2014 г. Семинар на тему: Работа над крупной техникой.
методическая разработка на тему
«Вижу-слышу-играю»: этапы работы над интервалами и аккордами.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabota_nad_krupnoy_tehnikoy._akkordy. | 27.91 КБ |
Предварительный просмотр:
Воспитывай свой аппарат так, чтобы быть готовым и вооруженным на любой случай; тогда, разучивая новую пьесу, ты сможешь направить все свои силы на ее духовное содержание. Технические проблемы тебя не задержат.
Ф.Бузони
Встречая в нотном тексте интервал или аккорд, ребенок обычно останавливает игру для «опознания» и поиска на клавиатуре каждой отдельной ноты созвучия. Для устранения этого затруднения, следует добиться твердого усвоения учеником графического изображения каждого интервала, а затем и аккорда, складывающегося из уже известных ему интервалов. В свою очередь, для воспроизведения «расшифрованного» интервала или аккорда необходимо довести до известной доли автоматизма его пианистическое воплощение.
Параллельно с мелодическими аппликатурными упражнениями в одной позиции начинается выработка аппликатурной реакции на вертикальные комплексы - интервалы, аккорды. Здесь важно воспитать навыки:
- быстрого зрительно-слухового опознания интервала или аккорда по его специфическому рисунку (по относительному расстоянию между составляющими его нотами);
- мгновенной реакции пальцев на зрительно-слуховой сигнал - на основе элементарных, «типовых» аппликатурных формул.
Необходимо всегда помнить, что «наилучшая аппликатура та, которая позволяет наиболее верно передать данную музыку, и наиболее точно согласуется с ее смыслом» (Г.Г.Нейгауз).
В основе перспективной методики занятий чтения нот с листа лежит принцип «вижу-слышу-играю»:
- Вижу - восприятие нотного текста во всех проявлениях
- Слышу - способность услышать нотный текст до прикосновения к клавиатуре инструмента (внутренний слух)
- Играю - стремление к художественному исполнению.
Перед разучиванием музыкального произведения рекомендуется предварительно изучить его зрительно.
Интервалы
При формировании навыков чтения каждого интервала соблюдается прохождение трёх этапов работы.
Первый этап работы:
- усвоение теоретических знаний о каждом интервале;
- аппликатурные правила;
- игра на клавиатуре устных заданий учителя.
Для выработки мгновенной реакции пальцев на «сигнал» нотного текста необходимо сформировать свободную ориентировку рук и пальцев на клавиатуре. С этой целью ученику первоначально даются задания на клавиатуре: взять интервал от заданного учителем устно звука вверх или вниз, соблюдая аппликатурные правила. Задания выполняются поочередно каждой рукой.
Исходные аппликатурные формулы интервалов не должны закрепляться до степени полной их автоматизации. Необходимо вовремя приступить к расширению набора аппликатурных вариантов, подготавливая мышление и аппарат маленького пианиста к исполнению аккордов. Эта новая аппликатура терции 1–2, кварты 1–3 и квинты 1–3, 1–4 пальцы.
Второй этап работы: определение интервала по его графическому рисунку.
После работы на клавиатуре обращаемся к нотной графике этих интервалов. Здесь необходимо подчеркнуть, что в любом месте нотного стана каждый интервал имеет свой собственный «внешний вид», определяемый относительным расстоянием между составляющими его нотами.
Так терция выглядит как недостроенный снеговик. Секунда - «две пуговицы». Кварта на одну ступень выше терции и нотные кружочки чуть раздвинулись, но не так широко как у квинты. В квинте же между ними свободно может поместиться еще один нотный кружок с ним квинта становится снеговичком, а без него — словно снеговик потерял свою серединку. Секста на одну ступень шире квинты. Неопытный глаз ученика может спутать сексту с квинтой, поэтому следует обратить внимание ученика на то, что у квинты оба звука или на линейках, или между линейками, а у сексты — один звук записывается на линейке, другой — между линейками. Подобное сравнение уже проводилось между квинтой и квартой, только секста значительно шире кварты. У септимы и октавы оба звука расположены достаточно далеко друг от друга. Помогает их различить тот факт, что у септимы звуки (как у терции и квинты) оба на линеечках или оба между линеечками.
Для автоматизации зрительного восприятия секунды и терции служит следующее упражнение, которое выполняется учеником устно: нужно зрительно определить и назвать интервалы, записанные на нотном стане без ключа.
Домашнее задание содержит те же виды работ, что пройдены на уроке:
1) играть интервалы вверх и вниз от разных белых клавиш разными аппликатурными комбинациями;
2) устно: назвать интервалы, записанные на нотном стане;
3) найти пройденные интервалы в музыкальной пьесе (устно, определив по внешнему виду).
