольных вопросов по теме, вопросов для викторин, кроссворды;
♣прием «отвергая – объясняй»: необходимо привести веские аргументы, объясняющие негативное отношение ученика к чему-либо (произведению, автору, заданию и т.д.);
♣сопоставление, анализ высказанных в критике двух или нескольких точек зрения на произведение (проблему);
♣сопоставление литературного произведения с его экранизацией.
Результаты исследований оформляются в виде докладов, сообщений на семинарских, практических занятиях, в докладах для учащихся других классов.
Методы педагогической диагностики.
Устный контроль:
♣опрос (индивидуальный, фронтальный, взаимоопрос, «тихий опрос»);
♣собеседование.
Письменный контроль:
♣автобиографический опросник;
♣диктант (литературоведческий, историко-биографический);
♣выборочный контроль;
♣дифференцированные задания разной степени сложности (определяется цена вопроса, у учащихся есть право выбора);
♣комплексный контроль;
♣изложение с творческим заданием;
♣тесты различной модификации;
♣КИМы
Педагогические образовательные технологии.
Личностно-деятельностные технологии:
♣технологии интерактивного обучения (позиционное обучение, учебная дискуссия);
♣технологии развития критического мышления («Работа с информационным текстом», «Взаимообучение»);
♣технология Е.Н.Ильина «Преподавание литературы как искусства и нравственно-этического курса, формирующего человека».
Наиболее удачными формами организации педагогического взаимодействия в нашей системе признаны:
- групповая работа (смысл групповой работы заключается в том, чтобы приобретаемый в специально созданной среде опыт человек смог перенести во внешний мир и использовать его. Помимо чисто учебных задач такая форма работы решает и поведенческие задачи);
- индивидуальная работа (консультации, собеседование, исследовательская работа);
- внеклассная работа.
Итак, наиболее продуктивными формами и методами обучения, образовательными технологиями, способствующими развитию личности обучающегося, являются методы активного обучения: информационно-развивающие, проблемно-поисковые, диалоговые, личностно-деятельностные технологии.
Развитию творческой активности личности способствует вовлечение обучающихся во внеурочную деятельность, исследовательскую работу.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКОЙ АКТИВНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЗАНЯТИЯХ КРУЖКА «ЮНЫЙ ЖУРНАЛИСТ».
Современная школа должна раскрывать личность ребёнка, воспитывать в детях интерес к учёбе, должна быть трамплином во взрослую жизнь. Творческие способности нужно раскрывать с первых школьны...
Работа педагога по развитию творческой и познавательной деятельности учащихся как одно из основных условий повышения качества образования.
В работе рассматривается технология "Развития критического мышления" и проблемное обучение как способ развития творческой и познавательной деятельности учащихся...
Развитие творческой и интеллектуально-познавательной деятельности обучающихся посредством вовлечения в исследовательскую и олимпиадную деятельность.
Развитие творческой и интеллектуально-познавательной деятельности обучающихся посредством вовлечения в исследовательскую и олимпиадную деятельность....
«Использование современных образовательных технологий для развития и повышения познавательной деятельности обучающихся детского объединения «Математический калейдоскоп»
Эффективность освоения любого вида деятельности во многом зависит от наличия у ребенка мотивации к данному виду деятельности. Деятельность протекает более эффективно и дает более качественные результа...
Программа по "Развитию и коррекции познавательной деятельности обучающихся с использованием комплекта Pertra (1-2 класс)
В данной программе представлены цели и задачи коррекционно-развивающей работы с детьми с ОВЗ в начальной школе, календарно-тематическое планирование на год, список методической литературы, использован...
Программа выявления и развития творческой и познавательной деятельности
Программа выявления и развития творческой и познавательной деятельности...