Третий этап работы: игра интервалов по нотной записи.
После того, как ребенок научился свободно строить на клавиатуре интервал вверх и вниз от любой белой клавиши, уверенно пользуется аппликатурными формулами и легко узнает их в нотной записи, задача усложняется. Теперь предстоит сыграть записанные интервалы, предварительно назвав вслух: а) интервал, б) нижний звук.
Ученику предлагается сыграть упражнение, записанное на нотном стане без ключа. Правой — мысленно «ставить» скрипичный ключ, левой — басовый. Полезно повторить упражнение, выбрав в качестве «отправной» точки не нижний, а верхний звук. Упражнение можно усложнить, «поставив при ключе» один — два диеза или бемоля.
Одновременно с игрой упражнений, содержащих только интервалы, рекомендуется читать с листа легкие пьесы, в которых встречаются пройденные интервалы. В зависимости от степени подготовленности, возможностей ученика, можно предложить ему чтение только одной руки.
Параллельное движение интервалов
Чаще всего встречается в виде параллельного движения октавами или секстами как, например, в Менуэте Б. Бартока или Стаккато-прелюдиях С. Майкапара.
При параллельном движении интервалов внимание ученика переключается с вертикали на горизонталь. Все внимание ученика должно быть направлено на нотную запись, рука играет «вслепую», т. е. свою руку ребенок видит как бы «рассеянным зрением». Здесь важно умение «почувствовать» интервал в руке. Предложите ученику выбрать нижнюю или верхнюю ноту в интервале и по ней следить за движением.
Последовательности интервалов с общим звуком
В фортепианной литературе нередко встречаются фрагменты изложения фактуры, представленные в виде последовательности интервалов с общим звуком, который может быть как верхней нотой в интервалах, так и нижней, то есть один голос стоит на месте, а второй движется. Ученику предлагается потренироваться на упражнениях, предварительно определив, за каким голосом ему придется следить.
Последовательности интервалов с движением обоих голосов
На третьем этапе формирования навыков чтения интервалов с листа домашнее задание:
1) играть упражнения, содержащие пройденные интервалы или их последовательности;
2) читать с листа легкие пьесы (выбор пьес зависит от степени продвинутости ученика), содержащие пройденные интервалы или их последовательности.
Трехзвучные аккорды
Так как каждый аккорд представляет собой комплекс уже знакомых интервалов, этапы работы над формированием навыков чтения аккордов аналогичны тем, которые соблюдались в работе над интервалами.
Первый этап работы:
- интервальный состав и аппликатура;
- графический рисунок.
Аккорды отличаются друг от друга интервальным составом. Ученик, хорошо освоивший терции и кварты, не будет испытывать затруднений в распознавании аккордов. Трезвучие — «снеговик» дети узнают сразу. Секстаккорд и квартсекстаккорд отличаются от трезвучия наличием кварты, вся разница в том, где она находится, вверху или внизу.
Маленьким детям вовсе не обязательно сообщать все теоретические сведения об обращениях трезвучия, можно даже не заучивать на первых порах их названия, а ограничиться лишь выражениями «аккорд из кварты и терции» или «аккорд из терции и кварты». Ребенку даются упражнение для устного чтения, где даются трезвучие и его обращения для зрительного закрепления отличий аккордов.
На начальном этапе главное — зрительный охват аккорда. На передний план выходит важность освоения аппликатурных навыков, связанных с чтением аккордов, то есть мгновенная реакция пальцев на графический рисунок аккорда.
Второй этап работы: игра аккордов по нотной записи.
Как и при чтении интервалов, в первую очередь ребенок определяет нижний звук, только затем играет аккорд. Чтение вертикальных комплексов снизу вверх с опорой на их басовый фундамент предпочтительнее при овладении техникой чтения аккордов, что окажется чрезвычайно полезным впоследствии, когда вертикаль намного усложнится.
При чтении с листа трезвучий можно активизировать слух, добавив задачу «услышать» мажор или минор, так как трезвучие несет в себе ладовую окраску.
Для большей активизации зрительного внимания и выработки аппликатурной гибкости можно поиграть упражнения с проставленной аппликатурой.
Последовательности трехзвучных аккордов
В упражнениях, а в последствие в пьесах ставится задача — проследить, как меняется аккорд: какой голос остается, какой движется, проследить голосоведение. При возникновении затруднений можно на первых порах ограничиться устным чтением упражнений.
Четырехзвучные аккорды
К четырехзвучным аккордам главным образом относятся септаккорд и его обращения. Как и при изучении предыдущих аккордов, в первую очередь ученик учится играть септаккорд от разных клавиш, получая задание «держать в уме» ключевые знаки.
Надо заметить, что доминантсептаккорд довольно часто встречается с пропущенным терцовым или квинтовым тоном, то есть в неполном виде. В этом случае его интервальный состав — это терция и квинта. Этот момент заслуживает особого внимания и специальной натренированности рук, поэтому рекомендуется поиграть неполные септаккорды двух видов каждой рукой.
Домашнее задание содержит те же виды работ, что пройдены на уроке: это игра упражнений и чтение с листа нетрудных пьес, закрепляющее навыки, полученные от игры упражнений.
Заключение
Формирование навыков чтения интервалов и аккордов как цельной структурной единицы нотного текста чрезвычайно важно начинать на раннем этапе обучения юного пианиста. При существующих проблемах в этой области можно воспользоваться предложенной методикой, начав в любом классе — чем старше ученик, тем короче срок овладения этим навыком.
Свободно ориентируясь в различных звукосочетаниях, ученик получает известную свободу, встречаясь с аккордовой фактурой, как при чтении с листа, так и при работе над музыкальным произведением в классе специального фортепиано, фортепианного ансамбля или аккомпанемента.
Результатом применения данной работы в педагогической практике является увеличение объёма используемого учебного материала и ускорение темпов его изучения. Это даёт возможность ознакомления с большим числом произведений музыкальной культуры, что, расширяя кругозор учащихся, играет важную роль в развитии художественно-образного мышления, стимулирует интерес ребенка к занятиям, к самостоятельному домашнему музицированию, укрепляя, в конечном итоге, увлеченность музыкой.
Аккорды
В младших и средних классах аккорды извлекаются свободным погружением руки в клавиатуру. При этом запястье должно быть податливым, но не «разболтанным», а пальцы активными для точного звукоизвлечения.
В старших классах школы и в училище в изучаемом репертуаре появляются полнозвучные аккорды (forte), которые требуют большой силы звучания. Такие аккорды извлекаются всей рукой от плеча, а в некоторых случаях и всем корпусом. При этом важно обратить внимание на качество звучания, т.к. очень часто аккорды forte звучат грубо, жестко. Причиной резкого forte чаще всего является безжизненность пальцев, так как именно от их «хватательной» активности зависит красота звучания аккорда.
Особое внимание следует обратить на исполнение аккордов piano и pianissimo, так как в них зачастую не хватает стройности, вылезают или пропадают отдельные звуки. Извлекаются такие аккорды, как это ни покажется странным, «путем погружения в клавиатуру всей руки от плеча». Такой способ звукоизвлечения объединяет действия пальцев и способствует выровненности в аккордах. Положение кисти при этом приподнятое.
Большую трудность представляют собой быстрые аккордовые последовательности, так как являются одним из самых опасных и трудоемких в овладении видов фортепианной техники. Берутся такие аккорды сверху, смелым броском руки на клавиатуру. Пальцы при этом активны. Работу над быстрыми аккордами целесообразно начинать в медленном темпе, чтобы пальцы запомнили свое расположение. Для этого полезно поучить приведенными выше двумя способами.
В быстром темпе возрастает роль крупного, объединяющего движения руки. Оно избавляет аккорды от тяжеловесности и придает им легкость и подвижность. Для объединения аккордов можно использовать метод технической группировки, который также способствует освобождению рук в быстром темпе. В начале каждой группы делаются легкие акценты, с помощью которых следующие за акцентом аккорды играются по инерции. Помимо технической группировки, чтобы избежать зажатости рук, можно использовать паузы, а также при медленном разучивании следить за тем, чтобы пальцы успевали собраться в момент переноса руки на следующий аккорд и раскрыться перед его взятием.
Поскольку очень часто аккордовые последования кроме гармонии содержат еще и мелодию, зачастую исполняемую 5-м и 4-м пальцами, следует обратить на них особое внимание и играть ими певуче. В таких случаях важно научить ученика выделять звук не путем давления соответствующего пальца, а сосредотачивая на нем вес руки. Поработать над данной задачей можно следующим образом: сначала весом руки несколько раз извлекается верхний звук нужным пальцем, а затем исполняется аккорд.
Можно данное упражнение выполнить иначе: сначала взять аккорд, а затем остаться на 5-м (4-м) пальце, отпустив все остальные звуки. Для проверки качества звука в аккордах Сафонов советует следующее упражнение:
После взятия аккорда полностью, нужно выпустить несколько звуков и прислушаться к оставшимся. Если последние звучат ровно – значит, аккорд был взят правильно.
Скачки
«Работая над ″скачками ″, не следует ″швырять″ руку, ″падать″ на клавишу или ″попадать″ в нее; нужно прежде всего научиться просто ″брать″ клавишу (независимо от расстояния) и при этом извлекать звук требуемой силы, глубины и окраски».
Г. Коган в своей книге «Работа пианиста» пишет, что рука должна «настроиться» на скачок заранее – «в какой-то определенной точке за полтакта, такт или несколько тактов до скачка. Поэтому скачок нужно учить с известного расстояния до него – чтобы приучить руку к своевременному "переключению"». Рука должна с одного аккорда моментально передвинуться на второй, благодаря этому «пальцы могут "дотронуться" до "своих" клавиш раньше, чем их необходимо взять». Пианисты называют это приготовленным взятием или игрой с клавиши, а не с лету. При исполнении скачков нужно учитывать два момента:
1) «опускание руки на аккорд должно органически сочетаться с хватательными движениями пальцев».
2) экономия времени (поэтому необходимо тщательно отработать моментальное передвижение руки ко второму аккорду и такое же мгновенное отталкивание от него к началу следующей пары).
Е.М. Тимакин в своем методическом пособии «Воспитание пианиста» в работе над скачками рекомендует следующее упражнение:
На октавы (пример «а») следует глубоко «сесть» и выдержать их, «затем быстрым движением перевести руки по нижней линии к аккордам; схватив пальцами аккорды, сразу оттолкнуться от них, ″выскочить″ вверх и занять позицию над крайними октавами...» и т.д. Затем играем это же упражнение в обратном порядке (нотный пример «б»).
Рекомендуется поиграть данное упражнение в разных тональностях и в различных ритмических и фактурных вариантах. Для точности попадания при исполнении скачков важна психологическая настройка на широкие переносы рук. Сложные скачки можно поучить с закрытыми глазами. Такая тренировка способствует выработке мышечной памяти.
Список используемой литературы
1. Баренбойм Л. А. Фортепианная педагогика. Часть I. М., Музгиз, 1937.
2. Беркман Т. Л. Индивидуальное обучение музыке. Глава III. Чтение с листа. М., Просвещение, 1964.
3. Брянская Ф. Д. Формирование и развитие навыка игры с листа в первые годы обучения пианиста. М., 1971.
4. Буасье А. Уроки Листа. Л., Музыка, 1964.
5. Верхолаз Р. А. Вопросы методики чтения с листа. Под. ред. Т. Л. Беркмана. М., Изд-во АПН РСФСР, 1960.
6. Камаева Т. Ю., Камаев А. Ф. Чтение с листа на уроках фортепиано. Игровой курс. М., Классика-XXI, 2007.
7. Серебровский И. Б. К вопросу о развитии навыка чтения с листа. Труды инс-та культуры им. Н. К. Крупской. Том 13. Л., 1963.
8. Смирнова Т. И. Фортепиано. Интенсивный курс. Методические рекомендации. Стр. 25–33.
9. Цыпин Г. М. Обучение игре на фортепиано. М., Просвещение, 1984.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация по географии. 6 класс. Тема: Практическая работа"Обозначение крупнейших рек Земли" при изучении темы "Реки - артерии Земли"
Линия учебников " Полярная звезда" предлагает выполнение большого количества практических работ по географии. Но методических разработак не так много для того, чтобы учителю справиться с выполнением э...
Урок-семинар по теме "Работа с текстом. Составление сочинения-рассуждения" (подготовка к итоговой аттестации в 9 классе)
Материал урока - семинара может понадобиться учителю, ведущему подготовку к итоговой аттестации в 9 классе...
Открытый урок по теме: «Работа над крупной формой в младших классах ДШИ (на примере Сонатины До мажор Ф. Шпиндлера)».
План-конспект открытого урока в помощь преподавателям фортепианного отделения ДШИ.Развитие и совершенствование навыков работы над произведениями крупной формы в процессе обучения игре на фортепиано....
Работа над крупной техникой. Октавы.
Начинать подготовку к игре октавами, особенно ученикам младших классов, рекомендуется с упражнений на сексты, так как они удобно развивают руку. Лучше всего начать работу с секстовых репетиций, повтор...
Открытый урок на тему: «Работа над крупной формой на примере разбора сонаты Й. Гайдна Ре мажор №50, 1я часть»
развитие и совершенствование навыков работы над произведениями крупной формы в процессе обучения игре на фортепиано...
Выступление на методическом семинаре по теме "Работа социального педагога в составе психолого-педагогического консилиума школы"
Работа социального педагога в составе психолого-педагогического консилиума школы...